Антон Штадлер

редактировать

Антон Пауль Стадлер (28 июня 1753 г. в Брук-ан-дер-Лейта - 15 июня 1812 г. в Вена ) был австрийским кларнетом и бассет-валторн, для которого Вольфганг Амадей Моцарт писал, среди прочего, как его Квинтет для кларнета (K 581) и Концерт для кларнета (K 622). Имя Стадлера неразрывно связано с сочинениями Моцарта для этих двух инструментов.

Содержание
  • 1 Ранняя жизнь и карьера
  • 2 Стадлер и Моцарт
  • 3 Стадлер и бассет-кларнет
  • 4 Дальнейшая жизнь и карьера
  • 5 Работы
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Ранняя жизнь и карьера

Стадлер родился в 1753 году в небольшом городке недалеко от Вены; в 1756 г. его семья переехала в город, где родился его брат Иоганн. Несмотря на то, что оба стали известны как исполнители на кларнете и бассет-валторне, Journal des Luxus und der Moden описал Антона в 1801 году как «великого художника на многих духовых инструментах» и в письме к Игнацу фон Бекке с просьбой о занятии в Валлерстайн. оркестра (6 ноября 1781 г.), сам Антон пишет, что они «умеют еще и немного на скрипке и виоле». В том же письме он заявил, что и он, и его брат «могут дополнять оркестровые навыки дуэтами, прикладами, духовыми октетами и трио бассет-рожков», последнее - вместе с Раймундом Грисбахером.

Концерт 21 марта 1773 г. Kärntnertortheater, программа которого сохранилась, кажется, знаменует собой первое публичное выступление двух братьев в Вене; Среди других записанных выступлений - концерт 19 декабря 1775 года и два концерта (12 и 14 марта 1780 года), в которых они приняли участие в концерте Джозефа Старзера для пяти духовых инструментов. Памела Пулен пишет:

До 1782 года Антон и Иоганн занимали разные должности. Согласно открытым бухгалтерским книгам императорского двора 1779 г., они были наняты двором на основе повинностей. В концертной программе от 12 марта говорится, что братья находятся на службе у графа Карла Пальмового. С октября 1780 года Антон был нанят религиозным орденом Пиаристен Марии Треу в качестве «поместного музыканта». В 1781 году Антон состоял на службе у графа Димитрия Гализина. В том же году Кайзер Иосиф II назвал их услуги «незаменимыми».

Штадлер и Моцарт

Первая встреча Моцарта со Штадлером, возможно, произошла около 1781 года, после его собственного переезда в Вена. В октябре 1781 года он писал о первом исполнении секстетной версии своей E-flat Serenade K 375 : «Шесть джентльменов, исполнивших ее, - бедные нищие, которые, однако, неплохо играют вместе, особенно первые. кларнет и два рожка ". 8 февраля 1782 г. Стадлеры были приглашены в оркестр венского императорского двора, а в следующем году они стали членами императорской гармонии, в которой Стадлер играл на втором кларнете. Очевидная озабоченность Штадлера регистром chalumeau имеет большое значение в свете последующего использования Моцартом его идиоматического потенциала.

Самые ранние документальные свидетельства связи Моцарта со Штадлером датируются годом или двумя позже. Игра кларнетиста вызвала такую ​​реакцию в «Litterarische Fragmente» Иоганна Фридриха Шинка:

Благодарю вас, отважный виртуоз! Я никогда не слышал ничего подобного о том, что вы изобрели со своим инструментом. Никогда бы я не подумал, что кларнет может имитировать человеческий голос, как вы имитировали. Действительно, у вашего инструмента такой мягкий и прекрасный звук, что никто не может устоять перед ним - а у меня он есть, дорогой Виртуоз; позвольте мне поблагодарить вас. Я слышал сегодня музыку для духовых инструментов Герра Моцарта, в четырех частях, а именно. четыре рожка, два гобоя, два фагота, два кларнета, два бассетных рожка, контрабас, и у каждого инструмента сидел мастер - о, какой великолепный эффект он произвел - великолепный и великий, превосходный и возвышенный!

Шинк здесь явно относится к исполнению Серены Моцарта для тринадцати инструментов K 361 / 370a, которая, вероятно, являлась частью благотворительного концерта Штадлера в Национальном придворном театре, рекламируемого в Wienerblättchen от 22 марта 1784 года: «Герр Штадлер старший, в В настоящее время Его Величество Император проведет музыкальный концерт для своего собственного блага, на котором, среди других хорошо подобранных произведений, будет исполнена великая духовая пьеса особого рода, сочиненная герром Моцартом ». Не прошло и недели после этого первого задокументированного выступления, 1 апреля состоялась премьера Моцарта Фортепианный квинтет K 452, в который вошли партии как для композитора, так и для кларнетиста.

Прибытие в Вену богемных исполнителей Антона Давида и Винсента Спрингера стало важным катализатором написания бассет-рожка Моцарта. Они уже получили широкую огласку еще в 1782 году, когда их выступление в Людвигслюсте «на малоизвестных инструментах, которые они называют бассет-рогами» было процитировано К.Ф. Крамер в следующем году. По-настоящему серьезное увлечение Моцарта бассет-рожком началось в конце 1783 года, когда он за два года написал для этого инструмента тринадцать произведений:

  • Notturni K 436, 437, 438, 439 и 346 / 439a
  • 25 пьес для трех бассетных валторн K 439b
  • масонская траурная музыка K 477 / 479a
  • Адажио си-бемоль K 411 / 484a для двух кларнетов и трех бассетных валторн
  • Адажио в FK 410 / 484d для двух бассет-рожков и фагота
  • фрагмент квинтета си-бемоль для клавишных, гобоя, кларнета, бассет-валторны и фагота (K 452a)
  • фрагмент Allegro assai си-бемоль для двух кларнетов и трех бассетных валторн (K 484b), возможно, связанный с K 411 / 484a
  • фрагмент адажио in F для кларнета и трех бассетных валторн ( K 484c), возможно связанный с K 580a
  • фрагментом аллегро в F (K 484e), возможно, для бассет-рожка

Последний датируется концом 1785 года. наличием четырех отличных альт-кларнетисты и бассет-валторны - Стадлеры, Дэвид и Спрингер - которые вместе должны были вдохновить на озвучивание Моцарта Серенада K 361 / 370a, в дополнение к более ритуальным произведениям, таким как Adagio K 411 / 484a. Действительно, бассет-рожок стал ассоциироваться с масонским ритуалом, для которого его особый характер идеально подходил, и 27 сентября 1785 года Антон Стадлер был принят в ложу «Zum Palmbaum» («Пальмовое дерево»). 20 октября того же года. В этом году он и Моцарт выступили на благотворительном концерте (чтобы оплатить дорогу Дэвида и Спрингера домой), организованном ложами «Пальма» и «Три орла» Венского масонского ордена, а 17 ноября - в самом важном произведении масонской музыки Моцарта, Maurerische Trauermusik K 477 / 479a, был исполнен во время Ложи Скорби по поводу смерти двух братьев, Георга Августа, герцога Мекленбург-Стрелица, и Франца, графа Эстерхази Галантского. Для этой пьесы Моцарт использовал необычный и случайный сборник музыкантов: партия кларнета, вероятно, предназначалась для Штадлера, а партия контрабагота - для Теодора Лотца. Первоначальная оценка также включала один бассет-рожок, но еще два были добавлены Моцартом, предположительно для того, чтобы разрешить участие Дэвида и Спрингера. Стадлер и Моцарт снова появились на другом благотворительном концерте для богемской пары в Ложе Коронованной Надежды 15 декабря 1785 года, для которого были представлены предметы «Партии [сюита], составленная братом Стадлером для шести духовых инструментов, для которой Hon. Брат Локц [sic] будет играть на фаготе большой октавы »; Партиты Стадлера больше не существует. Примечательно, что Моцарт больше ничего не писал для бассет-рожка после этого концерта до 1788 года, когда он выпустил фрагмент фортепианного концерта (K 537b) и Канцонетту K 549.

Моцарт Трио кларнета K 498 была написана для пианистки Франчески фон Жакин и должна была быть сначала сыграна в семейном доме при участии Штадлера и самого композитора. Он, несомненно, отражает излюбленные техники и идиомы каждого из игроков, в том числе мастерство Штадлера в регистре шалюмо, о чем свидетельствует форма аккомпанемента и мелодические фигуры, включая ту часть компаса.

Опера Моцарта La clemenza di Tito (K 621) впервые была услышана в Праге 6 сентября 1791 года. Хотя оркестр был оркестром Сословного театра, Штадлер поехал в Прагу с Моцартом, который в него вошли две арии с основными соло: «Parto, parto» Сесто, в которой есть большое соло на бассет-кларнете, и «Non più di fiori» Вителлии, в которой также звучит соло бассет-валторны.

Хотя красноречие, написанное Моцартом для кларнета для Штадлера, свидетельствует о замечательных музыкальных отношениях, сохранившиеся свидетельства их личной дружбы остаются фрагментарными. В любом случае, прозвище кларнетиста Моцартом свидетельствует об общем чувстве юмора; «Notschibinitschibi» - это комбинация двух слов: «Notschibi» означает бедный олух или скупец, а «Nitschibi» - глупый молодой человек. Тем не менее, остается много свидетельств того, что Штадлер в лучшем случае был безответственным, а в худшем - попустительствовал. Сестра Констанции Моцарта, Софи Хайбель, рассказала Георгу Николаусу фон Ниссену, как Стадлер украл у Моцарта, и письмо Констанце к издателю Иоганн Андре предполагает, что она и другие не очень высокого мнения о нем. Более того, хотя Теодор Лотц создал бассет-кларнеты Стадлера (см. Ниже), Стадлер позже приписал их изобретение себе, воспользовавшись преждевременной смертью Лотца в 1792 году, всего через шесть месяцев после смерти Моцарта. Компания Stadler никогда не платила ни за инструменты, ни за K 622, которые, как утверждает Ниссен, были заказаны Моцартом. Прискорбно видеть, в какой степени Моцарт вовлекал Стадлера в свою личную жизнь и финансы, учитывая, как часто сам композитор был в долгах.

В конце концов, однако, не может быть никаких сомнений в том, что персонаж Стадлера поразил аккорд глубоко в Моцарте, который очень любил его. За это мы должны быть благодарны: тесная дружба Моцарта со Стадлером и Лотцем подарила кларнетистам одну из самых возвышенных музыки, которую только можно вообразить.

Штадлер и бассет-кларнет

Сохранившаяся программа для концерта 20 Февраль 1788 года документирует важную веху в истории Штадлера и Моцарта, знаменующую появление нового кларнета. Он объявляет о концерте в Хофтеатре, на котором

герр Штадлер-старший на службе у своего величества кайзера сыграет концерт на бас-кларине и вариацию на бас-кларине, инструменте нового изобретения и производство придворного мастера Теодора Лоза [sic]; у этого инструмента на два тона больше, чем у обычного кларнета.

Инструмент Штадлера теперь известен как бассет-кларнет - термин, придуманный Иржи Кратохвилом, чтобы отразить его родство с бассет-рожком и избежать путаницы с бас-кларнет, оркестровая карьера которого началась только в 19 веке. Что касается вариаций, рекламируемых в программе Штадлера 1788 года, к настоящему времени определен ряд работ, в том числе вариации на разные любимые темы и десять вариаций на тему «Не обидитесь со мной». Возможным кандидатом на роль другого кларнета может быть другое сочинение Стадлера или, возможно, Концерт си-бемоль мажор, приписываемый Джозефу Михлю.

