Мьёльнир

редактировать
Молот бога Тора в скандинавской мифологии Рисунок эпохи викингов позолоченный серебряный кулон Мьёльнир (длина 4,6 см), найденный в Бредсетре в Эланд, Швеция, сейчас хранится в Шведском музее национальных древностей

Мьёльнир (; Древнескандинавский : Mjllnir, IPA: ) - это молот Тора, скандинавского бога ассоциируется с громом. Мьёльнир изображен в скандинавской мифологии как одно из самых грозных и мощных орудий из существующих, способных сравнять горы. Прозаическая Эдда повествует о том, что характерная короткая рукоять молотка возникла из-за ошибки при его изготовлении.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Скандинавская мифология
    • 2.1 Происхождение в прозе Эдда
    • 2.2 Церемониальное и ритуальное значение
    • 2.3 Продолжение в Поэтической Эдде
  • 3 Археологические находки
    • 3.1 Подвески «Молот Тора»
      • 3.1.1 Христианизация подвесок с молотом Тора
    • 3.2 Резьба по камню
    • 3.3 Происхождение и сравнение
      • 3.3.1 Отношение к свастике
  • 4 Современное использование
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Имя

Древнескандинавский Mjǫllnir (позже ) обычно пишется miollnir в древнеисландских ранних рукописях XIII и XIV веков. Современная исландская форма - это Mjölnir, фарерский Mjølnir, норвежский Mjølne, датский Mjølner, шведский Mjölner.

Название происходит от протогерманской формы * meldunjaz, от германского корня * malanan «измельчать» (* melwan, древнеисландское meldr, mjǫll, mjǫl «мука, мука»), что дает толкование «мельница; дробилка».

Кроме того, существует предположение, что мифологическое «громовое оружие», названное в честь слова «точильный камень », имеет большое значение, протоиндоевропейское ( если не индо-хеттский ) возраст; согласно этому предположению, божественное громовое оружие (отождествляемое с молнией ) бога бури представлялось точильным камнем (русский молот и, возможно, хеттский малатт - "кувалда, дубинка"), отраженный в русском языке молния (молния) и валлийском mellt "молния" (возможно, родственный древнескандинавскому mjuln "огонь").

В древнескандинавских текстах Мьёльнир идентифицируется как hamarr «молоток», слово, которое в древнескандинавском и некоторых современных норвежских диалектах может означать «молот», а также «камень, скала, обрыв», в конечном итоге происходящее от индоевропейского слова для "камень, каменный инструмент", h₂éḱmō ; как таковой он родственен санскриту асман, что означает «камень, камень, каменный инструмент; молот», а также «молния».

Скандинавская мифология
Элмер Бойд Смит «Третий дар - огромный молот» (1902)

Происхождение в прозе Эдда

Рассказ о происхождении Мьёльнира можно найти в Skáldskaparmál вторая часть средневекового исландского историка Снорри Стурлусона Прозаическая Эдда. История описывает создание нескольких знаковых объектов, занимающих центральное место в скандинавской мифологии. Согласно этой истории, Локи злонамеренно отрезал волосы Сиф, жене Тора. Узнав об этом, Тор угрожает сломать каждую кость в своем теле. Локи умоляет Тора и просит разрешения посетить Свартальфар и попросить их вылепить новую шевелюру для Сиф из золота. Тор убежден и отправляет Локи в Свартальфхейм. Локи способен выполнить свое обещание Тору, поскольку Сыны Ивальди выковывают не только новую шевелюру для Сиф, но и два других чуда: корабль Скиабладнир и копье Гунгнир.

Локи затем заключает пари с дварфом Броккром на то, сможет ли его брат Синдри сделать три таких же хороших объекта. Локи предлагает свою голову в пари. Первая работа начинается с того, что Синдри кладет свиную шкуру в кузницу и говорит Брокку, чтобы он работал с мехами без остановки, пока работа не будет завершена. Затем приходит муха и кусает Броккра за руку. Тем не менее, Brokkr продолжает накачивать сильфоны в соответствии с приказом. Когда Синдри возвращается и вытаскивает свое творение из огня, выясняется, что это кабан с золотыми волосами. Затем Синдри кладет золото в кузницу и отдает Брокку такой же приказ. Муха возвращается и кусает Брокра за шею вдвое сильнее, чем раньше. Броккр, однако, продолжает работать с мехами, несмотря на боль. Когда Синдри возвращается, они вытаскивают золотое кольцо Драупнир.

Наконец, Синдри кладет железо в кузницу и повторяет свой предыдущий приказ еще раз. Он приходит в третий раз и кусает Броккра за веки, от укуса до крови. Кровь попадает в глаза Брокку и заставляет его перестать работать с мехами ровно настолько, чтобы вытереть глаза. На этот раз, когда Синдри возвращается, он отмечает, что работа почти разрушена, но достает молоток из кузницы.

Броккр и Локи затем представляют два набора предметов жюри трех богов, Одина, Тора и Фрейра. Один получает копье Гунгнир и кольцо Драупнир. Фрейр получает корабль Skíðblanir и золотого кабана. Тор получает золотые волосы для Сиф, а также молот:

Затем он отдал молот Тору и сказал, что Тор может бить так сильно, как он хочет, что бы ни было перед ним, и молот не сломается ; и если он бросит его во что-нибудь, оно никогда не промахнется и никогда не улетит так далеко, чтобы не вернуться в его руку; и если бы он захотел, он мог бы оставить его в своем сарке, оно было таким маленьким; но на самом деле недостатком молота было то, что передняя рукоять была несколько короткой. Это было их решение: молот был лучшим из всех драгоценных произведений и в нем была величайшая защита от Иней-гигантов; и они вынесли приговор, что дварф должен иметь свою ставку.

Локи утверждает, что, хотя его голова была лишена права, его шея - нет. Затем карлик сшивает губы ремнем.

Церемониальное и ритуальное значение

Хотя Мьёльнир был наиболее известен своим использованием в качестве оружия, он играл жизненно важную роль в норвежских религиозных практиках и ритуалах. Его использование в официальных церемониях благословения браков, рождений и похорон описано в нескольких эпизодах в Прозаической Эдде.

Историк и ученый-язычник Хильда Эллис Дэвидсон суммирует и объясняет значение Мьёльнира в эти обряды, особенно брак, утверждая:

Существование этого обряда предполагается в рассказе о Торе как трансвестите, где гиганты украли молот Тора, и он пошел, чтобы вернуть его, переодевшись невестой, чтобы выйти замуж за одного из великаны, зная, что молот будет представлен во время церемонии. Когда его представили, он схватил его и тут же разбил черепа всем присутствующим гигантам. Наскальная резьба бронзового века из Скандинавии, по-видимому, изображает пару, благословленную более крупной фигурой, держащей молот, что указывает на значительную древность этого представления.

— Хильда Эллис Дэвидсон, Боги и мифы Северной Европы

Историк Габриэль Турвиль-Петре также предполагает, что благословение Мьёльнира было возможным средством наделения пары плодородием. Это основано на связи Тора как с сельским хозяйством, так и с удобрением полей.

Современные язычники подчеркивают роль Мьёльнира в своих религиозных ритуалах и доктринах, хотя его основная функция - публично выражать веру (аналогично тому, как Христиане носят или вешают распятия). Хотя Мьёльнир по своему происхождению скандинавский, современное употребление Мьёльнира не ограничивается скандинавскими язычниками и использовалось в голландских языческих браках, в американских языческих ритуалах, а также в качестве символического изображения всего германского язычества.

Продолжение в Поэтической Эдде.

Тор обладал грозной колесницей, hreggs váfreiðar, или «парящей колесницей бури», которую запряжены двумя козлами, Таннгрисниром и Таннгнйостром. Пояс Megingjörð и железные перчатки Járngreipr использовались, чтобы поднять Мьёльнир. Мьёльнир - это центр некоторых приключений Тора.

Это ясно показано в стихотворении из Поэтической Эдды под названием rymskviða. В мифе говорится, что великан, Трымр, крадет Мьёльнир у Тора, а затем требует взамен богиню Фрейю. Локи, бог, печально известный своей двуличностью, вступает в сговор с другим Асиром, чтобы вернуть Мьёльнир, замаскировав Тора под Фрейю и представив его Шримру как «богиню».

На банкете, который Эрымр устраивает в честь надвигающегося союза, Эрымр клюет на приманку. Не в силах сдержать страсть к своей новой девушке с длинными светлыми локонами (и широкими плечами), Эрымр приближается к невесте, помещая Мьёльнир «ей на колени»; Тор срывает его маскировку и уничтожает Эримра и его гигантские когорты.

Археологические находки
Серебряный амулет в форме молотка, найденный в Фитьяре, Хордаланне, Норвегия.

подвески «Молот Тора»

По состоянию на 1997 год было найдено около семидесяти пяти раннесредневековых скандинавских подвесок в виде молотков, и с тех пор их стало еще больше. Археологи давно пришли к выводу, что эти подвески являются изображениями молота Тора. Подтверждающие доказательства этого впервые появились в 2014 году, когда на датском острове Лолланд был найден Кобелевский Рунический Молот Тора. Это пока единственный кулон с надписью «hamr × is»: здесь знак «×» является разделителем слов, из чего следует, что надпись означает «[this] is [a] молоток» ».

Христианизация подвесок с молотами Тора

Trendgårdenstenen

Довольно большое количество подвесок в стиле «Молот Тора» демонстрирует сходство с христианскими распятиями и, следовательно, служит доказательством адаптации традиционного ' Подвески «молот Тора» в христианской культуре как средневековая Скандинавия, обращенная в христианство. Хильда Эллис Дэвидсон интерпретировала такие изображения как знак неповиновения, поскольку неохотно обращенные в христианство скандинавы сохранили свои традиционные символы.

Яркие примеры включают:

  • железный кулон, раскопанный в Йоркшире и датированный 1000 г. uncial надписью предшествует и следует крест, указывающий на христианского владельца, перепрофилировавшего традиционную религиозную иконографию в соответствии с христианской символикой.
  • Trendgårdenstenen, форма из мыльного камня, обнаруженная в Трендгордене, Дания, датируемая десятым век. Форма имеет три камеры: две для распятий и одна для молотка. Эта особая форма важна, поскольку она восходит к пику религиозного обращения викингов, но доказывает, что один производитель создавал предметы, соответствующие как традиционной, так и христианской иконографии.
  • Национальный музей Исландии предмет 6077 - это кулон, найденный в Фоссе в Хрунаманнареппур считался разновидностью молота Тора. На нем явно изображен крест в христианском стиле, но его конец - голова волка, и он рассматривается как объединение христианских и традиционных образов. Таким образом, он предполагает продолжение языческих верований в Исландии, несмотря на обращение страны в христианство в 1000 году. Современные репродукции кулона популярны среди определенных неоязычных групп и энтузиастов викингов как для религиозных, так и для личных целей.

Резьба по камню

Рунический камень Стенквиста в Сёдерманланде, Швеция показывает молот Тора вместо креста.

Некоторые раннесредневековые камни с изображениями и на рунических камнях, найденных в Дании и южной Швеции, есть надпись с изображением молота. Среди рунных камней, изображающих молот Тора, - рунические камни U 1161 в Altuna, Sö 86 в Aby, Sö 111 в Stenkvista, Sö 140 в Jursta, Vg 113 в Леркегапете, Öl 1 в Карлеви, DR 26 в Лаэборге, DR 48 в Ханнинге, DR 120 в Спентрупе и 331 DR в Gårdstånga. Другие рунические камни включали надпись, призывающую Тора охранять камень. Например, на камне Вирринг в Дании была надпись þur uiki þisi kuml, что переводится на английский язык как «Май Тор освяти этот памятник». Есть несколько примеров подобной надписи, каждый из которых просит Тора «освятить» или защитить конкретный артефакт. Такие надписи могли быть ответом христианам, которые просили Бога защитить своих мертвых.

Происхождение и сравнение

Прецедент амулетов Мьёльнир эпохи викингов был задокументирован в период миграции Алеманни, который привык носить римские "Булавы Геркулеса " как символы Донара. Возможный остаток этих донарских амулетов был зарегистрирован в 1897 году, поскольку в Унтеринне (Южно-Тирольские Альпы ) был обычай вырезать Т-образную форму над входными дверями для защиты от зла. (особенно штормы).

Подобные молоты, такие как Уконвасара, были обычным символом бога грома в других североевропейских мифологиях.

Отношение к свастике

В ранней современной исландской традиции магических книг ярлык Торшамар («молот Тора») дается изображению, известному в Английский как свастика.

Однако неясно, существовала ли эта ассоциация раньше в скандинавской культуре. Изображения свастики довольно часто встречаются в Скандинавии еще с бронзового века (когда они обычно встречаются рядом с солнечными колесами и фигурами, иногда интерпретируемыми как боги неба). Использование символа продолжалось и в эпоху викингов, например, на мече Сёбо и камне Снолделев. Некоторые ученые предположили, что такие изображения свастики связаны с древними скандинавскими изображениями молота. По словам Хильды Эллис Дэвидсон, «кажется вероятным, что свастика, как и знак молота, была связана с« Тором; некоторые ученые девятнадцатого века предположили, что символ молота (по происхождению) был формой свастики; и это утверждение повторяется в некоторых более поздних работах. Так, Генри Майр-Хартинг предположил, что «возможно, что символ Тора, свастика, возникла как устройство для ударов молотков», в то время как Кристофер Р. Фи и Дэвид Адамс Лиминг утверждал, что «изображение оружия Тора, вращающегося в небесах, запечатлено в искусстве как символ свастики».

Хотя эти ученые не обсуждают основания их ассоциации со свастикой с Тором и его молотом ясно, Эллис Дэвидсон подразумевает, что ассоциация была связана с тем, что, как она предполагала, оба символа были связаны с удачей, процветанием, силой, защитой, а также с солнцем и небом.

Идея о том, что Молот Тора и свастика связаны между собой. Неонацисты стремились связать нацистский символизм со средневековой скандинавской культурой; оба символа присутствуют, например, в логотипе явно неонацистской группы Абсурд.

Современное употребление

Большинство приверженцев германского язычества приняли символ Мьёльнира как символ веры, чаще всего представляемый в виде кулонов или других небольших украшений. Исполнения Mjölnir разрабатываются, изготавливаются и продаются германскими языческими группами и отдельными лицами для общественного потребления, а также для религиозной практики.

В мае 2013 года «Молот Тора» был добавлен в список эмблем Министерства по делам ветеранов США для надгробий и маркеров.

Некоторые неонацистские группы имеют принял этот символ, и как таковой он обозначен как символ ненависти Антидиффамационной лигой. Однако среди многих групп энтузиастов викингов / язычников существует движение, чтобы отделить Мьёльнир и другие скандинавские символы от неонацистов, и они заявили, что знаки отличия удалены из списка Антидиффамационной лиги.

В приключениях Marvel Comics персонаж Тор, основанный на скандинавском боге, магический молот , аналогично основанный на оригинальном Мьёльнире, играет важную роль. На молоте также есть заклинание с выгравированными на нем руническими надписями, говорящими: «Кто бы ни держал этот молот, если он был достоин, тот будет обладать силой Тора».

См. Также
  • Портал мифологии
Заметки
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Археологические данные Мьёлльнира.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Мьёлльнир.
Найдите Мьёльнир в Викисловаре, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-30 03:59:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте