Морж | |
---|---|
Морж-супермарин, 1935 год. | |
Роль | Самолет- амфибия- разведчик |
национальное происхождение | Объединенное Королевство |
Производитель | Супермарин |
Дизайнер | Р. Дж. Митчелл |
Первый полет | 21 июня 1933 г. |
Вступление | 1935 г. |
Основные пользователи | Королевский флот Ирландский воздушный корпус Королевские военно-воздушные силы Королевские военно- воздушные силы Австралии |
Произведено | 1936–1944 |
Количество построенных | 740 |
Разработано из | Супермаринная Чайка |
Супермарин Walrus (первоначально известный как Супермарин Seagull V) был британский одномоторный амфибия биплан разведывательный самолет разработан RJ Митчелла и выпускаемый британской авиастроительной компании Супермарин.
«Морж» совершил свой первый полет в 1933 году, а разработка проекта началась четырьмя годами ранее как частное предприятие. Он имел общую конфигурацию с более ранней моделью Supermarine Seagull. Будучи спроектирован для использования в качестве корректировщика флота для запуска катапульты с крейсеров или линкоров, самолет в основном использовался в других ролях, в частности, в качестве морского патрульного самолета и в качестве самолета-спасателя для выброшенных летных экипажей. Walrus отличался многочисленными нововведениями того периода: он был первым самолетом британской эскадрильи, который имел в одном корпусе полностью убирающееся основное шасси, полностью закрытые жилые помещения для экипажа и цельнометаллический фюзеляж. Самолеты ранней постройки отличались оригинальной конструкцией металлического корпуса для большей долговечности в тропических условиях, в то время как в более поздних экземплярах вместо этого использовался деревянный аналог для экономии использования легких металлических сплавов.
Первые образцы Seagull поступили на вооружение Королевских ВВС Австралии (RAAF) в 1935 году. Впоследствии этот тип был принят в большом количестве на вооружение ВВС флота (FAA), Королевских ВВС (RAF), Королевских военно-морских сил Новой Зеландии (RNZN). и Королевские военно-воздушные силы Новой Зеландии (RNZAF). Сотни моржей находились на вооружении во время Второй мировой войны, где они активно использовались против подводных лодок Оси. Он также был принят на вооружение поисково-спасательными силами RAF для восстановления сбитого персонала. Предполагаемая замена, Supermarine Sea Otter, которая обладала значительно большей мощностью, была введена во время конфликта, но так и не вытеснила полностью Моржа. В послевоенное время «Морж» продолжал служить в ограниченном количестве в нескольких вооруженных силах по всему миру, в то время как некоторые самолеты также использовались в гражданских целях в таких регионах, как Австралия и Антарктика. На смену ему пришло первое поколение спасательных вертолетов.
Изначально Walrus был разработан как частное предприятие в ответ на требование Королевских ВВС Австралии (RAAF) 1929 года о том, чтобы катапульта для наблюдательного гидросамолета запускалась с крейсеров и первоначально называлась Seagull V, хотя она только напоминала более раннюю модель Supermarine Seagull III. в генеральном плане. В 1930 году компания начала строительство опытного образца; однако, как следствие разделения внимания в пользу других обязательств, Supermarine не закончил этот самолет до 1933 года.
Опытный образец впервые пилотировал «Матт» Саммерс 21 июня 1933 года. Пять дней спустя он появился на шоу SBAC в Хендоне, где Саммерс поразил зрителей (в том числе Р.Дж. Митчелл), замкнув самолет. Такой высший пилотаж был возможен, потому что самолет был подготовлен к запуску с катапульты. 29 июля компания Supermarine передала самолет Экспериментальному центру морской авиации в Феликстоу. В последующие месяцы прошли обширные испытания; включая корабельные испытания на борту Repulse и Valiant, проводимые от имени Королевского военно-морского флота Австралии, а также испытания катапульты, проведенные Королевским авиастроительным заводом в Фарнборо, став первым в мире самолетом-амфибией, запускаемым с катапульты с полной боевой нагрузкой., пилотируемый летным лейтенантом Сиднеем Ричардом Уби.
