Концерт для скрипки (Мендельсон)

редактировать

Концерт для скрипки
от Феликс Мендельсон
Felix Mendelssohn Bartholdy.jpg Мендельсон в 1846 году
КлючМи минор
КаталогOp. 64
Год1844 (1844)
ПериодРомантика
ЖанрКонцерт
Составлено1838 (1838) –1844
Движения3
Подсчет очковСкрипка с оркестром
Премьера
Дата13 марта 1845 года (1845-03-13)
МестоположениеЛейпциг

Феликс Мендельсон Концерт для скрипки in ми минор, соч. 64, его последнее крупное оркестровое произведение. Он занимает важное место в репертуаре скрипки и является одним из самых популярных и наиболее часто исполняемых скрипичных концертов в истории. Типичное представление длится чуть менее получаса.

Мендельсон первоначально предложил идею концерта для скрипки Фердинанду Давиду, близкому другу, а затем концертмейстеру Лейпцигского оркестра Гевандхауса. Хотя работа была задумана в 1838 году, работа заняла еще шесть лет, и не была представлена ​​ до 1845 года. Все это время Мендельсон поддерживал регулярную переписку с Дэвидом, который давал ему много предложений. Само произведение было одним из главных скрипичных концертов эпохи романтики и оказало влияние на многих других композиторов.

Хотя концерт состоит из трех частей в стандартной структуре быстро-медленно-быстро, и каждая часть следует традиционной форме, концерт был новаторским и включал в себя много новелл. особенности для своего времени. Отличительные особенности включают почти немедленное появление скрипки в начале произведения (вместо того, чтобы следовать за оркестровым предварительным просмотром основных тем первой части, как это было типично для концертов классической -эры) и сквозно-составленная форма концерта в целом, в которой три части мелодически и гармонично связаны и воспроизводятся attacca (каждая часть, следующая сразу за предыдущей, без пауз). (цитата необходима)

Концерт был хорошо принят и вскоре стал одним из величайших скрипичных концертов всех времен. Концерт остается популярным и по сей день и заработал репутацию важного концерта для всех начинающих концертных скрипачей, и обычно это один из первых концертов эпохи романтизма, который они разучивают. Многие профессиональные скрипачи записали концерт, и произведение регулярно исполняется на концертах и ​​конкурсах классической музыки.

Мендельсон также написал виртуозный Концерт для скрипки и струнного оркестра ре минор между 1821 и 1823 годами. когда ему было от 12 до 14 лет, в то же время, когда он написал свои двенадцать струнных симфоний. Эта работа была «открыта заново» и впервые записана в 1951 году Иегуди Менухином.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Инструменты
  • 3 Движения
    • 3.1 Allegro molto appassionato
    • 3.2 Анданте
    • 3.3 Allegretto non troppo - Allegro molto vivace
  • 4 Анализ
  • 5 Наследие
  • 6 Записи
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

История

Фердинанд Давид, скрипач, впервые представивший произведение, сотрудничество с которым было необходимо для рождения концерта

. После назначения в 1835 году главным дирижером Лейпцигского оркестра Гевандхаус Мендельсон назвал своего друга детства Фердинандом Давидом в качестве концертмейстера оркестра. Работа возникла в результате этого профессионального сотрудничества. В письме от 30 июля 1838 года Мендельсон писал Давиду: «Я хотел бы написать для вас следующей зимой скрипичный концерт. В моей голове пробегает один ми минор, начало которого не дает мне покоя».

Концерт длился еще шесть лет. Есть много возможных причин задержки, в том числе неуверенность в себе, его третья симфония и несчастный период в Берлине по просьбе короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV. Тем не менее, Мендельсон и Дэвид все это время поддерживали регулярную переписку с Мендельсоном, ищущим технических и композиционных советов. Действительно, этот скрипичный концерт был первым из многих, написанных с участием профессионального скрипача, и повлиял на многие будущие совместные работы. Партитура с автографом датирована 16 сентября 1844 года, но Мендельсон все еще просил совета у Дэвида до премьеры. Концерт впервые был исполнен в Лейпциге 13 марта 1845 года с Фердинандом Давидом в качестве солиста. Мендельсон не смог дирижировать из-за болезни, и премьерой дирижировал датский композитор Нильс Гаде. Мендельсон впервые дирижировал концертом 23 октября 1845 г., снова с Фердинандом Давидом в качестве солиста.

Рукопись с автографом концерта вновь появилась в 1989 г. в Biblioteka Jagiellonska в Кракове, что привело к некоторому научному скептицизму относительно достоверности опубликованной партитуры Breitkopf Härtel 1862 года. Некоторые заметные различия включают темповый характер первой части, написанной как «Allegro con fuoco», а не банальное «Allegro molto appassionato», а также значительные изменения пассажа соло скрипки.

Инструменты

Произведение озвучено для скрипки соло и стандартного оркестра своего периода, состоящего из двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготы, два рожка, две трубы, литавры и струнные.

Движения

Концерт состоит из трех частей со следующими обозначениями tempo :

Концерт для скрипки ми минор, соч. 64 Allegro molto appassionato
Andante
Allegretto non troppo - Allegro molto vivace Исполняет Франциска Фрюх с симфоническим оркестром Фульда

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .
  1. Allegro molto appassionato (ми минор )
  2. Andante (до мажор )
  3. Allegretto non troppo - Allegro molto vivace (ми мажор )

) Allegro molto appassionato

12–14 минут

 \relative c''' {\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo

Вместо оркестрового tutti концерт открывается почти мгновенным вступлением соло скрипки, исполняющей ту самую мелодию ми минор, который не давал Мендельсону покоя. После бравурности быстро восходящих нот, вступительная тема затем повторно воспроизводится оркестром. Затем идет неистовый хроматический переходный пассаж, когда музыка стихает и преобразует в спокойную вторую тему темы в соль мажор. Мелодия изначально исполняется деревянными духовыми инструментами, а солист играет ноту педали на открытом Строка G. Мелодия исполняется самой скрипкой соло до того, как короткая codetta завершает раздел exposition вступительной части. Затем две вступительные темы объединяются в развитие секта ion, где музыка выстраивается до новаторской каденции, которую Мендельсон написал полностью, не позволяя солисту импровизировать. Каденция набирает скорость за счет ритмических переходов от quavers к quaver-triplets и, наконец, к полукваверам, которые требуют рикошетного поклона солиста. Это служит ссылкой на перепросмотр, где вступительная мелодия исполняется оркестром в сопровождении продолжающихся рикошетных арпеджио солиста. Во время перепросмотра вводные темы повторяются со второй темой, играемой в ми-мажоре, прежде чем вернуться к ми-минору для закрытия части. Музыка набирает скорость в коде, помеченной «Presto», прежде чем вариант исходного хроматического переходного пассажа завершает первую часть.

Анданте

7–9 минут

 \relative c'' {\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo

Фагот выдерживает свою си от финального аккорда первой части перед тем, как перейти на полутон к середине C. Это служит ключевым переходом от вступительной части ми минор к лирической до мажор медленной части. Движение имеет троичную форму и напоминает собственные Песни без слов Мендельсона. Тема более темной средней части в Ля минор сначала вводится оркестром, а затем скрипка берет на себя одновременно и мелодию, и аккомпанемент. трепетный аккомпанемент требует от солиста ловкой ловкости, прежде чем музыка вернется к основной лирической теме до мажор, на этот раз ведущей к безмятежному завершению.

Allegretto non troppo - Allegro molto vivace

6–7 минут

 \relative c'' {\set Score.tempoHideNote = ##t \tempo

После второй части следует короткий переходный отрывок с четырнадцатью тактами ми минор только для скрипки соло и струнных. Это приводит к живому и искрометному финалу, весь который находится в ми мажоре и чье начало отмечено трубой фанфарами. Эта часть находится в форме сонатного рондо с вступительной темой, требующей от солиста быстрой работы по переходу. Вступительная экспозиция ведет к короткой второй теме си-мажор, которую играет солист, и выстраивается из серии быстро восходящих и нисходящих арпеджио, напоминающих каденцию из первой части. Затем оркестр играет вариацию вступительной мелодии, после чего музыка переходит в небольшую развивающую часть в соль мажор. Перепросмотр, по сути, похож на экспозицию, за исключением добавления контр-мелодии в строки. Вторая тема повторяется, на этот раз в домашней тональности ми мажор. Ближе к концу части есть почти небольшая каденция, когда деревянные духовые инструменты играют основную мелодию на фоне протяженных трелей сольной скрипки. Затем концерт завершается лихорадочной кодой.

Анализ

Концерт новаторский во многих отношениях. Только в первой части Мендельсон во многом отходит от типичной формы классического концерта, самым непосредственным из которых является вступление солиста почти с самого начала, что также встречается в его Первом концерте для фортепиано. Хотя первая часть в основном представлена ​​в обычной сонатной форме, у Мендельсона первая тема исполняется солирующей скрипкой, а затем оркестром. Классические концерты обычно начинаются с оркестрового вступления, за которым следует версия того же материала, который включает солиста.

Каденция также нова в том, что она записана как часть концерта и расположена перед перепросмотром. В типичном классическом концерте каденция импровизирована солистом-исполнителем и происходит в конце части, после перепросмотра и непосредственно перед финальной кодой. Письменная каденция Мендельсона не была включена в первую опубликованную версию концерта, а вместо нее была представлена ​​«упрощенная» версия Фердинанда Давида без контрапунктовой сложности оригинала. Сегодня это самая популярная версия, хотя некоторые артисты, например Арабелла Штайнбахер, пьеса по оригиналу Мендельсона. Джошуа Белл исполняет концерт со своей собственной каденцией.

Концерт для скрипки отличается от предыдущих концертов связанными с ним движениями. Между первой и второй частями нет перерыва, между ними проходит нота фагота. Переходный переход между двумя последними движениями начинается почти сразу после медленного движения. Мелодия похожа на мелодию вступления, что намекает на циклическую форму пьесы. Связь была разработана таким образом, чтобы исключить аплодисменты между движениями. Это стало бы сюрпризом для публики Мендельсона, которая, в отличие от сегодняшней, привыкла аплодировать между движениями.

Концерт также призывает солиста выступать в качестве концертмейстера оркестра в течение длительного времени, например, рикошет арпеджио в начале перепросмотра. Это тоже было новшеством для скрипичного концерта того времени.

Наследие

Скрипичный концерт Мендельсона повлиял на концерты многих других композиторов, которые переняли его аспекты в своих концертах.

Например, необычное расположение каденции перед перепросмотром отражено в скрипичном концерте Чайковского (где каденция размещена аналогично) и Концерт для скрипки Сибелиуса (где каденция служит расширением раздела развития). Более того, после этого концерта композитор очень редко оставлял каденцию незаписанной для импровизации солиста, как во времена Моцарта и Бетховена. Соединение трех частей также повлияло на другие концерты, такие как Liszt Второй фортепианный концерт.

Сам концерт имел мгновенный успех, тепло встреченный на его премьере и хорошо принятый современными критиками. К концу XIX века произведение уже считалось одним из величайших скрипичных концертов в репертуаре. Это стало одним из самых популярных произведений Мендельсона, и оно все еще регулярно исполнялось, даже когда в начале двадцатого века интерес к его музыке снизился. В 1906 году, за год до своей смерти, знаменитый скрипач Иосиф Иоахим сказал гостям на праздновании своего 75-летия:

У немцев четыре скрипичных концерта. Величайший, самый бескомпромиссный - Бетховена. Брамс по серьезности соперничает с ним. Самый богатый, самый соблазнительный был написан Максом Брухом. Но самое сокровенное, сокровище сердца принадлежит Мендельсону.

Произведение приобрело репутацию незаменимого произведения для начинающих виртуозов-скрипачей. Это привело к тому, что он стал практически повсеместным в дискографии концертных скрипачей, включая тех, кто был активен только на заре записанного звука и о которых существует очень мало записанной музыки, таких как Eugène Ysae. Несмотря на это, он остается технически сложным и обычно считается таким же сложным, как и многие другие известные аналоги.

Записи

Среди обширной дискографии следующие записи получили заметные награды и выдающиеся отзывы:

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:18:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте