Operation Claymore

редактировать

Operation Claymore
Часть кампании Северо-Западная Европа
Рейд на Лофотенские острова, 4 марта 1941 г. N396.jpg . Коммандос наблюдают за горящими резервуарами с рыбьим жиром.
Дата4 марта 1941 (1941-03-04)
МестоположениеЛофотенские острова, Норвегия 68 ° 20′N 14 ° 40′E / 68,333 ° с.ш., 14,667 ° в.д. / 68,333; 14,667
РезультатПобеда Великобритании
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. Норвегия

Нацистская Германия

Командиры и лидеры
Луи К. Гамильтон. . . Мартин Линге Неизвестно
Численность
  • 500 британцев
  • 52 норвежца
  • 7 кораблей
1 вооруженный траулер
Жертвы и потери
1 раненый
  • Захвачено 228
  • 10 кораблей потоплено

Операция Клеймор была рейдом британских коммандос на норвежские Лофотенские острова во время Второй мировой войны. Лофотенские острова были важным центром производства рыбьего жира и глицерина, используемого в военной экономике Германии. Высадка произведена 4 марта 1941 г. бойцами ст. 3 Коммандос, Нет. 4 коммандос, подразделение королевских инженеров и 52 человека из Норвежской независимой роты 1. При поддержке 6-й флотилии эсминцев и двух транспортных войск Королевского флота, силы совершили беспрепятственную высадку и в целом продолжали не встречать сопротивления. Первоначальный план состоял в том, чтобы избежать контакта с немецкими войсками и нанести максимальный ущерб контролируемой немцами промышленности. Они достигли своей цели - уничтожить фабрики по производству рыбьего жира и около 3600 тонн (3500 длинных тонн) масла и глицерина. Британцы пережили только одну аварию; офицер поранил себя из собственного револьвера и вернулся с 228 немецкими военнопленными, 314 лояльными норвежскими добровольцами и несколькими сотрудниками режима Квислинга.

В результате обстрела кораблей и подрывов судов было потоплено 18 000 тонн груза. Возможно, наиболее значительным результатом рейда стал захват комплекта роторных колес для машины Enigma и его кодовых книг у немецкого вооруженного траулера Krebs. Немецкие военно-морские коды можно было прочитать в Блетчли-Парк, обеспечивая разведку, необходимую для того, чтобы позволить союзным конвоям избежать концентрации подводных лодок. Впоследствии оценка операции разошлась: британцы, особенно Уинстон Черчилль и руководитель специальных операций, сочли ее успешной. В глазах британцев главной ценностью таких действий было привлечение крупных немецких войск к оккупационным обязанностям в Норвегии. Мартин Линге и другие причастные к ним норвежцы более сомневались в ценности таких набегов на норвежское побережье, но им не сообщили о ценности изъятой криптографической информации. После операции Claymore было создано норвежское подразделение специальных операций Norwegian Independent Company 1 для операций в Норвегии.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Миссия
  • 3 Посадка
  • 4 Последствия
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Цитаты
    • 6.3 Библиография
  • 7 Внешние источники
Предыстория

После того, как (BEF) был изгнан из Европы в эвакуации из Дюнкерка в 1940 году, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль призвали собрать и оснастить войска, чтобы нанести немцам потери и поднять боевой дух британцев. Черчилль приказал объединенному комитету начальников штабов предложить меры для наступления на оккупированную Германией Европу и заявил, что «... они должны быть подготовлены специально обученными войсками класса охотников, которые могут развить господство террора на вражеском побережье». Подполковник Дадли Кларк уже представил такое предложение генералу сэру Джону Диллу, начальнику Имперского генерального штаба. Дилл, зная о намерениях Черчилля, одобрил предложение Кларка. Три недели спустя состоялся первый рейд коммандос - Операция «Ошейник». Рейдерам не удалось собрать никаких разведданных и повредить немецкую технику; их единственным успехом стало убийство двух немецких часовых.

Коммандос перешли под оперативный контроль штаба объединенных операций. Первоначально командующим был выбран адмирал Роджер Киз, ветеран кампании в Галлиполи и рейда Зебрюгге в Первой мировой войне. В 1940 году раздались призывы к добровольцам из числа солдат армии, служащих в определенных формированиях, все еще находящихся в Великобритании, и солдатам распадающихся дивизионных независимых компаний, первоначально сформированных из дивизий территориальной армии, которые видел службу в Норвегии. В ноябре 1940 г. новые армейские части были организованы в бригаду специального назначения под командованием бригадного генерала Я.С. Хейдон с четырьмя батальонами специального назначения. К осени 1940 года более 2000 человек вызвались добровольцами для обучения коммандос, и теперь бригада спецслужб состояла из двенадцати подразделений, которые назывались коммандос.

После неблагоприятного начала первый крупномасштабный рейд коммандос должен был состояться. находиться на Лофотенских островах, которые находятся недалеко от норвежского побережья, внутри полярного круга, примерно в 900 милях (1400 км) от Великобритании. Оказавшись на островах, рейдеры высадятся в четырех небольших портах, чтобы уничтожить фабрики по производству рыбьего жира. Вся добываемая нефть отправлялась в Германию, где добывали глицерин, жизненно важный ингредиент при производстве взрывчатых веществ. Коммандос будут доставлены на острова на борту двух новых пехотных десантных кораблей в сопровождении четырех класса Tribal и одного эсминца класса L из 6-й флотилии эсминцев.

Миссия
Корабль Королевского флота пришвартовался в море HMS Somali, командир 6-й флотилии эсминцев

Командиром рейда был контр-адмирал Луи Кеппель Гамильтон. Операция «Клеймор» преследовала три цели. Королевскому флоту было поручено безопасно сопровождать транспорты с десантом на острова и обратно. Находясь там, они должны были уничтожить или захватить все немецкие или норвежские корабли, работающие на немцев, и обеспечить морским огнем десант. Военно-морские силы принимали участие в эскорте 6-й флотилии эсминцев: HMS Somali, бедуинов, татар, эскимосов и Легион под командованием капитана К. Кэслона. Два недавно переоборудованных десантных корабля, HMS Queen Emma и HMS Princess Beatrix, должны были транспортировать десант.

Десант был предоставлен бригадой специального назначения ( Бригадный генерал Джей Си Хейдон). В нем приняли участие 250 спецназовцев всех рангов из No. 3 коммандос (майор Джон Дернфорд-Слейтер ) и 250 всех рангов No. 4 коммандос (подполковник Д.С. Листер). Их поддерживали часть королевских инженеров из полевой роты №55 (второй лейтенант Х.М. Тернер) и четыре офицера и 48 других рангов из Норвежской независимой роты 1 (капитан Мартин Линге ). Десант должен был уничтожить нефтедобывающие предприятия в портах Стамсунд, Хеннингсвер, Свольвер и Бреттес, вступить в бой с немецкими войсками. гарнизон и попытка взять военнопленных обнаружена в этом районе. Они также должны были задержать всех сторонников норвежской партии Quisling и убедить местное население покинуть остров и присоединиться к Свободным норвежским силам.

. Силы начали сборку в Скапа-Флоу. на Оркнейских островах 21 февраля 1941 г. и оставался там почти неделю, прежде чем отправиться в Норвегию сразу после полуночи 1 марта 1941 г. Десант был распределен между кораблями, штаб бригады специального назначения были перевезены на Сомали. Коммандос № 4, которому была назначена высадка в Свольвере и Бреттеснесе, находился на борту «Королевы Эммы». Коммандос № 3, которому была назначена высадка в Штамсунде и Хеннингсвэре, находился на борту принцессы Беатрикс. Королевские инженеры и норвежские силы были разделены между десантными кораблями.

Время, которое они провели в Скапа-Флоу, было потрачено на знакомство с транспортными кораблями и десантным кораблем, которым они должны были стать. используя, чтобы добраться до берега. Обсуждались также проблемы, которые воспринимались военно-морским флотом при обеспечении огневой поддержки, поскольку эсминцы не могли приблизиться к берегу ближе, чем на 1,6 км из-за мелководья. Из-за этого коммандос были обучены полагаться на собственное оружие для прикрытия огня и поддержки друг друга со своих десантных кораблей. Планировалось также, что они позаботятся о себе в случае, если эсминцы будут отозваны для борьбы с морской угрозой, в том числе каждому человеку было приказано взять с собой достаточно пайка, чтобы продержаться на берегу в течение 48 часов.>Прибытие на Лофотены 4 марта 1941 г.

Военно-морская оперативная группа, известная под кодовым названием Rebel, покинула Скапа-Флоу и направилась к Фарерским островам. Они причалили к Скалафьордур в 19:00 1 марта 1941 года, чтобы заправиться топливом. Дозаправка заняла пять часов, и военно-морская оперативная группа снова двинулась на север в сторону Арктики, чтобы избежать обнаружения немецкими воздушными и морскими патрулями. Затем они повернули на восток и направились в сторону Норвегии. Они прибыли на Лофотенские острова рано утром 4 марта 1941 года, незадолго до 04:00. Войдя в Вест-фьорд, они были удивлены, увидев, что загорелись все навигационные огни гавани, что, по их мнению, было признаком того, что их не ожидали и они достигли полной неожиданности.

Во время планирования перехода В ходе операции были составлены планы, предусматривающие одновременную посадку всех целей в 06:30, но по прибытии они решили отложить посадку на 15 минут, чтобы они не приземлялись в полной темноте. Когда они начали высадку десанта, все они были на берегу к 06:50. На берегу десант без сопротивления начал свои операции. Единственные немецкие выстрелы были произведены с вооруженного траулера Krebs, который успел произвести четыре выстрела по HMS Somali, прежде чем был потоплен. Другими кораблями, потопленными десантом, были торговые суда Hamburg, Pasajes, Felix, Mira, Eilenau, Rissen, Andø, Grotto и Bernhard Schulte, что составило 18000 тонн судоходства.

Силы, высадившиеся в Стамсунде, разрушили Лофотенский завод по производству трески. Две фабрики были разрушены в Хеннингсвэре и 13 в Свольвере. Всего было подожжено около 800 000 имперских галлонов (3600 м3) рыбьего жира, парафина. Они захватили 228 военнопленных, семь из Кригсмарине, три из Heer, 15 из люфтваффе, двое из Schutzstaffel, 147 из торгового флота и 14 гражданских лиц.

корабль в море на фоне колонны черного дыма, поднимающегося над гористой местностью Горящие цистерны с нефтью видны с HMS Legion

Возможно, самым значительным результатом рейда стал захват набора роторных колес для шифра Enigma машина и ее кодовые книги. Они были спасены от тонущего Кребса, хотя ее командир, лейтенант Ханс Купфингер, выбросил свою машину (одну из трех, как известно, находившихся на острове) за борт за несколько минут до своей смерти. Найденные документы раскрыли ключ к домашним водам Кригсмарине на февраль, а также помогли решить проблему апрельского трафика, который был отправлен в период с 1 марта по 10 мая.

Их захват позволил Блетчли-Парку в течение некоторого времени читать все немецкие военно-морские коды и обеспечивать разведывательные данные, необходимые для того, чтобы позволить союзным конвоям избегать скопления подводных лодок. К 13:00 оба пехотных десантных корабля «Принцесса Беатрикс» и «Королева Эмма» погрузили все свои войска и были готовы к отплытию. С ними прибыло 300 добровольцев Свободных норвежских сил в Великобритании.

Последствия

После рейда премьер-министр Уинстон Черчилль издал меморандум «всем заинтересованным... Мои поздравления по поводу очень удовлетворительная операция ». Клеймор был первым из двенадцати рейдов коммандос, направленных против Норвегии во время Второй мировой войны. Немцы в конечном итоге увеличили численность войск в Норвегии, и к 1944 году немецкий гарнизон насчитывал 370 000 человек (в 1944 году британская пехотная дивизия насчитывала 18 347 человек). Коммандос № 3 и № 4 вошли в состав 1-й бригады специального назначения и приняли участие в высадке в Нормандии в июне 1944 года.

См. Также
Ссылки

Примечания

Цитаты

Библиография

Внешние источники
Последняя правка сделана 2021-06-01 12:59:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте