Смерть Вольфганга Амадея Моцарта

редактировать
Портрет Моцарта (1789 г.) в silverpoint от Дорис Сток

На 5 декабря 1791 года композитор Вольфганг Амадей Моцарт умер в своем доме в Вене, Австрия, в возрасте 35 лет. Обстоятельства его смерти вызвали множество исследований и предположений.

Основными источниками разногласий являются: (1) приходил ли Моцарт в упадок постепенно, испытывая сильный страх и печаль, или он был в основном в хорошем настроении к концу своей жизни, а затем умер от относительно внезапной болезни; (2) Была ли причина его смерти от болезни или отравления; (3) Были ли его похороны обычной процедурой для его дня или они носили неуважительный характер.

По каждому из этих пунктов существуют разные точки зрения, многие из которых радикально менялись с течением времени.

Содержание
  • 1 Течение последней болезни Моцарта
    • 1.1 Традиционное повествование
    • 1.2 Ревизионистские счета
  • 2 Причина смерти
    • 2.1 Теории, связанные с убийством
    • 2.2 Теории, связанные с болезнями
  • 3 Похороны
  • 4 Последствия
  • 5 Воспоминания о смерти Моцарта
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
Течение последней болезни Моцарта

Традиционное повествование

Констанца Моцарт от ее зятя Джозеф Ланге (1782)

Учение Моцарта долгое время следовало за рассказами ранних биографов, которые в значительной степени основывались на записанных воспоминания о его вдове Констанце и ее сестре Софи Вебер, как они были записаны в биографиях Франца Нимечека и Георга Николауса фон Ниссена. Например, важная биография Германа Аберта во многом следует этому рассказу. Ниже приводится краткое изложение этого представления.

Когда в августе 1791 года Моцарт прибыл в Прагу, чтобы наблюдать за исполнением своей новой оперы La clemenza di Tito (K. 621), он был «уже очень болен». Во время этого визита Нимечек писал: «Он был бледен, а выражение лица было грустным, хотя его хорошее настроение часто проявлялось в веселой шутке с друзьями». После его возвращения в Вену (середина сентября 1791 г.) состояние Моцарта постепенно ухудшалось. Некоторое время он все еще мог работать и закончил свой Концерт для кларнета (К. 622), работал над завершением своего Реквиема (К. 626) и дирижировал премьерой. исполнение Волшебной флейты (К. 620) 30 сентября. Тем не менее, его здоровье становилось все более тревожным и подавленным. Нимечек рассказывает анекдот из Констанцы:

По возвращении в Вену его недомогание заметно усилилось и сделало его мрачно подавленным. Его жена была искренне огорчена этим. Однажды, когда она ехала с ним в Пратер, чтобы немного отвлечь его и развлечься, а они сидели одни, Моцарт начал говорить о смерти и заявил, что он пишет Реквием для сам. Слезы навернулись на глаза чувствительного человека: «Я определенно чувствую, - продолжал он, - что долго не протяну; Я уверен, что меня отравили. Я не могу избавиться от этой идеи ».

Констанца попыталась подбодрить своего мужа, убедив его на время отказаться от работы над Реквиемом, поощряя его вместо этого завершить« Freimaurerkantate »(К. 623), сочиненный в честь празднования. открытие нового масонского храма для собственной ложи Моцарта. Какое-то время эта стратегия сработала - кантата была завершена и успешно прошла 18 ноября. Он сказал Констанце, что чувствовал себя «в приподнятом настроении» по поводу премьеры. Сообщается, что Моцарт заявил: «Да, я вижу, что я был болен из-за такой абсурдной идеи принять яд, отдайте мне Реквием, и я продолжу его».

Вскоре к Моцарту вернулись худшие симптомы болезни, вместе с сильным чувством, что его отравили. 20 ноября он был прикован к постели, страдая от отека, боли и рвоты.

С этого момента все ученые пришли к единому мнению, что Моцарт действительно был очень болен и умер примерно через две недели, 5 декабря. 201>

Счета ревизионистов

Мнение о том, что Моцарт находился в почти неуклонном упадке и отчаянии в последние несколько месяцев своей жизни, в последние годы встретило скептицизм. Клифф Эйзен руководил переизданием биографии Аберта в 2007 году в новом издании, дополнив его многочисленными сносками. В целом почтительно относясь к Аберту, Эйзен выражает резкую критику в сносках к разделу, ведущему к смерти Моцарта:

в этом контексте доказательства, цитируемые Абертом, являются выборочными и соответствуют предполагаемой траектории его биографии. За исключением цитат из писем Моцарта, все свидетельства посмертны и продиктованы сложными мотивами, как личными, так и финансовыми. Хотя оно «подлинное» в том смысле, что оно происходит от тех, кто был свидетелем смерти Моцарта или был близок к нему, он не обязательно точен.... Конечно, Моцарт был в непогоду в Праге. Но нет никаких доказательств того, что он был «очень болен», и неправда, что его здоровье «продолжало ухудшаться». Как отмечает сам Аберт позже в этой главе, здоровье Моцарта улучшилось в октябре и начале ноября.

В основной биографической статье Кембриджской энциклопедии Моцарта Рут Холливелл пишет об отчаянии и упадке:

Хотя более поздние источники описывают [Моцарта] как лихорадочно работающего над [своим Реквиемом], наполненного предчувствиями собственной смерти, эти рассказы трудно согласовать с приподнятым настроением его писем от большей части ноября. В самом раннем отчете Констанце, опубликованном в биографии Нимечек в 1798 году, говорится, что Моцарт «рассказал ей о... своем желании попробовать свои силы в этом типе сочинения, тем более что высшие формы церковной музыки всегда обращались к его гению. ' Нет ни малейшего намека на то, что эта работа была для него обузой.

Что касается того, почему Констанц могла «руководствоваться сложными мотивами, как личными, так и финансовыми» (Эйзен), Холливелл утверждает, что «Констанце и Софи не были объективными свидетелями, потому что Постоянные поиски благотворительности дали Констанце повод для распространения сентиментальных и сенсационных взглядов ». Под «благотворительностью» Холливелл может иметь в виду множество благотворительных концертов, от которых Констанца получала доход в годы после смерти Моцарта, а также, возможно, пенсию, которую она получала от императора; см. обсуждение ниже, а также Констанца Моцарта.

Кристоф Вольф в книге 2012 года под названием «Моцарт у ворот его удачи» оспаривает мнение о том, что последние годы Моцарта представляли собой неуклонное скольжение к отчаянию и могиле; он также не согласен с интерпретацией музыки как отражающей отчаяние поздней жизни (например) «навязчиво красивый осенний мир музыки [Моцарта], написанной в 1791 году».

Причина смерти
Антонио Сальери в роли Джозеф Уиллиброрд Мелер

Теории, связанные с убийством

Ранний слух, касающийся причины смерти Моцарта, заключался в том, что он был отравлен своим коллегой Антонио Сальери. Однако этот слух не подтвердился, так как признаки болезни, которые показал Моцарт, не указывали на отравление. Несмотря на опровержение обвинений, Сальери был сильно затронут обвинениями в том, что он способствовал смерти Моцарта, что способствовало его нервным срывам в более поздней жизни.

Помимо теории Сальери, существуют и другие теории с участием выдвигались обвинения в убийстве с помощью яда, обвиняя масонов, евреев или обоих. Одной из таких теорий была работа Матильды Людендорф, жены немецкого генерала Эриха Людендорфа. Историк Уильям Стаффорд описывает такие рассказы как диковинные теории заговора.

Теории, связанные с болезнями

Стаффорд описал попытку определить, какая болезнь убила Моцарта:

От чего он на самом деле умер? История болезни Моцарта похожа на перевернутую пирамиду: небольшой корпус первичной документации поддерживает большое количество вторичной литературы. Существует небольшое количество прямых показаний очевидцев относительно последней болезни и смерти, и большее количество сообщений о том, что якобы говорили очевидцы. Всего это не займет десять страниц; некоторые из них расплывчаты, а некоторые совершенно ненадежны. Слишком часто более поздние авторы некритически использовали эти данные для поддержки излюбленных теорий. Они изобрели новые симптомы, нигде не зафиксированные в первоисточниках.

В приходской книге запись о смерти Моцарта гласит, что он умер от «тяжелой милиарной лихорадки »; - «милиарный», относящийся к появлению на коже шишек размером с просо. Это не название самой болезни.

Моцарт всю жизнь имел проблемы со здоровьем, страдал оспой, тонзиллитом, бронхитом, пневмонией, брюшной тиф, ревматизм и заболевание десен. Неизвестно, сыграли ли они какую-либо роль в его кончине.

Существует множество предположений о том, что убило Моцарта. Следующий обзор построен в приблизительном хронологическом порядке.

Некоторые приписывают смерть Моцарта халатности со стороны его врача, доктора Клоссе. Его невестка Софи Вебер в своем отчете за 1825 год делает намек. Боровиц резюмирует:

Когда Моцарт, казалось, тонул, послали за одним из его врачей, доктором Николаусом Клоссетом, и в конце концов он оказался в театре. Однако, по словам Софи, этому любителю драмы «пришлось ждать, пока пьеса будет закончена». Когда он прибыл, он приказал приложить холодные компрессы к лихорадочному лбу Моцарта, но они «вызвали такой шок, что он не приходил в сознание снова перед смертью.

В статье в журнале Neurology 1994 года говорится, что Моцарт умер от субдуральной гематомы.. Череп, который, как считается, принадлежал Моцарту, был спасен преемником могильщика, наблюдавшего за захоронением Моцарта, и позже передан анатому Йозефу Хиртлу, муниципалитету Зальцбурга и музею Моцартеум (Зальцбург). ткани, относящиеся к черепу, обнаруживают существенное соответствие портретам Моцарта. Обследование черепа позволило предположить преждевременное закрытие метопического шва, что было предложено на основании его физиогномики. височный перелом и сопутствующие эрозии поднимают вопрос о хронической субдуральной гематоме, которая соответствовала нескольким падениям в 1789 и 1790 годах и могла вызвать слабость, головные боли и обмороки, которые Моцарт испытал в 179 году. 0 и 1791. Кроме того, эпизод агрессивного кровопускания, использованный для лечения подозрения на ревматизм в ночь на 4 декабря 1791 года, мог привести к декомпенсации такого поражения, что привело к его смерти на следующий день.

В публикации 2000 года группа из двух врачей (Фейт Т. Фитцджеральд, Филип А. Макковяк) и музыковеда (Нил Заслав ) проанализировала исторические свидетельства и сделала предварительный выбор в пользу диагноза ревматическая лихорадка.

Гипотеза трихинеллеза была выдвинута Яном В. Хиршманном в 2001 году.

Предполагается, что Моцарт умер в результате своего ипохондрии и его пристрастие к патентованным лекарствам, содержащим сурьму. В его последние дни это было усугублено дополнительными рецептами сурьмы для снятия лихорадки, от которой он явно страдал.

Статья 2006 года в медицинском журнале Великобритании рассматривала несколько теорий смерти Моцарта и, основываясь на его письмах из его последнего год, не учитывает сифилис и другие хронические заболевания. Лечащие врачи написали, что он умер от лихорадки и сыпи, а врач, к которому они обращались, позже написал, что «эта болезнь поразила в это время очень многих жителей, и не для некоторых из них она имела такие же фатальные последствия и те же симптомы, что и в случае Моцарта ». В статье сделан вывод, что «смерть наступила в результате острого инфекционного заболевания».

В 2009 году британские, венские и голландские исследователи провели эпидемиологическое исследование в сочетании с исследованием других смертей в Вене. во время смерти Моцарта. Они пришли к выводу, что Моцарт, возможно, умер от стрептококковой инфекции, приведшей к острому нефритическому синдрому, вызванному постстрептококковым гломерулонефритом. В Австрии это заболевание также называлось «Wassersucht» (водянка / отек).

В журнальной статье 2011 года было высказано предположение, что дефицит витамина D может иметь сыграл роль в основных заболеваниях Моцарта, приведших к его смерти.

Похороны

Похороны были организованы другом и покровителем Моцарта бароном Готфридом ван Свитеном. В описании его похорон Словарь музыки и музыкантов Grove говорится: «Моцарт был похоронен в братской могиле, в соответствии с современным венским обычаем, на кладбище Св. Маркса за городом. 7 декабря ". Отто Ян писал в 1856 году, что Сальери, Зюссмайр, ван Свитен и два других музыканта присутствовали.

Распространенное мнение, что Моцарт был похоронен в могиле нищего без основания. Вышеупомянутая «братская могила» - это термин для могилы, принадлежащей гражданину, не принадлежащему аристократии. Это была отдельная могила, а не братская; но через десять лет город имел право выкопать его и использовать для более позднего захоронения. Могилы аристократии избежали такого обращения.

Описание похорон Моцарта, приписываемое Йозефу Дайнеру, появилось в венской газете Morgen-Post от 28 января 1856 г.:

Ночь смерти Моцарта была темной и темной. бурный; на похоронах тоже началась ярость и буря. Дождь и снег падали одновременно, как будто Природа хотела выразить свой гнев современникам великого композитора, которые оказались крайне скудными для его погребения. Только несколько друзей и три женщины сопровождали труп. Жены Моцарта не было. Эти несколько человек с зонтиками стояли вокруг носилок, которые затем вели через Гросс Шуллерштрассе к кладбищу Св. Маркса. По мере того, как буря становилась все более сильной, даже эти несколько друзей решили повернуть назад к Штубенским воротам и направились к «Серебряной Змеи». Дайнер, домовладелец, также присутствовал на похоронах.

Как отмечает Слонимский, эта сказка была широко принята и вошла в биографии Моцарта, но описание погоды Дейнером противоречит записям, хранящимся в предыдущих записях. день. Ведущий дневник Карл Цинцендорф записал 6 декабря, что была «мягкая погода и частый туман». Венская обсерватория вела погодные записи и регистрировала 6 декабря температуру в диапазоне от 37,9 до 38,8 градусов по Фаренгейту (2,8–3,8 ° C), при «слабом восточном ветре во все времена... день ».

Последствия

После смерти мужа Констанце обратилась к вопросу обеспечения финансовой безопасности своей семьи; У Моцарта было двое маленьких детей, и Моцарт умер с непогашенными долгами. Она успешно обратилась к Императору 11 декабря 1791 года о пенсии вдовы, причитающейся ей в результате службы Моцарта императору в качестве камерного композитора по совместительству. Кроме того, она организовала серию концертов музыки Моцарта и публикацию многих произведений своего мужа. В результате Констанце со временем стала финансово обеспечена.

Вскоре после смерти композитора биография Моцарта была начата Фридрихом Шлихтегроллем, который написал ранний отчет, основанный на информации от сестры Моцарта, Наннерл. Работая с Констанц, Франц Нимечек также написал биографию. Намного позже Констанце помогала своему второму мужу, Георгу Николаусу фон Ниссену, в написании более подробной биографии, опубликованной в 1826 году. См. Биографии Моцарта.

Музыкальная репутация Моцарта повысилась после его смерти; Биограф 20-го века Мейнард Соломон описывает «беспрецедентную волну энтузиазма» в отношении его работы после его смерти, и ряд издателей выпустили издания его сочинений.

То, что могло быть черепом Моцарта, было эксгумировано в 1801 году, а в 1989–1991 годах его исследовали на предмет идентификации несколько ученых.

Воспоминания о смерти Моцарта
Литография 1857 года Франца Шрамма, под названием Ein Moment aus den letzten Tagen Mozarts («Момент из последних дней Моцарта»). Моцарт с партитурой Реквиема на коленях дает Зюссмайр последние инструкции. Констанце стоит в стороне, а посыльный уходит через главную дверь. Изображение Джозефа Хейке путешествия гроба Моцарта через шторм на кладбище. Гравюра примерно 1860 года, через несколько лет после появления истории Дайнера.

Лица, присутствовавшие во время смерти Моцарта, в конечном итоге записали свои воспоминания либо сами, либо через интервью других. Истории, которые они рассказывали, часто противоречат друг другу, что отчасти может быть связано с тем, что некоторые события не записывались до 1820-х годов, когда воспоминания свидетелей могли исчезнуть.

Бенедикт Шак, близкий друг Моцарта, для которого он написал роль Тамино в «Волшебной флейте», сказал интервьюеру, что в последний день жизни Моцарта он участвовал в репетиции Реквиема. Сомнительный отчет Шака появился в некрологе Шака, который был опубликован 25 июля 1827 г. в выпуске Allgemeine musikalische Zeitung :

. Накануне своей смерти [Моцарт] попросил принести партитуру Реквиема ему в постель., а он сам (было два часа пополудни) спел партию альта; Шак, друг семьи, спел линию сопрано, как он всегда делал прежде, Хофер, зять Моцарта, взял тенора, Герла, позже бас-певца в Театре Мангейма, бас-гитару.. Они были у первых баров Лакримозы, когда Моцарт горько заплакал, отложил счет в сторону и через одиннадцать часов, в час ночи (как известно, 5 декабря 1791 года), ушел отсюда.

Биограф Нимечек приводит смутно похожий рассказ, не говоря уже о репетиции:

В день своей смерти он попросил принести партитуру к его постели. «Разве я раньше не говорил, что пишу Реквием для себя?» Сказав это, он снова посмотрел со слезами на глаза через всю работу.

Широко распространенное утверждение, что Моцарт на смертном одре продиктовал отрывки Реквиема своему ученику Зюссмайр, категорически игнорируется. Соломона, который отмечает, что самое раннее упоминание этого утверждения относится к 1856 году. Однако почерк Зюссмайра находится в оригинальной рукописи Реквиема, и Софи Вебер утверждала, что напомнила, что Моцарт давал инструкции Зюссмайру.

An 1840 В письме композитора Игнац фон Сейфрид говорится, что в свою последнюю ночь Моцарт был мысленно занят текущей оперой «Волшебная флейта». Говорят, что Моцарт прошептал Констанце следующее, имея в виду ее сестру Джозефу Хофер, колоратурное сопрано, исполнившее первую роль Королевы ночи:

Тихо, тихо! Хофер только что получает свой лучший F ; - теперь моя невестка поет свою вторую арию "Der Hölle Rache "; как сильно она ударяет и держит си-бемоль: «Hört! hört! hört! der Mutter Schwur» [Слушай! слышать! слышать! клятва матери].

Соломон, отмечая, что биографы Моцарта часто не учитывают «более жестокие воспоминания», окружавшие его смерть, заявил: «Констанца Моцарт сказала Ниссену, что незадолго до конца Моцарт спросил ее, что [его врач] доктор Клоссет - сказал он. Когда она ответила успокаивающей ложью, он сказал: «Это неправда», и был очень расстроен: «Я умру, теперь, когда я смогу позаботиться о тебе и детях. Ах, теперь Я оставлю тебя без присмотра. И когда он произнес эти слова, «внезапно его вырвало - она ​​хлынула из него дугой - она ​​была коричневой, и он был мертв». Старший семилетний сын Моцарта Карл был присутствовал при смерти своего отца и позже написал: «Особенно примечателен, на мой взгляд, тот факт, что за несколько дней до его смерти все его тело стало настолько опухшим, что пациент не мог сделать ни малейшего движения, кроме того, возник зловоние, которое отражает внутреннюю дезинтеграцию, которая после смерти усилилась до такой степени, что вскрытие стало невозможным. "

См. также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-17 10:09:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте