Ирен Ворт | |
---|---|
![]() | |
Родилась | Харриет Элизабет Абрамс. (1916-06-23) 23 июня 1916. Фэйрбери, Небраска, США |
Умер | 9 марта 2002 (2002-03-09) ( в возрасте 85 лет). Нью-Йорк, США |
Годы активности | 1943–2001 |
Ирен Ворт, CBE (23 июня 1916 г. - 9 марта 2002 г.) - американская актриса театра и кино, ставшая одной из ведущих звезд британского и американского театра. Она произнесла свое имя, состоящее из трех слогов: «I-REE-nee».
Уорт дебютировала на Бродвее в 1943 году, присоединилась к труппе Old Vic в 1951 году и Королевской шекспировской труппе в 1962 году. Премия BAFTA за лучшую британскую женскую роль за фильм 1958 года Приказы на убийство. Среди других ее появлений в фильмах: Николас и Александра (1971) и Deathtrap (1982). Трехкратная обладательница Премии Тони, она выиграла Премию Тони за лучшую женскую роль в пьесе за Крошечную Алису в 1965 году и Сладкую птицу молодежи в 1976 году. и выиграла в 1991 году премию Тони за лучшую женскую роль в пьесе за роль Затерянная в Йонкерсе, роль, которую она исполнила в версии фильма 1993 года. Одно из ее более поздних выступлений на сцене было против Пола Скофилда в постановке 2001 года «Я беру тебя за руку» в Театре Алмейда в Лондоне.
Харриет Элизабет Абрамс родился в Фэйрбери, Небраска, в семье меннонитов. Ее родители, Агнес Тиссен и Генри Абрамс, были педагогами. Они переехали из Небраски в Калифорнию в 1920 году. Она получила образование в средней школе Ньюпорт-Харбор, младшем колледже Санта-Ана и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Она присоединилась к компании Old Vic в 1951 году, работала с Тайроном Гатри и там играли Дездемона, Хелена в Сон в летнюю ночь, Порция в Венецианском купце и ее первую леди Макбет. Компания отправилась в Южную Африку с Уорт в качестве одной из ведущих женщин.
В 1953 году она присоединилась к молодому Шекспировскому фестивалю в Стратфорде, Онтарио, в первый сезон. Там она была главной ведущей актрисой, выступая под огромной палаткой с Алеком Гиннессом в All's Well That Ends Well и Ричардом III. «Бинки» Бомонт вернула ее в Лондон в «Чеховской» драме NC Хантера День у моря, в состав которой входили Джон Гилгуд и Ральф Ричардсон. Она присоединилась к труппе театра «Мидленд» в Ковентри в постановке Уго Бетти «Королева и повстанцы». Ее превращение из «отвергнутой шлюхи, прячущейся у ног своего любовника, в искупление царственного равновесия» обеспечило перевод в Лондон, где Кеннет Тайнан так описал ее технику: «Это грандиозно, проникновенно, чудесно контролируемой, ясной. как кристалл и совершенно неподвижный ".
В 1950-х годах Ворт продемонстрировала свою исключительную универсальность, сыграв в фарсе Hotel Paradiso в Лондоне с Алеком Гиннессом, высокой трагедией в главной роли Шиллер Мэри Стюарт, в главной роли Ева Ле Галлиен, а также в бродвейской и шекспировской комедии Как вам это понравится в Стратфорде, Онтарио. В пьесе Айвора Брауна «Другая Анна Уильяма» она сыграла первую девушку Шекспира Энн Уэйтли вместе с Джоном Грегсоном в роли Шекспира. Она также много раз появлялась в британских фильмах того периода, в первую очередь ее мощная роль агента французского Сопротивления в шпионской драме 1958 года Энтони Асквита военного времени Приказы на убийство, что принесло ей награду BAFTA за лучшую женскую роль второго плана.
В 1962 году она присоединилась к Королевской шекспировской труппе в Театре Олдвича, и это было там что она дала несколько своих замечательных выступлений. Она была Гонерильей Лира Пола Скофилда в знаменитом Короле Лире Питера Брука, первом из многих совместных проектов с Бруком. Она воссоздала свою непримиримую Гонерилью в суровой черно-белой киноверсии этого спектакля. Она повторила свою «Леди Макбет» и снова появилась у Брука в Фридрих Дюрренматт Физики. Играя суперинтенданта приюта, она показала темную сторону своей игры. Затем она поехала в Нью-Йорк в 1965 году на открытие загадочного фильма Эдварда Олби Крошечная Алиса, в котором она снялась вместе с Джоном Гилгудом и который выиграл ее первую из трех наград Тони.
. Она вернулась в RSC в Олдвич, чтобы повторить свою роль. Она работала с Питером Бруком в Париже и гастролировала по Ирану с Orghast, попыткой Брука развить международный театральный язык. Она присоединилась к Национальному театру в Old Vic в 1968 году, чтобы сыграть Джокасту в постановке Питера Брука Сенеки Эдип, напротив Гилгуда. Она гордилась тем, что была в трилогии Ноэля Кауарда Сюита в трех ключах, в которой он последний раз появлялся на сцене. В 1974 году она появилась в трех тематически связанных пьесах в Гринвичском театре в постановке Джонатана Миллера под общим названием «Семейные романсы» и использовала одних и тех же актеров для каждой пьесы. Уорт исполнила роли Гертруды в Гамлете, мадам Аркадина в Чайке Чехова и миссис Алвинг в Призраках.
Уорт потратил больше всего 1970-х годов в Северной Америке. Она была знаменитой Хеддой Габлер в Стратфорде, Онтарио, роль, которую она считала одним из своих наиболее удовлетворительных достижений, и которая побудила Уолтера Керра написать в The New York Times «Мисс Ворт, возможно, лучшая актриса в мире».
Она сыграла принцессу Космонополис в фильме Теннесси Уильямс Sweet Bird of Youth вместе с Кристофером Уокеном, что принесло ей вторую премию Тони. Она была мадам Раневской в фильме Вишневый сад, за который она получила еще одну номинацию Тони и в котором фигурировали Рауль Хулиа, Мэри Бет Херт и Мерил Стрип, чья карьера была на начальной стадии. К концу десятилетия она сыграла Винни в Беккете Счастливые дни.
Уорт также появилась на премьере Леди из Дубьюк, еще одной пьесы Олби, которая закрылась после 12 спектаклей; возрождение Ибсена Джона Гэбриэля Боркмана ; Игрушки на чердаке от Лилиан Хеллман ; и Золотой век А. Гурни.
Она сыграла роль богини Афины в радиодраме , получившей премию Пибоди в 1981 г. Премии Пибоди. Одиссея Гомера. На экране в 1982 году Уорт снялся вместе с Майклом Кейном и Кристофером Ривом в киноверсии бродвейского убийства Deathtrap, сыграв экстрасенса.
В 1984 году Питер Холл пригласил ее вернуться в Национальный театр, чтобы сыграть Волумнию в Кориолане с Яном МакКелленом в главной роли.. Импресарио Джозеф Папп убедил ее повторить Волумнию вне Бродвея в постановке Стивена Беркоффа, когда ее партнером снова стал Кристофер Уокен в роли Кориолана. Она была замечена в Дэвиде Харе (National, 1987) и в (Нью-Йорк, 1998 и Алмейда, Лондон, 1999), составленном Питером Эйром из писем Жорж Санд и Гюстав Флобер. Уорт также играл главную роль вместе с Майклом Хордерном в пьесе Джорджа Бернарда Шоу Ты никогда не сможешь сказать в Королевском театре на Хеймаркет в 1987 и 1998 годах.
В 1991 году она получила третий Тони за роль крепкой бабушки Курниц в фильме Нила Саймона Затерянные в Йонкерсе, а затем снялась в фильме. версия вместе с Ричардом Дрейфусом и Мерседес Рюль.
В 1999 году она появилась в фильме Онегин. Когда она собиралась начать предварительные выступления в бродвейском возрождении «Кольца вокруг луны» Ануила, у Ворта случился инсульт, и она так и не появилась в постановке. Она продолжала играть, и в сентябре 2001 года одно из ее более поздних появлений было с Полом Скофилдом в Театре Алмейды в пьесе для двух рук Кэрол Рокамора «Я возьму тебя за руку», основанной на любовных письмах. Антона Чехова и Ольги Книппер.
В середине 1960-х годов в Нью-Йорке Ворт и Гилгуд вместе провели серию драматических чтений, сначала из TS Элиот и Эдит Ситуэлл, а затем Шекспир. Это была форма театра, в которой она стала более искусной по мере взросления, опираясь на Вирджинию Вульф, Иван Тургенев и Ноэль Кауард. Она назвала их «своими сольными концертами». В середине 1990-х она разработала и исполнила двухчасовой монолог «Портрет Эдит Уортон», основанный на жизни и произведениях Уортона. Не используя реквизита, костюмов или декораций, она создавала персонажей исключительно голосовыми средствами.
Она умерла в 2002 году после второго инсульта в нью-йоркской больнице Рузвельта в возрасте 85 лет. На поминальной службе в Общественном театре в Нью-Йорке многочисленные ораторы почтили ее память, в том числе Эдвард Олби, Кристофер Уокен, Мерседес Рюл, Джин Сакс, Мерил Стрип, Бернард Герстен, Алан Рикман и пианист Горацио Гутьеррес исполнили Сонетто 104 дель Петрарка Листа.