Упомянутые в концертной программе «на два тона больше, чем у обычного кларнета [компас которого заканчивается на букву е]», не могут быть легко идентифицированы однозначно. Кларнет-бассет Лотца должен быть связан с фрагментом квинтета Моцарта в си-бемоль K 516c, 93 такта механизма, который в 1828 году, как полагал Ниссен, был изначально завершен. Ноты бассета происходят только из такта 55, d затем повторяются 7 раз, что приводит к записи в басовом ключе на октаву ниже высоты тона, как в бассет-роговом письме Моцарта. Точно так же вторая партия кларнета арии Феррандо «Ah lo veggio» из Così fan tutte в общей сложности 7 раз опускается до d. Избегание Моцартом тоники c привело некоторых авторов к предположению, что ре и ми-бемоль были дополнительными нотами на инструменте Лотца, но очевидная параллель с бассет-рожком делает c и d гораздо более вероятными: Роберт Д. Левин реконструировал K 516c и полагает, что недостающая часть должна содержать несколько примеров низкой c.

Именно для этого расширенного кларнета Концерт для кларнета и, возможно, Квинтет для Были написаны кларнет и струнные. Концерт ре мажор для бассет-кларнета был написан для Штадлера Францем Ксавером Зюссмайром, который сохранился в виде двух неполных рукописей. Сейчас считается, что концерты для кларнета Джозефа Леопольда Эйблера и Леопольда Козелуха также были написаны для Антона Штадлера.

Дальнейшая жизнь и карьера

В письме к Констанце от октября 1791 года Моцарт пишет о завершении последней части K 622 («Рондо Штадлера»), и Стадлер отправляется в продолжавшееся концертное турне. около четырех лет, за это время он посетил не менее девяти городов, выступая более десятка раз:

  • Прага, 16 октября 1791 г.
  • Берлин, 31 января и 23 марта 1792 г.
  • Варшава, 4 мая и 11 сентября 1792 г.
  • Вильню, 1793
  • Рига, 27 февраля, 5 и 21 марта 1794 г.
  • Санкт-Петербург, 13 мая 1794 г.
  • Любек, 16 и 27 сентября 1794 г.
  • Гамбург, 29 ноября и 20 декабря 1794 г.
  • Ганновер, 12 сентября 1795 г.

Воспользовавшись своим статусом музыканта Королевского императорского двора из Вены, он предположительно также давал уроки. Отзывы об игре Стадлера в целом лестны, например, комментарии в Berlin Musikalisches Wochenblatt 1792 года, где он описывается как «блестящий и опытный; он также приобрел точность, свидетельствующую о его уверенности ».

К 1796 году Стадлер вернулся в Вену, занял свой пост вместе со своим братом и начал сочинять произведения для бассет-рожка и кларнета, ряд из которых был опубликован. В 1798 году венский композитор Йозеф Леопольд Эйблер завершил концерт для кларнета, очень вероятно, для Антона Штадлера, прекрасное трехчастное произведение с полным оркестром в комплекте с гармонией (включая кларнеты), трубами и литаврами, в котором Разделы tutti демонстрируют прекрасную композиционную технику Эйблера. В рукописи концерта две версии сольной партии написаны на разных нотоносцах: они различаются по своим техническим требованиям, и кажется, что исполнитель мог счесть верхнюю строку слишком сложной (большая часть работы с отрывками находится в очень высоком регистре, вверх к а) и убедил композитора сделать упрощенную версию.

Штадлер был приглашен венгерским графом Георгом Феститиксом для помощи в организации музыкальной школы в Кестхей недалеко от Платтензее. Результатом стал 50-страничный план музыки Штадлера 1800 года, который представляет собой продуманную и организованную сторону Штадлера, о существовании которой даже не подозревали (оригинал хранится в Национальной венгерской библиотеке в Будапеште). В документе, основанном на ряде вопросов, заданных графом, рекомендуется строгое обучение, сочетающее исполнение, теорию музыки и композицию с обучением в школе по широкому кругу предметов. Примеры приоритетов Штадлера включают изучение скрипки, пения и фортепиано (что также требует от студентов научиться настраивать фортепиано), «общее образование» (потому что в противном случае человек становится «половинкой»), а также понимание психологии. производительности. У него также есть мудрые слова о том, как вести себя в профессии, и он предлагает инструменталистам «не заглушать певцов, не сдерживаться и не двигаться вперед в темпе, не публично осуждать чужую случайную ошибку и не высмеивать своих коллег». Список репертуара и теоретических текстов находится в конце документа и включает упоминание о предстоящем методе игры на кларнете, который должен быть написан самим Стадлером. План Мюзика служит, по крайней мере, частично, чтобы укрепить репутацию Стадлера.

После четырехлетнего турне он оставил жену и перешел к молодой швеи Фридерике Кабель, с которой оставался до конца своей жизни. Несомненно, он безответственно тратил деньги и продолжал влезать в долги. Он умер от истощения и был похоронен 17 июня 1812 года на старом католическом кладбище в Мацляйнсдорфе.

Произведения

Следующий список был составлен Альбертом Райсом.

Для кларнета :

  • Трио каприса для кларнета seule (опубликовано в Вене около 1808 г. и посвящен графу Иоганну Эстерхази, магистру Ложи Венценосной Надежды и ученику кларнета Штадлера)
  • Trois fantaisies ou poppourris pour la кларнет-seule (опубликовано в Вене около 1809 г.)
  • Variations sur différents любимые темы (Вариации на разные любимые темы) для кларнетт seule (опубликовано в Вене примерно в 1810 г.)
  • Шесть прогрессивных дуэтов для 2-х кларнетов (опубликовано в Вене примерно в 1808 г.)
  • 6 концертных дуэтов налить 2 кларнета (издано в Вене)
  • 12 ländlerische Tänze für 2 Clarinettes (утерян)
  • 10 вариаций über "Müsst ma nix in übel aufnehma" (Вы не должны обижаться на меня) для Кларнет (утерян)

Для бассет-рожка :

  • 18 Terzetten für 3 Bassetthörner. Примечательной является запись Трио ди Бассетто (Жан-Клод Вейлан, Эрик Лоро и Жан-Луи Гош) на исторических рожках бассета фа Л. Вержа (Париж) по произведениям А. Кирста (Потсдам) и Жиля Томе (Париж). по Р. Грисбахеру (Вена); K617 K617060 (1995).

Для czakan :

  • 6 Duettinos pour 2 Csákans ou csákan et Violon (№№ 1 и 2 опубликованы в Вене в 1808 г.)
  • 7 Variations pour Csákan (опубликовано в Вене ок. 1812 г.)
  • 7 вариаций для Чакана (опубликовано в Вене ок. 1812 г.)
  • 9 вариаций über "Müsst ma nix in übel aufnehma" für Csákan (утрачено)
  • 3 каприса для двойного Csákan ou Fl doublete (утеряны)

Для духового ансамбля:

  • 2 Märsche (утеряны)
  • 12 deutsche Tänze mit Trios (утеряны)
Ссылки
  1. ^Michael Lorenz : «Моцарт Патенкинд», Acta Mozartiana 58, vol. 1, июнь 2011 г., стр. 57–70.
  2. ^Ф. Bertuch, 'Wiener Kunstnachrichten', Journal des Luxus und der Moden 1801, 16, стр. 543.
  3. ^Poulin, Pamela L. (1988). «Малоизвестное письмо Антона Штадлера». Музыка и письма. 69 (1): 49–56. doi : 10,1093 / мл / 69.1.49. ISSN 0027-4224.
  4. ^ Лоусон, Колин (1996). Моцарт: Концерт для кларнета. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-47929-0.
  5. ^ Poulin, Pamela L. (1982). "Бассет-кларнет Антона Стадлера". Симпозиум музыки колледжа. 22 : 67–82. Проверено 17 мая 2020 г.
  6. ^Гербер, Эрнст Людвиг (1792). "Стадлер". Historisch-Biographisches Lexicon der Tonkünstler (на немецком языке). Breitkopf. 72 : 556. Проверено 17 мая 2020 г.
  7. ^Шинк, Иоганн Фридрих (1785). "Музыкальная академия фон Штадлера". Litterarische Fragmente (на немецком языке). Грац: 286. Проверено 17 мая 2020 г. Musikalische Akademie von Stadler, Virtuos auf dem Klarinet. Sollst meinen Dank haben, храбрее Виртуозы! был du mit deinem Начальный инструмент, das hört 'ich noch nie. Hätt's nicht gedacht, daß ein Klarinet menschliche Stimme so täuschend nachahmen könnte, als du sie nachahmst. Hat doch dein Instrument einen Ton so weich, so lieblich, daß ihm Niemand widerstehn kann, der ein Herz hat, und das hab 'ich, lieber Virtuos: habe Dank! Hab 'auch heut eine Musik gehört mit Blasinstrumenten, von Herrn Mozart, in vier Säzzen - herrlich und hehr! Sie bestand aus dreizehn Instrumenten, als vier Corni, zwei Oboi, zwei Fagotti, zwei Clarinetti, zwei Basset-Corni, ein Center-Violon, und saß bei jedem Instrument ein Meister - o es tat eine Wirkung - herrlich und groß, treflich und hehr !
  8. ^"Музыкальная академия". Das Wienerblättchen (на немецком языке). Вена: 11, 22 марта 1784 г. Дата обращения 17 мая 2020 г. Heut wird Herr Stadler der ältere in wirklichen Diensten Sr. Majestät des Kaisers, im k. k. National-Hoftheater eine musikalische Akademie zu seinem Vortheil geben, wobey unter anderen gut gewählten Stücken eine große blasende Musik von besonderer Art, von der Composition des Hrn. Моцарт gegeben wird.
  9. ^Крамер, Карл Фридрих (1783). "Людвигслуст 1782". Magazin der Musik (на немецком языке). Гамбург: Musicalische Niederlage: 179–180. Проверено 17 мая 2020 года. Noch spielten zwei brave Männer, David und Springer auf noch ganz unbekannten Instrumenten, die sie Bassethörner nennen. Sie kommen aus Russland. Das Instrument hat einen Umfang von 4 Octaven, einen sehr schönen und gleichen Ton von oben bis unten, und lässet sich eben so cantabel spielen; als sich grosse Schwierigkeiten darauf ausüben lassen.
  10. ^Deutsch, Otto Erich (1978). Моцарт: документальная биография. Лондон: Черный.
  11. ^ Хёприх, Эрик (2008). Кларнет. Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10282-6.
  12. ^Ниссен, Георг Николаус фон (1828). "Hinterlassene Werke Моцарта". Биография Анхан цу Вольфганга Амадея Моцарта. 1828 г. (на немецком языке). Лейпциг: Breitkopf Härtel. п. 17. Quintetto für Clarinetto, 2 Violinen, Viol. унд Бас. B #. Der erste Theil Allo von 90 Tacten ist vollendet. Der zweyte Theil besteht aus 3 Tacten.
  13. ^R.D. Левин, 'Das Klarinettenquintett B-Dur, KV Anh. 91 / 516c; ein Ergänzungsversuch ', Mozart-Jahrbuch 1968–70, стр. 320.
  14. ^«Берлин, Fremde Virtuosen. Hr. Stadeler, Klarinettist aus Wien». Musikalisches Wochenblatt (на немецком языке). Берлин: Berlinische Musikhandlung. XV : 118. 1792. Дата обращения 16 мая 2020. Hr. Stadeler, Klarinettist aus Wien. Эйн Манн Воллер Талант; auch ist er dafür bei Hofe, wo er sich nun schon verschiedene Male hat hören lassen, erkannt. Sein Spiel - это великолепно, унд фертиг; auch hat er sich dabei eine Präzesion zu eigen gemacht, die von seiner Sicherheit zeuget. Im Ganzen hat er aber nicht den einschmeichelnden sanften Ton und geschackvollen Vortrag, wodurch der Hr. Tausch, Kammermusiker bei Sr. Maj. Der reg. Königinn seine Zuhörer so of entzücket. Der Hr. Stadeler hat sein Instrument vermittelst einer Klappe um einige Töne bereichert; der Gewinn dürfte aber, der hinzugekommenen Klappe wegen, wodurch das Instrument nun fast mit Klappen überladen wird, nicht groß seyn. Man schmeichelt sich sehr, den Hrn. St. auch noch im Publ. zu hören, wer indessen weiß, wie zerstreuet und von Musik gesättigt das hiesige Publ. ist, kann weiter nichts als fromme Wünsche thun.
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-11 19:12:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте