Романский стиль

редактировать
Раскрашенный склеп Сан-Исидоро в Леон, Испания "Лист Моргана", отдельно из Библии Винчестера 1160–1175 гг. Сцены из жизни Давида.

романское искусство - это искусство Европы примерно с 1000 года нашей эры до подъема готического стиля в XII веке или позже, в зависимости от региона.. Предыдущий период известен как предроманский период. Этот термин был изобретен историками искусства 19 века, особенно для романской архитектуры, которая сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглые арки, но также цилиндрические своды, апсиды и акант - украшение листьев - но также имели много очень разных характеристик. В Южной Франции, Испании и Италии была архитектурная преемственность с поздним античным стилем, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Сицилии до Скандинавии. На романское искусство также большое влияние оказало византийское искусство, особенно в живописи, и антиклассическая энергия украшения островного искусства на Британских островах. Из этих элементов был создан новаторский и последовательный стиль.

Содержание

  • 1 Характеристики
  • 2 Предпосылки
  • 3 Скульптура
    • 3.1 Металлоконструкции, эмали и слоновая кость
    • 3.2 Архитектурная скульптура
      • 3.2.1 Источники и стиль
      • 3.2.2 Тематика
      • 3.2.3 Поздняя романская скульптура
  • 4 Живопись
    • 4.1 Освещение рукописей
    • 4.2 Настенная живопись
  • 5 Другое изобразительное искусство
    • 5.1 Вышивка
    • 5.2 Витражи
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Характеристики

За пределами романской архитектуры искусство этого периода характеризовалось энергичным стилем как в скульптуре, так и в живописи. Последние продолжали следовать по существу византийским иконографическим образцам для наиболее распространенных предметов в церквях, которые оставались Христом в Величии, Страшным судом и сцены из Жизни Христа. В иллюминированных рукописях видна большая оригинальность, так как нужно было изображать новые сцены. Самыми богато украшенными рукописями этого периода были Библии и псалтыри. Такая же оригинальность проявляется и в капителях колонн: часто вырезаны целые сцены с несколькими фигурами. Большое деревянное распятие было немецкой новинкой в ​​самом начале этого периода, как и отдельно стоящие статуи восседающей на троне Мадонны. Горельеф был доминирующей скульптурной формой того периода.

Мастер Педре, Мадонна с младенцем в величии и Поклонение волхвов, apse фреска из Тредоса, Валь д'Аран, Каталония, Испания, ок. 1100, сейчас в Монастыри в Нью-Йорке.

Цвета были очень яркими и в основном первичными. В 21 веке: эти цвета в их первоначальной яркости можно увидеть только в витражах и в нескольких хорошо сохранившихся рукописях. Витражи стали широко использоваться, хотя сохранившихся, к сожалению, мало. В изобретении того периода на тимпанах важных церковных порталов были вырезаны монументальные схемы, часто изображавшие Христа в величии или Страшный суд, но к ним относились с большей свободой, чем к раскрашенным версиям, поскольку не было эквивалентных византийских моделей.

Композиции обычно имели небольшую глубину и должны были быть гибкими, чтобы их можно было втиснуть в формы исторических инициалов, капителей колонн и церковных тимпанов; Напряжение между плотно закрывающей рамкой, из которой иногда ускользает композиция, - повторяющаяся тема в романском искусстве. Фигуры часто различались по размеру в зависимости от их важности. Пейзажные фоны, если их вообще предпринимать, были ближе к абстрактным декорациям, чем к реализму - как деревья в «Листе Моргана». Портретной живописи почти не существовало.

Предпосылки

В этот период Европа неуклонно становилась все более процветающей, и искусство высочайшего качества больше не ограничивалось, как это было в основном в Каролингах и Оттоновские периоды, царскому двору и небольшому кругу монастырей. Монастыри продолжали оставаться чрезвычайно важными, особенно монастыри экспансионистских новых орденов того периода, цистерцианцев, Клуниак и картезианцев, которые распространились по Европе. Но городские церкви, церкви на маршрутах паломничества и многие церкви в маленьких городках и деревнях были тщательно украшены по очень высоким стандартам - часто это структуры, которые уцелели, когда соборы и городские церкви были перестроены. Ни один романский королевский дворец не сохранился.

Художник-мирянин становился важной фигурой - Николай Верденский, кажется, был известен по всему континенту. Большинство каменщиков и ювелиров теперь были мирянами, и к концу периода мирские художники, такие как мастер Хьюго, по-видимому, составляли большинство, по крайней мере, из тех, кто делал лучшие работы.. Иконография их церковной работы, без сомнения, была составлена ​​по согласованию с духовными наставниками.

Скульптура

Изделия из металла, эмали и слоновая кость

Триптих Ставло, Мосан, Бельгия, ок. 1156–1158. 48 × 66 см с открытыми крыльями, Библиотека Моргана, Нью-Йорк

Драгоценные предметы в этих средствах массовой информации имели очень высокий статус в тот период, вероятно, гораздо больше, чем картины - имена многих их создателей объекты известны, чем у современных художников, осветителей или архитекторов-каменщиков. Металлоконструкции, в том числе декор эмалью, стали очень изощренными. Сохранилось множество впечатляющих святынь, сделанных для хранения реликвий, из которых наиболее известна Святыня Трех Королей в Кельнском соборе, созданная Николаем Верденским и другими (ок. 1180–1225).. Триптих Ставло и Реликварий святого Мавра - другие примеры эмалевых работ Мосана. Большие реликварии и алтарь фасады были построены вокруг деревянного каркаса, а гробницы меньшего размера были целиком из металла и эмали. Сохранилось несколько светских предметов, таких как зеркала, украшения и застежки, но они, без сомнения, недостаточно отражают количество тонких металлических изделий, принадлежащих знати.

Глостерский подсвечник, начало XII века

Бронзовый Глостерский подсвечник и латунный шрифт 1108–1117 годов, ныне находящийся в Льеже, являются превосходными примерами. очень разные по стилю, отливки из металла. Первый очень замысловатый и энергичный, он основан на рукописной живописи, в то время как шрифт показывает стиль Мосана в его самом классическом и величественном. Бронзовые двери, триумфальная колонна и другая фурнитура в Соборе Хильдесхайма, Двери Гнезно и двери Базилики Сан-Зено в Вероне. другие существенные пережитки. акваманил, сосуд для мытья водой, по всей видимости, был завезен в Европу в 11 веке. Ремесленники часто придавали изделиям фантастические зооморфные формы; сохранившиеся экземпляры в основном выполнены из латуни. Многие восковые слепки с впечатляющих печатей сохранились в грамотах и ​​документах, хотя романские монеты, как правило, не представляют большого эстетического интереса.

Монастырский крест - это необычно большое распятие слоновой кости со сложной резьбой, включающей множество фигур пророков и других, которое приписывают один из относительно немногочисленных художников, чье имя известно, мастер Гюго, который также иллюстрировал рукописи. Как и многие другие предметы, изначально он был частично окрашен. Фигурки Льюиса представляют собой хорошо сохранившиеся образцы небольших предметов из слоновой кости, многие фигуры или фрагменты которых остались от посохов, бляшек, наперсных крестов и подобных предметов.

Архитектурная скульптура

Тимпан аббатства Везеле, Бургундия, Франция, 1130-е годы, имеет много декоративных спиральных деталей в драпировках.

С падением Западной Римской Империи традиция вырезать большие изделия из камня и лепить фигуры из бронзы угасла, как это фактически и произошло (по религиозным причинам) в византийском (восточно-римском) мире. Некоторые скульптуры в натуральную величину, очевидно, были выполнены из лепнины или гипса, но сохранившиеся экземпляры по понятным причинам редки. Самым известным из сохранившихся крупных скульптурных произведений протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину, заказанное архиепископом Кельнского Геро примерно в 960–965 годах, очевидно, прототип того, что стало популярной формой. Позже они были установлены на балке под аркой алтаря, известной на английском языке как rood, из XII века в сопровождении фигур Девы Марии и Иоанна Богослова. в стороны. В XI и XII веках изобразительная скульптура сильно возродилась, а архитектурные рельефы являются визитной карточкой более позднего романского периода.

Источники и стиль

Фигуративная скульптура была основана, в частности, на двух других источниках: рукописном освещении и мелкомасштабной скульптуре из слоновой кости и металла. Обширные фризы, созданные на армянских и сирийских церквях, были предложены как еще одно возможное влияние. Эти источники вместе создали особый стиль, который можно узнать по всей Европе, хотя наиболее впечатляющие скульптурные проекты сосредоточены в Юго-Западной Франции, Северной Испании и Италии.

Человек и противоборствующие животные, Каорский собор

Изображения, встречающиеся в металлоконструкциях, часто подвергались тиснению. Полученная поверхность имела две основные плоскости и детали, которые обычно вырезали. Эта обработка была адаптирована к резьбе по камню и особенно хорошо видна в тимпане над порталом, где изображение Христа в величии с символами четырех евангелистов взят непосредственно с позолоченных обложек средневековых Евангелий. Этот стиль дверных проемов встречается во многих местах и ​​продолжается в готический период. Редкое выживание в Англии - это «Дверь приора» в Соборе Эли. На юге - Западной Франции многие из них сохранились, впечатляющие примеры - в Сен-Пьер, Муассак, Суйяк и Ла Мадлен, Везеле - все дочерние дома Клюни, с другими обширными скульптурами, остающимися в монастырях и других зданиях. Рядом, Собор Отена имеет Страшный суд большой редкости, поскольку он был уникально подписан его создателем, Гизельбертом.

. Особенность фигур в освещении рукописей - что они часто занимают ограниченное пространство и скручены по размеру. Обычай художников приспосабливать фигуру к имеющемуся пространству давал возможность создавать фигуры для украшения дверных столбов, перемычек и других подобных архитектурных поверхностей. Одежды нарисованных фигур обычно обрабатывались в плоском и декоративном стиле, который мало походил на вес и падение реальной ткани. Эта функция также была адаптирована для скульптуры. Среди множества существующих примеров одним из лучших является фигура пророка Иеремии из колонны портала аббатства Сен-Пьер, Муассак, Франция, примерно с 1130 года.

Спираль является одним из наиболее значительных мотивов романского дизайна, встречающихся как в фигуративной, так и в нефигуративной скульптуре. Одним из источников может быть ионный капитал. Вьющиеся виноградные лозы были распространенным мотивом как византийского, так и римского дизайна, и их можно увидеть в мозаике на сводах церкви 4 века Санта-Костанца в Риме. Рукописи и архитектурные резные фигурки XII века очень похожи на завитки виноградных лоз.

Эта столица Христа , омывающая ноги своим апостолам, обладает сильными повествовательными качествами во взаимодействии фигур.

Другим источником спирали, несомненно, являются иллюминированные рукописи с 7 по 9 века, особенно ирландские рукописи, такие как Св. Евангелие от Галла, распространенное в Европе хиберно-шотландской миссией. В этих иллюминациях использование спирали не имеет ничего общего с виноградными лозами или другими формами растений. Мотив абстрактный и математический. Затем этот стиль был перенесен в искусство Каролингов и получил более ботанический характер. Именно в адаптации этой формы спираль встречается в драпировках как скульптур, так и витражей окон. Из всех многочисленных примеров, встречающихся на романских порталах, одним из самых выдающихся является центральная фигура Христа на Ла Мадлен, Везеле.

Еще одно влияние островного искусства задействовано и переплетено животные, часто используемые для превосходного эффекта в столицах (как в Силосах), а иногда и на самой колонне (как в Муассаке). Большая часть обработки парных, столкнувшихся и переплетенных животных в романском декоре имеет такое же островное происхождение, как и животные, чьи тела имеют чисто декоративные формы. (Несмотря на принятие хиберно-саксонских традиций в романские стили в Англии и на континенте, влияние было в основном односторонним. Ирландское искусство в этот период оставалось изолированным, создавая уникальную смесь коренного ирландцев и викингов стили, которые будут постепенно угасать и заменяться господствующим романским стилем в начале 13 века после англо-нормандского вторжения в Ирландию.)

Иуда Искариот повесился при помощи дьяволов, всегда любимый предмет резчиков. Собор Отуна

Предмет

Большая часть романских скульптур является живописной и библейской по сюжету. На столицах можно найти самые разные темы, включая сцены Сотворения и грехопадения человека, эпизоды из жизни Христа и те ветхозаветные сцены, которые прообраз его Смерть и Воскресение, например, Иона и Кит и Даниил в логове львов. Происходит много сцен Рождества, особенно популярна тема Трех королей. Монастыри аббатства Санто-Доминго-де-Силос в Северной Испании и Муассак являются прекрасными образцами, сохранившимися целыми, как и рельефные скульптуры на многих шрифтах Турне, найденных в церкви в южной Англии, Франции и Бельгии.

Особенностью некоторых романских церквей является обширная скульптурная схема, которая покрывает территорию вокруг портала или, в некоторых случаях, большую часть фасада. Собор Ангулема во Франции имеет очень сложную схему скульптуры, установленную в широких нишах, образованных аркадой фасада. В испанском регионе Каталония сложная живописная схема с низким рельефом окружает дверь церкви Санта-Мария в Риполе.

Вокруг верхней стены алтаря в аббатстве д'Артоус, Ланды, Франция, представляют собой маленькие фигурки, изображающие похоть, невоздержанность и берберийскую обезьяну, символ человеческой порочности.

Целью скульптурных схем было передать сообщение о том, что верующий христианин должен признать проступок, покаяться и получить искупление. Страшный суд напоминает верующему о покаянии. Резное или раскрашенное Распятие, выставленное на видном месте в церкви, напоминает грешнику об искуплении.

Уроборос, одиночные и парные в Килпеке, Англия

Часто скульптура вызывает тревогу по форме и сюжету. Эти работы можно найти на капителях, кронштейнах и бобышках или вплетены в листву на дверных проемах. Они представляют собой формы, которые сегодня не так легко узнать. Общие мотивы включают Шила на Гиг, устрашающие демоны, уроборос или драконы, глотающие свои хвосты, и многие другие мифические существа с неясным значением. Спирали и парные мотивы изначально имели особое значение в устной традиции, которое было утеряно или отвергнуто современными учеными.

Семь смертных грехов, включая похоть, чревоугодие и алчность, также часто встречаются. Появление многих фигур с огромными гениталиями может быть приравнено к плотскому греху, как и многочисленные фигуры с высунутыми языками, которые характерны для дверного проема Линкольнского собора. Дергание за бороду было символом мастурбации, а широко открывать рот - также признаком непристойности. Обычная тема, которую можно найти на капителях этого периода, - это кочерга или поглаживание бороды, которых избивает его жена или схватывают демоны. Еще одна популярная тема - демоны, сражающиеся за душу обидчика, такого как скряга.

Портико да Глория, Собор Сантьяго. Цвет, который когда-то был характерен для большей части романской скульптуры, был сохранен.

Скульптура в позднем романском стиле

Готическая архитектура обычно начинается с дизайна хора в аббатстве Сен-Дени, к северу от Парижа, аббатом Сугером, освящен в 1144 году. Начало готической скульптуры обычно датируется немного позже, с вырезанием фигур вокруг Королевского портала в Шартрском соборе, Франция, 1150–1155. Стиль скульптуры быстро распространился из Шартра, обогнав новую готическую архитектуру. Фактически, многие церкви позднего романского периода появились после постройки Сен-Дени. Скульптурный стиль, основанный больше на наблюдении и натурализме, чем на формализованном дизайне, быстро развивался. Считается, что одной из причин быстрого развития натуралистических форм было растущее осознание классических останков в тех местах, где они были наиболее многочисленны, и преднамеренное подражание их стилю. Следствием этого является то, что есть дверные проемы, которые имеют романскую форму, но демонстрируют натурализм, связанный с ранней готической скульптурой.

Одним из них является Pórtico da Gloria, датируемый 1180 годом, в Сантьяго-де-Компостела. Этот портал является внутренним и особенно хорошо сохранился, он даже сохраняет цвет на фигурах и указывает на кричащий вид многих архитектурных украшений, которые теперь воспринимаются как монохромные. Вокруг дверного проема фигуры, которые объединены с колоннами, образующими молдинги дверей. Они объемные, но слегка приплюснутые. Они в высшей степени индивидуализированы не только по внешнему виду, но и по выражению, и очень похожи на те, что были у северного крыльца аббатства Сен-Дени, датируемые 1170 годом. Под тимпаном находится ряд реалистично вырезанных фигур, играющих разные цвета. разные и легко узнаваемые музыкальные инструменты.

Картина

Три волхва из Св. Псалтырь Альбана, английский язык, 12 век.

Рукописное освещение

Ряд региональных школ сошлись в раннем романском освещенном манускрипте : «Канальная школа» Англии и Северной Франция находилась под сильным влиянием позднего англосаксонского искусства, тогда как в Южной Франции стиль больше зависел от иберийского влияния, а в Германии и Нижних странах, оттоновские стили продолжал развиваться и также, наряду с византийскими стилями, оказал влияние на Италию. К XII веку между ними наблюдались взаимные влияния, хотя, естественно, сохранялась региональная самобытность.

Типичными фокусами романского освещения были Библия, где каждой книге мог предшествовать большой исторический инициал, и Псалтырь, где основные инициалы были подсвечены аналогичным образом.. В обоих случаях в более роскошных примерах могут быть циклы сцен на полностью освещенных страницах, иногда с несколькими сценами на странице, в отсеках. Библия, в частности, часто имеет и может быть связана более чем в один том. Примеры включают St. Псалтырь Альбана, Псалтырь Хантера, Библия Винчестера («Лист Моргана», показанный выше), Библия Фекампа, Библия Ставло и Библия аббатства Парк. К концу периода светские коммерческие мастерские художников и писцов приобретали все большее значение, а освещение и книги в целом стали более доступными как для мирян, так и для духовенства.

Настенная живопись

Жизнь святого Эльдрадо, аббата. Фреска 11 века в аббатстве Новалеса Апсида Сан-Климент-де-Таул, испанская фреска Мастера Таулля, сейчас находится в Национальном музее d'Art de Catalunya.

Большие поверхности стен и простые изогнутые своды романского периода поддались фрескам. К сожалению, многие из этих ранних настенных росписей были разрушены из-за влаги или стены были наклеены и закрашены. В Англии, Франции и Нидерландах такие изображения систематически уничтожались или белили в приступах Реформации иконоборчества. В Дании и в других местах с тех пор многие были восстановлены. В Каталонии (Испания) в начале 20 века (по состоянию на 1907 год) проводилась кампания по сохранению таких фресок путем их снятия и передачи на хранение в Барселона, в результате чего впечатляющая коллекция в Национальном художественном музее Каталонии. В других странах они пострадали от войн, запущенности и смены моды.

Классическая схема полного расписного убранства церкви, заимствованная из более ранних примеров, часто в мозаике, имела в качестве своей центральной точки в полукуполе апсида, Христос в величии или Христос-Искупитель, восседающий на мандорле и обрамленный четырьмя крылатыми зверями, символы Четырех Евангелистов, прямое сравнение с примерами с позолоченных обложек или иллюстраций Евангелий того периода. Если Дева Мария была посвященной церкви, она могла бы заменить здесь Христа. На стенах апсиды ниже будут святые и апостолы, возможно, включая сюжетные сцены, например, святого, которому была посвящена церковь. На арке святилища были фигуры апостолов, пророков или двадцати четырех «старцев Апокалипсиса », смотрящих на бюст Христа или его символ Агнца наверху арки. Северная стена нефа будет содержать сюжетные сцены из Ветхого Завета, а южная стена из Нового Завета. На задней западной стене будет Страшный суд с восседающим на троне и судящим Христом наверху.

Резьба из аббатства Марии Лаах в Эйфеле, Рейнланд.

Одна из наиболее сохранившихся схем - это Сен-Савен-сюр-Гартемп во Франции. Длинный цилиндрический свод нефа представляет собой отличную поверхность для фрески и украшен сценами из Ветхого Завета, показывающими Сотворение, Падение Человека и другие истории, в том числе живое изображение Ноева ковчега с устрашающей фигурой и многочисленными окнами, через которые можно увидеть Ноя и его семью на верхней палубе, птиц на средней палубе, а на нижней - пары животных. В другой сцене с большой силой показано затопление армии фараона Красным морем. Схема распространяется и на другие части церкви: мученичество местных святых показано в склепе, Апокалипсис в притворе и Христос в величии. Диапазон используемых цветов ограничен светло-сине-зеленым, желто-охристым, красновато-коричневым и черным. Подобные картины существуют в Сербии, Испании, Германии, Италии и в других местах в Франции.

Рассеянные ныне картины из Арланзы в провинции Бургос, Испания, хотя и принадлежат к монастырю, но имеют светский сюжет, показывая огромных и сильных мифических животных над фризом в черно-белое с другими существами. Они дают редкое представление о том, что могли бы содержать украшенные романские дворцы.

Витражи пророка Даниила из Аугсбургского собора, конец 11 века.

Другое изобразительное искусство

Вышивка

Романская вышивка наиболее известна из Гобелен из Байе, но многие более тщательно проработанные части Opus Anglicanum («английская работа» - считается лучшей на Западе) и других стилей сохранились, в основном как церковные облачения.

Витражи

Самые старые из известных фрагментов средневековых живописных витражей датируются X веком. Самыми ранними сохранившимися фигурами являются пять окон пророка в Аугсбурге, датируемые концом 11 века. Фигуры, хотя и жесткие и оформленные, демонстрируют значительное мастерство в дизайне, как в изобразительном, так и в функциональном использовании стекла, что указывает на то, что их создатель хорошо привык к среде. В Ле-Мане, Кентерберийском и Шартрском соборах и Сен-Дени сохранилось несколько панно XII века. В Кентербери это фигура Адама, копающего землю, и еще одна фигура его сына Сета из серии Предков Христа. Адам представляет собой очень натуралистическое и живое изображение, в то время как в фигуре Сета одежды использовались с большим декоративным эффектом, похожим на лучшую резьбу по камню того периода. Мастера по стеклу медленнее, чем архитекторы, меняли свой стиль, и большая часть стекла, по крайней мере, первой половины XIII века, может считаться по сути романским. Особенно хороши большие фигуры 1200 из Страсбургского собора (некоторые сейчас перенесены в музей) и около 1220 года из церкви Святого Куниберта в Кельне.

Большая часть великолепных витражей Франции, включая знаменитые окна Шартра датируются 13 веком. С 12 века сохранилось гораздо меньше больших окон. Одним из них является Распятие Пуатье, замечательная композиция, которая проходит через три ступени, нижняя часть с четырехлистником, изображающим мученичество Святого Петра, самая большая центральная сцена, в которой доминирует распятие, и верхняя сцена, демонстрирующая Вознесение Христа в мандорле. Фигура распятого Христа уже показывает готический изгиб. Окно Джордж Седдон описывает как «незабываемой красоты». Многие отдельные фрагменты находятся в музеях, а окно Twycross церкви в Англии состоит из важных французских панелей, спасенных от Французской революции. Стекло было и дорогим, и довольно гибким (в том смысле, что его можно было добавлять или переставлять), и, похоже, его часто повторно использовали при перестройке церквей в готическом стиле - самое раннее датируемое английское стекло, панель в Йоркский собор из Древа Джесси, вероятно, датируемого 1154 годом, был переработан таким образом.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Конрад Рудольф, изд., Соучастник средневекового искусства: романский и готический в Северной Европе, 2-е изд. (2016)

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с романским искусством.
Последняя правка сделана 2021-06-04 09:24:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте