Операция Fritham

редактировать

Operation Fritham
Часть Арктической кампании во время Второй мировой войны
Норвегия на земной шар (специальный Шпицберген) (в центре Европы).svg . Общий вид Норвегии (Шпицберген обведен)
Дата30 апреля - 14 мая 1942 г.
МестоположениеШпицберген, Норвегия 78 ° N 16 ° E / 78 ° с.ш., 16 ° в.д. / 78; 16
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Норвегия. Соединенное Королевство Нацистская Германия
Командиры и лидеры
Эйнар Свердруп (убит 14 мая 1942 г.)Dr (убит 23 июля 1942 г.)
Численность
82 человека. SS Selis (транспортное судно ). SS Isbjørn (ледокол)4 Focke -Wulf 200 Condors
Потери и потери
12 убитых. 15 раненых. 2 умерли от ран4 (23 июля 1942 г.)

Операция «Фритхэм» (30 апреля - 14 мая 1942 г.) представляла собой военную операцию союзников во время Второй мировой войны по обеспечению безопасности угольных шахт на Шпицбергене, главном острове. архипелага Свальбард, в 650 милях (1050 км) от Северного полюса и примерно на таком же расстоянии от Норвегии. Операция была направлена ​​на то, чтобы лишить острова нацистской Германии.

Отряд свободных норвежских войск отплыл из Шотландии 30 апреля 1942 года, чтобы повторно занять остров и изгнать немецкий метеорологический отряд. 14 мая четыре немецких бомбардировщика-разведчика потопили корабли в Грин-Харборе; командир Эйнар Свердруп и еще одиннадцать человек были убиты, еще одиннадцать членов отряда были ранены, и большая часть припасов была потеряна вместе с кораблями.

26 мая Каталина П-Петер вылетел на Шпицберген, вступил в контакт с Fritham Force и уничтожил немецкий бомбардировщик Ju 88, застрявший на земле. Больше вылетов доставляли припасы, атаковали немецкие метеорологические базы, эвакуировали раненых и спасали моряков, потерпевших кораблекрушение. Операция Gearbox (30 июня - 17 сентября 1942 г.) заменила Fritham после HMS Manchester и эсминца HMS Eclipse, доставившего еще 57 норвежцев и 116 длинных тонн (118 т). поставок. Операция «Коробка передач II» началась 17 сентября.

К осени плацдарм союзников на Шпицбергене был укреплен, и ВМС использовали Шпицберген в качестве временной базы для дозаправки арктических конвоев. 22 сентября «Каталина» доставила новое радиооборудование, а в ноябре крейсер USS Tuscaloosa и пять эсминцев доставили дополнительные норвежские войска. В ходе операции «Цитронелла » (6–9 сентября 1943 г.) Баренцбург подвергся бомбардировке немецкой военно-морской эскадрой, включая немецкий линкор «Тирпиц», и высадившийся десант для уничтожения объектов.

Содержание

  • 1 Общие сведения
    • 1.1 Свальбард
    • 1.2 Разведка сигналов
    • 1.3 Морские операции, 1940–1941 годы
      • 1.3.1 Операция Gauntlet
    • 1.4 Операция Bansö, 1941–1942 годы
  • 2 Prelude
    • 2.1 Морские операции, 1942
    • 2.2 Британские разведывательные полеты
      • 2.2.1 4-5 апреля
      • 2.2.2 11 апреля
      • 2.2.3 12 мая
    • 2.3 План
  • 3 Операция Fritham
    • 3,1 13–15 мая
    • 3,2 16–31 мая
    • 3.3 Разведка и полеты снабжения
      • 3.3.1 25 мая
      • 3.3.2 28–29 мая
      • 3.3.3 6–7 июня
      • 3.3.4 14–15 июня
    • 3.4 Люфтваффе, 14 июня - 9 июля
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
    • 4.2 Последующие операции
      • 4.2.1 Operation Gearbox
  • 5 Примечания
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Справочная информация

Свальбард

Топографическая карта Шпицбергена

Архипелаг Шпицберген находится в Северном Ледовитом океане в 650 милях (1050 км) от Северного полюса. Острова гористые, с постоянно заснеженными вершинами, некоторые покрыты льдом; иногда встречаются речные террасы на дне крутых долин и некоторых прибрежных равнин. Зимой острова покрыты снегом, а заливы покрыты льдом. На острове Шпицберген есть несколько крупных фьордов вдоль западного побережья, а Ис-фьорд имеет ширину до 10 миль (16 км). Гольфстрим согревает воду, и летом море свободно ото льда. Поселения были основаны в Лонгйирбиене и Баренцбурге в бухтах вдоль южного берега Ис-фьорда, в заливе Кингс (Куэйд-Хок) дальше на север вдоль побережья и в Ван-Мийенфьорде на юге.

Поселения привлекали колонистов разных национальностей и договор 1920 года нейтрализовал острова и признал права на добычу полезных ископаемых и рыболовство участвующих стран. До 1939 года население города составляло около 3000 человек, в основном норвежцев и русских, которые работали в горнодобывающей промышленности. Дрейфующие шахты были связаны с берегом подвесными канатными дорогами или рельсами, а уголь, сброшенный зимой, собирался кораблем после летней оттепели. К 1939 году производство составляло около 500 000 длинных тонн (508 023 т) в год, разделенных между Норвегией и Россией.

Разведка сигналов

Британский Правительственный кодекс и школа шифров (GCCS) на базе Блетчли-Парк располагалась небольшая индустрия взломщиков кодов и аналитиков трафика. К июню 1941 года настройки немецкой машины Enigma Home Waters (Heimish), используемые надводными кораблями и подводными лодками, можно было быстро прочитать. 1 февраля 1942 года машины Enigma, использовавшиеся на подводных лодках в Атлантическом и Средиземном море, были заменены, но немецкие корабли и подводные лодки в арктических водах продолжили выпуск более старых Heimish (Hyrda с 1942 года, Dolphin для британцев). К середине 1941 года британские Y-станции могли принимать и читать передачи Люфтваффе W / T и заблаговременно предупреждать об операциях Люфтваффе. В 1941 году группы перехвата под кодовым названием Headaches были отправлены на боевые корабли, а с мая 1942 года компьютеры с адмиралами крейсеров, которые командовали эскортом конвоев, отправлялись в плавание с целью считывания сигналов W / T Люфтваффе, которые не могли быть перехвачены наземными станциями в Великобритании. Адмиралтейство отправило на компьютеры подробную информацию о частотах радиосвязи Люфтваффе, позывных и ежедневных местных кодах. В сочетании с их знанием процедур Люфтваффе компьютеры могли давать довольно точные детали немецких разведывательных вылетов и иногда предсказывать атаки за двадцать минут до их обнаружения радаром. В феврале 1942 года немецкий Beobachtungsdienst (B-Dienst, Служба наблюдений) из Kriegsmarine Marinenachrichtendienst (MND, Служба военно-морской разведки) сломал военно-морской шифр № 3 и мог читать его до января 1943 года.

Морские операции, 1940–1941 гг.

Ис-фьорд (2012)

Немцы оставили острова Шпицберген в одиночестве во время вторжения в Норвегию в 1940 г., кроме нескольких Норвежцы, проходящие переход на кораблях союзников, мало что изменились; беспроводные станции на островах продолжали передавать сводки погоды. С 25 июля по 9 августа 1940 года Admiral Hipper отплыл из Тронхейма, чтобы обыскать район от Тромсё до Медвежьего острова и Шпицбергена, чтобы перехватить британские корабли, возвращавшиеся с Петсамо но нашел только финское грузовое судно. 12 июля 1941 года Адмиралтейству было приказано собрать отряд кораблей для действий в Арктике в сотрудничестве с СССР, несмотря на возражения адмирала Джона (Джека) Тови, командующего Флот метрополии, который предпочитал действовать дальше на юг, где было больше целей и лучшее прикрытие с воздуха.

Контр-адмиралы Филип Виан и Джеффри Майлз летели Полярному и Майлзу создали британскую военную миссию в Москве. Виан сообщил, что Мурманск находится недалеко от территории, удерживаемой немцами, что его противовоздушная оборона неадекватна и что перспективы наступательных операций на немецком судоходстве невелики. Виан был отправлен осмотреть западное побережье Шпицбергена, главного острова архипелага Шпицберген, который был в основном свободен ото льда и находился в 450 милях (720 км) от северной Норвегии, чтобы оценить его потенциал в качестве базы.. Крейсера HMS Nigeria, HMS Aurora и два эсминца покинули Исландию 27 июля, но Виан счел очевидные преимущества Шпицбергена как базы ошибочным. Войска дважды приближались к норвежскому побережью и каждый раз обнаруживались разведывательными самолетами люфтваффе.

Operation Gauntlet

Несуществующий угольный транспортер, Лонгйир, 2008

Во время подготовки первого арктического конвоя Operation Dervish 19 августа в Исландии Виан отправился с отрядом А на Шпицберген в рамках операции «Перчатка». Норвежское и российское гражданское население должно было быть эвакуировано с использованием одних и тех же двух крейсеров, с пятью эсминцами сопровождения, нефтяником и RMS Empress of Canada, войсковым транспортом с 645 мужчинами, в основном канадской пехотой. Экспедиция приземлилась в Баренцбурге, чтобы саботировать угольную промышленность, эвакуировать норвежских и советских мирных жителей и захватить любые корабли, которые удалось найти. Около 2000 русских были доставлены в Архангельск на территории «Императрицы Канады» в сопровождении одного из крейсеров и трех эсминцев, которые 1 сентября встретились с остальной частью отряда А у Баренцбурга.

Радиостанция Баренцбурга, назначенная норвежским военным губернатором лейтенантом Рагнвальдом Тамбером ; были угнаны три угольщика, присланные с материка, а также морской корабль, ледокол, буксир и два рыболовных судна. Канадские десантные группы повторно поднялись на борт 2 сентября, а 3 сентября они отплыли домой с 800 норвежскими гражданскими лицами и призами. Два крейсера направились к норвежскому побережью, чтобы охотиться за немецкими кораблями, и в штормовую погоду и плохую видимость рано утром 7 сентября обнаружили немецкий конвой у Поршангера возле Нордкапа. Крейсера потопили учебный артиллерийский корабль Bremse, но два транспортника с 1500 людьми на борту скрылись. Нигерия была повреждена, предполагалось, что она потерпела крушение, но 10 сентября военно-морские силы достигли Скапа-Флоу.

Операция Бансо, 1941–1942 гг.

Карта расположения, Лонгйир в красном цвете

После операции Gauntlet (25 августа - 3 сентября 1941 г.) британцы ожидали, что немцы оккупируют Шпицберген как базу для атак на арктические конвои. Немцев больше интересовали метеорологические данные, поскольку Арктика является источником большей части погоды в Западной Европе. К августу 1941 года союзники ликвидировали немецкие метеостанции на Гренландии, острове Ян-Майен, острове Медвежьем (Bjørnøya) и гражданских сводках погоды со Шпицбергена. Немцы использовали сводки погоды с подводных лодок, разведывательных самолетов, траулеров и других кораблей, но они были слишком уязвимы для атаки. Кригсмарине и Люфтваффе обследовали наземные участки для поиска метеостанций в диапазоне морской и воздушной подачи, некоторые из которых должны быть обслуживаемыми, а другие - автоматическими. Wettererkundungsstaffel 5 (Wekusta 5) часть Luftflotte 5, как только оборудование было готово, базировалось в Банак на севере Норвегии. He 111 и Ju 88 Wekusta 5 пролетели над Северным Ледовитым океаном, мимо Шпицбергена и Ян-Майена, в сторону Гренландии; Полученный опыт сделал это устройство способным транспортировать и снабжать пилотируемыми и автоматическими метеорологическими станциями.

После того, как беспроводная станция на Шпицбергене загадочным образом прекратила передачу в начале сентября, немецкие разведывательные полеты из Банака обнаружили канадские сносы, горящие свалки угля и увидели одного человека, отказавшегося от военной службы по убеждениям, который махал им рукой. Доктор, бывший полярный исследователь, руководил операцией по установке пилотируемой станции на островах, но приближалась зима. Адвент-Бей (Адвент-фьорд ) был выбран из-за его широкой долины, более безопасного подхода для самолетов; его недра из аллювиального гравия были приемлемы для приземления. Юго-восточная ориентация возвышенности не препятствовала беспроводной связи с Банаком, и поселение Лонгиербюен (город Лонгйир) находилось поблизости. Была выделена взлетно-посадочная полоса с северо-запада на юго-восток с размерами около 1800 на 250 ярдов (1646 на 229 м), которая была твердой в сухом состоянии и твердой в замерзшем состоянии, но могла заболочиться после дождя и весеннего таяния снегов. Немцы использовали хижину Ганса Лунда в качестве диспетчерской и беспроводной станции, а внутреннюю хижину Хьортхамна на юго-востоке готовили в качестве замены. Сайт получил кодовое название Bansö (от Banak and Spitsbergen Öya); паромные перевозки людей, оборудования и припасов начались 25 сентября. Пилоты He 111, Ju 88 и Ju 52 приобрели опыт приземления на мягкий грунт, прорезанный колеями и валунами.

Вид на Лонгйир, Адвент-фьорд и Адвентдален (2006)

Британцы следили за событиями из Блетчли-парка через Ультра, что стало проще благодаря готовности немцев к повседневному использованию радиосвязи. Четыре британских тральщика, следовавшие из Архангельска, были отвлечены для расследования и 19 октября достигли Ис-фьорда. Экипаж самолета Wekusta 5 заметил корабли, когда они готовились к приземлению, и тридцать человек в Адвент-фьорде были быстро доставлены в безопасное место самолетом и двумя транспортными самолетами Ju 52. Адвент-фьорд был заброшен, когда прибыли англичане, но некоторые кодовые книги были восстановлены; когда корабли ушли, немцы вернулись. После 38 рейсов снабжения доктор Альбрехт Молл и трое мужчин прибыли на зиму 1941–1942 годов, передавая сводки погоды. 29 октября 1941 года «Кригсмарине» разместило пять метеорологов в Лиллихёк-фьорде, ответвлении Кросс-фьорда на северо-западе Шпицбергена. Посадка самолетов была более рискованной зимой, когда площадка для приземления или покрытая льдом бухта была полностью промерзшей, потому что мягкий снег на вершине мог накапливаться перед колесами самолета и рвать его до остановки или препятствовать достижению взлета. от скорости при вылете. Снежный покров также мог покрывать дыры, в которые могло упасть колесо, что потенциально могло привести к повреждению ходовой части или винта.

Группа Молла на Адвент-фьорде вызвала самолет, когда погода была подходящей, и после выполнения низких и медленных проходов, чтобы проверить посадочную площадку на предмет препятствий, пилот решил, садиться ли. 2 мая 1942 года прибор для автоматической метеостанции, термометр, барометр, передатчик и батареи прибыли в Банак в ящике, названном экипажем Kröte (жаба). Как только позволит погода, его должны были доставить самолетом в Бансо, а отряд Молла привезли обратно. Потребовалось время до 12 мая, прежде чем сообщение о благоприятной погоде добралось до Банака, и He 111 и Ju 88 были отправлены с припасами и техниками для установки Kröte. Самолет достиг Адвент-фьорда в 5:45 утра, и после тщательного осмотра земли пилот Хейнкеля в конце концов приземлился, держась хвостом высоко над снегом. Основные колеса быстро вытолкнули перед собой сугроб утрамбованного снега, и самолет чуть не перевернулся. Десять членов экипажа и пассажиров присоединились к наземному отряду, который приветствовал их с энтузиазмом, поскольку они были одни в течение шести месяцев; пилот Ju 88 был предупрежден сигнальной ракетой и вернулся в Банак.

Prelude

Морские операции, 1942 г.

В начале 1942 г. Адмиралтейство вновь проявил интерес к Шпицбергену, воодушевленный заявлениями норвежцев, обеспокоенных ухудшением состояния угольных шахт. Норвежцы ожидали значительного увеличения спроса на свой уголь после окончания войны. Норвежцы предложили небольшое количество людей, проживающих на Свальбарде и хорошо привыкших к арктическим условиям, вместе с Селисом и Исбьёрном, кораблями, доставленными со Свальбарда в ходе операции «Перчатка». Норвежцы заверили британцев, что их людям потребуется только базовая военная подготовка, поскольку они были островитянами, возвращающимися на свою родину, а не силами вторжения, что также отвечало бы условиям Закона о Шпицбергене (1925 г.). Местные заботы норвежцев и стратегические интересы Адмиралтейства в поддержке арктических конвоев в СССР совпали, и был организован разведывательный полет каталины из Саллом-Во.

Британские разведывательные полеты

4 −5 апреля

летающая лодка Catalina J-Johnnie (летный лейтенант [F / L] DE Hawkins) из 240-й эскадрильи Royal Air Force (RAF) вылетела в Шпицберген 4–5 апреля на борту майора Эйнара Свердрупа из норвежской бригады (бывший директор Store Norske Spitsbergen Kulkompani [Большая норвежская угольная компания на Шпицбергене]) Свальбарда и лейтенант Александр (Сэнди) Глен (RNVR), руководитель арктической экспедиции Оксфордского университета, 1935–1936. Полет был зарегистрирован как специальный полет - секретная операция по разведке населенных пунктов на острове и возможного маршрута конвоя к островам по краю полярного льда между Ян-Майеном и Шпицбергеном, чтобы проверить обледенение фьордов острова. Шпицберген и ищите следы немецкой оккупации. Когда прибыла «Каталина», Исфьорд залился солнечным светом, и Свердруп и Глен могли видеть угольные свалки в Грумантбайене и Баренцбурге, тлеющие от сноса зданий в ходе операции «Рукавица», но не дыма над Лонгйиром. На снегу вокруг поселений не было видно следов или других следов проживания; Свердруп и Глен сообщили, что острова необитаемы и высадка не встретит сопротивления. Путь туда и обратно из Саллом-Во в 2500 миль (4000 км) занял 26 часов, что является необычно ранним временем года для полетов так далеко на север.

11 апреля

Пример Heinkel He 111

11 апреля был отдан приказ «на пределе выносливости» найти край льда между Ян-Майеном и островом Медвежий, чтобы обследовать возможный маршрут конвоя к северу от острова. В Лонгиербюене, в заливе Адвент, можно было увидеть опрокидывающиеся на бок опоры конвейерной системы, которая удаляла уголь из шахт, что было еще одним результатом операции «Перчатка». На окраине поселения были видны две мачты и следы вокруг близлежащих зданий; пилот проследовал по лыжным трассам по долине и заметил He 111 с людьми вокруг. Артиллеристы Каталины произвели 1 500 выстрелов и заявили, что бомбардировщик был уничтожен; артиллеристы также сообщили, что они попали в некоторых мужчин и в хижину. Чтобы сэкономить топливо, британцы прервались, направились домой и отменили осмотр Медвежьего острова. Самолет достиг Норт-Унста на Шетландских в 16:00. и их отчет в штаб прибрежного командования был направлен в Адмиралтейство, которое дало Исбьёрну сигнал предупредить Свердрупа.

Осмотр пилота Хейнкеля показал, что он был поражен всего тридцатью пулями и никого из присутствующих 14 человек был ранен. Самолет был продырявлен в нескольких местах, но казался годным к полету и был быстро разгружен. Пилот и радист сели на борт и выровняли снег, рулили вперед и назад, уплотняя снег под колесами, но не создавая колейности. Сначала требовалась полная мощность, чтобы двигаться, но после шести заходов можно было попытаться взлететь; Под концом полосы находилась речная терраса, и падение на ней давало «Хейнкелю» достаточную скорость, чтобы оставаться в воздухе. Ледяной ветер дул через отверстия в остеклении кабины, двигатель правого борта начал терять масло, и радио сломалось, но самолет достиг Банака; повреждение пули оказалось хуже, чем предполагалось.

12 мая

После разведывательного полета со Свердрупом и Гленом в начале апреля, за которым последовала неспособность проникнуть сквозь туман 4 мая, плюс Адмиралтейство заинтересовалось положением арктических льдов, 10 мая было приказано провести еще одну ледовую съемку от Медвежьего острова до Шпицбергена, оттуда до Ян-Майена и района к западу от Медвежьего острова. До 12 мая планировалось произвести разведку Исфьордена, мыса Линне и Адвент-Бей. Хили отсутствовал, и экипаж 210-й эскадрильи «Каталина» во главе с лейтенантом Г. Г. Потье совершил вылет. Маршрут «Каталины» пролегал от Макл Флюгга на Шетландских островах до Ян-Майена, чтобы проверить кромку льда в Гренландском море, оттуда в Исфьорден, выход на берег в 5:50. Британцы перехватили радиосигнал люфтваффе со Свальбарда, увидели дым над Баренцбургом и сделали фотографии, на которых не было никаких следов ног или лыжных трасс. Через несколько мгновений после предупреждения Ju 88 о приземлении немцы в Бансе услышали, как с севера приближается другой самолет.

План

Радиолокационная фотография Шпицбергена (Envisat, 2011)

Британцы и норвежцы планировали операцию Fritham, отправку группы из 92 человек с реки Клайд на ледоколе D / S Isbjørn и тюленя Селиса (лейтенант Х. Эй Королевский норвежский флот ) на Шпицберген, главный остров архипелага Шпицберген, через остановку в Акюрейри на северном побережье Исландии, чтобы принять припасы. Группу из норвежской бригады сопровождали Глен, подполковник А.С.Т. Годфри и майор Амхерст Ватман, Royal Signals, специалист по радиосвязи. Полеты Хили и его команды были частью операции, но преследовали другую цель, изложенную в меморандуме от 24 апреля 1942 г. от штаба берегового командования к группе AOC 18 и раскрыли только Хили. Глен проинформировал экипаж о том, что цель ледовой разведки - проследить отступление арктического льда, скорость которого меняется от года к году. Туман, часто замерзающий, обычно появлялся на краю льда, и скорость таяния после зимних морозов следовало изучать в течение двух месяцев. 30 апреля 1942 года Исбьёрн и Селис отплыли из Гринока.

Британские подслушивающие сообщения немецкой Enigma показали, что немецкие разведывательные самолеты пролетали над Шпицбергеном 26 и 27 апреля. 3 мая в план полета ф / л Д. Э. Хили (210-я эскадрилья) на Шпицберген были внесены поправки, в которые были включены осмотр Ис-фьорда и попытка высадки Глена и Годфри на мысе Линне. Свердрупа предупредили, что, вероятно, немцы находились в Кингс-Бэй за день до отплытия группы из Исландии и отмены высадки в Кингс-Бэй; корабли направлялись в Исфьорден, чтобы приземлиться в Грин-Харбор, где лед мог растаять. Корабли были построены добротно, и на каждом из них было установлено 20-мм зенитное орудие «Эрликон», но никто из группы не обучался их использованию. Беспроводное оборудование явно не соответствовало требованиям; Ватман ремонтировал и эксплуатировал установку, но не имел особых надежд, что она будет работать намного дальше острова Ян-Майен; набор сломался во время путешествия в Исландию и был ненадежен до конца путешествия. Глен и Годфри прилетели в Акюрейри на Каталине, встретились с экспедицией, и корабли отплыли 8 мая с копией ледового отчета, сделанного после разведывательного полета тремя днями ранее. Кораблям пришлось взять более восточный курс, чем предполагалось, но они были в состоянии охватить полярные льды, с небольшим риском быть замеченными самолетом к северо-востоку от Ян-Майена.

Operation Fritham

13–15 мая

A Focke-Wulf Fw 200 Condor того же типа, что потопил корабли-корабли Isbjørn и MS Selis.

Норвежские корабли достигли Шпицбергена 13 мая и вошли в Исфьорд в 20:00 Но предупреждения из Адмиралтейства о немецких самолетах не поступало. Группа сошла на берег у мыса Линне и не сообщила об отсутствии следов проживания людей, после чего корабли плыли на восток вдоль Исфьордена и обнаружили, что не могут добраться до Адвент-Бей из-за льда. Корабли повернули на юг, к Грин-Харбор, чтобы вместо этого приземлиться в Финнесете. Залив был покрыт льдом толщиной до 4 футов (1,2 м), который Исбьёрн мог сломать, но очень медленно. Годфри хотел сразу же разгрузить корабли и высадить запасы на санях, но Свердруп сначала приказал сделать перерыв, так как во время путешествия люди были заперты. Разрушение льда было отложено до полуночи 14 мая, и группы были отправлены на разведку в Баренцбург и Финнесет.

В 5:00 утра Ju 88 вылетел с мыса Линне в залив Адвент вдоль Исфьордена на высоте 600 футов (180 м).). Самолет не отклонился от курса, но корабли не могли остаться незамеченными. Разведывательные группы никого не обнаружили у своих целей, но действовали до 17:00. чтобы вернуться, когда Исбьёрн прорезал длинный пролив во льду, но все еще оставался далеко от Финнесета. Свердруп настаивал на том, чтобы поскорее добраться до пристани в Баренцбурге. После 15-часовой прогулки по льду, в 20:30. Появились четыре дальних разведывательных бомбардировщика FW 200 Condor. С такими высокими склонами долины бомбардировщики прибыли без предупреждения и едва не миновали корабли при первом и втором заходах на бомбардировку, бомбы отскакивали от льда перед взрывом, ответный огонь из орудий Эрликон не дал никакого эффекта. Третий бомбардировщик попал в Исбьёрн, который тут же затонул, и вскоре Селис загорелся, члены группы были подброшены в воздух взрывами или прыгнули на лед, когда артиллерийский расчет перестрелился с бомбардировщиками.

Люди разбежались, чтобы избежать обстрелов бомбардировщиков, и примерно через тридцать минут «Кондоры» улетели. От Исбьёрна не осталось ничего, кроме дыры во льду, Селис все еще горел, а тринадцать человек были мертвы, включая Свердрупа и Годфри. Девять человек были ранены (двое мужчин позже скончались от ран), и шестьдесят членов отряда остались целыми и невредимыми. Груз в Исбьёрне, оружие, боеприпасы, еда, одежда и радио были потеряны. Баренцбург находился всего в нескольких сотнях ярдов по льду, и в результате эвакуации во время операции «Перчатка» восемь месяцев назад дома остались нетронутыми. Было найдено много еды, потому что на Свальбарде был обычай запасаться перед зимой, и вскоре был собран кладовой муки, масла, кофе, чая, сахара и грибов. Во время Gauntlet местное стадо свиней было зарезано, но арктический холод сохранил мясо, а диких уток можно было разграбить для получения яиц. Также был найден лазарет для раненых, в котором все еще оставались перевязочные материалы. Бомбардировщики Люфтваффе Ju 88 и He 111 вернулись 15 мая, но группа Fritham укрылась в шахтах.

16–31 мая

Баренцбург, 2003 г.

В большинстве случаев немецкий самолет летел на восток в сторону Адвент-Бей. или на север, в Кингс-Бэй, и время, затраченное на обратный рейс, показало, что самолет приземлился, что говорит о том, что оба места были заняты немцами. Когда 13 мая поврежденный «Хейнкель» вылетел обратно в Банак, двенадцать человек остались, а разведывательный самолет Люфтваффе был направлен в Исфьорден для переброски сообщений и припасов. Один из первых полетов пролетел над двумя кораблями Fritham, которые были приняты за советский спецназ, и привел к атаке «Кондоров». Рейс 15 мая обнаружил, что второй корабль все еще горит и что немецкая сторона в Бансе отметила взлетно-посадочную полосу на льду в заливе Адвент. Бомбардировщику удалось приземлиться и взлететь, что стало началом полетов снабжения, необходимых для запуска Kröte. Пилот He 111, который был обстрелян «Каталиной», пролетел вдоль западного побережья, чтобы избежать рискованного восхождения через горы и взглянуть на Баренцбург. Второй корабль затонул, вокруг зданий были следы, но людей не было видно; наиболее важным было отсутствие путей к Лонгйиру, что означало, что посадке не помешали бы. «Хейнкель» приземлился на лед, но пилот увидел, что образовались лужи, а это означало, что лед был небезопасным. Наземный отряд на тягаче тащил санки с припасами с самолета. Kröte заработал, как только он был включен, и Heinkel вернулся в Банак.

Другой самолет вылетел на Шпицберген, но лужи превратились в дыры, и 18 мая Heinkel зацепился за колесо при приземлении, и винт был поврежден ; шасси просело еще больше, и самолет оказался на мели. Полеты пришлось отменить до тех пор, пока взлетно-посадочная полоса в Бансе не будет очищена от снега и высохла; до этого немецкая метеорологическая партия застряла. Во время своих полетов экипажи люфтваффе заметили лыжные трассы в долине Коулс и пролетели над Баренцбургом, чтобы сбрасывать припасы на вечеринку в Бансе. Командование норвежцами перешло к лейтенанту Уве Роллу Лунду, который послал 35 человек в Свеагрува, через Грёндален, Рейндален, горы Земли Норденшельд, а затем вниз в Ван Мийен-фьорд около Беллсунда.. Путешествие заняло у самых быстрых лыжников 36 часов, и один человек погиб в расселине. Оставшиеся слесари ухаживали за ранеными, лежали на дне во время присутствия Люфтваффе и строили планы наступательных действий после того, как они получили подкрепление. Небольшие группы вышли 16 и 17 мая на разведку немцев в Адвент-Бей, легко экипированные, замаскированные белыми простынями или одеждой, которые они могли найти, и питались припасами в хижинах вдоль маршрута. Из Баренцбурга стороны двинулись на мыс Лайла, через долину Коулс к шахтам между Эндаленом и Долиной Адвента. Стороны встретились на юго-восточных склонах Лонгйира, откуда можно было наблюдать за взлетно-посадочной полосой в Бансе.

Панорама Лонгйира со стороны Адвент-фьорда (2008)

Норвежцы могли видеть немецкую группу, и несколько человек отправились к Гансу. Лунд Хат, тихонько удалиться, когда они услышат генератор. Группа ворвалась в другую хижину, где столкнулась с собакой, которая успокоилась, когда Глен сказал «Привет» (собаку звали «Улло»). Стороны не смогли скрыть свои лыжные трассы в Коулс-Вэлли, но пересекли их, чтобы ввести немцев в заблуждение, и вернулись в Баренцбург целыми и невредимыми, будучи уверенными, что немцев недостаточно для нападения. Раненые с нетерпением ждали прибытия Каталины. Станция связи была установлена ​​в хижине к северу от Баренцбурга, недалеко от мыса Хеер и устья Грин-Харбора, в ожидании полета британского самолета над Ис-фьордом. У троих наблюдателей было укрытие, тепло и удобный вход в шахту для проема. Лампа Aldis была отремонтирована и питалась от аккумуляторов и российских батарей; Трое мужчин ждали, надеясь, что они по ошибке не подадут сигнал самолету люфтваффе. К концу мая соперничающие партии находились на импровизированных базах во фьордах, направлявшихся к югу от Ис-фьорда, на расстоянии десяти минут полета друг от друга, но сухопутный путь между ними был слишком трудным для серьезной экспедиции с обеих сторон. Немцы находились всего в 800 км от своей базы, поддерживали беспроводную связь и были уверены в помощи, когда их взлетно-посадочная полоса осушается. Норвежцы вернулись домой, но помощь находилась в 1 609 км, и они были вне зоны досягаемости.

Разведывательные полеты и полеты снабжения

25 мая

Адмиралтейство не получало сообщение от партии Fritham, а 22 мая экипаж Catalina был проинструктирован для разведки Шпицбергена с маршрутом Ис-фьорд, мыс Линне, Баренцбург, Адвент-Бей и Кингс-фьорд, но не сообщил, что Адмиралтейство уже знало, что произошло, с помощью перехвата Ultra. После испытательного полета 23 мая для испытания нового навигационного оборудования вылет начался в 11:38 25 мая и пролетел под нижней границей облаков за пределами самой северной карты Королевских ВВС на 71 ° 31 'северной широты и продолжился с навигацией по карте Адмиралтейства. выход к Южному мысу Шпицбергена в 23:10 с не совсем зашедшим солнцем. Экипаж сделал снимки на западном побережье до Ис-фьорда, где дрейфующий лед означал, что посадка была невозможна. В Лонгйире команда увидела следы разрушений, произведенных операцией «Перчатка», затем увидела поврежденный 18 мая He 111, который все еще находился на льду, опираясь на хвостовую часть и законцовки крыла. Пилот летел на «Каталине» на запад вдоль Ис-фьорда и около зеленой гавани; Был замечен дым, за которым последовал канал, прорезанный Исбьёрном, и дым, исходящий от угольных свалок. Рядом с некоторыми хижинами был замечен мигающий свет, и сообщения передавались до 1:45 утра, когда Catalina пришлось повернуть домой, пролетев сквозь ледяной туман, прежде чем приземлиться в 14:27. 26 мая. Состояние Fritham Force было обнаружено, кромка льда от острова Медвежий до острова Шпицберген и в 150 милях (241 км) к востоку от Ян-Майена была исследована.

28–29 мая

Приземление в фьорде должно было подождать, пока лед не растает, и парашютный десант с Каталины был бы невозможен; комплект и мешки с парашютом должны были быть сброшены из мест взрыва в снежные заносы, во время низких, медленных переходов по склонам возле фьорда. У сумок были длинные оранжевые ленты, и они были наполнены вещами, которые трудно сломать. Наличие лишнего веса вместе с топливом для таких длительных полетов заставляло экипаж сбрасывать все несущественное, включая парашюты. Экипаж ожидал, что группа будет есть замороженные продукты и упакованные медикаменты, одежду и средства комфорта, пистолет Томпсона и ракетницу с боеприпасами и сигнальным кодом. П-Питер вылетел в 16:32. 28 мая в туман и навигация по точному счёту и радиолокационным пеленгам во избежание замерзающего тумана на высотах между 150–380 футов (46–116 м). Выход на сушу был произведен после 4:00 утра 29 мая, и Catalina летела со скоростью 100 узлов (115 миль в час; 185 км / ч), когда мешки были сброшены возле хижин у подножия склона долины, поскольку экипаж также пытался удержать следите за немецкими самолетами. Прием сигналов от ламп с земли был затруднен, потому что, без ведома экипажа Каталины, группа Fritham могла слышать немецкий самолет над облаками и не была уверена, на какой самолет ответить. В 6:40 П-Питер повернул домой в тех же условиях полета плюс попутный ветер и вернулся в Саллом-Во к 17:00. после полета в течение 24 часов 38 минут.

6–7 июня

Винтовка Росса (фотография 2010 г.

Каталина П-Питер, с 24 винтовками Росс и 3000 патронами боеприпасов, продуктов питания, медикаментов и почты, вылетел в 7:21 на Шпицберген, снова полетел низко. С более высокой нижней границей облаков, чем обычно, экипаж увидел что-то похожее на He 111 в 11:21 и достиг острова. к 17.01. сумки были выброшены, а затем «Каталина» приземлилась; двое мужчин сошли на берег с почтой и другими припасами, когда команда на лодке оторвалась от льдин, а шесть раненых норвежцев были переправлены на лодке, что было отправлено обратно с банкой рома, сигаретами и табаком объемом 2 бесценных галлона (9 л).

Десантная группа вернулась с отчетами в 8:00 вечера, а «Каталина» поднялась в воздух через десять минут и достигла Саллома Во в 7 часов. : 17 часов утра; раненых доставили в лазарет, а затем доставили в норвежский госпиталь в Эдинбурге. В Лондоне Адмиралтейство получило отчеты разведки 26 и 29 мая, что с помощью депеш от Fritham Force убедило их усилить остров вылетом военного корабля. Адмиралтейству нужно было знать, есть ли пролив через лед от острова Медвежий до Шпицбергена и острова Ян-Майен.

14–15 июня

P-Peter вылетел в 8:55 утра и пролетел на высоте 150 футов (46 м), чтобы пролететь мимо любого немецкого радара против встречного ветра, и ему потребовалось десять часов, чтобы достичь Медвежьего острова. Экипаж не видел льда до 40 миль (46 миль; 74 км) к северу от острова, но дрейфующий лед дальше сделал курс конвоя к северу от острова Медвежий непрактичным. Каталина прибыла в Баренцбург в 21:03. и мужчины были замечены машущими руками из хижины в 1 км к северу от города. Пакеты были выброшены, самолет приземлился, взял на борт Глена, Росса и норвежского солдата и вылетел, чтобы проверить полярный лед к западу от острова в направлении Ян-Майен, где лед был замечен в 25 морских милях (46 км) от острова, через который не мог пройти ни один конвой. П-Питер приземлился в Акюрейри в Исландии в 9:30 утра.Результаты ледовой разведки были слишком чувствительны для передачи по радио, и П-Питер взлетел на шесть часов. наш рейс Саллом Во, результаты которого можно было отправить по телефону. Глен находился на Шпицбергене шесть недель и был вызван в Адмиралтейство вместе с пилотом Каталины, чтобы доставить отчет об операции Fritham, содержащий подробную информацию о положении Fritham Force, достигнет ли подкрепление целей операции, Немецкая сила на острове и вероятность замены персонала автоматической метеорологической станцией - начальнику военно-морской разведки. Адмиралтейство решило прекратить деятельность Fritham и начать операцию «Gearbox», норвежское предприятие, поставляемое военно-морским флотом и координированное с конвоями PQ.

Люфтваффе, 14 июня - 9 июля

Пример транспортного самолета Ju 52

Немцы в Бансе сообщили о полете британцев 26 мая, а 12 июня сообщили, что посадочная площадка была достаточно сухой для попытки приземления. Ju 88 прилетел к острову и приземлился, но повредил винты во время руления, увеличив численность немецкого отряда до 18 человек. Люфтваффе каждый день отправлял самолеты на Шпицберген, но до 26 июня их предупреждали красными сигнальными ракетами наземная группа. Рейс на следующий день также был отправлен обратно, и немцы рассматривали возможность использования вместо них гидросамолетов, но восточная часть Исфьорда и Адвент-Бей были заполнены дрейфующим льдом. По мере приближения середины лета лед дальше на запад возле позиций союзников очищался быстрее.

Немцы сообщили об атаке Каталины 27 июня на Ju 88, в результате чего он был списан, и заявили, что повредили британский самолет при возвращении. Огонь. 30 июня группа сообщила, что взлетно-посадочная полоса достаточно сухая для самолетов Ju 52 и полеты снабжения возобновлены. За полётами наблюдала норвежская группа в неудавшейся экспедиции по уничтожению немецкой радиосвязи в Адвент-Бей. В ясные дни немецкие пилоты летели прямо над горами и, если были сильно загружены, следовали прибрежным маршрутом мимо Баренцбурга, а на северной стороне Адвент-бухты в Хьортхамне был установлен Kröte. Последние немцы на Шпицбергене, включая группу метеорологов, которая находилась там с конца 1941 года, были отправлены самолетом обратно в Норвегию 9 июля.

Последствия

Анализ

Карта Баренцева региона Море, показывающее Шпицберген, Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и север России

Остатки сил Фритхэма в Баренцбурге были консолидированы подкреплением операции «Коробка передач», была установлена ​​метеостанция и восстановлена ​​беспроводная связь с Адмиралтейством. Уллринг сообщил о надзоре с пулеметами Кольта, организовал боевые действия с припасами Каталины, предоставил метеорологические и обзорные отчеты, защитил Вармана и его аппаратуру для исследования ионосферы и подготовился атаковать немецкие метеостанции, где бы они ни находились. Выжившие в операции «Фритхэм» предоставили отличные знания местности и с прибытием персонала Gearbox могли сделать больше, чем просто поддерживать и уклоняться от атак немецкой авиации.

Каталина Н-Нэтс вылетела на Шпицберген 13 июля с частями Кольта. и другие припасы, оттуда до острова Хоуп (Хопен) еще 100 миль (115 миль; 185 км) и следуйте по краю полярного льда как можно дальше, прежде чем повернуть на Грасную на Кольском заливе или на озеро Лахта. под Архангельском на севере России. После отдыха экипаж должен был направить самолет обратно туда, где они остановились, долететь до точки на полпути между Новой Землей и Землей Франца-Иосифа (78 ° северной широты), а затем вернуться через Мыс Нассау на Новой Земле, для поиска выживших из PQ 17. Во время PQ 18 эсминцы меньшего радиуса действия смогли дозаправиться топливом у нефтяников в Лоу-Саунд, что стало возможным благодаря разведывательным полетам Королевских ВВС, операции «Фритхэм» и ее продолжениям..

Последующие операции

Operation Gearbox

Карта расположения Ян-Майен

Манчестер и Eclipse доставили Operation Gearbox, 57 норвежских подкреплений для Fritham Force. Корабли прибыли в Зайдисфьорд в Исландии 28 июня и отбыли 30 июня в составе эскортных сил PQ 17, если их заметила подводная лодка около острова Ян-Майен. Затем корабли повернули на север, чтобы подойти к Исфьорду с запада, и прибыли 2 июля. Двигатели кораблей работали, пока норвежцы не выгружали 116 длинных тонн (118 тонн) грузов, включая коротковолновую радиосвязь, зенитные орудия, лыжи, сани и другое арктическое военное оборудование. Краны были отведены с пристани, лодки спрятаны, а магазины замаскированы. К 5 июля было установлено четыре пулемета «Эрликон» и M2 Browning. 3 июля было слышно, как летел самолет в Лонгйир и обратно, а позже в тот же день был замечен Junkers Ju 52. 23 июля Ju 88 из Wekusta 5 (5-я метеорологическая эскадрилья) совершил вылет над заливом Адвент, чтобы выяснить степень вмешательства союзников в работу немецкой метеорологической станции Kröte. Когда самолет низко пролетел в направлении Хьортхамна и сделал крутой поворот, Никс Лангбак, наводчик Селиса, сбил бомбардировщик; команда была похоронена, а кодовые книги извлечены из обломков.

Примечания

Сноски

Ссылки

Книги

Дополнительная литература

Памятник операции «Фритэм»

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-01 13:02:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте