Георг Николаус фон Ниссен (иногда Николай или Николай; 22 января 1761 - 24 марта 1826) был датским дипломатом и историк музыки. Его помнят как автора одной из первых биографий композитора Вольфганга Амадея Моцарта, которая до сих пор используется как научный источник.
Ниссен родился в Хадерслев, Дания. Он закончил школу в 1781 году и стал «уполномоченным агентом Главпочтамта» в Копенгагене в 1781 году. В 1792 году он стал дипломатом датской дипломатической службы. С 1793 года он работал в Вене в качестве поверенного в делах.
. В 1797 году, занимая этот пост, Ниссен впервые встретился с вдовой Моцарта Констанце, муж которой умерла шестью годами ранее в 1791 году. Первоначально он был ее арендатором. Они начали жить вместе в сентябре 1798 года.
Констанца пережила тяжелый период после смерти Моцарта, пытаясь предотвратить бедность для себя и двух своих сыновей. В этом она преуспела, получив пенсию от императора и заработав немалые деньги на концертах музыки Моцарта и продаже его рукописных произведений издателям. Ниссен приехал, чтобы участвовать в этих работах, взяв на себя большую часть работы по ведению переговоров с издателями. Он также помогал заботиться о детях, взяв на себя (по словам) «роль заботливого отца» в семье.
Ниссен и Констанце поженились 26 июня 1809 года. Свадьба состоялась в собор Прессбурга (сегодня Братислава ), куда временно перебрался иностранный дипломатический корпус, когда армии Наполеона взяли Вену. В браке детей не было.
В 1812 году пара переехала в Копенгаген, где Ниссен занял должность цензора. Они жили здесь до 1820 года, на улице Lavendelstrde 1, где до сих пор сохранились многие дома того периода.
В 1820 году Ниссен удалился, и пара переехала в Зальцбург. Ниссен давно планировал написать биографию Моцарта, и эта работа серьезно началась в 1823 году. Ниссен сильно выиграл, когда пожилая старшая сестра Моцарта Наннерль подарила ему и Констанце коллекцию из примерно 400 семейных писем Моцарта. Он усердно работал, чтобы собрать весь биографический материал, который мог, в том числе интервью с людьми, которые знали композитора.
К сожалению, сбор материала все еще продолжался, когда Ниссен умер 24 марта 1826 года. Только неполные Предисловие полностью можно отнести к Ниссену. Завершение работы, основанное на его записях, было поручено врачу и энтузиасту Моцарта, живущему в Пирне, Иоганну Генриху Фейерштейну (1797–1850). Ангермюллер и Стаффорд (цитируются ниже) называют Фейерштейна «нестабильным», а Халливелл оценивает его работу так: «книга была слеплена наугад из сырого материала, и результат был катастрофическим с точки зрения качества». Ангермюллер и Стаффорд также называют работу «проблематичной», добавляя, что «большие разделы взяты из более ранних отчетов, часто сомнительной надежности, и содержат противоречия и ошибки. Цитируемые в нем буквы были отобраны и подвергнуты цензуре». Эти авторы оставляют открытым вопрос, виноват ли Ниссен или Фейерштейн.
Биография была опубликована посмертно в 1829 году под названием «Биография В. А. Моцарта». Nach Originalbriefen, Sammlungen alles über ihn Geschriebenen, mit vielen neuen Beylagen, Steindrücken, Musikblättern und einem Facsimile.
Надгробие Ниссена в ЗальцбургеНиссен умер в возрасте 62 лет в Зальцбурге, там был похоронен. Его надгробие, на котором он был назван «муж вдовы Моцарта», все еще можно посетить.
В творчестве Ниссена была предпринята попытка достичь компромисса между точкой зрения Нимечека и Шлихтегролля. Он попытался задокументировать все, что было написано о Моцарте до сих пор, и дать точное описание жизни Моцарта, основанное на первоисточниках, а именно письмах семьи Моцарта. Кроме того, у него был прямой свидетель в качестве источника, его жена Констанца Моцарт, которая передала ему наследство Моцарта.
Ниссен больше всего заслуживает похвалы за свои усилия по сбору всех документов, касающихся Моцарта, начиная с писем семьи Моцарта и включая памятные монеты и памятники. Правда, он довольно щедро относился к письменным источникам и редактировал некоторые отрывки, особенно из писем Моцарта. (Об одном случае боудлеризации Ниссена см. Алоизия Вебер.) Однако он сделал это не для того, чтобы исказить образ Моцарта, а из «биографического уважения». В предисловии к своей биографии он объясняет:
Более поздние биографы часто пытались вернуть «биографическое уважение» Ниссена, не из-за неуважения к Моцарту, а ради научной точности.
Другой возможный источник неточности в биографии - Констанца. Согласно Мейнарду Соломону, она «проявляла интерес к преувеличению щедрости, бедности и непризнания Моцарта, и поэтому в биографии Ниссена она подтвердила множество ложных сообщений - в первую очередь тех, которые исходили от [издателя]. Фридрих Рохлитц - ведение подобных дел, включая утверждения о том, что им воспользовались импресарио, издатели и коллеги-музыканты ».