Концерт для фортепиано № 3 (Рахманинов)

редактировать
Работа Сергея Рахманинова
Музыкальные партитуры временно отключены.
Основная тема конкурса первая часть Концерта

Сергея Рахманинова Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30, был написан летом 1909 года. Премьера произведения состоялась 28 ноября того же года в Нью-Йорке с композитором в качестве солиста. Второе исполнение концерта состоялось 16 января 1910 года под дирижером Густава Малера. Произведение часто имеет репутацию одного из самых технически сложных фортепианных концертов в стандартном классическом фортепианном репертуаре.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Инструменты
  • 3 Структура
  • 4 В массовой культуре
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

История

Рахманинов сочинил концерт в Дрездене, завершив его 23 сентября 1909 года. Современным этому произведению являются его Первая соната для фортепиано и его тональная поэма Остров мертвых.

Из-за сложности концерт многие пианисты уважают, даже опасаются. Йозеф Хофманн, пианист, которому посвящено произведение, никогда не исполнял его публично, говоря, что это «не для» него. Гэри Граффман сетовал, что не выучил этот концерт в студенческие годы, когда он был «еще слишком молод, чтобы знать страх».

Из-за нехватки времени Рахманинов не мог разучивать эту пьесу в Россия. Вместо этого он практиковал это на беззвучной клавиатуре, которую взял с собой, по пути в Соединенные Штаты.

Рахманинов проверял копии концерта в 1910 году

Концерт впервые был исполнен в воскресенье, 28 ноября 1909 года в Новом театре в Нью-Йорке. Рахманинов был солистом Нью-Йоркского симфонического общества с Уолтером Дамрошем дирижером. Произведение было исполнено во второй раз под руководством Густава Малера 16 января 1910 года, «опыт, который Рахманинов ценил». Позднее Рахманинов описал репетицию Риземану:

В то время Малер был единственным дирижером, которого я считал достойным быть причисленным к Никишу. Он посвятил себя концерту до тех пор, пока аккомпанемент, который довольно сложен, не был отработан до совершенства, хотя он уже прошел очередную долгую репетицию. По словам Малера, важна каждая деталь партитуры - такое отношение редко встречается среди дирижеров.... Хотя репетиция должна была закончиться в 12:30, мы играли и играли намного дольше этого часа, и когда Малер объявил, что первая часть будет отрепетирована снова, я ожидал от музыкантов какого-нибудь протеста или сцены, но я не заметил ни единого признака раздражения. Оркестр сыграл первую часть с острой или, возможно, даже более высокой оценкой, чем в предыдущий раз.

Партитура была впервые опубликована в 1910 году Gutheil. Рахманинов назвал Третий фаворитом своих фортепианных концертов, заявив, что «я очень предпочитаю Третий, потому что мой Второй так неудобно играть». Тем не менее, Третий концерт стал популярным только в 1930-х годах и во многом благодаря поддержке Владимира Горовица.

Инструменты

Концерт рассчитан для фортепиано соло и оркестра, состоящего из 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов си-бемоль, 2 фаготов, 4 валторны фа, 2 трубы си-бемоль, 3 тромбоны, туба, литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки и струнные.

Структура

Произведение следует форме стандартного фортепианного концерта, состоящего из трех частей. Конец второй части без перерыва переходит прямо в третью.

Музыкальные партитуры временно отключены.
Часть оригинальной каденции (ossia )
  1. Allegro ma non tanto (Ре минор )
    ) Первая часть находится в сонате-аллегро форма. Пьеса вращается вокруг диатонической мелодии, которую, по утверждению Рахманинова, «написал сам». Вскоре тема перерастает в сложную и напряженную пианистическую фигуру. Вторая тема открывается тихими обменами между оркестром и фортепиано. перед тем, как полностью погрузиться во вторую тему в B ♭ мажор. Первая часть первой темы переформулируется перед тем, как движение переходит в громкую секцию развития в до минор, которая начинается с токкаты -подобные дрожания в фортепиано и достигает громкого аккордового участка. Вся разработка демонстрирует черты, похожие на канон, такие как отрывок из восьмой ноты в фортепиано, в котором левая и правая рука играют перекрывающиеся фигуры. Движение достигает числа свирепых кульминаций, особенно в каденции. Рахманинов написал две версии s этой каденции: аккордовый оригинал, который обычно обозначается как ossia, и второй в более легком, стиле токката ; вторая каденция исполняется гораздо реже, чем первая. Обе каденции переходят в тихую сольную секцию, где флейта, гобой, кларнет и валторна по отдельности повторяют первую тему экспозиции в сопровождении нежных арпеджио на фортепиано. Затем каденция тихо заканчивается, но только пианино продолжает играть тихое развитие второй темы экспозиции в E ♭ мажор, прежде чем перейти к перепросмотру, где первая тема повторяется фортепиано с оркестром. сопровождающий, вскоре завершающийся тихой, рябящей кодой, напоминающей вторую тему.
  2. Интермеццо: Адажио (Ре минор → F♯ минорРе ♭ мажорB ♭ минор → фа минор → ре минор)
    Вторая часть построена вокруг темы и вариаций в форме ABACA, при этом перемещаясь по различным домашним клавишам. Тема и первые две вариации исполняются только оркестром. Затем фортепиано играет несколько вариаций с оркестром и без него. После развития первой темы и повторения второй темы снова появляется основная мелодия из первой части, прежде чем часть закрывается оркестром аналогично вступлению. Фортепиано завершает движение коротким, резким отрывком «в стиле каденции», который без пауз переходит в последнюю часть . Многие мелодические мысли этой части отсылают к второму фортепианному концерту Рахманинова, третьей части, заметно напоминающей русскую мелодию E мажор.
  3. Финал: Alla breve (D minor → E ♭ Major → Ре минор → Ре мажор )
    Третья часть представлена ​​в модифицированной форме сонаты-аллегро, она быстра и энергична. Эта часть содержит вариации на многие темы, которые используются в первой части, которая объединяет концерт циклически. Однако после первой и второй тем он расходится с обычной формой сонаты -аллегро. Нет никакого условного развития; этот сегмент заменяется длинным отступлением в E ♭ мажор, которое приводит к двум темам из первой части.После отступления репортаж части возвращается к исходным темам, выстраиваясь до кульминации токкаты, несколько похожей, но более легкой, чем ossia cadenza первой части, и сопровождаемой оркестром. Движение завершается триумфальным и страстная вторая тема мелодии i n Ре мажор. Пьеса заканчивается тем же четырех нотным ритмом, который, по мнению некоторых, является музыкальной подписью композитора, поскольку он используется как во втором концерте, так и во второй симфонии.

Рахманинова под давлением., и в надежде сделать свое произведение более популярным, разрешил несколько сокращений партитуры, которые будут сделаны по усмотрению исполнителя. Эти сокращения, особенно во второй и третьей частях, обычно использовались при исполнении и записях в первые десятилетия после публикации Концерта. В последнее время стало обычным делом исполнять концерт без купюр. Типичное исполнение всего концерта длится около сорока минут.

В массовой культуре

Концерт - один из главных фокусов фильма 1996 года Сияние, основанного на жизни пианиста Дэвида Хелфготта.

Ссылки

Дополнительная литература

  • WR Андерсон: Рахманинов и его фортепианные концерты. Краткий очерк композитора и его стиля. Лондон 1947
  • Яссер, Джозеф (1969). «Вступительная тема Третьего фортепианного концерта Рахманинова и его литургический прототип». Музыкальный квартал. LV (3): 313–328. doi : 10.1093 / mq / LV.3.313.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-02 04:51:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте