Operation Gearbox

редактировать

Operation Gearbox
Часть арктической кампании во время Второй мировой войны
Норвегия на земной шар (специальный Шпицберген) (в центре Европы).svg . Общий вид Норвегии (Шпицберген обведен)
Дата30 июня - 17 сентября 1942 г.
МестоположениеШпицберген, Норвегия 78 ° N 16 ° E / 78 ° с.ш., 16 ° в.д. / 78; 16 Координаты : 78 ° N 16 ° E / 78 ° N 16 ° E / 78; 16
РезультатНорвежско-британская победа
Воюющие стороны
Норвегия. Соединенное Королевство нацистская Германия
Командиры и лидеры
. (норвежский военный губернатор)Доктор Эрих Этьен (убит 23 июля 1942 г.)
Сила
57 человек18 человек
Жертвы и потери
4 убитых (23 июля 1942 г.)

Операция «Коробка передач» (30 июня - 17 сентября 1942 г.) - норвежская и британская операция на арктическом острове Шпицберген в архипелаге Шпицберген в течение Вторая мировая война. Операция «Фритхэм», более ранняя экспедиция на двух кораблях, прибыла 13 мая, но потерпела катастрофу после того, как была замечена бомбардировщиком Люфтваффе Ju 88. На следующий день четыре Fw 200 разведывательных бомбардировщиков атаковали и убили четырнадцать человек, в том числе Эйнара Свердрупа, командира. Одиннадцать человек были ранены, двое смертельно, одно судно было потоплено, а другое подожжено.

Выжившие собрали все, что могли, и разбили лагерь в Баренцбурге, который был заброшен после операции «Рукавица» (25 августа - 3 сентября 1941 г.), и разослали его. разведывательные отряды. Адмиралтейство организовало разведывательный полет Прибрежным командованием Королевских ВВС летающей лодкой Каталина, но уже знало многое из того, что произошло, благодаря расшифровкам Ultra Люфтваффе Enigma закодировал беспроводной сигнал. Операция «Коробка передач», 57 норвежцев с 116 длинными тоннами (118 тонн) припасов прибыли крейсером 2 июля, чтобы заменить операцию «Фритхэм».

Подкрепление укрепило оборону Баренцбурга и 12 июля отправило группы атаковать немецкий метеорологический отряд в Лонгйир, но обнаружило, что они ушли тремя днями ранее. Взлетно-посадочная полоса была заблокирована, и 23 июля Ju 88 с опытным экипажем и двумя высокопоставленными должностными лицами был сбит, пролетая низко над посадочной площадкой. В ходе операции был утвержден суверенитет Норвегии, потерь не было, план Германии отправить еще один погодный отряд был сорван, и началась подготовка к Операции Gearbox II.

Содержание
  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Свальбард
    • 1.2 Разведка сигналов
    • 1.3 Морские операции, 1940–1941
      • 1.3.1 Операция Gauntlet
    • 1.4 Операция Bansö, 1941–1942
    • 1.5 Операция Fritham
  • 2 Prelude
    • 2.1 План
    • 2.2 Полеты на Каталину, 25–27 июня
    • 2.3 Люфтваффе, 14 июня - 3 июля
  • 3 Operation Gearbox
    • 3.1 28 июня - 5 июля
    • 3,2 6–14 июля
    • 3.3 15–29 июля
    • 3.4 30 июля – август
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
    • 4.2 Последующие операции
    • 4.3 Работа Gearbox II
  • 5 Примечания
  • 6 Сноски
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История вопроса

Шпицберген

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане 650 миль (1050 км) с Северного полюса. Острова гористые, с постоянно заснеженными вершинами, некоторые покрыты льдом; иногда встречаются речные террасы на дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин. Зимой острова покрыты снегом, а заливы покрыты льдом. На острове Шпицберген есть несколько крупных фьордов вдоль западного побережья, а Ис-фьорд имеет ширину до 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду, а летом море свободно ото льда. Поселения были основаны в Лонгйирбиене и Баренцбурге в бухтах вдоль южного берега Ис-фьорда, в заливе Кингс (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийен-фьорде (пролив Лоу) на юге. Поселения привлекали колонистов разных национальностей, и договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права на добычу полезных ископаемых и рыболовство участвующих стран. До 1939 года население города составляло около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, которые работали в горнодобывающей промышленности. Дрейфующие шахты были связаны с берегом подвесными канатными дорогами или рельсами, а уголь, сброшенный зимой, собирался на корабле после летней оттепели. К 1939 г. производство составляло около 500 000 длинных тонн (508 023 т) в год, разделенных между Норвегией и Россией.

Разведка сигналов

Британский Правительственный кодекс и школа шифров (GCCS) на базе Блетчли-Парк располагалась небольшая отрасль взломщиков кодов и аналитиков трафика. К июню 1941 года настройки немецкой машины Enigma Home Waters (Heimish), используемые надводными кораблями и подводными лодками, можно было быстро прочитать. 1 февраля 1942 года машины Enigma, используемые на подводных лодках в Атлантическом и Средиземном море, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжили выпуск более старых Heimish (Hydra с 1942 года, Dolphin для британцев). К середине 1941 года британские Y-станции могли принимать и читать Люфтваффе W / T передачи и заблаговременно предупреждать об операциях Люфтваффе. В 1941 году группы перехвата под кодовым названием Headaches были отправлены на боевые корабли, а с мая 1942 года компьютеры с адмиралами крейсеров, которые командовали эскортом конвоев, отправлялись в плавание с целью считывания сигналов W / T Люфтваффе, которые не могли быть перехвачены наземными станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило на компьютеры подробную информацию о частотах радиосвязи Люфтваффе, позывных и ежедневных местных кодах. В сочетании с их знанием процедур Люфтваффе компьютеры могли давать довольно точные детали немецких разведывательных вылетов и иногда предсказывать атаки за двадцать минут до их обнаружения радаром. В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst (B-Dienst, Служба наблюдений) из Kriegsmarine Marinenachrichtendienst (MND, Служба военно-морской разведки) сломал военно-морской шифр № 3 и мог читать его до января 1943 года.

Морские операции, 1940–1941 гг.

Топографическая карта Шпицбергена

Немцы оставили острова Шпицберген в покое во время вторжения в Норвегию в 1940 году. Не считая нескольких Норвежцы, переходящие на кораблях союзников, мало что изменили; беспроводные станции на островах продолжали передавать сводки погоды. С 25 июля по 9 августа 1940 года крейсер Адмирал Хиппер вышел из Тронхейма, чтобы обыскать район от Тромсё до Медвежьего острова и Шпицбергена для перехвата британских кораблей, возвращающихся с Петсамо но нашел только финское грузовое судно. 12 июля 1941 г., несмотря на возражения адмирала Джона (Джека) Тови, командующего <172, Адмиралтейству было приказано собрать отряд кораблей для действий в Арктике в сотрудничестве с СССР.>Флот метрополии, который предпочитал действовать дальше на юг, где было больше целей и лучшее прикрытие с воздуха.

Контр-адмиралы Филип Виан и Джеффри Майлз прилетел в Полярное, и Майлз основал британскую военную миссию в Москве. Виан сообщил, что Мурманск находится недалеко от территории, удерживаемой немцами, что его противовоздушная оборона неадекватна и что перспективы наступательных операций на немецком судоходстве невелики. Виан был отправлен осмотреть западное побережье Шпицбергена, главного острова Шпицбергена, который был в основном свободен ото льда и находился в 450 милях (720 км) от северной Норвегии, чтобы оценить его потенциал в качестве базы. Крейсера HMS Nigeria, HMS Aurora и два эсминца покинули Исландию 27 июля, но Виан счел очевидные преимущества Шпицбергена как базы преувеличением. Войска дважды приближались к норвежскому побережью, и каждый раз их обнаруживал разведывательный самолет Люфтваффе.

Operation Gauntlet

Когда операция «Дервиш», первый арктический конвой, собиралась в Исландии, Виан плыл с Force A для Шпицбергена 19 августа в рамках операции «Перчатка». Норвежское и российское гражданское население должно было быть эвакуировано с использованием одних и тех же двух крейсеров с пятью эсминцами сопровождения, нефтяником и RMS Empress of Canada, войсковым транспортом, на борту которого находилось 645 человек, в основном канадская пехота. Экспедиция приземлилась в Баренцбурге, чтобы саботировать угольную промышленность, эвакуировать норвежское и советское гражданское население и захватить все найденные корабли. Около 2000 русских были доставлены в Архангельск на территории «Императрицы Канады» в сопровождении одного из крейсеров и трех эсминцев, которые 1 сентября встретились с остальной частью отряда А у побережья Баренцбурга. Нормальную работу на радиостанции в Баренцбурге поддерживал назначенный норвежским военным губернатором лейтенант Рагнвальд Тамбер ; Были угнаны три угольщика, присланные с материка, а также морской корабль, ледокол, буксир и два рыболовных судна. Канадские десантные группы отправились на борт 2 сентября, и на следующий день они отплыли домой с 800 норвежскими гражданскими лицами и призами. Два крейсера направились к норвежскому побережью в поисках немецких кораблей и рано утром 7 сентября в штормовую погоду и плохую видимость нашли немецкий конвой у Поршангера возле Нордкапа. Крейсера потопили учебный корабль Bremse, но два транспортных транспорта с 1500 людьми на борту спаслись. Нигерия была повреждена, предполагалось, что она потерпела крушение, но 10 сентября военно-морские силы достигли Скапа-Флоу.

