Völuspá

редактировать
"Voluspa" перенаправляется сюда. Об альбоме The Golden Filter см. Voluspa (альбом).
Völuspá
Один и Вёльвен от Frølich.jpg « Один и Вёльва » (1895) Лоренца Фрёлиха.
Оригинальное название Vǫluspǫ́
Язык Древнескандинавский
Метр или
Читать онлайн " Völuspá " в Wikisource

Vǫluspá (также Völuspá, Vǫlospá или Vǫluspǫ́ ; древнескандинавский: «Пророчество вёлвы, провидицы»; реконструированный древнескандинавский : [ˈWɔloˌspɔː] ) - самая известная поэма из Поэтической Эдды. В нем рассказывается история сотворения мира и его приближающегося конца и последующего возрождения, связанная с аудиторией вёльвой, обращающейся к Одину. Это один из важнейших первоисточников для изучения скандинавской мифологии. Поэма целиком сохранена врукописях Codex Regius и Hauksbók, а отдельные ее части цитируются в Прозаической Эдде.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Консервация
  • 2 Сводка
  • 3 Прием
  • 4 В популярной культуре
  • 5 ссылки
  • 6 Соответствующая литература
  • 7 Внешние ссылки
    • 7.1 английский перевод
    • 7.2 Старые скандинавские издания
Сохранение

Völuspá находится в Codex Regius рукописи (около 1270) и в Хаукре Эрлендсон «s Книга Хауки Кодексе (около 1334), и многих из его строф цитируются или перефразировать в Эдде ( в составе примерно 1220, старейшей дошедшей до даты рукописной примерно с 1300 г.). Порядок и количество строф в этих источниках различаются. Некоторые редакторы и переводчики дополнительно переработали материал. За основу редакций обычно берется версия Codex Regius.

Синопсис

Поэма начинается с вёльвы, требующей молчания от «сыновей Хеймдалля » (людей) и спрашивающей Одина, хочет ли он, чтобы она рассказывала древние предания. Она говорит, что помнит гигантов, рожденных в древности, которые ее вырастили.

Затем она переходит к мифу о творении и упоминает Имира ; мир был пуст, пока сыновья Берра не подняли землю из моря. Затем асы установили порядок в космосе, найдя места для солнца, луны и звезд, тем самым запустив цикл дня и ночи. Наступил золотой век, когда у асов было много золота, они счастливо строили храмы и изготавливали инструменты. Но затем из Ётунхейма пришли три могучие гигантские девушки, и золотой век подошел к концу. Асы затем создал карликов, из которых модсогнир и Durinn являются могущественным.

На этом десять строф стихотворения закончены, и следуют шесть строф, содержащих имена гномов. Этот раздел, иногда называемый « Dvergatal » («Каталог гномов»), обычно считается вставкой и иногда пропускается редакторами и переводчиками.

После «Двергатала» рассказывается о сотворении первых мужчины и женщины и описывается Иггдрасиль, мировое дерево. Провидец вспоминает сожжение Гуллвейга, которое привело к первой "народной" войне, и то, что произошло в битве между асирами и ванирами. Затем она вспоминает время, когда Фрейя была отдана гигантам, что обычно интерпретируется как отсылка к мифу о гигантском строителе, рассказанном в Gylfaginning 42.

Затем провидица показывает Одину, что она знает некоторые из его секретов, и что он пожертвовал глазом в погоне за знанием. Она говорит ему, что знает, где спрятан его глаз и как он отказался от него в обмен на знания. Она несколько раз спрашивает его, понимает ли он или хочет услышать больше.

В версии Codex Regius провидица продолжает описывать убийство Бальдра, лучшего и прекраснейшего из богов, и вражду Локи и других. Затем она пророчествует о гибели богов, когда огонь и наводнения охватывают небо и землю, когда боги сражаются в последних битвах со своими врагами. Это «судьба богов» - Рагнарек. Она описывает призыв к битве, смерть многих богов и то, как Один был убит Фенриром, великим волком. Тор, бог грома и заклятый защитник земли, сталкивается с Ёрмунгандром, мировым змеем, и побеждает, но Тор может сделать только девять шагов после этого, прежде чем рухнет из-за змеиного яда. Видарр сталкивается с Фенриром и пинает ему челюсть, прежде чем ударить волка копьем в сердце. Бог Фрейр сражается с гигантом Суртом, который владеет огненным мечом, сияющим ярче солнца, и Фрейр падает.

Новый мир, который восходит после Рагнарёка (изображение Эмиля Доплера )

Наконец прекрасный возродившийся мир восстанет из пепла смерти и разрушения, где Бальдр и Хёд снова будут жить в новом мире, где земля дает изобилие, не сея семена. Выжившие асы воссоединяются с Хёниром и встречаются на поле Идавёлль, обсуждая Ёрмунганда, великие события прошлого и рунический алфавит. Заключительная строфа описывает внезапное появление Нидхёгга дракона, подшипниковые трупы в его крылья, прежде чем пророчица выходит из транса.

Прием

«Völuspá» до сих пор остается одним из самых обсуждаемых стихотворений « Поэтической Эдды» и восходит к 10 веку, за век до христианизации Исландии.

Некоторые ученые считают, что в этом тексте присутствует христианское влияние, подчеркивая параллели с Сивиллинскими пророчествами. Генри Адамс Беллоуз заявил в 1936 году, что автор Völuspá знал христианство и вложил его в стихотворение. Беллоуз датирует поэму 10 веком, который был переходным периодом между язычеством и христианством, и обе религии сосуществовали бы до того, как христианство было объявлено официальной религией Исландии, и старое язычество допускалось, если практиковалось в частном порядке. Это позволило традициям до некоторой степени выжить в Исландии, в отличие от материковой Скандинавии.

Некоторые предположили, что раздел Dvergatal и часть, в которой «Всемогущий, правящий всем», являются более поздними вставками к стихотворению. Хотя некоторые идентифицировали последнюю фигуру с Иисусом, Беллоуз думал, что это не обязательно так.

В популярной культуре
  • Толкин, филолог, знакомый с Völuspá, использовал имена из Dvergatal для гномов и волшебника Гэндальфа в своем фантастическом романе 1937 года «Хоббит».
  • Станцы из Völuspa исполняются в песенной форме в телесериале Vikings и используются как боевые песнопения.
  • Атмосферный блэк-метал-альбом 2012 года umskiptar от Burzum основан на текстах песен Völuspá.
использованная литература
Соответствующая литература
  • Багге, Софус (1867). Norræn fornkvæði. Христиания: Мэллинг. Доступно онлайн
  • Дронке, Урсула (1997). Поэтическая Эдда Том II Мифологические стихи. Оксфорд: Clarendon Press.
  • Эйстейнн Бьёрнссон (ред.). Völuspá. Доступно онлайн
  • Ганнелл, Терри и Аннетт Лассен, ред. 2013. Северный апокалипсис: подходы к Völuspa и Северные судные дни. Издательство Brepols. 240 страниц. ISBN   978-2-503-54182-2
  • Маккиннелл, Джон (2008). « Völuspá и праздник Пасхи», Alvíssmál 12: 3–28. ( pdf )
  • Сигурдюр Нордал (1952). Völuspá. Рейкьявик: Хельгафелл.
  • Lason, Vésteinn. «Vǫluspá и время». В «Северном апокалипсисе: подходы к Влуспе и северным дням суда», стр. 25–44. 2013.
  • Торп, Бенджамин (тр.) (1866). Эдда Сомундар Hinns Froða: Эдда Сомунда Ученого. (2 тома) Лондон: издание Trübner amp; Co. Norroena Society доступно в Интернете в Google Книгах.
внешние ссылки

Переводы на английский

Старонорвежские издания

Последняя правка сделана 2023-04-22 03:50:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте