Йозеф Ланге ( Вюрцбург, 1 апреля 1751 г. - Вена, 17 сентября 1831 г.) был актером и художником-любителем 18 века. Через его брак с Алоизией Вебер он был зятем Вольфганга Амадея Моцарта.
В 1775 году он впервые женился на Марии Анне Элизабет Шиндлер, дочери Филиппа Эрнста Шиндлера, художника-миниатюриста и директора живописи Венского фарфорового завода. Мария Анна умерла 14 марта 1779 года от воспаления легких.
Он женился на Алоизии Вебер, успешной сопрано, в Вене 31 октября 1780 года. В том же году он согласился поддержать овдовевшую мать Алоизии Цецилию ежегодным платежом в размере 700 флоринов.
Моцарт женился на младшей сестре Алоизии Констанце в Вене в 1782 году и таким образом стал зятем Ланге. Моцарты и Ланги, кажется, были друзьями, поскольку в письменных источниках сохранились различные случаи, когда они общались вместе, как и Вольфганг и Джозеф по отдельности. И Ланге, и Моцарт были масонами; см. Моцарт и масонство.
В 1783 году Ланге исполнил одно из произведений Моцарта - «Маскарад» (пантомима с музыкой), сочиненный для Карнавала. Персонажи были традиционными фигурами комедии дель арте, а музыку написал Моцарт (К. 446). Ланге сыграл Пьеро, а сам Моцарт взял на себя роль Арлекина.
В 1786 году Ланге появился в другом произведении Моцарта, его опере Der Schauspieldirektor. Он взял на себя устную роль Герца, а его жена Алоизия сыграла одну из двух основных ролей сопрано, мадам Герц.
С 1795 года он жил отдельно от Алоизии. В 1808 году он опубликовал свою автобиографию. Примерно с 1800 года он жил вместе с Терезой Кох, от которой у него было три дочери.
Тенор Майкл Келли в своих воспоминаниях 1826 года называл Ланге «превосходным комиком»; то есть игрок комедии. Келли провел первые годы своей карьеры в Вене как оперный певец.
Ланге написал свой знаменитый портрет зятя в 1782/83 году. Следующее изображение представляет собой деталь портрета, подчеркивающую лицо Моцарта :
Полный портрет позже был прикреплен к более крупной картине, оставшейся незавершенной. Это показано на следующем рисунке.
В марте 2009 года музыковед Майкл Лоренц первым осознал, что изначально картина представляла собой миниатюру размером около 19 х 15 сантиметров, на которой было изображено только лицо Моцарта. Позже он был прикреплен к большему холсту, очевидно, с намерением изобразить Моцарта сидящим за пианино, но увеличенная картина так и не была завершена.
Констанция Моцарт, опрошенная в преклонном возрасте Винсентом и Мэри Новелло, сказала, что портрет Ланге был «безусловно лучшим его изображением».
Ланге также написал небольшой портрет Констанце в 1782 году, который позже был увеличен:
Во время визита Леопольда Моцарта в Вену в 1785 году Ланге также нарисовал его портрет, но он утерян. Он продолжал рисовать до старости.