Асгард (древнескандинавский : Ásgarðr ; «Укрытие озиров») - это место, связанное с богами. Он изображен во множестве древнескандинавских саг и мифологических текстов. Некоторые исследователи предположили, что Асгард является одним из Девяти миров, окружающих дерево Иггдрасиль. В норвежской мифологии Асгард является укрепленным домом для озиров племени богов, находящихся в небе. Асгард состоит из меньших царств, которые не имеют такого большого количества изображений в мифологических стихах и прозе. Асгард должен быть полностью разрушен во время Рагнарёка, а затем восстановлен после обновления мира.
Слово Асгард состоит из древнескандинавских слов āss («бог») и garðr («ограждение»). Возможные варианты англицизации: Асгарт, Асгард, Асгард, Асгард, Асгард, Асгарт, Асгарт, Эсагард и Асгард. В норвежском, исландском и шведском языках также используются такие формы, как Åsgard, Ásgarður и Asgård.
Историки ссылаются на три основных источника, изображающих Асгард. Среди них Поэтическая Эдда, Прозаическая Эдда и Хеймскрингла, состоящая из нескольких саг.
Поэтическая Эдда состоит из нескольких древнескандинавских стихотворений неизвестного автора, датируемых 13 веком. Большинство этих стихов взято из средневекового текста Codex Regius, также известного как Konungsbók.
Völuspá, первое стихотворение в Поэтической Эдде, дает некоторые из наиболее полные и точные изображения 12 меньших королевств Асгарда, в том числе Брейдаблик, Валгалла и Трудхейм. Он также описывает Иггдрасиль, мифическое дерево, которое соединяет все Девять миров с Асгардом, расположенным под одним из трех его корней. Наконец, Völuspá дает расплывчатое описание местонахождения Iðavöllr, одного из наиболее распространенных мест встреч озирских богов.
Grímnismál - одно из самых коротких стихотворений в Поэтической Эдде. Он содержит краткое описание Бифрёста, одного из 12 царств Асгарда, которые соединяют его с Мидгардом.
Прозаическая Эдда, также называемая Младшая Эдда часто приписывается историку 13 века Снорри Стурлусону. В качестве одного из наиболее подробных описаний скандинавской мифологии «Прозаическая Эдда» дает исчерпывающую историю Асгарда и его жителей. Он состоит из четырех частей: Пролог, Gylfaginning, Skáldskaparmál и Háttatal.
В Прологе, Снорри Стурлусон делится своей интерпретацией скальдических стихов и легенд. Его анализ соответствует представлению современных историков о том, что боги озиров были на самом деле настоящими кланами, которые путешествовали с Востока на северные территории. По словам Снорри, Асгард представлял город Трою до того, как его настигли греческие воины. После поражения троянцы перебрались в северную Европу, где стали доминирующей группой благодаря своим «передовым технологиям и культуре». В конце концов, другие племена начали воспринимать троянцев и их вождя Трора (Тор на древнескандинавском языке) как богов.
Gylfaginning, вторая часть Прозаической Эдды, содержит мифологические изображения сотворения мира в хронологическом порядке. В этом разделе Снорри устанавливает основы скандинавской мифологии, такие как создание и укрепление Асгарда, и знакомит с основными озирскими богами, такими как Тор, Один и Бальдур. Гильфагиннинг также описывает Рагнарёка, событие, которое принесет разрушение Девяти мирам и вызовет их последующее возрождение.
В Skáldskaparmál Снорри переключает внимание на язык и природа поэзии. В диалоге между скандинавским богом Эгиром и скалдическим богом Браги он показывает, как переплетаются различные аспекты поэзии и природы. В этой части Прозаической Эдды рассказывается о войне между озирами и ванирскими богами, включая укрепление Асгарда.
Хеймскрингла - это собрание саг, написанное Снорри Стурлусоном который содержит отчеты о шведской и норвежской королевских династиях. Название саги происходит от kringla heimsins («круг света»).
Первая сага в рукописи развивает историческую интерпретацию древнескандинавских мифов Снорри. В Саге об Инглингах он отвергает свое более раннее представление о Трои как историческом месте Асгарда. Затем Снорри представляет обзор норвежских королей и их династий на основе более ранних саг и стихов. В своих текстах он кратко описывает богов озиров, часто ища параллели между ними и норвежскими королями.
Хотя многие источники упоминают Асгард как состоящий из множества различных царств, только их описания есть в нескольких сагах.
Управляемая Одином, Валгалла укреплена золотым залом, куда души могучих воинов прибывают после своей смерти в битве. Он также служит домом для валькирий, которые присматривают за душами мертвых и направляют их в Валгаллу. Как засвидетельствовано в Поэтической Эдде, Один собирает армию, эйнхерий, для Рагнарёка, где его воины, как ожидается, присоединятся к нему в битве. Они ежедневно тренируются друг против друга, чтобы отточить свои боевые навыки. Однако только половина павших в бою достигают Валгаллы. Остальные попадают в другое царство, Фолквангр, где обитает богиня Фрейя.
Бифрёст отличается от других миров, поскольку соединяет Асгард., мир богов, с Мидгардом, миром людей. В «Прозаической Эдде» Снорри описывает это как радужный мост, который начинается в Himinbjörg. Поэтическая Эдда в конечном итоге предсказывает его разрушение в Рагнарёке во время атаки сил Муспельхейма.
Фолквангр - редко изображаемое царство Асгарда. Помимо половины убитых в боях, основными жителями Фолквангра являются Фрейя и две ее дочери, Герсеми и Хносс. Они проживают в главном зале Sessrúmnir, который украшен натуральными орнаментами. В сагах «Поэтической Эдды» упоминается богатая флора и фауна Фольквангра, что коррелирует с любовью Фрейи к природе и диким животным.
Расположенный на границе Асгарда, Himinbjörg является домом для бога Хеймдалла, который охраняет Мидгард и человечество. Поэтическая Эдда изображает Хеймдалля как «пьющего прекрасную медовуху» в Химинбьорге, защищая радужный мост Бифрёст. Когда враги из Муспельхейма уничтожают Бифрёста, Хеймдалль протрубит в свой рог Гьяллархорн, чтобы объявить начало Рагнарёка.
Согласно Гримнисмалю, Билскирнир это самое большое здание и одно из самых значительных королевств Асгарда. Он содержит 540 комнат и служит резиденцией Тора, его жены Сиф и их многочисленных детей. В Прозаической Эдде Снорри предсказывает частичное разрушение Билскирнира во время битвы между Тором и Мировым Змеем Йормунгандром, когда приходит Рагнарок.
По прибытии в Асгард, боги озиров делают его своим домом, как засвидетельствовано Снорри в Прозаической Эдде. Посоветовавшись с главой Мимира, Один поручает другим богам править отдельными частями земли и строить дворцы. Однако их территории остаются открытыми для атак врагов, что вынуждает озиров защищать свои земли.
Однажды безымянный великан, утверждая, что он искусный кузнец, прибывает в Асгард на своем жеребце., Свадильфари. Он предлагает помощь в возведении защитной стены вокруг Асгарда всего за три зимы. В обмен на эту услугу он просит солнце, луну и брак с Фрейей. Несмотря на сопротивление Фрейи, боги соглашаются выполнить его просьбу, если он построит стену всего за одну зиму. В рамках сделки они гарантируют безопасность гиганта.
С течением времени боги приходят в отчаяние, поскольку становится очевидным, что гигант построит стену вовремя. К их удивлению, его жеребец вносит большой вклад, быстро перемещая валуны и камни. Чтобы сохранить Фрейю и сохранить Солнце и Луну, один из богов, Локи, придумывает план. Он меняет свой облик на кобылу и отвлекает Свадильфари, чтобы замедлить строительство. Без помощи своего жеребца великан не может выполнить свою задачу вовремя, и Тор разбивает ему череп молотком. Несколько месяцев спустя Локи рожает восьминогого жеребца, Слейпнира, который позже становится конем Одина. Позже боги озиров завершили строительство стены и полностью укрепили Асгард для будущих сражений.
Рагнарек состоит из серии предсказанных событий, которые в конечном итоге приведут к разрушению и последующему обновлению мира.
Рагнарек начинается после нашествия огненных гигантов из Муспельхейма, уничтоживших Бифрёст. Это заставляет Хеймдалля взорвать Гьяллархорн, объявив о грядущей гибели богов. Один быстро советуется с главой Мимира, который предсказывает разрушение Асгарда и смерть Одина.
Озирские боги решают выступить в бой, собирая свои силы на поле битвы Вигрид («Равнина, где Боевые волны »). Их враги, возглавляемые огненным гигантом Суртом, идут через Асгард, разрушая многие дворцы и укрепления. Один, Тор, Локи, Хеймдалль и другие боги погибают в битве. По мере того, как земли Вигрида пропитываются кровью, мир погружается под воду, уничтожая все, что когда-либо существовало.
Как засвидетельствовано в Völuspá, после разрушения старого мира возникает новый. Несколько богов выживают и восстанавливают Асгард, доводя его до наивысшего уровня процветания.
Тор впервые появился в Вселенной Marvel в серии комиксов Путешествие в тайну в выпуске №83 в августе 1962 года. После этого выпуска он становится одним из центральные фигуры в комиксах вместе с Локи и Одином. В Кинематографической вселенной Marvel Тор и Локи впервые появляются вместе в фильме 2011 года Тор. После этого Тор становится постоянным персонажем кинематографической вселенной Marvel и снова появляется в нескольких фильмах, включая сериал Мстители. Асгард становится центральным элементом фильма Тор: Рагнарок, где он разрушается в соответствии с древнескандинавскими мифами. Эти и другие элементы скандинавской мифологии также появляются в видеоиграх, сериалах и книгах, основанных на вселенной Marvel и во вселенной Marvel.
Эти изображения не соответствуют древнескандинавским сагам и стихам. Однако многие филологи начали замечать повышенный интерес к норвежской мифологии со стороны широкой публики из-за их популярности.