Скади

редактировать
Скандинавская богиня, связанная с охотой с луком, лыжами, зимой и горами Скади: охота в горах (1901) от HLM

В скандинавской мифологии, скани (, иногда на английском языке как Скади, Скади или Скати ) - йотунн и богиня, связанная с охотой с луком, лыжным спортом, зимой и горами. Skai засвидетельствован в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников; Прозаическая Эдда и в Heimskringla, написанная в 13 веке Снорри Стурлусоном, а в произведениях скальдов.

Скажи - дочь умершего Тязи, а Скади вышла замуж за бога Ньёрд как часть компенсации, предоставленной богами за убийство ее отца Тязи. В Хеймскрингле Скади описывается как разделившийся с Ньёрдом и позже женившийся на боге Одине, и что эти двое родили много детей вместе. И в «Поэтической Эдде», и в «Прозаической Эдде» Скади отвечает за размещение змея, капающего яд на связку Локи. Скади поочередно упоминается как Öndurguð (древнескандинавский 'лыжный бог') и Öndurdís (древнескандинавский 'лыжный dís ').

Этимология имени Skaði неясна, но может быть связана с первоначальной формой Скандинавии. Некоторые топонимы в Скандинавии относятся к скани. Ученые предположили потенциальную связь между Скади и богом Уллр (который также связан с лыжным спортом), особую связь с йотунн Локи и то, что Скандинавия может быть связана с именем Скади (потенциально означающим «Скади». island ') или название может быть связано со старонорвежским существительным, означающим "вред". Скали вдохновил на создание различных произведений искусства.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Аттестации
    • 2.1 Поэтическая Эдда
    • 2.2 Прозаическая Эдда
      • 2.2.1 Gylfaginning
      • 2.2.2 Skáldskaparmál
    • 2.3 Heimskringla
  • 3 Теории
    • 3.1 Völsunga saga
    • 3.2 Другое
  • 4 Современное влияние
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Цитаты

Этимология

Древнескандинавский имя Skaði, наряду с Sca (n) dinavia и Skáney, может быть связано с готическим skadus, староанглийским sceadu, древнесаксонский scado и древневерхненемецкий scato (что означает «тень»). Ученый Джон МакКиннелл комментирует, что эта этимология предполагает, что Скади, возможно, когда-то был олицетворением географического региона Скандинавии или ассоциировался с подземным миром.

Жорж Дюмезиль не согласен с понятием Скади-авиа как этимологически «остров на земле». богиня Скади. Дюмезил комментирует, что первый элемент, который Скадин должен был иметь - или когда-то имел - связь с «тьмой» «или чем-то еще, в чем мы не можем быть уверены». Дюмезиль говорит, что, скорее, название Скади происходит от названия географического региона, который в то время уже не был полностью понят. В связи с этим Дюмезиль указывает на параллель в Эриу, богиню, олицетворяющую Ирландию, которая встречается в некоторых ирландских текстах, имя которой, по его словам, пришло из Ирландии, а не наоборот <7.>

В качестве альтернативы, скани может быть связан со древнескандинавским существительным skaði («вред»), источником исландского и фарерского языков skaði («вред, ущерб») и родственным словом с английским scathe (невредимым, едким).

Свидетельства

Скали засвидетельствованы в стихах, найденных в Поэтической Эдде, в двух книгах Прозаической Эдды и в одной книге Heimskringla.

Поэтическая Эдда

Ньёрд, Скади и Фрейр, изображенные в «Влюбленности Фрея» (1908) У. Г. Коллингвуда.

В стихотворении «Поэтическая Эдда» Grímnismál, бог Один (замаскированный как Гримнир ) открывает молодому Агнарру существование двенадцати мест. Один упоминает местоположение Эримхейм шестым в одной строфе. В строфе Один подробно описывает, что когда-то там жил йотунн Тязи, а теперь живет его дочь Скади. Один описывает Þrymheimr как состоящий из «древних дворов» и называет Skaði «сияющей невестой богов». В прозаическом предисловии к поэме Скирнисмал бог Фрейр почувствовал тоску по прекрасной девушке (йотунн Герур ), которую он заметил в Йотунхейме.. Бог Ньёрр просит слугу Фрейра Скирнир поговорить с Фрейром, и в первой строфе стихотворения Скади также просит Скирнира спросить Фрейра, почему он так расстроен. Скирнир отвечает, что ожидает резких слов от своего сына Фрейра.

В прозаическом предисловии к поэме Локасенна Скади упоминается как жена Ньёрра и одна из богинь на празднике Эгира. После Локи обменялся мнениями с богом Хеймдаллем, вмешивается Скади. Скади говорит Локи, что он «беззаботный» и что Локи не будет «играть [...] с [...] свободным вилянием хвоста», потому что вскоре боги привяжут Локи к острому камню со льдом. -холодные внутренности сына. Локи отвечает, что, даже если это так, он был «в первую очередь» при убийстве Оджази. Скади отвечает, что, если это так, «губительный совет» всегда будет исходить из ее «святилищ и равнин». Локи отвечает, что Skai был более дружелюбным в речи, когда Skai был в его постели - обвинение, которое он предъявляет большинству богинь в стихотворении, и нигде больше не засвидетельствовано. Локи летает затем обращается к богине Сиф.

В отрывке из прозы в конце «Локасенны» боги ловят Локи и связывают его внутренностями его сына Нари, а его сына Вали превратили в волка. Скади помещает ядовитую змею над лицом Локи. Яд капает со змеи, а жена Локи Сигюн сидит и держит таз под змеей, ловя яд. Когда таз наполняется, Сигюн должен его опорожнить, и за это время змеиный яд падает на лицо Локи, заставляя его корчиться в ужасной ярости, настолько, что все землетрясения происходят из-за корчений Локи. 7>

В стихотворении Hyndluljó женщина йотунн Хиндла рассказывает богине Фрейе различные мифологические генеалогии. В одной строфе Хиндла отмечает, что jazi «любил стрелять» и что Skai была его дочерью.

Prose Edda

В прозе Edda, Skaði засвидетельствован в двух книгах: Gylfaginning и Skáldskaparmál.

Gylfaginning

Желание моря Ньёрда (1908) W. Г. Коллингвуд Тоска Скади по горам (1908) У.Г. Коллингвуд

В главе 23 книги Проза Эдды Gylfaginning возведенная на трон фигура Высокого подробно описывает, что Ньёрд жена - Скади, дочь йотуна Тязи, и рассказывает историю, в которой участвуют эти двое. Хай вспоминает, что Скади хотела жить в доме, когда-то принадлежавшем ее отцу, под названием Þrymheimr. Однако Ньёрд хотел жить поближе к морю. Впоследствии они договорились, что они проведут девять ночей в Шримхейме, а затем следующие три ночи в прибрежном доме Ньёреда Ноатун (или девять зим в Шримхейме и еще девять в Nóatún согласно Codex Regius.). Однако, когда Ньёрд вернулся с гор в Ноатун, он сказал:

«Мне противны горы,
я пробыл там недолго,
всего девять ночей.
Вой волков
казался мне уродливым
после пения лебедей.

Скажи ответил:

«Я не мог спать
на морском дне
из-за птичьего визга.
Эта чайка будит меня
, когда из широкого моря
он приходит каждое утро. "

Источники этих строф не приводятся ни в Прозаической Эдде, ни где-либо еще. Хай говорит, что после этого Скади вернулся в горы и жил в Эримхейме, и там Скали часто путешествуют на лыжах, владеют луком и стреляют в диких животных. Высокие ноты, что Скади также упоминается как «лыжный бог» (древнескандинавский Öndurgud) или Öndurdis и «лыжная леди» (Öndurdís). В подтверждение цитируется упомянутая выше строфа из поэмы «Гримнисмаль». В следующей главе (24) Хай говорит, что «после этого» у Ньёрда «было двое детей»: Фрейр и Фрейя. Имя матери двух детей здесь не приводится.

В конце 51 главы Gylfaginning Хай описывает, как боги поймали и связали Локи. Скади описывается как схвативший ядовитую змею и закрепивший ее над связанным Локи, чтобы яд мог капать на лицо Локи. Жена Локи Сигюн села рядом с ним и поймала яд в чашу. Но когда чаша наполняется, она должна уйти, чтобы опорожнить ее, и тогда Локи обжигается кислой жидкостью, и он корчится от сильнейшей боли, вызывая сотрясение земли и приводящее к тому, что мы называем землетрясением.

Skáldskaparmál

Skade (1893) Карл Фредрик фон Зальца

В 56 главе книги Проза Эдды Skáldskaparmál Браги рассказывает о Эгире как боги убили Тязи. Дочь Тязи, Скади, взяла шлем, кольчугу и «все боевое оружие» и отправилась в Асгард, дом богов. По прибытии Скади боги пожелали искупить ее потерю и предложили компенсацию. Ska providesi предоставляет им свои условия урегулирования, и боги соглашаются, что Skai может выбрать себе мужа. Однако Skaði должен выбрать этого мужа, глядя исключительно себе под ноги. Скади увидела пару ног, которые она нашла особенно привлекательной, и сказала: «Я выбираю эту; в Бальдре мало что может быть уродливого». Однако владельцем ног оказался Ньёрд.

Скади также включила в свои условия поселения, что боги должны сделать то, что она считала невозможным для них: рассмешить ее. Для этого Локи обвязал один конец веревки вокруг бороды козочки, а другим концом - вокруг его яичек. Коза и Локи водили друг друга взад и вперед, оба громко визжали. Локи упал на колени Скали, и Скади засмеялся, завершая эту часть своего искупления. Наконец, в качестве компенсации Скади Один взял глаза Тязи, погрузил их в небо и сделал из глаз две звезды.

Далее в Скалдскапармале, работа скальда Цитируется orðr Sjáreksson. Поэма называет Скади «мудрой богиней-невестой» и отмечает, что она «не могла любить Ван ». Проза под цитатой поясняет, что это отсылка к уходу Скади из Ньёрра. В главе 16 даны имена Локи, в том числе «драчун Хеймдалля и Скади». В главе 22 Скади упоминается в стихотворении 10 века Хаустлонг, где скальд Þjóðólfr из Хвинира относится к волу как «тетива- Кит Вар [Скади] ". В главе 23 скальд Браги Боддасон называет Тязи «отцом ски-дис». В главе 32 Скади указана среди шести богинь, присутствующих на вечеринке, устроенной Эгиром. В главе 75 Скади включен в список из 27 асинджур имен.

Хеймскрингла

. В главе 8 книги Хеймскрингла сага об Инглинге, Скади появляется в эухемеризованном аккаунте. В этом аккаунте подробно говорится, что Скади когда-то женился на Ньёрре, но она не хотела заниматься с ним сексом, и что позже Скади женился на Одине. У Скали и Одина было «много сыновей». Приведено только одно из имен этих сыновей: Сёмингр, король Норвегии. Две строфы представлены ссылкой на skald Eyvindr skáldaspillir. В первой строфе Скади описывается как ётунн и «прекрасная дева». Часть второй строфы отсутствует. Вторая строфа гласит:

О морских костях,
и сыновьях многих
лыжная богиня
гат с Этон

Ли Холландер объясняет что «морские кости» - это кеннинг для «скал», и полагает, что эта дефектная строфа, несомненно, относится к Скали как «обитательнице скал» в связи с ее ассоциацией с горами и на лыжах.

Теории

Сага о Вёльсунгах

Свет сугроб в горах Норвегии

Еще одна фигура по имени Скаги, которая появляется в первой главе из саги о Вёльсунгах. В этой главе этот скани - мужчина - является владельцем раба по имени. Другой человек, Сиги - сын Одина - однажды зимой отправился на охоту с рабом. Сиги и раб Бреи охотились в течение дня до вечера, когда сравнили свои убийства. Сиги увидел, что убийства раба превзошли его собственные, и поэтому Сиги убил Бреи и закопал труп Брети в сугробе.

Той ночью Сиги вернулся домой и заявил, что Бреи уехал в лес, что он потерял зрение Бреши, и что он, кроме того, не знал, что стало с рабом. Скади усомнился в объяснении Сиги, подозревал, что Сиги лжет, и что Сиги вместо этого убил Бреи. Skai собрал людей вместе, чтобы искать Brei, и группа в конечном итоге нашла труп Brei в сугробе. Скали заявил, что впредь этот сугроб следует называть «сугробом Брети», и с тех пор люди называют большие снежные сугробы этим именем. Тот факт, что Сиги убил Бреи, был очевиден, и поэтому Сиги считался преступником. Под предводительством Одина Сиги покидает землю, и Скади больше не упоминается в саге.

Ученый Джесси Бёк отмечает, что богиня Скади также ассоциируется с зимой и охотой, и что Эпизод в саге Вёльсунга с участием мужчин Скади, Сиги и Бреи был теоретически проистекает из утраченного в остальном мифа.

Другое

Ученый Джон Линдоу комментирует, что эпизод в Gylfaginning, детализирующем выходки Локи с козой, могут быть ассоциации с кастрацией и ритуалом, включающим рассмешение богини. Линдоу отмечает, что у Локи и Скади, по-видимому, были особые отношения, примером чего является размещение Скади змеи над лицом Локи в Lokasenna и Gylfaginning.

Из-за их общей связи с лыжным спортом и того факта, что оба названия места ссылаясь на Улль и Скади чаще всего появляются в Швеции, некоторые ученые предположили особую связь между двумя богами. С другой стороны, скани потенциально может быть мужской формой, и в результате некоторые ученые предположили, что скани изначально мог быть мужским божеством.

Ученый Хильда Эллис Дэвидсон предполагает, что Культ Скади, возможно, процветал в Халогаланде, провинции на севере Норвегии, потому что «она демонстрирует черты саамов, которые были известны катанием на лыжах, стрельбой из лук и охота; ее отделение от Ньорда могло указывать на раскол между ее культом и культом ванов в этом регионе, где скандинавы и саамы находились в тесном контакте "

Современность влияние

Ньёрд и Скади на пути к Ноатуну (1882 г.) Фридрих Вильгельм Гейне

Современные произведения искусства, изображающие Скади, включают «Скади и Нюрд» (иллюстрация, 1883 г.) К. Эренберга и Скади (1901 г.) Эмиль Доплер Младший. Скади также появляется в стихотворении Адама Эленшлегера (1819) Скади Гифтермаал.

Ар-деко изображения бога Уллра (1928) и Скади (1929) появляются на обложках шведского лыжного ежегодника På Skidor, как на лыжах, так и с луками. Э. Джон Б. Аллен отмечает, что божества изображены таким образом, что «придает исторический авторитет этому важнейшему из шведских лыжных журналов, который начал публиковаться в 1893 году».

A спутник планеты Сатурн (Скати ) и гора на Венере (Скади Монс ) названы в честь богини.

Названный в честь богини, Скади является главный герой веб-комикса Кэти Райс и Люка Кормикана на еженедельном веб-сайте комиксов Dumm Comics.

Гребной клуб Роттердама назван в честь Скази.

Ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Skai.

Notes

Цитаты

Последняя правка сделана 2021-06-08 04:44:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте