Вильгельм Буш

редактировать
Немецкий юморист, поэт, иллюстратор и художник (1832–1908)

Вильгельм Буш
Автопортрет, 1894 год Автопортрет, 1894 г.
РодилсяГенрих Христиан Вильгельм Буш. (1832-04-15) 15 апреля 1832 года. Виденсаль, Королевство Ганновер (сегодня Нижняя Саксония )
Умер9 января 1908 (1908-01-09) (в возрасте 75 лет). Мехтсхаузен, провинция Ганновер, Германская империя (сегодня часть Seesen, Нижняя Саксония)
ОбразованиеHannover Polytechnic, Kunstakademie Düsseldorf, Академия изящных искусств, Антверпен, Академия изящных искусств, Мюнхен
ЖанрКарикатура, живопись, поэзия
Известные произведенияМакс и Мориц

Подпись

Генрих Кристиан Вильгельм Буш (15 апрель 1832 г. - 9 января 1908 г.) он опубликовал комическими иллюстрированными поучительными рассказами 1859 года, а самые известные работы к 1870-м годам. пользу гравюра на дереве, а позже ц инкография.

Буш рисовал на современной приходской и городской жизни, высмеивая католицизм, мещанство, строгую религиозную мораль, и фанатизм. Его комический текст был красочным и интересным, с использованием звукоподражания, неологизмов и других речевых оборотов, что привело к тому, что некоторые работы были запрещены властями.

Буш стал оказал влияние как на поэзию, так и на иллюстрацию, и создал для будущих поколений художников-комиков. Katzenjammer Kids был вдохновлен книгой Буша Макс и Мориц, один из множества имитаций, созданных в Германии и США. Премия Вильгельма Буша и Музей Вильгельма Буша позволяет сохранить его наследие. 175-летие со дня его рождения в 2007 году отметили по всей Германии. Буш остается одним из самых влиятельных поэтов и художников Западной Европы.

Содержание
  • 1 Семейное происхождение
  • 2 Жизнь
    • 2.1 Детство
    • 2.2 Учеба
    • 2.3 Мюнхен
    • 2.4 Публикация Макса и Морица
    • 2.5 Франкфурт
    • 2.6 Дальнейшая жизнь
  • 3 Работа
    • 3.1 Макс и Мориц
    • 3.2 Святой Антоний Падуанский и Елена, которые не смогли помочь ему
    • 3.3 Критика сердца
    • 3.4 Приключения холостяка
    • 3.5 Последние работы
    • 3.6 Живопись
  • 4 Темы, техника и стиль
    • 4.1 Техника
    • 4.2 Язык
    • 4.3 Палка и другие виды жестокости
    • 4.4 Антисемитизм
  • 5 Биографии
  • 6 Наследие
    • 6.1 Влияние на комиксы
    • 6.2 «Морицианское» влияние
  • 7 Ссылки
  • 8 Процитированные работы
  • 9 Внешние ссылки
Семейное прошлое
Дом, в котором родился Буш, Виденсаль, 2008

В конце восемнадцатого века Иоганн Георг Кляйне, дед Вильгельма Буша по материнской линии, поселился в небольшой деревне Виденсаль. Там в 1817 году он купил фахверковый дом с соломенной крышей , где примерно 15 лет спустя должен был родиться Вильгельм Буш. Амалия Кляйне, жена Иоганна и бабушка Вильгельма Буша, держала магазин, в котором помогала мать Буша Генриетта, пока два ее брата ходили в среднюю школу. Когда Иоганн Георг Кляйне умер в 1820 году, его вдова продолжала управлять магазином вместе с Генриеттой.

В 19 лет Генриетта Кляйне вышла замуж за хирурга Фридриха Вильгельма Штюмпе. Генриетта овдовела в возрасте 26 лет, и ее трое детей от Штюмпе умерли младенцами. Около 1830 года Фридрих Вильгельм Буш, внебрачный сын фермера, поселился в Виденсале после завершения производственного обучения в соседней деревне Локкум. Он приобрел магазин Kleine в Виденсале, который полностью модернизировал. Он женился на Генриетте Кляйне Штюмпе.

Жизнь

Детство

Вильгельм Буш родился 15 апреля 1832 года и был первым из семи детей от брака Генриетты Кляйне Штюмпе и Фридриха Вильгельма Буша. Шесть его братьев и сестер вскоре после этого: Фанни (1834 г.), Густав (1836 г.), Адольф (1838 г.), Отто (1841 г.), Анна (1843 г.) и Герман (1845 г.); все пережили детство. Его родители были амбициозными, трудолюбивыми и набожными протестантами, которые позже, несмотря на то, что стали относительно благополучными, не могли себе дать образование всем троим сыновьям. Биограф Буша Берндт В. Весслинг предположил, что Фридрих Вильгельм Буш вложил значительные средства в своих сыновей местности, потому что его собственная незаконнорожденность вызывает обширную клеймо в сельской местности.

Молодой Вильгельм Буш был высоким рослым человеком. ребенок, но с довольно тонким и изящным телосложением. Грубое ребячество его более поздних главных героев, «Макс и Мориц », было редкостью в его детстве. В автобиографических очерках и письмах он проводит себя как чувствительный и робкий, как человека, который «тщательно изучает опасения» и кто с восхищением, состраданием и огорчением реагирует на убийство животных осенью. Он описал «превращение в колбасу » как «ужасно убедительную», оставив неизгладимое впечатление; свинина вызывала у него тошноту на протяжении всей жизни.

Осенью 1841 года, после рождения его брата Отто, образование Буша было поручено 35-летнему священнослужителю Георгу Кляйне, его дядя по материнской линии в Эбергётцен, где обучались 100 детей на площади 66 м ( 710 квадратных футов). Вероятно, это связано с нехваткой места в доме, где у него нет семьи, чтобы получить лучшее образование. Ближайшая удобная школа находилась в Бюкебурге, в 20 км от Виденсаль. Кляйне со своей женой Фанни Петри жили в приходском доме в Эбергётцене, в то время как Буш жил в неродственной семье. Кляйне и его жена были ответственными и заботливыми, исполняли исполняли родительскую роль и обеспечивали ему убежище в будущих неудачных временах.

Сцена из Макса и Морица

Частные уроки Кляйне для Буша также посещал Эрих Бахманн, сын богатого Эбергётцена мельника. Оба стали друзьями, по словам Буша, самой сильной дружбой его детства. Эта дружба нашла отражение в рассказе 1865 года «Макс и Мориц». На небольшом карандашном портрете 14-летнего Буша Бахманн изображен Пухлым, уверенным в себе мальчиком, и он показывает сходство с Максом. Буш изобразил себя «волнистым», в более позднем «морицианском» задорном стиле.

Кляйн был филологом, его уроки не проводились на современном языке, и это доподлинно неизвестно всем предметам, обучали им Буша и его друга. Буш действительно изучил элементарную арифметику у своего дяди, хотя уроки естествознания могли быть более всеобъемлющими, поскольку Кляйн, как и многие другие священнослужители, пчеловодом и опубликовал эссе и учебники по этому предмету, - Бушал свои знания пчеловодства в своих будущих рассказах. Рисование, немецкую и немецкую поэзию также преподавал Кляйне.

Буш мало общался со своими родными родителями в этот период. В то время путь длиной 165 км (103 миль) между Виденсалом и Эбергётценом на лошади занимал три дня. Его отец посещал Эбергётцен два-три раза в год, а мать оставалась в Виденсале, чтобы присматривать за другими детьми. 12-летний Буш однажды навестил свою семью; мать сначала не узнала его. Некоторые биографы Буша считают, что это раннее разлучение с родителями, особенно с матерью, произошло его эксцентричной холостяцкой жизни. Осенью 1846 года Буш вместе с Кляйнами переехал в Люторст, где 11 апреля 1847 года он был подтвержден.

Учеба

В сентябре 1847 года Буш начал изучать машиностроение в Ганноверский политехнический институт. Биографы Буша не согласны с тем, почему закончилось его ганноверское образование; большинство полагает, что его отец основан на мало ценил артистические способности сына. Биограф Ева Вайсвайлер подозревает, что Кляйне сыграет важную роль, и что другими возможными причинами были дружба с трактирщиком Брюммером, политические дебаты в тавне Брюмера и нежелание Буша верить каждому слову Библии и катехизис.

Буш изучал четыре почти года в Ганновере, несмотря на основные трудности в предмета. За несколько месяцев до начала он рассказал своим родителям о своем стремлении учиться в Дюссельдорфской художественной академии. По словам племянника Буша Германа Нёльдеке, его мать поддерживала эту склонность. Его отец в конце концов согласился, и Буш переехал в Дюссельдорф в июне 1851 года, где, к своему разочарованию из-за того, что он не принял в продвинутый класс, он поступил в подготовительные классы. Родителям Буша заплатили за обучение в течение одного года, поэтому в мае 1852 года он отправился в Антверпен, чтобы продолжить учебу в Королевской академии изящных искусств у Иосифа Лаврентия Дикманса <329.>. Заставил своих родителей поверить в то, что академия была менее регламентирована, чем Дюссельдорф, он имел возможность изучать старых мастеров. В Антверпене он впервые увидел картины Питера Пауля Рубенса, Адриана Брауэра, Дэвида Тенирса и Франса Хальса. Фотографии вызвали у него интерес, но заставили усомниться в собственных силах. В конце концов, в 1853 году, тяжело переболев тифом, он отказался от своих исследований в Антверпене и вернулся без гроша в Виденсаль.

Мюнхен

Буш был опустошен болезнью, и на пять месяцев потратил время на рисование и сбор народных сказок, легенд, песен, баллад, стишков и отрывков местных суеверий. Биограф Буша, Йозеф Краус, считал эти сборники полезными дополнениями к фольклору, поскольку Буш отмечает повествовательный фонок сказки и особенности рассказчиков. Буш пытался выпустить сборники, но, поскольку издателя в то время найти не удалось, они были выпущены после его смерти. В нацистскую эпоху Буш был известен как «этнический провидец».

Вильгельм Буш, 1860 г.

После того, как Буш провел шесть месяцев со своим дядей Кляйне в Люторсте, он выразил намерение продолжить учебу в Мюнхене. Эта просьба вызвала разлад с его отцом, который, однако, в итоге профинансировал этот переезд; - см. Для сравнения иллюстрированный рассказ Буша о художнике Клекселе. Ожидания Буша от Мюнхенской Академии художеств не оправдались. Его жизнь стала бесцельной; время от времени к Люторсту приходили повторные визиты, но контакт с его родителями был прерван. В 1857 и 1858 годах, поскольку его положение казалось бесперспективным, он подвал об эмиграции в Бразилию, чтобы разводить пчел.

Буш вступил в контакт с ассоциацией художников Юнг Мюнхен (Молодой Мюнхен), познакомился с известными мюнхенскими художниками, а также написал и предоставил карикатуры для газеты Юнг Мюнхен. Каспар Браун, издатель сатирических газет, Münchener Bilderbogen (иллюстрированные листы из Мюнхена) и Fliegende Blätter (Flying Leaves), используя сотрудничество с Бушем. Эта ассоциация предоставила Бушу достаточно средств для жизни. Существующая карикатура на себя предполагает, что в это время были напряженные отношения с женщиной из Аммерланда. Его ухаживания с дочерью семнадцатилетнего купца, Анной Рихтер, с которой Буш познакомился через своего брата Густава, закончились в 1862 году. Биограф Буша, Диерс, предполагает, что ее отец, вероятно, отказался доверить свою дочь почти неизвестному художнику, не имеющему постоянного дохода..

В ранние мюнхенские годы попытки Буша написать либретти, которые сегодня забыты, не увенчались успехом. До 1863 года он работал над двумя или тремя крупными произведениями; третий был составлен. Романтическая опера Буша «Liebestreu und Grausamkeit» в трех действиях «Гензель и Гретель » и «Der Vetter auf Besuch», своего рода «опера-буффа», не имели особого успеха. Во время постановки Der Vetter auf Besuch между Бушем и Кремплсетцером возник спор, в результате которого имя Буша было удалено из постановки; произведение было переименовано в Зингшпиль фон Георг Кремплсетцер.

В 1873 году Буш несколько раз вернулся в Мюнхен и принял участие в напряженной жизни Мюнхенского художественного общества как бегство от провинциальной жизни. В 1877 году, в последней попытке стать серьезным художником, он открыл студию в Мюнхене. Он внезапно покинул Мюнхен в 1881 году, после того как сорвал развлекательное шоу и предоставил сцену из-за воздействия алкоголя. Иллюстрированная сказка 1878 года «Восемь листов на ветру» из девяти серий, как люди в состоянии опьянения ведут себя как животные. Биограф Буша Вайсвайлер считал, что эта история была лишь внешне забавной и безобидной, но представляла собой исследование зависимости и вызванного ею состояния заблуждения.

Публикация Макса и Морица

Вильгельм Буш, ок. 1882

Между 1860 и 1863 годами Буш написал более ста статей для Münchener Bilderbogen и Fliegende Blätter, но он чувствовал его зависимость от издателя Каспара Брауна становится все более жесткой. Буш назначил дрезденского издателя Генриха Рихтера, сына саксонского художника Людвига Рихтера, новым издателем - пресса Рихтера до того времени выпускала детские книги и религиозную христианскую религиозную литературу. Буш мог выбирать темы, хотя Рихтер выразил некоторую озабоченность по поводу четырех предложенных иллюстрированных сказок. Однако некоторые из них были опубликованы в 1864 году как Bilderpossen, что оказалось несостоятельным. Затем Буш использовал Рихтеру рукописи Макса и Морица, отказавшись от каких-либо сборов. Рихтер отклонил рукопись, поскольку перспективы продаж казались плохими. Бывший издатель Буша, Браун, приобрел права Макса и Морица за 1000 гульденов, что примерно вдвое больше годовую зарплату мастера.

. Для Брауна рукопись была случайной. Первоначально продажи Макса и Морица были медленными, но после второго издания 1868 года показатели продаж улучшились. Всего до смерти Буша в 1908 году было продано 56 изданий и более 430 000 копий. Несмотря на то, что критики поначалу игнорировали их, учителя 1870-х годов прошлого века Макса и Морица описывали как легкомысленное и нежелательное влияние на нравственное развитие молодежи.

Франкфурт

Рост экономического успеха позволил Бушу чаще посещать Виденсаль. Буш решил уехать из Мюнхена, так как там проживало мало родственников, и ассоциация художников была временно распущена. В июне 1867 г. Буш впервые встретился со своим братом Отто во Франкфурте. Отто работал наставником в семье богатого банкира и промышленника Кесслера. Буш сдружился с женой Кесслера, Йоханной, матерью семерых детей и влиятельным покровителем искусства и музыки Франкфурта. Она регулярно открывала на своей вилле салоны, которые посещали художники, музыканты и философы. Она считала Буша великим художником, и эту точку зрения поддерживал Антон Бургер, ведущий художник Kronberger Malerkolonie, группы художников, Kronberg. Хотя его юмористические рисунки ей не нравились, она поддерживала его карьеруру. Сначала она устроила Бушу квартиру и студию на своей вилле, а позже предоставила ему квартиру поблизости. «Годы Франкфурта», мотивированные поддержкой и восхищением Кесслера, а также знакомством с культурной жизнью Франкфурта, были для Буша наиболее эффективными с художественной точки зрения. В это время он и Отто открыли для себя философские работы Артура Шопенгауэра..

Буш не остался во Франкфурте. Ближе к концу 1860-х годов он чередовал Виденсаль и Люторст и Вольфенбюттель, где жил его брат Густав. Связь с Йоханной Кесслер длилась пять лет, и после его возвращения в Виденсаль в 1872 году они связались письменно. Этот контакт был прерван между 1877 и 1891 годами, после чего он был восстановлен с помощью дочерей Кесслера.

Дальнейшая жизнь

Могила Буша в Мехтсхаузене

Биограф Вайсвайлер не исключает возможности того, что рост Буша алкогольная зависимость препятствовала самокритике. Он отказывался от приглашений на вечеринки, и издатель Отто Бассерман отправил его в Виденсаль, чтобы окружающие не заметили его проблемы солем. Буш также был заядлым курильщиком, что привело к появлению симптомов тяжелого никотинового отравления в 1874 году. Он стал чаще изображать пьяниц.

Голландский писатель переписывался с Бушем. В период с января по октябрь 1875 года было обменено более пятидесяти писем, которые обсуждались философия, религия и этика. Хотя сохранилось только одно письмо Андерсона, письма Буша находятся в рукописях. Они встретились в Майнце в октябрь 1875 года, после чего он вернулся в Бассерман в Хайдельбаке в «ужасном настроении». По словам нескольких людей в то время, неспособность Буша найти жену стала причиной его вызывающего поведение. Нет никаких свидетельств того, что Буш имел близкие отношения с какой-либо женщиной после этого с Андерсоном.

Буш жил с семьей своей сестры Фанни после смерти ее мужа пастора Германа Нельдеке в 1879 году. Его племянник Адольф Нельдеке вспоминает, что Буш хотел вернуться с семьей в Виденсаль. Буш отремонтировал дом, за которым стал ухаживала Фанни, хотя Буш был богатым человеком, и «отцом» для трех своих молодых племянников. Однако она предпочла бы жить в более городском районе для обучения своих сыновей. Для Фанни и ее трех сыновей Буш не мог заменить прежнюю идиллическую жизнь. Годы около 1880 года были психически и эмоционально изнурительными для Буша, который все еще употреблял алкоголь. Он не приглашал посетителей в Виденсаль; из-за этого Фанни потеряла связь со своими друзьями в деревне, и всякий раз, когда она подвергала сомнению его желания, Буш приходил в ярость. Даже его друзья Отто Фридрих Бассерманн, Франц фон Ленбах, Герман Леви и Вильгельм фон Каульбах не были приняты в доме; он встретится с ними в Касселе или Ганновере.

Буш прекратил рисовать в 1896 году и передал все права на публикацию Bassermann Verlag за 50 000 золотых марок. Буш, которому сейчас 64 года, чувствовал себя старым. Ему нужны были очки для письма и рисования, и его руки слегка дрожали. В 1898 году вместе со своей стареющей сестрой Фанни Нёльдеке он принял предложение Бассерманна переехать в большой пастор в Мехтсхаузене. Буш читал биографии, романы и рассказы на немецком, английском и французском языках. Он систематизировал свои произведения, писал письма и стихи. Большинство стихотворений из сборников Schein und Sein и Zu guter Letzt были написаны в 1899 году. Последующие годы не были для Буша событиями.

В начале января 1908 года у него заболело горло, и его врач обнаружил слабое сердце. В ночь с 8 на 9 января 1908 года Буш беспокойно спал, принимая камфору и несколько капель морфина в качестве транквилизатора. Буш умер на следующее утро до того, как его врач, которого вызвал Отто Нёльдеке, пришел на помощь.

Работа
Сцена из Хелен, которая не могла ему помочь

Во франкфуртский период Буш опубликовал три самоубийства. содержит иллюстрированные сатиры. Их антиклерикальные темы оказались популярными во время Kulturkampf. Сатира Буша обычно не затрагивала политические вопросы, а преувеличивала церковность, суеверия и двойные стандарты филистера. Это преувеличение сделало как минимум две работы исторически ошибочными. Третья иллюстрированная сатира, Отец Филуций (Pater Filucius), описанная Бушем как «аллегорическая подёнка », имеет больший исторический контекст.

Макс и Мориц

на немецком языке «Eine Bubengeschichte in sieben Streichen, Max and Moritz» представляет собой серию из семи иллюстрированных историй, касающихся озорных выходок двух мальчиков, которых в конечном итоге измельчают и скармливают уткам.

Святой Антоний Падуанскийи Елена, которые ничего не могли с этим поделать

Две сцены из спектакля «Месье Жак из Парижа в 1870 году»

В Святом Антонии Падуанском (Der Heilige Antonius von Padua) Буш вызовы Католическая вера. Он был выпущен издателем Морицем Шауэнбургом в то время, когда Папа Пий IX провозгласил догму о непогрешимости папы, что подверглось резкой критике со стороны протестантов. Работы издателя подверглись тщательной проверке или цензуре, и прокурор штата в Оффенбурге обвинил Шауэнберга в «очернение религии и оскорбление общественного порядка посредством непристойных писаний» - решение, которое касается именно Буша. Сцены Антония в сопровождении свиньи, допущенной на небеса, и дьявола в образе полуобнаженного балерины, соблазняющего Антония, были признаны спорными. Окружной суд Дюссельдорфа запретил святому Антонию. Шауэнбург был оправдан 27 марта 1871 года в Оффенбурге, но в Австрии распространение сатиры было запрещено до 1902 года. Шауэнбург отказался публиковать дальнейшие сатиры Буша, чтобы избежать обвинений в будущем.

Следующая работа Буша, Хелен, которая не могла помочь Оно (Die fromme Helene) было опубликовано Отто Фридрихом Бассерманом, другом, с которым Буш познакомился в Мюнхене. Helen Who Couldn't Help It, который вскоре переведен на европейские языки, высмеивает религиозное лицемерие и сомнительную мораль:

Ein guter Mensch gibt gerne acht,. Ob auch der andre был Böses macht;. Und strebt durch häufige Belehrung. Nach seiner Beß'rung und Bekehrung

Святой человек любит трудиться. для исправления своего ближнего,. И видит через частые увещевания. К своему совершенствованию через раскиение... Или: Хороший человек любит обращать внимание,. если у другого есть злые намерения,. и стремится к частым назидательным вторжениям,. после своего улучшения и обращения.

Многие детали из книги Хелен, которая не могла помочь, критикуют образ жизни Кесслеров. Йоханна Кесслер была замужем за более старшим мужчиной и доверила своих детей гувернанткам и наставникам, в то время, как она играла активную роль в общественной жизни Франкфурта.

Schweigen will ich vom Theater. Wie von da, des Abends spät,. Schöne Mutter, alter Vater. Arm in Arm nach Hause geht.. Zwar man zeuget viele Kinder,. Дочман денкет ничтс дабей.. Und die Kinder werden Sünder,. Венн ден Элтерн эйнерлей.

С другой стороны, ручка предпочла бы. Пощадить сцену, чьи острые ощущения волнуют. Красивая мать, честный отец,. Они идут ночью домой.. Пары пара и дубль. С беспечным и легкомысленным видом,. Но дети попадают в беду. Если родителям все равно.

Персонаж мистера Шмока - имя, основанное на идише оскорблении «чмо » - показывает сходство с мужем Йоханны Кесслер, который не интересовался искусством и культурой.

Во второй части Хелен, которая не могла помочь, Буш атакует католических паломников. Бездетная Хелен отправляется в паломничество в сопровождении кузена и католического священника Франца. Паломничество увенчалось успехом, как позже Хелен рожает близнецов, похожих на Елену и Франца. Позже Франца убивает ревнивый камердинер Жан за его интерес к женскому кухонному персоналу. У овдовевшей Хелен остались только четки, молитвенник и алкоголь. В пьяном виде она падает в горящую масляную лампу. Шопенгауэра:

Das Gute - dieser Satz steht fest -. Ist stets das Böse, was man läßt!

Хорошее (я обвинен, например). Но плохой остается несделанным.

Отец Филуций (Отец Филуций) - единственная иллюстрированная сатира этого периода, предложенная издателем. Также направленный на антикатолический вкус и покупателей, он критикует Орден иезуитов. Краус считал, что это самая слабая из всех трех антиклерикальных работ. «Месье Жак в Париж во время осады 1870 года» (Monsieur Jacques à Paris während der Belagerung von 1870). Биограф Буша Мануэла Диерс объявляет историю «безвкусной работы, основанной на антифрансе эмоций и высмеивающей страдания французов в Париже, оккупированном прусскими войсками». На нем изображен отчаявшийся гражданин Франции, который сначала ест мышь во время немецкой осады, ампутирует хвост своей собаке, чтобы приготовить его, и, наконец, изобретает таблетку от взрыва, которая убивает его собаку и двух сограждан. Вайсвайлер считает, что Буш писал с иронией. В вымышленной семейной истории Эгинхарда и Эммы (1864), действие происходящего в эпоху Карла Великого, он критикует Священную Римскую семейную империю и к созданию на ее месте Германской империи; в «День рождения или партикуляристы» (Der Geburtstag oder die Partikularisten) он высмеивает анти- прусские настроения своих соотечественников в Ганновере.

Критика сердца

Eingeschlafener Trinker Вильгельма Буша 1869, Штедель художественный музей

Буш какое-то время не писал иллюстрированных сказок, а сосредоточился на литературной Критик де Герцен (Kritik des Herzens), желая казаться своим читателям более серьезным. Современный прием к сборнику из 81 стихотворения был в основном плохим; его критиковали за акцент на браке и сексуальности. Его давний друг Поль Линдау назвал его «очень серьезными, проникновенными, очаровательными стихами». Голландская писательница Мари Андерсон была одной из немногих, кому понравилась его Kritik des Herzens, и она даже планировала опубликовать его в голландской газете.

