Фенрир

редактировать
Чудовищный волк в скандинавской мифологии

Один и Фенрис (1909) Дороти Харди

Фенрир (Древнескандинавский : «fen -dweller») или Fenrisúlfr (древнескандинавский: «Волк Фенрира », часто переводится как «Фенрис-волк»), также упоминается как Hróðvitnir («волк славы») и Vánagandr («монстр [реки] Ван») или Vanargand, является чудовищным волк в скандинавской мифологии. Фенрир, вместе с Хель и Мировым Змеем, являются дочерью Локи и великанши Ангрбоки. Он засвидетельствован в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, и в Прозаической Эдде и Хеймскрингла, написанной в 13 веке Снорри Стурлусон. Как в «Поэтической Эдде», так и в «Прозаической Эдде», Фенрир - отец волков Скёлль и Хати Хроёвитниссон, сын Локи, и ему предсказано убить бог Один во время событий Рагнарёка, но, в свою очередь, будет убит сыном Одина Видарром.

В Прозе Эдде дается дополнительная информация о Фенрире, в том числе, из-за знания богами пророчеств, предсказывающих большие проблемы от Фенрира и его быстрого роста, боги связали его, и в результате Фенрир откусил правую руку бога Тир. Изображения Фенрира были идентифицированы на различных объектах, и были предложены научные теории относительно отношения Фенрира к другим собакам в скандинавской мифологии. Фенрир был предметом художественных изображений, и он появляется в литературе.

Содержание

  • 1 Свидетельства
    • 1.1 Поэтическая Эдда
    • 1.2 Прозаическая Эдда
      • 1.2.1 Главы 13 и 25 Gylfaginning
      • 1.2.2 Глава 34 Gylfaginning
      • 1.2.3 Главы Gylfaginning 38 и 51
      • 1.2.4 Скальдскапармал и Хаттаталь
    • 1.3 Хеймскрингла
  • 2 Археологические данные
    • 2.1 Крест Торвальда
    • 2.2 Крест Госфорта
    • 2.3 Камень Ледберга
    • 2.4 Прочие
  • 3 Теории
  • 4 Современное влияние
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Подтверждения

Поэтическая Эдда

Фенрир и Один (1895) Лоренц Фрёлих Иллюстрация, на которой Видарр наносит удар Фенриру, держа свои челюсти врозь (1908). Автор В. Г. Коллингвуд, вдохновленный Крестом Госфорта

Фенрир упоминается в трех строфах поэмы Völuspá и в двух строфах поэмы Vafþrúðnismál. В 40 строфе поэмы Völuspá völva раскрывает Одину, что на востоке старуха сидела в лесу Járnviðr и вырастила там выводки Фенрира. Из них всех выйдет один из этого числа, который будет похитителем луны в коже тролля ». Далее в поэме вёльва предсказывает, что Фенрир поглотит Одина в Рагнарёке:

Затем исполняется Хлин 's
вторая печаль,
когда Синн пойдет
на битву с волком,
и убийцей Бели,
ярким, против Сурта.
Тогда Фригг 's
сладкий друг падет.

В следующей строфе Вёльва описывает, что «высокое дитя Сира Триумфа» (сын Одина, Видарр) затем придет, чтобы «ударить зверя заклания», и руками он вонзит меч в сердце »Хвёрунгр сын, «мстя за смерть своего отца.

В первой из двух строф, упоминающих Фенрира в Vafþrúðnismál, Один задает вопрос мудрому jötunn Vafþrúðnir :

» Я много путешествовал, много пробовал,
много проверял Силы;
откуда солнце взойдет в гладкие небеса
, когда Фенрир нападет этот? "

В строфе, следующей за Вафруудниром, он отвечает, что Sól (здесь r Альфродулл ) родит дочь до того, как Фенрир нападет на нее, и эта дочь продолжит путь своей умершей матери по небесам.

Прозаическая Эдда

Выводок Локи ( 1905) Эмиль Доплер Дети Локи (1906) Лоренц Фрёлих Тир и Фенрир (1911) Джон Бауэр

В Прозе Эдда Фенрир упоминается в трех книги: Gylfaginning, Skáldskaparmál и Háttatal.

Gylfaginning, главы 13 и 25

В главе 13 книги Gylfaginning прозы Эдды Фенрир впервые упоминается в строфе, цитируемой из Völuspá. Фенрир впервые упоминается в прозе в главе 25, где возведенная на трон фигура Хай рассказывает Ганглери (описанному как Король Гильфи замаскированный) о боге Тыр. Хай говорит, что одним из примеров храбрости Тира является то, что когда Асир заманивали Фенрира (называемого здесь Фенрисульфром), чтобы наложить оковы Глейпнир на волка, Тир вложил свою руку в волчья пасть как залог. Это было сделано по просьбе Фенрира, потому что он не верил, что асы отпустят его. В результате, когда Асир отказался освободить его, он откусил Тиру руку в месте, "теперь называемом Волчьем суставом" (запястье ), в результате чего Тир был одноручным и "не считался быть сторонником поселений между людьми ».

Gylfaginning, глава 34

В главе 34 Хай описывает Локи и говорит, что у Локи было трое детей от женщины по имени Ангрбона расположен в земле Йотунхейм ; Фенрисульф, змей Ёрмунганд и женщина Хель. Хай продолжает, что, как только боги обнаружили, что эти трое детей выросли в стране Йотунхейм, и когда боги «проследили пророчества о том, что от этих братьев и сестер для них возникнут великие беды и бедствия», боги ожидал много неприятностей от троих детей, частично из-за природы матери детей, но хуже из-за характера их отца.

Хай говорит, что Один послал богов собрать детей и принеси их ему. По их прибытии Один бросил Ёрмунгандр в «то глубокое море, которое окружает все земли», а затем бросил Хель в Нифльхейм и даровал ей власть над девятью мирами. Однако асы вырастили волка «дома», и только у Тира хватило храбрости подойти к Фенриру и дать ему пищу. Боги заметили, что Фенрир быстро рос с каждым днем, и поскольку все пророчества предсказывали, что Фенриру суждено причинить им вред, боги составили план. Боги приготовили три оковы : Первое, очень сильное, звали Лейдинг. Они привели Лейдинга к Фенриру и предложили волку попробовать с ним свои силы. Фенрир решил, что это было не сверх его сил, и позволил богам делать с этим то, что они хотели. При первом ударе Фенрира узы сломались, и Фенрир высвободился из Лейдинга. Боги сковали вторую цепь, вдвое более сильную, и назвали ее Дроми. Боги попросили Фенрира испытать новые оковы, и что если он сломает этот инженерный подвиг, Фенрир прославится своей силой. Фенрир считал оковы очень сильными, но также и то, что его сила выросла с тех пор, как он сломал Лейдинг, но что ему придется пойти на некоторый риск, чтобы прославиться. Фенрир позволил им наложить оковы.

Когда асы воскликнули, что они готовы, Фенрир встряхнулся, повалил оковы на землю, сильно напрягся и, ударив ногами, разорвал оковы - разорвал их на куски, которые улетели далеко вдаль. Хай говорит, что в результате «вырваться из Лейдинга» или «выйти из Дроми» стали поговоркой, когда что-то достигается с большим усилием. Асы начали опасаться, что они не смогут связать Фенрира, и поэтому Один послал Фрейра посланника Скирнира в землю Свартальфахейм, чтобы " некоторые гномы "и заставили их сделать оковы по имени Глейпнир. Гномы построили Глейпнир из шести мифических ингредиентов. После обмена мнениями между Ганглери и Хай, Хай продолжает, что оковы были гладкими и мягкими, как шелковая лента, но крепкими и твердыми. Посланник принес ленту асу, и они сердечно поблагодарили его за выполнение задания.

Асир вышел на озеро Амсвартнир послал Фенрира, чтобы тот сопровождал их, и продолжил свой путь. остров Люнгви (древнескандинавское «место, заросшее вереском »). Боги показали Фенриру шелковые оковы Глейпнир, сказали ему разорвать их, заявили, что они намного сильнее, чем кажется, передали их между собой, натянули их руками, но они не порвались. Однако они сказали, что Фенрир сможет разорвать ее, на что Фенрир ответил:

«Связь Фенрира» (1908) от Джорджа Райта

«Мне кажется, что с этой лентой как будто Я не получу от этого славы, если разорву такую ​​тонкую ленту, но если она сделана с искусством и хитростью, тогда, даже если она выглядит тонкой, эта лента не идет мне на ноги ".

Асир сказал, что Фенрир быстро разорвет тонкую шелковую полоску, отметив, что Фенрир ранее сломал большие железные оковы, и добавил, что если Фенрир не сможет разорвать тонкие Глейпнир, тогда Фенрир не будет ничего для богов, и в результате освободится. Фенрир ответил:

«Если ты свяжешь меня так, что я не смогу освободиться, тогда ты будешь стоять так, что мне придется долго ждать, прежде чем я получу от тебя какую-либо помощь. Я не хочу. чтобы на меня надели этот оркестр. Но вместо того, чтобы ставить под сомнение мою храбрость, позвольте кому-нибудь засунуть руку мне в рот в знак того, что это делается добросовестно ».

Этим заявлением все асы надеются на то, что друг друга, оказавшись перед дилеммой. Все отказывались засовывать руку Фенриру в пасть, пока Тир не протянул правую руку и не вложил ее в пасть волка. Когда Фенрир пнул ногой, Глейпнир схватился крепче, и чем больше Фенрир сопротивлялся, тем сильнее становилась группа. Все засмеялись, кроме Тира, потерявшего там правую руку. Когда боги узнали, что Фенрир полностью связан, они взяли веревку, называемую Гельгья (древнескандинавское «оковы»), свисающую с Глейпнира, и вставили ее в большую каменную плиту, названную Гьёлль ( Древнескандинавский «крик»), и боги вделали каменную плиту глубоко в землю. После этого боги взяли большой камень под названием Твити (древнескандинавское «нападающий, бьющий») и воткнули его еще глубже в землю в качестве якорного стержня. Фенрир бурно отреагировал; он широко раскрыл пасть и попытался укусить богов. Тогда боги воткнули ему в рот меч. Его рукоять касалась нижней челюсти, а острие - верхней; с его помощью челюсти волка раздвинулись, и волк заткнул рот. Фенрир «ужасно взвыл», слюна текла из его рта, и эта слюна образовала реку Ван (древнескандинавское «надежда»). Там Фенрир будет лежать до Рагнарёка. Ганглери комментирует, что Локи создал «довольно ужасную семью», хотя и важную, и спрашивает, почему асы не просто убили Фенрира там, раз уж они ожидали от него большой злобы. Высокий отвечает, что «так сильно боги уважали свои святые места и места святилищ, что они не хотели осквернять их кровью волка, даже несмотря на то, что пророчества говорят, что он будет смертью Одина».

«Один и Фенрисвольф, Фрейр и Сурт » (1905) от Эмиля Доплера

Гильфагиннинг, главы 38 и 51

В главе 38 Хай говорит, что много людей в Валгалле, и еще много, кто прибудет, но они «покажутся слишком малочисленными, когда придет волк». В главе 51 Хай предсказывает, что как часть событий Рагнарёка, после того, как сын Фенрира Скёлл проглотил солнце, а его другой сын Хати Хроувитниссон проглотил луна, звезды исчезнут с неба. Земля сильно затрясется, деревья будут вырваны с корнем, горы упадут, и все путы разорвутся - Фенрисульфр будет свободен. Фенрисульф выйдет вперед с широко открытым ртом, его верхняя челюсть будет касаться неба, а нижняя челюсть - земли, и пламя будет гореть из его глаз и ноздрей. Позже Фенрисульфр прибудет на поле боя Вигрир со своим братом Ёрмунгандом. С собранными там силами состоится грандиозная битва. В это время Один отправится на битву с Фенрисульфом. Во время битвы Фенрисульфр в конце концов проглотит Одина, убив его, а сын Одина Видарр двинется вперед и ударит ногой в нижнюю челюсть волка. Эта ступня будет носить легендарный ботинок, «для которого материал собирался на протяжении всех времен». Одной рукой Видарр возьмется за верхнюю челюсть волка и разорвет ему пасть, убив Фенрисульфа. High следует за этим описанием прозы, цитируя различные цитаты из Völuspá в поддержку, некоторые из которых упоминают Фенрира.

Фенрир (1874) А. Флеминга

Скалдскапармал и Хаттаталь

В разделе «Эпилог» прозы Книга Эдды Skáldskaparmál, эвгемеризованный монолог приравнивает Фенрисульфа к Пирру, пытаясь объяснить, что «оно убило Одина, а Пирр, согласно утверждениям, мог считаться волком. их религию, поскольку он не проявил уважения к местам святилища, когда убил царя в храме перед жертвенником Тора ». В главе 2 «враг волка» цитируется как кеннинг для Одина, использовавшийся в 10 веке скальд Эгилл Скаллагримссон. В главе 9 «кормилец волка» дается как питомник для Тира, а в главе 11 «убийца Фенрисульфа» представлен как питомник для Видарра. В главе 50 цитируется отрывок из Рагнарсдрапа скальда 9 века Браги Боддасона, в котором говорится о Хель, существе, как о «сестре чудовищного волка». " В главе 75 перечислены имена для варгов и волков, в том числе «Hróðvitnir» и «Fenrir». «Фенрир» дважды встречается в стихах как нарицательное для «волка» или «варга» в 58 главе Skáldskaparmál и в 56 главе книги Háttatal. Кроме того, имя «Фенрир» можно найти в списке jötnar в главе 75 Skáldskaparmál.

Bound of Fenrir. Дороти Херти (1909).

Хеймскрингла

Рукописная иллюстрация связанного Фенрира, реки Ван, вытекающей из его пасти

В конце саги о Хеймскрингле Hákonar saga góða, поэма Hákonarmál 10 века skald Eyvindr skáldaspillir. Поэма о падении короля Норвегии Хокона I ; хотя он и христианин, две валькирии забирают его в Валгаллу и там принимают его как одного из эйнхерий. Ближе к концу стихотворения строфа повествует о том, что скорее узы Фенрира разорвутся, чем такой хороший король, как Хокон, встанет на его место:

Освобожденный волк Фенриса
опустошит царство мужчины,
прежде, чем придет королевский принц
и встанет вместо него.

Археологические данные

Крест Торвальда в Кирк-Андреасе, остров Мэн Камень Ледберга в Швеции

Крест Торвальда

Крест Торвальда, частично сохранившийся рунный камень, установленный в Кирке Андреасе на острове Мэн, изображает бородатого человека, держащего в руках копьем вниз в волка, его правая нога во рту, в то время как большая птица сидит на его плече. Рундата датирует его 940 годом, в то время как Плюсковский датирует его 11 веком. Это изображение было интерпретировано как Один с вороном или орлом на плече, которого поглотил Фенрир в Рагнарёке. На оборотной стороне камня есть еще одно параллельное ему изображение, которое было описано как победа Христа над сатаной. Эти комбинированные элементы привели к тому, что крест был описан как «синкретическое искусство »; смесь язычества и христианских верований.

Крест Госфорта

Середина 11 века Крест Госфорта, расположенный в Камбрии, Англия, описывается как сочетание сцен из христианского Судного дня и языческого Рагнарёка. На кресте изображены различные фигуры, изображенные в стиле Борре, в том числе человек с копьем, обращенный к чудовищной голове, одна из ног которого воткнута в раздвоенный язык зверя и на его нижнюю челюсть, а рука приложена к его верхняя челюсть, сцена, интерпретируемая как Видарр сражается с Фенриром. Это изображение теоретизировалось как метафора победы Христа над сатаной.

камень Ледберга

11 век камень Ледберга в Швеции, аналогично На Кресте Торвальда изображена фигура, поставившая ногу в пасть четвероногого зверя, и это также может быть изображением Одина, пожираемого Фенриром в Рагнарёке. Ниже зверя и человека изображен безногий мужчина в шлеме с распростертыми руками. Надпись Младший Футарк на камне несет обычно видимое мемориальное посвящение, но за ней следует закодированная руническая последовательность, которая была описана как «таинственная», и «интересная магическая формула, которая известен со всего древнего скандинавского мира. "

Другое

Если изображения на руническом камне Таллсторп правильно идентифицированы как изображающие Рагнарёка, затем Фенрир показан над кораблем Наглфар.

Мейер Шапиро теоретизирует связь между «Адской пастью », которая появляется в средневековой христианской иконографии, и Фенриром. По словам Шапиро, «на вкус англосаксов Адской пасти, возможно, повлиял северный языческий миф о Трещине Судьбы и битве с волком, поглотившим Одина».

Ученые предполагают, что это разнообразие из предметов из археологической летописи изображают Тыр. Например, Период миграции золото брактеат из Тролльхеттана, Швеция, показывает человека, укусившего за руку зверя, что может изображать Тира и Фенрира.. Эпоха викингов hogback в Sockburn, County Durham, Северо-Восточная Англия может изображать Тира и Фенрира.

Теории

Фенрир откусывает руку владеющего мечом Тира на иллюстрации к исландской рукописи 18-го века

Ссылаясь на презентацию Фенрира в Прозаической Эдде, Энди Орчард теоретизирует, что «собака (или волк)» Гармр, Сколл и Хати Хроувитниссон изначально были просто Фенриром, заявив, что «Снорри, что характерно, старается проводить различия, называя волков, пожирающих солнце и Луна как Сколл и Хати Хровитниссон соответственно, и описывая встречу между Гармом и Тиром (который, можно было подумать, мог бы захотеть заполучить Фенрира) в Рагнарёке ».

Джон Линдоу говорит, что это так. Непонятно, почему боги решили воспитать Фенрира, а не его братьев и сестер Хель и Йормунгандра в главе 35 Gylfaginning, предполагая, что это может быть «потому, что Один был связан с волками? потому что Локи был кровным братом Одина? " Ссылаясь на ту же главу, Линдоу отмечает, что ни одна из фраз, которые приводит Фенрир, не оставила никаких других следов. Линдоу сравнивает роль Фенрира с его отцом Локи и братом Фенрира, Ёрмунгандром, в том, что все они проводят время с богами, связаны или изгнаны ими, возвращаются «в конце текущего мифического порядка, чтобы уничтожить их, только для того, чтобы сам уничтожить. как молодое поколение богов, один из которых его убийца, выживает в новом мировом порядке ». Он также указывает на связывание Фенрира как на часть повторяющейся темы связанного монстра, где враг богов связан, но ему суждено вырваться на свободу в Рагнароке.

Индоевропейские параллели были предложены между мифами о Фенрире и персидском демоне Аримане. Яшты относятся к истории, где Таксма Урупи ехал на Ангра-Майнью на лошади в течение тридцати лет. Развитие этого намёка можно найти только в поздних комментариях на парси. Правитель Таксморув (Таксма Урупи) сумел заарканить Аримана (Ангра-Майнью) и держать его связанным, катая его три раза в день. Спустя тридцать лет Ариман перехитрил и проглотил Таксморув. Во время полового акта с Ариманом Джамшид, брат Таксморува, засунул руку в анус Аримана и вытащил труп своего брата. Его рука высохла от контакта с дьявольскими внутренностями. Предлагаемые параллели с мифами о Фенрире - это связывание злого существа фигурой правителя и последующее поглощение фигуры правителя злым существом (Один и Фенрир), обман, включающий в себя воткание руки в отверстие чудовища и недуг вставленная конечность (Тир и Фенрир).

этолог Валериус Гейст писал, что нанесение Фенриром увечий и окончательное убийство Одина, который ранее воспитывал его, вероятно, было основано на истинном опыте волчьего поведения, видя, что волки генетически закодированы, чтобы подняться в иерархии стаи и, в некоторых случаях, были зарегистрированы как восставшие против своих родителей и убивающие их. Гейст заявляет, что «очевидно, даже древние знали, что волки могут напасть на их родителей, братьев и сестер и убить их».

Современное влияние

Фенрир изображен на картине «Один и Фенрис» (1909) и «Связь Фенриса» (около 1900) Дороти Харди, «Odin und Fenriswolf» и «Fesselung des Fenriswolfe» (1901) Эмиля Доплера, и является предметом металлической скульптуры «Фенрир» Арне Винье Гуннеруд, расположенный на острове Аскёй, Норвегия.

Фенрир появляется в современной литературе в стихотворении «Ом Фенрисулвен ог Тир» (1819) Авторы Adam Gottlob Oehlenschläger (собраны в Nordens Guder), роман «Der Fenriswolf» KH Strobl и Til kamp mod dødbideriet (1974) EK Reich и E.Larsen.

Фенрир также появляется как минимум в трех художественных книгах для молодежи. Во-первых, он вдохновил оборотня Фенрира Грейбэка в серии Гарри Поттер от Дж.К. Роулинг. Он также появляется в образе Фенриса Вольфа в Магнус Чейз и боги Асгарда, Риком Риорданом, как главный противник в первой книге серии. Его влияние также заметно в сериале Сара Дж. Маас 'Стеклянный трон в персонаже Фенриса, который может превращаться в большого волка.

Фенрис Ульф (также известный как Могрим ) - волк и капитан секретной полиции Белой Ведьмы в C. Роман С. Льюиса Лев, колдунья и волшебный шкаф. Персонаж назван «Фенрис Ульф» в американских изданиях книги до 1990-х годов, а также в анимационной адаптации 1979 года.

Фенрис как миньон Хелы появляется в Marvel Studios 2017 года. фильм Тор: Рагнарок.

Фенрир также оказал влияние на Кархарота, злого волка, служившего Морготу в J. Толкин из фантастического мира Средиземья.

Заметки

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-20 13:52:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте