Искусство викингов

редактировать
Термин для искусства Скандинавии и поселений викингов VIII-XI веков н.э. Штаб-квартира Осеберга Корабль Золотые украшения 10 века сокровища Хиддензее, смешанные скандинавские языческие и христианские символы. Пара «черепаховых брошей», которые были носили замужние женщины-викинги

Искусство викингов, также известное как норвежское искусство, это термин, широко используемый для искусства из скандинавского поселения норвежцев и викингов в отдаленных районах - особенно на Британских островах и Исландии - в эпоху викингов 8-11 вв. Н. Э. Искусство викингов имеет много общих элементов дизайна с кельтским, германским, более поздним романским и восточноевропейским искусством, разделяя много влияний с каждой из этих традиций

Вообще говоря, современные знания об искусстве викингов в значительной степени опираются на более прочные предметы из металла и камня ; дерево, кость, слоновая кость и текстиль сохраняются реже; человеческая кожа, которая, как указывают исторические источники, часто была искусно татуирована, нигде не сохранилась и вряд ли сохранилась. Художественная летопись, сохранившаяся до наших дней, остается в значительной степени неполной. Продолжающиеся археологические раскопки и находки, конечно, могут улучшить эту ситуацию в будущем, как и в недавнем прошлом.

Искусство викингов обычно делится на последовательность примерно хронологических стилей, хотя за пределами самой Скандинавии местные влияния часто сильны, и развитие стилей может быть менее очевидным.

Содержание
  • 1 Исторический контекст
  • 2 По материалам
    • 2.1 Дерево и органические материалы
    • 2.2 Камень
    • 2.3 Металл
    • 2.4 Другие источники
  • 3 Происхождение и предыстория
  • 4 Стипендия
  • 5 Стилей
    • 5.1 Стиль Осеберга
    • 5.2 Стиль Борре
    • 5.3 Стиль Джеллинга
    • 5.4 Стиль Маммен
    • 5.5 Стиль Рингерик
    • 5.6 Стиль Урнес
      • 5.6.1 Ранний Стиль урнес
      • 5.6.2 Стиль средней урны
      • 5.6.3 Стиль поздней урны
      • 5.6.4 Стиль урнес-романский
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Предыстория
    • 8.2 Общие исследования
    • 8.3 Специализированные исследования
  • 9 Внешние ссылки
Исторический контекст
Украшенная мемориальная доска из китовой кости, VIII – конец IX века, 22 × 18,3 × 0,8 см (8,7 × 7,2 × 0,3 дюйма)

Региональные корни викингов лежат в Скандинавии, самом северном полуострове континентальной Европы, в то время как термин «викинг», вероятно, произошел от их собственного термина для прибрежных набегов - деятельности, с помощью которой многие соседние культуры познакомились с жителями региона.

Викинги-налетчики атаковали богатые цели на северо-западном побережье Европы с конца 8-го до середины 11-го века нашей эры. Дохристианские торговцы и морские набеги, викинги впервые вошли в зарегистрированную историю своим нападением на христианскую монашескую общину на острове Линдисфарн в 793 году.

Первоначально викинги использовали свои длинные корабли вторгаться и атаковать европейские побережья, гавани и речные поселения на сезонной основе. Впоследствии деятельность викингов диверсифицировалась, включив в нее торговые путешествия на восток, запад и юг от их скандинавской родины, с неоднократными и регулярными рейсами по речным системам на восток в Россию и Блэк и Регионы Каспийского моря и к западу от берегов Британских островов, Исландии и Гренландии. Существуют свидетельства того, что викинги достигли Ньюфаундленда задолго до того, как более поздние путешествия Христофора Колумба пришли в Новый Свет.

. Торговля и купеческая деятельность сопровождались заселением и колонизацией многих из

По материалам

Дерево и органические материалы

Резьба по дереву в деревянной церкви в Урнесе в Норвегии - редкость.

Древесина, несомненно, была основным материалом, выбранным для Viking художников, которые относительно легко вырезать, недорогие и в изобилии в Северной Европе. Важность дерева как художественного средства подчеркивается случайными пережитками деревянного искусства в самом начале и в конце периода викингов, а именно: Осебергское захоронение в начале IX века и резное украшение. Урнесской деревянной церкви XII века. Как резюмировал Джеймс Грэм-Кэмпбелл : «Эти замечательные пережитки позволяют нам составить хотя бы представление о том, чего нам не хватает в оригинальном корпусе искусства викингов, хотя деревянные фрагменты и мелкие резные фигурки из других материалов ( такие как оленьи рога, янтарь и моржовая кость) дают дополнительные подсказки. То же самое неизбежно и в текстильном искусстве, хотя ткачество и вышивка явно были хорошо развитыми ремеслами ».

Камень

За исключением готландских картинных камней, распространенных в Швеции в начале периода викингов, резьба по камню, по-видимому, не практиковалась в других странах Скандинавии до середины X века и создания королевских памятников в Еллинге в Дании. Впоследствии, и, вероятно, под влиянием распространения христианства, использование резного камня для постоянных памятников стало более распространенным.

Металл

Серебряные кольцевые броши из Пенрита из северной Англии викингов, начало X века Серебряное ожерелье викингов - две витые серебряные веревки in Музей Охоты

Помимо периодических записей об артефактах из дерева и камня, реконструированная история искусства викингов на сегодняшний день больше всего опирается на изучение украшения декоративных металлических изделий из самых разных источников. Несколько типов археологического контекста смогли сохранить металлические предметы для настоящего исследования, в то время как долговечность драгоценных металлов, в частности, сохранила много художественного выражения и стараний.

Украшения носили как мужчины, так и женщины, хотя и разного типа. Замужние женщины закрепляли свои платья у плеча соответствующими парами больших брошек. Современные ученые часто называют их «броши черепахи» из-за их куполообразной формы. Формы и стили женских парных брошей варьировались в зависимости от региона, но многие использовали ажур. Женщины часто нанизывали между брошками металлические цепочки или нитки бус, или подвешивали орнаменты снизу брошей. Мужчины носили кольца на пальцах, руках и шее и держали свои плащи закрытыми кольцевыми брошками, часто с экстравагантно длинными булавками. Их оружие часто было богато украшено на таких участках, как рукоять меча . Викинги в основном использовали серебряные или бронзовые украшения, последние иногда позолоченные, но было найдено небольшое количество больших и роскошных украшений или наборов из чистого золота, вероятно, принадлежащих королевской семье или крупным фигурам.

Украшенные металлические изделия бытового характера часто находят из могил периода викингов, что связано с широко распространенной практикой изготовления захоронений с инвентарём. Покойный был одет в лучшую одежду и украшения и был погребен с оружием, инструментами и предметами домашнего обихода. Менее распространены, но тем не менее значительны находки предметов из драгоценных металлов в виде сокровищ кладов, многие из которых, по-видимому, были спрятаны для сохранности владельцами, которые позже не смогли вернуть свое содержимое, хотя некоторые из них могли быть депонированы в качестве подношений к богам.

В последнее время, учитывая растущую популярность и легальность обнаружения металлов, увеличение частоты единичных случайных находок металлических предметов и украшений (скорее всего, представляющих собой случайные потери) приводит к быстрому распространению корпус нового материала для изучения.

Монеты викингов хорошо вписываются в эту последнюю категорию, но, тем не менее, образуют отдельную категорию артефактов периода викингов, их дизайн и украшение в значительной степени не зависят от развивающихся стилей, характерных для более широкого художественного творчества викингов.

Другие источники

Невизуальный источник информации об искусстве викингов лежит в стихах скальдов, сложной форме устной поэзии, составленной в эпоху викингов и продолжавшейся до записано веками позже. В нескольких стихах говорится о расписных формах декора, которые редко сохранились на дереве и камне. Поэт скальдов IX века Браги Боддасон, например, приводит четыре явно не связанных между собой сцены, нарисованные на щите. Одна из этих сцен изображала рыбалку бога Тора, мотив которой также упоминается в стихотворении 10-го века Эльфром Угасоном, описывающем картины в недавно построенном зале в Исландии.

Истоки и предыстория

Непрерывная художественная традиция, общая для большей части северо-западной Европы и развивающаяся с 4 века н.э., сформировала фундамент, на котором были построены искусство и украшения эпохи викингов: с того периода Впоследствии работы скандинавских художников были в основном сосредоточены на разнообразных замысловатых орнаментах животных, используемых для украшения самых разных предметов.

Историк искусства Бернхард Салин первым систематизировал германский животный орнамент, разделив его на три стиля (I, II и III). Последние два были впоследствии подразделены Арвидссоном на три следующих стиля: Стиль C, процветавший в 7-м веке и в 8-м веке, прежде чем был в значительной степени заменен (особенно в южной Скандинавии) стилем D. Стили C и D послужили источником вдохновения для Первоначальное выражение животного орнамента в эпоху викингов, стиль E, широко известный как стиль Осеберг / Броа. Оба стиля D и E развивались в широком скандинавском контексте, который, хотя и соответствовал орнаментам животных северо-западной Европы в целом, не оказал большого влияния за пределами Скандинавии.

Стипендия

Хотя предварительные формулировки были сделаны в конце 19-го века, история искусства викингов впервые достигла своей зрелости в начале 20-го века с подробным изданием декоративных резьб по дереву, обнаруженных в 1904 году. как часть захоронения корабля в Осерберге норвежским археологом Хоконом Шетелигом.

. Важно отметить, что английский археолог Дэвид М. Уилсон работал со своим датским коллегой Оле Клиндт-Йенсеном над созданием Обзорная работа 1966 года Viking Art, создавшая основы для систематической характеристики области, используемой до сих пор, вместе с развитой хронологической структурой.

Дэвид Уилсон в последующие годы продолжал проводить в основном англоязычные исследования искусства викингов, к которым в последние десятилетия присоединилась норвежский историк искусства Сигне Хорн Фуглесанг с собственной серией важных публикаций. Вместе эти ученые объединили авторитет и доступность, чтобы способствовать растущему пониманию искусства викингов как выражения культуры.

Стили
Хронология скандинавских стилей животных.

Искусство эпохи викингов организовано в виде свободной последовательности стилистических фаз, которые, несмотря на значительное совпадение стиля и хронологии, могут быть определены и различимы как по формальным элементам дизайна, так и по повторяющимся композициям и мотивам:

  • Стиль Осеберга
  • Стиль Борре
  • Стиль Джеллинге
  • Стиль Маммен
  • Стиль Рингерик
  • Стиль Урнес

Неудивительно, что эти стилистические фазы проявляются в своей чистой форме в самой Скандинавии; повсюду в мире викингов часто появляются заметные примеси внешних культур и влияний. На Британских островах, например, историки искусства идентифицируют отдельные, «островные» версии скандинавских мотивов, часто непосредственно рядом с «чистыми» украшениями викингов.

Стиль Осеберга

Корабль викингов Осеберг в Музее кораблей викингов, Осло.

Стиль Осеберга характеризует начальную фазу того, что считалось Искусство викингов. Стиль Осеберг получил свое название от могилы Корабль Осеберга, хорошо сохранившейся и богато украшенной драккар, обнаруженной в большом кургане на ферме Осеберг около Тёнсберга в Вестфолд, Норвегия, где также находился ряд других богато украшенных деревянных предметов.

Характерным мотивом стиля Осеберг является так называемый захватывающий зверь. Этот мотив четко отличает раннее искусство викингов от предшествующих ему стилей. Главные черты хищного зверя - лапы, сжимающие границы вокруг него, соседних зверей или части его собственного тела.

Корабль Осеберг, находящийся в настоящее время в Музее кораблей викингов, Бюгдёй, длиной более 70 футов, вмещал останки двух женщин и много ценных предметов, которые, вероятно, были изъяты грабителями раньше, чем они были найдены. Сам корабль Осеберг украшен более традиционным стилем переплетения животных, в котором нет изображения захватывающих зверей. Тем не менее, на корабле было найдено пять резных деревянных столбов с головами животных, а один, известный как каролингский столб с головами животных, украшен захватывающими звериными существами, как и другие погребальные принадлежности с корабля. Голова каролингов представляет собой рычащего зверя, возможно, волка, с орнаментом на поверхности в виде переплетенных животных, которые крутятся и поворачиваются, когда они схватываются и щелкают.

Стиль Осеберга также характеризуется традициями эпохи Венделя, и в настоящее время он не всегда считается самостоятельным стилем.

Borre Style

Бронзовый кулон из Hedeby (Haithabu)

Borre Style охватывает ряд геометрических переплетений / узлы и зооморфные (одиночные животные) мотивы, впервые обнаруженные в группе креплений из позолоченной бронзы упряжи, обнаруженных из могилы корабля на кладбище кургана Борре рядом с деревня Борре, Вестфолд, Норвегия, откуда и происходит название стиля. Стиль Борре преобладал в Скандинавии с конца 9-го до конца 10-го века, временные рамки поддерживаются дендрохронологическими данными, полученными с мест с характерными артефактами стиля Борре

«Захватывающий зверь» с телом в форме ленты продолжается как характерная для этого и более ранних стилей. Как и в случае с геометрическим рисунком на этом этапе, визуальная направленность стиля Borre является результатом заполнения доступного пространства: косы животных из лент плотно переплетены, а тела животных расположены так, чтобы создавать тесные, замкнутые композиции. В результате явно отсутствует какой-либо фон - характеристика стиля Borre, которая сильно контрастирует с более открытыми и плавными композициями, которые преобладали в перекрывающемся стиле Jellinge.

Более конкретная диагностическая особенность стиля Borre заключается в симметричной двухконтурной «кольцевой цепочке» (или «кольцевой косе»), состав которой состоит из переплетенных кругов, разделенных поперечными полосами, и ромб оверлей. Кольцо-цепочка Borre иногда оканчивается рельефной головой животного, как это видно на ремешках от Borre и Gokstad.

Ребра узоров в металлоконструкциях часто имеют надрезы, чтобы имитировать филигранную проволоку, используемую в лучших изделиях мастерства.

Стиль Jellinge

Стиль Jellinge - это этап скандинавского анималистического искусства X века. Для стиля характерны сильно стилизованные и часто ленточные тела животных. Первоначально он применялся к комплексу объектов в Еллинг, Дания, например, к великому руническому камню Харальда Блуэто, но позже этот стиль был включен в Mammen стиль.

Стиль Маммен

Топор из Маммен. Железо с серебряной гравировкой.

Стиль Маммен получил свое название от типового объекта: топор, найденный в могиле богатого мужчины, отмеченный курганом (Бьеррингхё) в Маммен в Ютландии, Дания (по данным дендрохронологии древесина, из которой была построена могильная камера, была срублена зимой 970–971 гг.). Богато украшенный с обеих сторон инкрустированным серебром узоры, железный топор, вероятно, был парадным парадным оружием, принадлежавшим человеку с королевским статусом, его погребальная одежда была украшена сложной вышивкой и оторочена шелком и мехом.

Копия оригинального, но утерянного Сундука Каммина, небольшого золотого реликвария периода поздних викингов в стиле Маммен (Национальный музей ).

На одной стороне топора Маммен изображена большая птица с гранулированным телом, хохолком, круглым глазом и вертикальной головой и клювом с лаппетом. Большая спираль из раковин отмечает бедро птицы, из которой выступают ее тонко вытянутые крылья: правое крыло переплетается с шеей птицы, а левое - переплетено с его корпусом и хвостом. На внешнем крае крыла видна полукруглая выемка, типичная для стиля Маммен. Хвост выполнен в виде тройного усика, особая обработка которого на топоре Маммен - с открытыми крючковидными концами - формирует характерная черта стиля Маммен в целом. Дизайн усложняется тем, что голова птицы переплетается дважды с шеей и правым крылом, а также дает ростки по краю лезвия. Вверху, рядом с рукоятью, топор Маммен имеет вид переплетенный узел с одной стороны, треугольная человеческая маска (с большой нос, усы и спиральная борода) с другой; последний окажется излюбленным мотивом стиля Маммен, перенесенным из более ранних стилей.

С другой стороны, топор Маммен имеет раскидистый лиственный (листовой) рисунок, исходящий из спиралей в основании с тонкими, «гранулированными» усиками, распространяющимися и переплетающимися поперек головы топора к рукояти.

Стиль Рингерике

Стиль Рингерике получил свое название от района Рингерике к северу от Осло, Норвегия, где местный красноватый песчаник широко использовался для вырезания камней с узорами этого стиля.

Камень Ванга

Типовой объект, наиболее часто используемый для определения стиля Рингерик, - это высотой 2,15 метра (7 футов 1 дюйм) резной камень из Ванга в Оппланда. Помимо рунической мемориальной надписи на его правом краю, основное поле Камня Ванга заполнено сбалансированным орнаментом усиком, исходящим из двух спиралей раковины в основании: основные стебли дважды пересекаются и заканчиваются лопастными усиками.. При скрещивании из петель появляются дальнейшие усики, а из центров усиков на верхней петле появляются грушевидные мотивы. Несмотря на осевое зачатие, основная асимметрия возникает в отложениях усиков. Преодолевая узор из усиков, появляется большое шагающее животное с двойным контуром со спиральными бедрами и краем губ. Сравнивая рисунок животного Камня Ванга со связанным животным из топора Маммен, последнему не хватает аксиальности, наблюдаемой в Камне Ванга, и его усики гораздо менее дисциплинированы: свиток Маммен волнистый, а свиток Ванга выглядит туго и равномерно изогнутым, эти особенности отмечают ключевое различие между орнаментом Mammen и Ringerike. Взаимосвязь между двумя стилями очевидна, однако, при сравнении животного из камня Ванга и животного, найденного на Камне Еллинга.

Флюгер Сёдерала.

Что касается металлических конструкций, стиль Рингерике лучше всего можно увидеть в два позолоченных меди флюгера из Келлунге, Готланд, и из Седералы, Хельсингланд, оба в Швеции. Первый демонстрирует на одной стороне две осевые петли в виде змей, которые, в свою очередь, разрастаются симметрично расположенными усиками. Змеиные головы, а также животное и змея на реверсе имеют более витиеватую обработку, чем на камне Ванга: у всех есть накладки на губах, у змей есть косички, а у всех животных глаза грушевидной формы с острием, направленным в сторону морда - диагностический признак стиля Рингерик.

Стиль Рингерике - это скандинавский звериный стиль конца 10-го и 11-го веков, который развился из более ранних Стиль Маммен. Он получил свое название от группы рунных камней с животными и растительными мотивами в районе Рингерике к северу от Осло. Самые распространенные мотивы - это львы, птицы, ленточные звери и спирали. Некоторые элементы появляются впервые в скандинавском искусстве, например, кресты разных типов, пальметты и петли в форме кренделя, которые связывают два мотива. Большинство мотивов имеют аналоги в англосаксонском искусстве и оттонском искусстве.

Стиль Урнес

Бронзовое украшение из Дания.

Стиль Урнес был последней фазой скандинавского анималистического искусства во второй половине 11 века и в начале 12 века. Стиль Урнес назван в честь северных ворот деревянной церкви в Урнесе в Норвегии, но большинство предметов этого стиля - рунные камни в Уппланд, Швеция, поэтому некоторые ученые предпочитают называть его стилем рунического камня.

. Для этого стиля характерны стройные стилизованные животные, которые переплетаются в узкие узоры. Головы животных видны в профиль, у них тонкие миндалевидные глаза и загнутые вверх придатки на носу и шее.

Уппландская руническая надпись 871, показывающая мастерство Осмунда в стиле раннего урнеса. Одноименная резьба на деревянной церкви в Урнесе является примером последней стадии стиля Урнес.

Стиль Раннего Урнеса

Ранний стиль получил датировку, которая в основном основана на рунический камень U 343, рунический камень U 344 и серебряная чаша из ок. 1050, который был найден в Лилла Валла. Ранняя версия этого стиля на рунических камнях включает рунические камни Англии, относящиеся к Данегельду и Кануту Великому, и работы Осмунда Кариссона.

Средне- Стиль Урнес

Стиль середины Урнеса получил относительно твердую датировку, основанную на его появлении на монетах, выпущенных Харальдом Хардрада (1047–1066) и Олавом Кирре (1080–1090). Две резьбы по дереву из Осло датируются ок. 1050–1100 гг., А доска Хорнинга датируется дендрохронологией ок. 1060–1070. Однако есть свидетельства того, что стиль середины Урнеса был разработан до 1050 года в том виде, в каком он представлен рунемастерами Фотом и Балли.

стилем позднего Урнеса.

Стиль среднего Урнеса останется популярным бок о бок с поздним стилем Урнеса рунмастера Эпира. Он известен своим стилем, в котором животные очень тонкие и образуют круглые узоры в открытых композициях. Этот стиль не был уникальным для Эпира и Швеции, но он также появляется на доске из Бёльстада и на стуле из Тронхейма, Норвегия.

Рунные камни Ярлабанке демонстрируют особенности как из этого позднего стиля, так и из среднего стиля Урнеса Фота и Балли, и именно тип Фот-Балли смешался с романским стилем в XII веке.

Урнес -Романский стиль

Урнес-романский стиль не появляется на рунических камнях, что говорит о том, что традиция изготовления рунных камней вымерла, когда появился смешанный стиль, поскольку он хорошо представлен в Готланде и на материковой части Швеции. Урнесско-романский стиль может быть датирован независимо от стиля благодаря изображениям из Осло в период 1100–1175 годов, дендрохронологической датировке Лисбьерга фронтальной части в Дании по 1135 г., а также ирландские реликварии, датируемые второй половиной XII века.

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-18 13:21:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте