Современные бассет-кларнеты: над немецкой системой, в среднефранцузской системе с колоколом [de ], под французской системой с колоколом вверх | |
Музыкальный духовой инструмент инструмент | |
---|---|
Другие названия | Немецкий : Bassettklarinette, Французский : кларнет-бассет; Итальянский : кларнетто ди бассетто; |
Классификация | Аэрофон, семейство кларнетов |
Изобретатель (и) | Теодор Лотц и другие |
Разработано | примерно с 1770 года |
Диапазон воспроизведения | |
1. 2. . 1. написано 2. бассет-кларнет в A, играющий | |
Родственные инструменты | |
кларнет, кларнет d'amore, альт-кларнет, бассет-рожок | |
Музыканты | |
Сабина Мейер, Чарльз Нейдич, Влад Веверберг, Шэрон Кам, Мартин Фрост, Ширли Брилл | |
Строители | |
Швенк и Сеггельке, Герберт Вурлитцер, Leitner Kraus, Buffet Crampon, Selmer Paris, Стивен Фокс (кларнетист), Backun Musical Services |
кларнет-бассет - это кларнет, похожий на обычный кларнет-сопрано, но более длинный и с дополнительными клавишами, позволяющими играть несколько дополнительных нижних нот. Как правило, тональность бассет-кларнета идет на низкий (письменный) C или B, в отличие от E или E ♭ стандартного кларнета. Бассет-кларнет чаще всего является транспонирующим инструментом в A, хотя также существуют бассет-кларнеты в C и B ♭ и очень редко в G. Бассет-рожок с аналогичным названием также является кларнетом с расширенным нижним диапазоном, но с более низким тоном (обычно F); бассет-рожок предшествовал бассет-кларнету и, несомненно, вдохновил его.
Самые ранние инструменты, сохранившиеся в музеях Парижа и Лондона, датируются 1770 годом. Бассет-кларнет в первую очередь ассоциировался с кларнетом-виртуозом Антоном Стадлером (1753–1812), современным и хорошим другом Моцарт. Инструмент, который использовал Штадлер, был изобретен и изготовлен Венским музеем К.К. Изготовитель придворных инструментов Теодор Лотц около 1788 года. Долгое время было неясно, как этот инструмент мог выглядеть. В библиотеке в Риге в 1992 году были найдены программы концертов, которые Антон Стадлер играл там в 1794 году. В двух из этих программ есть гравировка инструмента Штадлера (см. Рисунок справа). Термин «бассет-кларнет» использовался в 1796 году, хотя первоначально он, возможно, относился к бассет-рожку.
Моцарт написал свой Кларнет-квинтет ля мажор, K.581 и Концерт для кларнета ля мажор, K.622 для этого инструмента; Концерт частично основан на более раннем фрагменте Концерта для бассетгорна солью G, K.584b. В своей последней опере La clemenza di Tito Моцарт отводил бассет-кларнету в B в арии Parto parto, ma tu ben mio, meco ritorna in pace Сесто (меццо-сопрано) выдающуюся сольную роль в опере. примерно 8-минутный диалог с певцом, музыкальный апогей этого номера, если не всей оперы.
Поскольку концерт Моцарта для кларнета так важен, кларнет-бассет - довольно интересный инструмент, несмотря на его небольшую применимость. Для концерта расширение должно быть хроматическим, и форма венского бассет-рожка для этого не подходит.
Несмотря на пропаганду Стадлера, инструмент не стал постоянным членом оркестра. В течение 19-го и начала 20-го веков было выпущено лишь несколько бассет-кларнетов для исполнения пьес Моцарта, и больше музыки для этого инструмента не было написано (см. В разделе «Внешние ссылки: потерянный кларнет Моцарта»). Однако, начиная с середины 20 века, интерес к игре на оригинальных инструментах вызвал возрождение бассет-кларнета. Несколько современных композиторов, в том числе Билл Суини, Харрисон Биртвистл, Алан Рэй Хакер, Ханнес Похлит и Франклин Стовер, написали сочинения с участием бассет-кларнета; Джоан Тауэр 1988 Концерт для кларнета написан для игры на бассете или стандартном кларнете.
Конструкция современного бассета кларнет может быть прямолинейным, как обычный кларнет (см. две фотографии внизу справа). Однако у кларнета может быть раструб, который выровнен немного вперед и вверх через угловую промежуточную деталь (см. Фото выше в информационном окне). У Чарльза Нейдича был бассет-кларнет с современной механикой, построенный Schwenk Seggelke, который, как и кларнет Stadler, имеет угловой ствол и, как колокол, имеет [de ], который он поворачивается назад, хотя можно повернуть его вперед. На звук влияют разные типы и направления колокола.
Как отмечалось выше, кларнет-бассет чаще всего является ля-кларнетом с продолжением мажорной трети или совершенной четверти вниз. В случае исторических инструментов, а также инструментов немецкой системы, дополнительные глубокие тоны C, C-диез, D и E-бемоль нажимаются большим пальцем правой руки, аналогично в случае инструментов французской системы, сделанных немецкими производителями ( например, Herbert Wurlitzer и Leitner Kraus ), тогда как бассет-кларнеты французской системы других производителей (Buffet Crampon, Франция; Backun Musical Services, Канада) оснащены двумя дополнительными клавишами для обоих мизинцев, за исключением канадского производителя Stephen Fox, где комбинируются обе техники пальцев (большой палец правой руки и мизинец левой руки), см. Описание и иллюстрацию. Немецкий производитель Schwenk Seggelke предлагает для бассет-кларнетов с французской системой опционально решение для большого пальца или комбинацию обеих техник:
аппликатура бассет-тонов (Schwenk Seggelke)Некоторые производители кларнетов теперь производят бассет-кларнеты или удлиненные нижние суставы, которые превращают стандартный кларнет в бассет-кларнет. Среди производителей бассет-кларнетов, использующих французскую систему (Boehm), есть Buffet Crampon, Stephen Fox (производитель кларнетов), Backun Musical Services и Selmer..
Некоторые производители как французских, так и немецких (Oehler) систем: Herbert Wurlitzer, Schwenk Seggelke и Leitner Kraus. Только производитель немецкой системы:. Среди создателей нижних суставов бассета и Fox.
классические кларнетисты, записавшие альбомы с использованием бассет-кларнета, включают Колина Лоусона, Дэвида Шифрина, Энтони Пэй, Сабина Мейер и Кари Крикку. Также Мартин Фрёст, Шэрон Кам, Ширли Брилл и Аннелиен Ван Вау исполняют Моцарт-концерт на бассет-кларнете. Немецкий кларнетист Тео Йоргенсманн играет фри-джаз на бассет-кларнете, как и исполнитель из Лос-Анджелеса Винни Голия (который также использует бассет-рожок в своей музыке). Британский кларнетист Теа Кинг записала квинтет и концерт Моцарта, оба на бассет-кларнете, для Hyperion Records, соединенные вместе на одном компакт-диске. Майкл Коллинз, который учился у Теи Кинг, записал Концерт Моцарта для игры на бассет-кларнете (Deutsche Grammophon, вместе с транскрипцией для кларнета Концерт для скрипки ) Бетховена. С Симфонией Северной Каролины 10 апреля 2008 года Коллинз исполнила премьеру Елены Кац-Чернин Ornamental Air, которая принимает форму концерта для бассет-кларнета. Другая британская исполнительница, Джой Фарролл, также записала Концерт и Квинтет Моцарта (BMG и Meridian), используя бассет-кларнет, наряду с Кегельштаттским трио для кларнета, альта и фортепиано. На старинных инструментах Джейн Бут записала квинтет Моцарта с квартетом Эйблера (Analekta, 2010). Занимаясь практикой и теорией, Колин Лоусон сделал знаменитую запись Концерта Моцарта для кларнета K. 622 с Hanover Band для Nimbus, выпущенную в 1990 году, и дополняет его Кембриджский справочник по кларнету Моцарта. Концерт опубликован в 1996 году.
Американский кларнетист Чарльз Нейдич, итальянец Лука Луккетта, голландец Влад Веверберг и швед Стефан Харг, приверженные исторической исполнительской практике, играют Моцарта на репликах бассет-кларнета Стадлера. Также в исполнении Моцарта La clemenza di Tito, ария Сесто «Parto, ma tu ben mio» все чаще использует предписанный выдающийся бассет-кларнет в B ♭ вместо обычного кларнета, а также в концертных выступлениях этого ария на спектаклях Оперы 2017 года в Зальцбурге и 2018 года в Амстердаме с немецким кларнетистом Флорианом Шуле.
Сабина Мейер
Шэрон Кам
Мартин Фрёст
Ширли Брилл
Аннелиен Ван Вове
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Бассет-кларнеты. |