Концерт для фортепиано до минор Op.37 | |
---|---|
Номер. 3 | |
by Людвиг ван Бетховен | |
Титульный лист первого издания | |
Каталог | Op. 37 |
Год | 1800 |
Стиль | Классический период |
Посвящение | Луи Фердинанд Прусский |
Выполнено | 5 апреля 1803 (1803-04-05): Вена |
Опубликовано | 1804 (1804) |
Движения |
|
Музыкальное сопровождение |
|
Концерт для фортепиано с оркестром Обычно считается, что № 3 in до минор, Op. 37 был написан в 1800 году, хотя некоторые современные музыковеды ставят под сомнение год его создания. Впервые она была исполнена 5 апреля 1803 года с участием композитора в качестве солиста. Во время этого же спектакля были также представлены Вторая симфония и оратория Христос на Елеонской горе. Сочинение было опубликовано в 1804 году и посвящено принцу Прусскому Луи Фердинанду. Первая основная тема напоминает тему 24-го фортепианного концерта Моцарта .
Концерт оценивается для 2 флейт, 2 гобоя, 2 кларнета си-бемоль, 2 фаготов, 2 валторны ми-бемоль, 2 трубы до, литавры, струнные и солистка фортепиано.
Как это принято для Классических / Романтических -эровых концертов, произведение представлено в трех частях :
Известно, что это движение сильно использует тему (прямую и косвенную) повсюду.
Оркестровая экспозиция : В оркестровой экспозиции тема представлена струнами и используется на протяжении всего движения. Разрабатывался несколько раз. В третьем разделе (вторая тема) кларнет и скрипка 1 вводят вторую основную тему, которая изначально находится в относительной тональности, ми-бемоль мажор, а затем в тонике мажор, до мажор, наконец, снова до минор.
Вторая экспозиция : Фортепиано входит с восходящей шкалой мотив. Структура экспозиции в фортепианном соло аналогична оркестровой.
Развитие : Входит пианино, играя аналогичные гаммы, использованные в начале второй экспозиции, на этот раз в ре мажор, а не до минор. Музыка в целом тихая.
Перепрос : Оркестр переформулирует тему в fortissimo, при этом духовые инструменты реагируют на создание минорного девятого аккорда, как в экспозиции. Для возвращения второго субъекта Бетховен модулирует на тонический мажор, до мажор. Происходит темный переход к каденции, сразу переходя от до мажор к до минор.
Каденция : Бетховен написал одну каденцию для этого движения. Каденция, которую написал Бетховен, временами бурная и заканчивается серией трелей, успокаивающихся до пианиссимо. Многие другие композиторы и пианисты, такие как Фазил Сай, Вильгельм Кемпфф, Клара Шуман, Ференц Лист, Игнац Мошелес (в котором его каденция была ошибочно приписана Иоганнесу Брамсу ) и Чарльз Алкан написали альтернативные каденции.
Код : Бетховен опровергает ожидание возвращения к тонике в конце каденции, продлевая финальную трель и в конечном итоге достигая доминирующей седьмой. Фортепиано играет серию из арпеджио, прежде чем музыка переходит в домашнюю тональность до минор. Затем музыка усиливается до полного tutti, за которым следует фортепьяно, играющее нисходящие арпеджио, восходящая гамма из второй экспозиции и, наконец, решительный финал на C.
Вторая часть находится в тональности ми мажор, в этом контексте тональность относительно удалена от вступительной тональности концерта до минор (другим примером является более поздняя Первая симфония Брамса ). Если бы движение придерживалось традиционной формы, его тональность была бы ми-бемоль мажор (относительная тональность ), ля-бемоль мажор (субмедиант-мажор или субдоминантная параллель ) или до мажор (тонический мажор или параллельная тональность ). Движение начинается с фортепиано соло, и это отверстие помечено подробными инструкциями педалирования.
Финал в форме сонатного рондо. Движение начинается до минор с волнующей темы, которую играет только фортепиано. Движение заканчивается до мажор кодой с пометкой presto.
Партитура была неполной на первом исполнении. Друг Бетховена, Игнац фон Зейфрид, перевернувший для него в ту ночь музыку, позже писал:
Я почти ничего не видел, кроме пустых страниц; самое большее, на той или иной странице были начертаны несколько совершенно непонятных мне египетских иероглифов, которые послужили ему подсказками; поскольку он сыграл почти всю сольную партию по памяти, поскольку, как это часто бывало, у него не было времени записать все на бумаге.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Концерт для фортепиано № 3 (Бетховен). |