Приключения холостяка

Несмотря на перерыв после переезда из Франкфурта, 1870-е годы были одним из самых продуктивных десятилетий Буша. В 1874 году он выпустил короткую иллюстрированную сказку «Диддл-Бум! (Дидельдум!).

Следом в 1875 году вышла Трилогия Кноппа о жизни Тобиаса Кноппа: Приключения холостяка (Abenteuer eines Junggesellen), мистера и миссис Кнопп (Herr und Frau Knopp) (1876) и «Жюли» (Юльхен) (1877). Антагонисты трилогии - это не пары неприятностей, как в случае с Максом и Морицем или Джеком Круком, Птицей зла (Ханс Хакебейн, дер Унглюксрабе). Без пафоса Буш заставляет Кноппа осознать свою смертность:

Вильгельм Буш в 1878 году, фотография Эдгара Ханфштенгля

Розен, Тантен, Басен, Нелькен. Sind genötigt zu verwelken;. Ach - und endlich auch durch mich. Macht man einen dicken Strich.

апрель, кузены, девушки, май. безвозвратно распад;. И я также, довольно скоро,. Должен быть отменен и вычеркнут.

В первой части трилогии Кнопп подавлен и будет искать жену. находит незавидные отношения. делает предложение своей экономке. Следующее предложение руки и сердца, по словам биографа Буша Йозефа Крауса, является одним из самых коротких в истории немецкой литературы:

"Mädchen", spricht er, "sag mir ob...". Und sie lächelt: "Джа, герр Кнопп! "

« Девка, - бормочет он, - если бы я был... ». И она улыбается:« С удовольствием, сэр! »

По словам Весслинга, Буш стал скептически относиться к браку после написания истории. Мари Андерсон он написал: «Я никогда не выйду замуж (...) Я уже в хороших руках с моей сестрой».

Последние работы

Среди последних работ Буша были рассказы Клемент Голубь, Поэт, которому помешали (Balduin Bählamm, der verhinderte Dichter) (1883) и Художник Сквиртл (Maler Klecksel) (1884), оба из которых сосредоточены на художественной неудаче и косвенно на его собственной неудаче. Обе истории начинаются с предисловия, которое, по мнению биографа Йозефа Крауса, было бравурным отрывком из «Komische Lyrik» - немецкой комической поэзии. Клемент Дав высмеивает мюнхенский кружок буржуазных поэтов-любителей «Крокодилы» (Die Krokodile ) и их выдающих членов Эмануэля Гейбеля, Пауля фон Хейзе и Вильбрандт. Художник Сквиртл критикует буржуазного знатока искусства, который считает, что ценность искусства определяет его ценой.

Mit scharfen Blick nach Kennerweise. Seh ich zunächst mal nach dem Preise,. Und bei genauerer Betrachtung. Steigt mit dem Preise auch die Achtung.. Ich blicke durch die hohle Hand,. Ich blinzle, nicke: «Ах, scharmant!». Das Kolorit, die Pinselführung,. Die Farbentöne, die Gruppierung,. Dies Lüster, diese Harmonie,. Ein Meisterwerk der Phantasie.

На минутку запаздывает комментарий,. Втайне я отмечаю теги.. (Я подражаю избранному в сделке:. Высокая цена вызывает большое уважение.). Я формирую подзорную трубу рукой,. Я прищуриваюсь, киваю, отступаю: «Великолепно!». Какое чувство, одновременно наивное и глубокое!. Какой широкий авторитетный размах!. Трепет, передаваемый как следы. Эта решетка узорчатых пространств!. Эти экономичные конструкции. замыкающих асимптотических линий!

Прозаическая пьеса «Эдвардс Дрим» (Eduards Traum) была выпущена в 1891 году и состоит из нескольких небольших сгруппированных эпизодов, а не из одной линейной сюжетной линии. Работа была встречена неоднозначно. Джозеф Краус считал, что это был пик жизни произведения Буша, его племянники называли его шедевром мировой литературы, а издатель критического коллективного издания говорил о стиле повествования, которого нет в современной литературе. Ева Вайсвайлер увидела в пьесе попытка Буша проявить себя в жанре новеллы, что все, что его разозлило или оскорбило, и сопровождающая его эмоциональная глубина очевидны в рассказе. Рассказ 1895 года «Бабочка» (Der Schmetterling) пародирует темы и мотивы и высмеивает религиозный оптимизм немецкого языка, который противоречит реалистической антропологии Буша, на которую оказали влияние Шопенгауэр и Чарльз Дарвин. Его проза более строгая по повествовательному стилю по сравнению с «Эдвардс Дрим». Оба не пользовались популярностью среди читателей из-за своего незнакомого стиля.

Живопись

Waldlandschaft mit Heufuder und Kühen, 1884–1893

Буш чувствовал, что его навыки живописи не могут конкурировать с навыками Голландские мастера. Он считал несколько своих картин законченными, часто ставя их одна на другую сырых углах своей мастерской, где они слипались. Горючие материалы в саду. Датированы лишь несколько оставшихся картин, их сложно классифицировать. Его сомнения относительно своих навыков выражаются в выборе материалов. Его земля обычно выбиралась неосторожно. Иногда он использовал неровный картон или плохо подготовленные доски ели. Единственным исключением является портрет Джоанны Кесслер на холсте размером 63 см (25 дюймов) на 53 см (21 дюйм), одна из его самых больших картин. Большинство его работ, даже пейзажи, небольшие. Буш использует плохие грунты и цвета большинство из них сильно затемнены и имеют почти монохромный эффект.

На многих картинах изображена сельская местность в Виденсале и Люторсте. К ним относятся засыпанные ивы, коттеджи на кукурузных полях, пастушки, осенние пейзажи и луга с ручьями. Особенностью является использование красных курток, которые встречаются примерно на 280 из 1000 картин и рисунков Буша. Приглушенное или ярко-красное пальто обычно носит маленькая фигурка, изображенная сзади. Картины обычно изображают типичные деревни. Исключение составляют портреты Кесслеров и ряд других портретов, изображающих Лину Вайссенборн в середине 1870-х годов. Картина 10-летней девочки из еврейской семьи в Люторсте изображает ее серьезной и с темными восточными чертами.

В работах Буша ясно видно влияние голландских художников. «Халс разбавил и сократил (...), но все же Халсиан», - написал Пауль Клее после посещения мемориальной выставки Буша в 1908 году., темами которого были сельское хозяйство и постоялый двор, деревенские танцы, карточные игроки, курильщики, пьяницы и хулиганы. Он отверг методы импрессионизма с его сильной озабоченностью эффектом света и использовал новые цвета, такие как Aniline Yellow, и фотографии в качестве вспомогательных средств. Пейзажи середины 1880-х годов демонстрируют те же широкие мазки, что и на картинах молодого Франца фон Ленбаха. Буш отказался выставлять работы, хотя с ним подружились многие художники мюнхенской школы, что позволило ему сделать это; только в конце своей жизни он представил свои картины публике.

Темы, техника и стиль
Заключительная иллюстрация из книги «Диоген унд die bösen Buben von Korinth»

биограф Буша Йозеф Краус разделил свою работу на три периода. Однако он указывает, что эта классификация является упрощением, поскольку некоторые произведения по своей природе могут относиться к более позднему или более раннему периоду. Все три периода показывают одержимость Буша жизнью немецкого среднего класса. Его крестьяне лишены чувствительности, а деревенская жизнь отличается явным отсутствием сантиментов.

С 1858 по 1865 год Буш работал главным образом на Fliegenden Blätter и Münchener Bilderbogen.

Период с 1866 по 1884 год характеризуется его основными иллюстрированными рассказами, такими как «Елена, которая не смогла ему помочь». Эти рассказы по своей тематике отличаются от произведений его более раннего периода. Жизнь его персонажей начинается хорошо, но распадается, как в «Художнике Сквиртле» (Малер Клексель); кто-то чувствительный, который становится педантом. Другие относятся к непокорным детям или животным или делают великих или значительных глупыми и смешными. Ранние рассказы следуют образцу детских книг ортодоксального образования, таких как книги Генриха Гофмана Struwwelpeter, которые нацелены на обучение разрушительным последствиям плохого поведения. Буш не придавал значения своей работе, как он однажды объяснил Генриху Рихтеру: «Я смотрю на свои вещи такими, какие они есть, как на нюрнбергские безделушки [игрушки], как на Schnurr Pfeiferen [бесполезные и бесполезные вещи], ценность которых еще предстоит выяснить. не по художественному содержанию, а по общественному спросу (...) ».

С 1885 г. и до его смерти в 1908 г. в его творчестве преобладали проза и стихи. Прозаический текст 1895 года «Шметтерлинг» содержит автобиографические записи. Очарование Петра ведьмой Люсиндой, рабом которой он считает себя, возможно, в отношении Йоханны Кесслер. Питер, как и Буш, возвращается на родину. По стилю он похож на романтический рассказ о путешествии, который Людвиг Тик создал со своим 1798 Франц Штернбальдс Вандерунген. Буш обыгрывает традиционных, мотивы, изображения, литературные темы и формы повествования.

Техника

Издатель Каспар Браун, заказавший Первые иллюстрации Буш основал первую мастерскую в Германии, которая использовала гравюру на дереве. Эта техника высокой печати была использована английским художником-графиком Томасом Бьюиком ближе к концу восемнадцатого века и за долгие годы стала наиболее широко используемой системой воспроизведения иллюстраций. Буш настоял на том, чтобы сначала нарисовать рисунки, а потом написать стих. Surviving на подготовительных рисунках идеи движения линейные заметки, а также исследования физиогномики.

Затем набросок был перенесен карандашом на панели из твердой древесины с белым грунтовкой. конец зерна. Это был не только тяжелый труд, но и качество печатного блока. Все, что осталось белым на блоке, вокруг начерченных линий, было вырезано с пластинами опытными граверами. Гравировка по дереву позволяет более тонкую дифференциацию, чем гравюра на дереве, почти потенциальные значения тона сравнимы с качеством глубокой печати, например, гравюры на меди . Иногда был неудовлетворительным, из-за чего Буш переделывал или воспроизводил пластины. Техника гравировки на дереве не позволяет рисовать тонкие линии, поэтому рисунки Буша, особенно в его иллюстрированных рисунках до середины 1870-х годов, нарисованы смело, что придает его работам особую особенность.

Середины 1870-е годы Иллюстрации Буша были напечатаны с использованием цинкографии. Благодаря этой технике больше не было опасности, что гравер по дереву может изменить характер своих рисунков. Оригиналы фотографировали и переносили на светочувствительную цинковую пластину. Этот процесс позволяет наносить четкую, свободную чернильную линию, нарисованную пером, и был более быстрым методом печати. Использование Бушем цинкографии началось с мистера и миссис Кнопп.

Язык

Эффект иллюстраций Буша усиливается его откровенными стихами, с насмешками, насмешками, ироническими поворотами, преувеличениями, двусмысленностью и т. Д. и поразительные рифмы. Его язык оказал влияние на юмористическую поэзию Эриха Кестнера, Курта Тухольского, Иоахима Рингельнатца и Кристиана Моргенштерна. «Макс и Мориц» проявляют себя в слабом достоинстве Вдовы Болт, которое несоразмерно потере ее цыплят:

Fließet aus dem Aug ', ihr Tränen!. All mein Hoffen, all mein Sehnen,. Meines Lebens schönster Traum. Hängt an diesem Apfelbaum!

Поток, мои слезы, затем, забивая, горящие,. Все мое утешение, надежда и тоска,. Все, о чем я мечтал, могло оказаться. Свисающие с яблони!

Сцена из «Макса и Морица»

Многие из двустиший Бруша, часть современного обихода, производят впечатление веской мудрости, но в его руках становятся только кажущейся правдой, лицемерием или банальности. звукоподражания является характерной чертой его работ: «Аллез-уп-да» - Макс и Мориц воруют жареных цыплят удочкой дымоход - «reeker-rawker»; «По доске от берега к берегу»; «Шуршание», «Слышать скрежет и треск жерновов»; и «звяканье», когда кот Эрик срывает люстру с потолка в фильме «Хелен, которая ничего не могла поделать». Буш использует имена, которые дают персонажей, чтобы описать их личность. «Studiosus Döppe» (Молодой Бамбель) имеет слабые умственные способности; «Зауэрбротс» (Закваска ) не будет иметь веселого нрава; и «Ферстер Кнарртье» (Forester Knarrt je) вряд ли мог быть светским человеком.

Во многих его иллюстрированных рассказах используются стихи со структурой хорей :

Мас тер Лам Пельс gen tle pow ers. Failed с ras cals например as наш

Превышение ударных слогов усиливает юмор строк. Буш также использует дактиль, где за одним ударным слогом следуют два безударных, как в его Plisch und Plum, где они подчеркивают педантичные и торжественные слова, учителя Бокельманн обучает своих учеников. Они посмотрите в главе «Закваска» из «Приключений холостяка» за счет чередования хоров и дактилей. Буш часто синхронизирует формат и содержание в своих стихах, как в «Обезьяне Фипсе», где он использует эпический гекзаметр в речи о мудрости.

И в своих иллюстрациях, и в стихах Буш использует знакомые басни., время от времени присваивая их мораль и историю, раскручивая их, чтобы проиллюстрировать совершенно иную и комичную «правду», и привнося свой пессимистический взгляд на мир и условия жизни человека. В то время как традиционные следуют типичной философии различения между добрым и злым поведением, Буш сочетает в себе и то и другое.

Битье палкой и другие виды жестокости

Две сцены из «Обезьяны Фипса»

Нет ничего необычного в том, чтобы увидеть избиение и мучения., и палкой в работах Буша. В моделях протыкаются острые карандаши, домохозяйки падают на кухонные ножи, воров протыкают зонтами, портные режут своих мучителей ножницами, негодяев перемалывают на кукурузных мельницах, пьяницы сжигают, а кошки, собаки и обезьяны испражняются, пока мучаются. Педагоги и психологи часто называли Буша садистом. Сожженные, оторванные, захваченные, вытянутые или съеденные хвосты исследуются Вайсвейлером не как агрессия против животных, а как фаллический намек на неразвитую сексуальную жизнь Буша. Такой графический текст и изображения в мультяшной форме не были чем-то необычным в то время, и издатели, общественность или цензоры не сочли это особо примечательным. Темы и мотивы его ранних работ были заимствованы из популярной литературы восемнадцатого и девятнадцатого веков, ужасные окончания он часто смягчал.

Трость, распространенный аспект учения XIX века, преобладает во многих из них. его произведения, например Майстер Драфф в «Приключениях холостяка» и Лерер Бокельманн в «Плише и сливе», где это показано как почти сексуальное удовольствие от применения наказания. Избиения и унижения встречаются и в его более поздних работах; биограф Гудрун Шури описал это как жизненный мотив Буша.

В поместье Буш есть записка «Durch die Kinderjahre hindurchgeprügelt» (Избитые в детстве), однако никаких доказательств того, что Буш имел в виду ему самому. Он не мог припомнить, чтобы его отец бил. Его дядя Кляйне однажды избил его, но не обычной ротанговой палкой, а символически высушенными стеблями георгина, за то, что он запихивал коровьи волосы в трубку деревенского идиота. Вайсвайлер отмечает, что Буш, вероятно, видел порки палками в своей деревенской, где он учился три года, и, вполне возможно, он также получил это наказание. В Abenteuer eines Junggesellen Буш показывает форму ненасильственного прогрессивного образования, которая терпит неудачу в одной сцене, а в следующей сцене - избиение палкой; Последовавшие затем последары палками свидетельствуют о пессимистическом представлении Буша о жизни, уходящем своими корнями в протестантскую этику девятнадцатого века, в которой он считал, что люди по своей природе злы и никогда не смогли победить свои пороки. Цивилизация - это цель образования, но человеческие инстинкты могут маскироваться лишь поверхностно. Кротость ведет только к продолжению человеческих проступков, поэтому требуется, даже если человек становится непоколебимый характер, обученной марионеткой или, в крайних случаях, умирает.

Антисемитизм

Предисловие к пятой главе Plisch und Plum

Паника 1873 года привела к растущей критике высоких финансов и распространению радикального антисемитизма, который в 1880 году -х стал подспудным. Эта критика видела разделение капитала на то, что было истолковано как «раффендес» (спекулятивный капитал ), и то, что составляло «конструктивный» творческий производственный капитал. «Хороший», «местный» и «немецкий» производитель получил высокую оценку антисемитских агитаторов, таких как Теодор Фрич, которые выступали против того, что он считал «хищным», «жадным», «Кровососущий», «еврейский» финансовый капитализм в виде «плутократов » и «ростовщиков». Считалось, что Буш принял эти стереотипы. Часто подчеркиваются два отрывка, один из книг «Хелен, которая не могла помочь»:

Und der Jud mit krummer Ferse,. Krummer Nas 'und krummer Hos'. Schlängelt sich zur hohen Börse. Tiefverderbt und Seelenlos.

И еврей, хитрый и трусливый,. Круглый, плечи, нос и колени,. Подкрадывается к бирже, небритый. И намеревается ростовщичество

Роберт Гернхард защищал Буша заявив, что евреи высмеиваются только в трех отрывках, самый старый из которых является иллюстрацией другого текста другого автора в 1860 году. Он установлен, что еврейские фигуры, одного из множества стереотипов, таких как «ограниченный Баварский фермер» и «Прусский турист». Джозеф Краус придерживается той же точки зрения и использует двустишие из «Восьми листов на ветру» (Die Haarbeutel), в которых ищущими прибыль являются люди:

Vornehmlich Juden, Weiber, Christen,. Die dich ganz schrecklich überlisten. 330>[В основном евреи, женщины, христиане / ужасно вас перехитрили]

Чаще всего девки, христиане, евреи,. которые намного быстрее увидят, что вы проиграете

Хотя Гернхардт чувствовал, что евреи для Буша были чужими, Еврейский дирижер Герман Леви подружился с ним, предположив, что Буш имел небольшое предубеждение по отношению к евреям.

Биографии

Первая биография Буша, Über Wilhelm Busch und seine Bedeutung (около Вильгельм Буш и его значение), была выпущена в 1886 году. Издатель Эдуард Даэлен, также художник и писатель, повторил антикатолический уклон Буша, поставив его в один ряд с Леонардо да Винчи, Питером Пауль Рубенс и Готфрид Вильгельм Лейбниц и некритическое цитирование переписок. Даже Буш и его друзья были смущены. Литературовед Фридрих Теодор Фишер подверг критике биографию Даэлена и назвал его «завистливым евнухом иссохшего филистера». Йоханнес Прелсс опубликовал в Frankfurter Zeitung эссе, в котором содержалось много биографической неправды - в ответ на это Буш написал две статьи в той же газете. Опубликованное в октябре и декабре 1886 года автобиографическое эссе «О себе» (Was mich betrifft) включает основные факты и некоторые его описания проблем; аналитики видят в эссе глубокий кризис идентичности. В последующие годы Буш пересмотрел свою автобиографию. Последнее такое эссе было опубликовано под названием «От меня обо мне» (Von mir über mich), в котором меньше биографических подробностей и меньше размышлений о горечи и веселье, чем о себе.

Наследие
Музей Вильгельма Буша в Ганновере Музей Вильгельма-Буш-Хаус в бывшем доме Буша в

Буш отпраздновал свое 70-летие в доме своего племянника в Хатторф-на-Гарце. В Mechtshausen было отправлено более 1000 поздравительных посланий со всего мира. Вильгельм II восхвалял поэта и художника, чьи «изысканные произведения полны неподдельного юмора и вечны для немецкого народа». Австрийская Alldeutsche Vereinigung (Пангерманская ассоциация) отменила запрет на Der heilige Antonius von Padua. Компания Verlag Braun Schneider, которой принадлежат права Макса и Морица, передала Бушу 20 000 рейхсмарок (около 200 000 евро или 270 000 долларов США), которые были переданы больницам в Ганновере.

. юбилейные даты его рождения и смерти, он отмечался часто. Во время 175-летнего юбилея в 2007 году работы Буша неоднократно переиздавались. Deutsche Post выпустила марки с изображением персонажа Буша Ганса Хекебейна, который сам создал прозвища для никогда не построенного Focke-Wulf Ta 183 немецкого реактивного истребителя 1945 года - и Германской Республики чеканил серебряную монету номиналом 10 евро, на которой был изображен портрет. Ганновер объявил 2007 год «Годом Вильгельма Буша» с изображениями работ Буша, машины в центре города.

Премия Вильгельма Буша ежегодно присуждается за сатирические и юмористические произведения поэзии. Общество Вильгельма Буша, действующее с 1930 года, стремится «(...) собирать, пересматривать и продвигать работы Вильгельма Буша среди публики». Он поддерживает развитие карикатуры и сатирических произведений как признанной отрасли изобразительного искусства. Он является защитником музея Вильгельма Буша. Мемориалы находятся в местах, где он жил, включая Виденсаль, Эбергётцен, Люторст, Мехтсхаузен и Хатторф-ам-Гарц.

Влияние на комиксы

описал Буша как «первый виртуоза» иллюстрированных рассказов. Со второй половины двадцатого века его считали «праотцом комиксов». Его ранние иллюстрации от иллюстраций Каспара Брауна. В них все больше внимания уделяется главным образом героям, они менее детализированы в рисовании и атмосфере и развиваются из драматического понимания всей истории. Все иллюстрированные сказки Буша сюжет, сначала имеют обстоятельства, затем возникший конфликт, а затем решение. Сюжеты развиваются через последовательные сцены, как в раскадровках фильмов. Busch производит впечатление движения и действия, временами усиливающегося за счет изменений перспективы. По словам Герта Уединга, его изображение движения уникально.

Одна из примечательных историй Буша - «Виртуозы» (1865), которая описывает жизнь пианиста, который играет в частном порядке для возбужденного слушателя. Сатиризируя отношение к саморекламе артиста и его преувеличенное обожание, он отличается от других рассказов, поскольку каждая особенность содержит прозы, но содержит музыкальную терминологию, такую ​​как «Introduzione», «Maestoso» и «Fortissimo vivacissimo». По мере нарастания темпа каждая часть его тела и лапка бегают вокруг. Предпоследняя сцена снова изображает движения пианиста, партитуры парят над роялем, на котором танцуют ноты. На многих лет художники-графики были очарованы Der Virtuos. Август Макке в письме галеристу Херварту Уолдену описал Буша как первый футуриста, заявив, насколько хорошо он улавливает время и движение. Подобные новаторские сцены есть в Bilder zur Jobsiade (1872). Иов не может ответить на довольно простые вопросы, которые задают двенадцать священников, которые одновременно качают головами. Каждая сцена - это исследование движения, которое предвещает Идверда Мейбриджа. Мейбридж начал свою работу в 1872 году, но не выходил в свет до 1893 года.

«Морицианское» влияние

Сцена из Рудольфа Диркса 'Дети Катценджаммера, 1901

На большой успех Буша, как в Германии, так и за рубежом, был с Максом и Морицем: до его смерти он был переведен на английский, датский, иврит, японский, латинский, польский, португальский, русский, венгерский, шведский и валлонский языки.. Несколько стран запретили эту историю - около 1929 года школьный совет Штирии запретил продажу Макса и Морица подросткам до восемнадцати лет. К 1997 году было выполнено более 281 перевода на диалект и язык.

Некоторые ранние «морицианские» комиксы были под сильным регионом Буша в сюжете и стиле повествования. Тутл и Бутл (1896 г.) заимствовал так много содержания у Макса и Морица, что его описали как пиратское издание. Настоящая «морицианская» игра - это The Katzenjammer Kids немецкого художника Рудольфа Диркса, опубликованная в New York Journal с 1897 года. Однако она была опубликована Предложение Уильяма Рэндольфа Херста создать паруев и сестер по образцу «Макса и Морица». Katzenjammer Kids считается одним из старейших и непрерывных комиксов.

, вдохновленных немецкими «морицианскими» историями: Lies und Lene; die Schwestern von Max und Moritz (Hulda Levetzow, F. Maddalena, 1896), Schlumperfritz und Schlamperfranz (1922), Sigismund und Waldemar, des Max und Moritz Zwillingspaar (Walther Günther, 1932) и Mac und Mufti (Thomas Ahlers, Volker Dehs, 1987). Они сформированы наблюдениями за Первой и Второй мировыми войнами. В 1958 году Христианско-демократический союз использовал персонажей Макса и Морица в кампании в Северном Рейне-Вестфалии, в том же году, когда восточногерманский сатирический журнал Уленшпигель изображения их для карикатурного чернокожих. В 1969 году Макс и Мориц «участвовали» в конце 1960-х. студенческий активизм.

.

Ссылки
Цитированные работы
Внешние ссылки
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Вильгельм Буш

Последняя правка сделана 2021-06-21 03:46:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте