Битва у Нордкапа

редактировать

Битва у Нордкапа
Часть Второй мировой войны
Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-07, Schlachtschiff "Scharnhorst".jpg. Немецкий линкор Шарнхорст, около 1939
Дата26 декабря 1943 года
МестоположениеУ берегов Нордкап, Баренцево море 72 ° 31′N 28 ° 15′E / 72,517 ° с.ш., 28,250 ° в.д. / 72,517; 28.250
РезультатПобеда союзников
Воюющие стороны
Соединенное Королевство. Канада. Норвегия Германия
Командиры и лидеры
Брюс Фрейзер Эрих Бей
Сила
1 линкор. 1 тяжелый крейсер. 3 легких крейсера. 9 эсминцев1 линкор. 5 эсминцев
Потери и потери
21 убитым. 11 раненых. 1 линкор поврежден. 1 тяжелый крейсер поврежден. 1 эсминец поврежден1932 убит. 36 взят в плен. 1 линкор потоплен

Сражение у мыса Нордкап было военно-морским сражением Второй мировой войны, которое произошло 26 декабря 1943 года в рамках арктической кампании. Немецкий линкор Шарнхорст в ходе операции по атаке арктических конвоев военной техники от западных союзников в Советский Союз был доставлен в в битве и потоплен Королевским флотом - линкором HMS Duke of York с крейсерами и эсминцами, включая натиск HNoMS Stord изгнанных Royal Норвежский флот - у норвежского мыса Нордкап.

Битва была последней между крупнокалиберными крупными кораблями в войне между Великобританией и Германией. Победа англичан подтвердила огромное стратегическое преимущество англичан, по крайней мере, в надводных частях. Это также было предпоследнее сражение между линкорами, последним из которых была битва у пролива Суригао в октябре 1944 года.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Битва
  • 3 Последствия
  • 4 См. Также
  • 5 Сноски
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
История вопроса

С августа 1941 года западные союзники проводили конвои кораблей из Великобритании и Исландии. в северные порты Советского Союза для обеспечения необходимыми припасами для их военных действий на Восточном фронте. Они пережили много лишений, часто подвергаясь нападениям немецких военно-морских и воздушных сил, дислоцированных в оккупированной Норвегии. Ключевой проблемой были немецкие линкоры Кригсмарине, такие как Тирпиц и Шарнхорст. Даже угрозы присутствия этих кораблей было достаточно, чтобы вызвать катастрофические последствия для конвоев, таких как Convoy PQ 17, который был рассредоточен и в основном потоплен немецкими войсками после ложных сообщений о том, что «Тирпиц» плыл для их перехвата. Чтобы отразить угрозу, исходящую от немецких крупных кораблей в Арктике и с высоким уровнем успеха эскортных конвоев, Королевскому флоту пришлось потратить огромные средства.

Операция Остфронт была попыткой немецкой Кригсмарине перехватить ожидаемые арктические конвои. В конце декабря 1943 г. направлялся в Россию конвой JW 55B, состоящий из 19 грузовых судов под командованием коммодора, контр-адмирала в отставке, в сопровождении двух эсминцев HMCS. Гурон и HMCS Haida, среди прочих, и океанский эскорт из восьми эсминцев Флота метрополии во главе с HMS Onslow. Также в этом районе находился конвой RA 55A, возвращавшийся в Соединенное Королевство из России, состоящий из 22 грузовых судов в сопровождении двух эсминцев и четырех других судов, а также океанский эскорт из шести эсминцев Флота метрополии во главе с HMS Milne. Он благополучно прибыл в Мурманск со своим обычным эскортом и дополнительной защитой отряда 1 под командованием вице-адмирала Роберта Бернетта, состоящего из крейсера HMS Belfast, флагмана и крейсеров. HMS Norfolk и Шеффилд.

Сопровождение конвоев в Россию было ответственностью Флота метрополии и его главнокомандующего адмирала сэра Брюса Фрейзера. Фрейзер хотел нейтрализовать «Шарнхорст», главную угрозу для конвоев, и спланировал конфронтацию на Рождество 1943 года, в которой конвой JW 55B будет использоваться для вывода противника из строя. Фрейзер ожидал и надеялся, что "Шарнхорст" попытается атаковать JW 55B. На совещании капитанов своих кораблей Фрейзер описал свой план по перехвату Шарнхорста на позиции между конвоем и норвежской базой противника. Затем он приближался к противнику на расстояние 12000 ярдов (11000 м) в Арктической ночи, освещал Шарнхорст звездным снарядом и открывал огонь с помощью радара управления огнем.

Конвой JW 55B покинул Лох-Эве 20 декабря и был замечен двумя днями позже самолетом Люфтваффе, который начал слежку. К 23 декабря из отчетов разведки британцам стало ясно, что конвой был замечен и за ним следила вражеская авиация. Затем Фрейзер вышел в море с отрядом 2, состоящим из его флагманского корабля: линкора HMS Duke of York, крейсера HMS Jamaica и эсминцев класса S HMS. Savage, Scorpion, Saumarez и HNoMS Stord из изгнанного Королевского норвежского флота. Фрейзер не хотел препятствовать Шарнхорсту покинуть свою базу, поэтому не подходил до тех пор, пока это не потребовалось. Когда JW 55B и его эскорт приблизились к зоне наибольшей опасности в тот же день, 23-й, медленно двигаясь на восток в 250 миль (220 морских миль ; 400 км ) у побережья северной Норвегии «Бернетт» и отряд 1 двинулись на запад от Мурманска, а Фрейзер с отрядом 2 приблизился с запада на умеренной скорости. 25 декабря «Шарнхорст» (под командованием капитана) с эсминцами типа «Нарвик» Z29, Z30, Z33, Z34 и Z38 покинули норвежский Альтафьорд под общим командованием Контерадмирала Эриха Бея. Шарнхорст взял курс на известную позицию конвоя, поскольку надвигался юго-западный шторм.

Битва
Современная карта сражения.

Рано утром 26 декабря Фрейзер получил подтверждение от Адмиралтейства, что Шарнхорст находился в море и искал конвой JW 55B. Штормовая погода привела к тому, что все разведывательные самолеты люфтваффе были остановлены. Не имея возможности искать британские корабли с воздуха, а сильные волны моря мешали движению его кораблей, контр-адмирал Бей не смог обнаружить конвой. Несмотря на то, что немецкая подводная лодка заметила конвой и сообщила о его местонахождении, Бей все еще не мог установить контакт с британскими кораблями. Думая, что он промахнулся над противником, он отделил свои эсминцы и направил их на юг, чтобы увеличить зону поиска, и впоследствии эсминцы потеряли связь со своим флагманом. Адмирал Фрейзер, готовясь к атаке немцев, отвел возвращающийся пустой конвой RA 55A на север, из района, в котором он ожидался, и приказал JW 55B изменить курс, чтобы позволить ему приблизиться. Позже он заказал четыре эсминца с RA 55A; Несравненный, Мушкетер, Возможность и Вираго, чтобы отделиться и присоединиться к нему.

Теперь уже не сопровождаемый Шарнхорстом встретился с Бернеттом. Force 1 вскоре после 09:00. Белфаст был первым кораблем, получившим радиолокационный контакт с Шарнхорстом, и британские крейсера быстро закрыли диапазон. На расстоянии почти 13 000 ярдов (12 000 м) британские крейсеры открыли огонь, и «Шарнхорст» ответил собственными залпами. Хотя крейсеров не было отмечено ни одного попадания, немецкий линкор был поражен дважды: один снаряд разрушил передний Seetakt радар и оставил Шарнхорст практически слепым в нарастающей снежной буре. Без радара артиллеристы на немецком линкоре были вынуждены целиться по вспышкам выстрелов противника. Это было затруднено, потому что два британских крейсера использовали новое безпосильное топливо, в результате чего Норфолк оставался относительно более легкой целью. Бей, полагая, что он вступил в бой с линкором, повернул на юг, пытаясь дистанцироваться от преследователей и, возможно, отвлечь их от конвоя.

Превосходная скорость Шарнхорста позволила Бею оттолкнуть преследователей, после чего он повернул. на северо-восток, пытаясь обойти их и атаковать незащищенный конвой. Бернетт, вместо того, чтобы пуститься в погоню в морских условиях, которые ограничивали скорость его крейсеров до 24 узлов (28 миль в час; 44 км / ч), правильно угадал намерения Бея и расположил Силу 1 так, чтобы защитить конвой. Это было решение, в котором у него были некоторые личные сомнения, так как оно могло привести к потере крейсерами контакта с «Шарнхорстом», и это решение подверглось критике со стороны некоторых других офицеров британских сил, но поддержано Фрейзером. К облегчению Бернетта, вскоре после полудня «Шарнхорст» снова был обнаружен радарами крейсера, когда он пытался приблизиться к конвою. Когда снова произошла перестрелка, «Шарнхорст» нанес два удара по Норфолку 11-дюймовыми снарядами, выведя из строя турель и ее радар. Эсминцы Бернетта также не смогли подобраться к «Шарнхорсту» достаточно близко, чтобы нанести торпедный удар по немецкому кораблю. После этого обмена Бей решил вернуться в порт, а он приказал эсминцам атаковать конвой на позиции, о которой сообщила подводная лодка ранее утром. Сообщенная позиция была устаревшей, и эсминцы пропустили конвой.

«Шарнхорст» несколько часов бежал на юг, снова пользуясь своей превосходящей скоростью. Бернетт продолжал преследование, но у Шеффилда и Норфолка возникли проблемы с двигателем, и они были вынуждены отступить, оставив Белфаст, лишенный оружия, в качестве единственного преследователя и какое-то время опасно уязвимого. Отсутствие работающего радара на борту «Шарнхорста» помешало немцам воспользоваться ситуацией, позволив Белфасту повторно захватить немецкий корабль на своем радаре. Без ведома Бея, его корабль теперь плыл в ловушку, и основные силы адмирала Фрейзера двигались к позиции Шарнхорста и были идеально расположены, чтобы перехватить убегающий немецкий корабль. Белфаст посылал постоянный поток радиосигналов на позицию «Шарнхорста», и линкор «Герцог Йоркский» боролся через бурное море, чтобы достичь немецкого корабля. Фрейзер послал свои четыре эсминца сопровождения, чтобы они продвигались вперед и пытались занять позиции для запуска торпед. Вскоре в 16:15 основные британские силы заметили «Шарнхорст» на радаре и начали маневрировать, чтобы нанести полный залп. В 16:17 Шарнхорст был обнаружен радаром Duke of York Type 273 на дальности 45 500 ярдов (41 500 м), а в 16:32 радар Duke of York Type 284 показал, что дальность стрельбы сократилась до 29 700 ярдов (27 700 м).

В 16:48 Белфаст выпустил звездных снарядов, чтобы осветить Шарнхорст. «Шарнхорст», не готовый к тренировке своих турелей на носу и корме, был хорошо виден с Герцога Йоркского. Герцог Йоркский открыл огонь на расстоянии 11 920 ярдов (10900 м) и поразил первый залп, выведя из строя передние башни Шарнхорста («Антон» и «Бруно»), в то время как другой залп разрушил ангар для самолетов. Бей повернул на север, но был атакован крейсерами «Норфолк» и «Белфаст» и повернул на восток на высокой скорости 31 узел (36 миль / ч; 57 км / ч). Теперь «Шарнхорст» с одной стороны сражался с герцогом Йоркским и Ямайским, в то время как крейсеры Бернетта сражались с другой стороны. Немцы продолжали подвергаться суровому наказанию 14-дюймовыми снарядами Герцога Йоркского, и в 17:24 отчаявшийся бей дал знак Германии: «Я окружен тяжелыми частями».

Крупным планом повреждения, полученные HMS Саумарес из 11-дюймового снаряда, выпущенного Шарнхорстом во время битвы

Бей смог увеличить дистанцию ​​между Шарнхорстом и британскими кораблями, чтобы увеличить свои шансы на успех. Два 11-дюймовых снаряда от одного из ее залпов прошли через мачты «Герцога Йоркского», перерезав все беспроводные антенны и, что еще более серьезно, провода, ведущие от радиолокационного сканера к радиолокационной станции управления типом 284. Лейтенант HRK Bates RNVR поднялся на мачту и сумел отремонтировать оборванные провода, но эти удары не могли быть известны Бею, и судьба его корабля резко ухудшилась в 18:20, когда герцог Йоркский выстрелил из снаряда. крайняя дальность пробила ее поясную броню и разрушила котельную №1. Скорость «Шарнхорста» упала всего до 10 узлов (12 миль / ч; 19 км / ч), и хотя немедленные ремонтные работы позволили ему восстановиться до 22 узлов (25 миль / ч; 41 км / ч), «Шарнхорст» теперь был уязвим для торпедных атак эсминцев. Через пять минут Бей отправил свое последнее радиосообщение немецкому военно-морскому командованию: «Мы будем сражаться до тех пор, пока не будет выпущен последний снаряд». В 18:50 "Шарнхорст" повернул вправо, чтобы поразить эсминцы Savage и Saumarez, но это позволило Scorpion и норвежскому эсминцу Stord нанести удар торпедами, нанеся один удар по правому борту. Пока «Шарнхорст» продолжал разворачиваться, чтобы избежать торпед, Сэвидж и Сумарес нанесли три удара по левому борту. В Саумаресе несколько раз попало вторичное вооружение Шарнхорста, 11 человек убиты и 11 ранены.

Из-за попадания торпеды скорость Шарнхорста снова упала до 10 узлов (12 миль в час; 19 км / ч), что позволило Герцогу Йоркскому быстро сократить дистанцию. Когда «Шарнхорст» был освещен звездными снарядами, «нависшими над ней, как люстра», герцог Йоркский и Ямайский возобновили огонь на расстоянии всего 10 400 ярдов (9500 м). В 19:15 к нам присоединился Белфаст с севера. Британские суда обстреляли немецкий корабль потоком снарядов, а крейсеры «Ямайка» и «Белфаст» выпустили оставшиеся торпеды по замедляющейся цели. Конец "Шарнхорста" наступил, когда британские эсминцы Opportune, Virago, Musketeer и Matchless выпустили по ней еще 19 торпед. Потрясенная ударами и неспособная бежать, «Шарнхорст» наконец перевернулась и затонула в 19:45 26 декабря, ее гребные винты все еще вращались, в предполагаемой позиции 72 ° 16′N 28 ° 41′E / 72,267 ° N. 28,683 ° E / 72,267; 28,683. Позже ее опознали и сняли на видео в точке 72 ° 31'N 28 ° 15'E / 72,517 ° N 28,250 ° E / 72,517; 28,250. Из ее общего количества в 1968 человек только 36 были извлечены из холодных вод, 30 - Скорпион и шесть - Matchless. Ни контр-адмирал Бей, ни капитан Хинтце не были среди спасенных, хотя сообщалось, что оба они были замечены в воде после того, как корабль затонул, как и другие офицеры. Скорпион попытался спасти Бея, но потерпел неудачу. Британские потери, напротив, были относительно небольшими - всего 21 убитый и 11 раненых. Большинство британских потерь произошло на Сумаресе, 11 матросов эсминца погибли, когда корабль пытался сблизиться с Шарнхорстом. HMS Norfolk понесла большинство оставшихся потерь: семь ее людей были убиты, в то время как на эсминце Scorpion один из людей пропал без вести. Фрейзер приказал войскам следовать в Мурманск, подав сигнал Адмиралтейству: «Шарнхорст затонул», на что последовал ответ: «Великолепно, молодец».

Последствия
Выжившие из Шарнхорста с завязанными глазами выходят на берег в Скапа-Флоу 2 января 1944 г.

Позже вечером 26 декабря адмирал Фрейзер проинформировал своих офицеров на борту «Герцога Йоркского»: «Джентльмены, битва против "Шарнхорст" закончился для нас победой. Я надеюсь, что если кому-нибудь из вас когда-нибудь придется вести корабль в бой против многократно превосходящего противника, вы будете командовать своим кораблем так же храбро, как сегодня командовал Шарнхорст ". Сторд и Скорпион выпустили свои торпеды с востока. Сторд выпустил восемь торпед, когда он находился на расстоянии около 1500 ярдов (1400 м) от Шарнхорста, одновременно стреляя из своих орудий. После битвы адмирал Фрейзер отправил в Адмиралтейство следующее сообщение: «... Пожалуйста, передайте его главнокомандующему ВМС Норвегии. Сторд сыграл очень смелую роль в битве, и я очень горжусь этим. ее...". В интервью The Evening News 5 февраля 1944 года командир корабля HMS Duke of York, капитан Гай Рассел, сказал: «... норвежский эсминец Stord выполнил больше всего дерзкая атака всего действа... ».

Потеря «Шарнхорста» продемонстрировала жизненную важность радаров в современной морской войне. В то время как немецкий линкор должен был быть в состоянии переиграть всех своих противников, за исключением линкора Duke of York, ранняя потеря радиолокационного управления огнем в сочетании с проблемой ненастной погоды поставили его в невыгодное положение. На «Шарнхорст» попал 31 из 52 залпов, выпущенных герцогом Йоркским, с управляемым радарным огнем. После битвы командующий Кригсмарине Гроссадмирал Карл Дёниц заметил: «Надводные корабли больше не могут сражаться без эффективного радиолокационного оборудования».

Затопление «Шарнхорста» было катастрофой. крупная победа союзников на арктическом театре военных действий и дальнейшее изменение стратегического баланса на море в их пользу. Битва у мыса Нордкап произошла всего через несколько месяцев после успешной операции «Источник», в результате которой был серьезно поврежден немецкий линкор Тирпиц, когда он стоял на якоре в Норвегии. Теперь, когда «Шарнхорст» был уничтожен, а другие немецкие линкоры вышли из строя, союзники впервые в войне оказались свободными от угрозы немецких линкоров, совершающих набеги на их конвои в Арктике и Атлантике. Это позволило бы союзникам перераспределить свои военно-морские ресурсы, которые ранее были связаны, чтобы противостоять угрозе немецкого «флота в существующем ». Это будет последнее сражение линкоров в европейских водах и одно из немногих крупных сражений надводный корабль-корабль во Второй мировой войне без поддержки с воздуха.

См. Также
Сноски
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с битвой при мысе Нордкап.
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:24:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте