HMS Express (H61)

редактировать

HMS Express.jpg Аэрофотоснимок Express, ноябрь 1942 г.
История
Соединенное Королевство
Имя:Express
Заказано :1 ноября 1932 г.
Строитель:Swan Hunter, Tyne and Wear
Стоимость:£ 247279
Спущен на воду:29 мая 1934 г.
Введен в эксплуатацию:2 ноября 1934 г.
Идентификация:Номер вымпела : H61
Девиз:
  • "Celeriter" «
  • (« Быстро »)
Судьба:Переведен в Канаду, 15 июня 1943 года
Канада
Имя :Гатино
Тезка :Река Гатино
Приобретено:15 июня 1943 г. (передано Канаде)
Введено в эксплуатацию:3 июня 1943 г.
Списано:10 января 1946 г.
поражен:1 апреля 1947 г.
Почести и. награды:
  • Атлантика 1943–44
  • Нормандия 1944
Судьба:Затоплен как волнолом, 1948 год
Общие характеристики (в состоянии постройки)
Класс и тип:Эсминец класса E
Водоизмещение:
Длина:329 футов (100,3 м) н / д
Ширина:33 фута 3 дюйма (10,13 м)
Осадка:12 футов 6 дюймов (3,81 м) (глубина)
Установленная мощность:
Силовая установка:2 × вала; 2 × редукторные паровые турбины
Скорость:35,5 узлов (65,7 км / ч; 40,9 миль / ч)
Диапазон:6,350 мор. миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль / ч)
Дополнение:145
Датчики и. системы обработки данных:ASDIC
Вооружение:

HMS Express был миноносцем E-класса миноносца , построенным для Королевского флота в начале 1930-х годов. Хотя корабль был приписан к Флоту метрополии после завершения, он был прикреплен к флоту в 1935–36 во время Абиссинского кризиса. Во время гражданской войны в Испании 1936–39 гг. Она провела значительное время в испанских водах, проводя блокаду вооружений, введенную Великобританией и Францией по обе стороны конфликт.

«Экспресс» провел большую часть первого года Второй мировой войны, закладывая минные поля в британских, голландских и немецких водах. Она участвовала в эвакуации солдат союзников из Дюнкерка в мае – июне 1940 г., но впоследствии возобновила постановку на мины. Корабль был одним из пяти британских эсминцев, которые несколько месяцев спустя случайно вошли на немецкое минное поле у ​​голландского побережья, что привело к потоплению двух эсминцев и Express, у которых нос был оторван. вывести ее из строя более чем на год ремонта. Через два месяца после возвращения в строй Экспресс сопровождал боевой корабль Принц Уэльский и боевой крейсер Repulse (Force Z ) в Сингапур в конце 1941 года, в безуспешной попытке сдержать японскую агрессию против британских владений на Дальнем Востоке. Она сопровождала крупные корабли в попытке перехватить высадку в Британской Малайе в декабре и спасла их выживших после того, как они были потоплены японскими бомбардировщиками. Экспресс был затем назначен на сопровождение конвоев в Сингапуре и вокруг него и голландской Ост-Индии под контролем американо-британо-голландско-австралийского командования (ABDACOM) по мере продвижения японцев.. Она сбежала из Ост-Индии и присоединилась к основной части Восточного флота в Индийском океане. Корабль сыграл второстепенную роль в битве за Мадагаскар, так как он засматривал авианосец на последних этапах кампании в 1942 году.

Express вернулся домой в начале 1943 года. чтобы начать преобразование в эсминец сопровождения . По завершении строительства в июне корабль был передан в Королевский канадский флот (RCN) и переименован в Gatineau. Она была назначена для сопровождения конвоев с Срединно-океаническими силами сопровождения и участвовала в потоплении немецкой подводной лодки в марте 1944 года. Гатино был переведен в Северную Ирландию для подготовки в мае к вторжению в Нормандию и был отправлен в Канаду в июле, чтобы начать длительный ремонт. Корабль проработал всего несколько месяцев до того, как в мае 1945 года закончилась война, и вскоре после этого он вернулся в Канаду. Гатино был погашен в начале 1946 года и был продан в следующем году. Корабль стал частью волнолома на побережье Британской Колумбии в 1948 году.

Содержание
  • 1 Описание
    • 1.1 Модификации во время войны
  • 2 Строительство и карьера
    • 2.1 Вторая мировая война
      • 2.1.1 На Дальний Восток
        • 2.1.1.1 Force Z
      • 2.1.2 Канадская служба
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Описание

Корабли класса E были немного улучшенными версиями предыдущего класса D. Они вытеснили 1405 длинных тонн (1428 т) при стандартной нагрузке и 1940 длинных тонн (1970 т) при глубокой нагрузке. Суда имели общую длину 329 футов (100,3 м), ширину 33 фута 3 дюйма (10,1 м) и осадку 12 футов 6. дюймов (3,8 м). Они приводились в действие двумя редукторными паровыми турбинами Парсонс, каждая из которых приводила в движение один гребной вал, используя пар, производимый тремя трехбарабанными котлами Адмиралтейства. Турбины развивали в общей сложности 36000 лошадиных сил (27000 кВт) и давали максимальную скорость 35,5 узлов (65,7 км / ч; 40,9 миль / ч). Суда несли максимум 470 длинных тонн (480 т) мазута, что давало им дальность действия 6,350 морских миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км). / ч; 17 миль / ч). Их количество составляло 145 офицеров и рядовых.

. На кораблях было установлено четыре 4,7-дюймовых (120-мм) пушки Mark IX в одиночных установках, обозначенных буквами «A», «B», «X» и «Y» спереди назад. Для противовоздушной обороны (ПВО) у них было две четверные установки для пулемета Vickers 0,5 дюйма (12,7 мм) зенитного артиллерийского орудия. Класс E был оснащен двумя надводными четырехстворчатыми торпедными аппаратами для торпед размером 21 дюйм (533 мм). Установлены один рельс глубинной бомбы и два метателя; Первоначально было установлено 20 глубинных бомб, но вскоре после начала войны их количество увеличилось до 35. Чтобы компенсировать вес ее 60 мин Mark XIV и их направляющих, двух 4,7-дюймовых пушек Express, их боеприпасов, обоих комплектов торпедных аппаратов, ее двухскоростного эсминца Sweep (TSDS) траление мин параван, а также его большие лодки и их шлюпбалки пришлось убрать. Ей дали небольшие спонсоны на корме, чтобы обеспечить беспрепятственную доставку мин.

Модификации военного времени

Express заменили задние торпедные аппараты на 12- Pounder (76 мм) Зенитная пушка в июле 1940 г. В феврале – июне 1943 г. преобразована в эсминец сопровождения. Была установлена ​​РЛС ближнего поиска и над мостом была установлена ​​РЛС с указанием цели Тип 271, заменившая командно-диспетчерскую вышку и дальномер. Корабль также получил HF/DF радиопеленгатор, установленный на опоре грот-мачте. Ее зенитное вооружение ближнего действия было дополнено четырьмя 20-мм (0,8 дюйма) орудиями Oerlikon, а пулеметы калибра.50 были заменены парой Oerlikon. Рядом с орудием «А» был установлен разрезной «Ежик противолодочный миномет и предусмотрено место для хранения 60 глубинных бомб; Пистолет Y и 12-фунтовая пушка пришлось снять, чтобы компенсировать их вес. К концу войны радар Type 277 заменил Type 271, а Type 286 был заменен на Type 291.

Строительство и карьера

Express, восьмой корабль с таким названием для службы в Королевском флоте, был заказан 1 ноября 1932 года от Swan Hunter Wigham Richardson в Wallsend в соответствии с Военно-морской программой 1931 года для использования в качестве эсминец, который можно было быстро переоборудовать для использования в качестве минного заградителя при необходимости. Он был заложен 24 марта 1932 года, а спущен на воду 29 мая 1934 года. Корабль был сдан в эксплуатацию 2 ноября 1934 года общей стоимостью . 247 279 фунтов стерлингов, не включая оборудование, предоставленное правительством, такое как вооружение.

