Theater auf der Wieden, также называемый Freihaus-Theater auf der Wieden или Wiednertheater, был театром, расположенным в тогдашнем пригородном районе Виден Вены в конце 18 века. Он просуществовал всего 14 лет (1787–1801), но за это время здесь состоялась премьера не менее 350 театральных работ, из которых самой известной была опера Моцарта Волшебная флейта. Большую часть этого периода директором театра был Эмануэль Шиканедер, которого сегодня помнят как либреттиста и импресарио «Волшебной флейты».
«Freihaus» представлял собой большой комплекс предприятий и жилых домов, принадлежавший семье Штархембергов. Он был расположен на северной окраине предместья Виднер, отделенный от внутреннего города «Гласисом», кольцом открытой земли, окружавшим внутреннюю Вену в целях военной защиты.
Фрайхаус интенсивно развивался, потому что по более раннему императорскому указу (1647 г.) он был освобожден от налогов. Комплекс назывался «Starhembergische Freihaus» («Вольный дом Стархембергов»), от которого произошло название «Freihaus-Theater».
Кристиан Россбах, театральный режиссер, который уже успешно монтировал постановки в Вене в течение нескольких лет подали заявку на строительство нового театра во Фрайхаусе. Он был утвержден 16 марта 1787 года, и строительство началось по проекту архитектора Андреаса Зака. Здание было построено в течение шести месяцев и было открыто для первого спектакля 14 октября.
Театр представлял собой трехэтажное строение с разделенным партером (цокольный этаж) и двумя галереями. (балконы). Внешние стены и крыша были из кирпича, а внутри - из дерева. По словам Кшешовяка, в театре была «очень хорошая акустика». Никакого описания возможностей театра не сохранилось. Размеры театра 30 на 15 метров; Бух считает, что театр должен был вмещать более 500 зрителей; Курт Хонолка оценивает 800, затем 1000 после расширения, проведенного Эмануэлем Шиканедером.
Сцена была значительной, составляя 12 метров 30 метровая длина здания. Хонолка считает, что это было «с самого начала задумано для роскошного сценического дизайна». Изучая пьесы и либретто Эмануэля Шиканедера, Бух делает вывод о «механической сцене с тремя люками, подвижными плоскостями и задниками, а также устройствами для размещения летательных аппаратов, штормов, морских сражений и других подобных эффектов».
Директором-основателем был Кристиан Россбах, который служил с октября 1787 года по март 1788 года. Предприятие Россбаха длилось всего несколько месяцев и закончилось финансовым крахом, несмотря на разрешение Императора выступать во время Великого поста. Сначала он пробовал играть в более дешевых заведениях в Вене, затем покинул Вену с половиной своей труппы, чтобы играть в провинциях Моравии.
Россбаха сменил Иоганн Фридель, который руководил постановками с марта 1788 года до своей смерти в марте. 1789. Фридель работал в сотрудничестве со своей возлюбленной Элеонорой Шиканедер, бывшей женой бывшего театрального коллеги Фриделя Эмануэля Шиканедера. Подобно Россбаху, Фридель не смог добиться успеха в театре, несмотря на улучшение его состояния и постановку целых девяти спектаклей в течение двух недель; Хонолка комментирует, что «их вряд ли можно было должным образом отрепетировать».
После смерти Фриделя Элеонора примирилась с мужем и пригласила его взять на себя руководство, которое он занимал с июля 1789 года до закрытия театра в июне 1801 года. Шиканедер создал новую труппу частично из участников ансамбля Фриделя, а частично из персонала, который он привел с собой из своей бывшей труппы, игравшей в Регенсбурге. Компания предлагала «в основном немецкие оперы и пьесы с песнями и эпизодической музыкой (трагедии, комедии и спектакли со сложной сценической техникой)». В апреле и мае 1789 года труппа Моцарта поставила Die Entführung aus dem Serail.
Начиная с 1789 года труппа Шиканедера поставила серию сказочных опер. К ним относятся Der Stein der Weisen (Философский камень), совместная работа, в которую Моцарт внес небольшой вклад в музыку (см. Бенедикт Шак ). Кульминацией цикла сказок стала премьера в сентябре 1791 г. Моцарта Волшебная флейта. Последний имел успех, и только за первый год отыграл более 100 спектаклей, из них 223 за все время существования театра. Это дало начало продолжению Шиканедера и Петера фон Винтера (1798) под названием Вторая часть Волшебной флейты.
Театр продолжал использоваться для оперы до 1801 года, когда Шиканедер перевел труппу в его недавно построенный Theater an der Wien. Князь Стархемберг, умелый бизнесмен, сразу снесли старый театр и заменили его многоквартирным домом. В приходской церкви Перхтольдсдорф была заново установлена черепица, где они сохранились и по сей день ([4] ).
Опубликованное мнение о театре эволюционировала, повысив оценку качества здания и представлений в нем. Этот рост в его оценке совпал с изменениями в биографии Моцарта, поскольку поле зрения смещается от традиционной оценки более поздней жизни Моцарта как жалкой и отчаянной.
Что касается здания, свидетельства эпохи раннего романтизма сохранились в трудах Игнаца фон Зейфрида (1776–1841), который был музыкальным руководителем театра с 1798 по 1801 год; роль в Театре ан дер Вин до 1826 года. В 1840 году он написал статью для Neue Zeitschrift für Musik (12/46, 5 июня 1840 года), в которой описал театр ан дер Виден в довольно уничижительных выражениях: «... для этого ограниченного места, не намного лучше, чем деревянная хижина [German Holzbude], Моцарт сочинил его бессмертная Волшебная флейта ». Как показали современные исследования, это описание полностью ложно; см., в частности, Lorenz (2008). О легенде Курт Хонолка пишет:
Утрата престижа Шиканедера в конце XIX века распространилась и на «его» театр. Конечно, его простая конструкция не могла сравниться с дворцовым двором или строившимися тогда гражданскими зданиями эпохи Нового Возрождения. Но он был из цельного камня, с черепичной крышей. Интерьер был сделан из дерева, как это было обычно в то время.
Современные ноты, написанные для концертных программ и записей, часто все еще увековечивают легенду о "лачуге".
Традиционные взгляды также утверждали, что стандарт музыкального исполнения в театре было плохо; это, например, точка зрения, высказанная в влиятельной биографии Моцарта Германа Аберта. Современный ученый Дэвид Бух, который имел доступ к большему количеству исторических материалов, чем Аберт, предлагает иную оценку:
Другой миф об этом театре также сохранился в современной литературе, а именно, что музыка была низкое качество и довольно грубые выступления. Хотя есть и насмешливый отзыв северогерманского комментатора 1793 года о представлении в Theater auf der Wieden, большинство современных отзывов были положительными, отмечая высокий уровень музыкального исполнения.
Координаты : 48 ° 11'52 ″ N 16 ° 21'58 ″ E / 48,19778 ° N 16,36611 ° E / 48,19778; 16.36611