Бенедикт Эмануэль Шак (чешский: Benedikt ák) (7 февраля 1758 - 10 декабря 1826) был композитором и тенор эпохи классики, близкий друг Моцарта и первый исполнитель роли Тамино в опере Моцарта Волшебная флейта.
Бенедикт Шак ( также пишется как ák, Ziak, Cziak или Schak) родился 7 февраля 1758 г. в Mirotice, Bohemia (сейчас Чешская Республика, затем часть Габсбургская монархия ). Подобно Иосифу и Майклу Гайдну, он работал певчим в детстве, пел с 1773 года в соборе в Праге, затем переехал в Вену (1775 г.) для изучения медицины, философии и пения. Его учителем вокала в Вене был [де ], тенор, выступавший под руководством Йозефа Гайдна. С 1780 года Шак несколько лет работал капельмейстером у принца Генриха фон Шенайха- Каролата в Силезии.
. В 1786 году Шак присоединился к передвижной театральной труппе Эмануэль Шиканедер, работавший тенором и композитором Зингшпиле. Труппа обосновалась в Вене в 1789 году, выступая в пригороде Theater auf der Wieden.
Примерно в это же время Шак стал другом и профессиональным коллегой Моцарта, который постепенно увеличивал свое участие в труппе Шиканедера. Шак, очевидно, попросил у друга совета и помощи в сочинении, и уровень помощи, очевидно, увеличился. Следующий анекдот был опубликован в Baierisches Musik-Lexikon [de ] (Мюнхен, 1811 г.):
Моцарт часто приезжал в Шак, чтобы позвать его на прогулку; пока Шак одевался, он сидел за письменным столом и сочинял кое-где пьесы из опер Шака. Таким образом, несколько отрывков в операх Шака происходят от руки и гения Моцарта.
В 1790 году Шак и его коллеги-певцы-композиторы по труппе Шиканедера вместе написали оперу Der Stein der Weisen («Философское произведение» Камень"). Моцарт также сыграл роль в его композиции, написав дуэт ("Nun liebes Weibchen", K. 625 / 592a) и, возможно, другие отрывки. Эту сказочную оперу можно считать своего рода предшественником «Волшебной флейты»; в аналогичных ролях использовался почти такой же состав.
Когда в 1791 году состоялась премьера «Волшебной флейты» (музыка Моцарта, либретто Шиканедера), Шак взял на себя роль Тамино. Согласно Нью-Гроув, «следует предположить, что он также играл соло на флейте Тамино», хотя другие ученые с этим не согласны. Источник 1815 года указывает, что Шак спел эту роль в общей сложности 116 раз.
Всего через два месяца после премьеры «Волшебной флейты» Моцарт умер. Согласно истории, впервые появившейся в анонимном некрологе Шака (1827), эти двое мужчин участвовали в репетиции Реквиема Моцарта в последний день жизни Моцарта.
Накануне его смерти. смерть, Моцарт велел принести партитуру Реквиема ему в постель, а он сам (было два часа пополудни) спел партию альта; Шак, друг семьи, спел линию сопрано, как он всегда делал прежде, Хофер, зять Моцарта, взял тенора, Герла, позже бас-певца в Театре Мангейма, бас-гитару.. Они были у первых баров Лакримозы, когда Моцарт горько заплакал, отложил счет в сторону и через одиннадцать часов, в час ночи (как известно, 5 декабря 1791 года), ушел отсюда.
Стоит отметить, что сказка впервые появилась через 36 лет после смерти Моцарта.
Моцарт написал набор из восьми вариаций (K. 613) на арию Шака «Ein Weib ist das herrlichste Ding» из Singspiel Der dumme Gärtner.
Позже Шак перешел на должности в Граце (1793 г.) и Мюнхене (1796 г.). В связи с ослаблением певческого голоса в 1813 году он вышел на пенсию и жил на пенсию. Он умер в Мюнхене 10 декабря 1826 года.
Ближе к концу жизни Шак получил письмо от бывшей Констанции Моцарта, которое свидетельствует о его дружбе с Вольфгангом. Констанце, которая вступила в повторный брак (1809) с Георгом Николаусом Ниссеном, искала информацию, чтобы включить ее в биографию своего второго мужа, которая находится в стадии разработки. Она написала: «Я не могла вспомнить абсолютно никого, кто знал бы его лучше или кому он был более предан, чем вы... Большой и общий интерес будет то, что вы можете привести в пример немногих сочинений Моцарта в ваших операх». Однако Шак умер до того, как смог ответить на письмо Констанце.
Шак был женат на бывшей Элизабет Вайнхольд, которая также была певицей; она исполнила роль Третьей леди в премьере «Волшебной флейты».
Свидетельство о способностях Шака как певца исходит от Леопольда Моцарта, который слышал свое дебютное выступление с труппой Шиканедера во время ее посещения Зальцбурга в 1786 году. Леопольд описал Шак в письме, которое Леопольд написал своей дочери Марии Анне (Наннерл), которая жила в соседнем Санкт-Гильгене:
Вчера прибыл новый тенор, нанятый Шиканедером. Он отлично поет, у него красивый голос, легкое и гибкое горло и красивая манера исполнения. По этой причине будет показана еще одна опера, «Фраскатана», чтобы публика могла его услышать в следующую среду... Этот человек действительно поет очень красиво ».
Совместная опера Шака« Штайн дер Вайзен »недавно была возрождена по инициативе открытие ранней рукописной копии Бостонского барокко под Мартином Перлманом ; работа получила положительные отзывы. Классическая опера Бэмптона исполнила ее в 2002 году.