Прочность самолета была продемонстрирована в 1935 году, когда прототип был прикреплен к линкору « Нельсон» в Портленде. С главнокомандующим Флотом метрополии адмиралом Роджером Бэкхаусом на борту пилот попытался приземлиться на воде, забыв, что шасси находится в нижнем положении. «Морж» был немедленно перевернут, но пассажиры получили лишь легкие травмы; Позже машина была отремонтирована и возвращена в строй. Вскоре после этого Walrus стал одним из первых самолетов, оснащенных индикатором положения шасси на приборной панели. Летчик-испытатель Алекс Хеншоу позже заявил, что «Морж» достаточно силен, чтобы совершить посадку на траве без особых повреждений, но также отметил, что это «самый шумный, самый холодный и самый неудобный» самолет, на котором он когда-либо летал.
RAAF заказал 24 экземпляра Seagull V в 1933 году, они поставлялись с 1935 года. Серийный самолет отличался от прототипа и самолета, которым управляли Королевские ВВС, тем, что на верхних крыльях были установлены пазы Хэндли-Пейдж. Первый заказ на 12 самолетов для RAF был размещен в мае 1935 года; первый серийный самолет, серийный номер K5772, вылетел 16 марта 1936 года. В вооруженных силах Королевских ВВС этот тип получил название Walrus, а первые серийные самолеты оснащались Pegasus II M2, а с 1937 года был установлен Pegasus VI мощностью 750 л.с. (560 кВт). Серийный самолет отличался от прототипа незначительными деталями; переход между верхней палубой и бортами самолета был закруглен, три распорки, удерживающие хвостовое оперение, были уменьшены до двух, задние кромки нижнего крыла были откинуты на шарниры для складывания на 90 ° вверх, а не на 180 ° вниз, а внешний масляный радиатор был установлен. опущено.
Всего было построено 740 моржей в трех основных вариантах: Seagull V, Walrus I и Walrus II. Mark II были построены Сондерс-Роу в Аддлстоуне, графство Суррей, с фюзеляжами, построенными Эллиоттом из Ньюбери, а прототип впервые поднялся в воздух в мае 1940 года. Этот вариант имел деревянный корпус, который был тяжелее, но позволял экономить на использовании легких металлических сплавов. Компания Saunders-Roe построила по лицензии 270 металлических Mark Is и 191 Mark II с деревянным корпусом. Преемником Walrus стала Supermarine Sea Otter, похожая, но более мощная конструкция. Морские выдры никогда полностью не заменяли моржей, и оба они использовались для спасения в воздухе и на море во второй половине войны. Послевоенная замена обоих самолетов, Supermarine Seagull, была отменена в 1952 году, строились только прототипы. К тому времени спасательные вертолеты «воздух-море» взяли на себя роль небольших летающих лодок. Моржа называли «Шагбат», а иногда и «Паровой голубь»; Последнее название происходит от пара, производимого водой, поражающей горячий двигатель Пегаса.
Supermarine Walrus был однодвигательным бипланом - амфибией, главным образом предназначенным для выполнения морских наблюдательных миссий. Одноступенчатый корпус изготовлен из алюминиевого сплава с поковками из нержавеющей стали для катушек и креплений катапульты. Металлические конструкции использовались, потому что опыт показал, что деревянные конструкции быстро разрушаются в тропических условиях. Обтянутые тканью крылья были слегка стреловидны и имели лонжероны из нержавеющей стали и деревянные нервюры. Нижние крылья устанавливались в плечевом положении, под каждым устанавливался стабилизирующий поплавок. Эти лифты были высокими на хвост-плавник и рамно по обе стороны от распорок «N». Крылья могли складываться, давая ширину укладки 17 футов 6 дюймов (5,33 м). Одиночный радиальный двигатель Pegasus II M2 мощностью 620 л.с. (460 кВт) размещался в задней части гондолы, установленной на четырех стойках над нижним крылом и прикрепленных четырьмя более короткими стойками к центроплану верхнего крыла. Это приводило в действие четырехлопастный деревянный толкающий винт. Гондола содержала масляный бак, расположенный вокруг воздухозаборника в передней части, чтобы действовать как маслоохладитель, а также электрическое оборудование и несколько панелей доступа для обслуживания. Дополнительный масляный радиатор был установлен по правому борту. Топливо перевозилось в двух баках в верхнем крыле.
Конфигурация толкача Walrus имела преимущества в том, что двигатель и воздушный винт не попадали под брызги воды при работе на воде и снижали уровень шума внутри самолета. Винт находился на безопасном расстоянии от любого экипажа, стоящего на передней палубе, при подборе швартовного троса. Двигатель был смещен на три градуса к правому борту, чтобы противодействовать любой тенденции самолета к рысканию из-за неравных сил на руле направления, вызванных вихрем от винта. Сплошное алюминиевое хвостовое колесо было окружено небольшим водяным рулем, который можно было соединить с основным рулем для руления или отключить для взлета и посадки. Хотя самолет обычно летал с одним пилотом, там были места для двоих. Основное левое положение имело фиксированное сиденье с приборной панелью впереди, в то время как правое сиденье можно было сложить, чтобы обеспечить доступ к положению носового пистолета через ползунок. Необычной особенностью было то, что контрольная колонка не фиксировалась обычным способом, а могла быть вставлена в любую из двух розеток в полу. Стало привычкой использовать только одну колонку; когда управление передавалось от пилота второму пилоту или наоборот, колонка управления просто отключалась и передавалась. За кабиной находилась небольшая кабина с рабочими местами штурмана и радиста.
Типичная конфигурация вооружения «Моржа» состояла из пары пулеметов Vickers K калибра.303 дюйма (7,7 мм), по одному на открытых позициях в носовой и задней частях фюзеляжа. Кроме того, под нижними крыльями были установлены бомбы или глубинные бомбы. Как и другие летающие лодки, «Морж» нес морское оборудование для использования на воде, в том числе якорь, буксирный и швартовный тросы, катера и лодочный крюк. При полете с военного корабля «Морж» мог быть восстановлен путем касания рядом с ним, а затем поднялся с моря с помощью судового крана. Подъемное устройство Walrus хранилось в отсеке в секции крыла непосредственно над двигателем. Член экипажа забирался на верхнее крыло и прикреплял его к крюку крана. Посадка и подъем были несложной процедурой в спокойной воде, но могли быть очень трудными в суровых условиях. Обычная процедура заключалась в том, что головное судно разворачивалось примерно на 20 ° непосредственно перед тем, как самолет приземлился, создавая `` пятно '' с подветренной стороны корабля, на которое мог сесть Морж, после чего следовало быстрое такси до корабля. прежде, чем «пятно» рассеялось.
Первый Seagull V, A2-1, был передан Королевским ВВС Австралии в 1935 году, последний, A2-24, поставлен в 1937 году. Этот самолет служил на борту HMAS Australia, Канберре, Сиднее, Перте и Хобарте. Поставки Walrus в Королевские ВВС начались в 1936 году, когда первый экземпляр, который должен был быть развернут, был направлен в Новозеландскую дивизию Королевского флота на Ахиллесе - один из легких крейсеров класса Leander, на борту которого находился по одному моржу. Королевский флот крейсера Города класс носили два моржей во время начала войны и Моржи также оборудовали Йорк -класса и округ класс тяжелых крейсера. Некоторые линкоры, такие как HMS WarsPite и Rodney, несли моржей, также как и монитор Terror и тендер для гидросамолетов HMAS Albatross.
К началу Второй мировой войны морж был широко распространен. Хотя его основным предполагаемым использованием было обнаружение артиллерийских орудий в военно-морских действиях, это произошло только дважды: Моржи из Славы и Манчестера были спущены на воду в битве при мысе Спартивенто, а моржи из Глостера использовались в битве при мысе Матапан. Основной задачей корабельной авиации было патрулирование подводных лодок Оси и надводных рейдеров, и к марту 1941 года моржи были развернуты с радаром «воздух-надводный корабль» (ASV), чтобы помочь в этом. Во время Норвежской кампании и Восточноафриканской кампании они также видели очень ограниченное использование для бомбардировки и обстрела береговых целей. В августе 1940 года морж, действовавший из Хобарта, разбомбил и обстрелял итальянскую штаб-квартиру в Зейле в Британском Сомалиленде. К 1943 году самолеты с катапультами на крейсерах и линкорах заменялись улучшенными радиолокационными станциями. Ангар и катапульта занимали на военном корабле значительное пространство. Моржи продолжали летать с авианосцев Королевского военно-морского флота для спасательных операций в воздухе и на море и для связи. Низкая посадочная скорость «Моржа» означала, что они могли совершить посадку с авианосца, несмотря на отсутствие закрылков и задних крюков.
Морж использовался для спасения на море в Королевском флоте и Королевских военно-воздушных силах. Специализированные эскадрильи морской спасательной службы ВВС Великобритании управляли различными самолетами, используя Спитфайры и Бултона Пола Дефайентса для патрулирования сбитых экипажей, Авро Ансона для сброса припасов и лодок и Моржей для их подбора с воды. Спасательные эскадрильи ВВС Великобритании были развернуты для прикрытия вод вокруг Соединенного Королевства, Средиземного моря и Бенгальского залива. Во время этих операций было подобрано более тысячи экипажей, из которых 277-я эскадрилья выполнила 598 спасательных операций.
В конце 1939 года пара «Моржей» использовалась в Ли-он-Соленте для испытаний радара ASV («Воздух-надводное судно»), причем дипольные антенны были установлены на передних межплоскостных стойках. В 1940 году на «Морж» была установлена 20-мм пушка «Эрликон», стреляющая вперед, в качестве контрмеры против немецких электронных лодок. Хотя «Морж» оказался устойчивой орудийной платформой, дульная вспышка быстро ослепила пилота, и идея не была реализована.
Три Моржа N.18 (L2301), N.19 (L2302) и N.20 (L2303) должны были быть доставлены 3 марта 1939 года и использоваться Ирландским авиационным корпусом в качестве морского патрульного самолета во время чрезвычайной ситуации в Ирландии во время войны. Они должны были вылететь из Саутгемптона на аэродром Балдоннел, Ирландия. №19 прибыл, но №20 пришлось перенаправить на Милфорд-Хейвен, а №18 и его экипаж из двух человек (Л.Т. Хиггинс и Л.Т. Куинлан) не оставили выбора, кроме как спуститься в открытом море, что привело к повреждению корпуса. N 18 угробили недалеко от Баллитрента, к югу от бывшей военно-морской базы США в Уэксфорде. Было решено отбуксировать N 18 с помощью спасательной шлюпки Rosslare Harbour и местной рыбацкой лодки к пусковому месту, когда-то использовавшемуся для Curtiss H-16 во время Первой мировой войны. Затем его погрузили в грузовик, чтобы завершить свой путь к аэродрому Балдоннел, где он был отремонтирован. N.18 (также обозначенный как L2301) в настоящее время экспонируется в Музее авиации флота в Йовилтоне, Англия, и является одним из трех уцелевших самолетов этого типа.
Морж I был отправлен в Архангельск вместе с другими припасами на британском конвое PQ 17. После повреждения он был отремонтирован и передан в 16-й авиатранспортный отряд. Этот единственный морж летал до конца 1943 года. После войны некоторые моржи продолжали ограниченное использование в военных целях в ВВС Великобритании и иностранных флотах. Восемь самолетов эксплуатировались Аргентиной, два вылетели с крейсера La Argentina еще в 1958 году. Остальные самолеты использовались для тренировок военно-морской авиации ВМС Франции.
Моржи нашли также гражданское и коммерческое использование. Некоторое время они использовались китобойной компанией United Whalers. Работая в Антарктике, они были спущены на воду с заводского корабля Balaena, который был оборудован катапультой военно-морского флота. Используемый самолет был немного доработан; они были оснащены электрическими розетками для питания костюмов с электрическим подогревом, которые экипаж носил под гидрокостюмами. Был установлен небольшой обогреватель кабины, работающий на бензине, чтобы обеспечить комфорт экипажам во время полетов, которые могли длиться более пяти часов. Голландская китобойная компания доставила моржей на борт, но так и не взяла их. Четыре самолета были куплены у RAAF компанией Amphibious Airways из Рабаула. Имея лицензию на перевозку до десяти пассажиров, они использовались для чартерных перевозок и работы санитарной авиации, оставаясь в эксплуатации до 1954 года.
Три экземпляра сохранились в музеях в дополнение к одному, находящемуся в частной собственности.
Обломки, которые предположительно принадлежат крейсеру HMAS Sydney, были сфотографированы во время повторного обнаружения обломков судна в 2008 году.
Данные с самолетов Supermarine с 1914 года, варианты Supermarine Walrus I и Seagull V
Общие характеристики
Представление
Вооружение
Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки