Линкор King George V-класса (1939)

редактировать
Линкоры Королевского флота 1939 года

Линкор класса King George V 1945.jpg HMS King George V в 1945 году
Обзор класса
Имя:Линкор King George V-класса
Операторы:Соединенное Королевство Королевский флот
Предыдущий:Класс Нельсона
Преемник:
Стоимость:7 393 134 фунтов стерлингов
В комиссии:1940–1951
Выполнено:5
Утеряно:1
Списано:4
Общие характеристики
Класс и тип:King George V-класса линкор
Водоизмещение:42,245 длинных тонн (42,923 т) глубинная нагрузка
Длина:
  • 745 футов 1 дюйм (227,1 м) (общая)
  • 700 футов 1 дюйм (213,4 м) (ватерлиния )
Ширина:103 фута 2,5 дюйма (31,5 м)
Осадка:33 фута 7,5 дюйма (10,2 м)
Установленная мощность:110000 л.с. (82000 кВт)
Силовая установка:
  • 8 трехбарабанных малотрубных котлов Адмиралтейства
  • 4 комплекта Парсонс с редуктором турбина ines
Скорость:28,3 узлов (52,4 км / ч; 32,6 миль / ч)
Диапазон:15,600 морских миль (28900 км; 18000 миль) при скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль / ч)
Дополнение:1422 (1941)
Датчики и. системы обработки:
Вооружение:
Броня:
На борту самолета:4 × Supermarine Walrus гидросамолеты
Авиационные средства:1 × двусторонняя катапульта (удалена в начале 1944 г.)

Линкоры класса King George V были самыми современными британскими линкорами, находившимися в эксплуатации во время Второй мировой войны. Было построено пять кораблей этого класса: HMS King George V (введен в эксплуатацию в 1940 г.), HMS Prince of Wales (1941 г.), HMS Duke of York (1941 г.), HMS Anson (1942) и HMS Howe (1942).

Вашингтонский военно-морской договор 1922 года ограничивал все количество, водоизмещение и вооружение военных кораблей, построенных после его ратификации, и это было продлено Первым Лондонским военно-морским договором, но срок действия этих договоров истекал в 1936 году. В связи с усилением напряженности между Великобританией, США, Японией, Францией и Италией, это предполагалось проектировщики этих линкоров, чтобы договор не мог быть продлен, и корабли класса King George V были разработаны с учетом этой возможности.

Все пять кораблей участвовали в боях во время Второй мировой войны, с 24 по 27 мая 1941 г. в боях принимали участие король Георг V и принц Уэльский, в результате чего немецкий линкор Бисмарк потоплен. После этого 25 октября 1941 года принц Уэльский был отправлен в Сингапур, прибыв 2 декабря и став флагманом Force Z. 10 декабря «Принц Уэльский» был атакован японскими бомбардировщиками и затонул с потерей 327 человек. После затопления король Георг V, герцог Йоркский, Хоу и Энсон обеспечивали сопровождение конвоев, направлявшихся в Россию. 1 мая 1942 года король Георг V столкнулся с эсминцем HMS Punjabi, в результате чего король Георг V был отправлен в доки Гладстона для ремонта 9 мая, а 1 мая вернулся на службу сопровождения. Июль 1942 года. В октябре 1942 года герцог Йоркский был отправлен на Гибралтар в качестве нового флагмана Force H и поддержал высадку союзников в Северной Африке в ноябре. Энсон и Хоу также обеспечивали прикрытие для нескольких конвоев, направлявшихся в Россию с конца 1942 года до 1 марта 1943 года, когда Хоу в последний раз прикрывал конвой. В мае 1943 года король Георг V и Хоу были перемещены в Гибралтар в рамках подготовки к операции «Хаски». Два корабля обстреляли военно-морскую базу Трапани и Фавиньяна 11–12 июля, а также прикрывали операцию «Лавина» с 7 по 14 сентября. В это время герцог Йоркский и Энсон участвовали в операции "Коробка передач", которая была разработана, чтобы отвлечь внимание от операции "Хаски". Герцог Йоркский также сыграл важную роль в потоплении немецкого линкора Шарнхорст 26 декабря 1943 года. Это сражение было также последним разом, когда британские и немецкие крупные корабли сражались друг с другом.

В конце марта 1945 года король Георг V и Хоу были отправлены в Тихий океан вместе с другими кораблями Королевского флота в качестве отдельной группы для работы с оперативной группой 57 ВМС США. 4 мая 1945 года король Георг V и Хоу руководил 45-минутной бомбардировкой японских авиационных объектов на островах Рюкю. Король Георг V в последний раз в гневе выстрелил из оружия во время ночной бомбардировки Хамамацу 29 и 30 июля 1945 года. Герцог Йоркский и Энсон также были отправлены в Тихий океан, но прибыли слишком поздно, чтобы участвовать в нем. боевые действия. 15 августа герцог Йоркский и Ансон приняли капитуляцию японских войск, оккупировавших Гонконг, и вместе с королем Георгом V присутствовали на официальной капитуляции Японии в Токийском заливе. После окончания Второй мировой войны корабли были выведены из эксплуатации, и к 1957 году все они были проданы на металлолом, и этот процесс был завершен к 1958 году.

Содержание
  • 1 Конструкция и описание
    • 1.1 Силовая установка
    • 1.2 Защита
      • 1.2.1 Подводная защита
    • 1.3 Вооружение
      • 1.3.1 Основное вооружение
      • 1.3.2 Вторичное вооружение
      • 1.3.3 Противодействие - авиационная батарея
      • 1.3.4 Управление огнем
  • 2 Корабля
  • 3 История обслуживания
    • 3.1 Битва за Датский пролив
    • 3.2 Потопление принца Уэльского
    • 3.3 Дежурство конвоя
    • 3.4 Битва при мысе Нордкап
    • 3.5 Дальний Восток
  • 4 Ссылки
    • 4.1 Примечания
    • 4.2 Цитаты
    • 4.3 Библиография
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Дизайн и описание

Класс King George V был результатом процесса проектирования, который начался в 1928 году. Согласно условиям Вашингтонского военно-морского договора 1922 года, «отпуск» от строительства столицы кораблей находился в строю до 1931 года. Линкоры типа B Ритский флот состоял только из тех старых линкоров, которые сохранились после окончания Первой мировой войны, плюс два новых, но медленных линкора класса Nelson. В 1928 году Королевский флот начал рассматривать требования к боевым кораблям, строительство которых планировалось начать в 1931 году.

Первый Лондонский военно-морской договор 1930 года продлил «праздник кораблестроения» до 1937 года. Планирование снова началось в 1935 году, опираясь на предыдущие проектные работы. Новый класс будет построен до максимального водоизмещения по Договору 35000 тонн. Были рассмотрены альтернативы с 16-дюймовыми, 15-дюймовыми и 14-дюймовыми пушками, и было выбрано 15-дюймовое вооружение. Большинство проектов было предназначено для пара со скоростью 27 узлов на полной мощности, и было решено, что вероятная решающая дальность боя будет от 12 000 до 16 000 ярдов. Броневая и торпедная защита составляли гораздо большую часть конструкции, чем у предыдущих линкоров Royal Navy.

В октябре 1935 года было принято решение использовать 14-дюймовые орудия. В то время Соединенное Королевство вело переговоры о продолжении военно-морских договоров с другими сторонами Лондонского договора. Британское правительство выступало за сокращение максимального калибра орудия линкора до 14 дюймов, и в начале октября правительство узнало, что Соединенные Штаты поддержат эту позицию, если японцы также смогут уговорил сделать так. Поскольку большие морские пушки необходимо было заказать к концу года, британское Адмиралтейство остановилось на 14-дюймовых орудиях для класса King George V. Второй Лондонский военно-морской договор, результат Второй Лондонской военно-морской конференции, начатой ​​в декабре 1935 года, был подписан в марте 1936 года Соединенными Штатами, Францией и Великобританией и установил главную батарею 14-дюймовых морских орудий. как предел.

Движение

King George V были первыми британскими линкорами, которые чередовали машинные отделения и котлы в машинных отделениях, что уменьшало вероятность того, что одно попадание приведет к потере всей мощности. Оборудование размещалось в четырех машинных (турбинных) и четырех котельных, из которых 8 машинных отделений чередовались парами машинных или котельных. Каждая пара котельных составляла единый блок с парой машинных отделений. Номинальная полная мощность составляла 110000 лошадиных сил на валу при 230 об / мин с использованием пара 400 фунтов на квадратный дюйм (28 бар) при 700 ° F (371 ° C). Это оборудование было спроектировано для работы при мощности перегрузки 125 000 л.с. и «... основные механизмы принца Уэльского без проблем работали с мощностью перегрузки от 128 000 до 134 000 лошадиных сил на валу...» во время охоты на «Бисмарк». Котлы Адмиралтейства работали очень эффективно, и аналогичные котлы почти идентичной мощности, установленные на HMS WarsITE во время ее восстановления в 1937 году, достигли удельного расхода топлива при полной мощности 0,748 фунта на л. С. испытания, выгодно отличавшиеся от современных линкоров. Во время испытаний на полной мощности 10 декабря 1940 года King George V при водоизмещении 41 630 тонн достиг 111 700 л.с. при 230 об / мин и удельном расходе топлива 0,715 фунта на л.с. После 1942 года Королевский флот был вынужден использовать жидкое топливо со значительно более высокой вязкостью и большим содержанием морской воды, чем эти котлы могли эффективно использовать. Низкое качество нефтяного топлива в сочетании с загрязнением морской водой снизило эффективность паровой электростанции и увеличило потребность в техническом обслуживании. К 1944 году удельный расход топлива на полную мощность увеличился до 0,8 фунта на л. С., И обслуживание котла становилось все труднее. Адмиралтейство знало об этой проблеме и разрабатывало новые типы масляных распылителей и горелок, которые могли бы сжигать имеющееся жидкое топливо гораздо более эффективно, и где-то после 1944 года герцог Йоркский и Энсон были оснащены новыми масляными распылителями высокого давления и горелки, которые восстановили котлы на полную мощность. Эти же форсунки и горелки для масла использовались в HMS Vanguard вместе с другими улучшениями деталей, так что Vanguard добился удельного расхода топлива при полной мощности 0,63 фунта на л. С. При тех же давлениях пара и температурах, которые использовались на Класс King George V.

Защита

Внешний вертикальный броневой пояс хорошо виден здесь, на Howe

Броневая защита линкоров King George V-класса была разработана с учетом опыта Королевского флота Первая мировая война и испытания между войнами. В конструкции этого класса преобладало обеспечение защиты. Приоритет защиты магазинов был отдан за счет использования толстого пояса и палубной брони, а также размещения магазинов на самых нижних уровнях корабля.

Горизонтальная защита магазинов состояла из трех слоев общей толщиной 9,13. дюймы; внешняя палуба состояла из 1,25-дюймовой стали Ducol (D), основная бронепалуба была из нецементированной стальной брони толщиной 5,88 дюйма над стальной палубой D 0,5 дюйма, а над отсеками для гильз имелась еще одна 1,5-дюймовая палуба с осколками. Пороховые погреба располагались под отсеками для снарядов для дополнительной защиты - практика, начатая с линкоров типа «Нельсон». Толщина флюгера в машинных помещениях была такой же, но там основная бронепалуба была уменьшена до 4,88 дюйма по сравнению со стальной платформой D толщиной 0,5 дюйма. Основная бронированная палуба была продолжена впереди передней броневой переборки и постепенно уменьшалась с полной толщины до 2,5 дюймов, в то время как в корме кормовых магазинов бронированная палуба с черепашьим спиной покрывала рулевой механизм толщиной 4,5–5 дюймов, одновременно обеспечивая защиту вдоль

Главный броневой пояс имел высоту 23,5 фута (7,2 м) и закрывал борт корпуса от основной бронепалубы и заканчивался на 15 футов (4,6 м) ниже глубокой ватерлинии. Исследования, проведенные после Первой мировой войны, показали, что бронебойные снаряды замедленного действия могли нырять под неглубокую полосу и проникать в жизненно важные области корабля, и поэтому основной пояс был простирается как можно дальше от ватерлинии. Вдоль корабля пояс начинался прямо перед носовой башней и заканчивался сразу за кормовой башней. Доспех состоял из трех ремней равной глубины. Ремни были соединены гребнем и пазами вместе, и каждая отдельная пластина в ремне была вставлена ​​в соседние пластины. Самый толстый пояс был выше и у ватерлинии. Большинство вторичных и некоторые первичные источники описывают максимальную толщину брони пояса, варьирующуюся от 14 до 15 дюймов (возможно, из-за округления до ближайшего дюйма). Некоторые источники приводят более подробную информацию: вдоль магазинов лента была толщиной 14,7 дюйма (373 мм) из цементированной брони, наложенной на 1 дюйм (25,4 мм) «композиционного материала» (цемент) и дополнительно 0,875 дюйма (22,2 мм) Ducol. стальная обшивка корпуса (эта сталь также использовалась в качестве брони), над машинным отделением пояс был 13,7 дюйма (349 мм). Нижняя часть ремня сужалась до толщины от 4,5 до 5,5 дюймов. Защита брони была даже лучше, чем показала бы толщина брони, из-за улучшенных качеств британской цементированной брони, которая обеспечивала отличное сопротивление. Бронированный пояс вместе с бронированными переборками в носу и корме и бронированной главной палубой образовывал «бронированную цитадель», защищающую магазины и механизмы. Бронированная переборка имела толщину 12 дюймов (305 мм) впереди и 10 дюймов (254 мм) в задней части цитадели. Главный броневой пояс простирался вперед и назад от основных бронированных переборок с уменьшенной высотой для защиты ватерлинии и постепенно уменьшался толщиной от 13 до 5,5 дюймов. Расчет иммунной зоны широко варьируется от источника к источнику. Обеспечение брони было разработано, чтобы обеспечить защиту от орудий большего калибра, чем установленный класс, и было непревзойденным по масштабу во время проектирования кораблей. Действительно, броневая защита этих кораблей должна была быть впоследствии превзойдена только японскими линкорами класса Ямато.

Башни ГК были относительно слабо защищены по сравнению с современными линкорами. Использовались расширенные уровни защиты от вспышки. Максимальная броня башни и барбета была уменьшена до 12,75 дюйма в этом классе с 16 дюймов класса Nelson. Лобовые части башни имели лобовую броню 12,75 дюйма (324 мм); Борта 8,84 дюйма (225 мм) (у патронника); 6,86 дюйма (284–174 мм) по бокам и сзади; плита крыши имела толщину 5,88 дюйма (149 мм). Барбеты основного вооружения имели разную толщину: 12,75 дюйма (324 мм) по бокам, 11,76 дюйма (298 мм) вперед и 10,82 дюйма (275 мм) в корме башни. В некоторой степени более высокое качество брони сводило к минимуму потерю защиты, а плоская поверхность башни улучшала баллистическую стойкость на больших дистанциях, в то время как низкий профиль башни сводил к минимуму площадь цели на близких дистанциях. Уменьшение брони башни и барбета было компромиссом в пользу максимально возможной защиты магазинов. Обширная защита от воспламенения в турелях и барбетах была разработана для того, чтобы магазины оставались безопасными даже в случае проникновения в турели и / или барбеты. Вспомогательные артиллерийские установки, створки и помещения для обслуживания получили только световое покрытие толщиной 0,98 дюйма (25 мм) для защиты от осколков.

В отличие от современных иностранных линкоров и предшествующих линкоров класса Nelson, у кораблей класса King George V было сравнительно меньше легкая защита боевой рубки со сторонами 4 дюйма (100 мм) дюймов, 3 дюйма (75 мм) вперед и назад и пластиной крыши 1,47 дюйма (38 мм). Анализ Первой мировой войны, проведенный RN, показал, что командный состав вряд ли будет использовать бронированную боевую рубку, предпочитая лучшую видимость небронированных позиций на мосту. Соображения стабильности и веса явно сыграли важную роль в британском решении ограничить броню надстройки. Броня боевой рубки была достаточной для защиты от небольших корабельных орудий и осколков снарядов.

Подводная защита

Броня и подводная защита короля Георга V

Корпус ниже ватерлинии, вдоль основного броневого пояса, сформировали Систему боковой защиты (SPS). Он был разделен на ряд продольных отсеков по схеме «пустота-жидкость-пустота»; внешний и внутренний были заполнены воздухом, а средний отсек - жидкостью (горючим или водой). Наружная обшивка корпуса в районе SPS была тонкой, чтобы уменьшить потенциальное повреждение осколками от торпеды. Внешний отсек SPS обычно был пустым или пустым пространством (содержащим только воздух), и это позволяло начальному взрыву от торпеды расширяться, сводя к минимуму повреждение корабля. Центральный отсек был заполнен маслом или морской водой, и это распространило импульс давления на большую площадь, в то время как жидкость содержала любые металлические осколки, образовавшиеся в результате взрыва торпеды. Внутренний отсек был еще одним пустым пространством и служил для удержания любой жидкости, вытекшей из жидкого слоя, и любых оставшихся импульсов давления от взрыва торпеды. На внутренней стороне последнего пустого пространства находилась бронированная переборка, толщина которой варьировалась от 1,5 дюйма (37 мм) над машинными помещениями до 1,75 дюйма (44 мм) перед магазинами. Эта переборка образовывала «удерживающую переборку» и была спроектирована таким образом, чтобы противостоять остаточному взрывному воздействию от удара торпеды. Если бы эта последняя внутренняя переборка была пробита, то в дальнейшем ряде подразделенных отсеков были бы обнаружены утечки; Внутри трюмной переборки корабль был сильно разделен на небольшие отсеки, в которых находились вспомогательные машинные помещения. Слой «пустота-жидкость-пустота» SPS обычно имел ширину около 13 футов, а вспомогательные машинные помещения добавляли еще около 8 футов пространства от внешней обшивки корпуса к основным машинным помещениям. Единственным исключением из этого правила были машинные отделения А и В, где вспомогательные машинные помещения не были включены, но вместо них было заменено другое пустое пространство шириной около трех футов. Над SPS и непосредственно за броневым поясом находился ряд отсеков, обычно используемых для уборных или складских помещений, которые были спроектированы так, чтобы позволять отводить вверх избыточное давление от попадания торпеды. Эта схема была разработана для защиты от боеголовки весом 1000 фунтов, и была проверена и признана эффективной в ходе полномасштабных испытаний. SPS также был ключевым компонентом системы контроля повреждений корабля, поскольку списки, возникшие в результате затопления, можно было исправить путем противодействия затоплению пустых пустот и / или слива обычно заполненных жидкостью отсеков. В случае гибели корабля "Принц Уэльский" эти места использовались для противодействия затоплению с целью сокращения крена.

HMS Prince of Wales был потоплен 10 декабря 1941 г., предположительно, в результате шести попаданий с воздуха торпеды и 500 кг бомба. Однако обширное обследование кораблекрушения «Принц Уэльский», проведенное в 2007 году водолазами, окончательно определило, что было только 4 попадания торпед. Три из этих четырех попаданий попали в корпус вне зоны, защищаемой СПС. В случае четвертого, удерживающая переборка СПС оказалась неповрежденной в районе удара по корпусу. Заключение последующей статьи и анализа 2009 г. заключалось в том, что основной причиной опускания было неконтролируемое затопление вдоль гребного вала "B". Кронштейн внешнего вала карданного вала вышел из строя, и движение вала без опоры привело к разрыву переборки от внешнего сальника карданного вала до самого машинного отделения B. Это позволило затопить основные машинные помещения. Ущерб и наводнение усугублялись плохим контролем за повреждениями и преждевременным отказом от магазинов и коммутатора телефонной связи. Карданный вал "B" был остановлен, а затем снова запущен через несколько минут после удара торпедой. Последующие расследования ее потери в то время выявили необходимость ряда улучшений конструкции, которые были в большей или меньшей степени реализованы на других четырех кораблях этого класса. Были улучшены вентиляция и водонепроницаемость системы вентиляции, а внутренние проходы в машинных помещениях были перепроектированы, а система связи стала более надежной. Внедрены усовершенствованные сальники карданного вала и механизм блокировки вала. Тем не менее, некоторые из предполагаемых отказов корабля были основаны на предположении, что торпеда поразила SPS и повредила SPS на 206-м кадре или около него одновременно с попаданием, повредившим гребной вал B. Однако видеозаписи обзора 2007 года показали, что корпус в этой области практически не поврежден. Невозможность осмотреть затонувший корабль во время войны, несомненно, помешала попыткам прийти к окончательной причине гибели принца Уэльского, и, впоследствии, этот несколько ошибочный анализ привел к ряду неверных теорий относительно причин непреднамеренного затопления. распространился на протяжении многих лет.

При осмотре принца Уэльского после его встречи с немецким линкором Bismarck и тяжелым крейсером Prinz Eugen было обнаружено три разрушительных попадания, в результате которых на корабль попало около 400 тонн воды. Один из этих попаданий, выпущенных с Бисмарка, пробил внешнюю переборку торпедной защиты в районе, очень близком к вспомогательному машинному отделению, вызвав локальное затопление внутри SPS, в то время как внутренняя удерживающая переборка из стали D толщиной 1,5 дюйма (2x19 мм), однако остался цел, поскольку немецкий снаряд оказался неразорвавшимся. Немецкий снаряд действительно взорвался бы в воде, если бы его запал сработал должным образом из-за глубины, на которую снаряд должен был нырнуть, прежде чем поразить принца Уэльского под его бронированным поясом.

Вооружение

Основное вооружение

Британская 14-дюймовая военно-морская пушка, используемая на линкорах King George V-класса. Этот образец, который так и не был установлен, теперь выставлен в Королевской оружейной Форт-Нельсон, Хэмпшир, Великобритания.

«Король Георг V» и четыре других корабля этого класса в том виде, в каком они были построены, несли десять 14-дюймовых морских орудий BL 14 дюймов Mk VII 140>, в двух четверных турелях в носовой и кормовой части и одной сдвоенной башне позади и над носовой башней. В Адмиралтействе велись дебаты по поводу выбора калибра орудия. В Адмиралтействе велись обычные дебаты по поводу размера орудия, брони, скорости, защиты от торпед, огневой мощи ПВО и правильного соотношения этих характеристик для линкоров «Король Георг V»; другие европейские державы предпочитали 15-дюймовые и 16-дюймовые орудия USN. Адмиралтейство выбрало корабль с высокой скоростью, усиленной защитой, тяжелой зенитной артиллерией и десятью 14-дюймовыми орудиями. Диспетчер Адмиралтейства писал, что переход на 15-дюймовые орудия повлечет за собой 18-месячную задержку (что означало бы отсутствие новых линкоров RN до 1942 года). Стивен Роскилл отметил, что Лондонский военно-морской договор предусматривает максимальный размер орудия 14 дюймов с оговоркой об отказе, которую Великобритания очень неохотно выполняла, поскольку Адмиралтейство надеялось убедить другие военно-морские державы придерживаться 14-дюймовых орудий. хотя в парламенте было мало или совсем не было дебатов. Адмиралтейство изучало суда, вооруженные разнообразным основным вооружением, в том числе девятью 15-дюймовыми (381-мм) орудиями в трех башнях, двух передних и одной кормовой. Хотя это было вполне по силам британским верфям, проект был быстро отвергнут, поскольку они чувствовали себя обязанными соблюдать Второй Лондонский военно-морской договор 1936 года, и возникла серьезная нехватка квалифицированных технических специалистов и конструкторов боеприпасов, а также

Класс был разработан, чтобы нести двенадцать 14-дюймовых орудий в трех четырехместных башнях, и эта конфигурация имела более тяжелый бортовой борт, чем девять 15-дюймовых орудий. Учесть такое количество огневой мощи и желаемый уровень защиты при водоизмещении 35000 тонн оказалось невозможным, а вес наложенной на него четырехместной башни поставил под вопрос устойчивость судна. Вторая передняя башня была заменена на двухорудийную башню меньшего размера в обмен на лучшую броневую защиту, уменьшив вес бортовой части до уровня ниже, чем у девяти орудийной установки. 14-дюймовый снаряд Armor Piercing (AP) также нес очень большой разрывной заряд в 48,5 фунтов (22,0 кг). Бронепробиваемость орудия и боеприпасов к нему демонстрирует боевая рубка на обломках немецкого линкора Bismarck, снабженная 14-дюймовой броней, которая, как говорят, напоминает "швейцарский сыр".. В последнем военно-морском договоре была оговорка об эскалаторах, разрешавшая переход на 16-дюймовые орудия, если другая подписавшая сторона не соблюдала его к 1 января 1937 года. Хотя они могли ссылаться на эту оговорку, это привело бы к задержке строительства, и это было сочтено благоразумнее построить с 14-дюймовым, нежели оказаться без новых линкоров. США решили компенсировать задержку и построили свои корабли с более крупными орудиями. При сравнении британской 14-дюймовой пушки с более тяжелыми орудиями, установленными на современных иностранных линкорах, более толстая броня британских линкоров имела тенденцию приводить к выравниванию относительной пробивающей способности соответствующих снарядов.

На вооружении счетверенные турели оказались менее надежными, чем предполагалось. Спешность строительства во время войны, недостаточный зазор между вращающейся и неподвижной конструкцией башни, недостаточные упражнения для стрельбы в полный калибр и обширные меры по предотвращению попадания вспышки в магазины сделали его механически сложным, что привело к проблемам при длительных действиях. Для доставки боеприпасов в башню при любом градусе движения в конструкцию входило переходное кольцо между магазином и башней; у него не было достаточного зазора, чтобы корабль мог изгибаться и изгибаться. Улучшенные зазоры, улучшенные механические рычаги и лучшая подготовка привели к большей надежности четверных турелей, но они оставались спорными.

Во время сражения в Датском проливе против немецкого линкора Bismarck у главной батареи недавно введенного в строй HMS Prince of Wales возникли механические проблемы: он начал стрелять трехзарядный залп вместо пятизарядного, и проблемы были во всех, кроме спаренной башни «Б». Мощность основной батареи была снижена до 74 процентов (Bismarck и Prinz Eugen достигли мощности 89% и 85% соответственно) во время боя, поскольку из семидесяти четырех выстрелов, которые были заказаны, были возможны только пятьдесят пять. Башня «А» погружалась в воду, что доставляло неудобства ее экипажу, а башня «Y» заклинивала залпом 20. Количество известных дефектов в основном вооружении, затруднявшее 14-дюймовый огонь, нанесенные повреждения и ухудшение тактической ситуации вынудили Капитану Личу нужно выйти из боя. С дальностью стрельбы до 14 500 ярдов и выведением из строя пяти из своих 14-дюймовых орудий Лич решил прервать бой с превосходящим противником. Стивен Роскилл в «Войне на море» (официальная британская история Второй мировой войны в море), том 1, описывает решение отвернуться: «Помимо неисправной пушки в ее передней башне, еще 4 орудийная башня была временно выведена из строя из-за механической поломки. В этих обстоятельствах Лич решил прекратить боевые действия и в 06:13 отвернулся под покровом дыма ». Во время более поздних боев с Бисмарком, HMS King George V также испытывал проблемы с ее основной батареей, и к 0927 году каждое орудие пропустило по крайней мере один залп из-за неисправности предохранительных блокировок для защиты от вспышки. Джон Робертс писал о проблемах с основной артиллерийской установкой, с которыми столкнулся король Георг V:

В 08:47 Родни открыл огонь... с дальности стрельбы 23500 ярдов, а через минуту - король Георг V на 24 600 ярдов... Первоначально она [KGV ] показала хорошие результаты, достигнув 1,7 залпа в минуту при использовании радиолокационного управления, но она начала испытывать серьезные проблемы с 09:20 и далее [Примечание: KGV открыл огонь в 08:48 и стрелял примерно 25 минут со скоростью 1,7 залпа в минуту до 09:13, когда радар типа 284 вышла из строя, но до 09:20 не было зарегистрировано потерь 14-дюймовой пушки.]. KGV зафиксировал 14 заграждений из 34 залпов, выпущенных с 08:53 по 09:13, при использовании своего РЛС типа 284 для определения дальности и обнаружения. Башня «A» была полностью выведена из строя на 30 минут [с 09:20] после выстрела примерно 23 выстрелов на орудие из-за заклинивания между неподвижной и вращающейся конструкцией в отсеке для снарядов, а башня Y не работала на 7 минут из-за для просверливания... Обе пушки в башне B, пушки 2 и 4 в башне A и пушка 2 в башне Y были выведены из строя из-за заклинивания и оставались таковыми до самого окончания боя - 5 орудий из 10! Было множество других проблем с механическими отказами и ошибками бурения, которые приводили к задержкам и пропущенным залпам. Были и осечки - одно орудие (3 из башни А) дважды давало осечку и не работало на 30 минут, прежде чем было сочтено безопасным открыть казенную часть.

—Джон Робертс, «Последнее действие»

В начале ее действия против немецкого капитального корабля «Шарнхорст» в битве при мысе Нордкап 26 декабря 1943 года герцог Йоркский, стреляя под радиолокационным контролем в плохую погоду, произвела 31 смещение ствола из 52 обстрелянных бортов, а во время последней части она произвела 21 смещение ствола из 25, что является очень похвальным артиллерийским качеством. Всего «Герцог Йоркский» выпустил 450 снарядов в 77 залпов. «Тем не менее, HMS Duke of York по-прежнему выпустила менее 70% своей возможной мощности во время этого сражения из-за механических проблем и проблем с« ошибками в строевой подготовке »».

King George V были единственными линкорами, разработанными для Royal ВМС использовали 14-дюймовые орудия и башни. (HMS Canada, первоначально разработанная для Чили, использовала 14-дюймовые пушки во время Первой мировой войны.)

Вторичное вооружение

Вторичная батарея 5,25-дюймовая башня двойного назначения King George V

Пистолет двойного назначения QF 5,25 дюйма Mark I также вызывает споры. Карманный справочник RN Gunnery Pocket Book, опубликованный в 1945 году, гласит: «Максимальная скорострельность должна составлять 10–12 выстрелов в минуту». Опыт военного времени показал, что максимальный вес, с которым можно было комфортно справиться с загрузочными числами, был намного ниже 80–90 фунтов, а вес 5,25-дюймовых боеприпасов вызывал серьезные трудности, позволяя им управлять только 7–8 об / мин вместо расчетных 10– 12 об. / Мин. Максимальный угол возвышения монтировки составлял +70 градусов, а низкая скорость подъема и тренировочной скорости установок была недостаточна для борьбы с современными высокоскоростными самолетами. Несмотря на это, принцу Уэльскому было приписано несколько убитых с дистанции 5,25 дюйма во время операции «Алебарда», и во время последнего боя он повредил 10 из 16 бомбардировщиков высокого уровня в двух строениях, два из которых разбились. Энсон были модернизированы ее 5,25-дюймовые турели до системы управления RP10, что увеличило скорость обучения и подъема до 20 градусов в секунду. Эти корабли были оснащены системой управления огнем HACS AA и часами Admiralty Fire Control для управления огнем надводного вооружения вспомогательного вооружения.

Зенитная батарея

Конструкция King George V-класса имела четыре 0,5-дюймовых четверных пулеметных установки, но в 1939 году они были заменены двумя помпонами Mark VI. В 1940 году для борьбы с воздушными атаками были установлены четыре установки невращающихся снарядов (реактивных): одна на башне "B", две на башне "Y" и одна заменяющая установку с помпоном, добавленную в 1939 г. суровый. Помпоны в King George V были спроектированы и произведены Vickers Armstrongs в результате требований после Первой мировой войны для множественной установки, которая была эффективна против бомбардировщиков ближнего действия или торпедоносцев. Первая модель, испытанная в 1927 году, была очень продвинутым оружием для своего времени, а в 1938 году Mark VI * имел начальную скорость 2400 футов в секунду, диаметр ствола 1,594 дюйма и длину ствола 40 калибров. Помпоны стреляли 1,8-фунтовыми снарядами со скорострельностью 96–98 выстрелов в минуту для управляемого огня и 115 выстрелов в минуту для автоматического огня. Дальность стрельбы Mark VI * составляла 6800 ярдов при начальной скорости 2300 футов в секунду. Восьмикратное крепление Mark VI весило 16 тонн, а четверное крепление Mark VII весило 10,8 тонны при включении питания; его можно было поднимать до 80 градусов и опускать до 10 градусов со скоростью 25 градусов в секунду, что также было скоростью поезда. Нормальный запас боеприпасов для Mark VI составлял 1800 патронов на ствол. Король Георг V представил Mk IV Pom-pom Director Королевскому флоту в 1940 году, став первым кораблем в мире, оснащенным гироскопической системой отслеживания цели тахиметрической зенитной системой управления. Зенитная батарея этих кораблей постепенно увеличивалась на протяжении всей войны. Количество и расположение орудий варьируется от корабля к кораблю. Король Георг V в сентябре 1945 года имел: 8 восьмеричных помпонов Mark VI, 2 четверных 40-мм Bofors Mk II (США), 2 одноместных 40-мм Bofors., и 24 одиночных 20-мм пушки Oerlikon.

Управление огнем

Управление главными орудиями кораблей King George V-класса осуществлялось через две управляющие башни, одна на верхней части надстройки моста, а другая кормовая часть грот-мачты. Каждая из диспетчерских вышек была оборудована 15-футовыми дальномерами и передавала информацию о целеуказании в Таблицу управления огнем Адмиралтейства, Mk IX. В случае, если контрольные башни были отключены, обе башни "A" и "Y" имели внутренние 41-футовые дальномеры, в то время как башня "B" имела 30-футовые дальномеры. Первые два корабля этого класса, которые должны были быть завершены, «Король Георг V» и «Принц Уэльский» несли четыре управляющих модуля HACS Mk IVGB для дополнительных 5,25-дюймовых орудий корабля, а также шесть управляющих помпонов Mk IV; все десять из этих директоров имели гироскопический блок, тахиметрический контроль огня. У Герцога Йоркского и Хоу были директора HACS Mk V, а у Энсона директора Mk V были заменены обновленным Mk VI.

Корабли
Корабли класса King George V
ИмяВымпел ТезкаСтроительЗаказанныйЗаложенныйЗапущенныйЗаказанныйСудьба
Король Джордж V 41Его Величество Король Георг V Викерс-Армстронг, Ньюкасл-апон-Тайн 29 июля 1936 г.1 января 1937 г.21 февраля 1939 г.1 октября 1940 г.Распался в Далмур, 1959
Принц Уэльский. (бывший король Эдвард VIII)53Принц Уэльский Каммелл Лэрд, Биркенхед 3 мая 1939 г.19 января 1941 г.Потоплен в воздушном нападении в Южно-Китайском море, 10 декабря 1941 г.
герцог Йоркский. (бывший Энсон)17Герцог Йоркский Джон Браун и компания, Клайдбэнк 16 ноября 1936 г.5 мая 1937 г.28 февраля 1940 г.19 августа 1941 годаРаспался в Фаслейне, 1958
Энсон. (бывший Джеллико)79Адмирал Флота Джордж Энсон, 1-й барон Энсон Swan Hunter, Wallsend 28 апреля 1937 г.20 июля 1937 г.24 Февраль 1940 г.14 апреля 1942 г.Распался в Фаслейн, 1958
Хоу. (бывший Битти)32Адмирал флота Ричард Хау, 1-й граф Хау Фэрфилдс, Гован 1 июня 1937 г.9 апреля 1940 г.17 июня 1942 г.Распался в Инверкейтинг, 1958 г.
История службы

Битва за Датский пролив

Король Георг V был первый корабль этого класса, присоединившийся к Флоту метрополии 11 декабря 1940 года, и его первое действие заключалось в обеспечении удаленного прикрытия для операции Claymore в феврале 1941 года перед сопровождением атлантических конвоев HX 114 и HX 115 в марте. Из-за угрозы немецкого линкора Bismarck 22 мая Флот метрополии послал короля Георга V и только что построенного принца Уэльского помочь найти Бисмарка вместе с боевым крейсером HMS Hood и шесть эсминцев. 24 мая принц Уэльский и Худ вступили в контакт с Бисмарком и открыли огонь с расстояния 26 000 ярдов. Шестой залп принца Уэльского охватил Бисмарк, и именно во время этого залпа и еще одного она нанесла два решающих удара, пробив нос Бисмарка, затопив генераторную комнату и вспомогательную котельную и вызвала критическое отключение двух ее котлов., что привело к тому, что Бисмарк принял роковое решение попытаться вернуться в порт. В течение этого времени «Бисмарк» и Принц Ойген были единственными целями «Худ», и в 06:01 «Худ» взорвался и затонул, при этом погибли все, кроме трех, из своего отряда в 1419 солдат и офицеров. После этого капитан Лич (капитан принца Уэльского) отдал приказ выйти из боя, заложив тяжелую дымовую завесу для облегчения отступления. Принц Уэльский пытался повторно атаковать Бисмарка еще два раза, но из-за того, что расстояние превышало 20000 ярдов, не смог нанести больше ударов, а затем был вынужден вернуться в Исландию для дозаправки и больше не принимал участия в действиях против Бисмарк. Между тем, король Георг V 24 мая все еще находился на расстоянии 300-400 миль от Бисмарка, и только 27 мая король Георг V и HMS Rodney смогли вступить в бой с Бисмарком из-за меч-рыбы. бомбардировщик-торпедоносец отключил рулевой механизм «Бисмарка» 26 мая. Во время боя король Георг V и Родни смогли относительно быстро вывести из строя основные башни вооружения и системы управления огнем «Бисмарка», что сделало его неспособным эффективно сражаться с британскими кораблями; позже они закрылись в упор. После 32 минут стрельбы король Георг V выпустил 335 14-дюймовых снарядов по Бисмарку, получив несколько попаданий, которые вскоре привели к потоплению Бисмарка.

Потопление принца Уэльского

Принца Уэльского

После ремонтируясь в Росайте, принц Уэльский доставил премьер-министра Уинстона Черчилля в Соединенные Штаты для конференции с президентом Франклином Д. Рузвельтом, в результате чего объявляется Атлантическая хартия, в которой изложено, как союзники намереваются вести себя в послевоенном мире 14 августа 1941 года. После объявления хартии принц Уэльский 24 сентября обеспечил сопровождение для Операция «Алебарда», 27 сентября принц Уэльский сбил несколько итальянских самолетов. 25 октября 1941 года принц Уэльский покинул родные воды и направился в Сингапур, получив приказ встретиться с линейным крейсером Repulse и авианосцем Indomitable ; однако «Индомитбл» сел на мель на Ямайке и не смог продолжить движение. 2 декабря группа пришвартовалась в Сингапуре, и «Принц Уэльский» стал флагманом злополучного Force Z под командованием адмирала Сэра Тома Филлипса. Затем силы перешли в Британскую Малайю, поскольку они получили информацию о том, что там высадились японские войска, однако это было отвлечение, и 10 декабря силы были обнаружены японской подводной лодкой . В 11:00 первая японская воздушная атака началась против силы, и в 11:30 Принц Уэльский был поражен торпедой. Это привело к быстрому затоплению, так как был поврежден левый внешний карданный вал; высокоскоростное вращение этого неподдерживаемого карданного вал разрушило сальники вокруг него, позволяя воду залить в корпус. Впоследствии корабль начал постепенно крениться. Принц Уэльский был поражен еще тремя торпедами, прежде чем 500-килограммовая (1100 фунтов) бомба попала в палубу катапульты, проникала на главную палубу и взорвалась во временном центре оказания помощи, что привело к многочисленным жертвам. Несколько других бомб от этой атаки произошли очень "близкие к промахи", которые повредили корпус, выскочили заклепки и заставили пластины корпуса "расколоться" по швам, что усилило затопление на борту Prince of Wales. В 13:15 был отдан приказ покинуть корабль, а в 13:20 Принц Уэльский перевернулся и затонул, а среди 327 погибших оказались адмирал Филлипс и капитан Лич. Обломки лежат вверх ногами в 223 футах (68 м) воды на 3 ° 33′36 ″ N 104 ° 28′42 ″ E / 3,56000 ° N 104,47833 ° E / 3,56000; 104.47833.

Дежурный конвой

Герцог Йоркский

В октябре король Георг V участвовал в операции EJ, которая заключалась в сопровождении авианосца HMS Victorious, чьи самолеты атаковали немецкие корабли в Гломфьорд. Duke of York, третий корабль этого класса, впервые участвовал в боях 1 марта 1942 года, когда он обеспечивал непосредственное сопровождение конвоя PQ 12, а 6 марта к нему присоединился король Георг V под именем адмирала Джон Тови считал, что немецкий линкор Тирпиц попытается перехватить конвой; однако самолеты «Победоносца» смогли помешать Тирпиц покинуть ее базу в Норвегии. 1 мая 1942 г. во время службы сопровождения король Георг V столкнулся с эсминцем Punjabi, разрезав пенджаби надвое и повредив 40 футов его собственного лука, в результате чего король Георг V был отправлен в док Гладстона на ремонт 9 мая перед возобновлением службы сопровождения 1 июля 1942 года. Когда в конце 1942 года были построены два последних корабля этого класса, Howe и Anson, им было поручено обеспечивать прикрытие конвоев, направлявшихся в Россию. 12 сентября к Энсону присоединился герцог Йоркский для обеспечения удаленного прикрытия конвоя QP. 14. В октябре герцог Йоркский был отправлен в Гибралтар для поддержки высадки союзников в Северной Африке в ноябре. 31 декабря Хоу и король Георг V обеспечили дальнее прикрытие арктического конвоя РА. 51.

Битва у мыса Нордкап

Орудийные расчеты Герцога Йоркского под 14-дюймовыми орудиями корабля в Скапа-Флоу после затопления немецкого линкора Шарнхорст 26 декабря 1943 года. Хоу

Ансон накрыла свой последний конвой 29 января 1943 года, после чего была переведена вместе с герцогом Йоркским в Средиземное море. В июне 1943 года два линкора приняли участие в операции Gearbox, которая была разработана, чтобы отвлечь внимание от операции Husky. В то же время король Георг V и Хоу также были перемещены в Средиземное море. Они обстреляли военно-морскую базу Трапани 12 июля и защитили Алжир от воздушного налета, а затем отправились для участия в Operation Avalanche. В период с 9 по 11 сентября они оказали поддержку операции Slapstick, а затем сопровождали сдавшийся итальянский флот на Мальту.

Когда немецкий линкор Scharnhorst был переброшен в Норвегию, он было сочтено необходимым для обеспечения надежной защиты всех конвоев, направляющихся в Россию. 25 декабря сообщалось, что «Шарнхорст» вышел в море. Первый контакт был установлен на следующий день крейсерами Сил 1 (Белфаст, Норфолк и Шеффилд ), но после непродолжительного сражения Шарнхорст смог опередить крейсеры. Между тем, «Сила 2», в которую входил «Герцог Йоркский», смогла приблизиться к цели, а «Герцог Йоркский» открыл огонь по «Шарнхорсту», нанеся несколько ударов на расстоянии более 12 000 ярдов. Шарнхорст нанес два удара по герцогу Йоркскому во время боя, оба попали в мачты и не взорвались. Один из снарядов «Герцога Йоркского» разорвался в котельной номер один «Шарнхорста», что значительно замедлило ее и позволило британским эсминцам приблизиться к дальности действия торпед. Их торпедные удары позволили "Герцогу Йоркскому" приблизиться к 10 400 ярдам, прежде чем снова открыть огонь. Все турели Шарнхорста были заглушены, и вскоре после этого Шарнхорст затонул с потерей более 1700 человек.

После этого, 29 марта 1944 года, герцог Йоркский прикрыл конвой JW 58, а в августе герцог Йоркский и Ансон обеспечили прикрытие. прикрытие авианосца Furious, при этом он наносил авиаудары по немецким целям в Норвегии в составе. 3 апреля герцог Йоркский прикрывал операцию «Вольфрам», в результате которой удалось повредить немецкий линкор «Тирпиц».

Дальний Восток

Ансон

В конце марта 1945 года Кинг Георг V и Хоу начали операции в Тихом океане в составе оперативной группы 57. Первой крупной операцией, которую предприняла оперативная группа, была Операция «Айсберг», морская поддержка высадки десанта США на Окинаве, которая началась 1 апреля. Во время операции король Георг V и Хоу подвергались спорадическим атакам японцев камикадзе, однако эти атаки не причинили им никакого ущерба, в то время как Хоу удалось сбить атакующий самолет-камикадзе. 4 мая два линкора возглавили сорокапятиминутную бомбардировку японских авиационных объектов на островах Рюкю.

. В середине июля они присоединились к линкорам США в бомбардировке промышленных объектов на Hitachi. Во время кампании на Окинаве пара поддерживала британских перевозчиков. Их последним наступательным действием была ночная бомбардировка Хамамацу 29–30 июля 1945 года. Герцог Йоркский и Ансон прибыли слишком поздно, чтобы принять участие в боевых действиях, но 15 августа они согласились с капитуляцией японских войск, оккупировавших Хонг. Kong. Король Георг V и герцог Йоркский присутствовали на официальной капитуляции Японии в Токийском заливе. После окончания Второй мировой войны «Король Георг V» стал флагманом Флота метрополии до декабря 1946 года, когда он стал учебным судном, а затем был списан в 1957 году. Герцог Йоркский стал флагманом Флота метрополии после короля Георга V. до апреля 1949 года, прежде чем был списан в 1957 году. Хоу вернулась в Портсмут в январе 1946 года и провела там остаток своей карьеры, прежде чем была списана в 1957 году. Ансон некоторое время служил флагманом 1-й боевой эскадры британского Тихоокеанского флота и помогал повторно оккупировать Гонконг. В 1949 г. она была переведена в резерв, а в 1957 г. была списана на слом.

Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

  • Брейер, Зигфрид. Линкоры мира 1905–1970 гг. Conway Maritime Press.
  • Браун, Дэвид К. (1995). Проектирование и постройка британских военных кораблей 1939–1945, Том 1 Основные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-160-2.
  • Браун, Дэвид К. (2000). Нельсон - Vanguard: проектирование и разработка военного корабля 1923–1945 гг. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-492-X.
  • Берт, Р. А. (2012). Британские линкоры, 1919–1939 (2-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-052-8.
  • Кэмпбелл, Джон (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-459-4.
  • Шено, Роджер. (2004). Корабль 2: Линкоры класса King George V. Chatham Publishing. ISBN 1-86176-211-9
  • Crompton, Samuel Willard (2004). Затонувший "Бисмарк". Челси Хаус. ISBN 0-7910-7438-2.
  • Фридман, Норман. Линкоры США: иллюстрированная история дизайна. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press, 1985. ISBN 0-87021-715-1. OCLC 12214729.
  • Гарцке, Уильям Х., Jr.; Дулин, Роберт О., младший (1980). Британские, советские, французские и голландские линкоры времен Второй мировой войны. Лондон: Джейн. ISBN 0-7106-0078-X.
  • Гарцке, Дулин и Денлей (2009). Гибель линкора. SNAME Комитет морской криминалистики.
  • Кеннеди, Людовик (1974). Погоня. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Viking Press. ISBN 0-670-58314-6.
  • Марриотт, Лео (2004). Vital Guide Боевые корабли Второй мировой войны. Рамсбери, Англия: Эйрлайф Крауд Пресс. ISBN 1-84037-416-0.
  • Миддлбрук и Махони (1979). Гибель принца Уэльского и отпор. История пингвинов. ISBN 0-7139-1042-9.
  • Миллер, Натан (1995). Война на море. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Скрибнер. ISBN 978-0-684-80380-7.
  • Констам, Ангус, изд. (2009). Британские линкоры 1939–45 (1) Классы королевы Елизаветы и королевских суверенов (Новый авангард). Osprey Publishing. ISBN 978-1-84603-388-9.
  • Расор, Юджин Л. (1998). Кампания Китай-Бирма-Индия, 1931–1945: историография и аннотированная библиография. Вестпорт, штат Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-28872-0.
  • Рэйвен и Робертс (1976). Британские линкоры Второй мировой войны: разработка и техническая история линкоров и линейных крейсеров Королевского флота с 1911 по 1946 год. Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-85368-141-0.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Роскилл, Стивен (1976). Военно-морская политика между войнами. Том II: Период неохотного перевооружения 1930–1939 гг. Лондон: Коллинз. ISBN 0-00-211561-1.
  • Таррант, В.Э. (1991). Линкоры King George V-класса. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 1-85409-026-7.

.

Дополнительная литература
Внешние ссылки
  • icon Портал линкоров
Викискладе есть медиафайлы, связанные с линкором класса King George V (1939).
Последняя правка сделана 2021-05-25 09:34:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте