Концерт для кларнета | |
---|---|
Автор В.А. Моцарт | |
Партитура с бассет-кларнетом (Leitner Kraus ) | |
Ключ | Мажор |
Каталог | K. 622 |
Стиль | Классический период |
Состав | 1791 (1791) |
Движения | 3 |
Моцарт Концерт для кларнета in Мажор, K. 622 был написан в октябре 1791 года для кларнетиста Антон Штадлер. Состоит из трех частей, в последовательности быстро-медленно-быстро:
Поскольку у этого концерта нет автографа и он был опубликован посмертно, трудно понять все намерения Моцарта. Единственная реликвия этого концерта, написанная рукой Моцарта, - это отрывок из более раннего исполнения концерта, написанного для бассет-валторны в G (K. 584b / 621b). Этот отрывок почти идентичен соответствующему разделу в опубликованной версии для кларнета.
Моцарт изначально планировал написать пьесу для бассет-рожка, так как Антон Стадлер также был виртуозом бассет-валторн, но в конечном итоге был убежден. произведение было бы более эффективным для кларнета. Однако некоторые ноты в пьесе выходят за рамки обычного диапазона кларнета ля-ля; Моцарт, возможно, намеревался сыграть пьесу на бассет-кларнете, специальном кларнете, отстаиваемом Штадлером, с диапазоном до нижнего (написанного) до, вместо того, чтобы останавливаться на (написанном) ми, как это делают стандартные кларнеты..
Даже во времена Моцарта бассет-кларнет был редким инструментом, изготавливаемым на заказ, поэтому, когда пьеса была опубликована посмертно, в новой версии были аранжированы низкие ноты , перенесенные на обычные. спектр. Это оказалось проблематичным решением, поскольку автограф больше не существует, будучи заложенным Штадлером, и до середины 20-го века музыковеды не знали, что единственная версия концерта, написанная от руки Моцарта никто не слышал со времен Стадлера. Были предприняты попытки восстановить первоначальную версию, и были построены новые кларнеты-бассеты специально для исполнения концерта Моцарта и квинтета кларнета.
Современное озвучивание произведения для соло кларнет в A, две флейты, два фагота, два рожка (в A и D, часто транскрибируются для валторн в F), и струнные.
Концерт открывается частью сонатной формы ля мажор. Форма движения следующая:
Первая тема начинает веселую и легкую оркестровую ритурнель:
Вскоре она превращается в шквал шестнадцатых нот по убыванию последовательность, играемая скрипками и флейтами, в то время как нижние инструменты продвигают пьесу вперед. После медиальной цезуры, струны начинают серию канонов перед тем, как вступает первая заключительная тема, состоящая из дуэлей первой и второй скрипок. Вторая заключительная тема гораздо более тонкая, пока не прозвучат фанфары последних двух тактов. Когда входит солист, кларнет повторяет вступительную тему с ожидаемым дополнительным орнаментом. В то время как оркестр повторяет основную тему, кларнет проходит через весь диапазон инструмента с несколькими росчерками.
Вторичная тема начинается в параллельном миноре и, в конечном итоге, тонизирует до мажор, прежде чем перейти в доминантную тональность, ми мажор. В конце секции ми-мажор есть небольшая пауза, в которой солист условно импровизирует короткий eingang (каденция), хотя для настоящей каденции контекст не предлагается. Канонический материал вступительной риторнели возвращается, на этот раз с участием кларнета, и приводит к новой особенности солиста, аккомпанирующего оркестру с басом Альберти поверх первой заключительной темы. Оркестровая ритурнель возвращается, заканчиваясь второй заключительной темой.
Раздел развития исследует несколько новых ключевых областей, включая фа минор и ре мажор, и даже имеет некоторые намеки на барокко. Перед формальным оркестровым риторнель, ведущим к перепросмотру, Моцарт пишет серию нисходящих последовательностей с виолончелями и фаготами, удерживающими суспензии поверх стаккато струнных.
Как принято в классической концертной форме, в перепросмотре солист и оркестр объединяются, а второстепенная тема изменяется, чтобы остаться в тонике. Когда второстепенная тема подходит к концу, у кларнета появляется еще один шанс ненадолго импровизировать, и на этот раз он ведет канонический материал, который следует ниже. Бас Альберти и арпеджио поверх уменьшенных аккордов для солиста повторяются перед тем, как движение заканчивается веселым финальным оркестровым ритурнелло.
Сольное представление этого движения появляется почти на каждом профессиональном оркестровом прослушивании кларнета.
Вторая часть, представленная в округленной двоичной форме (то есть ABA '), находится в ре мажоре. Он начинается с того, что солист играет основную тему движения с оркестровым повторением:
Секция B, в которой всегда выделяется сольная партия, использует как chalumeau, так и Стрелец регистры. Единственная истинная каденция всего произведения происходит прямо в конце секции B, непосредственно перед возвращением секции A. В секции си есть несколько пассажей, в которых используются самые низкие ноты бассет-кларнета.
Концерт заканчивается частью ля мажор. Эта часть представляет собой смесь сонаты и форм рондо, которые Моцарт развил в своих фортепианных концертах, в первую очередь A Major Piano Concerto, K. 488. Он написан в форме ABACABA, где середина A является более коротким повторением темы, в отличие от обычной формы рондо, которая является ABACA.
Движение открывается веселой темой:
Этот припев перемежается эпизодами, которые либо отражают это настроение, либо напоминают более темные цвета первой части:
Штадлер сыграл концерт. на его премьере в Праге 16 октября 1791 года, и его исполнение было встречено благосклонно. Не упоминая о творчестве Моцарта, Berlin Musikalisches Wochenblatt в январе 1792 года отметила: «Герр Штаделер, кларнетист из Вены. Человек большого таланта, признанный таковым при дворе... Его игра блестящая и свидетельствует о его уверенности». Были некоторые разногласия по поводу ценности расширения Штадлера; некоторые даже обвиняли Моцарта в написании для расширенного инструмента.
В последние годы восстановленная оригинальная версия была записана многими артистами.