Изображение Августа Гераша, изображенное в XIX веке в старинном
Бургтеатре, месте проведения ряда театров Тонкюнстлера. Концерты Societät
Tonkünstler-Societät («Общество музыкантов») было благотворительным обществом музыкантов в Вене, которое просуществовало с середины 18 века до середины 20 века. Его цель - «поддержать музыкантов-пенсионеров и их семьи». Начиная с 1772 года, Общество организовало серию благотворительных концертов, часто с участием большого количества исполнителей, на которых исполнялись произведения ведущих композиторов классического периода, в том числе Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Содержание
- 1 История
- 2 Исполнительские силы Общества
- 3 Отношения с великими композиторами классической эпохи
- 4 Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мендельсон на концертах Общества
- 4.1 Гайдн
- 4.2 Моцарт и его коллеги
- 4.3 Бетховен
- 4.4 Мендельсон
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
История
Флориан Гассманн, гравюра из 1775:
Иоганн Бальцер Общество было основано Флорианом Гассманном в 1771 году. Оно также было известно как «Gesellschaft der Wiener Tonkünstler zum Unterhalte ihrer Witwen und Waisen»; то есть «Общество венских музыкантов в поддержку своих вдов и сирот». До 1811 года (года основания Gesellschaft der Musikfreunde ) это была единственная частная организация, предлагавшая концерты в Вене.
Общество пользовалось сильной поддержкой аристократии (которая, помимо прочего, с церковью, основным работодателем для музыкантов в то время). В своем указе (23 февраля 1771 г.) об учреждении Общества императрица Мария Тереза также внесла первоначальный взнос в фонд Общества в размере 500 дукатов (около 2000 флоринов). Позже дневник Карл фон Цинцендорф заметил, что посещение благотворительных концертов Общества считалось чем-то вроде обязанности для представителей знати. Общество служило образцом для сопоставимых организаций не только в Австрийской империи, но также в Берлине (1801 г.) и Санкт-Петербурге (1802 г.).
Выступления Общества проводились по расписанию, которое оставалось справедливым. последовательно в разные годы: два выступления на Пасху и два перед Рождеством. В ранние годы организация была довольно предприимчивой, увеличивая количество представлений новых или недавних произведений. Около 1800 года воцарился традиционализм, и теперь в программах особое внимание уделялось музыке, которая стала почитаемой, в том числе множеством исполнений (первоначально под руководством композитора) двух великих ораторий Гайдна: Сотворение и Времена года.. Действительно, в 1862 году организация переименовалась в честь Гайдна: («Гайдн», Witwen- und Waisen-Versorgungs-Verein der Tonkünstler в Вене = «Гайдн: Музыкальное общество по уходу за вдовами и сиротами в Вене»).
Общество просуществовало до 1939 года, когда 9 марта национал-социалистическое правительство Германии отменило его; Германия аннексировала Австрию в предыдущем году (аншлюс ).
С точки зрения истории музыки наибольшее значение Общества приходится на его ранний период, до начала 1800-х годов, когда оно играло важную роль в выпуске или распространении музыкальных произведений, которые до сих пор приветствуются. день. В более поздний период, после того, как публичные концерты в других местах стали процветать, а собственные программы Общества стали консервативными, историческое значение Общества стало меньше, и упоминания об организации в работе ученых-музыковедов немногочисленны.
Исполнительская сила Общества
Общество было необычным по размеру оркестров и хоров, выступавших на своих концертах. На концертах 1 и 3 апреля 1781 года, где Моцарт впервые выступил в Обществе (см. Ниже), было 40 скрипок, 8 альтов, 9 виолончелей, 11 контрабасов, 2 флейты, 7 гобоев, 6 фаготов, 2 английских рожка., 4 валторны, 2 трубы и 1 литавр, всего 92 человека. В хоре было всего 28 сопрано и альтов (все мальчики), 13 теноров и 13 басов; Таким образом, всего 146 исполнителей. Сопоставимые числа были заняты в другие годы. В письме, написанном домой своему отцу Леопольду, Моцарт выразил удивление по поводу размера оркестра и восхищение тем, как хорошо его симфония прозвучала на концерте.
Эти цифры стали возможными благодаря тому, что участие в концертах Общества было обязательным для всех членов (иначе они должны были заплатить небольшой взнос в качестве компенсации). Вдобавок выступали и некоторые потенциальные члены Общества.
Эдж предполагает, что не следует предполагать, что такие силы использовались для всех чисел в программе; в частности, концерты, возможно, использовали только часть музыкантов для лучшего баланса.
Отношения с великими композиторами классической эпохи
Хотя Общество часто упоминается в биографиях Гайдна, Моцарта и Бетховен, только Гайдн когда-либо действительно принадлежал ему, и то в исключительных обстоятельствах. Гайдн впервые сочинил произведение для исполнения Обществом в 1773 году (Il ritorno di Tobia ; см. Ниже). В 1778 году он подписался на членство и должным образом оплатил вступительный взнос, но вдобавок его попросили написать дополнительные сочинения бесплатно по команде Общества. Гайдн отказался, и ему было отказано в членстве. Отношения между Гайдном и Обществом какое-то время оставались холодными. В 1781 году они не смогли договориться о повторном исполнении Il ritorno di Tobia, хотя для концертов весны 1784 года они смогли приехать в гостиницу. После этого работы Гайдна продолжали появляться в программах Общества. Гайдн окончательно не стал членом до 1797 года; на этом этапе его многочисленные вклады в благотворительные концерты Общества на протяжении многих лет привели к тому, что Общество сделало его почетным членом.
Моцарт попытался стать его членом в 1785 году, примерно в то время, когда его Davidde Penitente было выполнено Обществом (см. ниже). Его процедура подачи заявления застопорилась из-за требования, чтобы Моцарт предъявил свидетельство о рождении (он родился в далеком Зальцбурге, что затрудняло это сделать). Моцарт дважды обещал предоставить его, но так и не сделал. Его медлительность была неразумной, так как, когда он умер в 1791 году, он оставил много долгов и жену (Констанца Моцарт ) с двумя маленькими детьми. К счастью, Констанце оказалась проницательной бизнес-леди и в итоге сумела добиться процветания благодаря публикации работ мужа.
Хотя его произведения исполнялись Обществом, Бетховен никогда не был зачислен в члены. Однако Общество наградило его за свои заслуги (как и Гайдн) бесплатным пропуском на все его концерты.
Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мендельсон на концертах Общества
Чаще всего на концерте Общества было запрограммировано большое произведение (обычно оратория ), добавлявшееся к нему меньшими произведениями, часто для сольных или небольших ансамблей. Небольшие произведения обычно выбирались так, чтобы они были разными в два вечера, когда давался концерт. Гайдн неоднократно представлялся как композитор больших произведений, а иногда и меньших; при жизни Моцарт и Бетховен были композиторами одного большого произведения каждый и несколько раз меньших произведений.
Гайдн
Гайдн в роли
Людвига Гуттенбрунна. Портрет датируется
ок. 1791–1791, но изображает Гайдна ок. 1770, на основе более ранней версии.
- 2 и 4 апреля 1775: Йозеф Гайдн провел премьерные выступления своей оратории Il ritorno di Tobia ; Работа выполнена по заказу Общества. Либретто произведения на итальянском языке; это отражало практику общества в его первые годы, следуя традициям императорского двора; позже Общество перешло на работы на немецком языке. Гайдн привез с собой из двора Эстерхази большую часть вокальных солистов для своей оратории, а также своих коллег, чтобы они сыграли концерты как более короткие произведения: его концертмейстер Луиджи Томазини исполнил концерт для скрипки 2-й, Ксавье Марто - концерт для виолончели 4-го. Смитер пишет: «Оратория имела огромный успех и привлекла внимание венцев к необыкновенным способностям Гайдна».
- 17 марта 1777 года. Были исполнены различные произведения, в том числе хор из Il ritorno di Tobia.
- 12 и 14 марта 1780 г. Разнообразные произведения, в том числе 14-го «новая великая симфония» Гайдна.
- 23 и 23 декабря 1783 г.: «Симфония» и хор Гайдна, возможно быть из Иль риторно ди Тобия. Также были представлены работы Моцарта; увидеть ниже. Предполагается, что этот концерт стал поводом для первой встречи Гайдна и Моцарта, которые стали хорошими друзьями.
- 28 и 30 марта 1784 г.: Гайдн возглавил свой Il ritorno di Tobia в переработанном версия с двумя новыми припевами. На этот раз вокальными солистами были выдающиеся певцы из Вены, в том числе Катерина Кавальери и Нэнси Стораче.
- 13 и 17 марта 1785 года: первая часть включала симфонию Гайдна. Для основной программы см. Ту же дату в разделе «Моцарт» ниже.
- 15 и 16 апреля 1792 года: программа разных композиторов, в том числе симфония и хор Гайдна, в то время далеко от Вены. во время первого из двух своих визитов в Лондон.
- 23 и 24 марта 1793 года: Гайдн, вернувшийся в Вену, руководил исполнением трех из своих недавно завершенных Лондонских симфоний.
- 12 и 13 апреля 1794 года. : Программа разных композиторов, в том числе Симфония-сюрприз Гайдна. Гайдн снова был в Лондоне во второй поездке.
- 1 и 2 апреля 1798 года: Гайдн провел свою Семь последних слов Христа на публичной премьере новой версии с хоровыми партиями. В первую ночь Бетховен принял участие в программе; см. ниже.
- 17 и 18 марта 1799 г.: «Семь последних слов» снова были исполнены под руководством Гайдна.
- 22 и 23 декабря 1799 г.: первое выступление Общества Гайдна «Сотворение мира» под руководством Гайдна. направление композитора. Очевидно, работа была настолько популярной, что Общество могло увеличить сбор средств, удвоив обычную цену билета.
- 1800: Все четыре выступления в этом году были из The Creation. Гайдн, здоровье которого ухудшалось, поручил постановку декабрьских представлений Полу Враницкому.
- Весна 1801: снова Семь последних слов под руководством Гайдна.
- 22 и 23 декабря 1801 г.: Первое представление Общества Гайдна «Времена года» под руководством композитора.
- 1802: Все четыре спектакля в течение этого года были «Временами года».
- 1808: Il ritorno di Tobia Гайдна появился в третий раз, на этот раз в переработанной версии ученика пожилого композитора Сигизмунда Нойкомма. Выступление 22 декабря потребовало усилий большинства высококвалифицированных музыкантов в Вене, что привело к печальным последствиям для знаменитого концерта, который состоялся в Вене в тот же вечер, на благо Людвига ван Бетховена.
Гайдн умер в 1809 г. «Сотворение мира» и «Времена года» продолжались на протяжении десятилетий как частый выбор для выступления Общества.
Моцарт и его коллеги
Посмертный портрет Моцарта работы Барбары Крафт (1819) по оригиналам, написанным при его жизни
- 21 и 25 марта 1773 года. Основной работой над программой была Санта-Елена аль-Кальварио, оратория Иоганна Адольфа Хассе. Концерт также включал публичный дебют в Вене двух братьев кларнетистов Антона и Иоганна Стадлера, которые должны были сыграть во многих произведениях Моцарта после его переезда в Вену в 1780-х годах; см., в частности, 22 и 23 декабря 1789 г. ниже.
- 1 и 3 апреля 1781 г.: Музыкальная драма «Die Pilgrime auf Golgatha» Иоганна Георга Альбрехтсбергера. Вокальными солистками были Катерина Кавальери, Тереза Тейбер, Валентин Адамбергер и Людвиг Фишер, все участники немецкой оперы Император. компания, которая сыграет ведущие роли на премьере оперы Моцарта Die Entführung aus dem Serail в следующем году. Только для спектакля 3 апреля программа была дополнена; это было первое публичное выступление взрослого Моцарта в Вене. Была сыграна симфония Моцарта, которая, по предположениям Дойча, была No. 34. Также он импровизировал на фортепиано. Моцарт только недавно прибыл в Вену, где ему предстояло провести остаток своей карьеры; и все еще находился на службе у архиепископа Коллоредо. Обществу пришлось лоббировать архиепископа, чтобы получить услуги Моцарта.
- 23 и 23 декабря 1783 г.: Программа включала «новое рондо» Моцарта в исполнении Адамбергера; Дойч предполагает, что это произведение было "Misero! O sogno! / Aura che intorno", K. 431. Только 22-го числа в программе также был фортепианный концерт Моцарта с композитором в качестве солиста. Предполагается, что этот концерт станет поводом для первой встречи Гайдна и Моцарта, которые стали хорошими друзьями.
- 13 и 17 марта 1785 г.: Во второй части состоялась премьера оперы Моцарта. Davide penitente, K. 469, который был заказан Tonkünstler-Societät. Большая часть музыки взята из незаконченного Большой мессы до минор, K. 427 (1782–83). Спектакль проходил в Бургтеатре. Как ни странно, на эти представления было мало посетителей; первая ночь принесла всего 733 флорина (216 заплатил Император), а вторая ночь принесла всего 163 флорина из аудитории в 200 человек.
- 22 и 23 декабря 1785 года. Оратория Эстер Карла Диттерс фон Диттерсдорф, проведенный Антонио Сальери. Между двумя частями концерт 22 декабря включал скрипичный концерт в исполнении Джозефа Оттера; 23-го числа Моцарт заполнил этот временной интервал, сыграв один из своих фортепианных концертов (не идентифицирован). Критик Wiener Zeitung писал: «Мы воздерживаемся от упоминания благоприятного приема [концерта Моцарта], поскольку наша похвала излишня ввиду заслуженной славы этого мастера»
- . 22 и 23 декабря 1789 г.: В Бургтеатре исполнялась кантата «Il natale d'Apollo» Винченцо Ригини. Невестка Моцарта Джозефа Хофер, которая позже пела как первая Царица ночи в Волшебной флейте, была одной из вокальных солисток; другими коллегами Моцарта, которые пели, были Кавальери (см. выше) и Винченцо Кальвези (первый Феррандо в Così fan tutte ). На концерте 22 декабря также прозвучало первое известное исполнение Моцарта Кларнет-квинтет. Кларнетист был другом Моцарта Антон Штадлер.
- 16 и 17 апреля 1791 г.: В концерте с музыкой нескольких композиторов снова представлена музыка Моцарта: арию спела его невестка Алоизия Ланге и исполнялась «великая симфония». Раштон предполагает, что последняя была 40-й симфонией в ее переработанной версии с партиями кларнета.
Моцарт умер в 1791 году. 187>22 и 23 декабря 1815 года. Основным произведением была оратория Генделя Пир Александра в переработанной партитуре Моцарта с дополнительными партиями ветра.
27 и 28 марта 1836 года. Оратория Генделя Мессия в пересмотренной партитуре Моцарта с дополнительными партиями духовых.Бетховен
Бетховен в 1801 году в исполнении Карла Трауготта Риделя
- 29 марта 1795 года: первое публичное выступление Бетховена на концерте в Вене. Он сыграл один из своих первых двух фортепианных концертов; какой неизвестно. Премьера оратории «Джуда» Антонио Казимира Картельери
- 23 декабря 1797 г.: в программе были вариации Бетховена на «Là ci darem la mano» из оперы Моцарта Дон Жуан, для двух гобоев и английского рожка.
- 1 и 2 апреля 1798 г.: В концерте, основным произведением которого были Семь последних слов Христа Гайдна (см. выше), Бетховен принял участие в концерте программа премьеры, исполняющая партию фортепьяно в его Квинтете для фортепиано и духовых.
- 30 и 31 марта 1817 г.: Произведения прославленного ныне Бетховена: его Седьмая симфония и его оратория Christus am Ölberge.
- 24 и 26 марта 1839 г.: в программу вошли произведения Бетховена, умершего в 1827 г.: вторая часть Седьмой симфонии и его кантата Der glorreiche Augenblick, исполненная на текст Фридрих Рохлиц с титулом Preis der Tonkunst («Восхваление музыки»).
Мендельсон
- 22 и 23 декабря 1857 г.: Элайджа Феликс Мендельсон (1809–1847). Работа, премьера которой состоялась в 1846 году, пополнила ряды классических произведений, подходящих для исполнения ораториальным обществом.
Примечания
Ссылки
- Deutsch, Otto Erich (1965) Mozart: A Документальная биография. Стэнфорд: Stanford University Press.
- Эдж, Декстер (1992) «Венские оркестры Моцарта.} Ранняя музыка 20: 64–88.
- Эйзен, Клифф и Саймон П. Киф (2006) Кембриджская энциклопедия Моцарта. Кембридж: Cambridge University Press.
- Фриц-Хильшер, Элизабет Терезия и Гельмут Кречмер (2011) Wien, Musikgeschichte. Münster: LIT Verlag. Front. Обложка
- Джонс, Дэвид Вин (2009) Жизнь Гайдна. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Лоусон, Колин (1996) Моцарт: Концерт для кларнета. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Pohl, Carl Ferdinand (1871) Denkschrift aus Anlass des hundert-jährigen Bestehens der Tonkünstler-Societät, im Jahre 1862 reorganisirt als "Haydn", Witwen und Waisen-Versorgungs-Verein der Tonkün.
- Райс, Альберт Р. (2003) Кларнет в классический период. Оксфорд: Oxford University Press.
- Раштон, Джулиан (2006) Моцарт. Оксфорд: Oxford University Press.
- Смитер, Ховард Э. (1977) A Hist теория оратории. UNC Press Books.
- Стеблин, Рита (nd) Упоминания Бетховена в документах Венского общества тонкюнстлера, 1795–1824 гг.