HMCS Haida

редактировать

HMCS Haida Hamilton Ontario 1.jpg HMCS Haida пришвартована в Гамильтон, Онтарио как корабль-музей
История
Канада
Имя :Haida
Namesake :Haida
Заказано :5 апреля 1940 г.
Строитель:Vickers-Armstrongs, Ltd., Ньюкасл-апон-Тайн
Номер верфи:41
Заложен:29 сентября 1941 года
Спущен:25 августа 1942 года
Введен в эксплуатацию:30 августа 1943 года
Списан:20 марта 1946 года
Введен в эксплуатацию:15 марта 1952 года
Списан:11 октября 1963 г.
Не используется:22 февраля 1964 г.
Идентификация:
  • DDE 215 (февраль 1952 г.)
  • G63 (сентябрь 1964 г.)
Почести и. награды:
  • Арктика 1943–1945
  • Ла-Манш 1944
  • Нормандия 1944
  • Бискайский 1944
  • Корея 1952–1953
Статус :Корабль-музей
Общие характеристики
Класс и тип:Племенной класс эсминец
Водоизмещение:
  • 1,959 длинных тонн (1,99 0 т) стандарт
  • 2,519 длинных тонн (2,559 т) глубинная нагрузка
Длина:377 футов (114,9 м)
Ширина:37 футов 6 дюйм (11,4 м)
Осадка:13 футов (4,0 м)
Силовая установка:
  • 2 вала; 3 × 3-х барабанных котла Адмиралтейства
  • 2 × паровые турбины Парсонс, 44000 л.с. (33000 кВт)
Скорость:36,5 узлов (67,6 км / ч; 42,0 миль / ч) ( максимум), 32 узла (59 км / ч; 37 миль / ч) (служба)
Состав:259 (14 офицеров, 245 рядовых)
Датчики и. системы обработки:
  • Как G63 (1943–1952):
  • 1 радар тип 268
  • 1 радар тип 271
  • 1 радар тип 291
  • 1 × Mk.III руководитель управления огнем с управлением огнем типа 285 радар
  • 1 гидролокатор типа 144
  • 1 гидролокатор типа 144Q
  • 1 гидролокатор типа 147F
  • как DDE 215 (1952–1963):
  • 1 РЛС воздушного поиска SPS-6C
  • 1 Sperry Навигационная РЛС Mk.2
  • 1 × Mk.63 руководитель управления огнем с РЛС управления огнем СПГ-34
  • 1 тип Гидролокатор 164B
  • 1 гидролокатор типа 162 (SQS 501)
  • Гидролокатор SQS 10
Вооружение:
  • Как G63 (1943–1952):
  • 3 × 4,7 -дюйм (119 мм) / 45 Mk.XII сдвоенные пушки
  • 1 × 4-дюймовые (102 мм) / 45 Mk.16 сдвоенные пушки
  • 1 × счетверенная установка 40 мм / 39 2-фунтовая пушка
  • 6 × 20-мм пушек Oerlikon
  • 1 счетверенная пусковая установка с торпедами Mk.IX (4 × 21-дюймовые (533 мм) торпедные аппараты )
  • 1 направляющая + 2 Mk. IV метатели (глубинные бомбы Mk.VII)
  • Как DDE 215 (1952–1963):
  • 2 × 4-дюймовые / 45 спаренные пушки Mk.16
  • 1 × 3-дюймовые (76-мм) / 50 спаренных орудий Mk.33
  • 4 × 40-мм / 56 орудий Bofors
  • 1 счетверенная пусковая установка с торпедами Mk.IX (4 × 21 дюйм (533 мм) торпедные аппараты)
  • 2 × Squid противолодочные минометы
Национальное историческое место Канады
Официальное названиеHMCS Haida National Historic Сайт Канады
Обозначен1984

HMCS Haida - эсминец племенного класса , служивший в Королевском флоте Канады. (RCN) с 1943 по 1963 год, участвовал в Второй мировой войне и корейской войне. Она была названа в честь народа хайда.

Единственный уцелевший эсминец класса Tribal из 27 судов, построенных для RCN, Royal Navy и Royal Australian Navy между 1937 и 1945 годами Хайда потопил больше надводного тоннажа противника, чем любой другой канадский военный корабль, и поэтому его обычно называют «Самым боевым кораблем в Королевском флоте Канады».

Обозначен как Национальное историческое место Канады в 1984 году, сейчас она служит кораблем-музеем, стоящим на стоянке рядом с HMCS Star, действующим Королевским канадским военно-морским резервом Division, в Гамильтон, Онтарио. В 2018 году Хайда был признан церемониальным флагманом RCN.

Содержание

  • 1 Дизайн и описание
  • 2 Строительство и карьера
    • 2.1 Операции на французском побережье
    • 2.2 Переоборудование и северные операции
    • 2.3 Операции времен холодной войны
  • 3 Консервация
  • 4 Национальный исторический комплекс HMCS Хайда
    • 4.1 Принадлежности и организации
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Цитаты
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Дизайн и описание

Племена были созданы для борьбы с хорошо вооруженными эсминцами других флотов, такими как японские класса Фубуки. Канада выбрала конструкцию, основанную на своем вооружении, при этом размер и мощность класса Tribal позволяли им действовать больше как небольшие крейсеры, чем как эсминцы флота. Haida была одной из первых эсминцев типа Tribal, заказанных RCN в 1940–1941 годах. Они были заказаны с доработанными системами вентиляции и отопления для зимней службы Северная Атлантика. Конструкция Haida была изменена после того, как были обнаружены недостатки в головном корабле Canadian Tribals, HMCS Iroquois.

Haida, как один из британских эсминцев класса Tribal, имел размер 335 футов 6 дюймов (102,26 м) длина между перпендикулярами и 377 футов (115 м) общая длина с шириной 36 футов 6 дюймов (11,13 м) и осадкой 13 футов (4,0 м). В исходном состоянии эсминец сместил 1 927 длинных тонн (1 958 т) при стандартной и 2 745 длинных тонн (2 789 т) при глубокой загрузке. У Хайды было 14 офицеров и 245 рядовых.

Эсминец приводился в движение двумя валами, которые приводились в движение двумя парсонс турбинами с редукторами пар создается тремя трехбарабанными котлами типа «Адмиралтейство». Это создало 44 000 лошадиных сил (32 811 кВт) и дало кораблю максимальную скорость 36,5 узлов (67,6 км / ч; 42,0 миль / ч). Эсминцы могли нести 505–516 длинных тонн (513–524 т) мазута.

В заводском исполнении Haida был оснащен шестью скорострельными 4,7-дюймовыми (119 мм) орудия Mk XII размещены в трех спаренных башнях, обозначенных буквами «A», «B» и «Y» от носа до кормы. Башни устанавливались на 40 ° -установки с открытыми щитками. Корабль также имел одну спаренную башню с 4-дюймовыми (102-мм) орудиями QF Mk XVI в положении «X». Для вторичного зенитного вооружения на эсминце было установлено четыре одноместных 2-фунтовых орудия «помпоны». Судно также было оснащено четырьмя 21-дюймовыми (533 мм) торпедными аппаратами для торпед Mk IX.

Строительство и карьера

киль Хайды заложено компанией Vickers-Armstrongs, Ltd. на их верфи в Ньюкасл-апон-Тайн 29 сентября 1941 года с номером верфи 41. Эсминец был спущен на воду 25 августа 1942 года и введен в эксплуатацию 30 августа 1943 года. Он прошел доработку под руководством своего первого командира Х.Г. ДеВольф перед тем, как явиться на британский флот приписки в Скапа-Флоу в октябре 1943 года.

После ввода в строй Хайда был назначен на флот приписки Королевского флота. 15 ноября конвой JW 54A отплыл из Лох-Эве. Haida был среди эсминцев, которые присоединились к эскорту с 18 по 24 ноября 1943 года. 28 ноября Haida был среди эсминцев эскорта русского конвоя RA 54B, защищая его, пока он не достиг Лох-Эве 9 декабря без потерь. Конвой JW 55B вышел из озера Лох-Эве в Россию 20 декабря. Хайда была членом его океанского эскорта. Немецкий линкор «Шарнхорст» был развернут для перехвата конвоя. В то время как крейсеры, сопровождавшие конвой, держали немецкое судно в страхе, Хайда и другие эсминцы сопровождения уводили конвой от опасности, пока немецкий линкор не был потоплен британскими силами. 23 декабря колонна была атакована бомбардировщиками Junkers Ju 88, но уцелела. Хайда присоединился к эскорту RA 55B на обратном пути в Великобританию, который вышел из Кольского залива 31 декабря и прибыл 8 января 1944 года.

Операции вдоль французского побережья

10 января 1944 года., она была переведена в 10-ю флотилию эсминцев в Плимут и принимала участие в промыслах в Бискайском заливе и вдоль французского побережья Ла-Манша. 10-я флотилия с крейсерами Black Prince и Bellona сформировала Force 26. К апрелю Хайда выполнил девятнадцать миссий в рамках операции «Тоннель / враждебность».

В ночь с 25/26 апреля Хайда с Черным принцем и эсминцами Ашанти, атабаскан и гурон вступили в бой с немецкими войсками. 4-я флотилия торпедных катеров в составе немецких торпедных катеров типа Elbing Т29, Т24 и Т27. Несмотря на немецкое обозначение «торпедный катер», «Эльбинги» были практически на одном уровне со средними эсминцами союзников, имея лишь немного меньшее вооружение. Т27 был ранен и отправлен в Морле, тогда как Хайда потопил Т29, а Т24 был поврежден, прежде чем сделать St. Мало.

моторный катер Хайды, который использовался для спасения выживших после затопления HMCS Athabaskan 29 апреля 1944 г.

Ночью 28/29 апреля T24 и T27 попытались перебраться из Сен-Мало в Брест и столкнулся с эсминцами Athabaskan и Haida у Сен-Бриё, которые выполняли прикрытие в рамках операции «Враждебный». Атабаскан был торпедирован и потоплен в бою. T24 приписывают потопление корабля. Хайда посадил Т27 на мель и поджег судно. Позднее торпедный катер был уничтожен МТБ 673. Из экипажа атабаскского корабля 128 человек погибли, 44 выживших спасла Хайда, а 83 выживших стали военнопленными немцев и были доставлены во Францию.

Хайда продолжил операцию «Враждебные вылазки» в компании сестринского корабля «Гурон» в течение недель, предшествовавших операции «Оверлорд». 10-я флотилия эсминцев входила в состав сил прикрытия для надводных атак у западного входа в Ла-Манш во время вторжения в Нормандию. 8–9 июня Хайда входил в состав 26-й оперативной группы, которая вступила в бой с 8-й германской флотилией эсминцев в составе Z32, Z24, ZH1 и T24 к северо-западу от Иль-де-Бас. Хайда и Гурон вместе потопили Z32 в Битве при Ушанте. После падения Шербуга немецкие электронные лодки были переброшены в Гавр, освободив 10-ю флотилию. Затем флотилия получила двойную роль: прикрытие моторных торпедных катеров союзников и флотилий по поиску и потоплению немецких судов вдоль французского побережья

24 июня, во время патрулирования на английском языке. Channel off Land's End, исследовал бомбардировщик Liberator, сбрасывающий глубинные бомбы на цель. Haida и британский эсминец Eskimo начали атаку глубинными бомбами после того, как узнали, что была обнаружена подводная лодка. После нескольких атак подводная лодка всплыла и попыталась бежать. Хайда и Эскимос открыли огонь из всех своих орудий и потопили U-971. Хайда спас шестерых выживших на затонувшей подводной лодке. 14/15 июля 1944 г. Хайда и ОРП Блыскавица перехватили группу немецких кораблей в районе Иль-де-Груа около Лорьян. В ходе битвы два преследователя подводных лодок, UJ 1420 и UJ 1421, были уничтожены, одно торговое судно потоплено и два других подожгли. 5–6 августа Хайда участвовал в операции Operation Kinetic. Силы атаковали немецкий конвой к северу от Иль-де-Йеу и потопили тральщики M 263 и M 486, патрульный катер V 414 и прибрежный катер Otto. Во время боя снаряд разорвался в одной из башен Хайды и вызвал пожар, в результате чего двое были убиты, восемь были ранены, а башня вышла из строя. Оставаясь на линии боя, эсминцы были атакованы береговыми батареями, когда они попытались принять второй конвой, и были вынуждены отступить, не нанеся большого ущерба немецким торговым судам.

Переоборудование и северные операции

Хайда покинул Западную Европу 22 сентября в Галифакс, Новая Шотландия, прибыв 29 сентября. Эсминец вернулся в Скапа-Флоу в середине января 1945 года после переоборудования для установки новой РЛС. 19 марта Хайда сопровождал авианосцев в операциях по постановке мин у берегов Норвегии и помогал в атаках на кораблях Тронхейм с 24 по 28 марта. 7 апреля Хайда сопровождал семь противолодочных кораблей из Гринока, Шотландия, предназначенных для использования Советским Союзом в Ваенге, на Кольский залив. Эсминец был в составе эскорта конвоя JW 66, вышедшего из реки реки Клайд 16 апреля. Хайда пережила одно из последних сражений RCN во Второй мировой войне, когда она сопровождала конвой RA 66 из Ваенги с 29 апреля по 2 мая. Конвой был атакован во время движения, и Хайда и Гурон почти не попали под торпеды, выпущенные подводными лодками. В стычке две подводные лодки были потоплены вместе с фрегатом Гудолл, и конвой ускользнул из-под метели. Хайда и Гурон вернулись в Скапа-Флоу 6 мая и 17 мая были назначены для оказания помощи в Тронхеймс-фьорде, Норвегия. С 29 по 31 мая Haida, Huron, крейсер Berwick и 5-я эскортная группа были отправлены в Тронхейм, чтобы взять под контроль сдавшиеся подводные лодки.

Haida вместе с Huron и «Ирокез» отправился в Галифакс 4 июня для переоборудования в рамках вклада Канады в Операцию «Обрушение». Они прибыли 10 июня, и компания Haida приступила к переоборудованию для тропикализации, но оно было приостановлено после капитуляции Японии позже этим летом. Хайда была выплачена 20 марта 1946 года.

Операции времен холодной войны

USS Buck перебрасывал четырехдюймовые боеприпасы в Хайду

Хайда находился в неактивном резерве примерно один год, но был подготовлен к реактивации в 1947 году и подвергся модернизации для обновления вооружения и датчиков. Это включало замену основного вооружения, с удалением 4,7-дюймовых орудий и двумя сдвоенными 4-дюймовыми артустановками Mk XVI, установленными впереди, и сдвоенной пушкой 3 дюйма (76 мм) / 50 калибра в корме. Корабль получил диспетчер управления огнем Mk 63 для своих орудий. Одна башня была полностью удалена и заменена двумя противолодочными минометами Squid, размещенными на квартердеке . Была установлена ​​короткая алюминиевая мачта и воронки были снабжены заглушками.

Haida была оснащена типами 275, SPS-10, SPS-6, Type 293 и 262 и гидролокаторы Type 140 и 174. Во время ремонта огонь распотрошил рулевую рубку, а котельные трубы лопнули позже во время скоростных испытаний. Она вернулась во флот с вымпелом под номером G63 в мае 1947 года.

Haida и ее родственный корабль HMCS Nootka участвовали в учениях между Атлантическим флотом RCN и United ВМС США и Королевский флот в течение следующих нескольких лет и были первыми кораблями RCN, которые проникли в Гудзонов залив осенью 1948 года. Хайда участвовал в оказании помощи во время посадки авианосца HMCS Magnificent off Порт-Мутон, Новая Шотландия, 4 июня 1949 года. В ноябре 1949 года Хайда спас 18 членов экипажа самолета ВВС США B-29. бомбардировщик, разбившийся в Атлантическом океане. В декабре того же года "Хайда" была переведена на складское и жилое судно в Галифаксе.

С началом Корейской войны 25 июня 1950 года Хайда снова был задействован для выполнения военной службы. Он был преобразован в эсминец эсминца и в июле 1950 года приступил к переоборудованию, в ходе которого были представлены различные новые вооружения, датчики и системы связи. Она была повторно введена в строй 15 марта 1952 года и несла вымпел DDE 215. Она вылетела из Галифакса 27 сентября в Сасебо, Япония, прибыв туда 6 ноября, пройдя через Панамский канал.

Хайда с облегчением. Нутка 18 ноября у западного побережья Кореи и без происшествий патрулировал, выполняя проверки авианосцев и прибрежное патрулирование, вернувшись в Сасебо для пополнения запасов 29 ноября. Она патрулировала у восточного побережья Кореи начиная с 4 декабря и вместе с эсминцем эскорта USS Moore участвовала в обстреле железнодорожной станции в Сунджине, а также береговой батареи и северокорейской войска. 18–19 декабря Хайда атаковал вражеский поезд, но не успел ускользнуть от локомотива, который спрятался в соседнем туннеле, не вступив, таким образом, в эксклюзивный «Клуб охотников за поездами». Хайда вернулся в патрулирование 3 января 1953 года и сопровождал авианосцы, а также выполнял береговые бомбардировки. 29 января Хайда вошел в "" после нападения на поезд к северу от Ривон. Эсминец уничтожил второй поезд 26 мая, а также подорвал дрейфующую противокорабельную мину по возвращении в Паэнъян-до. Она покинула Сасебо 12 июня, направившись на запад через Суэцкий канал и прибыла в Галифакс 22 июля 1953 года.

Хайда отправилась из Галифакса во второе корейское турне 14 декабря 1953 года, пройдя через Панамский канал и прибытие в театр военных действий 5 февраля 1954 года. Несмотря на прекращение огня, имели место нарушения со стороны Северной Кореи и Китая, что привело к необходимости военно-морского присутствия вокруг Южной Кореи. Эсминец покинул корейский театр военных действий 12 сентября 1954 года и снова направился в Галифакс через Суэцкий канал, прибыв 1 ноября.

После корейских операций Haida вместе с другими подразделения НАТО в Северной Атлантике и Вест-Индии. В мае 1956 года Хайда в сопровождении ирокезов и гуронов посетила города и поселки вдоль реки Святого Лаврентия, совершив несколько заходов в порт.

Устаревший корпус и инфраструктура Хайды вызвали проблемы, и в январе 1958 года она прошел ремонт для ремонта корпуса и защиты электронного оборудования. Дальнейшая модернизация в 1959 году позволила устранить различные проблемы, и в январе 1960 года он отплыл в Вест-Индию; однако дальнейшие отказы оборудования, завершившиеся отказом рулевого механизма 3 апреля, вынудили ее вернуться в Галифакс. Обследование корпуса в мае обнаружило обширную коррозию и растрескивание, из-за которых судно оставалось в сухом доке на оставшуюся часть года. В июне-июле 1961 г. был проведен дальнейший ремонт после того, как в марте того же года во время работы в штормовых водах были обнаружены новые трещины. В марте 1962 года были обнаружены новые трещины, которые вынудили провести ремонт до февраля 1963 года.

Консервация

Хайда пришвартовалась у пирса 9 в Гамильтоне

С надписью на стене Хайда выполнила свое последнее задание, летом экскурсия по Великим озерам. Она вылетела из Галифакса 25 апреля 1963 года с мобильной телестудией на борту. Во время тура она проводила различные общественные туры и тренировалась с оружием; одним из тех, кто совершил поездку с ней, был бывший рейтинг RCN по имени Нил Брюс. Брюс предвидел, что она была обречена на слом, и вместе с четырьмя другими основал HAIDA Inc., чтобы попытаться заполучить ее для сохранения. 30 апреля 1963 года корабль был погашен в последний раз.

Хайда вернулся в Галифакс и был помещен в резерв категории C на военно-морской базе HMCS Protector в Сиднее. Crown Assets объявила, что Haida будет списана в 1964 году в рамках сокращения RCN. HAIDA Inc. сделала ставку на 20 000 долларов и выиграла владение мячом на основании восстановления. После подготовки корабля RCN отбуксировало судно на верфь Marine Industries Limited в Сорель, Квебек, где оно стало гражданским имуществом.

Подразделение военно-морского резерва HMCS York предоставила основную команду для Хайды, когда она была отбуксирована в Торонто двумя буксирами. Он прибыл 25 августа 1964 года с почетным гостем, отставным вице-адмиралом Гарри ДеВольфом, который был первым командиром эсминца. Хайда была восстановлена ​​и вновь приобрела вымпел G63, когда пришвартовался у подножия Йорк-стрит.

Она открылась как аттракцион в августе 1965 года на пирсе на Йорк-стрит. Первоначально город Торонто планировал построить «Мемориальный парк военнослужащих» возле Принцевых ворот на близлежащей Выставочной площади, чтобы связать с усилиями по сохранению Хайды. Организация HAIDA Inc. столкнулась с финансовыми трудностями в конце 1960-х, и право собственности на корабль было передано правительству провинции за 1 доллар. В 1970 году судно Haida было перемещено в Ontario Place в западной части набережной Торонто, где оно было превращено в аттракцион до 2002 года. Судно также использовалось в качестве Royal Canadian Sea Cadets учебный центр.

Национальное историческое место HMCS Хайда

Пропеллеры Хайды демонстрируются на историческом месте

В 2002 году по настоянию Гамильтона, Онтарио MP Шейла Коппс, Parks Canada приобрела Хайду у правительства провинции и отбуксировала ее (с большим трудом) от дока Онтарио Плейс до верфи в Порт Веллер для ремонта корпуса за 5 миллионов долларов. Она была доставлена ​​в новый дом на набережной Гамильтона и прибыла на 11-пушечный салют 31-го Королевского канадского морского кадетского корпуса Lion и ее 12-фунтового военно-морского полевого орудия 30 августа 2003 года, в 60-ю годовщину ее вступления в RCN. Эсминец теперь является Национальным историческим памятником и является кораблем-музеем на набережной Гамильтона перед подразделением военно-морского резерва Гамильтона, HMCS Star.

В июле 2006 года Хайда была "побратимом" с польской эсминец ORP Błyskawica на церемонии в Гдыне, Польша. Оба корабля служили в 10-й флотилии эсминцев во время Второй мировой войны. На церемонии присутствовали бывшие члены экипажей обоих кораблей и широкая публика. Корабль посетили в 2009 году принц Чарльз, принц Уэльский и его жена Камилла, герцогиня Корнуолл, а 29 июня 2010 года - в Дом правительства. в Новой Шотландии, принц Филипп, герцог Эдинбургский вручил представителям HMCS Haida Сертификат World Ship Trust Certificate. В сентябре 2016 года судно было отбуксировано в Heddle Marine для ремонта и модернизации. Ремонт занял до декабря 2016 года. В феврале 2018 года Хайда был назначен церемониальным флагманом ВМС Канады, теперь отмеченным поднятием флага племени хайда.

Филиалы и организации

Есть также Морской кадетский корпус, названный в честь корабля, расположенный в Стритсвилле, штат Миссисога. 186 Королевский канадский морской кадетский корпус Хайда был основан 9 января 1963 года. Музей связан с Канадской ассоциацией музеев, Канадской информационной сетью по наследию, Организацией военных музеев Канада и Виртуальный музей Канады.

См. Также

Примечания

Цитаты

Ссылки

  • Arbuckle, J. Graeme (1987). Знаки ВМС Канады. Галифакс, Новая Шотландия: Nimbus Publishing. ISBN 0-920852-49-1.
  • Брайс, Мартин Х. (1971). Племена. Лондон: Ян Аллан. ISBN 0-7110-0245-2.
  • Chesneau, Roger, ed. (1980). Боевые корабли всего мира Конвея 1922–1946. Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7.
  • Английский, Джон (2001). Африди в Низам: эсминцы британского флота 1937–43. Грейвсенд, Кент: Мировое судоходное общество. ISBN 0-90561-795-9.
  • Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен и Будзбон, Пшемыслав, ред. (1995). Боевые корабли всего мира Конвея 1947–1995. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-132-7.
  • Гоф, Барри (2001). HMCS Haida: Battle Ensign Flying. Святая Екатерина: Ванвелл. ISBN 1551250586.
  • Макферсон, Кен и Барри, Рон (2002). Корабли военно-морских сил Канады 1910–2002 (Третье изд.). Сент-Катаринс, Онтарио: издательство Vanwell Publishing. ISBN 1-55125-072-1.
  • Мейерс, Эдвард К. (2006). Эсминцы класса Tribal Королевского военно-морского флота Канады 1942–1963 гг. Виктория, Британская Колумбия: Траффорд Паблишинг. ISBN 1-4120-8572-1.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Шулль, Джозеф (1961). Дальние далекие корабли: официальный отчет о военно-морских операциях Канады во Второй мировой войне. Оттава: Королевский принтер. OCLC 19974782.
  • Склейтер, Уильям (1980) [1946]. Хайда: История известного эсминца племенного класса Королевского военно-морского флота Канады. Маркхэм, Онтарио: Paperjack. ISBN 0-7701-0151-8.
  • Thorgrimsson, Thor Russell, E.C. (1965). Канадские военно-морские операции в корейских водах 1950–1955 гг. Оттава: Королевский принтер. OCLC 5285395.
  • Такер, Гилберт Норман (1952). Военно-морская служба Канады, ее официальная история - Том 2: Действия на берегу во время Второй мировой войны. Оттава: Королевский принтер. OCLC 4346983.
  • Whitley, M.J. (1988). Разрушители Второй мировой войны: Международная энциклопедия. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1.

Внешние ссылки

Wikimedia Commons содержат носители, относящиеся к: HMCS Haida (категория )

Координаты : 43 ° 16′31 ″ с.ш., 79 ° 51′19 ″ з.д. / 43,27531 ° с.ш., 79,85538 ° Вт / 43,27531; -79.85538

Последняя правка сделана 2021-05-22 08:54:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте