Njörðr

редактировать
Один из ванов, группы богов в скандинавской мифологии Морское желание Ньёрда (1908) от W. Г. Коллингвуд

В скандинавской мифологии, Ньёрр - бог среди ванов. Ньёрд, отец божеств Фрейр и Фрейя со стороны его неназванной сестры, состоял в злополучном браке с богиней Скади, живет в Ноатуне и ассоциируется с морем, мореплаванием, ветром, рыбной ловлей, богатством и плодородием сельскохозяйственных культур.

Ньёрд упоминается в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, Прозаической Эдде, написанной в 13 веке Снорри Стурлусон в эвгемеризованной форме как любимый мифологический ранний король Швеции в Хеймскрингла, также написанный Снорри Стурлусоном в 13 веке, как один из трех богов взывали в 14 веке Хауксбок кольцевая клятва и в многочисленных скандинавских топонимах. Почитание Ньёруда сохранилось до 18 или 19 века норвежских народных обычаев, где бог записан как Ньор и благодарит за обильный улов рыбы.

Ньёрд был предметом множества научных дискуссий и теорий, часто связывающих его с фигурой гораздо ранее засвидетельствованной германской богини Нертуса, героя Хадингуса, и теоретические рассуждения о его ранее более заметном месте в норвежском язычестве из-за появления его имени в многочисленных географических названиях. Ньёрд иногда в современном виде англизируется как Ньорд, Ньорд или Ньорт .

Содержание

  • 1 Имя и эпонимы
  • 2 Аттестации
    • 2.1 Поэтическая Эдда
    • 2.2 Прозаическая Эдда
      • 2.2.1 Gylfaginning
      • 2.2.2 Skáldskaparmál
    • 2.3 Heimskringla
    • 2.4 Egils saga
  • 3 Современная народная практика
  • 4 Теории
    • 4.1 Nerthus
    • 4.2 Bieka-Galles
    • 4.3 Hadingus
    • 4.4 Svafrþorinn
  • 5 Современное влияние
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Имя и эпонимы

Имя Njörðr соответствует имени древней германской богини плодородия Nerthus, и оба происходят от протогерманского * Nerþuz. Первоначальное значение имени оспаривается, но оно может быть связано с ирландским словом nert, которое означает «сила» и «власть». Было высказано предположение, что смена пола с женского Nerthus на мужской Njörðr произошла из-за того, что существительные женского рода с U-образными корнями исчезли в германском языке раньше, в то время как существительные мужского рода с U-образными корнями преобладали. Однако другие ученые считают, что это изменение основано не на грамматическом роде, а на эволюции религиозных верований; что * Nerþuz и Njörðr появляются как люди разных полов, потому что их следует рассматривать как отдельные существа. Имя Njörr может быть связано с именем скандинавской богини Njörun.

Имя Njörr появляется в различных географических названиях в Скандинавии, таких как Nærdhæwi (ныне Nalavi, Närke ), Njærdhavi (ныне Mjärdevi, Linköping ; оба используют религиозный термин ), Nærdhælunda (ныне Närlunda, Helsingborg ), Nierdhatunum (ныне Närtuna, Uppland ) в Швеции, Njarvík на юго-западе Исландии, Njararlög и Njarey (ныне Nærøy ) в Норвегии. Имя Njörðr встречается в слове губка ; Njararvöttr (древнескандинавское «перчатка Ньёрдэ»). Кроме того, в древнеисландских переводах классической мифологии имя римского бога Сатурна обозначается как «Njörðr».

Свидетельства

Поэтическая Эдда

Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в «Тоске по любви Фрея» (1908) У. Г. Коллингвуда

Ньёрд описывается как будущий выживший после Рагнарёка в 39 строфе поэмы Vafþrúðnismál. В поэме бог Один, замаскированный под «Гагнрад », противостоит мудрому йотуну Вафурудниру в битве умов. В то время как Один утверждает, что Вафруднир знает все судьбы богов, Один спрашивает Вафруднира, «откуда Ньордур пришел к сыновьям Асиров», что Ньёруд правит довольно большим количеством храмов и хоргров (разновидность Германский алтарь), а также добавляет, что Ньёрд не был поднят среди асов. В ответ Вафурунир говорит:

«В Ванахейме мудрые Силы сделали его
и дали в качестве заложника богам;
на гибель людей он вернется
домой к мудрым ванирам ».

В 16 строфе поэмы Grímnismál Ньёруд описывается как построивший для себя зал в Ноатуне. В строфе Ньёрд описывается как «князь людей», что он «лишен злого умысла» и что он «правит« фахверковым храмом ». В строфе 43 говорится о создании корабля бога Фрейра Skíðblanir рассказывается, и Фрейр цитируется как сын Ньёрра. В прозаическом предисловии к поэме Скирнисмал Фрейр упоминается как сын Ньёрра, а в строфе 2 упоминается богиня Скади. как мать Фрейра. Далее в поэме Ньёрд снова упоминается как отец Фрейра в строфах 38, 39 и 41.

Локасенна (1895) Лоренц Фрёлих.

В поздний полет стихотворение Локасена, обмен между Ньёрдом и Локи происходит в строфах 33, 34, 35 и 36. После того, как Локи обменялся с богиней Фрейей, в строфе 33 Ньёрд утверждает:

«Это безвредно, если, кроме мужа, у женщины
есть любовник или кто-то еще;
что удивительно, так это то, что в него входит бог-извращенец здесь,
кто родил детей. "

Локи отвечает в строфа 34, в которой говорится, что «отсюда вы были отправлены на восток в качестве заложника богов» (отсылка к Асир-ванирской войне) и что «дочери Химира использовали вас как пизду и разозлили в твоих устах ». В строфе 35 Ньёрд отвечает, что:

« Это была моя награда, когда я издалека,
был послан в заложники богам,
что я стал отцом этого сына, которого никто не ненавидит
и которого считают принцем асиров.

Локи говорит Ньёруру «остановиться» и «соблюдать умеренность», и что он «победил» Я больше не буду держать это в секрете, «что сын Ньёрра Фрейр был произведен вместе с его неназванной сестрой,« хотя можно было ожидать, что он будет хуже, чем он есть ». Затем вмешивается бог Тир, и полет продолжается по очереди.

Ньёрд упоминается в строфе 22 поэмы Þrymskviða, где он упоминается как отец богиня Фрейя. В стихотворении йотунн Трымр ошибочно думает, что он будет принимать богиню Фрейю как свою невесту, и, говоря своему товарищу йотунну, расстелить солому на скамейках в рамках подготовки к прибытию Фрейи, он ссылается на она была дочерью Ньёрра из Ноатуна. Ближе к концу стихотворения Sólarljó у Ньёреда упоминается девять дочерей. Даны два имени этих дочерей; старший Радвейг и младший Креппвер.

Проза Эдда

Ньёрд также упоминается в книгах Проза Эдды Gylfaginning и Skáldskaparmál.

Gylfaginning

Ньёрд и Скади на пути к Ноатуну (1882) Фридрих Вильгельм Гейне «Тоска Скади по горам» (1908) У.Г. Коллингвуда.

В Прозе Эдде Ньёрд представлен в главе 23 книги. книга Gylfaginning. В этой главе Ньёрд описывается восседающей на троне фигурой Высокого как живущего на небесах в Ноатуне, но также как управляющего движением ветров, обладающего способностью успокаивать море и огонь, и что он должен быть призван в мореплавание и рыбалка. Хай продолжает, что Ньёрд очень богат и процветает, и что он также может даровать богатство землей и ценностями тем, кто просит его помощи. Njörðr происходит из Ванахейма и лишен акций sir, и он описывается как обменянный с Hœnir в обмен на заложников между sir и Vanir.

High. далее заявляет, что жена Ньордура - Скади, что она дочь йотунна Тязи, и рассказывает историю, в которой участвуют оба. Хай вспоминает, что Скади хотела жить в доме, когда-то принадлежавшем ее отцу, который назывался rymheimr («Дом грома»). Однако Ньёрд хотел жить поближе к морю. Впоследствии они договорились, что они проведут девять ночей в Эримхейме, а затем следующие три ночи в Ноатуне (или девять зим в Эримхейме и еще девять в Ноатуне согласно Regius Codex рукопись). Однако, когда Ньёрд вернулся с гор в Ноатун, он говорит:

«Мне противны горы,
я пробыл там недолго,
всего девять ночей.
Вой волков
казался мне уродливым
после пения лебедей ».

Затем Скади отвечает:

« Я не мог уснуть
на морском дне
из-за птичьего визга.
Эта чайка будит меня
когда из широкого моря
он приходит каждый утро ».

Хай утверждает, что после этого Скади вернулась в горы в Эримхейм и декламирует строфу, где Скади катается на лыжах, охотится на животных с луком и живет в старом доме своего отца. Глава 24 начинается, в которой Ньёрд описывается как отец двух прекрасных и могущественных детей: Фрейра и Фрейи. В главе 37, после того, как Фрейр заметил прекрасного йотуна Герра, он охвачен горем и отказывается спать, пить или говорить. Затем Ньёрнир посылает за Скирниром, чтобы узнать, на кого он, кажется, так зол, и, не ожидая грубого обращения, Скирнир неохотно идет к Фрейру.

Skáldskaparmál

Njörðr из филологической книги Die Helden und Götter des Nordens, oder Das Buch der Sagen (1832)

Ньёрд представлен в Skáldskaparmál в списке из 12 асиров, присутствовавших на банкете, проведенном для Эгира. Далее в Skáldskaparmál, скальдический бог Браги повествует о смерти отца Скади, Тязи, от асов. В качестве одного из трех актов возмещения, совершенных асами за смерть Тджази, Асы позволили Скади выбрать мужа из их числа, но с оговоркой, что она может не видеть никакой части их, кроме их ног, когда делает выбор.. Ожидая выбрать бога Бальдра по красоте ног, которые она выбирает, Скади вместо этого обнаруживает, что она выбрала Ньёрд.

В главе 6 список кеннингов дается для Ньёрра: «Бог колесниц», «Потомок Ванира», «Ван», отец Фрейра и Фрейи, и «дающий Бог». Далее следует отрывок из композиции 11-го века skald Торр Сьярекссон, в которой содержится отсылка к Скади, покинувшему Ньёрд:

Гундрун стала убийцей своего сына; мудрая богиня-невеста [Скади] не могла любить Ван; Киалар [Один] неплохо тренировал лошадей; Говорят, что Хамдир не сдерживался в игре на мечах.

Далее следует глава 7, в которой приводятся различные кеннинги для Фрейра, включая упоминание о нем как о сыне Ньёрра. Далее следует отрывок из работы скальда 10-го века Эгилл Скаллагримссон, в котором упоминается Ньёрр (здесь англичанин «Ньорд»):

Ибо Фрейр и Ньорд наделили Гриотбьёрна властью богатства.

В главе 20 «дочь Ньёрра» дается как кеннинг Фрейи. В главе 33 Ньёрд упоминается среди богов, присутствующих на пиршестве, устроенном Эгиром. В 37 главе Фрейя снова упоминается как дочь Ньёрра в стихах скальда 12 века Эйнар Скуласон. В главе 75 Ньёрд включен в список асов. Кроме того, Njörr используется в кеннингах для обозначения "воина" или "воина" в Скальдскапармале в разное время.

Heimskringla

Изображение Njörr из исландской рукописи 17-го века

Njörr появляется или упоминается в трех сагах о королях, собранных в Хеймскрингле; Сага об Инглингах, Сага о Хаконе Добром и Сага о Харальде Сером Плаще. В главе 4 саги об Инглинге, Ньёрд представлен в связи с войной между Асир и Ваниром. Когда обе стороны устали от войны, они пришли к мирному соглашению и обменялись заложниками. Со своей стороны ваны посылают к асирам своих самых «выдающихся людей»; Ньёрд, описанный как богатый, и Фрейр, описанный как его сын, в обмен на хёнира асов . Кроме того, асы посылают Мимира в обмен на мудрого Квасира.

Далее в главе 4 Один назначает Ньёрура и Фрейра жрецами жертвоприношений, и они стали богами среди асов. Фрейя представлена ​​как дочь Ньёрра и жрица жертвоприношений. В саге Ньёрд описывается как однажды женившийся на своей неназванной сестре, когда он был еще среди ванов, и пара произвела на свет своих детей Фрейра и Фрейю от этого союза, хотя этот обычай был запрещен среди асов.

В главе 5 рассказывается, что Один дал всем своим храмовым священникам жилища и хорошие поместья, в случае с Ньёрдом это Ноатун. В главе 8 говорится, что Ньёрд женился на женщине по имени Скади, хотя она не имела с ним половых сношений. Затем Скади женится на Одине, и у них было множество сыновей.

В главе 9 Один умирает, и Ньёрд становится правителем шведов, и он продолжает жертвоприношения. Шведы признают его своим королем и платят ему дань. Правление Ньёреда отмечено миром и большим урожаем, настолько, что шведы считали, что Ньёрд имеет власть над посевами и над процветанием человечества. Во время его правления большинство асов умирают, их тела сжигаются, а люди приносят им жертвы. Njörr был "помечен" для Одина, и он умирает в своей постели. Шведы сожгли тело Ньёрра, и они сильно плачут у его могилы. После правления Ньёрда его сменил сын Фрейр, и он очень любим и «благословлен хорошими сезонами, как его отец».

В главе 14 Саги о Хаконе Добром дается описание языческих германцев. дан обычай Йоль. Часть описания включает серию тостов. Тосты начинаются с тостов Одина, описываемых как победа и могущество короля, за которыми следуют тосты Ньёрра и Фрейра, предназначенные для хорошего урожая и мира. После этого за короля пьют стакан, а затем произносят тост за усопших родственников. В главе 28 цитируется стих, в котором кеннинг «Njörðr-of-Roller Horse» используется для слова «моряк». В «Саге о Харальде Сером Плаще» дана строфа из стихотворения «Веллекла» («Недостаток золота») исландского скальда X века, написанного Исландским скальдом Эйнарр скалагламм, в котором Ньёрд упоминается в кеннинге «воин».

Сага об Эгилсе

В 80 главе 13 века Исландская сага Сага об Эгилсе, Эгилс Скаллагримссон сочиняет стихотворение в честь Аринбьёрна (Arinbjarnarkviða ). В строфе 17 Эгилл пишет, что все остальные с удивлением наблюдают, как Аринбьёрн раздает богатство, так как он был так наделен богами Фрейром и Ньёрдом.

Современные народные обычаи

Одда, Норвегия, зимой 2004 г.

Поклонение Ньёрдю сохранилось в норвежской народной практике XVIII или XIX веков, как записано в сказке, собранной Халлдаром О. Опедалом у информатора в Odda, Hordaland, Норвегия. Информатор комментирует семейную традицию, в которой бога благодарит за обильный улов рыбы:

Старики [люди в былые времена?] Всегда были весьма удачливы, когда ходили на рыбалку. Однажды ночью Гуннхильд Рейнснос (род. 1746) и Йоханнес Рейнснос рыбачили в Сьосаватне. Они взяли с собой фонарик и ловили рыбу на живца. Рыба хорошо прикусывала, и вскоре у Ганнхильд появился недельный запас рыбы для ее котла. Поэтому она намотала леску на свой жезл со словами: «Спасибо ему, Ньору, за это время».

Ученый Жорж Дюмезиль далее цитирует различные рассказы о хавменнескерах (норвежских «морских людях»).) которые управляют морской погодой, богатством или, в некоторых случаях, дают волшебные лодки, и предполагают, что они исторически связаны с Ньёрдом.

Теории

Нертус

Нертус (1905) Эмиля Доплера.

Ньёрра часто отождествляют с богиней Нертус, чье почитание различными германскими племенами описано римским историком Тацитом в его работе 1 CE века Germania. Связь между ними связана с лингвистическими отношениями между Ньёрром и реконструированным * Нергузом, где «Нертус» - это женская, латинизированная форма того, как Ньёрд выглядел бы примерно в 1 году н.. Это привело к появлению теорий об их родстве, в том числе о том, что Ньёрд когда-то был богом-гермафродитом или, что обычно считается более вероятным, что имя может указывать на неизвестную в остальном божественную пару брата и сестру, такую ​​как Фрейр и Фрейя. Следовательно, Нертус был отождествлен с неназванной сестрой Ньёрра, с которой у него были Фрейя и Фрейр, что упоминается в Локасенне.

Биека-Галлес

В саамской мифологии, ( или Biega-, Biegga-Galles, в зависимости от диалекта; «Старик Ветров») - это божество, которое правит дождем и ветром, и является предметом подношений лодкой и деревянной лопатой (или, скорее, веслом). Из-за сходства между описаниями Ньёрдэ в Gylfaginning и описаниями Бека-Галлеса в миссионерских отчетах 18-го века Аксель Ольрик идентифицировал это божество как результат влияния мореплавателей северных германцев

Хадингус

Хадингус встречает одноглазого старика, иллюстрация Луи Мо

Были отмечены параллели между Ньёрдом и фигурой Хадингуса, засвидетельствовано в книге I Saxo Grammaticus 'работа 13 века Gesta Danorum. Некоторые из этих сходств включают в себя то, что, параллельно со Скади и Ньордером в Скальдскапармале, Хадингус выбирается его женой Рагнхильд после того, как он выбрал его из других мужчин на банкете по его нижним ногам, и, параллельно со Скади и Ньордером в Гильфагиннинге, Хадингус жалуется в стихах о его неудовольствии жизнью вдали от моря и о том, как его беспокоят волчьи завывания, в то время как его жена Регнхильд жалуется на жизнь на берегу и выражает свое раздражение из-за визга морских птиц. Жорж Дюмезиль предположил, что в сказке Хадингус проходит через все три функции своей трехфункциональной гипотезы, прежде чем стать одиническим героем, параллельно переходу Ньёрэра от ванов к асирам в асиро-ванской войне.

Svafrorinn

В 8 строфе поэмы Fjölsvinnsmál, Svafrorinn указан как отец Menglö неизвестной матерью, которая является героем Свипдагр ищет. Менглёд часто рассматривается как богиня Фрейя, и, согласно этой теории, Свафридорин, следовательно, будет Ньёрд. Теория усложняется этимологией имени Svafrþorinn (orinn означает «храбрый» и svafr означает «сплетня») (или, возможно, связано с «сном» на диване), которое Рудольф Симек говорит, что имеет мало смысла при попытке чтобы связать его с Ньёрдом.

Влияние современности

Ньёрд был предметом множества художественных изображений. Изображения включают "Freyr und Gerda; Skade und Niurd" (рисунок, 1883) К. Эренберга, "Njörr" (1893) Карла Фредерика фон Сальца, "Skadi" (1901) Э. Доплера d. J., и «Желание моря Ньёрда» (1908) W. Г. Коллингвуд.

Ньёрд - один из воплощенных богов в новозеландской комедии / драме «Всемогущие Джонсоны ». Роль «Йохана Джонсона / Ньёрэра» исполняет Стюарт Девени.

Примечания

Викискладе есть медиафайлы, относящиеся к Ньёрру.

Ссылки

Внешние ссылки

Предшественник. Один Мифологический король Швеции Преемник. Ингви

Последняя правка сделана 2021-05-31 10:53:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте