Convoy PQ 18

редактировать

Convoy PQ 18
Участник арктических военно-морских операций Второй мировой войны
Конвой PQ18 сентября 1942.jpg . Глубинная бомба взрыв возле Convoy PQ 18
Дата2–21 сентября 1942 г.
МестоСеверный Ледовитый океан 75 ° N 40 ° E / 75 ° N 40 ° E / 75; 40 Координаты : 75 ° N 40 ° E / 75 ° N 40 ° E / 75; 40 (Баренцево море )
РезультатПобеда союзников
Воюющие стороны
Великобритания Соединенное Королевство. США. Советский Союз Германия
Командиры и лидеры
Великобритания Контр-адмирал Роберт Бернетт Нацистская Германия Адмирал Рольф Карлс
Сила
40 торговых судов. 40–50 эскортных кораблей. 2 подводные лодки. 1 эскортный авианосец. (12 истребителей, 3 самолета-разведчика)12 подводных лодок. 92 бомбардировщика-торпедоносца. 120 бомбардировщиков. самолет-разведчик дальнего действия
Потери и потери
550 + выжившие спасены. 13 торговых судов. 4 истребителя Sea Hurricane4 подводных лодки, 22–44 самолета
Морской ураган был смыт за борт

Convoy PQ 18 был арктический конвой из сорока союзных грузовых судов из Шотландии и Исландии в Архангельск в Советском Союзе во время войны против нацистской Германии. Конвой покинул Лох-Эве, Шотландия 2 сентября 1942 г., встретившись с другими кораблями и эскортами в Исландии и прибыл в Архангельск 21 сентября. Исключительно большое количество эскортов было предоставлено Королевским флотом в рамках операции EV, включая первый эскортный авианосец, сопровождавший арктический конвой. Подробная информация о намерениях Германии была предоставлена ​​взломщиками кода в Блетчли Парк и в других местах с помощью Ultra расшифровки сигналов и перехвата люфтваффе беспроводной связи.

Немецкий B-Dienst прочитал некоторые британские сигналы, и Люфтваффе использовали затишье в конвоях после Convoy PQ 17 (27 июня - 10 июля) для подготовки максимальных усилий с Кригсмарине. С 12 по 21 сентября PQ 18 подвергся атаке бомбардировщиков, торпедоносцев, подводных лодок и мин, в результате чего было потоплено тринадцать кораблей, что стоило сорока четырех самолетов и четырех подводных лодок. Конвой защищали эскортные корабли и самолеты эскортного авианосца HMS Avenger, которые использовали радиотехническую разведку, полученную с беспроводных частот Ultra и Люфтваффе, для обеспечения раннего предупреждения о некоторых воздушных атаках и для попытки уклониться от маршрута конвоя вокруг концентрации подводных лодок. Вооруженная гвардия ВМС США и британские ВМС и Королевская артиллерия артиллеристы морского полка были погружены на грузовые суда для управления зенитными орудиями и аэростатами заграждения, которые поднялись в воздух. атаки сложнее и из-за неопытности, иногда раненых людей и поврежденных кораблей и грузов, с дикой стрельбой.

Конвой передал своих дальних эскортов и Эвенджер на обратный путь Конвой QP 14 недалеко от Архангельска 16 сентября и продолжил свой путь в тесном сопровождении и местных эскортах, преодолевая шторм на севере Устье Двины и последняя атака люфтваффе перед достижением Архангельска 21 сентября. Несколько кораблей сели на мель во время шторма, но все в конце концов были сняты с мели; разгрузка конвоя заняла месяц. Из-за потерь и переброски в ноябре наиболее эффективных оставшихся самолетов в Средиземное море, чтобы противостоять операции «Факел», усилия Люфтваффе никогда не повторились.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Арктические конвои
    • 1.2 Разведка сигналов
      • 1.2.1 Блетчли Парк
      • 1.2.2 B-Dienst
  • 2 Prelude
    • 2.1 Операция Orator
    • 2.2 Operation EV
    • 2.3 Marinegruppenkommando Nord
    • 2.4 Люфтваффе
  • 3 Convoy PQ 18
    • 3.1 2–11 сентября
    • 3,2 12 сентября
    • 3.3 13 сентября
      • 3.3.1 Унтернемен Доппельшлаг
    • 3,4 14 сентября
    • 3,5 15 сентября
    • 3,6 16 сентября
    • 3,7 17–18 сентября
    • 3,8 20–27 сентября
  • 4 Последствия
    • 4,1 Анализ
    • 4,2 Пострадавшие и потери
  • 5 Торговые суда
  • 6 Примечания
  • 7 Сноски
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

История вопроса

Арктические конвои

В октябре 1941 года, после операции «Барбаросса», немецкого вторжения в СССР, начавшегося 22 июня, премьер-министр Уинстон Черчилль, взял на себя обязательство отправлять конвой в арктические порты СССР каждые десять дней и доставлять 1200 танков в месяц с июля 1942 г. по Январь 1943 года, за которым последовали 2000 танков и еще 3600 самолетов больше, чем было обещано. Первая колонна должна была прибыть в Мурманск примерно 12 октября, а следующая колонна должна была покинуть Исландию 22 октября. Разнообразные британские, союзные и нейтральные корабли, загруженные военными запасами и сырьем для советских военных операций, будут собраны в Хвалфьордуре, Исландия, удобном для кораблей по обе стороны Атлантики. К концу 1941 года система конвоев, использовавшаяся в Атлантике, была создана в Арктике; коммодор конвоя следил за тем, чтобы капитаны судов и офицеры связи присутствовали на брифинге перед отплытием, чтобы организовать управление конвоем, который плыл длинными рядами коротких колонн. Коммодор обычно был отставным морским офицером, находившимся на борту корабля, обозначенного белой подвеской с синим крестом. Коммодору помогала группа сигналов ВМС из четырех человек, которые использовали лампы, семафорные флаги и телескопы для передачи сигналов, закодированных из книг, несенных в сумке и взвешенных для сброса за борт. В больших конвоях коммодору помогали заместители и тыловые коммодоры, которые контролировали скорость, курс и зигзаги торговых судов и поддерживали связь с командиром эскорта.

Следуя Конвой PQ 16 и катастрофы конвоя PQ 17 в июле 1942 года, арктические конвои были отложены на девять недель, и большая часть флота метрополии была отправлена ​​в Средиземное море для операции «Пьедестал, Мальта конвой. Во время затишья адмирал Джон Тови пришел к выводу, что флот метрополии не имел большой защиты для конвоев за пределами Медвежьего острова, на полпути между Шпицбергеном и Нордкапом. Тови будет наблюдать за операцией из Скапа-Флоу, где флот был связан с Адмиралтейством по наземной линии связи, невосприимчив к изменениям в беспроводном приеме. Следующий конвой должен сопровождаться достаточной защитой от наземного нападения; эсминцы дальнего действия Флота метрополии могли использоваться для усиления силы непосредственного сопровождения противолодочных и зенитных кораблей, для отражения вылета немецких кораблей с угрозой массированной торпедной атаки эсминца. От практики встречи идущих домой конвоев QP около Медвежьего острова отказались, и QP 14 должен был ждать, пока PQ 18 не приблизится к месту назначения, несмотря на то, что более длительное путешествие требовало большего количества экипажей, топлива и оборудования. Новый эскортный авианосец HMS Avenger (командир А.П. Колтерст) прибыл из США и был добавлен к эскортным силам для прикрытия конвоя с воздуха.

Разведка сигналов

Блетчли-Парк

Британская Правительственная школа кодекса и шифра (GCCS), базирующаяся в Блетчли-Парк, размещала небольшая индустрия кодовых взломщиков и аналитиков трафика. К июню 1941 года настройки немецкой машины Enigma Home Waters (Heimish), используемые надводными кораблями и подводными лодками, можно было быстро прочитать. 1 февраля 1942 года машины Enigma, используемые на подводных лодках в Атлантическом и Средиземном море, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжили выпуск более старых Heimish (Hyrda с 1942 года, Dolphin британцам). К середине 1941 года британские Y-станции могли принимать и читать передачи Люфтваффе W / T и заблаговременно предупреждать об операциях Люфтваффе. В 1941 году военно-морской персонал с приемниками для подслушивания радиопередач Люфтваффе был отправлен на боевые корабли, а с мая 1942 года корабли получили компьютерные группы RAF Y, которые отправлялись с адмиралами крейсеров под командованием конвоев, чтобы интерпретировать W / T сигналы Люфтваффе, перехваченные Головные боли. Адмиралтейство отправило сведения о частотах радиосвязи Люфтваффе, позывных и ежедневных местных кодах на компьютеры, которые в сочетании с их знанием процедур Люфтваффе могли собрать довольно точные детали немецких разведывательных вылетов. Иногда компьютеры предсказывали атаки за двадцать минут до того, как они были обнаружены радаром.

B-Dienst

Конкурирующий немецкий Beobachtungsdienst (B-Dienst, Служба наблюдения) из Kriegsmarine Marinenachrichtendienst (MND, Служба военно-морской разведки) к 1939 году взломала несколько кодов и шифров Адмиралтейства, которые использовались, чтобы помочь кораблям Кригсмарине ускользнуть от британских войск и предоставить возможности для внезапных атак. С июня по август 1940 года шесть британских подводных лодок были потоплены в Скаггераке с использованием информации, полученной из сигналов британской беспроводной связи. В 1941 году B-Dienst считывал сигналы от Главнокомандующего Западными Подходами, информирующие конвои о районах, патрулируемых подводными лодками, что позволяло подводным лодкам переходить в «безопасные» зоны. B-Dienst взломал Naval Cypher № 3 в феврале 1942 года и к марту считывал до 80 процентов трафика, который продолжался до 15 декабря 1943 года. По совпадению, британцы потеряли доступ к шифру Shark, поэтому у них не было никакой информации для отправки. Cypher № 3, который может поставить под угрозу Ultra. В начале сентября финская радиоразведка расшифровала сообщение советских ВВС, в котором сообщалось о маршруте конвоя, и была передана его немцам.

Prelude

Operation Orator

Северный Ледовитый океан, Мурманск и Архангенгск

Противокорабельные силы (капитан группы Ф.Л. Хоппс ) для Баренцева моря в составе 32 Хэндли Пейджа Хэмпдена торпеды. бомбардировщики из 144-й эскадрильи, Royal Air Force (RAF) и 455-й эскадрильи, Royal Australian Air Force (RAAF) девять Патрульный самолет Catalina из состава 210-й эскадрильи RAF и три фоторазведки Spitfire из RAF Photographic Reconnaissance Unit были отправлены в Советский Союз, чтобы противостоять атака группы немецких надводных кораблей, собранных в норвежских водах, в том числе линкор Тирпиц. 13 августа крейсер USS Tuscaloosa, два американских и один британский эсминцы отправились в Россию с наземными командами RAF для эскадрилий Hampden и медицинской частью. Каталины должны были базироваться на Кольском заливе, а также на Хэмпденсах и Спитфайрах на Ваенге.

Каталины должны были оставаться в боевых действиях до последней минуты, а это означало, что их оборудование и наземные бригады также должны были путешествовать воздух. Относительно небольшая дальность действия Хэмпденов и ограниченное навигационное оборудование на борту, а также погодные условия привели к потере нескольких Хэмпденов, а другие были сбиты в пути. Шесть бомбардировщиков разбились в Швеции или оккупированной немцами Норвегии, и планы на PQ 18 и QP 14 были обнаружены немцами с одного из самолетов. У двух «Хэмпденов» закончилось топливо, и они совершили вынужденную посадку в России, один - списан; один самолет прилетел над Кольским заливом во время авианалета и был сбит в море российскими истребителями. Самолет затонул с раненым стрелком на борту, а остальные члены экипажа были обстреляны в море. Выжившим удалось выбраться на берег, где они попали под огонь стрелкового оружия, пока их крики «английских» не были услышаны. К 5 сентября 24 Хэмпдена достигли Ваенги.

Операция EV

A Хэндли Пейдж Хэмпден TB Mark I пролетает над вооруженным немецким кораблем снабжения у побережья Эгеро, Норвегия (29 января 1943 года).

Операция EV была кодовым названием военно-морской операции по сопровождению конвоя PQ 18 на место встречи с возвращающимся конвоем QP 14 и передаче PQ 18 британскому и советскому эскорту из Архангельска. Конвой состоял из сорока торговых судов, в том числе корабля Catapult Armed Merchant (CAM Ship) Empire Morn, на борту которого находился истребитель Hawker Hurricane Mk I и конвой . спасательное судно SS Copeland. Командор конвоя, контр-адмирал (в отставке) Эди Боддам-Ветхэм, находился в Храмовой арке. Три тральщика, которые будут базироваться в России, сопровождали конвой вместе с отрядом Q, двумя вспомогательными войсками Королевского флота (RFA) oiler RFA Gray Ranger и. Близкий эскорт (командир А.Б. Рассел) возглавлял эсминец HMS Malcolm с двумя эсминцами и двумя зенитными кораблями, четырьмя корветами типа Flower, четырьмя противолодочными траулерами, три тральщика и две подводные лодки. В состав авианосных войск входили Avenger с 802 военно-морской эскадрильей и 882-й морской эскадрильи военно-морской авиацией (шесть истребителей Hawker Sea Hurricane в каждом) и 825-я авиационная эскадрилья (три Fairey Swordfish разведчики и бомбардировщики-торпедоносцы, совместно используемые пятью экипажами) и три эсминца. Эскорт боевого эсминца (FDE) крейсера HMS Scylla (контр-адмирал Роберт Бернетт ) и шестнадцать эсминцев флота были размещены в группе A [Captain (D) HT Armstrong] в HMS Onslow и отряд B [капитан (D) IMR Campbell] на HMS Milne.

Карта Исландии с изображением Акурейри на северном побережье.

Spitzbergen Fueling Force ( Отряд P), вышедший впереди конвоя 3 сентября, состоял из двух нефтяных авиалайнеров RFA и четырех эсминцев, направлявшихся в Лоу-Саунд. Шпицберген было голландским названием островов (Зубчатые горы) до 1925 года, когда они стали Шпицбергеном (норвежским) в Соглашении о Шпицбергене. Летнее таяние полярного льда означало, что конвой мог плыть к северу от Медвежьего острова, что значительно удлинило путь и для экономии топлива, атаки эсминцев на подводные лодки были ограничены продолжительностью 90 минут. Вице-адмирал Стюарт Бонэм Картер командовал крейсерским отрядом прикрытия (CCF), состоящим из трех крейсеров, и два крейсера и эсминец должны были одновременно поставлять на Свальбард поставки. Отряд дальнего прикрытия (вице-адмирал Брюс Фрейзер ) с линкорами HMS Anson и Duke of York, крейсером Ямайка и пятью короткими эсминцы дальнего действия, должны были отплыть из Акюрейри на северном исландском побережье. Четыре подводные лодки заняли стоянку у Лофотенских островов и три у северной Норвегии. Конвой должен был сопровождаться Командованием западных подходов от его отправления Лох-Эве в Шотландии 2 сентября в Датский пролив семью эсминцами и пятью траулерами до сдача 7 сентября. Четыре советских эсминца с четырьмя британскими корветами и тремя тральщиками должны были встретиться с конвоем около Архангельска.

Marinegruppenkommando Nord

Unternehmen Wunderland

24 июня британский тральщик, базировавшийся на Коле, был потоплен Ju 87 Stuka пикировщики и 16 августа адмирал Шеер провели Unternehmen Wunderland, вылазку против русских кораблей, которые, как предполагается, шли по маршруту к северу от Сибири. Адмирал Шеер направился к северу от Новой Земли, затем на восток и потопил советский ледокол. К 30 августа адмирал Шеер вернулся в Нарвик. B-Dienst перехватывает сигналы и документы, извлеченные из разбившегося Хэмпдена, раскрывают подробности о конвоях PQ 18 и QP 14, в том числе об их переходах и точках переключения эскорта. Подводные лодки, эсминцы и минный заградитель Ulm участвовали в операции «Зар» (Unternehmen Zar), чтобы засеять мины у входа в Белое море и у берегов Новой Земли.

25 августа Ultra раскрыла маршрут Ульма и эсминцы (Натиск, Марн и Мартин ) с Таскалузой, плывущие к югу от Медвежьего острова, были отклонены и той ночью затопили Ульм; шестьдесят выживших попали в плен. Немцам пришлось задействовать адмирала Хиппера в качестве минного заградителя. Кригсмарине сформировала патрульную группу подводных лодок из двенадцати лодок в Норвежском море и эскадрилью, состоящую из крейсеров Admiral Scheer, Admiral Hipper, Köln и четырех эсминцев. для атаки PQ 18. Начиная с Unternehmen Rosselsprung летом линкор Tirpitz, крейсер Lützow и три эсминца стояли в доке для ремонта и не использовались.

Luftwaffe

Blohm Разведывательная летающая лодка und Voss BV 138

Люфтваффе использовали затишье после PQ 17, чтобы собрать силы из 35 Junkers Ju 88 пикирующих бомбардировщиков A-4 из Kampfgeschwader 30 (KG 30) в Банаке и 42 торпедоносца из Kampfgeschwader 26 (KG 26) (I / KG 26 [Major Werner Klümper] с 28 Heinkel He 111 H-6 и III / KG 26 с 14 Ju 88A-4) в Бардуфосе (флигерфюрер, полковник Лофотен) и Банак, с I StG 5 (Ju 87) в Киркенесе (флигерфюрер Нордост, полковник Александр Холле ). Самолет-разведчик Luftflotte 5 (Generaloberst Hans-Jürgen Stumpff ) состоял из I / Seefernaufklärungsgruppe 406 (He 115) в Tromsø, I / Seefernaufkrupperung) в Ставангере, I KG 40 (Fw 200) в Тронхейме, I (F) / 22 и I (F) / 124 (Ju 88) разделены между Бардуфоссом, Банаком и Киркенесом и Wettererkundungstaffel 6 (Weste 6) в Банаке. Проанализировав результаты противокорабельных операций против PQ 17, в которых экипажи Luftflotte 5 преувеличенно заявляли о затопленных кораблях, включая крейсер, противодесантные подразделения разработали новую тактику под названием Goldene Zange ( Золотой гребень). Бомбардировщики Ju 88 должны были отвлекать обороняющихся средними и пикирующими бомбардировками, когда торпедоносцы приближались из сумерек, летели в линию на высоте пика волны, уклоняясь от радаров, конвой вырисовывался на фоне более светлого неба, а затем сбрасывал свои торпеды заодно. Когда B-Dienst обнаружил, что следующий конвой будет сопровождать авианосец, рейхсмаршал Герман Геринг приказал сначала потопить его; экипажу сказали, что уничтожение конвоя было лучшим способом помочь немецкой армии под Сталинградом и на Кавказе на юге России.

Конвой PQ 18

2–11 сентября

Карта Баренцево море

PQ 18 покинул Лох-Эве 2 сентября 1942 года в сопровождении местных эскортных войск из командования западных подходов. Конвой попал в штормовую погоду, которая значительно усложнила построение, особенно для некоторых кораблей с новичками, которые сомневались в отношении британцев после катастрофы PQ 17. У некоторых эскортов также были неопытные экипажи, а Сцилла и Эвенджер были новыми кораблями. У Avenger были проблемы с двигателем, Sea Hurricane было смыто за борт, а самолет, привязанный внизу, вырвался на свободу и скользнул по ангару, как и взорванные бомбы. Об конвое сообщил U-456, а 6 сентября самолет-разведчик дальнего действия Focke-Wulf Fw 200 Condor заметил Avenger и силы ближнего сопровождения в Зайдисфьорде в Исландии. Кондор идентифицировал Мстителя как Аргуса и едва не промахнулся. На следующий день, когда конвой обогнул юго-запад Исландии, местный эскорт пришвартовался в Хвальфьордюре, а тесный эскорт с шестьюсоветскими грузовыми судами присоединился к конвою, который обогнул западное побережье, направляясь на север. Конвой был замечен «Кондором» 8 сентября, а затем скрыт за облаками.

Шведский источник (A2) в Стокгольме сообщил британскому военно-морскому атташе, что операция надводных кораблей будет проведена против следующего конвоя и к 8 сентября Адмиралтейство могло бы предоставить командиру эскорта отчет о позициях двадцати подводных лодок, которые должны были атаковать конвой, и прогнозировал, что 65 торпедоносцев (истинная цифра 92) и 120 бомбардировщиков готовили большую торпедную атаку Арктический конвой пока что. 8 сентября к конвою присоединились Сцилла с FDE и авианосной группой Avenger, которые ж до 20:30. перед отплытием для экономии топлива и одновременно с этим 9 сентября занял пост возле конвоя; Немцы отправили подводным лодкам новые поисковые позиции, и на следующий день они были переданы конвою. Крейсерские силы прикрытия самостоятельно вышли на позицию к западу от острова Медвежий, а группа с припасами, направляющаяся на норвежскую метеостанцию ​​в Баренцбурге, находилась у Шпицбергена, используя PQ 18, чтобы отвлечь Люфтваффе. Линейные корабли дальнего прикрытия вышли из Сейдисфьорда в направлении острова Ян-Майен.

Контакт был установлен подводными лодками из волчьей стаи Эйспаласта из двенадцати лодок, которые были распределены вдоль вдоль предполагаемого маршрута конвоя. 10 сентября погода плохая, и спустился туман, поскольку эскорт преследовал Асдик донесения о подводных лодках. У берегов Норвегии, далеко на востоке, когда Шеер, Хиппер, Кельн и их эсминцы начали Unternehmen Doppelschlag. На следующий день, когда конвой пробирался сквозь туман и шквалы дождя, которые превратились в снег, Боддам-Ветхэм раскритиковал работу кораблей на станции и предупредил, чтобы держать два троса друг от друга [около 200 ярдов (180 м)]. Сцилла и пять эсминцев 3-й флотилии эсминцев из FDE отправились с конвоями в Беллсундет (Белл-Саунд) на юго-западном побережье Шпицбергена и прибыль в 11:40 12 сентября для заправки топливом из двух нефтяников в Аксельфьорде; эсминцы отбыли в 4:00 утра 13 сентября.

12 сентября

Королевская морская пехота поднимает глубинную бомбу на ее метатель в снегу в Росайте (A7136)

Рассвет 12 сентября был пасмурным внизу, с северо-западным бризом, когда BV 138 упал ниже облака. Четыре Морских Урагана взлетели с Эвенджера, но не смогли сбить шадауэр, который снова улетел в облака. Морские ураганы были вооружены пулеметами винтовочного калибра, попадания часто не попадали. В течение дня высокочастотное пеленгаторное оборудование (Huff-Duff) сопровождения обнаруживало беспроводную передачу подводных лодок, и сопровождающие совершили набор атак глубинными бомбами, отогнав несколько подводных лодок. Перед конвоем в 21:00 эсминец Фолкнор получил эхо Асдика и уничтожил U-88 первым залпом глубинных бомб.

13 сентября

Конвой получил Ultra информацию о последних позициях подводных лодок от Адмиралтейства, и самолеты Swordfish находились на противолодочном патрулировании к 4:00 утра, уклоняясь от BV 138 и Ju 88, которые были быстрее и лучше вооружены. Немецкий самолет скрылся в облаках, когда Sea Hurricanes взлетел с Avenger, а затем улетел обратно, как только они приземлились. Несколько подводных лодок были вынуждены нырнуть из-за Swordfish, но в 9:00 российское сухогрузное судно Сталинград в десятой колонне на правом фланге было торпедировано и потоплено U-408 с 21 погибшим из их было 87. Оливер Эллсворт, следовавший за ним, повернул, чтобы избежать корабля, и был поражен другим торпедой, когда остальная часть PQ 18 выполняла аварийный поворот, и один человек погиб. Несколько тральщиков и траулеров сошлись на месте и спасли выживших. Sea Hurricanes были отправлены для атаки нескольких BV 138, которые, как сообщалось, сбрасывали мины перед конвоем, но снова не смогли их уничтожить; Swordfish пытался атаковать подводные лодки на поверхности, но был остановлен BV 138. Рано днем ​​два эскорта атаковали безрезультатно после того, как была замечена боевая рубка, а другая подводная лодка была вытеснена из конвоя.

В 2:30 утра, когда PQ 18 находился примерно в 150 морских милях (170 миль). 280 км) к северо-западу от острова Медвежий и собираясь повернуть в Баренцево море, 3-я флотилия эсминцев вернулась с дозаправки на Шпицбергене. Двадцать Ju 88 из KG 30 появились и бомбили бреши в облаках; Морские ураганы были отправлены на перехват, но не смогли сбить ни один из бомбардировщиков. Примерно в 15:40, когда Sea Hurricanes вернулись на палубу и перевооружались, радары кораблей проявили несколько самолетов групп на расстоянии 60 миль (69 миль; 110 км). Была пасмурная погода, нижняя граница облаков находилась на высоте 3000 футов (910 м), умеренное море проходило, периодически ливни и мокрый снег закрывали конвой. Боевые действия преуспели в нарушении конвоя, состоящего из 28 He 111 из I / KG 26 в две волны, за которыми следовали 18 Ju 88 из III / KG 26 и семнадцать из 30 KG, готовых к атаке Голден Занге. Один из Ju 88, следивших за колонной, вылетел на рандеву с торпедоносцами и направил их к цели.

Они выросли на горизонте, черные и отвратительные, и простирались далеко по обе стороны от нашего поля зрения. Они вошли низко по правому борту конвоя и кажется, заполнили весь горизонт.

— Младший лейтенант Хьюз.

Они пронеслись, тридцать или сорок из них на высоте около двадцати футов над уровнем моря, совершенно не обращена внимание на экран сопровождения. Это были торговые суда, которые они намеревались заполучить.

Постоянный приказ стоянку означал, что Ольстерская королева, находившаяся слева от конвоя, оставалась вне досягаемости. Сопровождение приближалось, вместо того, чтобы держать дистанцию, чтобы нарушить соединения люфтваффе, когда они проходили над головами; «Си Ураганы» все еще были на палубе. Боддам-Ветхам приказал выполнить аварийный разворот на 45 ° от торпедной атаки, подав звуковой сигнал и подняв сигнальный флаг, который должен быть повторен другими кораблями, поскольку они были видны, но девятая и десятая колонны (фланговая колонна и следующий в порт) курс. Торпедоносцы подошли так близко к морю, что пулеметы и даже малоугольные 4,7-дюймовые пушки BL Mk I на некоторых эсминцах могли быть задействованы,

... Пелена дыма висела, как занавеска, на правом борту... пересекалась ярко-красными трассерами и перемежалась вспышками разрывов снарядов. Это место было настоящим адом.

Часть зенитного огня была плохо прицельной, и отработанные снаряды на левом фланге поразили корабли справа, ранили артиллеристов, повредили грузы и пробили спасательные шлюпки. Группа бомбардировщиков-торпедоносцев разделилась, чтобы минусовать крейсер «Сцилла», после чего каждый бомбардировщик сбросил по две торпеды и повернул к корме конвоя. Некоторые пилоты продолжали свои атаки

... с самоубийственной отвагой, [и] влетели между кораблями, сброс торпеды с очень близкого расстояния.

Фотография Хейнкеля 111 сразу после того, как сбросила одну из его торпед. (Bundesarchiv Bild 183-L20414)

Империя Стивенсона во главе девятой колонны исчезла в шлейфе дыма и была потеряна со всеми руками. Торпеда упала прямо в трюм Вакосты, следующего корабля в колонне, взорвалась и потопила корабль, экипаж был спасен. Oregonian во главе десятой колонны был поражен тремя торпедами, перевернулся, и только 27 из 55 членов экипажа выжили, многие из них серьезно пострадали в результате воздействия и проглатывания нефти. Макбет, следовавший за ним, был поражен двумя торпедами, и Оффа подошел сбоку, чтобы снять команду до того, как корабль затонул. Сухона и Африканер также были потоплены, а экипаж был спасен близким эскортом, в результате чего Мэри Луккенбах осталась единственной выжившей из двух колонн. Во главе одной из колонн левого фланга «Эмпайр Бомонт» был подбит, подожжен, а экипаж спасен; Джон Пенн был торпедирован в машинном отделении, трое мужчин были убиты, а судно было потоплено артиллерийским огнем конвоиров. Некоторые наблюдатели сообщили о пещере в конвоях и нескольких самолетах, упомянутых выше. Менее чем за пятнадцать минут восемь кораблей были потоплены по заявлению британцев о сбитых бомбардировщиках и трех вероятных.

Каждый бомбардировщик был поражен зенитным огнем, четыре самолета I / KG 26 сбили аварийные посадки в море; одна команда спасена Seenotdienst (морская спасательная служба); два из уцелевших самолетов были списаны, несколько самолетов III / KG 26 вторая волны были сбиты. После атаки Голдена Занге несколько торпедоносцев He 115 (He 115), ожидавшие вне досягаемости, атаковали двумя группами, но были отброшены. Один из гидросамолетов был атакован четырьмя «Морскими ураганами», но сбежал, сбив одного из преследователей. Еще несколько самолетов минировали воду перед конвоем, который до 20:15 резко повернул в сторону порта. Спустя пятнадцать минут, когда наступила ночь, он 115 атаковали с юго-запада, но были остановлены зенитным огнем. Два «Хейнкеля» были сбиты, один экипаж был захвачен, а другой был спасен U-405 вслед за конвоем. (Некоторые потери 13 сентября были зарегистрированы поздно вечером на следующий день.) «Морские ураганы» будут летать постоянными патрулями продолжительностью 25 минут на истребитель, чтобы некоторые из них всегда были доступны для разгрома формирований Голден Занге, даже если они были слишком медлительны и плохо вооружены. Капитан «Ольстера Куин» решил проигнорировать постоянный приказ на месте и вместо этого направиться к приближающимся самолетам.

Unternehmen Doppelschlag

Немецкие надводные силы в Нарвике были предупреждены, когда конвой был впервые обнаружен и 10 сентября отплыли на север в Альтафьорд, чтобы начать Unternehmen Doppelschlag (операция «Двойной удар »). Это движение было замечено двумя патрулированными британскими подводными лодками, и HMS Tigris произвела неудачную торпедную атаку на адмирала Шеера, ошибочно обозначив корабль как «Тирпиц». Вскоре после полуночи 10/11 сентября Адмиралтейство передало сообщениями Enigma о том, что адмирал Хиппер должен прибыть в Альтефьорд в 3:00 утра, а днем, что Тирпиц все еще находится в Нарвике. 13 сентября Enigma показала, что корабли в Альтефьорде пришли к уведомлению за один час в 16:50. что было передано командиру конвоя сопровождения в 23:25. Корабли были сфотографированы PRU Spitfires в Альтефьорде 14, 15 и 16 сентября. Enigma показала, что Тирпиц все еще был в Нарвике 14 сентября, а 16 сентября шведский источник A2 сообщил, что только адмирал Хиппер, адмирал Шеер и Кельн будут действовать против PQ 18. Doppelschlag уже был отменен 13 сентября; пока корабли находились в Альтефьорде, Гитлер, не желая рисковать потерей любого из своих крупных кораблей в ходе наступательной операции, отказался санкционировать вылазку. 14 сентября силы Хэмпдена в России провели патрулирование против судов, но не было целей. (Королевские ВВС передали оставшиеся Хэмпдены и Спитфайры Советским ВВС (Военно-воздушные Силы, ВВС); экипажи вернулись в Турцию на крейсере HMS Argonaut и двух эсминцах 28 августа. Октябрь).

14 сентября

Корабль с боеприпасами SS Mary Luckenbach взорвался, неся 1000 длинных тонн (1016 т) тротила, вид с палубы эскортного авианосца HMS Avenger

В 3:30 утра 14 сентября нефтяник Ательтемплар был торпедирован U-457, который преследовал эскорт, затем подводная лодка нырнула под конвой и скрылась, скрытая от Асдича винтом шум. Пожары на Ательтемпларе было невозможно потушить, и он был заброшен, чтобы быть потопленным эскортом после того, как выжившие были спасены. Патрули Swordfish начались на рассвете, и в 9:40 утра подводная лодка, находившаяся примерно в 6 морских милях (6,9 миль; 11 км) по правому борту конвоя, была замечена и отмечена дымовым поплавком, прежде чем Shadower Ju 88 распилил Swordfish. U-589 снова всплыла и была замечена эскортом, направлявшимся в дыму около 10:50 утра. U-589 снова нырнула, была несколько раз заряжена глубиной и уничтожена во время восьмой атаки в 13:07. Когда конвой направился к колонне, его капитан оставил за собой экипаж сбитого немецкого бомбардировщика. Swordfish играла в кошки-мышки с Ju 88 и BV 138, пытаясь заманить их в зону досягаемости корабельных орудий, и в 12:37 Swordfish сообщил, что немецкая группа бомбардировщиков-торпедоносцев III / KG 26 находится в пути. для конвоя на высоте волны. Строй бомбардировщиков-торпедоносцев разделили, чтобы свести на нет попытки кораблей уклониться от их атак.

«Эвенджер» держал в воздухе постоянный патруль «Морских ураганов» и увеличил скорость, чтобы выйти из головы конвоя и побежать по левому борту. Ольстерская королева также покинула станцию, чтобы встретить нападение вместе с Сциллой и Ахатом. Во время этих маневров Боддам-Ветхэм приказал еще раз развернуться на 45 °. Группа бомбардировщиков-торпедоносцев разделилась, и одна часть повернула на Эвенджер; обстрел заставил остальных слишком быстро выпустить торпеды, некоторые из которых перевернулись в воздухе. Никаких совпадений достигнуто не было и к 12:45. было сбито одиннадцать Ju 88. KG 30 прибыл и подвергся бомбардировке с пикирования с высоты 2000 футов (610 м) до 14:10. через прорывы в облаках, которым противостоял зенитный огонь конвоя и атаки шести морских ураганов. Один Ju 88 был сбит как Avenger, а несколько других кораблей были почти пропущены. В 14:05 Двадцать два He 111 I / KG 26 и восемнадцать торпедоносцев Ju 88 атаковали в лоб, получив донесения, что Эвенджер идет впереди конвоя. Вместо этого бомбардировщики нашли Сциллу и были атакованы сзади морскими ураганами, которые нырнули на строй, когда он влетел в зенитный огонь. Несколько пилотов-торпедоносцев увидели «Эвенджер» и изменили курс по правому борту конвоя для атаки. Три «Морских урагана», следовавших за немецкими самолетами в заградительный огонь, были сбиты кораблями, пилотов спасали эсминцы. Два He 111 были нацелены на Avenger, которые прочесали гусеницы (держались между ними), несколько бомбардировщиков не упали, а другие упали наугад.

Мэри Лакенбах была торпедирована с 300 ярдов (270 м) бомбардировщиком, обстрелявшим надстройку когда он пролетел над головой, его двигатель правого борта загорелся, когда он упал в море; Мэри Луккенбах, последний корабль девятой и десятой колонн, исчезла в результате сильного взрыва. Корабли поблизости были осыпаны обломками, и в результате сотрясения мозга капитан Натаниэля Грина приказал покинуть корабль, под впечатлением, что оно было торпедировано, пока он не осознал свою ошибку; два раненых артиллериста были подняты эсминцем. Пять He 111 разбились возле конвоя, еще четыре совершили вынужденную посадку в море и пятеро из тринадцати уцелевших получили серьезные повреждения. Британцы заявили, что 13 бомбардировщиков-торпедоносцев потеряли три Sea Hurricanes. Записи Люфтваффе показывают, как минимум 23 самолета I / KG 26, III / KG 26, III / KG 30, I.406 и I.906 были уничтожены; I / KG 26 сократился до восьми исправных самолетов. Экипаж одного из сбитых бомбардировщиков был обстрелян, когда проезжали колонны конвоя. Бомбардировщики Ju 88 из KG 30 вели эскортные бомбардировки с высоты и с пикирования до 15:30, затем забрались в облако и улетели. Пилоты Sea Hurricane заявили о пяти бомбардировщиках, и скорость, с которой сопровождающие спасли трех сбитых пилотов, подняла их боевой дух. «Эвенджер» добился гораздо лучшего радиолокационного перехвата истребителя, чем накануне. Вечером прошел PQ 18, и некоторые из 550 выживших были перераспределены, 209 были размещены на Сцилле, а 234 - на эсминцах флота, которые должны были вернуться с QP 14. Один эсминец, направлявшийся в Исландию, снял невредимых выживших с Copeland, оставив 96 серьезно. раненые проходят лечение.

15 сентября

Рассвет 15 сентября разразился спокойным морем и пятнистыми облаками на высоте 3000 футов (910 м); во время день поднялся ветер, принес ливень, мокрый снег и снег. Ночью и утром Хафф-Дафф обнаружил беспроводные передачи от подводных лодок поблизости; Противолодочные патрули Swordfish управлялись Avenger с первых лучей. Немецкие разведывательные самолеты были обнаружены немецкие бомбардировщики и поднялись в воздух корабли Sea Hurricanes. Налет длился около трех часов, бомбардировщики атаковали через просветы в облачном покрове, но атаки истребителей и зенитный огонь с кораблей не позволили точную бомбардировку. Компьютер на Сцилле, подслушивающий на 5610 кГц, частота Люфтваффе, услышал тревогу пилотов бомбардировщиков размером колонны. «Морским ураганам» в конце концов удалось удержать бомбардировщики вне досягаемости; Ольстер Куин даже сумел сбить в облаке Ju 88, прицелившись с помощью своего радара наводки. Последние бомбардировщики вылетели в 16:46. но, хотя погода плохая, подводные лодки продолжали предупреждать об этом весь день. Вскоре после полудня на горизонте появился предположительно исходящий от надводных кораблей, но когда эскорт направился на юго-восток, чтобы проверить, это оказался дым дизельного топлива от двух надводных подводных лодок. Подводные лодки потерпели крушение, и находившийся поблизости BV 138 был унесен; Судну не удалось определить местонахождение подводных лодок с Асдичем, и одна из подводных лодок совершила неудачную атаку на корабль, который вернулся к конвою в 15:45. Ухудшение погоды продолжалось и до вечера, и когда эсминец Метеор вернулся на свою станцию ​​после захода на дозаправку, была произведена атака глубинной бомбой на «подозрительный объект».

16 сентября

Контакты подводных лодок осуществлялись всю ночь, и в 3 часа ночи 16 сентября U-457 проплыла под внешним противолодочным экраном и приготовилась дать залп торпеды по колонне. Импульсивный установил контакт с Асдиком, совершил атаку глубинной бомбой и затем потерял контакт из-за шума пропеллера конвоя. Эсминец пролетел между торговыми судами, когда они плыли над местом нападения, обнаружил в море неприятный запах нефти и пузырей, заявив о вероятном; U-457 была уничтожена. Вскоре после рассвета прибыла первая Каталина из России, которая предоставила экипажам Рыба-меч прекратить противолодочное патрулирование, и в 9:00 конвой повернул на юг, наткнувшись на туман и усилившийся ветер. В 10:40 два эскорта атаковали подводную лодку, но она уклонилась от удара с помощью Pillenwerfer, выбросившего эхо воздуха, что и подводная лодка, и охота была прекращена в 13:00. Был установлен беспроводной контакт с возвращающимся домой QP 14, готовым к переключению, а затем Сцилла и FDE ушли вместе с группой Avenger, Alynbank и двумя эскортами подводных лодок. PQ 18 и сопровождение корветов, тральщиков и траулеров, когда юго-восточный шторм принес туман и дождь. Подводные лодки постоянно подавали сигналы тревоги, и в какой-то момент среди грузовых судов были замечены мины, в результате чего артиллеристы конвоя поразили все, что было замечено на плаву, в ущерб тюленям в море, людям, надстройке и грузам на других судах.

17–18 сентября

Спутниковый снимок НАСА полуострова Канин

Советские эсминцы Гремящи и «Сокрушительный» прибыли до полудня 17 сентября и внесли мощное дополнение к зенитной огневой мощи близкий конвой, Куйбышев и Урицкий прибывают на следующее утро. В 6 часов утра 18 сентября конвой достиг мыса Канин, когда Люфтваффе совершило очередную атаку Голден Занге. Последние двенадцать действующих торпедоносцев He 111 из KG 26 атаковали на максимальной высоте с кормы, когда Ju 88 из KG 30 бомбили конвой. Ulster Queen развернулся навстречу атакующему залпу и с двумя первыми русскими эсминцами выстрелил в море, чтобы создать огневой огонь. Свидетель на Коупленде сообщил, что бомбардировщики

пронеслись, скользнули по воде, разделились сразу за нами и с ревом пролетели с обеих сторон, сбрасывая рыбу, когда проходили мимо. Мы могли видеть, как они [торпеды] чисто выпрыгивали из воды, как Тарпон, прежде чем успокоиться на своем курсе.

Кентукки был поражен миделем и загорелся. Экипаж покинул судно, чтобы его спасли, несмотря на состояние моря, сопровождающие поблизости. По беспроводной связи в Архангельск был отправлен запрос на отправку буксиров, поскольку два сопровождающих ждали вместе с Кентукки. Когда группа пыталась подняться на борт, Ju 88 поразил Кентукки двумя бомбами и вызвал новые пожары, которые привлекли к месту происшествия другие бомбардировщики. Сопровождающие попытались прикончить корабль перестрелкой, а затем вернулись в конвой среди «Голден Занге». Советских самолетов не было, и в 11:50 Empire Morn запустила Flying Officer Burr на своем CAM Hurricane, последней системе ПВО конвоя. Многие артиллеристы конвоя вели огонь по урагану, пока он не оказался вне зоны досягаемости, и Бёрру также пришлось пробираться через воздушные шары заграждения, которые летели на борту судов. Берр атаковал Хейнкельса позади конвоя и получил огнемет, прежде чем у него закончились боеприпасы. Торпедоносцы не смогли поразить ни один корабль из-за потери трех бомбардировщиков и одного серьезно поврежденного.

Корабли были потрясены многими попаданиями торпедоносцев, и после этого события предполагалось, что многие из них торпеды имели неразорвавшиеся взрыватели. В суматохе хозяин Империи Тристрам выбросил за борт секретные книги и начал покидать корабль, прежде чем осознал свою ошибку и продолжил путь. В результате беспорядочной стрельбы артиллеристы конвоя ранили одного человека и попали в несколько самолетов, которые находились на палубе Патрика Генри. Конвой больше не подвергался торпедным атакам, и вскоре после этого появились советские самолеты и отогнали бомбардировщики Ju 88 KG 30, поскольку погода снова ухудшилась. В 16:20 четыре британских местных эскорта присоединились к конвою, который разделился на две колонны с наступлением темноты и сильным спадом устья Двины. Судам, пересекающим Бар Двину, нужны были навигационные маяки, но они не горели, а некоторые лоцманские лодки не появлялись. PQ 18 пришлось бросить якорь и провести ночь, преодолев северо-западный шторм против берега Ли. Некоторые корабли вытащили якоря или потеряли их, другие запустили двигатели и сумели отойти от берега и подняться до, а два траулера использовали последний уголь, чтобы выпустить пар против ветра. Одно судно пришлось вести вручную после того, как рулевое устройство вышло из строя, Эксфорд потерял якоря и несколько кораблей направились в устье.

20–27 сентября

Карта реки Северная Двина (Архангельск вверху слева)

К рассвету 20 сентября пять кораблей сели на мель, и попытка двух корветов отбуксировать траулер не удалась. Костер на мели был полон взрывчатки; капитан приказал экипажу покинуть судно и направиться к острову Модюгски, что было достигнуто, несмотря на шторм, и 21 сентября, в лучшую погоду, капитан и несколько добровольцев снова поднялись на борт. Всю оставшуюся часть 20 сентября корабли ждали, пока утихнет шторм, и когда днем ​​утих ветер, двенадцать бомбардировщиков Ju 88 показались сквозь облака в 15:40. и атаковал, добившись лишь нескольких промахов. 21 сентября вышли лоцманские катера, и корабли провели в порт. Три боевых корабля остались охранять вышедшие на мель корабли, которые были атакованы в 15:45. двумя Ju 88, у которых было больше вероятных попаданий. Когда корабли двигались вверх по течению, Архангельск подвергся бомбардировке, но удар пришелся по городу, а не по порту. В течение нескольких дней груз с судов, застрявших на песчаной отмели, был переброшен на два тяжеловесных судна на лихтерах и спасательное судно, все суда были спущены на воду к 27 сентября; последний корабль был спущен на воду позже; выгрузка кораблей заняла месяц. На приеме по случаю прибытия PQ 18 конвой коммодора Боддам-Ветхэма приветствовали до стропил.

Последствия

Анализ

В официальной истории (1956 г.) [1962]) Стивен Роскилл назвал PQ 18 успехом союзников, но в 2004 году Ричард Вудман назвал его пирровой победой. Конвойная операция благополучно доставила 28 судов к месту назначения, и арктический маршрут конвоя, который был приостановлен после потери PQ 17, снова был открыт. Атаки бомбардировщиков-торпедоносцев люфтваффе, хотя и были дорогостоящими, были очень эффективными и привели бы к большим потерям, если бы британский оператор Headache не предупредил о некоторых атаках заранее, что позволило вовремя отразить атаки Sea Hurricanes. Немцам не удалось предотвратить прибытие конвоя в Россию, и их потери, особенно в обученных пилотах, были серьезными, что ограничивало способность Люфтваффе повторить операцию против конвоя. Атаки на Эвенджер были отброшены, а из-за глубины экрана эскорта атака торпедами на центр конвоя была чрезвычайно рискованной. Прибрежное командование операции по поддержке PQ 18 и возвращающегося конвоя QP 14, в котором участвовало 111 самолетов из 14 эскадрилий, которые совершили 279 боевых вылетов и налетали 2290 часов, большая часть из которых была занята боевыми действиями в направлении конвоя и обратно. В ноябре Luftflotte 5, немецкое воздушное командование в Норвегии и Финляндии, было приказано перебросить свои торпедоносцы Ju 88 и He 111 в Средиземное море против операции Torch, решение, которое британцы получили через перехваты Ultra.. В Норвегии остались только гидросамолеты Heinkel 115, пригодные для торпедных атак на отставших, и несколько пикирующих бомбардировщиков Ju 87, а также несколько самолетов-разведчиков дальнего действия для наблюдения за надводными силами и подводными лодками.

Потери. и потери

Немцам удалось потопить тринадцать торговых судов, в результате чего было потеряно четыре подводных лодки и 44 самолета, в том числе 38 торпедоносцев и шесть дальних бомбардировщиков и самолетов-разведчиков. В «Большой стратегии» (1972) Майкл Ховард зафиксировал потерю 38 самолетов из 309, 126 танков из 448 и 85 из 106 грузовиков, перевозимых в колонне. PQ 19 был собран в Лох-Эве, но не отправлен, что привело к чистому ущербу для военных действий союзников. В немецкой полуофициальной истории Германия и Вторая мировая война (2001) Вернер Ран писал, что немецкие потери составили три подводные лодки и 22 самолета во время атак на конвой.

Торговые корабли

  • SS Africander - панамский (Потоплен при воздушной атаке)
  • SS Andre Marti - советский
  • Atheltemplar - британский (Потоплен U-408 после повреждения U-457)
  • SS Black Ranger - британский
  • SS Campfire - американский
  • SS Charles R. McCormick - американец
  • SS Copeland - британский (спасательный корабль )
  • SS Dan-Y-Bryn - британский
  • SS Empire Baffin - британский
  • SS Empire Beaumont - Британский (Потоплен при воздушной атаке)
  • SS Empire Morn - Британский
  • SS Empire Snow - Британский
  • SS Empire Stevenson - Британский (Потоплен при воздушном нападении)
  • SS Empire Tristram - британский
  • SS Esek Hopkins - американский
  • SS Exford - американский
  • SS Goolistan - британский
  • SS Gray Ranger - Британский
  • СС Хо llywood - американец
  • - американец (потоплен при воздушном нападении)
  • SS Kentucky - американец (потоплен при воздушном нападении)
  • SS Komiles - советский
  • SS Лафайет - американец
  • SS Macbeth - панамец (потоплен при воздушном нападении)
  • SS Mary Luckenbach - американец (потоплен при воздушном нападении)
  • SS Meanticut - американский
  • SS Натанаэль Грин - американец
  • SS Ocean Faith - британский
  • SS Oligarch - британский
  • SS Оливер Эллсворт - американец (потоплен U-408 )
  • SS Oregonian - американец (потоплен в результате авиаудара)
  • SS Patrick Henry - американец
  • SS Petrovski - советский
  • SS Sahale - американский
  • SS Schoharie - американский
  • SS St. Olaf - американский
  • SS Stalingrad - советский (потоплен U-408)
  • SS Sukhona - советский (потоплен при воздушной атаке)
  • SS Tibilisi - советский
  • SS Temple Arch - британский
  • SS Virginia Dare - американский
  • SS Wacosta - американский (потоплен при воздушной атаке)
  • СС Белый клевер - панамский
  • - Америка can

Примечания

Сноски

Ссылки

Книги

Дополнительная литература

  • Кэмерон, Ян (псевд. Д. Г. И. Пейн) (1959) [1958]. Полуночное море. Книга человека: серия. Том содержит еще два переизданных военных рассказа и три детективных рассказа (изд. Odhams Press). Лондон: Фредерик Мюллер. С. 365–564. OCLC 561692244.
  • Гаага, Арнольд (2000). Система конвоев союзников 1939–1945 (издательство Vanwell Publishing, ONT). Лондон: Чатем. ISBN 978-1-55125-033-5.
  • Хьюз, Роберт (1975). Флагманский корабль в Мурманск: Офицер-артиллерист в HMS Scylla, 1942–43. Лондон: Futura. ISBN 0-86007-266-5.
  • Кемп, Пол (1993). Конвой! Драма в водах Арктики. Лондон: оружие и доспехи. ISBN 978-1-85409-130-7.
  • Себаг-Монтефиоре, Хью (2001) [2000]. Энигма: Битва за Код (4-е, издательство Феникса). Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-75381-130-8.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 11:24:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте