Víðarr

редактировать
«Видар» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Видар (значения). Изображение Видарра, пронзающего Фенрира, держа его челюсти врозь, автор В. Г. Коллингвуд, 1908 г., вдохновленный Крестом Госфорта.

В скандинавской мифологии, Видар ( древнескандинавский : [Wiːðɑrː], возможно«широкие линейки», иногда англизировали, как Видар / v я д ɑːr /, Vithar, Видар и Vitharr) является богом среди асов, связанных с удвоенной силой. Видара описывается как сын Одина и ётуны Gríðr, и предсказалчтобы отомститьсмерть отца, убив волка Фенрира в Рагнарёк, конфликткоторый он описал как выжить. Видарр засвидетельствован в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, Прозаической Эдде, написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном, и интерпретируется как изображенная с Фенриром на кресте Госфорта. Фигуру окружает ряд теорий, в том числе теории о потенциальном ритуальном молчании и протоиндоевропейской основе.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Аттестации
    • 1.1 Поэтическая Эдда
    • 1.2 Прозаическая Эдда
  • 2 Археологические данные
  • 3 теории
    • 3,1 Дюмезиль
  • 4 Примечания
  • 5 ссылки
Аттестации
Изображение Видарра верхом на лошади Лоренца Фрёлиха, 1895 г.

Поэтическая Эдда

В « Поэтической Эдде» Видар упоминается в стихах « Völuspá», « Vafthrúdnismál», « Grímnismál» и « Lokasenna».

В строфах 54 и 55 стихотворение Völuspá, вёльва говорит Один, что его сын Видар будет отомстить за смерть Одина в Рагнарка колоть Фенрир в сердце:

Затем идет Sigfather's | могучий сын
Витар, чтобы сражаться | с пенящимся волком;
В сыне гиганта | он сунул свой меч
Полный к сердцу: | его отец отомщен.

В строфах 51 и 53 Vafþrúðnismál, вафтруднир утверждает, что Видара и его брат Вали оба живут в «храмах богов» после того, как сурт огня «s уступивший и Видара будет мстить за смерть своего отца Одина от разъедающих холодные челюсти Фенрира в битве:

Станца 51:
«В доме богов Витар и Вали будут жить,
Когда пожары Сурта потухли;
Моти и Магни | должен ли Мьёльнир иметь
Когда Вингнир погибает в битве. "
Станца 53:
"Волк падет | отец людей,
И за это Витар отомстит;
Ужасные челюсти | он разорвет на части,
И так он убьет волка ".

В 17 строфе Grímnismál, во время видений Одина о различных жилищах богов, он описывает резиденцию Видарра (здесь англизировано как «Видар»):

Растет хворост и высокая трава
широко на земле Видара
и там сын на коне провозглашает
что он очень хочет отомстить за своего отца.

Согласно Локасенне, Локи упрекает богов в начале стихотворения за то, что они не приняли его должным образом на пир в зале Эгира. В строфе 10 Один наконец уступает правилам гостеприимства, призывая Видарра встать и налить выпивку за сварливого гостя. Видарр следует его приказам. Локи тост за асов перед началом полета.

Прозаическая Эдда

Víðarr упоминается в книгах Gylfaginning и Skáldskaparmál в прозе Эдды.

Изображение Лоренца Фрёлиха, в котором Видарр побеждает Фенрира, 1895 г.

Víarr упоминается в книге Gylfaginning в главах 29, 51 и 53. В главе 29 Víarr представлен восседающей на троне фигурой High в виде «безмолвного бога» с толстой обувью, который почти так же силен, как бог Тор., и что боги полагаются на него во времена огромных трудностей.

В главе 51 Хай предсказывает, что во время Рагнарёка волк Фенрир поглотит Одина, Видарр отомстит за него, наступив одной ногой на нижнюю челюсть монстра, схватив его верхнюю челюсть одной рукой и разорвав ему рот, убив его. «Толстая туфля» Видарра описывается как состоящая из всех дополнительных частей кожи, которые люди вырезали из своих собственных ботинок на пальцах и пятках, собранных богом на протяжении всех времен. Поэтому всякий, кто достаточно озабочен тем, чтобы оказать помощь богам, должен выбросить эти части.

В главе 54, после Рагнарёка и возрождения мира, говорится, что Видарр вместе со своим братом Вали переживут волну моря и огненный пожар, развязанный Суртом, совершенно невредимыми и после этого будут жить на поле Iðavöllr, «где раньше был город Асгард ».

Согласно Skáldskaparmál, Víðarr был одним из двенадцати верховных богов мужского пола, сидящих на своих тронах на банкете для пришедшего в гости Эгира. В момент диалога между скальдовым богом Браги и Эгиром Снорри сам начинает говорить о мифах в эвгемеристических терминах и заявляет, что историческим эквивалентом Видарра был троянский герой Эней, который пережил Троянскую войну и продолжил совершать «великие дела»..

Позже в книге для Видарра приводятся различные кеннинги, в том числе снова «молчаливый Ас », «обладатель железного башмака», «враг и убийца Фенрисульф », « Мстительный Ас богов», «Населяющий усадьбу отца Ас» "," сын Одина "и" брат асов ". В сказке бог Торы визита «s в зале ётуны гейррёда, Gríðr указываются как мать„Видар молчаливого“, который помогает Тору в своем путешествии. В главе 33, после возвращения из Асгарда и пиршества с богами, Эгир приглашает богов прийти в его зал через три месяца. На праздник отправляются четырнадцать богов, в том числе и Видар. В главе 75 имя Видарра дважды появляется в списке Асира.

Археологические данные
Фрагмент креста Госфорта, художник неизвестен, 1913 г.

Крест Госфорта середины 11 века, расположенный в Камбрии, Англия, был описан как изображающий комбинацию сцен из христианского Судного Дня и языческого Рагнарёка. На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре, в том числе человек с копьем, обращенный к чудовищной голове, одна из ног которого воткнута в раздвоенный язык зверя и на его нижнюю челюсть, а рука приложена к его верхней челюсти, сцена интерпретируется как борьба Видарра с Фенриром. Это изображение также теоретизировалось как метафора победы Иисуса над сатаной.

Теории
Изображение Видарра и Вали Акселя Кулле (1846–1908), 1892 г.

Были предложены теории, что молчание Видарра может быть результатом ритуального молчания или других воздержаний, которые часто сопровождают акты мести, как, например, в Völuspá и Baldrs draumar, когда Вали, задуманный с единственной целью отомстить за смерть Бальдра, воздерживается от умывания. руками и расчесывая волосы, «пока он не привел противника Бальдра к погребальному костру». Parallels была нарисована между главой 31 Тацит '1 веком CE работой Germania, где Тацит описывает, что члены хаттов, в германском племени, не может брить или жених до того, первый убитый враг.

Дюмезиль

Жорж Дюмезиль предположил, что Видарр представляет собой космическую фигуру из архетипа, заимствованного у протоиндоевропейцев. Дюмезиль заявил, что он был выровнен как по вертикали, так как он поставил ногу на нижнюю челюсть волка, а руку на верхней челюсти волка, так и по горизонтали из-за его широкого шага и сильной обуви, и что, убивая волка, Видарр удерживает волка от разрушения космоса, и после этого космос может быть восстановлен после разрушения, нанесенного Рагнарёком.

Таким образом, Дюмезил воспринимает Видарра как пространственного бога. Дюмезил подкрепляет свои претензии текстом Локасенны, в которой Видарр, пытаясь уладить спор с Локи, убеждает других озиров «предоставить Локи свое место» за трапезным столом. Дюмезил утверждает, что эта игра о пространственности Видарра могла быть понята аудиторией, знакомой с богом, и эта интерпретация подтверждается его прочтением Локасенны как существенной части книги каламбуров и словесных игр о различных озерах.

Дюмезил также предполагает, что пространственность Видарра видна в Вишну ведических традиций, как этимологически ( корень Ви), так и мифологически, цитируя историю Бали и Вишну. В этой легенде Вишну (в форме Ваманы ) обманывает злобного царя Бали, который установил власть над всей Землей, заставляя Бали обещать предоставить Ваману всю землю, которую он может покрыть в три шага. Вамана превращается в гиганта и шагает через все небо и землю, взяв голову Бали и даровав ему бессмертие вместо того, чтобы идти последним шагом.

Дюмезиль теоретизирует, что эти мифы о Фенрире против Видарра и Бали против Вишну могут иметь общее происхождение от индоевропейского бога пространственности, похожего, но отличного от гипотетического обрамления или бога входа / выхода, породившего Януса и Хеймдалля.

Примечания
использованная литература

Последняя правка сделана 2023-04-22 03:50:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте