Эмануэля Шиканедера (1 сентября 1751 - 21 сентября 1812), родился Иоганн Йозеф Шикенедер, немецкий импресарио, драматург, актер, певец и композитор. Он написал либретто из оперы Вольфганга Амадея Моцарта Волшебная флейта и был строителем Theater an der Wien. Питер Бранскомб называл его «одним из самых талантливых театральных деятелей своей эпохи».
Шиканедер родился в Штраубинге в Баварии в семье Йозефа Шикенедера и Юлианы Шиссл. Оба его родителя работали домашней прислугой и были очень бедны. У них было в общей сложности четверо детей: Урбан (родился в 1746 году), Иоганн Иосиф (умер в возрасте двух лет), Эмануэль (родился в 1751 году, первоначально его звали Иоганн Иосиф) и Мария (родился в 1753 году). Отец Шиканедера умер вскоре после рождения Марии, когда его мать вернулась в Регенсбург, зарабатывая на жизнь продажей религиозных предметов из деревянного сарая рядом с местным собором.
Зрительный зал Регенсбургского театраШиканедер. получил образование в иезуитской школе в Регенсбурге, а также стажировку в местном соборе в качестве певца. В юности он начал свою карьеру в театре, выступая с театральной труппой Андреаса Шопфа около 1773 года и исполняя оперы, фарс и Зингшпиль. Шиканедер танцевал на придворном балете в Инсбруке в 1774 году, а в следующем году там дебютировал его Singspiel Die Lyranten. Это было большим успехом и часто исполнялось в последующие годы. Шиканедер был либреттистом, композитором и главным певцом, разносторонность которого он продолжал демонстрировать на протяжении всей своей карьеры.
Осенью 1780 года труппа Шиканедера остановилась на длительный срок. в Зальцбурге, и в то время Шиканедер стал другом семьи Моцарта. Семья Моцарта в то время состояла из отца Леопольда, Наннерля и Вольфганга. Моцарты «редко пропускали его выступления» (Heartz) и приглашали Шиканедера на воскресные занятия Bölzlschiessen (стрельба в дротики), их любимый семейный вид спорта.
Цель для Bölzlschiessen, высмеивающая пресловутую женственность Шиканедера. Показано, что Шиканедер говорит: «ich verspreche was ich keiner halte» (я обещаю то, что не могу сохранить), в то время как молодая женщина справа показана говорящей «Er wird schon kommen» (Он скоро придет ко мне).Когда Моцарт собирался отбыть из Зальцбурга на премьеру в Мюнхене своей оперы Идоменей, он пообещал перед отъездом написать речитатив и арию «Wie grausam ist, o Liebe... Die neugeborne Ros 'entzückt». для Шиканедера. Композиция предназначалась для постановки Шиканедера «Die zwey schlaflosen Nächte» Августа Вертеса.
С ноября 1784 года по февраль 1785 года Шиканедер сотрудничал с театральным режиссером Хубертом Кампфом в серии спектаклей. выступления в Kärntnertortheater в Вене. Он был приглашен сделать это императором Иосифом II, который видел его выступление годом ранее в Прессбурге. Венский забег вызвал восхищение критиков и привлек большую аудиторию, часто включая императора и его двор. Шиканедер и Кампф открыли сезон возрождением оперы Моцарта Die Entführung aus dem Serail. La fedeltà premiata Йозефа Гайдна также исполнялась труппой.
Разговорные драматические произведения представляли интерес своим политическим содержанием. Австрийская империя в то время управлялась (как и большая часть Европы) системой наследственной аристократии, которая подвергалась все возрастающей критике по мере распространения ценностей Просвещения. Шиканедер поставил успешную комедию под названием Der Fremde, в которой фигурировал персонаж по имени барон Зельтенрайх («редко богатый»), который был «карикатурой на коварного болтуна венской аристократии». Затем Шиканедер и его коллега переступили черту, начав производство Бомарше, тогдашнего скандального посягательства аристократии, Женитьба Фигаро. Этот спектакль был отменен императором в последнюю минуту.
Несмотря на содержание и отмену постановки, Иосиф II привел Шиканедера, и он поступил на императорскую службу с апреля 1785 года по февраль 1786 года. выступал в Австрийском национальном театре в Бургтеатре. Во время своего дебюта он исполнил роль Швинделя в Глюке Зингшпиль Die Pilgrime von Mekka.
На Пасху 1788 года труппа, которой руководит Элеонора Шиканедер, обосновалась в качестве резидентской труппы в Theater auf der Wieden, расположенный в пригороде Вены. Фридель умер 31 марта 1789 года, оставив все свое имение Элеоноре, и театр был закрыт. После этого Элеонора предложила примирение Шиканедеру, который в мае переехал в Вену, чтобы вместе с ней основать новую труппу в том же театре. Новую компанию финансировал Йозеф фон Бауэрнфельд, масонский брат Моцарта. Планируя сделать акцент на опере, Шиканедер привел с собой двух певцов из своей старой труппы, тенора Бенедикта Шака и баса Франца Ксавера Герла. Из компании своей жены он нанял сопрано Джозефу Хофер, актера Иоганна Йозефа Нусёля и Карла Людвига Гизеке в качестве либреттиста. В труппу пополнились Анна Готтлиб и Якоб Хайбель.
. Новая труппа имела успех, и Die Entführung aus dem Serail снова вошла в репертуар. Выявились некоторые аспекты работы компании, которые впоследствии были увековечены в «Волшебной флейте». Серия музыкальных комедий, начинающаяся с Der Dumme Gärtner aus dem Gebirge, oder Die zween Antons («Глупый садовник с гор, или Два Антона»), премьера которой состоялась в июле 1789 года. Комедия стала средством создания комического сценического образа Шиканедера. Другая линия спектаклей компании - сказочные оперы, начиная с премьеры Оберон в 1789 году, на музыку Пола Враницки и либретто, являющееся реадаптацией Фридерике Софи. Оригинальное либретто Сейлера. За этим последовала Der Stein der Weisen oder Die Zauberinsel в сентябре 1790 года, совместная опера, отмеченная музыкальным сотрудничеством Герла, Шака, Шиканедера и Моцарта.
В обзоре выступления северогерманского комментатора в 1793 году в Театре auf der Wieden большинство современных отзывов были положительными, отмечая высокий уровень музыкального исполнения. В своей неопубликованной автобиографии Игнац фон Зейфрид вспомнил об исполнении опер Моцарта Зюссмайра, Хоффмайстера и др. В начале 1790-х годов, написав, что они были исполнены с редким мастерством (ungemein artig). Сейфрид описывает Капельмейстера Хеннеберга, дирижирующего оркестром из «фортепиано... как генерал, командующий армией музыкантов!»
Сериал из сказочных опер в Театре ауф дер Виден кульминацией стал сентябрьская премьера пьесы «Волшебная флейта» с музыкой Моцарта и либретто Шиканедера в сентябре 1791 года. Опера включала в себя свободную смесь масонских элементов и традиционных сказочных тем (см. Либретто «Волшебной флейты» ). Шиканедер взял на себя роль Папагено - персонажа, отражающего традицию Hanswurst и, таким образом, подходящего для его навыков - на премьере.
По словам драматурга Игнаца Франца Кастелли, Шиканедер, возможно, также давал советы Моцарту относительно музыкального оформления его либретто:
Покойный бас-певец Себастьян Майер сказал мне, что Моцарт изначально написал дуэт, в котором Папагено и Папагена впервые видят друг друга совершенно иначе, чем мы сейчас его слышим. Оба изначально кричали «Папагено!», «Папагена!» несколько раз в изумлении. Но когда Шиканедер услышал это, он крикнул оркестру: «Эй, Моцарт! Это нехорошо, музыка должна выражать большее изумление. Они оба должны тупо уставиться друг на друга, тогда Папагено должен начать заикаться:« Папа-папа... pa-pa '; Папагена должен повторять это, пока они оба, наконец, не выскажут полное имя. Моцарт последовал совету, и в этой форме дуэт всегда приходилось повторять ».
Ворота Папагено - бывший главный вход в монастырь Театр ан дер Вин (1801). Шиканедер в роли Папагено со своими братьями и сестрами в Лабиринте.Кастелли добавляет, что Марш священников, открывающий второй акт, также был предложен Шиканедером, добавленным к опере в последнюю минуту Моцартом. Не все музыковеды считают эти истории правдой.
«Волшебная флейта» имела большой успех на премьере, часто распродажа и более ста представлений в Theater auf der Wieden в течение первых нескольких месяцев своего существования. производительность. Шиканедер продолжал ставить оперу с интервалами до конца своей карьеры в Вене.
Моцарт умер всего через несколько недель после премьеры, 5 декабря 1791 года. Шиканедер был обезумел при этой новости и остро почувствовал потерю. Очевидно, он поставил бенефис «Волшебная флейта» для вдовы Моцарта Констанции, которая в то время находилась в тяжелом финансовом положении. Когда его труппа поставила концертное исполнение Моцарта La clemenza di Tito в 1798 году, он написал в программе:
Произведение Моцарта выше всяких похвал. Слушая эту или любую другую его музыку, слишком остро чувствуешь, что Искусство потеряло в нем.
Карьера Шиканедера продолжалась в том же театре в течение лет, последовавших за «Волшебной флейтой».. Он продолжал писать произведения, в которых играл главную роль и которые пользовались популярностью. Сюда входило сотрудничество с другими композиторами того времени: Der Spiegel von Arkadien с помощником Моцарта Францем Ксавером Зюссмайром, Der Tyroler Wastel с посмертным зятем Моцарта Якобом Хайбелем и Magic Продолжение игры на флейте под названием Das Labyrinth с участием Питера фон Винтера. Большой кассовый сбор в это время принесла комедия на стихи «Der travestierte Aeneas» («Травести Энея»), созданная Гизеке.
В этот период Шиканедер несколько раз в год посвящал театр театру. Академия, или, говоря современным языком, концерт классической музыки. Были исполнены симфонии Моцарта и Гайдна, и молодой Бетховен выступил в качестве солиста на фортепиано.
Шиканедер сохранил в репертуаре семь опер Моцарта: Die Entführung aus dem Serail, Le nozze di Figaro, Der Schauspieldirektor, Don Giovanni, Così fan tutte, La Клеменца ди Тито и Волшебная флейта. Итальянские оперы исполнялись в немецком переводе. Как отмечалось выше, Шиканедер также спродюсировал «Клеменцу Тито» как концертное произведение.
Хотя многие из исполненных произведений пользовались популярностью, затраты на сложные постановки Шиканедера были высокими, и компания постепенно оказалась в долгах. В 1798 году домовладелец Шиканедера узнал, что долг вырос до 130 000 флоринов, и аннулировал аренду Шиканедера. Шиканедер убедил Бартоломеуса Зиттербарта, богатого торговца, стать его партнером и взять на себя долг. В результате компания была спасена.
Шиканедер и его новый партнер Зиттербарт вместе планировали построить новый грандиозный театр для компания. Зиттербарт приобрел землю для нового театра на другой стороне реки Вены, в другом пригороде, всего в нескольких сотнях метров от Theater auf der Wieden. У Шиканедера все еще был документ от покойного императора Иосифа II, разрешающий ему построить новый театр. В 1800 году у него была аудиенция у ныне правящего Франца, в результате чего лицензия была продлена - несмотря на протесты руководителя Бургтеатра. В ответ Браун поставил новую постановку «Волшебной флейты» в Бургтеатре, автор которой не упоминал Шиканедера.
Строительство нового театра, получившего название Theater an der Wien, начался в апреле 1800 года. Он открылся 13 июня 1801 года исполнением оперы «Александр» на либретто Шиканедера на музыку Франца Тейбера. Согласно Нью-Гроув, Театр ан дер Вин был «самым богато оборудованным и одним из крупнейших театров своего времени». Там Шиканедер продолжил свою традицию дорогостоящих и рискованных с финансовой точки зрения театральных представлений.
Людвиг ван Бетховен переехал в Вену в 1792 году и постепенно завоевал прочную репутацию композитора и пианиста. В последние годы он выступал в Академии Театра на Видене. Весной 1803 года первая Академия в новом Театре ан дер Вин была полностью посвящена творчеству Бетховена: первая и вторая симфонии, третий фортепианный концерт <137.>(с Бетховеном в качестве солиста) и оратория Христос на Масличной горе.
Шиканедер хотел, чтобы Бетховен написал для него оперу. Предложив Бетховену квартиру в здании театра, он также предложил свое либретто Vestas Feuer. Бетховен, однако, счел Вестас Фойер неподходящей для своих нужд. Однако он поставил вступительную сцену, частью которой в конечном итоге стал дуэт "O namenlose Freude" из его оперы 1804 года Фиделио. Бетховен какое-то время продолжал жить в Театре ан дер Вин, когда переключил свои усилия на Фиделио.
Премьера Фиделио состоялась в Театре ан дер Вин, но не под руководством Шиканедера.. К 1804 году карьера Шиканедера пошла вниз; его постановки не могли привлечь достаточно клиентов, чтобы покрыть свои расходы. Он продал Театр ан дер Вин консорциуму знати и уехал из Вены в провинцию, работая в Брно и Штайре. После экономических проблем, вызванных войной и девальвацией валюты 1811 года, Шиканедер потерял большую часть своего состояния. Во время поездки в Будапешт в 1812 году, чтобы занять новую должность, он сошел с ума. Он умер в нищете в Вене 21 сентября 1812 года в возрасте 61 года.
Двое родственников Шиканедера также были его профессиональными партнерами:
Незаконнорожденный сын Шиканедера, Франц Шиканедер (1802–1877), был кузнецом на службе у императора Фердинанда I Австрийского.
Произведения Шиканедера включают 56 либретто и 45 разговорных пьес, среди которых:
В фильме Милоша Формана Амадей Шиканедер изображается Саймоном Кэллоу. Он друг Моцарта, но часто берет его работает и превращает их в небрежные комедии, чем огорчает жену Моцарта Констанцу. Более того, его требования к новым сценариям оказали давление на Моцарта, усугубив стресс, который он испытывает от написания своего реквиема. В последний раз его видели, когда он звонил Моцарту после выступления, чтобы заплатить ему гонорар, не зная, что Моцарт при смерти работает с Сальери над их пьесой.
Самый обширный источник по Шиканедеру на английском языке - это Honolka (1990), перечисленный ниже.
Викискладе есть материалы, связанные с Эмануэлем Шиканедером. |