Операция Бансо, 1941–1942 гг.

Карта расположения, Лонгйир в красном цвете

После операции Gauntlet (25 августа - 3 сентября 1941 г.) британцы ожидали, что немцы оккупируют Шпицберген как базу для атак на арктические конвои. Немцев больше интересовали метеорологические данные, поскольку Арктика является источником большей части погоды в Западной Европе. К августу 1941 года союзники ликвидировали немецкие метеостанции на Гренландии, острове Ян-Майен, острове Медвежьем (Bjørnøya) и гражданских сводках погоды со Шпицбергена. Немцы использовали сводки погоды с подводных лодок, разведывательных самолетов, траулеров и других кораблей, но они были слишком уязвимы для атаки. Кригсмарине и Люфтваффе обследовали наземные объекты для метеорологических станций в диапазоне морского и воздушного снабжения, некоторые из которых должны быть обслуживаемыми, а другие - автоматическими. Wettererkundungsstaffel 5 (Wekusta 5), ​​входящая в состав Luftflotte 5, базировалась в Banak на севере Норвегии. He 111 и Ju 88 Wekusta 5 пролетели над Северным Ледовитым океаном, мимо Шпицбергена и Ян-Майена в направлении Гренландии; Накопленный опыт сделал это устройство способным транспортировать и снабжать пилотируемыми и автоматическими метеорологическими станциями.

После того, как радио на Шпицбергене таинственным образом прекратило передачу в начале сентября, немецкие разведывательные полеты из Банака обнаружили канадские разрушения, горящие свалки и увидел одного человека, отказавшегося от военной службы по убеждениям, который махал им рукой. Доктор, бывший полярный исследователь, командовал операцией по установке пилотируемой станции на островах, но с приближением зимы времени было мало. Адвент-Бей (Адвент-фьорд ) был выбран из-за его широкой долины, что делало подход более безопасным для самолетов; его недра из аллювиального гравия были приемлемы для приземления. Юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком, и поселение Лонгйир (город Лонгйир) находилось поблизости. Была выделена взлетно-посадочная полоса с северо-запада на юго-восток примерно 1800 на 250 ярдов (1650 на 230 м), которая была твердой в сухом состоянии и твердой в замерзшем состоянии, но могла заболочиться после дождя или весеннего таяния снегов. Немцы использовали хижину Ганса Лунда в качестве диспетчерской и беспроводной станции, а внутреннюю хижину Хьортхамна на юго-востоке готовили в качестве замены. Сайт получил кодовое название Bansö (от Banak и Spitzbergen Öya), 25 сентября начались паромные перевозки людей, оборудования и припасов. Пилоты He 111, Ju 88 и Ju 52 приобрели опыт приземления на мягкую землю, прорезанную колеями и валунами.

Вид на Лонгйир, Адвент-фьорд и Адвентдален (2006)

Британцы следили за событиями из Блетчли-парка через Ultra, упрощенный рутинным использованием немецкой радиосвязи. Четыре британских тральщика, следовавшие из Архангельска, были отвлечены для расследования и 19 октября достигли Ис-фьорда. Экипаж самолета Wekusta 5 заметил корабли, когда они готовились к приземлению, и тридцать человек в Бансе были быстро доставлены в безопасное место на самолете и двух транспортных самолетах Ju 52. Когда прибыли британцы, Бансё был безлюден, но некоторые кодовые книги были обнаружены; когда корабли ушли, немцы вернулись. После 38 рейсов снабжения доктор Альбрехт Молл и трое мужчин прибыли на зиму, чтобы передать сводки погоды. 29 октября 1941 года пять метеорологов были установлены Кригсмарине в Лиллихёёк-фьорде, ответвлении Кросс-фьорда на северо-западе Шпицбергена. Посадка самолета была более рискованной зимой, когда площадка для приземления или покрытая льдом бухта была полностью промерзшей, потому что мягкий снег на вершине мог накапливаться перед колесами самолета и толкать его до остановки или мешать достижению взлета. от скорости. Снежный покров мог также покрывать дыры, в которые могло упасть колесо, что потенциально могло повредить ходовую часть или винт.

Группа Молла в Бансе вызвала самолет, когда погода была подходящей, и после выполнения низких и медленных проходов, чтобы проверить посадочную площадку на предмет препятствий, пилот решил, садиться ли. 2 мая 1942 года прибор для автоматической метеостанции, термометр, барометр, передатчик и батареи прибыли в Банак в ящике, названном Кроте (жаба) экипажем. Как только позволит погода, его должны были доставить самолетом в Бансо, а отряд Молла привезли обратно. Потребовалось время до 12 мая, чтобы сообщение о благоприятной погоде достигло Банака, и были отправлены He 111 и Ju 88 с припасами и техниками для установки Krote. Самолет достиг Бансе в 5:45 утра, и после тщательного осмотра земли пилот Хейнкеля в конце концов приземлился, удерживая хвост высоко над снегом. Основные колеса быстро собрали перед собой сугроб из утрамбованного снега, и самолет чуть не перевернулся. Десять членов экипажа и пассажиров присоединились к наземной группе, которая приветствовала, что они были одни в течение шести месяцев; пилот Ju 88 был предупрежден сигнальной ракетой и вернулся в Банак.

Операция «Фритхэм»

Баренцбург, на восточном берегу Грён-фьорда (Зеленая гавань), сфотографирован с северо-запада в 2003 году.

На 30 апреля 1942 года Исбьёрн и Селис (лейтенант Х. Эй Королевский норвежский флот ) и около двадцати членов экипажа вышли из Гринока с норвежским десантным отрядом из 60 человек в сопровождении трех британских офицеров связи. На каждом корабле было 20-мм зенитное орудие Oerlikon, но никто из группы не обучался их использованию. Майор Амхерст Ватман, полярный исследователь и специалист по сигналам, отремонтировал и эксплуатировал радиоприемник, но он сломался во время путешествия в Исландию и был ненадежным для остальной части путешествия. Корабли, когда-то находившиеся к северо-востоку от Ян-Майена, держались за полярные льды, с небольшим риском быть замеченными самолетами люфтваффе. Корабли достигли Шпицбергена 13 мая и вошли в Ис-фьорд в 20:00. Grønfjorden (Грин-фьорд или Зеленая гавань для британцев) был покрыт льдом толщиной до 4 футов (1,2 м). Разрушение льда было отложено до полуночи 14 мая, и группы были отправлены на разведку в Баренцбург на восточном берегу и на полуострове Финнесет. Разведывательные группы никого не нашли, но задержались до 17:00. чтобы вернуться, когда Исбьёрн прорезал длинный пролив во льду, но все еще оставался далеко от Финнесета. Ju 88 пролетел над Исфорденом также в 17:00. но Свердруп настоял на том, чтобы добраться до пристани в Баренцбурге, чтобы быстрее разгрузиться.

A Focke-Wulf Fw 200 Condor того же типа, что потопил корабль-корабль Исбьёрн и МС Селис.

В 20:30, четыре Появились дальние разведывательные бомбардировщики Fw 200 Condor; стороны долины были настолько высокими, что бомбардировщики прибыли без предупреждения, и третий бомбардировщик поразил Исбьёрн, который сразу же затонул, и вскоре Селис был подожжен. Тринадцать человек были убиты, в том числе Свердруп и Годфри, девять человек ранены, двое смертельно. Оборудование в Исбьёрне, оружие, боеприпасы, еда, одежда и радио были потеряны. Баренцбург находился всего в нескольких сотнях ярдов по льду, и там было много еды, потому что на Свальбарде был обычай запасаться перед зимой. Местное стадо свиней было зарезано во время Gauntlet, и арктический холод сохранил мясо; диких уток можно было добыть для яиц, также был найден лазарет, все еще забитый перевязочными материалами для раненых. Бомбардировщики Ju 88 и He 111 вернулись 15 мая, но оставшиеся в живых укрылись в шахтах. Слесари в Баренцбурге ухаживали за ранеными и улеглись, когда поблизости было Люфтваффе. Лейтенант Уве Ролл Лунд отправил отряды на юг, в Свеагрува в Ван Мийен-фьорд (пролив Лоу), чтобы разведать немцев в Адвент-Бей вокруг взлетно-посадочной полосы в Бансе.

Прелюдия

План

Исфьорд (2012)

После Convoy PQ 16 (21–30 мая 1942 г.) Главный маршал авиации Филип Жубер, прибрежное командование AOC памятуя об отсутствии авианосцев и ограниченной помощи советских ВВС (ВВС, Военно-воздушные Силы), предложил разместить базу летающих лодок на Шпицбергене. Адмиралтейство отклонило эту идею из-за удаленности Шпицбергена, неизбежной частой посадки самолетов в плохую погоду и проблем, с которыми столкнулась операция «Фритхэм». Жубер также предложил базировать летающие лодки на севере России, и восемь Каталин из 210-й эскадрильи и 240-й эскадрильи были отправлены в полет с Кольского залива и озера Лахта на Convoy PQ 17 (27 июня - 10 июля) следующая операция конвоя. Жубер также предлагал послать к Ваенге отряд торпедоносцев, но на это было наложено вето Адмиралтейства из-за нехватки самолетов.

В конце июня Глен представил свой доклад в Адмиралтейство, описывая катастрофу 14 человек. Май, сила немецкой стороны в Бансе и перспективы достижения целей Фритема путем отправки подкреплений. Глен предсказал, что немецкая метеорологическая группа будет заменена устройством автоматического прогнозирования погоды и что Люфтваффе увеличит количество полетов для разведки погоды над Арктикой. Адмиралтейство решило продолжать наступление; Fritham должен был быть прекращен и заменен Operation Gearbox. Чтобы избежать еще одной катастрофы, оккупация Шпицбергена должна была оставаться под командованием норвежских правительственных сил, но флот должен был нести ответственность за доставку припасов, а поездки должны были быть синхронизированы с исходящими конвоями PQ. Крейсер HMS Manchester и эсминец HMS Eclipse должны были начать Gearbox с 57 норвежских подкреплений (лейтенант Гудим и 2-й лейтенант К. Кнудсен) и 116,6 длинных тонн (118,5 т) запасов. на Шпицберген.

Рейсы Каталины, 25–27 июня

Карта, показывающая восточное и северное побережье Гренландии, Исландию, Ян-Майен, остров Медвежий, Шпицберген и Норвегию

Адмиралтейство отправило Глена и пилота Лейтенант Д.Е. (Тим) Хили, чтобы проинформировать вице-адмирала СС Бомхэм-Картера, командира 18-й крейсерской эскадрильи в Гриноке, Шотландия, и его попросили сфотографировать побережье Шпицбергена с расстояния примерно 100 футов (30 м). для имитации вида с моста Манчестера. Хили и Глен описали причал в Баренцбурге, который был заилен, но имел подъемный кран, и сказали, что льдины могли проплыть под южным бризом, и Хили согласился сделать несколько вертикальных фотографий причала. Глен и Крофт должны были вернуться на Шпицберген 26 июня и собирались подать сигнал в Манчестер, когда он прибыл с Eclipse 1 июля, с отчетом о последних действиях Люфтваффе. П-Питер вылетел из Саллом-Во в 13:21. и направился в Исландию для очередной ледовой разведки, по пути в него стреляли британские траулеры. В 18:32 экипаж взял курс на Гренландию, в конце концов увидев паковый лед сквозь туман. Каталина влетела в пролив Скорсби, и команда сфотографировала 200 морских миль (230 миль) к северу до мыса Брюстер, повернув в сторону Исландии в 23:30. и прилетел в ясную погоду почти до острова, прежде чем туман снова сомкнулся, приземлившись в Акюрейри в 2:35 утра 26 июня

Были переданы ледовые и погодные сводки, и П-Питер вылетел в 11:50 вечера для Ян-Майена, оттуда на Шпицберген, выход на берег в 8:10. Экипаж спустился на 30 м (100 футов), чтобы сделать снимки в ясную погоду, затем повернул на восток в сторону Белл-Саунд и сфотографировал Ван-Майен-фьорд (Лоу-Саунд), предполагаемую стоянку для танкеров., осматривая Свеагруву, которая казалась незанятой. Экипаж сфотографировал побережье мыса Линне, Грин-Харбор и Баренцбург, установил контакт с Fritham Force, а затем сфотографировал пирс, навигатора, свисающего из блистера порта, с камерой, которую держал его коллега. Хили высадил П-Питера, посадил Глена и Крофта в лодку и отправился в Адвент-Бэй, чтобы проверить немцев. Вокруг Лонгйира не было снега, но рядом с взлетно-посадочной полосой были видны следы, по которым следовали к самолету возле хижины, с грудами оборудования и грузовиком поблизости. Артиллеристы Catalina собрались и открыли огонь по тому, что оказалось Ju 88 с 1500 выстрелов, и сфотографировали атаку с помощью кино и фотоаппаратов, дым выходил из хвоста Ju 88. Экипаж «Каталины» отправил сообщение наземной группе, когда они летели обратно и установили средний курс на Шетландские острова и Исландию, игнорируя маршрут на Ян-Майен. В 18:32 погодный сигнал показал, что в Салломе Во был слишком туман, и команда взяла курс на Исландию, чтобы в конце концов увидеть мыс Ланганаес и продвигаться вдоль побережья до приземления в Эйджа Фьорд в 23:40.

Люфтваффе, 14 июня - 3 июля

Пример транспортного самолета Ju 52

Группа Молла в Бансе сообщила о британском полете 26 мая, а 12 июня сообщила, что посадочная площадка была достаточно сухой для попытки приземления. Ju 88 прилетел к острову и приземлился, но повредил свои винты во время руления, в результате чего экипаж оказался на мели, а немецкий отряд увеличился до 18 человек. Самолеты Люфтваффе отправлялись на Шпицберген каждый день, но экипажи были предупреждены. Немцы думали об использовании гидросамолетов, но восточная часть Ис-фьорда и Адвент-Бей были слишком заполнены дрейфующим льдом, и от этой идеи отказались. При полуночном солнце (20 апреля - 22 августа) по мере приближения середины лета лед на западе фьорда возле позиций союзников очищался быстрее, чем у немцев на восточной окраине. Немцы сообщили о нападении Каталины на Ju 88 27 июня, в результате чего он был списан и заявил, что повредил британский самолет ответным огнем. 30 июня группа отправила сообщение о том, что взлетно-посадочная полоса достаточно сухая для приземления самолетов Junkers Ju 52 и возобновлены полеты снабжения. За самолетом наблюдала норвежская группа, которая отправилась в неудавшуюся экспедицию по уничтожению немецкой штаб-квартиры в хижине Ганса Лунда. В ясные дни немецкие летчики летели прямо над горами; при плохой видимости они выбрали прибрежный маршрут мимо Баренцбурга.

Operation Gearbox

28 июня - 5 июля

Карта расположения Ян-Майен

Манчестер и «Эклипс» покинули Клайд и направились в Скапу 25 июня компания Flow приступила к операции с операцией Gearbox, норвежской стороной для усиления Fritham Force. Корабли прибыли в Зайдисфьорд в Исландии 28 июня и встретили для инструктажа пилота и штурмана Каталины П-Петер, которая выполняла специальную разведку на Шпицберген. Крейсер отложил вылет до 30 июня, чтобы появиться в составе эскортных сил PQ 17, если его заметила подводная лодка около Ян-Майена. Полярный лед образовал перевернутую воронку, левая сторона которой к югу от Ян-Майена изгибалась на северо-восток к северу от Ис-фьорда, а правая сторона, к югу от Медвежьего острова, изгибалась на северо-запад к южному входу в Исфьорд. Корабли плыли на север по воронке, а затем повернули на восток, чтобы приблизиться к Исфьорду с запада. «Затмение» было заправлено топливом 1 июля, во время густого тумана, и в 8:38 2 июля экипажи мостика увидели фьорд в отличной видимости.

В полдень у побережья Баренцбурга корабли получили приветственный сигнал от Fritham Принудительно, что самолет Люфтваффе совершал ежедневную разведку в 3 часа ночи, а иногда и в 14 часов. но никаких морских или сухопутных войск не было. В плохую погоду немецкая авиация следовала вдоль побережья мимо Баренцбурга, что привело к открытию Исбьёрна и Селиса. Причал был слишком заилен для швартовки; двигатели кораблей и экипажи зенитных станций оставались включенными. Судовые лодки, моторные лодки, моторная лодка, катера, катера и китобои совершили 121 рейс туда и обратно за шесть часов, выгрузив норвежцев и припасы, включая коротковолновую радиосвязь, 40 мм Bofors Зенитные орудия, лыжи, сани и другое арктическое военное снаряжение. Крофт, Эй и еще одиннадцать человек из группы Fritham были взяты на борт и к 19:00. корабли ушли. Прибывшие на берег люди быстро устранили все признаки посещения, подъемные краны спрятали с пристани, лодки спрятали, а магазины замаскировали.

В отличие от Свердрупа, чье задание было в первую очередь экономическим, Ульрингу было приказано вернуть норвежские права. суверенитет над островами Шпицберген. Он нашел взорванный бомбой поселок с разбросанным вокруг замороженным скотом под завесой дыма от тлеющих угольных свалок. К ужасу группы Gearbox, у их пулеметов Colt не было боеприпасов, остались только 20-мм пулеметы Oerlikons и M2 Browning. 3 июля было слышно, как летел самолет, летевший вдоль Ис-фьорда, а затем снова через час, предположительно приземлился в Лонгйирбиене; позже по тому же маршруту был замечен Ju 52. К 5 июля были установлены четыре «Эрликона» и четыре «Браунинга», и расчеты орудийных расчётов отрепетировали.

6–14 июля

12 июля отряд 210-й эскадрильи должен был доставить недостающие боеприпасы Кольта. до Баренцбурга, перед проведением разведки Баренцева моря с целью поиска выживших из конвоя PQ 17, который потерял 24 корабля. На выходе из Баренцбурга «Каталина» должна была пролететь 100 миль (120 миль; 190 км) к востоку от Сёркапп (Южный мыс) до Хопен (остров Хоуп), а затем на восток вдоль полярных льдов. насколько возможно, а затем поверните с юга на север России. После отдыха экипаж должен был вернуться к полярным льдам, где они остановились, а затем снова полететь на восток до 78 ° северной широты, на полпути между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа, а оттуда вернуться в Россию через мыс Нассау. Каталина Н-Ноябрь (флот / лейтенант Г. Г. Потье) вылетела из Саллом-Во в 13:59. 13 июля и достигли Баренцбурга в 12:25 14 июля, но по ошибке попали под пулеметный огонь в хвост и крыло. Каталина приземлилась на десять минут, чтобы разгрузить припасы, а затем полетела в Хопен на высоте 200 футов (61 м) под облаком.

15–29 июля

Панорама Лонгйира с Адвент-фьорда (2008)

Как только части Кольта были доставлены, Ульринг установил один на катере и 15 июля отправился под полуночным солнцем с десятью людьми, чтобы атаковать немцев у Лонгйира в Адвент-Бей. Последние немцы на Шпицбергене, в том числе группа сводок погоды, которая находилась здесь с конца 1941 года, были отправлены обратно в Норвегию 9 июля. Немцы ушли, но Ju 88, сбитый 1 июля, все еще был там, беспроводной передатчик и другое оборудование были в рабочем состоянии, запасы были в изобилии, а здания, используемые партией, были в хорошем состоянии, что говорит о том, что уход немцев не был постоянным. Корабль "Кроте" у берега в Хьортхамне был обнаружен, разобран и возвращен в Баренцбург для отправки в Великобританию, а группа с двумя кольтами и двумя пулеметами Браунинг была оставлена ​​для охраны взлетно-посадочной полосы. Ju 88 был отправлен из Норвегии для расследования прекращения передачи с Кроте 20 июля; экипаж увидел, что база разрушена и попала под пулеметный огонь норвежцев. Группа в Свеагруве услышала, как бомбардировщик пролетел над головой, и предположила, что база в Банаке была предупреждена.

21 июля Ju 88, летевший над Грин-Харбором, был обстрелян артиллеристами Эрликон; левый двигатель тянул дым, и в одной из законцовок крыла образовалась дыра. Немецкие записи показали, что, по мнению экипажа, посадочная площадка была слишком заболоченной для безопасной посадки летом. В качестве меры предосторожности против внезапного приземления норвежцы убрали наземные маркеры, вырыли несколько траншей и расставили препятствия на полосе. Еще один передатчик и несколько складов были найдены в Адвентдалене; Уллинг отплыл на юг к Беллсунду (Белл-Саунд), Ван-Мийен-фьорду (Лоу-Саунд) и заливу Браганса, чтобы доставить оружие отряду Fritham Force и взять девять из них для усиления Баренцбурга. В Банаке доктор Эрих Этьен, который руководил работой с данными о погоде, и майор Фольрат Вибель организовали разведывательный полет на Шпицберген. 23 июля Ju 88 из Wetterkundungsstaffel 5 (5-й эскадрильи погоды) совершил вылет над Адвент-Бей, чтобы выяснить степень вмешательства союзников в дела Кроте. Когда самолет низко пролетел в направлении Хьортхамна и сделал крутой поворот, Никс Лангбак, наводчик Селиса, произвел десять выстрелов из пулемета Кольта, бомбардировщик разбился и взорвался; два снаряда попали в один из двигателей. В районе Хиортфьеллета было несколько тросов угольных транспортеров, и Ju 88 мог столкнуться с одним из них после удара; экипаж был похоронен, а кодовые книги извлечены из обломков.

30 июля - август

Потеря опытного экипажа и пассажиров вынудила немцев отправить больше рейсов, но они смогли только увидеть, что взлетно-посадочная полоса Бансе была занята и что у них не было сил, чтобы повторно захватить это место. Норвежцы восстановили информацию о сигналах и кодовые книги и больше не понесли потерь; Ватман и радисты отправляли огромное количество информации в Адмиралтейство, и 29 июля Каталина П-Питер доставила антитоксин против столбняка и другие предметы на операцию Gearbox, а затем вернулась с Гленом 30 июля, чтобы посетить Адмиралтейство для обсуждения предстоящей операции «Коробка передач II» и Convoy PQ 18. Глен был удовлетворен тем, что норвежские владения Ис-фьорда и гавани Грин были достаточно безопасными, чтобы использовать их в качестве базы для гидросамолетов. В начале августа Ульринг взял группу из девяти человек на север вдоль побережья и на Kongsfjorden (Kingsfjord) на катере, чтобы найти другую немецкую метеостанцию, но нашел только след. 20 августа подводная лодка вошла в Исфьорд и обстреляла береговые сооружения в Грин-Харборе и Адвент-Бей из своей палубной пушки. В Баренцбурге норвежцы открыли ответный огонь с катера, вооруженного пулеметом «Кольт», который был пришвартован у пирса, и с «Эрликон», установленного на возвышении за деревней, заставляя подводную лодку вести огонь с большей дальности; норвежцы снова не пострадали.

Последствия

Анализ

Карта Баренцева моря

Остаток сил Фритэма в Баренцбурге был консолидирован за счет подкреплений операции Gearbox и ее продолжений была установлена ​​метеостанция и восстановлена ​​беспроводная связь с Адмиралтейством. Уллинг сообщил о недосмотре с пулеметами Кольта, организовал полеты снабжения Каталины, предоставил метеорологические и обзорные отчеты, защитил Уормана и его аппаратуру для исследования ионосферы и приготовился атаковать немецкие метеостанции, где бы они ни находились. Выжившие в операции «Фритхэм» предоставили отличные знания местности и с прибытием персонала «Коробки передач» смогли сделать больше, чем просто выжить и уклоняться от атак немецкой авиации. Полет Catalina N-Nuts на Шпицберген 13 июля с запчастями Colt и другими припасами, а оттуда на север России для поиска выживших PQ 17, сообщил британским военно-морским властям в Мурманске, что Баренцево море свободно ото льда. Многие выжившие были спасены, а корабли, укрывавшиеся на Новой Земле, благополучно доставлены в порт. В Адмиралтействе началось планирование Operation Gearbox II, продолжения Gearbox и Operation Orator, части предстоящего Convoy PQ 18.

Последующие операции

Operation Gearbox II

Радиолокационная фотография Шпицбергена (Envisat, 2011)

После катастрофы Конвоя PQ 17 Жубер повторно представил предложение по бомбардировке-торпедоносцу, которое было принято и состоялось Операция Оратор. Во время PQ 18 (2–21 сентября 1942 г.) Force P, нефтяники флота RFA Blue Ranger и четыре эсминца эскорта вышли 3 сентября на Шпицберген и встали на якорь в Ван-Мийен-фьорде (пролив Лоу) в качестве передовой дозаправки. вечеринка. С 9 по 13 сентября эсминцы были отведены от PQ 18 для дозаправки. Операция Gearbox II началась с очередного снабжения крейсером HMS Cumberland, Eclipse и еще четырьмя эсминцами сопровождения, прибывшими 17 сентября со 130 длинными тоннами (132 тонны) припасов и партией норвежских войск ( Подполковник и военный губернатор вместо Ульринга); HMS Sheffield прибыл на следующий день с еще 110 длинными тоннами (112 т) запасов.

Корабли снова оставили свои двигатели, и экипажи были закрыты для зенитных действий, разгрузка и отправка судов через шесть часов. Были доставлены две упряжки хаски с сорока собаками, три ружья Бофорс, два трактора Фордсон, лодки, радиооборудование и зимние принадлежности. Хили принял участие в операции «Оратор» и покинул Грасную 25 сентября, чтобы вернуться в Шотландию через Шпицберген, чтобы забрать Глен. Плохая погода вынудила вернуться в Мурманск, и в 13:29, примерно в 70 морских милях (81 миль; 130 км) от берега, Хили был убит в бою с Ju 88. 19 октября HMS Argonaut и два эсминца доставили припасы, а норвежское судно совершило рейс в ноябре. 7 июня 1943 года Cumberland, HMS Bermuda и два эсминца вышли из Исландии и 10 июля высадили людей и припасы на Шпицбергене.

Примечания
Footnotes
Ссылки

Книги

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:02:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте