Большая месса до минор | |
---|---|
Неоконченная missa solemnis. В.А. Моцарта | |
Интерьер аббатства Святого Петра, Зальцбург, где впервые исполнена масса | |
Каталог | K. 427 / 417a |
Выполнено | 26 октября 1783 г. (1783-10-26): Зальцбург |
Движения | 6 |
Вокал |
|
Инструментальная | оркестр |
Большая месса до минор (нем. : Große Messe in c-Moll), K. 427 / 417a, это обычное название музыкального сеттинга мессы Вольфганга Амадея Моцарта и считается одна из его величайших работ. Он написал ее в Вене в 1782 и 1783 годах после женитьбы, когда переехал в Вену из Зальцбурга. Это масштабное произведение, missa solemnis, оценивается для двух солистов сопрано, тенора и баса, двойного хора и большой оркестр. Он остался незавершенным, в нем отсутствовали большие части Credo и полного Agnus Dei.
Произведение написано в 1782/83 году. В письме отцу Леопольду от 4 января 1783 года Моцарт упомянул обет, который он дал написать мессу, когда он привезет свою тогдашнюю невесту Констанцу в качестве своей жены в Зальцбург для встречи его семья впервые после более раннего противодействия отца. Затем Констанце спела "Et incarnatus est" на ее премьере.
Первое исполнение состоялось в Зальцбурге в воскресенье, 26 октября 1783 года (двадцатое воскресенье после Пятидесятницы). Моцарт переехал в Вену в 1781 году, но приезжал в свой родной город в компании Констанца, который еще не встречал своего отца или сестру (Наннерль ).
Спектакль состоял только из Kyrie, Gloria, Sanctus и Benedictus как уцелевших частей и копии партитуры из ок. 1800 шоу. Он проходил в церкви Св. Петровское аббатство в контексте римско-католической мессы. В дневнике сестры Моцарта упоминается, что исполнителями были весь Hofmusik, то есть музыканты, работавшие при дворе правителя Зальцбурга князя-архиепископа графа Иеронима фон Коллоредо и, следовательно, бывших коллег Моцарта. 23 октября 1783 года в соседнем Капельхаусе проходила репетиция.
Работа не завершена, отсутствуют движения Credo, следующие за aria Et incarnatus est (оркестровка только двух сохранившихся движений Credo является неполной) и все Agnus Dei. Sanctus частично утерян и требует редакционной реконструкции. Бенедикт сохранился только в вышеупомянутой копии партитуры. Есть много предположений относительно того, почему работа осталась незавершенной. Для современных представлений доступны редакции и дополнения Алоиса Шмитта (1901, Breitkopf Härtel ), H. К. Роббинс Лэндон (1956 г.), Гельмут Эдер (1985, Бэренрейтер ), Франц Бейер (1989, Amadeus / Edition Peters ), Ричард Маундер (1990, Oxford University Press / Carus Verlag ), Philip Wilby (2004, Novello ), Роберт Левин (2005, Carus-Verlag ), Клеменс Кемме (2018, Breitkopf Härtel ) и Ulrich Leisinger (2019, Bärenreiter).
Издания Лэндона, Эдера, Бейера, Маундера и Кемме стремятся просто восполнить недостающие оркестровки и хоровые партии в Credo и Sanctus, тогда как издания Шмитта, Уилби и Левина стремятся завершить работу либо использование движений других масс, либо сочинение новой музыки для Credo и Agnus Dei с использованием пародии или обработки исторических эскизов Моцартом. Бенджамин-Гуннар Корс (Musikproduktion Höflich ) просто предлагает полное Кредо и Agnus Dei. Для Credo это означает завершение «Credo in unum Deum» и «Et incarnatus est», а также дополнительную музыку для остальной части Credo. Это издание, следовательно, предназначено для использования в сочетании с любой другой версией мессы. Роберт Ксавье Родригес также закончил Agnus Dei.
Позже Моцарт повторно использовал музыку из Kyrie и Глория, почти без изменений, за исключением текста, в cantata Davide penitente, K. 469.
Произведение воплощает пышность и торжественность, связанные с зальцбургскими традициями того времени, но также предвосхищает симфонический масс из Йозефа Гайдна в его сольном хоровом исполнении. Месса показывает влияние Баха и Генделя, музыку которых Моцарт изучал в это время (см. Готфрид ван Свитен ).
20 августа 2016 года версия, реконструированная Гельмут Эдер впервые был исполнен в Royal Albert Hall в рамках серии The Proms Шотландским симфоническим оркестром BBC и Симфонический хор BBC с Иланом Волковым, дирижером и участием Луизы Алдер, Кэролин Сэмпсон, Бенджамина Хьюлетта и Мэтью Роуза.
Примечания
Источники