В скандинавской мифологии, Аск и Эмбла (от древнескандинавский : Аскр ок Эмбла) - мужчина и женщина соответственно - были первыми двумя людьми, созданными богами. Эта пара засвидетельствована как в Поэтической Эдде, составленной в 13 веке из более ранних традиционных источников, так и в Прозаической Эдде, написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном. В обоих источниках три бога, одним из которых является Один, находят Аск и Эмблу и дарят им различные материальные и духовные дары. Для объяснения этих двух фигур был предложен ряд теорий, и время от времени на них встречаются ссылки в популярной культуре.
Древнескандинавский аскр буквально означает «пепел. tree ", но этимология слова embla сомнительна, и обычно предлагаются две возможности значения embla. Первое значение, «вяз », является проблематичным и достигается путем получения * Elm-la от * Almilōn, а затем от almr («вяз»). Второе предположение - «лоза », которая достигается через * Ambilō, что может быть связано с греческим термином ἄμπελος (ámpelos), что само по себе означает «виноградная лоза, лиана ». Последняя этимология привела к ряду теорий.
Согласно Бенджамину Торпу "Гримм говорит, что слово embla, emla означает занятую женщину, от amr, ambr, aml, ambl, усердный труд; то же самое отношение как Мешия и Мешиян, древнеперсидские имена первых мужчин и женщин, которые также образовались из деревьев ".
В 17 строфе поэмы «Поэтическая Эдда» Völuspá провидица, декламирующая стихотворение, утверждает, что Хенир, Лодурр и Один однажды нашли Аск и Эмблу на суше. Провидица говорит, что эти двое были способны на очень немногое, не имея ørlög, и говорит, что они получили три дара от трех богов:
|
|
|
Значение этих даров было предметом разногласий среди ученых, поэтому переводы различаются.
Согласно главе 9 книги «Прозаическая Эдда» Гильфагиннинг, три брата Вили, Ве и Один являются создателями первого мужчина и женщина. Однажды братья гуляли по пляжу и нашли там два дерева. Они взяли дерево и создали из него первых людей; Спроси и Эмбла. Один из трех дал им дыхание жизни, второй дал им движение и интеллект, а третий придал им форму, речь, слух и зрение. Далее три бога дали им одежду и имена. Аск и Эмбла стали прародителями всего человечества и получили дом в стенах Мидгарда.
A протоиндоевропейское основание дуэта было теоретизировано на основе этимологии слова embla, означающего «виноградная лоза». В индоевропейских обществах аналогия происходит от бурения огня и полового акта. Виноградные лозы использовались в качестве горючего дерева, где их помещали под сверло из более твердого дерева, что приводило к пожару. Дальнейшее свидетельство ритуального разжигания огня в Скандинавии теоретизировалось на основании изображения на каменной плите на могиле бронзового века в Кивике, Скании, Швеция.
Яан Пухвел комментирует, что «древние мифы изобилуют банальными« первыми парами »типа Адама и его побочного продукта Евы. В индоевропейской традиции они восходят к ведической Яма и Ями и иранские Машья и Машьянаг до исландских Аскр и Эмбла, с деревьями или камнями в качестве предпочтительного сырья, а также с зубами дракона или другим костным веществом, иногда добавляемым для хорошей меры "
В своем исследовании сравнительных свидетельств происхождения человечества от деревьев в индоевропейском обществе Андерс Хултгард отмечает, что «мифы о происхождении человечества из деревьев или дерева, по-видимому, особенно связаны с древней Европой и Индо. Европа и говорящие на индоевропейском языке народы Малой Азии и Ирана. В отличие от культур Ближнего Востока, почти исключительно тип антро- погонические рассказы, которые выводят происхождение человека из глины, земли или крови посредством божественного творения ".
Две деревянные фигуры - Фигурки болота Браак - «выше человеческого роста» были обнаружены в торфяном болоте в Браак в Шлезвиг, Германия. На фигурах изображены обнаженный мужчина и обнаженная женщина. Хильда Эллис Дэвидсон комментирует, что эти фигуры могут представлять «лорда и леди» ваниров, группы норвежских богов, и что «еще одно воспоминание об [этих деревянных божествах] может сохраниться в традиции создания Аск и Эмбла, мужчины и женщины, основавших человечество, созданных богами из деревьев на берегу моря ".
Фигура по имени >sc (Древнеанглийский «ясень») появляется как сын Хенгеста в англосаксонской генеалогии королей Кента. Это привело к ряду теорий о том, что фигуры, возможно, имели более раннюю основу в доскандинавской германской мифологии.
Были предложены связи между Аск и Эмбла и вандалами королями Асси и Амбри., засвидетельствовано в работе Павла Диакона в 7 веке нашей эры Origo Gentis Langobardorum. Там они просят у бога Годана (Одина) победы. Имя Амбри, как и Эмбла, вероятно, происходит от * Ambilō.
Строфа, предшествующая описанию создания Аск и Эмбла в Вёлуспе, содержит каталог гномов., а строфа 10 описывала сотворение человеческих форм из земли. Это потенциально может означать, что гномы сформировали людей и что три бога дали им жизнь. Кэролайн Ларрингтон теоретизирует, что люди метафорически обозначаются как деревья в древнескандинавских произведениях (примеры включают «деревья украшений» для женщин и «деревья битвы» для мужчин) из-за происхождения человечества от деревьев; Аск и Эмбла.
Аск и Эмбла были предметом ряда ссылок и художественных изображений.
Скульптура, изображающая двоих, созданная Стигом Бломбергом в 1948 году, стоит в Сёльвесборге на юге Швеции.
Аск и Эмбла изображены на двух из шестнадцати деревянных панелей Дагфина Веренскиолда на Мэрии Осло.
На Викискладе есть материалы, связанные с Аскром и Эмблой. |