Force Z | |
---|---|
Потеря HMS Prince of Wales и HMS Repulse, 10 декабря 1941 г. Фотография сделана с японского самолета во время начальная бомбовая атака на высоком уровне. Отражение, внизу изображения, только что попало в бомбу. | |
Активный | 1941 |
Страна | Великобритания |
Филиал | Королевский флот |
Размер | 2 крупных корабля. 4 эсминца |
Гарнизон / штаб | Сингапур |
Боевые действия | Потопление принца Уэльского и отпор, также известное как Битва у Малайи |
Командиры | |
Известные. командиры | Адмирал сэр Том Филлипс (флагман). Капитан Джон Лич (HMS Prince of Wales). Капитан Уильям Теннант (HMS Repulse) |
Force Z была британской военно-морской эскадрой во время Второй мировой войны, состоящей из линкора HMS Prince of Wales, линейного крейсера HMS Repulse и сопровождающие его эсминцы. Созданная в 1941 году, группа была призвана укрепить британские колониальные гарнизоны на Дальнем Востоке и сдержать японскую экспансию на британские владения, особенно в Малайю и Сингапур. Отсутствие самолетов для защиты Force Z, недооценка японских вооруженных сил и политические, а не военно-морские мотивы для их развертывания обвиняются в уничтожении этой силы.
Межвоенное британское планирование войны против Японской империи было направлено на защиту британских интересов в Китае («наступательная» стратегия) и на защиту имперских коммуникаций, особенно через Индийский океан. («защитная стратегия»). Сингапур был выбран в качестве главной базы Королевского флота (RN). Благодаря этому флот оказался в пределах досягаемости Китая. База также находилась на «Малайском барьере», восточной передовой оборонительной зоне Индийского океана, хотя, строго говоря, от Сингапура не требовалось проводить оборонительную стратегию. В 1920-х годах RN могла усилить дальневосточный флот из Великобритании и Средиземного моря, чтобы в достаточной степени проводить наступательную стратегию. К концу 1930-х годов нужно было подумать о войне с Германией и усилении Императорского японского флота (IJN); в случае европейской войны для дальневосточного флота будет доступно меньше военно-морских сил; подкрепление будет поступать постепенно, и общая конечная сила будет достаточной только для оборонительной стратегии.
В ходе стратегических дискуссий в 1940 году Великобритания запросила военно-морскую помощь у Соединенных Штатов в Атлантике (против Германии) и Малайского барьера (в частности, в Сингапур против Японии) в случае вступления США в войну. Необходимые военно-морские силы США будут поступать из Тихоокеанского флота. Тихоокеанский флот был недостаточен для выполнения обеих задач. Американцы опасались размещения Тихоокеанского флота в Сингапуре и выбрали Атлантику. Союзники согласились с тем, что атлантический театр военных действий имеет первостепенное значение, и выбор был подтвержден на переговорах по ABC-1 в следующем году.
Тем не менее, британцы хотели иметь военно-морские силы. в Сингапуре, который, по их мнению, был единственным местом, где могли быть адекватно прикрыты жизненно важные торговые пути Индийского океана и восточные британские доминионы. Для достижения этой цели американские военно-морские силы, прибывающие в Атлантику, должны заменить британские военно-морские силы, что позволит британским военно-морским силам перебазироваться на восток. В феврале 1941 года RN планировало создание и движение Восточного флота в Индийский океан и Сингапур на основе этой замены.
Усиление Дальнего Востока Восточным флотом должно было произойти. в два этапа. Первая фаза в кратчайшие сроки переместила в Индийский океан минимальные силы, способные противостоять японским крейсерам, участвовавшим в торговых набегах ; первая фаза должна произойти в начале замещения Атлантики. Вторая фаза переместила основную часть Восточного флота - если была возможность, - в Сингапур или - если Сингапур уже пал - в восточную часть Индийского океана после завершения американской военно-морской мобилизации в Атлантике. Переброску Восточного флота планировалось завершить через 80 дней после вступления США в войну. Основная структура плана оставалась неизменной с февраля 1941 г. по начало декабря 1941 г., хотя детали регулярно пересматривались.
К августу 1941 г. планировалась первая фаза как Force H, объединившаяся как можно скорее на 2-й фазе линкоров, линкоров класса Nelson и Revenge. Фактором, ограничивающим формирование полного Восточного флота, была нехватка крейсеров и эсминцев. Первыми британскими крупными кораблями, прибывшими в Индийский океан, были линкор HMS Revenge в середине сентября и линейный крейсер HMS Repulse в начале октября.
Соединенные Штаты не дожидались вступления в войну, чтобы стать активными в Атлантике. К августу 1941 года американское участие в Атлантике было достаточным, чтобы в мирное время было осуществимо выполнение британского плана укрепления флота на Дальнем Востоке. В сентябре было предложено сделать фазу 1 более мощной, и ядро Восточного флота могло быть на месте к январю 1942 года. Нехватка эсминцев помешала бы развертыванию крупных кораблей за Малайским барьером, но сохранила крупные корабли. в Индийском океане позволили бы крейсерам действовать за Малайским барьером.
С такой мощной силой RN вернулось к планам наступления против Японии в сентябре. На ABC-1 Соединенные Штаты отказались усилить Азиатский флот США с помощью авианосной группы США. Новый план RN воскресил эту концепцию. Сингапур станет главной ремонтной базой Восточного флота. Манила на Филиппинах станет его передовой оперативной базой в военное время. Он будет чрезмерно оптимистично полагаться на прикрытие Королевских военно-воздушных сил (RAF) в Малайе и крупные американские воздушные подкрепления Филиппин, о которых было объявлено на Атлантической конференции; последний фактор, возможно, даже не принимался во внимание стратегами RN.
В июле японцы двинулись в южный Индокитай. В ответ британцы переоценили намерения Японии с августа по начало сентября, что привело к ряду выводов. Японцы ждали исхода немецкого вторжения в Советский Союз, прежде чем выбрать северную или южную стратегию экспансии, но концентрировали ресурсы в ожидании первый. Малайя была уязвима из-за японского вторжения в Индокитай, но не подвергалась немедленной угрозе из-за северного варианта и сезона дождей, которые предотвратили высадку морского десанта на Малайе до февраля 1942 года. Оценка была фатально ошибочной. Он недооценил экономические факторы, подталкивающие японцев к южной стратегии. Он также не принял во внимание тот факт, что Сиамский залив был достаточно защищен от дождей.
В результате воздушное усиление Малайи было отложено; самолет отправился на Ближний Восток и в Советский Союз в качестве помощи. В целом Япония оказалась в таком невыгодном положении, что усиление военного сдерживания все же может предотвратить войну или отсрочить ее начало.
В конце августа премьер-министр Уинстон Черчилль обсуждал подкрепление Дальнего Востока с адмиралом Дадли Паундом, Первым морским лордом. Черчилль предложил дополнить первую фазу линкором King George V-класса. Соединенные Штаты заявили о своем намерении развернуть современные линкоры в Атлантике на Атлантической конференции в начале августа; это сделало бы доступным корабль класса V King George. Паунд выступал за то, чтобы «Король Георг V» оставался в Британии.
Паунд предлагал разместить «Нельсоны», боевой крейсер HMS Renown и авианосец в Сингапур. Это было бы для сдерживания в мирное время, которое будет отозвано на Цейлон с началом войны; Британцы считали, что флот военного времени в Сингапуре должен быть конкурентоспособным с большей частью IJN. Интересно, что Паунд не представлял себе авианосец на Дальнем Востоке до весны 1942 года.
На встречах 17 и 20 октября Британский комитет обороны официально обсудил усиление дальневосточного флота в ответ на падение умеренных Коноэ правительство 16 октября. В соответствии с оценкой японских намерений в августе-сентябре Черчилль и его кабинет поддержали развертывание современного линкора для сдерживающего воздействия. В рамках своей наступательной стратегии RN планировала отправить в Сингапур линкоры типа Nelson и Revenge, но Nelsons не смогли развернуться. HMS Nelson был поврежден в Средиземном море в конце сентября. Отбытие экипажа не позволило HMS Rodney развернуться до середины декабря, и потребовалось переоснащение орудия, запланированное с февраля по май 1942 года, прежде чем она смогла провести дальнейшие операции. После подготовки самый ранний из них смог достичь Дальнего Востока в августе 1942 года. Корабль King George V-class HMS Prince of Wales был, помимо Revenges, единственным боевым кораблем, который раньше мог плыть на восток. Весна 1942 г. 20 октября Комитет решил отправить принца Уэльского в Кейптаун, Южную Африку. Оказавшись в Кейптауне, обзор решит, следует ли отправлять корабль в Сингапур; это позволило бы принцу Уэльскому отреагировать на чрезвычайную ситуацию в своих водах.
17 октября Черчилль запросил авианосец для Force Z, но из этого ничего не вышло; Первым доступным носителем будет HMS Indomitable в ноябре после отработки. Вопреки послевоенным сообщениям, Indomitable не был отнесен к Force Z. Ни Адмиралтейство не планирует на этот период, ни секретное заседание Парламента Соединенного Королевства 19 декабря по поводу потери Force Z, ни составление таблицы текущей и предполагаемой численности флота на Дальнем Востоке от 7 декабря, отнесение авианосца к Восточному флоту. Перевозчик не получал никаких приказов на этот счет до посадки на мель в Кингстоне, Ямайка 2 ноября, в начале трехнедельной отработки. Присоединение к Force Z к 8 декабря не потребовало бы заземления и прекращения работ.
Принц Уэльский и эсминцы сопровождения HMS Electra, Express и HMS Hesperus были преобразованы в Force G в Великобритании; они отплыли из Гринока 25 октября 1941 года. Группой командовал адмирал сэр Том Филлипс, сыгравший важную роль в формировании военно-морской стратегии на Дальнем Востоке. Геспер был временно назначен из Командования западных подходов. Три дня спустя HMS Legion также временно присоединился к эскорту, в то время как Электра и Экспресс отделились для дозаправки в Понта-Делгада на Азорских островах. Гесперус и Легион покинули Силу G на следующий день с возвращением других эсминцев. Force G заправился топливом в Фритауне 5 ноября и прибыл в Кейптаун рано утром 16 ноября.
2 ноября Черчилль был уведомлен о том, что Паунд намерен провести согласованную проверку 20 октября. до того, как отряд C прибыл в Кейптаун. Паунд никогда не проводил обзор. Адмиралтейство, в соответствии со своими наступательными планами, было обязано перебраться в Сингапур до отплытия принца Уэльского. 21 октября Адмиралтейство проинформировало соответствующее военно-морское командование о том, что линкор направляется в Сингапур. После отплытия Force G Адмиралтейство попыталось ускорить переход. 6 ноября Филлипс планировал пробудет в Кейптауне семь дней и прибудет в Сингапур 13 декабря. 11 ноября Адмиралтейство официально приказало принцу Уэльскому объединиться с Repulse на Цейлоне, прежде чем отправиться в Сингапур. В приказе также предполагалось - с оговорками Черчилля - что линкор может отказаться от своего сопровождения в интересах скорости; следовательно, Force G оставался в Кейптауне всего два дня. Вплоть до 5 октября Черчилль все еще считал, что решение о переводе принца Уэльского за пределы Кейптауна все еще рассматривается, и соглашался с советами и решениями Паунда; это свидетельствовало о том, что Черчилль не понимал нового наступательного пристрастия Адмиралтейства в октябре прошлого года.
Британские планы по освещению в СМИ прибытия сил G в Кейптаун для пропаганды и сдерживания были сорваны сокращением продолжительности визита.. Отменены интервью с экипажем судов и визиты фотографов. Японские дипломаты сообщили о визите 19 ноября; после этого японцы ожидали, что принц Уэльский прибудет в Сингапур в конце ноября.
Группа G покинула Кейптаун во второй половине дня 18 ноября. Он заправился топливом в Маврикии и Порт T, Атолл Адду на пути на восток. Он прибыл на Цейлон 29 ноября, к нему присоединились Repulse и эсминцы HMS Encounter и HMS Jupiter ; эсминцы были переброшены со Средиземноморского флота. Филлипс высадился и улетел в Сингапур, чтобы встретиться с местным командованием; 4 декабря он также вылетел на Филиппины для встречи с американским командованием. Отряд G наконец прибыл в Сингапур 2 декабря и был переименован в отряд Z 8 декабря, когда началась война.
Филлипс приказал Force Z совершить вылет 8 декабря против Высадка японцев на высадку морского десанта на Малайе в Сиамском заливе. Encounter и Jupiter вышли из строя из-за дефектов и были заменены на эсминцы Первой мировой войны HMAS Vampire и HMS Tenedos. «Принцы Уэльский» и «Репалс» были потоплены японскими самолетами 10 декабря 1941 года, став первыми крупными кораблями, движущимися в море, которые были потоплены исключительно вражескими самолетами.
Британских военно-воздушных сил в Малайе было недостаточно для прикрытия с воздуха сил Z. Плохие довоенные прогнозы японских намерений привели к отсрочке поступления подкреплений с воздуха, и к тому времени, когда война стала, вероятно, невозможно было обеспечить достаточное подкрепление. вовремя.
Филипс также не смог полностью использовать ресурсы разведки. В результате он сильно недооценил масштаб атаки и полагал, что большинство ударных самолетов противника будут горизонтальными бомбардировщиками, а не торпедоносцами наземного базирования.