Express и его сестринские корабли были переданы в 5-ю флотилию эсминцев (DF) Домашний флот. Она оставалась дома в течение следующих девяти месяцев, пока ее вооружение было отрегулировано на верфи Sheerness с 13 декабря по 5 января 1935 года. Корабль был прикреплен к Средиземноморскому флоту вместе с большей частью остальной флотилии. Начиная с сентября 1935 года, во время абиссинского кризиса, и вернулся домой в марте 1936 года. По прибытии «Экспресс» был переоборудован на Портсмутской верфи с 23 марта по 4 мая. Затем корабль был временно переведен в Гибралтар на следующие два месяца, так как накануне начала гражданской войны в Испании возникла напряженность. Затем она провела остаток года дома перед патрулированием испанских вод в январе – марте 1937 года, выполняя указы Комитета по невмешательству. После непродолжительного переоборудования «Экспресс» в течение двух месяцев проводил испытания по постановке на мины и снова был переоборудован в Портсмуте с 9 августа по 2 октября. Вскоре после этого на корабле произошел пожар в носовой котельной, что сильно повредило его электрические кабели; она ремонтировалась в Гибралтаре с 24 октября по 3 декабря. «Экспресс» провела большую часть 1938 года дома, за исключением одного периода в водах Испании, где она базировалась за пределами Гибралтара. Во время своего пребывания в Портсмуте судно работало в качестве минного заградителя с 15 августа по 4 октября, прежде чем начать там ремонт 21 ноября, который продолжался до 16 января 1939 года. После его завершения Express вернулся в Гибралтар на несколько месяцев. После возвращения в Великобританию судно сопровождало президента Франции, Альберта Франсуа Лебрена через Ла-Манш 21 марта по пути к его государственному визиту в Великобританию. Его планировали переоборудовать в мальчик и зенитный учебный корабль в июне, но нехватка членов экипажа положила конец этой идее. Экспресс присутствовал на Обзоре резервного флота 5 августа.

Вторая мировая война

Вскоре после начала войны в сентябре Экспресс присоединилась к своей сестре Эск в Иммингем на Северном море 8 сентября, действуя под непосредственным управлением главнокомандующего Флота метрополии, Адмирал Сэр Чарльз Форбс. Два эсминца совершили свой первый минный вылет в Гельголандской бухте в ночь с 9 на 10 сентября. и сделал это снова через неделю, не будучи обнаруженным. Затем они вернулись к обычным обязанностям в течение следующих нескольких месяцев, прежде чем в ноябре начали закладывать оборонительные минные поля у английского побережья. 12 декабря Адмиралтейство сформировало Экспресс во главе флотилии ; Другими назначенными кораблями были «Эск» и недавно переоборудованные эсминцы, HMS Intrepid и Ivanhoe. Четыре эсминца заложили 240 мин у устья Эмс в ночь с 17 на 18 декабря, а затем две сестры начали переоборудование в Портсмуте.

«Экспресс» и Эск начали закладывать новые. оборонительные минные поля в феврале 1940 года, часто с большими вспомогательными минными заградителями Princess Victoria и Teviot Bank. В ночь с 2 на 3 марта к сестрам присоединились новообращенные эсминцы HMS Icarus и HMS Impulsive в установке мин возле Рифа Хорнс в Гельголандская бухта, затопившая в марте немецкую подводную лодку U-44, а затем подводные лодки U-50, U-1 и U- 25. После возобновления оборонительных минных постановок в конце того же месяца, Express был поврежден в результате столкновения с рыболовным траулером Manx Admiral off Kinnaird Head 23 марта и находился в ремонте до 24 апреля.

В ночь с 9 на 10 мая «Экспресс», Эск и Интрепид заложили еще одно минное поле в Гельголандской бухте и на обратном пути были отвлечены, чтобы сопровождать принцессу Викторию, когда она миновала голландские воды Эгмонд следующей ночью. после немцев вторглись в Нидерланды 10 мая. С этого началась серия интенсивных боевых вылетов в голландских водах в течение оставшейся части месяца, в ходе которых 26 июля были потоплены три немецких тральщика . Однако постановка мин была прервана в конце месяца из-за необходимости эвакуации из Дюнкерка. 29 мая «Экспресс» отбуксировала вышедший из строя эсминец Jaguar из места крушения в гавани Дюнкерка и перевезла многих эвакуированных на борт, прежде чем она смогла отремонтировать свои двигатели позже в тот же день. На следующий день задний адмирал Фредерик Уэйк-Уокер, командуя кораблями, участвовавшими в эвакуации, ненадолго поднял свой флаг на ее борту. 31 мая она была слегка повреждена осколками бомбы, но продолжала переправлять солдат обратно в Англию. Корабль и эсминец Шикари были последними кораблями, которые покинули Дюнкерк с войсками 4 июня, когда эвакуация закончилась. В ходе операции она вывела 3419 военнослужащих.

«Экспресс» после того, как его нос подорвался на мине, 1 сентября 1940 г.

15 июня корабли 20-й флотилии возобновили операции по постановке мин, хотя большинство из них закончилось следующие несколько месяцев носили оборонительный характер. Вечером 31 августа 1940 года «Экспресс», «Эск», «Икар», «Интрепид» и «Айвенго» покинули Иммингем, чтобы заложить наступательное минное поле у ​​Тексель, прикрываясь тремя эсминцами 5-го дивизиона. В 23:07 стало ясно, что корабли 20-й флотилии вошли в немецкое минное поле, когда «Экспресс» подорвался на мине рядом с пушкой «Б», потеряв весь нос до мостика. В результате взрыва погибли 4 офицера и 54 рядовых; Позднее немцы спасли одного офицера и 7 членов экипажа. «Эск» и «Айвенго», ближайшие к «Экспрессу» корабли, закрылись для оказания помощи, в то время как два других эсминца резко повернули правым бортом и, согласно действующим приказам, свернули свой маршрут, чтобы покинуть минное поле. Через пять минут после взрыва первой мины лук Эск попал в мину, и она остановилась. Через пять минут Айвенго подорвалась на другой мине, сильно повредив ее лук. Примерно в 23:20 Эск подорвалась на другой мине на миде корабля, в результате чего взорвались ее магазины. К 01:40 «Экспресс» снова поднял пар и двинулся назад, чтобы минимизировать давление воды на ее укрепленные переборки.

Адмиралтейство отправило девять торпедных катеров (МТБ) пойти на помощь «Экспрессу» и «Айвенго», как только они были уведомлены об инциденте «Интрепид» и приказали эсминцам 5-го дивизиона не входить на минное поле. Капитан Луи Маунтбэттен из 5-го ДФ подчинился, пока не получил отчет о бомбардировщике Королевских ВВС Lockheed Hudson, который заметил этих двоих. поврежденные эсминцы около 07:00 примерно в 25 милях (40 км) к востоку от его позиции. МТБ первыми достигли кораблей около 08:00 и эвакуировали всю команду «Экспресса». Эсминцы Маунтбеттена заметили «Экспресс» около 08:40, и Кельвин взял ее на буксире кормой вперед двадцать минут спустя. Буксирный трос, однако, задел один из пропеллеров Кельвина, и его пришлось разрезать. Юпитер взял на себя буксир. Угроза воздушного нападения в 19:45 вынудила Юпитер ускользнуть от буксира и позволить одному из сопровождающих буксиров взять на себя задачу. «Экспресс» наконец прибыл в Халл в 17:30 2 сентября 1940 года. Корабль находился в ремонте на верфи Чатема до 4 октября 1941 года.

На Дальний Восток

Экспрессу было приказано сопровождать линкор Принц Уэльский на Дальний Восток вместе со своей сестрой Электрой, где корабли составят ядро ​​нового Восточного флота. предназначено для сдерживания японской агрессии. Трио покинуло Гринок 25 октября и прибыло в Коломбо, Цейлон 28 ноября. На следующий день к ним присоединились эсминцы Encounter и Jupiter, а также линейный крейсер Repulse. Затем силы взяли курс на Сингапур, куда они прибыли 2 декабря.

Force Z

После получения отчетов о нападении на Перл-Харбор и высадке. в Малайе японцы, Force Z вышли в море ближе к вечеру 8 декабря, пытаясь перехватить конвои вторжения. В его состав входили Prince of Wales и Repulse в сопровождении четырех эсминцев: Electra, Express, Tenedos и австралийский Vampire. Корабли были замечены во второй половине дня 9 декабря японской подводной лодкой I-65, а гидросамолеты с нескольких японских крейсеров заметили британские корабли во второй половине дня и держали их в тени до темноты. Адмирал Сэр Том Филлипс решил отменить операцию, поскольку японцы были предупреждены. Вечером Force Z повернул назад, после попытки обмануть японцев, что они направляются в Сингора. В 00:50 10 декабря адмирал Филипс получил сигнал о высадке противника в Куантане и, соответственно, изменил курс так, чтобы прибыть вскоре после рассвета.

Экипаж японца подводная лодка I-58 заметила Force Z в 02:20, доложила о своем местоположении и выпустила пять торпед, все из которых промахнулись. На основании этого отчета японцы перед рассветом запустили 11 разведывательных самолетов, чтобы определить местонахождение Force Z. Несколько часов спустя было запущено 86 бомбардировщиков 22-й воздушной флотилии, базирующейся в Сайгоне, с бомбами или торпедами. Как только британские корабли достигли Куантана около 07:50, «Экспресс» был отправлен исследовать местность, но ничего не нашел. Экипаж разведывательного бомбардировщика Mitsubishi G3M «Нелл» заметил англичан в 10:15 и передал по радио несколько сообщений; первые бомбардировщики прибыли менее чем через час. Они проигнорировали эсминцы и к 13:20 потопили Prince of Wales и Repulse. Электра и Вампир прибыли, чтобы спасти оставшихся в живых после Repulse, в то время как Express спас выживших принца Уэльского. В общей сложности три эсминца спасли более 2081 выжившего.

После этого «Экспресс» сопровождал минные заградители Teviot Bank и голландца Виллема ван дер Заана, когда они закладывали оборонительное минное поле вокруг Сингапура. 24 декабря она заложила 18 мин, чтобы заблокировать доступ японцев к гавани Пенанга. Корабль также сопровождал конвои в Сингапур и Голландскую Ост-Индию и обратно. «Экспресс» был переведен на судно, которое контролировало все конвои в районе ABDACOM, 20 января 1942 года. Несмотря на пожар в котельной 6 февраля, повредивший некоторые из его электрических кабелей и топливные баки, судно продолжало выполнять свои обязанности по сопровождению, пока не прибыло в Саймонстаун, Южная Африка, 25 апреля начнутся ремонтные работы, которые продлились до 26 июня.

Экспресс был назначен на 12-й ДФ Восточного Флот в Индийском океане после ее ремонта. 10 сентября она сопровождала авианосец Illustrious, когда ее самолет поддерживал посадку в Маджанге, которая должна была способствовать полной оккупации Мадагаскара, а затем вернулась домой в Февраль 1943 г. - преобразование в эсминец сопровождения.

Канадская служба

Преобразование было завершено 2 июня; на следующий день «Экспресс» был передан в аренду Королевскому флоту Канады и введен в эксплуатацию под названием «Гатино». 15 июня корабль был передан в Канаду, где он был назначен в группу сопровождения C3 и назначен в состав Срединно-океанических эскортных сил для сопровождения конвоев в Северной Атлантике. Во время защиты она помогла потопить немецкую подводную лодку U-744 6 марта 1944 года. Два месяца спустя Гатино был переведен на базу Дерри для подготовки к вторжению в Франция (операция «Оверлорд») путем патрулирования британских вод. В июле он отправился в Галифакс, чтобы начать длительный ремонт, который длился с 3 августа по 16 февраля 1945 года. В марте корабль провел, работая в Школе подготовки противолодочных кораблей at Tobermory перед началом противолодочного патрулирования в британских водах до конца войны в мае. Гатино вернулся в Канаду в июне и был переоборудован в Галифаксе 11–19 июля, прежде чем был переведен на Западное побережье. Корабль был переведен в резерв по адресу Эскимальт 10 января 1946 года и исключен из ВМС 1 апреля 1947 года. Затем Гатино был продан компании Capital Iron Steel Metals of Виктория, Британская Колумбия ; ее остов использовался для формирования волнолома в Ройстоне, Британская Колумбия (49 ° 39′14.26 ″ N 124 ° 56′53,74 ″ W / 49,6539611 ° N 124.9482611 ° W / 49,6539611; -124,9482611 Координаты : 49 ° 39'14,26 ″ с.ш., 124 ° 56'53,74 ″ з.д. / 49,6539611 ° N 124,9482611 ° W / 49,6539611; - 124.9482611 ) в 1948 году. Она оставалась видимой в течение многих лет, но к 2004 году от ее корпуса почти не осталось.

Ссылки
Источники
  • Colledge, JJ ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Ред. Ред.). Лондон: Chatham Publishing. ISBN 978-1-86176-281-8.
  • Исторический отдел Адмиралтейства (2000). Эвакуация из Дюнкерка: операция «Динамо» 26 мая - 4 июня 1940 г. Истории морского штаба. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5120-6.
  • Английский, Джон (1993). Амазонка в Айвенго: британские эсминцы 30-х годов. Кендал, Англия: Мировое судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9.
  • Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8.
  • Джилл, Г. Хермон (1957). «Глава 14: Юго-западная часть Тихого океана» (PDF). Австралия в войне 1939–1945 гг.: Вторая серия ВМС: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг.. Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. С. 484–512. OCLC 848228.
  • Гилл, Г. Хермон (1957). «Глава 15: ABDA и ANZAC» (PDF). Австралия в войне 1939–1945 гг.: Вторая серия ВМС: Том I: Королевский флот Австралии, 1939–1942 гг.. Канберра, Австралия: Австралийский военный мемориал. С. 513–72. OCLC 848228.
  • Хаарр, Гейр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель – июнь 1940 г. Аннаполис, доктор медицины: Naval Institute Press. ISBN 978-1-59114-051-1.
  • Хаарр, Гейр Х. (2013). Надвигающаяся буря: военно-морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 - апрель 1940. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-331-4.
  • Хаарр, Гейр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 г.. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9.
  • Джеймс, Рик (2004), Корабли-призраки Ройстона, Ванкувер: Подводное археологическое общество Британской Колумбии, ISBN 0-9695010-9-9
  • Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7.
  • Макферсон, Кен и Барри, Рон (2002). Корабли ВМС Канады 1910–2002 гг. Св. Екатерины, Онтарио: Ванвелл. ISBN 1-55125-072-1.
  • Миддлбрук, Мартин и Махони, Патрик (2004). Гибель принца Уэльского и отпор: конец эры линкоров. Барнсли: Лео Купер. ISBN 978-1-84415-075-5.
  • Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье пересмотренное издание). Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2.
  • Смит, Питер К. (2005). В минные поля: минирование британского эсминца 1918–1980 гг. Барнсли, Великобритания: Pen Sword Books. ISBN 1-84415-271-5.
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан и Идзава, Ясухо (1992). Кровавая бойня. I: Движение к войне к падению Сингапура. Лондон: Граб-стрит. ISBN 0-948817-50-X.
  • Стивен, Мартин (1988). Морские сражения крупным планом: Вторая мировая война. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-556-6.
  • Уитли, М. Дж. (1988). Разрушители Второй мировой войны: Международная энциклопедия. Аннаполис, Мэриленд: издательство военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1.
  • Винсер, Джон де Д. (1999). B.E.F. Доставка до, в и после Дюнкерка. Грейвсенд, Кент: Мировое судоходное общество. ISBN 0-905617-91-6.
Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-05-22 09:08:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте