Ванир

редактировать
Подгруппа норвежских божеств Фрея от Джона Бауэра (1882–1918).

В скандинавской мифологии Vanir (; единственное число Vanr ) - это группа богов, связанных со здоровьем, плодородием, мудрость и способность видеть будущее. Ваны - одна из двух групп богов (другая - Асир ) и тезки локации Ванахейм (древнескандинавский «Дом ванов» "). После войны асов с ванирами, ваниры стали подгруппой асов. Впоследствии членов ванов иногда также называют членами асов.

Ваниры засвидетельствованы в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников; Прозаическая Эдда и Хеймскрингла, оба написанные в XIII веке Снорри Стурлусоном ; и в поэзии скальдов. Ваны только засвидетельствованы в этих древнескандинавских источниках.

Все источники описывают Ньёрдэ и его детей Фрейра и Фрейю как членов ванир. эвгемеризованный прозаический текст в Хеймскрингле добавляет, что сестра Ньёрдэ - имя которой не указано - и Квасир были ванирами. Кроме того, Хеймскрингла сообщает историю о визите короля Свейггира в Ванахейм, где он встречает женщину по имени Вана, и у них обоих рождается ребенок по имени Ванланди (имя которого означает «Человек из страны ванов»).

Хотя боги Хеймдалль и Уллр не упоминаются как Ванир, предполагаются как потенциальные члены группы. В Прозаической Эдде для кабанов указано имя «Ван-дитя». Ученые предположили, что ваниры могут быть связаны с небольшими кусочками золотой фольги, найденными в Скандинавии на некоторых строительных площадках от периода миграции до эпохи викингов, а иногда и в могилах. Они размышляли о том, представляли ли изначально ваны доиндоевропейские божества или индоевропейские боги плодородия, и теоретизировали форму богов, почитаемых языческими англоязычными язычниками. -Саксы.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Свидетельства
    • 2.1 Поэтическая Эдда
    • 2.2 Прозаическая Эдда
    • 2.3 Хеймскрингла
  • 3 Археологические данные
  • 4 Научный прием
    • 4.1 Сравнительный мифология
  • 5 Современное влияние
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Для этимологии Ванир было предложено множество теорий. Ученый Р. И. Пейдж говорит, что, несмотря на то, что у этого слова нет недостатка в этимологиях, есть соблазн связать это слово со старонорвежским vinr ('друг') и латинским Venus ('богиня физическая любовь »). Ванир иногда переводится на английский язык как Ванес (единственное число Уэйн).

Аттестации

Поэтическая Эдда

Солнце светит за ними, бог Фрейр стоит со своим кабаном Гуллинбурсти (1901) Йоханнес Гертс.

В «Поэтической Эдде» ваны как группа особо упоминаются в стихах Völuspá, Vafþrúðnismál, Skírnismál, rymskviða, Alvíssmál и Sigrdrífumál. В Völuspá строфа описывает события войны асов с ванирами, отмечая, что во время войны ваны сломали стены цитадели асов, и что ваны были «неукротимы, топчая равнину». "

В Vafþrúðnismál, Gagnráðr (бог Один замаскированный) вступает в игру сообразительности с jötunn Вафурунир. Гагнрад спрашивает Вафуруднира, откуда пришел бог Ван Ньёрд, потому что, хотя он правил многими хофами и хорграми, Ньёруд не вырос среди асов. Вафуруднир отвечает, что Ньёрд был создан в Ванахейме («дом ванов») «мудрыми силами», и подробно описывает, что во время Осир-ванирской войны Ньёрд был взят в заложники. Вдобавок, когда мир кончится (Рагнарек ), Ньёрд «вернется к мудрому Ваниру».

Альвисмал состоит из вопросов и ответов между дварфом Альвисом и бог Тор. В стихотворении Альвис приводит термины, которые различные группы, включая ванов, используют для обозначения различных предметов. Альвис приписывает ванирам девять терминов; один для Земли («Пути»), Неба («Ткач ветров»), облаков («Воздушные змеи»), спокойствия («Тишина ветров»), моря («Волна»), огонь («Лесной пожар»), дерево («Жезл»), семя («рост») и эль («Пена»).

Поэма Þrymskviða утверждает, что бог Хеймдалль обладает предвидением, «как и ваны». Сигрдрифумал сообщает, что у ванов есть «священный мед ». В стихотворении валькирия Сигрдрифа передает мистические знания о рунах герою Сигурду. Сигрдрифа отмечает, что когда-то руны были вырезаны на различных существах, божествах и других фигурах, а затем сбриты и смешаны со «священным медом ». Этим медом владеют асы, эльфы, человечество и ваны.

В Скирнисмал прекрасный jötunn Герд впервые встречает бог посланник Фрейра Скирнир, и спрашивает его, из эльфов ли он, асов или из «мудрых ванов». Скирнир отвечает, что он не принадлежит ни к одной из трех групп. Позже в поэме Скирнир успешно угрожает Геруру (чтобы Герур принял привязанность Фрейра), и Герд предлагает Скирниру хрустальную чашу, полную меда, отмечая, что она никогда не думала, что полюбит одного из ванов.

Проза Эдды

В окружении своего кабана Хильдисвини, богиня Ванр Фрейя (справа) (1895) Лоренц Фрёлих.

Ваны упоминаются в Проза Эдда книги Gylfaginning и Skáldskaparmál. В главе 23 Gylfaginning восседающая на троне фигура High рассказывает, что Ньёрд вырос в Ванахейме. Хай говорит, что во время войны асов с ванирами, ваниры послали Ньёрура в заложники у асов, а асы послали к богу ванир Хенир. Отправка Ньёрра в качестве заложника привела к мирному соглашению между азами и ванирами.

В главе 35 содержится информация о богине Фрейе, в том числе одно из ее имен: "Дис ванов ". В той же главе Хай рассказывает, что богиня Гна едет на коне Хофварпнир, и что эта лошадь имеет способность ездить по воздуху и подниматься по морю. Хай продолжает, что «однажды какой-то ванир увидел ее путь, когда она ехала по воздуху», и что неназванный один из этих ванов говорит в стихах (для которых нет источника):

«Что там летает?
Какие там тарифы?
или движется по воздуху? "

Gná отвечает:

" Я летаю не
, хотя я плачу
и прохожу через воздух
на Хофварпнир
тот, кого Хамскерпир получил
с Гардрофа."
A кабаном в Северной Европе. В Прозаической Эдде "Ван-ребенок" упоминается как название кабанов. И Фрейя, и Фрейр сопровождаются кабанами.

В главе 57 Скальдскапармал, бог Браги объясняет происхождение поэзии. Браги говорит, что происхождение поэзии лежит в айсирско-ванской войне. Во время мирной конференции, призванной положить конец войне, и асы, и ваны заключили перемирие, плюнув в чан., боги решили, что его не следует выливать, а скорее хранить как символ их мира, и поэтому от мошенничества палатки они сделали человеком; Квасир. Позже Квасир был убит гномами, и из его крови был сделан Мед Поэзии.

В главе 6 приведены поэтические имена для Ньёрра, включая «потомок» Ванира или Ваня ». В качестве ссылки приводится стихотворение 11 века скальдом Торром Сьярекссоном, в котором Ньёрд описывается как Ванр. В главе 7 перечислены поэтические имена Фрейра, включая имена, указывающие на его связь с ванирами; «Бог Ванир», «потомок Ванира» и «Ван». Фрейя также неоднократно упоминается как Ванр. В главе 20 перечислены некоторые имена Фрейи, в том числе «Ван-божество» и «Ван-леди», а в 37-й главе приводится скальдический стих, в котором Фрейя упоминается как «Ван-невеста». В главе 75 даны имена для свиней, в том числе «Ван-ребенок».

Хеймскрингла

Один бросает копье в войско ванов, иллюстрация (1895) от Лоренц Фрёлих

Книга Хеймскрингла сага об Инглингах (глава 4) содержит эвгемеризованный отчет о войне между асом и ваниром. В качестве мирного соглашения стороны договорились о торговле заложниками. Ваны послали Ньёрд и Фрейр к асу, а асы, в свою очередь, послали к ванирам Хенир и Мимир. Получив Мимира, ваны послали «самого умного из них», Квасира. В Ванахейме ваны сделали Хенира вождем. Однако всякий раз, когда Хенир появлялся на собраниях или собраниях, где ваны спрашивали его мнение по сложным вопросам, он отвечал «пусть решают другие». Ваны заподозрили, что их обманули асы при обмене заложниками, и поэтому схватили Мимира, отрубили ему голову и отправили ее асирам.

В той же главе описывается то время, когда Ньёрд жил среди Ванир, его жена (без имени) была его сестрой, и у пары было двое детей; Фрейр и Фрейя. Однако «среди асов было запрещено жениться на столь близких родственниках». По назначению Одина Ньёрр и Фрейр стали священниками над жертвоприношениями, и они были признаны богами среди асов. Фрейя была жрицей жертвоприношений, и «именно она первая научила магии асов, как это практиковалось среди ванов».

В главе 15 король Свейгкир записан как женившийся женщина по имени Вана из «Ваналанда», расположенного в Швеции. У этих двоих родился ребенок, которого они назвали Ванланди (древнескандинавский «Человек из страны Ванир»).

Археологические данные

Лиственный сук между ними, две фигуры обнимаются на небольшом кусочке золотой фольги, датируемой периодом миграции до ранней эпохи викингов

Небольшие кусочки золотой фольги, украшенные изображениями фигур, датируемых периодом переселения в раннюю эпоху викингов (известных как gullgubber ) были обнаружены в различных местах Скандинавии, в одном случае почти 2500. Кусочки фольги в основном находили на застройках, реже - в могилах. Фигуры иногда одиночные, иногда животные, иногда мужчина и женщина с лиственной ветвью между ними, смотрящие друг на друга или обнимающие друг друга. Человеческие фигуры почти всегда одеты и иногда изображаются с согнутыми коленями. Ученый Хильда Эллис Дэвидсон говорит, что было высказано предположение, что фигуры участвуют в танце, и что они, возможно, были связаны со свадьбами и связаны с ванирами, представляющими понятие божественного брака, например в поэме «Поэтическая Эдда» Скирнисмаль ; объединение бога ванов Фрейра и его возлюбленной Герра.

Научный прием

Как и богиня Ванр Фрейя, группа ванов не засвидетельствована за пределами Скандинавии. Традиционно, следуя рассказу Вёлуспы и Снорри Стурлусона в Прозаической Эдде, исследования ванов фокусировались на войне асов с ванирами, ее возможной основе в войне между племенами и на том, возникли ли ваны как божества разных народов. Некоторые ученые сомневались, что они были известны за пределами Скандинавии; однако есть свидетельства того, что бог Фрейр является тем же богом, что и германское божество Ing (реконструировано как протогерманское * Ingwaz), и что, если это так, он засвидетельствован как был известен среди готов. Совсем недавно доминировала точка зрения, выдвинутая Жоржем Дюмезилом, основанная на индоевропейских параллелях, согласно которой ваниры, как и асы, происходят от догерманского наследия германской религии и воплощают третью из трех «функций» в его трехфункциональной гипотезе : хтонические и божества плодородия.

Хильда Эллис Дэвидсон теоретизирует, что все жены богов могут изначально были членами ванов, отметив, что многие из них, по-видимому, изначально были детьми джётнара. Дэвидсон дополнительно отмечает, что «именно Ванир и Один, кажется, подвергаются наиболее враждебному отношению в христианских историях о мифологических персонажах». Аларик Холл приравнял ванов к эльфам, а Джозеф С. Хопкинс и Хаукур Торгейрссон, основываясь на предположениях археолога и других, связывают ванов с захоронением на корабле среди Северные германские народы, предлагая раннегерманскую модель корабля в «поле мертвых», которая может быть представлена ​​как загробным полем Фрейи Фолквангр, так и древнеанглийским Неоркснаванг (таинственный первый элемент, который может быть связан с именем отца Фрейи, Ньёрра).

предполагает, что латинское сглаживание vanitates («тщеславие», «идолы») для «богов» в Древнеанглийские источники подразумевают существование * uuani (реконструированный родственник древнескандинавского ванира) на дейранском диалекте и, следовательно, богов, которые Эдвин Нортумбрийский и северные англы, которым поклонялись в дохристианской англосаксонской Англии, вероятно, были * uuani. Он комментирует, что они, вероятно, «разделяли не только имя, но и оргиастический характер [древнеисландского] ванира».

В 2010 г. Рудольф Симек, основываясь на анализе Лотте Моц утверждала, что первоначально ванир был не более чем общим термином для божеств, подобных Асиру, и что его использование в качестве отдельной группы божеств было изобретением Снорри, и поэтому ваниры являются «плодом воображения с 13 по 20 век ». Аргумент Симека подтверждается статистическим анализом (опубликованным в том же номере журнала) небольшого корпуса поэтических употреблений, который предполагает, что термин ванир был «приостановленным архаизмом», используемым в качестве метрической альтернативы Асиру.

Напротив, в одновременно опубликованном ответе Клайв Толли утверждает, что термин, должно быть, возник в историческом употреблении, и как таковой «это что-то вроде искажения фактов, предполагающих, что Снорри является основным источником ванир». Возвращаясь к теории индоевропейского происхождения, он утверждает, что ваны усиливают асов, внося свой вклад в их отношения, их способность поглощать друг друга и их восприимчивость к жертвам. В отличие от этого, продолжая ту же дневниковую переписку, Лешек П. Слупецкий утверждает, что ванир оставался отличным от асов - за исключением Фрейи и Фрейра, которых он вслед за Снорри считает рожденными после того, как Ньёрд стал заложником среди асов, и, таким образом, относится к Асиру - и поэтому Рагнарек «[не имеет] значения для их мира».

Сравнительная мифология

Жорж Дюмезиль, который был исследователем сравнительной религия предположила, что различие асов и ванов можно найти в мифологии других индоевропейских народов. Он утверждает, что Ванир начинал как низшая группа, которую принимают только после конфликта. В Хеймскрингле Один атакует ванов со своей армией, что приводит к разрушительному конфликту, который заканчивается обменом заложниками. Ньёрд, Фрейр и Квасир были обменены на Хёнир и Мимир. Ньёрд и Фрейр становятся жрецами, а Фрейя - жертвенной жрицей, преподающей магию асов сейд. Точно так же в эддической поэме Vafþrúðnismál ответ на вопрос «Откуда пришел Ньёрд, чтобы жить среди сыновей асов? Он контролирует сотни святынь и храмов, но он не родился среди асов». подтверждает, что он был заложником у ванов.

Влияние современности

Ваниры показаны в стихотворении «Ом ванерн в Норденс Гудер» (1819) Адама Готтлоба Эхленшлегера. Некоторые германские неоязычники называют свои верования Ванатру (что означает «те, кто чтит ванов»).

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

  • Средства массовой информации, связанные с Ваниром на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-18 09:38:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте