Вечное возвращение (Элиаде)

редактировать

«Вечное возвращение » - это идея для интерпретации религиозного поведения, предложенная историком Мирча Элиаде ; это вера, выраженная через поведение (иногда неявно, но часто явно), что человек может стать современником или вернуться в «мифический век» - время, когда произошли события, описанные в его мифах. Его следует отличать от философской концепции вечного возвращения.

Содержание

  • 1 Священное и профанное
  • 2 Происхождение как сила
  • 3 Священное время
  • 4 Мифы, ритуалы и их цель
  • 5 Циклическое время
  • 6 Человеческое творчество
  • 7 «Ужас истории»
  • 8 Ужас вечного возвращения
  • 9 Научная критика
  • 10 Ссылки в массовой культуре
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки

Священное и профанное

Согласно Элиаде,

все определения религиозного феномена, которые давались до сих пор, имеют одну общую черту: у каждого свой способ показать, что священная и религиозная жизнь являются противоположностью профанной и светской жизни.

Эта концепция уже была широко сформулирована французами социолог Эмиль Дюркгейм в 1912 году такие ученые, как Джек Гуди, показали, что это не может быть универсальным.

Это резкое различие между священное и профанное - это теория торговой марки Элиаде. Согласно Элиаде, традиционный человек различает два уровня существования: (1) священный и (2) мир профанный. (Здесь «Священным» может быть Бог, боги, мифические предки или любые другие существа, которые установили структуру мира.) Для традиционного человека вещи «обретают свою реальность, свою идентичность только в той степени, в которой они участвуют в трансцендентной реальности. ". Что-то в нашем мире «реально» только в той мере, в какой оно соответствует Священному или шаблонам, установленным Священным.

Следовательно, есть мирское пространство и есть священное пространство. Священное пространство - это пространство, где Священное проявляет себя; в отличие от мирского пространства, сакральное пространство имеет чувство направления:

В однородном и бесконечном пространстве, в котором никакая точка отсчета невозможна и, следовательно, не установлена ​​ориентация, иерофания [появление Священного ] показывает абсолютную неподвижную точку, центр.

Там, где Священное пересекает наш мир, оно появляется в форме идеальных моделей (например, действия и заповеди богов или мифических героев). Подражая этим моделям, все становится по-настоящему «реальным». Элиаде утверждает: «Для архаичного человека реальность - это функция имитации небесного архетипа ». В качестве доказательства этой точки зрения в «Мифе о вечном возвращении» он цитирует веру иранцев зурванитов. Зурваниты считали, что каждая вещь на Земле соответствует священному, небесному двойнику: для физического неба есть священное небо; для физической Земли есть священная Земля; действия добродетельны, если соответствуют священному образцу. Вот еще несколько примеров, которые приводит Элиаде:

Согласно месопотамским верованиям, Тигр имеет свою модель в звезде Анунит и Евфрат в звезде Ласточка. В шумерском тексте говорится о «месте сотворения богов», где находится «[божественность] стад и зерен». Для урало-алтайских народов горы, таким же образом, имеют идеальный архетип в небе. В Египте места и номы были названы в честь небесных «полей»: сначала были известны небесные поля, затем они были идентифицированы в земной географии.

Кроме того, существует мирское время, и есть время священное. Согласно Элиаде, мифы описывают время, которое в корне отличается от исторического времени (то, что современный человек считает «нормальным» временем). «Короче говоря, - говорит Элиаде, - мифы описывают... прорыв священного (или« сверхъестественного ») в мир». Мифический век - это время, когда Священное вошло в наш мир, придав ему форму и значение: «Явление священного онтологически основывает мир». Таким образом, мифическая эпоха - это священное время, единственное время, имеющее ценность для традиционного человека.

Происхождение как сила

Согласно Элиаде, в архаическом мировоззрении сила вещи заключается в ее происхождении, так что «знание происхождения предмета, животного, растения, и так далее равносильно приобретению над ними магической власти ». То, как была создана вещь, определяет ее природу, образец, которому она должна соответствовать. Получая контроль над происхождением вещи, человек также получает контроль над самой вещью.

Элиаде пришел к выводу, что, если происхождение и сила должны быть одинаковыми, «это первое проявление вещи, которая значима и действительна». Священное впервые проявилось в событиях мифической эпохи; следовательно, традиционный человек считает мифическую эпоху основой ценностей.

Священное время

Теория Элиаде подразумевает, что, поскольку сила вещи лежит в ее происхождении, сила всего мира лежит в космогонии. Если Священное установило все допустимые закономерности вначале, в течение времени, записанного в мифе, тогда мифический век - это священное время - единственное время, которое имеет какое-либо значение. Жизнь человека имеет ценность лишь постольку, поскольку она соответствует образцам мифической эпохи.

религия австралийских аборигенов должна содержать много примеров почитания мифической эпохи. Незадолго до рассвета первого дня братья Багаджимбири вышли с Земли в виде динго, а затем превратились в человеческих гигантов, чьи головы коснулись неба. До прихода Багаджимбири ничего не существовало. Но когда взошло солнце, и братья начали давать названия вещам, «растения и животные действительно начали существовать». Братья встретили группу людей и организовали их в цивилизованное общество. Люди этого племени - караджери из Австралии - до сих пор во многом подражают двум братьям:

Один из багаджимбири перестал помочиться... Вот почему австралийские караджери останавливаются и принимают специальное положение, чтобы помочиться.... Братья остановились и съели одно зерно сырым; но они сразу же рассмеялись, потому что знали, что его нельзя есть так... и с тех пор люди подражают им всякий раз, когда они готовят это зерно. Багаджимбири бросили первобытную дубинку (что-то вроде большой дубинки) в животное и убили его - и с тех пор люди поступают именно так. Множество мифов описывают способ, которым братья Багаджимбири основали все обычаи Караджери и даже их поведение.

Мифический век был временем, когда Священное появилось и утвердило реальность. Для традиционного человека, утверждает Элиаде, (1) только первое появление чего-либо имеет ценность; (2) ценность имеет только Священное; и, следовательно, (3) только первое появление Священного имеет значение. Поскольку Священное впервые появилось в мифическом веке, ценность имеет только мифический век. Согласно гипотезе Элиаде, «первобытного человека интересовало только начало... для него мало имело значения, что случилось с ним самим или с другими ему подобными в более или менее далекие времена». Следовательно, традиционные общества выражают «ностальгию по истокам», стремление вернуться в мифическую эпоху. Для традиционного человека жизнь имеет ценность только в священное время.

Мифы, ритуалы и их цель

Элиаде также объяснил, как традиционный человек может найти ценность для своей собственной жизни (в видении, где все события, происходящие после мифической эпохи, не могут иметь ценности или реальности); он указал, что если сущность Священного заключается только в его первом появлении, то любое последующее появление должно фактически быть первым явлением. Таким образом, имитация мифического события на самом деле является самим мифическим событием, которое повторяется снова - мифы и ритуалы переносят нас в мифическую эпоху:

Подражая образцовым действиям бога или мифического герой, или просто рассказывая о своих приключениях, человек архаического общества отделяет себя от мирского времени и волшебным образом возвращается в Великое Время, священное время.

Миф и ритуал - это проводники «вечного» вернуться »в мифическую эпоху. Жизнь традиционного человека, наполненная мифами и ритуалами, постоянно объединяет его со священным временем, придавая ценность его существованию. В качестве примера этого феномена Элиаде приводит церковные службы, посредством которых прихожане «возвращаются» в священное время Писания:

Так же, как церковь представляет собой разрыв плоскости в профанном пространстве современного города, [так] и Служба, совершаемая внутри [церкви], знаменует перерыв в светской временной продолжительности. Сейчас уже не сегодняшнее историческое время - время, которое переживается, например, на соседних улицах, - но время, в которое произошло историческое существование Иисуса Христа, время, освященное его проповедью, его страстями, смертью., и воскресение.

Циклическое время

Элиаде приписывает известное «циклическое» представление о времени в древней мысли вечному возвращению. Во многих религиях ритуальный цикл соотносит определенные периоды года с мифическими событиями, делая каждый год повторением мифической эпохи. Например, австралийские аборигены ежегодно воспроизводят события «Времени снов»:

животные и растения, созданные в illo tempore Сверхъестественными Существами, ритуально воссоздаются заново. В Кимберли наскальные рисунки, которые, как полагают, были написаны Предками, перекрашиваются, чтобы повторно активировать их творческую силу, как это было впервые проявлено в мифические времена, в начале мира.

Каждый Новый год жители Месопотамии воспроизводили Энума Элиш, миф творения, в котором бог Мардук убивает Тиамат, первобытное чудовище и творит мир из своего тела. Они соотносили рождение года с мифическим рождением мира.

Периодически возвращая человека в мифическую эпоху, эти литургические циклы превращают само время в круг. Те, кто выполняет ежегодный ритуал, возвращаются в один и тот же момент времени каждые 365 дней: «В каждом периодическом [ритуальном] фестивале участники находят одно и то же священное время - то же, что было проявлено на фестивале прошлого года или во время праздника. фестиваль столетием раньше ».

Согласно Элиаде, некоторые традиционные общества выражают свое циклическое восприятие времени, приравнивая мир к году:

В ряде языков североамериканских индейцев термин« мир »(= Космос) также используется в смысле года. Йокуты говорят, что «мир прошел», что означает «прошел год». Для Юки год выражается словами, обозначающими землю или мир.... Космос задуман как живое единство, которое рождается, развивается и умирает в последний день года, чтобы возродиться в Новый год.... Каждый Новый год время начинается ab initio.

Новогодний ритуал воспроизводит мифическое начало космоса. Следовательно, по логике вечного возвращения, каждый Новый год - начало космоса. Таким образом, время течет по замкнутому кругу, всегда возвращаясь к священному времени, отмечаемому в течение Нового года: вся продолжительность космоса ограничена одним годом, который повторяется бесконечно.

Эти ритуальные циклы не только дают людям чувство ценности. Поскольку традиционный человек отождествляет реальность со Священным, он считает, что мир может выжить, только если он остается в священном времени. Он периодически возрождает священное время с помощью мифов и ритуалов, чтобы поддерживать существование вселенной. Во многих культурах это убеждение, по-видимому, придерживается сознательно и четко выражается. С точки зрения этих обществ, мир

должен периодически обновляться, иначе он может погибнуть. Идея о том, что Космос находится под угрозой разорения, если не будет ежегодно воссоздаваться, стала источником вдохновения для главного фестиваля Калифорнии Карок, Хупа и племена юрок. На соответствующих языках церемония называется «ремонтом» или «исправлением мира», а на английском языке - «Новым годом». Его цель - восстановить или укрепить Землю на следующие год или два.

Человеческое творчество

Для некоторых теория вечного возвращения может наводить на мысль о том, что традиционные общества застойны и лишены воображения., боюсь пробовать что-то новое. Однако Элиаде утверждает, что вечное возвращение не ведет к «полной культурной неподвижности». Если бы это было так, традиционные общества никогда бы не изменились и не эволюционировали, а «этнология не знает ни одного народа, который не изменился бы с течением времени». Сам факт того, что традиционные общества колонизировали новые земли и изобрели новые технологии, доказывает, что вечное возвращение не подавило их чувство инициативы.

Не подавляя творчество, утверждает Элиаде, вечное возвращение способствует ему:

Нет причин колебаться перед тем, как отправиться в морское путешествие, потому что мифический Герой уже совершил [такое путешествие] в сказочное Время. Все, что нужно, - это следовать его примеру. Точно так же нет причин опасаться заселения неизвестной, дикой территории, потому что каждый знает, что делать. Достаточно просто повторить космогонический ритуал, после чего неизведанная территория (= «Хаос») трансформируется в «Космос».

Согласно Элиаде, традиционный человек имеет безграничные творческие возможности, потому что «возможности применения мифической модели безграничны. «.

« Ужас истории »

Согласно Элиаде, это стремление остаться в мифическом веке вызывает« ужас истории ». Традиционный человек желает избежать линейного хода событий, лишенного какой-либо внутренней ценности или сакральности. В главе 4 «Мифа о вечном возвращении» (озаглавленной «Ужас истории») и в приложении к «Мифам, снам и тайнам» Элиаде предлагает отказ от мифической мысли и полное принятие линейного исторического времени с его «террор» - одна из причин тревог современного человека . Традиционные общества до некоторой степени избегают этой тревоги, поскольку они отказываются полностью признавать историческое время. Элиаде описывает разницу между реакциями древнего и современного человека на историю, а также бессилие современного человека перед ужасом истории следующим образом:

В наши дни, когда историческое давление больше не позволяет никуда сбежать, как может человек терпеть катастрофы? и ужасы истории - от коллективных депортаций и массовых убийств до атомных бомбардировок - если за их пределами он не видит никаких признаков, никакого трансисторического смысла; если они всего лишь слепая игра экономических, социальных или политических сил, или, что еще хуже, только результат «свобод», которые меньшинство берет и использует непосредственно на арене всемирной истории?

Мы знаем, как, в прошлом человечество могло вынести перечисленные нами страдания: они рассматривались как наказание, нанесенное Богом, как синдром упадка «возраста» и так далее. И принять их можно было именно потому, что они имели метаисторический смысл... Каждая война репетировала борьбу добра и зла, каждая свежая социальная несправедливость отождествлялась со страданиями Спасителя (или, например, в дохристианском мир, со страстью божественного посланника или бога растительности), каждая новая резня повторяла славный конец мучеников.... Благодаря этой точке зрения, десятки миллионов людей столетие за столетием могли выдерживать огромное историческое давление, не отчаявшись, не совершая самоубийства и не впадая в ту духовную засушливость, которая всегда несет с собой релятивистский или нигилистический взгляд на мир. история

Ужас вечного возвращения

В целом, согласно Элиаде, традиционный человек рассматривает вечное возвращение как нечто положительное, даже необходимое. Однако в некоторых религиях, таких как буддизм и определенные формы индуизма, традиционный циклический взгляд на время становится источником ужаса:

В некоторых высокоразвитых обществах интеллектуалы Элиты постепенно отделяются от шаблонов традиционной религии. Тогда периодическое освящение космического времени оказывается бесполезным и бессмысленным.... Но повторение, лишенное религиозного содержания, неизбежно ведет к пессимистическому видению существования. Когда оно больше не является средством реинтеграции изначальной ситуации... то есть, когда оно десакрализовано, циклическое время становится ужасающим; он видится как круг, который постоянно вращается сам по себе, повторяется до бесконечности.

Когда мир становится десакрализованным, традиционный циклический взгляд на время слишком прочно укоренился, чтобы просто исчезнуть. Он выживает, но в нечестивой форме (например, миф о реинкарнации ). Время больше не статично, как для Караджери, для которых почти каждое действие имитирует мифическую модель, постоянно удерживая мир в мифической эпохе. Время не циклично, но священно, как для древних месопотамцев, чей ритуальный календарь периодически возвращал мир в мифическую эпоху. Напротив, для некоторых дхармических религий «время было омологизировано космической иллюзией (māyā )».

Для большей части традиционного человечества линейная история профана, и сакральность заключена в циклическом времени. Но в буддизме, джайнизме и некоторых формах индуизма даже циклическое время стало профанным. Священного нельзя найти в мифическом веке; он существует вне всех возрастов. Таким образом, человеческое удовлетворение заключается не в возвращении в священное время, а в полном бегстве от времени, в «трансцендентности космоса». В этих религиях «вечное возвращение» меньше похоже на вечное возвращение в большинстве традиционных обществ (для которых время имеет объективное начало, к которому следует вернуться), а больше похоже на философскую концепцию вечного возвращения - бесконечный космический цикл с нет начала и, следовательно, нет священного времени.

Научная критика

Несмотря на огромное влияние на религиоведение, идеи, лежащие в основе гипотезы Элиаде о вечном возвращении, менее приняты в антропологии и социологии. Согласно классику Г. С. Кирку, это происходит потому, что Элиаде чрезмерно расширяет применение своих идей: например, Элиаде утверждает, что современный миф о «благородном дикаре» является результатом религиозной тенденции идеализировать изначальную, мифическую эпоху. Кирк утверждает, что относительная непопулярность Элиаде среди антропологов и социологов также является следствием предположения Элиаде - существенного для веры в вечное возвращение, как его формулирует Элиаде, - что примитивные и архаические культуры имели такие понятия, как «бытие» и «реальный», хотя им не хватало слов для обозначения их.

Кирк думает, что теория вечного возвращения Элиаде применима к некоторым культурам. В частности, он согласен с тем, что австралийские аборигены использовали мифы и ритуалы, чтобы «принести время снов» (австралийский мифический век) «в настоящее с мощными и плодотворными результатами». Однако Кирк утверждает, что Элиаде некритически применяет это австралийское явление к другим культурам. Короче говоря, Кирк рассматривает теорию вечного возвращения Элиаде как универсализацию концепции австралийского сна.

В качестве двух контрпримеров вечному возвращению Кирк цитирует индейскую мифологию и греческую мифологию. Вечное возвращение вызывает ностальгию: австралийские аборигены, пересказывая и воспроизводя мифические события, стремятся пробудить и пережить время снов. Однако Кирк считает, что мифы коренных американцев «не вызывают воспоминаний или ностальгию по тону, но имеют тенденцию быть подробными и строго практичными». Во многих индейских мифологиях животные когда-то в мифическую эпоху вели себя как люди; но это уже не так: разделение между животными и людьми теперь является твердым, и, по словам Кирка, «это само по себе снижает эффективность мифотворчества как воссоздания» мифической эпохи. Что касается греческих мифов, многие из них выходят за рамки какой-либо священной эпохи происхождения: это ставит под сомнение утверждение Элиаде о том, что почти все мифы о происхождении и что люди пересказывают и воспроизводят мифы, чтобы вернуться к временам истоков. (Обратите внимание, что классицист Кирк использует гораздо более широкое определение «мифа», чем многие профессиональные фольклористы. Согласно классическому определению, используемому фольклористами, многие греческие сказки, традиционно называемые «мифами», не являются мифами именно потому, что они выходят за рамки священного века происхождение.)

Даже Венди Донигер, религиовед и преемница Элиаде в Чикагском университете, утверждает (во Введении к собственному шаманизму Элиаде), что вечное возвращение не применимо ко всем мифам и ритуалам, хотя это может относиться ко многим из них.

Ссылки в популярной культуре

В Т. В книге А. Бэррона «Потерянные годы Мерлина» (глава «Священное время») мать Мерлина говорит, что «рассказы» - в частности, мифы - «достаточно реальны, чтобы помочь [ей] жить.. И работать. И найти смысл, скрытый в каждом сне, в каждом листе, в каждой капле росы ». Она утверждает, что «они обитают в священном времени, которое течет по кругу. Не историческое время, которое течет по прямой».

Сценарий Жана Кокто для L'Éternel retour изображает вневременной характер мифа о Тристане и Изольде.

Группа Heavy Metal Therion выпустила "Eternal Return" на своем альбоме 2000 года "Deggial ". Песня тематически соответствует концепции вечного возвращения Элиаде и, кажется, вдохновлена ​​ею.

Примечания

Ссылки

  • Barron, T.A. Потерянные годы Мерлина. Нью-Йорк: Ace Books, 1999
  • Дандес, Алан. «Бинарная оппозиция в мифе: дебаты Проппа / Леви-Стросса в ретроспективе». Западный фольклор 56 (зима, 1997): стр. 39–50. doi : 10.2307 / 1500385. JSTOR 1500385
  • Элиаде, Мирча :
    • Миф о вечном возвращении: космос и история. Princeton: Princeton UP, 1971
    • Миф и реальность. Пер. Уиллард Р. Траск. Нью-Йорк: Harper Row, 1963
    • Мифы, мечты и тайны. Пер. Филип Майре. Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1967
    • Паттерны сравнительного религиоведения, Нью-Йорк: Шид и Уорд, 1958
    • Шаманизм: архаические техники экстаза. Princeton: Princeton University Press, 2004
    • Священное и нечестивое: Природа религии. Пер. Уиллард Р. Траск. Нью-Йорк: Harper Torchbooks, 1961
  • Кирк, Г.С. :
    • Природа греческих мифов, Penguin Books, Harmondsworth, 1974.
    • Миф: его значение и функции в древних и других культурах. Беркли: University of California Press, 1973.
Последняя правка сделана 2021-05-19 05:22:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте