Антон (Антонин, Антуан) ЙозефРейха (Рейха) (26 февраля 1770 - 28 мая 1836) родился в Чехии, позднее натурализовавшийся французский композитор и теоретик музыки. Современник и давний друг Бетховена, сейчас его больше всего помнят за его ранний значительный вклад в духовой квинтет литературы и его роль учителя учеников, в том числе Ференца Листа, Гектор Берлиоз и Сезар Франк. Он также был опытным теоретиком и написал несколько трактатов по различным аспектам композиции. Некоторые из его теоретических работ касались экспериментальных методов композиции, которые он применил в различных произведениях, таких как фуги и этюды для фортепиано и струнный квартет.
Ни один из передовые идеи, которые он отстаивал в наиболее радикальных из его музыки и произведений, такие как полиритм, политональность и микротональная музыка, были приняты или использованы другими девятнадцатилетними композиторы века. Из-за нежелания Райхи публиковать свою музыку (как Майкл Гайдн до него), вскоре после смерти он впал в безвестность, а его жизнь и творчество еще предстоит тщательно изучить.
Рейха родилась в Праге. Его отец Шимон, городской волынщик города, умер, когда Антону было всего 10 месяцев. Очевидно, мать Рейхи не интересовалась образованием сына, и поэтому в 1780 году он убежал из дома по внезапному импульсу - как он рассказывал в своих мемуарах, он запрыгнул в проезжающий экипаж. Сначала он посетил своего деда по отцовской линии в Клатовах, а затем своего дядю по отцовской линии Йозефа Рейха, виолончелиста-виртуоза, дирижера и композитора, жившего в Валлерстайне, Бавария, который усыновил ему. Йозеф и его жена, будучи бездетными, могли уделить юному Антону все свое внимание: Йозеф обучал его игре на скрипке и фортепиано, его жена настаивала на том, чтобы его учили французскому и немецкому языкам, и его также научили игре на флейте .
В 1785 г. семья переехала в Бонн, где Райха стала членом Hofkapelle Макса Франца, курфюрста Кельна, играла на скрипке и второй флейте в придворном оркестре под руководством дяди. Молодой Бетховен поступил в Hofkapelle в качестве альтиста и органиста в 1789 году, и Райха подружилась с ним. Кристиан Готтлоб Неефе, одна из самых важных фигур в музыкальной жизни города того времени, вполне мог обучить Райху и его одаренного ученика по фортепиано Бетховену композиции и познакомить их с произведениями Иоганн Себастьян Бах, например, Хорошо темперированный клавир.
Примерно с 1785 года Райха тайно изучал композицию, вопреки воле своего дяди, сочинил и дирижировал своей первой симфонией в 1787 году и вступил в Боннский университет в 1789 году, где он учился и выступал до 1794 года, когда Бонн был атакован и захвачен французами. Ему удалось бежать в Гамбург, он поклялся никогда больше не выступать публично и начал зарабатывать на жизнь преподаванием гармонии, композиции и фортепиано. Он продолжал сочинять и изучал математику, философию и, что особенно важно, методы обучения композиции. В 1799 году он переехал в Париж, надеясь добиться успеха как оперный композитор. Однако эти надежды не оправдались: он не смог ни принять свои старые либретто, ни найти подходящие новые, несмотря на поддержку друзей и влиятельных представителей аристократии, и в 1801 году переехал в Вену.
Оказавшись там, как Бетховен и молодой Шуберт, он учился у Антонио Сальери и Иоганна Георга Альбрехтсбергера. Оба были известными учителями, и Альбрехтсбергер также был важным теоретиком и признанным авторитетом в теории контрапункта и фугальной теории. Рейха посетил Гайдна, с которым он встречался несколько раз в Бонне и Гамбурге в течение 1790-х годов, и возобновил свою дружбу с Бетховеном, которого он не видел с 1792 года, когда последний переехал из Бонна в Вену. В это время (конец 1802–183) симфония Бетховена «Героическая» только зарождалась, и вполне вероятно, что эти двое мужчин обменялись идеями о фугах в современной композиции. Переезд Райхи в Вену ознаменовал начало более продуктивного и успешного периода в его жизни. Как он писал в своих мемуарах: «Количество работ, которые я закончил в Вене, поражает. Когда я начинал, мои воодушевление и воображение были неутомимы. Идеи приходили ко мне так быстро, что часто было трудно изложить их, не потеряв некоторые из них. Я всегда имел большую склонность к необычному по композиции. Когда я писал в оригинальном ключе, мои творческие способности и дух казались более острыми, чем при следовании наставлениям моих предшественников ». В 1801 г. опера Райхи «Оураган», потерпевшая неудачу в Париже, была исполнена во дворце князя Иосифа Франца фон Лобковица, известного покровителя Бетховена. Императрица Мария Тереза заказала после этого спектакля еще одну оперу - «Аргине, Реджина ди Граната», которая исполнялась только частным образом. Его исследования в Гамбурге увенчались здесь публикацией нескольких полудидактических энциклопедических работ, таких как 36 фуг для фортепиано (опубликовано в 1803 году, посвящено Гайдну) и L'art de varier, крупномасштабный вариационный цикл (составленный в 1803/04 для принца Луи Фердинанда ) и трактат Practische Beispiele (опубликованный в 1803 году), содержащий 24 сочинения.
Жизнь и карьера Рейхи в Вене были прерваны захватом города французскими войсками Наполеоном в ноябре 1805 года.. В 1806 году Рейха поехал в Лейпциг, чтобы устроить представление своего нового произведения, кантаты Ленора (остановившись в Праге, чтобы увидеть свою мать впервые с 1780 года), но поскольку Лейпциг был заблокирован французами, не только спектакль отменили, но он не мог вернуться в Вену несколько месяцев. Когда он вернулся, то ненадолго, потому что к 1808 году Австрийская империя уже готовилась к новой войне, Войне пятой коалиции, поэтому Рейха решила вернуться в Париж.. Вскоре он начал преподавать композицию в частном порядке, будущий плодовитый композитор Джордж Онслоу стал одним из его учеников к 1808 году. На этот раз были поставлены три из его многочисленных опер, но все они провалились; однако его слава как теоретика и учителя неуклонно росла, и к 1817 году большинство его учеников стали профессорами Парижской консерватории. В следующем году Рейха был назначен профессором контрапункта и фуги в Консерватории при поддержке Людовика XVIII, несмотря на сопротивление со стороны влиятельного профессора композиции и (с 1822) директор Луиджи Керубини
Надгробие Антона Рейхи в Пер-Лашез, ПарижЭтот второй парижский период породил несколько важных теоретических работ. «Музыкальный курс композиции», опубликованный в 1818 году, стал стандартным текстом по композиции в Консерватории; «Traité de mélodie» 1814 года, трактат о мелодии, также широко изучался. К 1817 году было опубликовано еще одно полудидактическое произведение, 34 Études for piano. Также в Париже Райха начал сочинять 25 духовых квинтетов, которые оказались его самыми прочными произведениями: гораздо более консервативными в музыкальном плане, чем экспериментальные фуги, которые он написал в Вене, но использовал мастерство своих виртуозов из Opéra Comique, чтобы значительно расширить технику и музыкальные амбиции будущих исполнителей на все еще развивающихся духовых инструментах. В 1818 году он женился на Виржини Энауст, которая родила ему двух дочерей. Примерно в это же время он преподавал композицию будущему первопроходцу современного гобоя Анри Брод, а в 1819 году он начал преподавать гармонию и теорию музыки Луизе Фарренк ; прервав учебу ради собственного брака, она закончила учебу в Парижской консерватории у Райхи в 1825 году.
Райха осталась в Париже до конца своей жизни. Он стал натурализованным гражданином своей приемной страны в 1829 году и кавалером Почетного легиона в 1835 году. В том же году он стал преемником Франсуа-Адриана Буальдье в Французской академии. Он опубликовал еще два больших трактата, Traité de haute Composition Musicale (1824–186) (Трактат о продвинутой музыкальной композиции) и Art du Compositeur dramatique (1833) (Искусство драматической композиции) о написании оперы. Его идеи, выраженные в предыдущем произведении, вызвали в консерватории споры. В 1826 году его учениками стали Ференц Лист, Гектор Берлиоз и Анри Коэн, а также композиторы Шарль Гуно и Полина Виардо. когда-нибудь позже. Берлиоз в своих «Воспоминаниях» (стр. 20–21) признает, что Райха была «замечательным учителем контрапункта», который заботился о своих учениках и чьи уроки «были образцом честности и основательности» - действительно, высокая похвала от одного, столь критически настроенного по отношению к Консерватории в целом. Фредерик Шопен собирался учиться у него в 1829 году, вскоре после прибытия в Париж из родной Польши, но в конечном итоге решил иначе. С июня 1835 года до смерти Рейхи в мае 1836 года молодой Сезар Франк брал частные уроки. Его записные книжки сохранились (в Bibliothèque Nationale в Париже) с аннотациями Рейхи (и более поздним загадочным комментарием, возможно, Эриком Сати ), показывающим, как усердно Райха работала со своим 13-летним учеником.. Рейха была похоронена на кладбище Пер-Лашез, а Луиджи Керубини возобновил преподавание контрапункта в Консерватории, заменив еретическую работу Рейхи по фуге своим собственным в качестве стандартного текста.
Трудно представить последовательный список работ Рейхи, потому что номера опусов, присвоенные им на момент публикации, находятся в беспорядке, некоторые произведения были предположительно утерян, и многие работы публиковались несколько раз, иногда в составе более крупных сборников. Его сохранившееся творчество охватывает широкий спектр жанров и форм, от оперы до фортепьяно фуги. Сегодня он наиболее известен своими 25 духовыми квинтетами, сочиненными в Париже между 1811 и 1820 годами, премьера которых в основном состоялась с 1817 года в фойе Театра Фавара одними из лучших в мире духовых солистов, так что вскоре их сыграли по всей Европе. В своих мемуарах Райха утверждал, что его духовые квинтеты заполнили пустоту: «В то время не хватало не только хорошей классической музыки, но и вообще какой-либо хорошей музыки для духовых инструментов просто потому, что композиторы мало знали о ней. их техника ". Действительно, опыт Райхи как флейтиста, должно быть, помог в создании этих пьес, в которых он систематически исследовал возможности духового ансамбля и изобрел расширенную форму сонаты, которая могла бы приспособить целых пять основных тем. Райха написал свой первый экспериментальный квинтет в 1811 году; «Несравненно превосходные» первые два из опубликованных позднее квинтетов Opus 88 были написаны к 1814 году после дальнейшего изучения инструментов и сотрудничества с его музыкантами, а остальные четыре были завершены до публикации в 1817 году. Три следующих набора из шести были опубликованы как Opus 91 в 1818 году, Opus 99 в 1819 году и Opus 100 в 1820 году.
Заключительное фортепианное упражнение в сочинении Рейхи Op. 30, с двумя нотными нотоносцами для каждой руки и четырьмя разными ключамиВ музыкальном плане духовые квинтеты представляют собой более консервативную тенденцию в творчестве Райхи по сравнению с его более ранними работами, а именно композициями венских период. В квинтетах, как он описывает в своем предисловии, Райха хотел расширить технические возможности пяти все еще развивающихся духовых инструментов (ручной валторна, «нерационализированная» флейта и кларнет, двойные язычки с меньшим количеством клавиш), и тем самым также амбиции. любителей духовых исполнителей, создав ядро для корпуса существенной работы, подобной той, что доступна для струнных исполнителей (и сознательно более серьезной, чем Harmoniemusik прошлого века). Его сочинение сочетает в себе виртуозную демонстрацию (часто все еще очень сложную, но идиоматичную для каждого инструмента), популярные элементы (от комической оперы, которую играли его солисты, от его богемского народного наследия, от военного прошлого до его жизни - многие марши, `` прогулки '' темы и фанфары), и его пожизненные академические интересы в форме вариаций и контрапунктов. Четыре квинтета имеют трио в форме passacaglia, однако повторяющаяся тема звучит на разных инструментах в каждом случае, поэтому не обязательно в басу. Прежняя связь с Бетховеном, теперь разорванная, возвращается в скерцо квинтета ми-бемоль соч. 100 шт. 3, который содержит четкие музыкальные цитаты (наиболее очевидные в партии валторны) как из скерцо его Eroica (также в ми-бемоль мажор ), так и из первой части его 5-я симфонии. Берлиоз говорит, что квинтеты «пользовались определенной модой в Париже в течение ряда лет. Это интересные пьесы, но немного холодные», в то время как Луи Шпор, посетивший Париж в 1820–1821 гг. слышал несколько исполнений, оценил их в письме домой (которое он включил в свою автобиографию) как слишком много идей, связанных небрежно или совсем не связанными («будь он менее богат, он был бы богаче»), «все же менуэты и скерци как короткие произведения, менее открыты для этого возражения, а некоторые из них являются настоящими шедеврами по форме и содержанию ". Шпор был в целом впечатлен виртуозностью духовых солистов и очень доволен их исполнением его собственного фортепиано и духового квинтета. Берлиоз также комментирует двух игроков (в других работах): «[de ], первая флейта... должна доминировать... поэтому он перемещает флейту на октаву, тем самым разрушая замысел композитора »(с. 56); об игре Гюстава Фогта на английском рожке он говорит (стр. 23): «Какой бы замечательной ни была певица... Мне трудно поверить, что она когда-либо могла изобразить это как естественный и трогательный, как на инструменте Фогта ». Райха была особенно близка лично к валторне Л.Ф. Даупра, которого он назначил в своем завещании душеприказчиком и дополнительным опекуном для своих двух дочерей.
Техническое волшебство также преобладает в композициях, которые иллюстрируют произведения Рейхи. теоретический трактат Practische Beispiele (Практические примеры) 1803 года, в котором такие техники, как битональность и полиритм исследуются в чрезвычайно сложных упражнениях по чтению с листа. 36 фуги для фортепиано, опубликованные в 1803 году, были задуманы как иллюстрация новой системы фуг Рейхи, то есть тех новых идей о фугах, которые волновали Бетховена. Рейча предположила, что вторые записи субъектов фуги в мажорных тональностях могут происходить в тональностях, отличных от стандартной доминантной ), чтобы расширить возможности для модуляций и подорвать консервативный тональный Стабильность фуги. Фуги сборника не только иллюстрируют этот момент, но и используют множество чрезвычайно запутанных технических приемов, таких как полиритмия (№ 30), комбинированная (№ 24, 28), асимметричная (№ 20) и просто необычная (нет.. 10 находится в 12/4, № 12 в 2/8) метров и размер, некоторые из которых заимствованы из народной музыки, подход, который прямо предвосхищает подход более позднего композиторы, такие как Бела Барток. № 13 - это модальная фуга, играемая только на белых клавишах, в которой каденции возможны на всех, кроме 7-й ступени гаммы, без дальнейшего изменения. В шести фугах используются два предмета, в одной - три, а в № 15 - шесть. В нескольких фугах Рейха установила связь со старой традицией, используя сюжеты Гайдна (№3), Баха (№5), Моцарта <410.>(№ 7), Скарлатти (№ 9), Фрескобальди (№ 14) и Гендель (№ 15). Многие технические достижения уникальны для литературы по фуге.
Фуга № 15 из 36 фуг 1803 года включает шесть сюжетов, разработанных одновременноэтюды op. 97, Études dans le genre fugué, опубликованные в Париже в 1817 году, также продвинулись вперед. Каждой композиции предшествуют комментарии Рейхи для молодых композиторов. Тридцать из 34 включенных этюдов являются фугами, и каждому этюду предшествует прелюдия, основанная на определенной технической или композиционной проблеме. Снова используется исключительно большое количество форм и текстур, включая, например, вариацию формы с широким использованием обратимого контрапункта (№ 3) или Анданте до минор. основан на знаменитой гармонической прогрессии Folia. Массивный цикл вариаций Райхи, L'art de varier, основан на том же педагогическом принципе и включает вариации в форме четырехголосных фуг, программную музыку, вариации, токката -подобные вариации скрещивания рук и т. Д., Предвещая во многих аспектах не только Бетховена Вариации Диабелли, но также работы Шуберта, Вагнера и Дебюсси.
Многие из струнных квартетов Райхи аналогичны продвинутым и также предвосхищают многочисленные более поздние разработки. Восемь венских струнных квартетов (1801–1805 гг.) - одни из самых значительных его произведений. Хотя они в значительной степени игнорировались после смерти Рейхи, они были очень влиятельными при его жизни и оставили свой след в квартетах Бетховена и Шуберта, так же как Хорошо темперированный клавир Баха игнорировались публике, но хорошо знакомой Бетховену и Шопену. Рейча также много писала для различных типов ансамблей, кроме духовых и струнных квартетов, включая скрипичные сонаты, фортепианные трио, валторные трио, флейты квартеты, различные произведения для сольных духовых или струнных инструментов в сопровождении струнных, а также произведения для голоса. Он также писал более масштабные жанры, в том числе по крайней мере восемь известных симфоний, семь опер и хоровые произведения, такие как Реквием.
Большая часть музыки Рейхи осталась неопубликованной и / или не исполненной во время его правления. жизнь, и практически все это ушло в безвестность после его смерти. Это частично объясняется собственными решениями Рейхи, о которых он размышлял в своей автобиографии: «Многие из моих работ никогда не были услышаны из-за моего отвращения к поискам выступлений [...] Я считал время, потраченное на такие усилия, потерянным и предпочитал оставайся за моим столом ". Он также часто отстаивал идеи, такие как использование четвертных тонов, которые слишком опережали его время, чтобы быть понятыми его современниками.
Major Reicha's major К теоретическим и педагогическим работам относятся следующие:
В дополнение к ним существует ряд его текстов меньшего размера. К ним относятся наброски системы написания фуг Рейхи, Über das neue Fugensystem (опубликовано как предисловие к изданию 36 фуг 1805 г.), Sur la musique commun art purement sentimental (до 1814 г., буквально «О музыке как чисто эмоциональном искусстве»)), Petit traité d'harmonie pratique à 2 party (ок. 1814 г., краткий «практический трактат» о гармонии), ряд статей и стихотворение «Йозеф Гайдн», опубликованное в предисловии к 36 фугам (которые были посвящены Гайдну).).
Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Антону Рейча. |
Общая ссылка
Очки