Städel, официально Städelsches Kunstinstitut унд Städtische Galerie, является художественным музеем в Франкфурте, с одним из самых значительных коллекций в Германии. В Städel Museum находится 3100 картин, 660 скульптур, более 4600 фотографий и более 100000 рисунков и гравюр. Он имеет выставочную площадь около 4000 м 2 и библиотеку из 115 000 книг.
Немецкая ассоциация искусствоведов AICA признала Städel «Музеем 2012 года» в 2012 году. В том же году музей зафиксировал самый высокий показатель посещаемости в своей истории - 447 395 посетителей. В 2020 году музей посетило 318732 человека, что на 45 процентов меньше, чем в 2019 году, из -за пандемии COVID-19. Он занял 71-е место в списке самых посещаемых художественных музеев в 2020 году.
Städel был основан в 1817 году и является одним из старейших музеев Франкфуртской музейной набережной. Основание произошло по завещанию франкфуртского банкира и мецената Иоганна Фридриха Штеделя [ де ] (1728–1816), который оставил свой дом, коллекцию произведений искусства и состояние с просьбой о создании института.
В 1878 году, новое здание, в Gründerzeit стиле, был построен на Schaumainkai улице, в настоящее время основной район музеев. К началу 20 века галерея входила в число самых выдающихся немецких собраний классического панъевропейского искусства; Другими такими коллекциями, открытыми для публики, были Дрезденская галерея, Старая пинакотека в Мюнхене и Старый музей в Берлине.
В 1937 году 77 картин и 700 гравюр были конфискованы из музея, когда национал-социалисты объявили их « выродившимся искусством ».
В 1939 году коллекция была вывезена из Франкфурта, чтобы защитить ее от повреждений во время Второй мировой войны. Коллекция Штедельского музея была удалена из музея, чтобы избежать разрушения в результате бомбардировок союзников, и коллекция хранилась в Schloss Rossbach, замке, принадлежащем барону Тюнгену, недалеко от Бад-Брюкенау в Баварии. Там картины и библиотека музея были обнаружены лейтенантом Томасом Карром Хоу, USN, из программы American Monuments, Fine Arts and Archives. Хотя барон фон Тюнген и его жена отказывались сотрудничать с американцами, фрау доктор Хольцингер, лицензированный врач и швейцарская жена директора музея Штеделя, присутствовала на месте и помогала с каталогизацией и вывозом предметов в музей. Центральный сборный пункт Мюнхена. Лейтенант Хоу сказал: «Первой комнатой, которую нужно было осмотреть, была библиотека, примыкающая к гостиной, в которой мы ждали. Здесь мы нашли множество прекрасных картин французских импрессионистов, все из постоянной коллекции музея Штеделя, и значительное количество прекрасных рисунков старых мастеров. Большинство из них также были собственностью музея, но некоторые - я помню один великолепный эскиз Рембрандта - по всей видимости, были привезены из Швейцарии. Их, конечно, придется изучить позже, чтобы определить их точное происхождение и то, как они попали в музей. Но пока нас интересовали в первую очередь условия хранения и проблема безопасности. В другом зале мы обнаружили огромную коллекцию книг, библиотеку одного из музеев Франкфурта. В третьем мы встретили множество средневековых скульптур - святых всех размеров и описаний, одни из резных деревянных, другие из каменных, однотонных или полихромных. Они тоже имели музейное происхождение. Последнее складское помещение находилось под землей, в огромной пещеристой камере под домом. Здесь были ряды картинок, сложенные в два яруса по центру комнаты, а также с двух сторон. Судя по тому, что мы могли сделать из них при плохом освещении, они были невысокого качества. В летние месяцы им было бы хорошо в подземном помещении, но мы думали, что зимой там будет очень сыро. Фрау Хольцингер заверила нас, что это так и что фотографии должны быть удалены до того, как наступит плохая погода ».
Галерея была существенно повреждена авианалётами во время Второй мировой войны и была восстановлена к 1966 году по проекту франкфуртского архитектора Йоханнеса Крана. В 1990 году по проекту австрийского архитектора Густава Пайхля было построено дополнительное здание для демонстрации работ 20 века и специальных экспонатов. Небольшие структурные изменения и обновления произошли с 1997 по 1999 год.
Самая большая пристройка в истории музея, предназначенная для презентации современного искусства, была спроектирована франкфуртской архитектурной фирмой Schneider + Schumacher [ de ] и открыта в феврале 2012 года.
В настоящее время Städel значительно расширяет свою деятельность и охват за счет масштабного цифрового расширения по случаю своего 200-летнего юбилея в 2015 году. Посетителям уже доступна «цифровая» выставка и бесплатный доступ к Wi-Fi на всей территории музея и на его территории. С марта музей предложит посетителям новое приложение Städel, возможность прослушивания аудиогидов на своих устройствах и новый «кабинет цифровых раритетов». Еще несколько проектов в настоящее время находятся в разработке, включая выставочную онлайн-платформу; развивающие компьютерные игры для детей; онлайн-курсы по истории искусства и цифровой арт-бук.
В Städel представлены европейские картины семи веков, начиная с начала 14 века, переходя в позднюю готику, ренессанс, барокко и в 19, 20 и 21 века. Большая коллекция гравюр и рисунков не находится в постоянной экспозиции и занимает первый этаж музея. Работы на бумаге, не выставленные на показ, можно посмотреть по предварительной записи.
В галерее есть реставрационный отдел, который выполняет реставрационные и реставрационные работы над коллекцией.
В музее также представлены работы немецкого художника 20 века Макса Бекманна.
Ян ван Эйк, Мадонна Лукки
Oberrheinischer Meister, Paradiesgärtlein
Сандро Боттичелли, Портрет молодой женщины
Бартоломео Венето, Портрет молодой женщины
Рембрандт Харменс ван Рейн, Ослепление Самсона
Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, Гете в Римской Кампании
Эдгар Дега, музыканты в оркестре [ фр ]
Директора Штедельского музея:
Координаты : 50 ° 06′10 ″ с.ш., 8 ° 40′26 ″ в.д. / 50,10278 ° с. Ш. 8,67389 ° в. / 50.10278; 8,67389