Трио Кегельштатта

редактировать
Трио Кегельштатта
Фортепианное трио автора W. А. Моцарт
K498-P1.jpg Первая страница автографа
KeyE ♭ major
КаталогK. 498
Составлено5 августа 1786 (1786-08-05): Вена
ПосвящениеФранциска фон Жакин
Опубликовано1788 (1788): Вена
Движениятри
Счет
  • кларнет
  • альт
  • фортепиано

Kegelstatt Trio, K. 498, это фортепианное трио для кларнета, альта и фортепиано в E-flat major от Вольфганг Амадей Моцарт.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Анализ
    • 2.1 I. Анданте
    • 2.2 II. Менуэт
    • 2.3 III. Рондо: Аллегретто
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
История

Моцарт написал трио на 10 листах (19 страниц) в Вене и датировал рукопись 5 августа 1786 года. Согласно Каролина Пихлер, 17-летняя ученица Моцарта в то время, работа была посвящена Франциске фон Жаквин (1769–1850), другой его ученице. Моцарт и семья фон Жаквин - отец Николаус Йозеф фон Жакин и его младший сын Готфрид Жакин - были довольно близкими друзьями. Они вместе давали домашние концерты, где Николаус играл на флейте, а Франциска - на фортепиано. В письме Готфриду от 15 января 1787 года Моцарт хвалит Франциску за прилежание и усердие. Моцарт посвятил ряд работ семье фон Жакинов, включая это трио. Годом позже Моцарт написал две Lieder, «Als Luise die Briefe ihres ungetreuen Liebhabers verbrannte » (К. 520) и «Das Traumbild» (К. 530) с явной целью. Готфрида фон Жакина, использующего их под своим именем.

Немецкое слово Kegelstatt означает «место, где играют в кегли », что-то вроде боулинга. Моцарт писал, что он сочинил 12 дуэтов для двух (французских) валторн (а не бассет-рожков, как принято думать), K. 487, «играя в кегли»; на первой странице рукописи автографа К. 487 Моцарт написал следующее: «Wienn den 27. Jullius 1786 untern Kegelscheiben» (Вена, 27 июля 1786 г. во время игры в кегли). Полтора недели спустя Моцарт сочинил и датировал трио E ♭ K. 498. Он внес это произведение в свой список композиций просто как: «Ein Terzett für klavier, Clarinett und Viola» (Трио для фортепиано, кларнета и альта.). Нет никаких свидетельств того, что Моцарт дал какое-то прозвище трио K. 498; прозвище Кегельштатт впервые появляется, приписываемое трио K. 498 в тематическом каталоге музыки Моцарта Людвига фон Кехеля 1862 .

Это трио кларнета, альта и фортепиано было впервые играл в доме фон Жакина; Антон Штадлер играл на кларнете, Моцарт - на альте, а Франциска фон Жаквин - на фортепиано. Во времена Моцарта кларнет был относительно новым инструментом, и это трио, вместе с его Квинтетом для кларнета и Концертом для кларнета (последние два для бассет-кларнетов в A), помогли повысить популярность инструмента.

Трио было опубликовано в 1788 году Артарией, транскрибировано - вероятно с согласия Моцарта - для скрипки, альта и фортепиано, а оригинальная партия кларнета была описана как «альтернативная партия»: La Партия дель Виолино si può eseguire anche con un Clarinetto. Из-за такой необычной оценки пьесу иногда адаптируют для других типов трио; например трио кларнет-скрипка-фортепьяно, трио скрипка-виолончель-фортепьяно, трио кларнет-виолончель-фортепьяно или трио скрипка-альт-фортепьяно, как в той первой публикации Артарии.

Ни один композитор до Моцарта не писал для этой комбинации инструментов. В 19 веке Роберт Шуман писал Märchenerzählungen (Op. 132), Макс Брух в 1910 году «Восемь пьес для кларнета, альта и фортепиано» (соч. 83) и Карл Рейнеке «Трио для фортепиано, кларнета и альта» (соч. 246).

В марте 1894 г. рукопись перешла во владение музыковеда и композитора Шарля Теодора Мальербе, когда он купил ее у Лео Сакса, парижского банкира, который купил ее у Иоганн Антон Андре, который купил его как часть крупной покупки рукописей у вдовы Моцарта Констанца (Моцарт Нахласс) в 1841 году. В 1912 году он был передан в дар Национальной библиотеки Франции, Département de la Musique, коллекция Malherbe, Ms 222.

Анализ

В рукописи партия кларнета отмечена как «Clarinetto in B» и используется письменная высота звука. Партия альта использует ключ C- в позиции альта. Маркировка фортепианной партии показывает исправление Моцарта, в котором он начал писать «Ce» (от «cembalo», итальянское слово для клавесина ), а затем заменил его на «Piano forte». Однако для второй и третьей частей эта часть называется «Чембало». тональность E ♭ мажор в поздней камерной музыке Моцарта указывает на близкую дружбу.

Трио состоит из трех частей :

  1. Анданте
  2. Menuetto
  3. Rondeaux : Allegretto

Первая часть - это не более традиционное Allegro в качестве вступительной части, а более созерцательный Andante. Исходя из этого, вторая часть, конечно, не является традиционной медленной частью, но умеренным Менуэтто, а последняя часть, хотя и живая, не является стандартным Аллегро. Короче говоря, контрасты в этом трио не такие резкие, как в большинстве классических сонат.

I. Анданте

Анданте записан в размере . 8времени и состоит из 129 тактов ; типичное представление длилось чуть более шести минут. В нем не повторяется ни его изложение, ни остальная часть движения, что необычно для зрелой камерной музыки Моцарта. Особенно узнаваемой чертой основной темы этого движения является gruppetto (поворот), который встречается повсюду.

II. Menuetto

Вторая часть записана в . 4time и состоит из 158 тактов, почти все из которых повторяются; типичное представление длится около шести минут. Ключевая подпись этого движения - B ♭ мажор, доминанта ключ к E ♭ из первой части.

Начальное менюэто этого движения состоит из изложения четырехтактовой темы (такты 1–12, повторяются) и ее развития (такты 13–41, также повторяются). Мощная басовая линия пианино и резкие динамические контрасты выделяют настроение этой темы среди обычных световых и вычурных представлений менуэта. В процессе разработки диалог между инструментами становится более интенсивным, и Моцарт показывает свое владение контрапунктом, даже не казавшись академическим или «ученым».

Следующее трио начинается с хроматической четырех нотной фразы, на которую альт отвечает серией живых триолей в сопровождении хроматических аккордов фортепиано ( такты 42–62, повторяются). В развитии этой темы четырех нотная фраза и живые триоли затем перехватываются фортепиано, а кларнет и альт представляют несколько хроматически восходящих строк, прежде чем все три инструмента начнут концерт -подобный разговор где 4-нотная фраза звучит только дважды в левой руке фортепиано (такты 63–94, повторяются).

Заключительная часть трио начинается с вариации четырех нотной фразы трио, которая кратко развивается (такты 95–102), прежде чем вернуться к более яркой теме Менуэтто, обработка которой завершает движение без повторов..

III. Рондо: Аллегретто

Последняя часть записана в тактовом размере сокращенного общего времени сократить время (или alla breve, аналогично. 2) и состоит из 222 тактов; типичное представление длилось восемь с половиной минут. Основная подпись, как обычно, такая же, как и открывающая часть, E ♭ мажор. Музыкальный формат этого движения - рондо из семи частей, что является редкостью в творчестве Моцарта; эта структура из семи частей также объясняет заглавие Rondeaux, французское множественное число формы Rondeau.

Структура AB – AC – AD – A. Тема А - это восьмитактовая кантабильная мелодия, состоящая из двух частей, взятая из первой части и представленная сначала кларнетом, а затем принятая в качестве вариации фортепиано (такты 1– 16). Мелодия темы B - in B ♭ мажор - исполняется кларнетом один раз (такты 17–24), а затем фортепиано играет интермеццо из нескольких тактов. Начиная с 36-го такта, все три инструмента по очереди исполняют короткие фразы этой темы, а затем соло на фортепиано до такта 50. Тема C - до до минор - воспроизводится альтом и повторяется (такты 67– 76); все три инструмента развивают эту тему в тактах 77–90 (повторяются). Эта разработка посещает субдоминанту минор (vi ) фа минор перед тем, как оканчивается относительной тональностью до минор. Тема D - ля мажор - вводится в такте 116 всеми тремя инструментами почти в унисон и тщательно развивается в тактах 132–153 (повторяется). В отличие от предыдущей разработки, здесь используется субдоминанта мажор (VI) A ♭ мажор. Движение завершается цветочной оперной кодой (такты 185–222).

Ссылки
  1. ^NMA VII / 22 / Abt. 2, стр. XI (на немецком языке)
  2. ^NMA, KV 498, Critical Report, стр. 43 (на немецком языке)
  3. ^Клорман, Эдвард (весна 2016 г.). «После полудня в Skittles: об исполнении трио Моцарта« Кегельштатт ». Часть I: Трио для синьоры Динимининими, Натчибинитшиби и Пенкититити». Журнал Американского общества альтистов. 32 (1).
  4. ^Эйнштейн, Альфред : Моцарт. Sein Charakter, sein Werk. Цюрих, Штутгарт 1953
  5. ^Хью Макдональд, Повторять или не повторять? в "Proceedings of the Royal Musical Association", Vol. 111, (1984–1985), с. 130
  6. ^"Rondeaux", Neue Mozart-Ausgabe VIII / 22 / Abt.2 (Plath, Rehm, 1966), стр. 117. "Рондо", автограф, с. 6r
  7. ^Джеймс Арнольд Хепокоски, Уоррен Дарси: Элементы теории сонаты, стр. 401, Oxford University Press, США, ISBN 978-0-19-514640-0
  8. ^«La Fenice» (примечания к программе) Архивировано 27 июля 2011 г. на Wayback Machine Newtown Friends of Music (10 апреля 2005 г.). Проверено 2 октября 2008 г.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 14:50:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте