Констанц Моцарт

редактировать
Констанция Моцарт в изображении в 1782 году ее зятем Джозефом Ланге

Марией Констанце Цецилией Хосефой Йоханной Алоизией Моцарт (урожденной Вебером ) (5 января 1762 - 6 марта 1842) был обученным австрийским певцом. Она была замужем дважды, ее первым мужем был Вольфганг Амадей Моцарт, а позже, вместе со своим вторым мужем Георгом Николаусом фон Ниссеном, был биограф Моцарта. У нее и Моцарта было шестеро детей: Карл Томас Моцарт, Франц Ксавер Вольфганг Моцарт и еще четверо, которые умерли в младенчестве.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Брак с Моцартом
  • 3 После смерти Моцарта
  • 4 Влияние на музыку Моцарта
  • 5 Обработка биографов
  • 6 Предполагаемая фотография
  • 7 Наследие
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Ранние годы

Констанца Вебер родилась в Зелл-им-Визенталь, город около Лёррах в Баден-Вюртемберге, на юго-западе Германии, затем Дальней Австрии. Ее матерью была Сесилия Вебер, урожденная Штамм. Ее отец, Фридолин Вебер, работал «контрабасистом, суфлером и копиистом ». Сводный брат Фридолина был отцом композитора Карла Марии фон Вебера. У Констанц было две старшие сестры, Джозефа и Алоизия, и одна младшая, Софи. Все четверо были певцами, и Джозефа и Алоизия сделали выдающуюся музыкальную карьеру, позже выступив в премьерах ряда произведений Моцарта.

На протяжении большей части воспитания Констанц семья жила в родном городе ее матери Мангейме, важном культурном, интеллектуальном и музыкальном центре того времени. 21-летний Моцарт посетил Мангейм в 1777 году в поисках работы со своей матерью и установил тесные отношения с семьей Веберов. Он влюбился не в 15-летнюю Констанцу, а в Алоизию. Пока Моцарт был в Париже, Алоизия получила должность певицы в Мюнхене, и семья сопровождала ее там. Она отвергла Моцарта, когда он проезжал через Мюнхен на обратном пути в Зальцбург.

Семья переехала в Вену в 1779 году, снова вслед за Алоизией, которая продолжала свою карьеру. Через месяц после их прибытия Фридолин умер. К тому времени, когда Моцарт переехал в Вену в 1781 году, Алоизия вышла замуж за Джозефа Ланге, который согласился помочь Сесилии Вебер с годовой стипендией, и она также принимала жильцов, чтобы сводить концы с концами. Дом, в котором жили Веберы (на втором этаже), находился по адресу Am Peter 11, и носил имя (как и дома в то время): Zum Auge Gottes («Глаз Бога»).

Брак с Моцарт

Впервые прибыв в Вену 16 марта 1781 года, Моцарт останавливался в доме Тевтонского ордена с посохом своего покровителя архиепископа Коллоредо. В мае он «был вынужден уехать» и решил поселиться в доме Веберов, первоначально намереваясь «пробыть там всего неделю».

Через некоторое время Сесилии Вебер стало очевидно, что Моцарт был ухаживая за Констанце, которой сейчас 19, и в интересах приличия она попросила его уйти. 5 сентября Моцарт переехал в комнату на третьем этаже Грабена.

. Ухаживание продолжалось, не совсем гладко. Сохранившаяся переписка показывает, что Моцарт и Констанца ненадолго расстались в апреле 1782 года из-за эпизода, связанного с ревностью (Констанце разрешила другому молодому человеку измерить ее икры в гостиной). Моцарт также столкнулся с очень сложной задачей - получить разрешение на брак от своего отца, Леопольда.

Брак, наконец, состоялся в атмосфере кризиса. Даниэль Хартц предполагает, что в конце концов Констанца переехала к Моцарту, что по нравам того времени опозорило бы ее. Моцарт написал Леопольду 31 июля 1782 года: «Все добрые и благонамеренные советы, которые вы послали, не относятся к случаю человека, который уже зашел так далеко с девушкой. Дальнейшая отсрочка не может быть и речи». Хартц рассказывает: «Сестра Констанции Софи со слезами на глазах заявила, что ее мать пошлет полицию за Констанц, если она не вернется домой [предположительно из квартиры Моцарта]». 4 августа Моцарт написал баронессе фон Вальдштеттен, в котором спрашивал: «Может ли полиция таким образом проникнуть в чей-либо дом? Возможно, это всего лишь уловка мадам Вебер, чтобы вернуть свою дочь. Если нет, я не знаю лучшего средства, чем жениться на Констанце завтра утром или, если возможно, сегодня ».

Брак действительно состоялся в тот день, 4 августа 1782 года. В брачном контракте Констанца« назначает своему жениху пятьсот гульденов, которые [...] Последний пообещал увеличить на тысячу гульденов ", а итоговую сумму" передать оставшемуся в живых ". Кроме того, все совместные приобретения во время брака должны были оставаться в общей собственности обоих. Через день после заключения брака по почте пришло согласие отца Вольфганга.

У пары было шестеро детей, из которых только двое выжили в младенчестве.

  1. Раймунд Леопольд (17 июня - 19 августа 1783 г.)
  2. Карл Томас Моцарт (21 сентября 1784 г. - 31 октября 1858 г.)
  3. Иоганн Томас Леопольд (18 октября - 15 ноября 1786 г.)
  4. Терезия Констанция Адельхайд Фридерике Мария Анна (27 декабря 1787 г. - 29 июня 1788 г.)
  5. Анна Мария (род. 16 ноября 1789 г.)
  6. Франц Ксавер Вольфганг Моцарт (26 июля 1791 г. - 29 июля 1844 г.)
После смерти Моцарта
Констанце в 1802 году, портрет Ганса Хансена

Моцарт умер в 1791 году, оставив долги и поставив Констанце в затруднительное положение. На этом этапе деловые навыки Констанце принесли свои плоды: она получила пенсию от императора, организовала прибыльные мемориальные концерты и начала кампанию по публикации произведений своего мужа. Эти усилия постепенно сделали Констанце финансово обеспеченным и, в конечном итоге, богатым. Она отправила Карла и Франца в Прагу обучаться у Франца Ксавера Нимечека, с которым она сотрудничала над первой полнометражной биографией Моцарта.

В конце 1797 года она встретила Георга Николауса фон Ниссена, датского дипломата и писателя, который первоначально был ее арендатором. Они начали жить вместе в сентябре 1798 года и поженились в Прессбурге (сегодня Братислава ) в 1809 году. С 1810 по 1820 год они жили в Копенгагене, а затем путешествовали по Европе, особенно в Германии и Италии. Они поселились в Зальцбурге в 1824 году. Оба работали над биографией Моцарта; В конце концов Констанце опубликовала его в 1828 году, через два года после смерти своего второго мужа.

В последние годы Констанце в Зальцбурге у нее были две оставшиеся в живых сестры, Алоизия и Софи, тоже вдовы, которые переехали в Зальцбург и жили там там живет.

Влияние на музыку Моцарта
Надгробие Констанции Моцарта, кладбище Себастианской церкви, Зальцбург

Констанца была музыкантом и сыграла важную роль в карьере своего мужа. Можно привести два примера.

Необыкновенное написание для сопрано соло в Большой мессе до минор (например, в разделе «Christe Eleison» движения Kyrie или арии "Et incarnatus est") предназначалась Констанце, спевшей в 1783 году премьеру этого произведения в Зальцбурге. Мейнард Соломон в своей биографии Моцарта умозрительно описывает эту работу как подношение любви.

В период ухаживания пары Моцарт начал навещать барона Готфрида ван Свитена, который позволил ему изучить свою обширную коллекцию рукописей произведений Баха и Гендель. Моцарт был взволнован этим материалом, и он подготовил ряд композиций в стиле барокко. Важным толчком к этому послужила Констанция, которая, очевидно, полюбила барокко контрапункт. Об этом известно из письма, которое Моцарт написал своей сестре Наннерль 20 апреля 1782 года. К письму прилагалась рукописная копия произведения композитора Фантазия и фуга, К. 394.

. фуга и записал, пока обдумывал прелюдию. Я только надеюсь, что вы сможете это прочитать, потому что он написан очень мелко; и надеюсь, что в дальнейшем она вам понравится. В другой раз пришлю вам что-нибудь получше для клавира. Моя дорогая Констанца действительно является причиной появления этой фуги в мире. Барон ван Свитен, к которому я хожу каждое воскресенье, дал мне все произведения Генделя и Себастьяна Баха, чтобы они забрали их домой (после того, как я сыграл их ему). Когда Констанце услышала фуги, она безумно влюбилась в них. Теперь она будет слушать только фуги, и особенно (в таком составе) произведения Генделя и Баха. Ну, поскольку она часто слышала, как я играю фуги из головы, она спросила меня, записывал ли я когда-нибудь что-нибудь, и когда я сказал, что нет, она резко отругала меня за то, что я не записал некоторые из моих композиций в этом самом художественно красивом всех музыкальных форм и никогда не переставал умолять меня, пока я не написал для нее фугу.

Опыт письма в стиле барокко оказал важное влияние на более поздние работы Моцарта в мессе до минор как а также в более поздних светских произведениях, таких как последняя часть 41-й симфонии или оперы Волшебная флейта.

Обработка биографов
1840 дагерротип, предположительно показывающий Констанца Моцарт (серьезные сомнения см. В тексте), крайняя слева, за два года до смерти; Баварский композитор [де ] сидит в центре спереди, слева от него - его жена Хосефа; слева направо сзади - семейный повар Филип Латтнер (зять Келлера) и дочери Келлера Луиза и Жозефа; Впервые это изображение привлекло внимание ученых в 1958 году.

Согласно Словарю музыки и музыкантов Гроув, ряд ее биографов обошлись с Констанц жестко и несправедливо: «Стипендия начала 20 века. сурово критиковал ее как неразумную, немузыкальную и даже неверную, а также как пренебрежительную и недостойную жену Моцарта. Такие оценки (все еще актуальные) не основывались на убедительных доказательствах, были запятнаны антифеминизмом и, вероятно, были ошибочными по всем пунктам ". Жалобы на несправедливость по отношению к Констанце также появляются в нескольких недавних биографиях Моцарта: Браунберенс (1990), Соломон (1995) и Холливелл (1998).

Предполагаемая фотография

С тех пор Впервые представленная вниманию ученых в 1958 году, многочисленные источники средств массовой информации и публикации на протяжении многих лет утверждали, что единственная сохранившаяся фотография, на которой, как сообщается, изображена единственная известная фотография вдовы Моцарта, - это сама Констанца (Моцарт) Ниссен в возрасте 78 лет. дагерротип, предположительно был снят в Альтёттинг, Бавария, в октябре 1840 года возле дома композитора Макса Келлера. Однако некоторые исследователи Моцарта опровергли это утверждение как ложное по разным причинам. Во-первых, фотография не могла быть сделана на открытом воздухе, поскольку утверждалось, что линзы для создания таких изображений были изобретены не Джозефом Петцвалем до смерти Констанце в 1842 году. Во-вторых, документально подтверждено, что Констанце была искалечена из-за изнурения. артрит в последние годы жизни. Как сказала Агнес Селби, автор книги «Констанца, возлюбленная Моцарта», 8 июля 2006 г. она высказала свое мнение относительно фотографии на веб-сайте «Форумы гидов по классической музыке»: «Она никак не могла поехать навестить Максимилиана Келлера в тот период, когда фотография был взят. Вопреки заявлениям, сделанным в газете, Констанце не контактировала с Келлером с 1826 года ». В-третьих, писатель и историк Шон Мангер отметил, что Констанце в 1840 году было бы 78 лет; заявив, что жить в тот период было «тяжело», и Констанца больше походила бы на женщину, сидящую слева от Келлера: «сморщенная и древняя с белыми волосами».

Наследие

154>Королевская консерватория Брюсселя хранит несколько документов с автографами Констанции Моцарт, в том числе письма ее сыну Францу Ксаверу Вольфгангу Моцарту, а также небольшой иллюстрированный Сувенирный альбом, датированный 1789 годом, но охватывающий период 1801–1823 годов, в котором она собирает воспоминания, впечатления и стихи (ref. Фонд Жан-Люсьена Холленфельца, B-Bc-FH-163).

См. Также
  • Биографии Моцарта - возможную роль Констанции в создании множества биографических мифов о ее первом муже
  • Иоганн Трэг - Клифф Эйзен предположение о том, как Констанце быстро решила свое финансовое положение после смерти мужа путем быстрой продажи рукописей местному дилеру
Ссылки

Примечания

Источники

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Констанц Моцарт.
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:26:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте