Пол Враницки (чешский: Павел Враницки, 30 декабря 1756 - 29 Сентябрь 1808 г.) был моравским -австрийским классическим композитором. Его сводный брат, Антонин, также был композитором.
Враницкий родился в Нойрайше (Нова Рише ) в Габсбургской Моравии. Учился на богословском факультете Оломоуцкого университета, а затем в духовной семинарии в Вене. В 20 лет, как и многие другие чешские композиторы того периода, он переехал в Вену, чтобы искать возможности в австрийской имперской столице.
С 1790 года дирижировал обоими королевскими театральными оркестрами. Его очень уважали Моцарт, Гайдн и Бетховен ; последние двое предпочли его как дирижера своих новых произведений (например, Первая симфония Бетховена в 1800 году). Враницкий был плодовитым композитором. Его продукция включает десять опер, 44 симфоний, не менее 56 струнных квартетов (некоторые источники дают число до 73) и большое количество других оркестровая и камерная. Его опера «Оберон - Король фей» 1789 года была фаворитом в этом жанре и вдохновила Эмануэля Шиканедера на написание либретто из Волшебной флейты для Моцарта в 1791 году. ; в середине 1790-х годов Гете стремился сотрудничать с Враницким в продолжении оперы Моцарта. Сегодня Враницкий известен как один из трех возможных композиторов, сочинивших национальный гимн Австрии (личность настоящего композитора окончательно не известна)
Враницкий умер в Вене 24 мая. 29 сентября 1808 года. Бетховен написал «Вариации на тему русского танца» (WoO 71) на тему оперы Враницкого «Das Waldmädchen» («Лесная девушка»).
Хотя некоторые ученые считают, что он учился у Гайдна, доказательств этому нет. Но не может быть никаких сомнений в том, что он учился и находился под влиянием квартетов Гайдна. Как и Гайдн, квартетное творчество Враницкого прошло много этапов развития, начиная с доклассической и кончая законченной формой сонаты позднего венского классицизма. Большинство его квартетов состоит из трех частей; многие обладают качествами парижского quatuor Concertant с виртуозным письмом во всех четырех частях. В этих работах он исследовал зарождающийся романтический стиль с (на то время) смелыми гармоническими прогрессиями, театральными жестами и виртуозной демонстрацией. Основываясь на десяти изученных им квартетах Враницкого, историк музыки и Антон Рейха ученый Рон Драммонд пишет: «Я могу с уверенностью и абсолютной уверенностью сказать, что достижение Враницкого как композитора струнных квартетов в целом, это большее достижение, чем у Моцарта. Чтобы это утверждение не было неправильно понято, позвольте мне уточнить: просто работа Враницкого затмевает Моцарта, а качество (зрелых) произведений каждого человека настолько превосходно, что Враницкий выигрывает только по количеству ". 57>
Французский критик и музыковед Франсуа-Жозеф Фетис, описывая музыку Враницкого в последней половине XIX века, вспоминал: «Музыка Враницкого была в моде, когда она была новой из-за его естественные мелодии и блестящий стиль. Он хорошо обращается с оркестром, особенно в симфониях. Я вспоминаю, что в моей юности его произведения очень хорошо держались по сравнению с произведениями Гайдна. Их преждевременный отказ сегодня был для меня источником удивления.. "
Опера
Оперетты
Зингшпиле
Другие типы оперных произведений
Ballets
Театральная музыка
Концерты
Другие оркестровые произведения