Рагнарек

редактировать
Конец времен в скандинавской мифологии

Северный портал XII века деревянная церковь в Урнесе была интерпретирована как содержащие изображения змей и драконов, которые представляют Рагнарёка.

В скандинавской мифологии, Рагнарёк ((Об этом звуке слушайте )) представляет собой серию событий, включая великую битву, которая, как предсказано, приведет к гибели ряда великих фигур (включая богов Одина, Тор, Тыр, Фрейр, Хеймдалль и Локи ), стихийные бедствия и погружение мира в воду. После этих событий мир возродится заново и станет плодородным, выжившие и вернувшиеся боги встретятся, и мир будет повторно заселен двумя выжившими людьми. Рагнарек является важным событием в скандинавской мифологии и был предметом научных дискуссий и теорий в истории германистики.

. Событие засвидетельствовано в первую очередь в Поэтической Эдде, составленной в 13-м веке. века из более ранних традиционных источников и Прозаическая Эдда, написанная в XIII веке Снорри Стурлусоном. В Прозаической Эдде и в единственном стихотворении в Поэтической Эдде событие упоминается как Рагнарек или Рагнареккр (древнескандинавский для «Судьба Боги »и« Сумерки богов »соответственно»), употребление которого было популяризировано композитором 19 века Рихардом Вагнером в названии последней из его опер Кольцо нибелунгов, Götterdämmerung (1876 г.), что на немецком языке означает «Сумерки богов».

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Присутствие в литературе
    • 2.1 Поэтическая Эдда
      • 2.1.1 Völuspá
      • 2.1.2 Vafþrúðnismál
      • 2.1.3 Helgakviða Hundingsbana II
    • 2.2 Проза Эдда
      • 2.2.1 Гильфагиннинг, главы 26 и 34
      • 2.2.2 Гильфагиннинг, главы 51
      • 2.2.3 Гильфагиннинг, главы 52 и 53
  • 3 Археологические находки
    • 3.1 Крест Торвальда
    • 3.2 Крест Госфорта
    • 3.3 Камень Ледберга
    • 3.4 Камень Скарпокера
  • 4 Теории и интерпретации
    • 4.1 Циклическое время и Hoddmímis holt
    • 4.2 Муспиль, Гелианд и христианство
    • 4.3 Протоиндоевропейские основы
    • 4.4 Извержения вулканов
    • 4.5 Bergbúa áttr
  • 5 Современные влияния
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Древнескандинавский Составной рагнарок имеет долгую историю толкований. Его первый элемент, рагна, не вызывает проблем, он является родительным падежом множественного числа от regin (сущ. Мн. Ч.) «Правящие силы, боги». Второй элемент более проблематичен, так как встречается в двух вариантах: -rök и -røkkr. В начале 20 века филолог рассматривает две формы как две отдельные составляющие, называя рагнарок «гибелью или гибелью богов», а рагнароккр - «сумерками богов»

<. 346>Существительное во множественном числе рёк имеет несколько значений, включая «развитие, происхождение, причина, отношение, судьба». Слово ragnarök в целом обычно интерпретируется как «окончательная судьба богов».

Единственная форма ragnarøk (k) r встречается в строфе поэмы «Поэтическая Эдда» Lokasenna, и в Прозаической Эдде. Существительное røk (k) r означает «сумерки» (от глагола røkkva «темнеть»), что предполагает перевод «сумерки богов». Это прочтение широко считалось результатом народной этимологии или научного переосмысления первоначального термина в результате слияния / ɔ: / (пишется ǫ) и / ø / на древнеисландском после ок. 1200 (тем не менее, дав начало calque Götterdämmerung «Сумерки богов» в немецкой интерпретации скандинавской мифологии).

Другие термины, используемые для обозначения событий, окружающих Рагнарёка в Поэтической Эдде, включают aldar rök (aldar означает возраст, «конец века») из строфы Vafþrúðnismál, tíva rök из две строфы Vafþrúðnismál, þá er regin deyja ("когда боги умирают") от Vafþrúðnismál, unz um rjúfask regin ("когда боги будут уничтожены") от Vafþrúðnismál, Lokasenna и rofáldarídr207 («разрушение века») из Helgakviða Hundingsbana II, regin þrjóta («конец богов») из Hyndluljóð, а в «Эдде Проза» - á er Muspellz-synir Херджа («когда сыновья Муспелла вступают в бой») можно найти в главах 18 и 36 книги Gylfaginning.

Присутствие в литературе

Поэтическая Эдда

Поэтическая Эдда содержит различные ссылки на Рагнарёка:

Völuspá

Then the Awful Fight Began (Джордж Райт, 1908) Один и Фенрир, Фрейр и Сурт (автор Эмиль Доплер, 1905) Тор и змей Мидгарда (Эмиль Доплер, 1905) Битва обреченных богов (Фридрих Вильгельм Гейне, 1882) Сумерки богов (Вилли Погани, 1920)

В стихотворении «Поэтическая Эдда» Völuspá ссылки на Рагнарёка начинаются со строф с 40 по 58, а остальная часть стихотворения описывает последствия. В стихотворении вёльва (женщина-провидица) декламирует информацию Одину. В строфе 41 вёльва говорит:

Fylliz fiǫrvi feigra manna,. rýðr ragna siǫt rauðom dreyra.. Svǫrt verða sólskin из sumor eptir,. veðr ǫll válynd. Vitoð ér enn, eða hvat?

Он насыщается кровью обреченных людей,. окрашивает дома сил в красный цвет малиной кровью.. Черные становятся солнечными лучами последующим летом,. все предательски переносятся. Вы все еще стремитесь узнать? И что?

- Нормализованный древнескандинавский- перевод Урсулы Дронке

Вёльва затем описывает трех петухов кукареканье: в строфе 42 jötunn пастух Эггтер сидит на кургане и весело играет на своей арфе, в то время как багровый петух Фьялар (древнескандинавский «хищник, обманщик») вороны в лесу Gálgviðr. Золотой петух Гуллинкамби кукарекает есирам в Валгалле, а третий, безымянно-красный петух, кукарекает в залах подземного мира локации Хель в строфе 43.

После этих строф вёльва далее рассказывает, что собака Гармр издает глубокий вой перед пещерой Гнипахеллир. У Гарма рвутся наручники, и он бежит на свободу. Вёльва описывает состояние человечества:

Brœðr muno beriaz ok at bǫnom verða [z]. muno systrungar sifiom spilla.. Hart er í heimi, hórdómr mikill. --skeggǫld, skálmǫlofnildir kildir -. vindǫld, vargǫld - áðr verǫld steypiz.. Mun engi maðr rom yrma.

Братья будут сражаться и убивать друг друга,. дети сестер осквернят родство.. Это сурово в мире, распространено блудодеяние. - век топора, век меча - щиты расколоты -. век ветра, век волка - прежде, чем мир пойдет наперекосяк.. Ни один человек не помилует другого.

—Нормализованный древнескандинавский—Перевод Урсулы Дронке

«Сыновья Мима » описаны как «играющие», хотя эта ссылка далее не объясняется в сохранившихся источники. Хеймдалль поднимает Гьяллархорн в воздух и глубоко дует в него, и Один разговаривает с головой Мима. Мировое древо Иггдрасиль вздрагивает и стонет. Йотунн Хрим идет с востока, его щит перед ним. Мидгард змей Йормунганд яростно корчится, заставляя разбиваться волны. «орел визжит, бледноклювый он рвет труп», и корабль Наглфар вырывается на свободу благодаря волнам, созданным Йормунгандом, и отплывает с востока. Огонь йотнар выходят жители Муспельхейма.

Вёльва продолжает, что Йотунхейм, земля йотнаров, гудит, и что асы в совете. гномы стонут у своих каменных дверей. Сурт наступает с юга, его меч ярче солнца. Скалистые утесы открываются, и женщины-йотнары тонут.

Затем боги сражаются с захватчиками: Один поглощается живым и целиком сражается с волком Фенриром, в результате чего его жена Фригг ее второе великое горе (первое - смерть ее сына, бога Бальдра ). Сын Одина Видарр мстит за своего отца, раздирая челюсти Фенрира и пронзая его копьем в сердце, убивая таким образом волка. Змей Ёрмунганд открывает свою зияющую пасть, широко зевая в воздухе, и Тор встречает его в бою. Тор, также сын Одина и описанный здесь как защитник земли, яростно сражается со змеем, побеждая его, но Тор может сделать только девять шагов после этого, прежде чем рухнет. Бог Фрейр сражается с Суртом и проигрывает. После этого люди покидают свои дома, и солнце становится черным, в то время как земля погружается в море, звезды исчезают, поднимается пар и пламя касается небес.

Вёльва видит, как земля снова появляется из воды, и орел над водопадом, охотящийся на рыбу на горе. Выжившие асы собираются вместе на поле Иджавёлль. Они обсуждают Ёрмунганда, великие события прошлого и рунический алфавит. В строфе 61, в траве, они находят золотые игровые фишки, которыми боги, согласно описаниям, когда-то давно с удовольствием играли в игры (засвидетельствовано ранее в том же стихотворении). Возродившиеся поля растут без необходимости засеять. Боги Хёр и Бальдр возвращаются из Хель и счастливо живут вместе.

Вёльва говорит, что бог Хёнир выбирает деревянные палочки для гадания, и что сыновья двух братьев будут широко населять ветреный мир. Она видит зал с соломенной крышей в Гимле, где знать будет жить и проводить свою жизнь с удовольствием. Станцы 65, найденные в версии стихотворения Хауксбок, относятся к «могущественному, могущественному», который «правит всем» и который придет сверху ко двору богов (древнескандинавский regindómr), который был истолкован как христианское дополнение к поэме. В строфе 66 вёльва заканчивает свой рассказ описанием дракона Нидхёггр с трупами в челюстях, летающих по воздуху. Тогда вёльва «опускается вниз». Неясно, указывает ли строфа 66 на то, что вёльва относится к настоящему времени, или это элемент пост-Рагнарёкского мира.

Vafþrúðnismál

Иллюстрация, как Видарр наносит удар Фенриру, держа свои челюсти (WG Collingwood, вдохновленный Крестом Госфорта, 1908) Фенрир и Один (Лоренц Фрёлих, 1895)

Ванир бог Ньёрд упоминается в связи с Рагнарёком в строфе 39 поэмы Vafþrúðnismál. В стихотворении Один, переодетый Гагнрадом, сражается с мудрым йотунном Вафрудниром в битве умов. Vafþrúðnismál ссылается на статус Ньёрура в качестве заложника во время более ранней Асир-ванирской войны, и что он «вернется домой среди мудрых ванов» на «гибель людей».

In stanza 44, Один задает Вафуруниру вопрос, кто из людей переживет «знаменитый» Фимбулвинтер («Могучая зима»). Вафурунир отвечает в строфе 45, что выжившими будут Лиф и Лифрасир, и что они скроются в лесу Hoddmímis holt, что они будут есть утреннюю росу и будут производить поколения потомства. В строфе 46 Один спрашивает, какое солнце взойдет на небо после того, как Фенрир поглотит существующее солнце. Вафуруднир отвечает, что Соль родит дочь до того, как Фенрир нападет на нее, и что после Рагнарёка эта дочь продолжит путь своей матери.

В строфе 51 Вафурунир заявляет, что после того, как пламя Сурта погасло. сыновья Одина Видарр и Вали будут жить в храмах богов, и что сыновья Тора Мони и Магни будут владеть молотом Мьёльнир. В строфе 52 замаскированный Один спрашивает йотуна о собственной судьбе Одина. Вафурунир отвечает, что «волк» поглотит Одина, и что Видарр отомстит за него, разрубив его холодные пасти в битве. Один заканчивает дуэль одним последним вопросом: что Один сказал своему сыну перед тем, как приготовить свой погребальный костер? При этом Вафурунир понимает, что имеет дело ни с кем иным, как с Одином, которого он называет «мудрейшим из существ», добавляя, что это мог знать только Один. Послание Одина было истолковано как обещание воскресения Бальдру после Рагнарёка.

Хельгаквина Хундингсбана II

Рагнарек кратко упоминается в стихе 40 стихотворения Хельгаквина Хандингсбана II. Здесь безымянная горничная валькирии Сигрун проходит мимо кургана умершего героя Хельги Хандингсбейн. Хельги находится там со свитой мужчин, удивив горничную. Служанка спрашивает, является ли она свидетелем заблуждения, так как она видит верхом мертвых мужчин, или же это произошло с Рагнарёком. В четвертой строфе Хельги отвечает, что это не так.

Прозаическая Эдда

Прозаическая Эдда Снорри Стурлусона в значительной степени цитирует Вёлуспу и подробно излагает в прозе содержащуюся там информацию, хотя часть этой информации противоречит что предусмотрено в Völuspá.

Гильфагиннинг, главы 26 и 34

Локи вырывается на свободу в начале Рагнарёка (Эрнст Х. Вальтер, 1897)

В книге Проза Эдды Гильфагиннинг приводятся различные ссылки сделано для Рагнарёка. Рагнарек впервые упоминается в главе 26, где тронная фигура Хай, короля зала, сообщает Ганглери (замаскированному королю Гильфи ) некоторую основную информацию о богиня Идунн, включая то, что ее яблоки сохранят богов молодыми до Рагнарёка.

В главе 34 Хай описывает связывание волка Фенрира богами, в результате чего бог Тыр потеряет правую руку, и этот Фенрир останется там до Рагнарёка. Ганглери спрашивает Хай, почему, поскольку боги могли ожидать разрушения только от Фенрира, они просто не убили Фенрира, когда он был связан. Хай отвечает, что «боги так уважают свои священные места и святилища, что они решили не осквернять их кровью волка, хотя пророчества предсказывали, что он будет смертью Одина».

Как Вследствие своей роли в смерти бога Бальдра, Локи (описанный как отец Фенрира) связан на вершине трех камней внутренними органами своего сына Нарфи (которые превратились в железо) в трех места. Там яд периодически падает на его лицо от змеи, помещенной йотунном Скади. Жена Локи Сигюн собирает яд в ведро, но всякий раз, когда она выходит, чтобы опорожнить его, капли достигают лица Локи, и боль, которую он испытывает, вызывает судороги, что приводит к землетрясениям. Далее описывается, что Локи был связан таким образом до начала Рагнарёка.

Гильфагиннинг, глава 51

Глава 51 содержит подробный отчет о Рагнарёке с вкраплениями различных цитат из Вёлуспы, а главы 52 и 53 опишите последствия этих событий. В главе 51 Хай заявляет, что первым признаком Рагнарёка будет Фимбулвинтер, в течение которого наступят три зимы без лета, и солнце будет бесполезным. Важные детали: перед этими зимами наступят три предыдущих зимы, ознаменованные величайшими битвами по всему миру. В это время из-за жадности братья будут убивать братьев, а отцы и сыновья пострадают от краха родственных уз. Затем High цитирует строфу 45 из Völuspá. Далее Хай описывает, что волк проглотит солнце, затем его брат проглотит луну, и человечество будет рассматривать это как великую катастрофу, приведшую к большим разрушениям. Звезды исчезнут. Земля и горы сотрясаются так сильно, что деревья оторвутся от земли, горы рухнут, и все ограничения сломаются, и Фенрир вырвется из своих оков.

Хай рассказывает, что великий змей Ёрмунганд, также описанный в том же источнике как дитя Локи, прорвется через землю, когда на нее сильно набухнет море. Корабль «Наглфар», описанный в «Прозаической Эдде» как созданный из человеческих гвоздей мертвых, выходит из стоянки и отправляется в плавание по бушующему морю, управляемый йотунном. по имени Грим. В то же время Фенрир, из глаз и ноздрей извергая пламя, бросается вперед с широко открытым ртом, его верхняя челюсть тянется к небу, нижняя челюсть касается земли. Рядом с Фенриром Ёрмунгандр распыляет яд по воздуху и морю.

Во время всего этого небо разделяется на две части. Из раскола выезжают "сыновья Муспелла ". Сурт едет первым, окруженный пламенем, его меч ярче солнца. Хай говорит, что «сыновья Муспелла» проедут по Бифрёст, описанному в Gylfaginning как радужный мост, и что тогда мост сломается. Сыновья Муспелла (и их блестящий боевой отряд) продвигаются на поле Вигрира, описываемое как пространство, достигающее «сотни лиг в каждом направлении», где Фенрир, Йормунганд, Локи (за ним следует «Хельс»). свой »), и к ним присоединяется Хрым (в сопровождении всех морозных йётнаров). Пока это происходит, Хеймдалль стоит и изо всех сил бьет в Гьяллархорн. Боги просыпаются от звука, и они встречаются. Один едет в Мимисбрунн в поисках совета от Мимира. Иггдрасиль трясется, и все, везде страх.

Сцена из последней фазы Рагнарёка, после того как Сурт охватил мир огнем (Эмиль Доплер, 1905 г.)

Хай рассказывает, что Асиры и Эйнхерий одевайся на войну и отправляйся в поле. Один, одетый в золотой шлем и замысловатую кольчугу, несет свое копье Гунгнир и едет впереди них. Один наступает на Фенрира, в то время как Тор движется рядом с ним, хотя Тор не может помочь Одину, потому что он вступил в бой с Ёрмунгандом. Согласно Хай, Фрейр отчаянно сражается с Суртом, но падает, потому что у него нет меча, который он однажды дал своему посланнику, Скирниру. Пес Гармр (описанный здесь как «худший из монстров») вырывается из своих оков перед Гнипахеллиром и сражается с богом Тиром, в результате чего оба они погибают. 209>

Тор убивает Йормунганда, но его отравляет змея, и ему удается пройти всего девять шагов, прежде чем он упадет на землю мертвым. Фенрир проглатывает Одина, хотя сразу же после этого его сын Видарр пинает ногой нижнюю челюсть Фенрира, захватывает верхнюю челюсть и разрывает Фенриру пасть, убивая великого волка. Локи сражается с Хеймдаллем, и они убивают друг друга. Сурт покрывает землю огнем, заставляя весь мир гореть. High цитирует строфы с 46 по 47 из Völuspá, а также строфы 18 из Vafþrúðnismál (последний содержит информацию о поле битвы Vígríðr).

Gylfaginning, главы 52 и 53

Новый мир, который восходит после Рагнарёка, как описано в Völuspá (изображение Эмиля Доплера) Изображение Лифа и Лифтрасира (Лоренц Фрёлих, 1895)

В начале главы 52, Ганглери спрашивает: «Что будет после сожжения неба, земли и всего мира? Все боги будут мертвы, вместе с Эйнхерий и все человечество. Разве вы раньше не говорили, что каждый человек будет жить в каком-то мире? во все времена? "

Фигура Третьего, сидящая на самом высоком троне в зале, отвечает, что будет много хороших мест для жизни, но также и много плохих. Третье утверждает, что лучше всего быть Гимле на небесах, где существует место под названием Окольнир, в котором находится зал Бримир - где можно найти много пить. Третий описывает зал, сделанный из красного золота, расположенный в Nijafjöll под названием Sindri, где «будут жить хорошие и добродетельные люди». Третий далее повествует о безымянном зале в Náströnd, пляжах мертвых, который он описывает как большой отвратительный зал, обращенный к северу, который построен из шипов змей и напоминает «дом со стенами, сотканными из веток. "; Головы змей обращены внутрь дома и изрыгают так много яда, что его реки текут по всему залу, по которому должны переходить нарушители клятвы и убийцы. В-третьих, здесь цитируются строфы Völuspá с 38 по 39 с добавлением оригинальной прозы, в которой говорится, что худшее место из всех, что может быть, находится в Hvergelmir, за которой следует цитата из Völuspá, чтобы подчеркнуть, что дракон Níðhöggr преследует трупы там мертвые.

Глава 53 начинается с того, что Ганглери спрашивает, выживет ли кто-нибудь из богов и останется ли что-нибудь от земли или неба. Высокий отвечает, что земля снова появится с моря, красивой и зеленой, где растут самосевные культуры. Поле Идавеллр существует там, где когда-то был Асгард, и там, не тронутые пламенем Сурта, живут Видарр и Вали. Теперь, имея молот своего отца Мьёльнир, сыновья Тора Моуи и Магни встретят их там, а из Хеля прибудут также Бальдр и Хёдр. Вместе они сидят и рассказывают воспоминания, а позже находят золотые игровые фишки, которые когда-то принадлежали асу. Затем цитируется Völuspá строфа 51.

High показывает, что два человека, Líf и Lífþrasir, также пережили разрушение, спрятавшись в лесу Hoddmímis holt. Эти двое выживших потребляют утреннюю росу для пропитания, и от их потомков мир будет заново заселен. Затем цитируется Vafþrúðnismál строфа 45. У олицетворенного солнца, Соль, будет дочь, по крайней мере, такая же красивая, как она, и эта дочь пойдет по тому же пути, что и ее мать. Цитируется Vafþrúðnismál stanza 47, и на этом заканчивается предсказание Рагнарёка в Gylfaginning.

Археологические данные
Крест Торвальда на территории Кирка Андреаса, остров Мэн

Различные объекты были идентифицированы как изображающие события от Рагнарёка.

Крест Торвальда

Крест Торвальда, частично сохранившийся рунный камень, установленный в Кирке Андреас на острове Мэн, изображает бородатый человек, держащий копье вниз на волка, его правая нога во рту, в то время как большая птица сидит на его плече. Рундата датирует его 940 годом, в то время как Плюсковский датирует его 11 веком. Это изображение было интерпретировано как Один с вороном или орлом на плече, поглощенный Фенриром в Рагнароке. На другой стороне камня изображен большой крест и еще одно изображение, параллельное фигуре Одина, которое было описано как победа Христа над сатаной. Эти комбинированные элементы привели к тому, что крест описывается как «синкретическое искусство », смесь языческих и христианских верований.

Крест Госфорта

Крест Госфорта (920–950 гг.) В Камбрии, Англия, представляет собой стоящий крест типичной англосаксонской формы, вырезанный со всех сторон на длинной древке, которая почти квадратное в сечении. Помимо панелей с орнаментом, эти сцены включают христианское распятие и, возможно, еще одну сцену в аду, но другие сцены обычно интерпретируются как повествовательные эпизоды из истории Рагнарёка, даже ученый, опасающийся таких интерпретаций. как Дэвид М. Уилсон. Сама битва при Рагнарёке может быть изображена на северной стороне. На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре, в том числе человек с копьем, обращенным к чудовищной голове, с одной ногой, упирающейся в раздвоенный язык зверя и на его нижнюю челюсть, а другой - на его верхней челюсти., сцена интерпретируется как Видарр сражается с Фенриром.

Камень Ледберга

Составное изображение камня Ледберга с трех разных углов

XI век Камень Ледберг в Швеции, подобно Кресту Торвальда, изображает фигуру с ногой во рту четвероногого зверя, и это также может быть изображением Одина, пожираемого Фенриром в Рагнароке. Ниже зверя и человека изображен безногий мужчина в шлеме с распростертыми руками. Надпись Младший Футарк на камне имеет обычное поминальное посвящение, но за ней следует закодированная руническая последовательность, которая была описана как «таинственная», и «интересная магическая формула, которая известен во всем древнескандинавском мире ».

Камень Скарпокер

В начале 11 века Камень Скарпокер, из Седерманланд, Швеция, Отец, оплакивающий своего мертвого сына, использовал ту же форму стиха, fornyrðislag, что и в Поэтической Эдде, на следующей гравюре:

Iarðskal rifna. ok upphiminn

Земля будет расколота. И сверхнебесная.

Янссон (1987) отмечает, что во время надписи каждый, кто читал строки, думал о Рагнарёке и намёке, который отец находил подходящим, как выражение его горя.

Теории и интерпретации
Рагнарек (мотив из Heysham hogback ) (WG Collingwood, 1908) Падение асов в 1882 г.

Циклическое время и Hoddmímis holt

Рудольф Симек предполагает, что выживание Лифа и Лиферасира в конце Рагнарёка является «случаем дублирования антропогенеза, понятного из циклической природы Эддик эсхатология. " Симек говорит, что Hoddmímis holt «не следует понимать буквально как лес или даже лес, в котором эти двое прячутся, а скорее как альтернативное название мирового дерева Иггдрасиль. Таким образом, создание человечества из стволов деревьев (Аскр, Эмбла ) также повторяется после Рагнарёка ». Симек говорит, что в германских регионах концепция происхождения человечества из деревьев является древней, и дополнительно указывает на легендарные параллели в баварской легенде о пастухе, который живет внутри дерева, потомки которого вновь заселяют землю после того, как жизнь там была уничтожена чумой (цитируется пересказ Ф. Р. Шредера). Кроме того, Симек указывает на древнескандинавскую параллель в фигуре Орвара-Оддра, «который омолаживается после того, как жил древесным человеком (сага об Орваре-Оддсе 24–27)»

Муспиль, Гелианд и христианство

Были предложены теории о связи между Рагнарёком и IX веком древневерхненемецким эпической поэмой Муспилли о христианине Страшный суд, где появляется слово Muspille, и IX век древнесаксонский эпическая поэма Гелианд о жизни Христа, где появляются различные другие формы слова. В обоих источниках это слово используется для обозначения конца света через огонь. Древнескандинавские формы этого термина также встречаются во всех описаниях Рагнарёка, где мир также сгорает, и, хотя существуют различные теории о значении и происхождении термина, его этимология не решена.

Протоиндоевропейская основа

Были отмечены параллели между Рагнарёками норвежской религией и верованиями других родственных индоевропейских народов. Впоследствии были выдвинуты теории о том, что Рагнарек представляет собой более позднюю эволюцию протоиндоевропейских верований вместе с другими культурами, происходящими от протоиндоевропейцев. Эти параллели включают сравнение космического зимнего мотива между скандинавским Фимбулвинтером, иранским Бундахишном и Йима. Шаг Видарра сравнивают с ведическим богом Вишну тем, что у обоих есть «космический шаг» со специальной подошвой, используемой, чтобы разорвать звериного волка. Также наблюдались более серьезные закономерности между событиями «финальной битвы» в индоевропейских культурах, включая появление слепой или полуслепой фигуры в темах «финальной битвы» и неожиданно появляющихся фигур с удивительными навыками.

Извержения вулканов

Хильда Эллис Дэвидсон теоретизирует, что события в Вёлуспе, произошедшие после смерти богов (темнеет солнце, поднимается пар, пламя касается неба и т. Д.), Могут быть вызваны извержениями вулканов в Исландии.. Записи об извержениях в Исландии сильно похожи на последовательность событий, описанных в Völuspá, особенно с извержением Лаки, которое произошло в 1783 году. Берта Филпоттс предполагает, что фигура Сурта была вдохновлена Исландские извержения, и что он демон вулкана. Имя Суртра встречается в некоторых исландских географических названиях, среди них лавовая труба Суртшеллир, ряд темных пещер в вулканическом центральном регионе Исландии.

Bergbúa áttr

Были отмечены параллели между стихотворением, произнесенным йотунном, найденным в 13 веке þáttr Bergbúa áttr («сказка о горе житель "). В сказке Торд и его слуга заблудились, путешествуя в церковь зимой, и поэтому укрываются на ночь в пещере. Внутри пещеры они слышат шум, становятся свидетелями пары огромных горящих глаз, а затем существо с горящими глазами декламирует стихотворение из 12 строф. Стихотворение, которое произносит существо, содержит отсылки к скандинавской мифологии (включая упоминание Тора), а также пророчества (в том числе о том, что «горы будут падать, земля сдвинется, люди будут очищены горячей водой и сожжены огнем»). Огонь Сурта упоминается в строфе 10. Джон Линдоу говорит, что стихотворение может описывать «смесь разрушения расы гигантов и людей, как в Рагнарёке», но что «многие из предсказаний разрушения на Земле также могут соответствовать вулканической активности, столь распространенной в Исландии ".

Влияния современности

В конце 2013 и начале 2014 года англоязычные СМИ широко сообщали, что Рагнарёку было предсказано Произошло 22 февраля 2014 года. По всей видимости, по образцу явления 2012 года, претензия иногда относилась к «Календарю викингов». Насколько известно, такого календаря не существовало, и источником послужило "предсказание", сделанное СМИ Центром викингов Юрвика в Йорке, Англия, с целью привлечь внимание к событию. что учреждение должно было продержаться до этой даты. Центр викингов Юрвика подвергся критике за введение общественности в заблуждение с целью продвижения мероприятия. В статье 2014 года, посвященной утверждениям, филолог Джозеф С. Хопкинс рассматривает реакцию СМИ как пример широкого возрождения интереса к эпохе викингов и древнегерманским темам.

Концепция Рагнарёка является центральной для 2017 года. Кинематографическая вселенная Marvel фильм Тор: Рагнарок, в кульминационный момент которого демон Суртур уничтожает Асгард, когда его люди бегут в космос под руководством Тор, Валькирия, Локи, Хеймдалль и Корг.

безымянное продолжение к God of War 2018 года, уходящий корнями в скандинавскую мифологию, будет изображать начало событий, ведущих к Рагнарёку.

Скандинавская мифология и изменение климата вдохновили на создание одноименного телесериала Рагнарок. Город Эдда в Западной Норвегии страдает от изменения климата и промышленного загрязнения, вызванного фабриками, принадлежащими семье Джутул (Йотунн = гиганты). Им бросает вызов мальчик-подросток Магне, который видит себя воплощением Тора. Так начинается событие Рагнарок («закат богов»), борьба против тех, кто разрушает планету.

Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
  • Цитаты, относящиеся к Рагнароку в Wikiquote
  • Словарное определение Рагнарок в Викисловаре
  • СМИ, связанные с Рагнарёком, в Викискладе
Последняя правка сделана 2021-06-03 06:34:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте