В скандинавской мифологии, Huginn ( древнескандинавский : [ˈHuɣenː] ; "мысль") и Мунинн (ON: [ˈMunenː] ; «память» или «разум») - это пара воронов, которые летают по всему миру, Мидгарду, и несут информацию богу Одину. Хугинн и Мунинн засвидетельствованы в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников: Прозаическая Эдда и Хеймскрингла ; в Третьем грамматическом трактате, составленном в 13 веке Олафом Тордарсоном ; и в поэзии скальдов. Имена воронов иногда Современно англизировал, как Hugin и Munin.
В « Поэтической Эдде» замаскированный Один выражает опасения, что они не вернутся из своих ежедневных рейсов. Проза Эдда объясняет, что Odin называется Hrafnaguð (ON: [ˈHrɑvnɑˌɡuð] ; "бог-ворон") из-за его связи с Хугинном и Мунинном. В Прозаической Эдде и Третьем грамматическом трактате два вороны описываются сидящими на плечах Одина. Хеймскрингла подробно описывает, что Один дал Хугинну и Мунинну способность говорить.
Примеры артефактов, которые могут изображать Одина с одним из воронов, включают золотые брактеаты периода миграции, пластины шлема эпохи Венделя, пару идентичных германских брошей в форме птиц железного века, предметы эпохи викингов, изображающие усатого человека в шлеме, и часть крест Торвальда 10 или 11 века. Роль хугина и мунина как посланники Одина был связаны с шаманской практикой, в скандинавской ворон знамя, общий вороном символика среди германских народов, и норвежские понятия fylgja и hamingja.
В поэме « Поэтическая Эдда» Grímnismál бог Один (замаскированный под Гримнира ) предоставляет молодому Агнарру информацию о товарищах Одина. Он рассказывает принцу о волках Одина, Джери и Фреки, а в следующей строфе стихотворения заявляет, что Хугинн и Мунинн ежедневно летают через весь мир, Мидгард. Гримнир говорит, что он беспокоится, что Хугинн может не вернуться, но еще больше он опасается за Мунина:
|
|
В книге Проза Эдды Gylfaginning (глава 38) восседающая на троне фигура Хай рассказывает Ганглери ( переодетому королю Гильфи ), что на плечах Одина сидят два вороны по имени Хугинн и Мунин. Вороны рассказывают Одину все, что видят и слышат. Один отправляет Хугинна и Мунина на рассвете, и птицы летают по всему миру, прежде чем вернуться к обеду. В результате Odin получает информацию о многих событиях. Хай добавляет, что именно из-за этой ассоциации Одина называют « богом-вороном ». Затем цитируется вышеупомянутая строфа из Grímnismál.
В книге « Проза Эдды» Skáldskaparmál (глава 60) Хугинн и Мунинн фигурируют в списке поэтических имен воронов. В той же главе представлены отрывки из произведения скальда Эйнарра Скуласона. В этих отрывках Мунинн упоминается в нарицательном имени «ворон», а Хугинн упоминается в кеннинге как «падаль».
В книге Heimskringla Ynglinga saga приводится эвгемеризованный отчет о жизни Одина. В главе 7 описывается, что у Одина было два ворона, и этим воронам он даровал дар речи. Эти вороны летали по всей земле и приносили ему информацию, в результате чего Один стал «очень мудрым в своих знаниях».
В Третьем грамматическом трактате записан анонимный стих, в котором упоминаются вороны, летящие с плеч Одина; Хугинн ищет повешенных, а Мунин убивает тела. Стих гласит:
Золотые брактеаты периода миграции (V и VI века н.э.) (типы A, B и C) изображают человеческую фигуру над лошадью, держащую копье, в сопровождении одной или чаще двух птиц. Присутствие птиц привело к иконографической идентификации человеческой фигуры как бога Одина, в окружении Хугинна и Мунина. Подобно описанию воронов в Прозаической Эдде Снорри, птица иногда изображается у уха человека или у уха лошади. Брактеаты были обнаружены в Дании, Швеции, Норвегии и, в меньшем количестве, в Англии и районах к югу от Дании. Австрийский германист Рудольф Симек утверждает, что эти брактеаты могут изображать Одина и его ворон, исцеляющих лошадь, и могут указывать на то, что птицы изначально были не просто его товарищами на поле боя, но и «помощниками Одина в его ветеринарной функции».
На пластинах шлема эпохи Венделя (VI или VII века), найденных в могиле в Швеции, изображена фигура в шлеме, держащая копье и щит, верхом на лошади в окружении двух птиц. Тарелка была интерпретирована как Один в сопровождении двух птиц: его вороны.
Пара идентичных германских брошей в форме птиц железного века из Бейзебакке на севере Дании может быть изображениями Хугинна и Мунина. На спине каждой птицы изображена маска, а лапки птиц имеют форму голов животных. Перья птиц также состоят из голов животных. Вместе головы животных на перьях образуют маску на спине птицы. У птиц мощный клюв и веерообразный хвост, что говорит о том, что это вороны. Броши предназначались для ношения на каждом плече в соответствии с германской модой железного века. Археолог Питер Ванг Петерсен комментирует, что, хотя символизм брошей вызывает споры, форма клювов и перьев хвоста подтверждает, что изображения брошей - вороны. Петерсен отмечает, что «украшения в форме ворона, которые носили парой, по моде дня, по одному на каждом плече, заставляют мысли обратиться к воронам Одина и культу Одина в германском железном веке». Петерсен говорит, что Один ассоциируется с маскировкой и что маски воронов могут быть портретами Одина.
На фрагментах гобелена Усеберга, обнаруженные в пределах викингов корабля Oseberg захоронения в Норвегии, есть сцена, содержащая два черных птиц, парящих над лошадью, возможно, первоначально ведущим вагон (как часть процессии лошадей под руководством вагонов на гобелене). В своем исследовании гобелена ученый Энн Стайн Ингстад интерпретирует этих птиц как Хугинна и Мунина, пролетающих над крытой тележкой, содержащей изображение Одина, сравнивая их с изображениями Нертуса, засвидетельствованными Тацитом в 1 году нашей эры.
Во время раскопок в Рибе в Дании была обнаружена свинцовая литейная форма эпохи викингов и 11 идентичных литейных форм. Эти предметы изображают усатого мужчину в шлеме с двумя головными украшениями. Археолог Стиг Дженсен предлагает интерпретировать эти украшения как Хугинн и Мунин, а их владельца - как Одина. Он отмечает, что «подобные изображения встречаются везде, где бывали викинги - от восточной Англии до России и, естественно, также и в остальной части Скандинавии ».
На части Креста Торвальда (частично уцелевший рунический камень, воздвигнутый в Кирке Андреасе на острове Мэн ) изображен бородатый человек, держащий копье на волке, его правая ступня во рту и большая птица на плече. Энди Орчард комментирует, что эта птица может быть Хугинном или Мунинном. Рундата датирует крест 940 годом, а Плюсковский датирует его 11 веком. Это изображение было интерпретировано как Один с вороном или орлом на плече, поглощенный чудовищным волком Фенриром во время событий Рагнарёка.
В ноябре 2009 года музей Роскилле объявил об открытии и последующей демонстрации серебряной статуэтки, инкрустированной чернью, найденной в Лейре, Дания, которую они назвали « Один из Лейре ». Серебряный предмет изображает человека, сидящего на троне. Трон украшен головами животных и окружен двумя птицами. Музей Роскилле идентифицирует фигуру как Одина, сидящего на троне Хлидскьяльфа, в окружении воронов Хугинна и Мунина.
Ученые связывают отношения Одина с Хугинном и Мунином с шаманской практикой. Джон Линдоу связывает способность Одина посылать свои «мысли» (Хугинн) и «разум» (Мунинн) в путешествие шаманов в состояние транса. Линдоу говорит, что строфа Grímnismál, в которой Один беспокоится о возвращении Хугинна и Мунина, «согласуется с опасностью, с которой шаман сталкивается во время путешествия в состояние транса».
Рудольф Симек критически относится к этому подходу, заявляя, что «были предприняты попытки интерпретировать воронов Одина как олицетворение интеллектуальных сил бога, но это можно предположить только по именам Хугинн и Мунин, которые вряд ли были изобретены намного раньше. 9-го или 10-го веков », однако, два вороны, спутники Одина, по-видимому, происходят из гораздо более ранних времен. Вместо этого Симек связывает Хугинна и Мунина с более широкой символикой ворона в германском мире, включая знамя ворона (описанное в английских хрониках и скандинавских сагах), знамя, которое было соткано таким способом, который позволял ему, порхая на ветру, появляться как будто изображенный на нем ворон хлопал крыльями.
Энтони Уинтерборн связывает Хугинна и Мунина с норвежскими концепциями фюльгья - концепции с тремя характеристиками; изменяющие форму способности, удача и дух- хранитель - и хамингья - призрачный двойник человека, который может появиться в форме животного. Уинтерборн утверждает, что «путешествие шамана через различные части космоса символизируется hamingja концепции формы смены души, и выгоды другого символического измерения для скандинавской души в счет воронов Одина, хугин и мунин.» В ответ на критику Симека попыток истолковать воронов «философски», Уинтерборн говорит, что «такие предположения [...] просто усиливают концептуальное значение, которое становится правдоподобным благодаря другим чертам мифологии», и что имена Хугинн и Мунин «требуют большего. объяснение, чем обычно предоставляется ".
Heliand, Старый Saxon адаптация Нового Завета с 9 - го века, отличается от Нового Завета в том, что явная ссылка на голубя, сидящего на плече Христа. В связи с этим Дж. Рональд Мерфи говорит: «Поместив могущественного белого голубя не только над Христом, но и прямо ему на плечо, автор Гелианда изобразил Христа не только как Сына Всевластителя, но и как нового Водена. Это нарочитое изображение Христа, торжествующего верхом на земле с великолепной птицей на плечах (автора, возможно, немного смущает, что птица - невоенный голубь!), Призвано успокоить страхи и тоски тех, кто оплакивает потерю. Водена и которые хотят вернуться к символам и обычаям старой религии. С этим изображением Христос становится германским богом, тем, в чьи уши шепчет Дух Всевышнего ".
Бернд Генрих предполагает, что Хугинн и Мунинн, а также Один и его волки Джери и Фреки отражают симбиоз, наблюдаемый в естественном мире среди воронов, волков и людей на охоте: