Глубинная бомба

редактировать
Противолодочное оружие Глубинная бомба США времен Второй мировой войны Mark IX. Обтекаемый и оснащенный плавниками для придания вращения, позволяя ему падать по прямой траектории с меньшей вероятностью сноса с цели. Эта глубинная бомба содержала 200 фунтов (91 кг) Torpex.

A глубинная бомба - это противолодочное оружие (ASW). Он предназначен для уничтожения подводной лодки путем ее падения в воду и детонации, подвергая цель мощному разрушительному гидравлическому удару. Большинство глубинных бомб используют заряды фугасного вещества и взрыватель , установленный для детонации заряда, обычно на определенной глубине. Глубинные бомбы могут сбрасываться с помощью кораблей, патрульных самолетов и вертолетов.

Глубинные бомбы были разработаны во время Первой мировой войны и были одним из первых эффективных методов атаки. подводная лодка под водой. Они широко использовались в Первой и Второй мировой войнах. Они оставались частью противолодочных арсеналов многих военно-морских сил во время холодной войны. Глубинные бомбы в настоящее время в значительной степени заменены противолодочными самонаводящимися торпедами.

Mk 101 Lulu - американская глубинная бомба, действовавшая в 1958-1972 гг.

Глубинная бомба с ядерной боеголовкой также известна как «глубинная ядерная бомба ». Они были спроектированы для сбрасывания с патрульного самолета или развертывания противолодочной ракетой с надводного корабля или другой подводной лодки, находящейся на безопасном расстоянии. К концу 1990-х годов все ядерное противолодочное оружие было снято с вооружения США, Великобритании, Франции, России и Китая. Они были заменены обычным оружием, точность и дальность действия которого значительно улучшились по мере совершенствования противолодочной техники.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Механизмы доставки
  • 3 Эффективность
    • 3.1 Тихоокеанский театр
  • 4 Более поздние разработки
    • 4.1 Сигнализация
  • 5 Подводные взрывы
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

История

Глубинные бомбы на USS Cassin Young (DD-793)

Первая попытка запустить заряды по подводным целям была с авиационные бомбы, прикрепленные к шнуркам, которые их приводили в действие. Похожей идеей был заряд 16 фунтов (7,3 кг) пушечный хлопок в банке со шнуром. Два из них, сцепленные вместе, стали известны как «глубинная бомба типа А». Проблемы с запутыванием и отказом ремешков привели к разработке спускового механизма с химическими гранулами «Типа B». Они были эффективны на расстоянии около 20 футов (6,1 м).

В отчете торпедной школы Королевского военно-морского флота 1913 года описывается устройство, предназначенное для противоминания, «сбрасываемой мины». По просьбе адмирала Джона Джеллико стандартная мина Mark II была оснащена гидростатическим пистолетом (разработанным в 1914 году Томасом Фертом и сыновьями Шеффилда), рассчитанным на 45 футов (14 м).) стрельба, запускаемая с кормовой площадки. При весе 1150 фунтов (520 кг) и эффективности на высоте 100 футов (30 м) «крейсерская мина» представляла потенциальную опасность для падающего корабля. Проектные работы были выполнены Гербертом Тейлором в школе RN Torpedo and Mine, HMS Vernon. Первая эффективная глубинная бомба, Тип D, стала доступна в январе 1916 года. Она представляла собой бочкообразную оболочку, содержащую сильнодействующее взрывчатое вещество (обычно TNT, но аматол Также использовался, когда TNT стал дефицитным). Первоначально было два типоразмера: Тип D с зарядом 300 фунтов (140 кг) для быстрых кораблей и Тип D * с зарядом 120 фунтов (54 кг) для кораблей, слишком медленных, чтобы покинуть опасную зону до того, как взорвется более мощный заряд..

Гидростатический пистолет, приведенный в действие давлением воды на заранее выбранной глубине , взорвал заряд. Первоначальные настройки глубины составляли 40 или 80 футов (12 или 24 м). Поскольку производство не могло угнаться за спросом, противолодочные корабли изначально несли только две глубинные бомбы, которые должны были быть выпущены из желоба на корме корабля. Первым успехом было потопление U-68 у берега Керри, Ирландия, 22 марта 1916 года кораблем Q Фарнборо. Германии стало известно о глубинной бомбе после неудачных атак на U-67 15 апреля 1916 года и U-69 20 апреля 1916 года. Единственные другие подводные лодки, потопленные глубинными бомбами во время 1916 года: UC-19 и UB-29.

Количество глубинных бомб на корабле увеличилось до четырех в июне 1917 года, до шести в августе и 30-50 к 1918 году. заряды и стойки вызывали нестабильность корабля, если для компенсации не были сняты тяжелые орудия и торпедные аппараты. Усовершенствованные пистолеты позволили установить большую глубину с шагом 50 футов (15 м), от 50 до 200 футов (от 15 до 61 м). Даже более медленные корабли могли безопасно использовать Type D на глубине ниже 100 футов (30 м) и на скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час) или более, поэтому относительно неэффективный Type D * был отозван. Ежемесячное использование глубинных бомб увеличилось со 100 до 300 в месяц в 1917 году до в среднем 1745 в месяц в течение последних шести месяцев Первой мировой войны. К этому времени Тип D может быть взорван на глубине до 300 футов (91 м). К концу войны РН выпустила 74 441 глубинную бомбу и выпустила 16 451 человек, в результате чего было убито 38 человек и было убито еще 140 человек.

Глубинный заряд взорвался после того, как был выпущен HMS Ceylon

Соединенные Штаты запросили полные рабочие чертежи устройства в марте 1917 года. Получив их, командующий Военно-морским артиллерийским управлением США Фуллинвайдер и инженер ВМС США Минклер внесли некоторые изменения, а затем запатентовали его в США. Утверждалось, что это было сделано для не платить первоначальному изобретателю.

Глубинная бомба Королевского флота типа D была обозначена как «Марк VII» в 1939 году. Начальная скорость снижения составляла 7 футов / с (2,1 м / с) с конечной скоростью 9,9 футов / с (3,0 м / с) на глубине 250 футов (76 м) при скатывании с кормы или при контакте с водой от метателя глубинных бомб. В конце 1940 года к Mark VII были прикреплены чугунные гири весом 150 фунтов (68 кг), чтобы увеличить скорость снижения до 16,8 футов / с (5,1 м / с). Новые гидростатические пистолеты увеличили максимальную глубину детонации до 900 футов (270 м). Аматоловый заряд Mark VII в 290 фунтов (130 кг) был оценен как способный расколоть прочный корпус подводной лодки ⁄ 8 дюймов (22 мм) на расстоянии 20 футов (6,1 м) и заставить подлодку всплыть вдвое больше. Замена взрывчатого вещества на Torpex (или Minol) в конце 1942 года, по оценкам, увеличит эти расстояния до 26 и 52 футов (7,9 и 15,8 м).

Глубина британского Mark X Заряд весил 3000 фунтов (1400 кг) и запускался из 21-дюймовых (53 см) торпедных аппаратов старых эсминцев для достижения скорости снижения 21 фут / с (6,4 м / с). Кораблю-носителю нужно было очистить район со скоростью 11 узлов, чтобы избежать повреждений, и заряд использовался редко. На самом деле было выпущено только 32, и они, как известно, доставляли неудобства.

Глубинная бомба США Mark 9 в форме капли поступила на вооружение весной 1943 года. Заряд составлял 200 фунтов (91 кг) Torpex с скорость опускания 14,4 фута / с (4,4 м / с) и настройки глубины до 600 футов (180 м). Более поздние версии увеличили глубину до 1000 футов (300 м) и скорость снижения до 22,7 футов / с (6,9 м / с) с увеличенным весом и улучшенной обтекаемостью.

Хотя взрывы по стандарту США 600 фунтов (270 фунтов) кг) Глубинные бомбы Mark 4 и Mark 7, использовавшиеся во время Второй мировой войны, нервировали цель, неповрежденный прочный корпус подводной лодки не разорвался бы, если бы заряд не взорвался ближе, чем примерно на 15 футов (4,6 м). Размещение оружия в пределах этого диапазона было полностью случайным и маловероятным, поскольку цель во время атаки маневрировала уклончиво. Большинство подводных лодок, потопленных глубинными бомбами, были уничтожены повреждениями, накопленными в результате длительного заградительного огня, а не одним зарядом. Многие пережили сотни глубинных бомб в течение многих часов; U-427 уцелела 678 глубинных бомб, выпущенных по ней в апреле 1945 года.

Доставочные механизмы

Зарядка глубинной бомбы барабанного типа Mark VII на K-пушку Корвет типа «Цветок» HMS Dianthus

Первым механизмом доставки было просто скатывание «ящиков с пеплом» со стоек на корме движущегося атакующего судна. Первоначально глубинные бомбы просто помещались наверху аппарели и позволяли им катиться. К концу Первой мировой войны были разработаны улучшенные стеллажи, в которых можно было удерживать несколько глубинных бомб и сбрасывать их дистанционно с помощью спускового крючка. Эти стеллажи использовались во время Второй мировой войны, потому что их было легко перезаряжать.

Некоторые траулеры Королевского флота , использовавшиеся для противолодочных работ в 1917 и 1918 годах, имели на баке метатель для одиночной глубинной бомбы, но, похоже, там нет быть любыми записями его использования в действии. Специализированные метатели глубинных бомб были разработаны для создания более широкой схемы рассеивания при использовании вместе со стоечными зарядами. Первый из них был разработан на основе минометов британской армии траншейных минометов, было выпущено 1277 штук, 174 были установлены во вспомогательных войсках в 1917 и 1918 годах. Бомбы, которые они запускали, были слишком легкими, чтобы быть действительно эффективными; известно, что только одна подводная лодка была потоплена ими.

Торникрофт создал улучшенную версию, способную бросать заряд на 40 ярдов (37 м). Первый был установлен в июле 1917 года и вступил в строй в августе. Всего было оборудовано 351 миноносец и 100 других судов. Проекторы, получившие название "Y-пушки" (в отношении их основной формы), разработанные Бюро артиллерийского вооружения ВМС США для метателя Торникрофта, стали доступны в 1918 году. Устанавливались на центральной линии корабля с помощью дужек. по оси Y, две глубинные бомбы были установлены на челноках, вставленных в каждое плечо. В вертикальной колонне Y-пушки взорвался разрывной метательный заряд, чтобы запустить глубинную бомбу на 45 ярдов (41 м) над каждой стороной корабля. Основным недостатком Y-пушки было то, что ее нужно было устанавливать по средней линии палубы корабля, которая в противном случае могла бы быть занята надстройкой, мачтами или орудиями. Первые были построены New London Ship and Engine Company, начиная с 24 ноября 1917 года.

K-gun, стандартизованная в 1942 году, заменила Y-gun в качестве основного проектора глубинных бомб. К-пушки стреляли по одной глубинной бомбе за раз и могли быть установлены на периферии палубы корабля, тем самым освобождая ценное центральное пространство. На корабль обычно устанавливали от четырех до восьми К-пушек. К-пушки часто использовались вместе с кормовыми стойками для создания моделей из шести-десяти зарядов. Во всех случаях атакующему кораблю нужно было двигаться со скоростью выше определенной, иначе он был бы поврежден силой его собственного оружия.

Глубинные бомбы висят под крыльями летающей лодки RAF Short Sunderland, выставленной в Музее RAF, Hendon

Глубинные бомбы также могут сбрасываться с атакующего самолета на подводные лодки. В начале Второй мировой войны британским воздушным противолодочным оружием была противолодочная бомба весом 100 фунтов (45 кг). Это оружие было слишком легким и в конечном итоге вышло из строя. Чтобы исправить неисправность этого оружия, глубинная бомба Mark VII Королевского флота 450 фунтов (200 кг) была модифицирована для использования в воздухе путем добавления обтекаемого носового обтекателя и стабилизирующих стабилизаторов на хвосте.

Первыми, кто применил глубинные бомбы с самолетов в реальных боевых действиях, были финны. Испытывая те же проблемы, что и ВВС Великобритании, из-за недостаточного количества зарядов противолодочных бомб, капитан Биргер Эк из эскадрильи финских ВВС LeLv 6 связался с одним из своих морских друзей. и предложил испытать с воздуха стандартные глубинные бомбы ВМС Финляндии. Испытания оказались успешными, и бомбардировщики Туполев SB LeLv 6 в начале 1942 года были модифицированы для размещения глубинных бомб. Новости об успехе противолодочных операций достигли Прибрежное командование Королевских ВВС, которое незамедлительно приступило к модификации глубинных бомб для использования в воздухе.

Позже глубинные бомбы будут разработаны специально для использования в воздухе. Такое оружие все еще используется сегодня и имеет ограниченное применение, особенно на мелководье, где самонаводящаяся торпеда может не подходить. Глубинные бомбы особенно полезны для «смывания добычи» в случае, если дизельная подводная лодка лежит на дне или иным образом прячется, когда все механизмы отключены.

Эффективность

Чтобы глубинные бомбы были эффективными, их нужно было установить на правильную глубину. Чтобы гарантировать это, на предполагаемую позицию подводной лодки нужно положить ряд зарядов, установленных на разной глубине.

Для эффективного использования глубинных бомб требовалось объединение ресурсов и навыков многих людей во время атаки. Эхолот, штурвал, экипажи глубинных бомб и движение других кораблей нужно было тщательно координировать. Тактика применения глубинных бомб зависела от скорости самолета, который использовал его скорость для быстрого появления из-за горизонта и удивлял подводную лодку на поверхности (где она проводила большую часть времени) днем ​​или ночью (с использованием радара для обнаружения цели и Leigh light для освещения непосредственно перед атакой), а затем быстро атакует, как только она будет обнаружена, поскольку подводная лодка обычно крушится, чтобы избежать атаки.

По мере того, как Битва за Атлантику продолжалась, британские силы и Содружество стали особенно искусными в тактике глубинных бомб и сформировали одни из первых групп охотников-убийц на эсминцах. активно искать и уничтожать немецкие подводные лодки.

Надводные корабли обычно использовали ASDIC (сонар ) для обнаружения подводных лодок. Однако, чтобы доставить глубинные бомбы, корабль должен был пройти через контакт, чтобы сбросить их через корму; Контакт гидролокатора будет потерян непосредственно перед атакой, и в решающий момент охотник ослепнет. Это давало умелому командиру подводной лодки возможность уклоняться. В 1942 г. был представлен и доказал свою эффективность метательный миномет «ёжик», который стрелял разрозненным залпом бомб с контактными взрывателями на дистанции «без оглядки», еще находясь в гидролокационном контакте.

Тихоокеанский театр

В Тихоокеанском театре периода Второй мировой войны атаки японских глубинных бомб поначалу оказались довольно неудачными против американских и британских подводных лодок. Если подводная лодка не окажется на мелководье, она просто нырнет под удар японских глубинных бомб. Японцы не подозревали, что подводные лодки могут нырять так глубоко. У старых американских подводных лодок S-класса (1918–1925) была испытательная глубина 200 футов (61 м); более современная флотская лодка подводные лодки класса Salmon (1937 г.) имели испытательную глубину 250 футов (76 м); подводные лодки типа Gato (1940 г.) имели длину 300 футов (91 м), а подводные лодки класса (1943 г.) - 400 футов (120 м).

В июне 1943 года недостатки японской тактики глубинной бомбардировки были выявлены на пресс-конференции, проведенной США. Конгрессмен Эндрю Дж. Мэй, член комитета Палаты представителей по военным делам, который посетил Тихоокеанский театр военных действий и получил множество разведывательных и оперативных инструкций. Мэй упомянул очень деликатный факт, что американские подводные лодки имели высокую выживаемость в бою с японскими эсминцами, потому что японские глубинные бомбы были взорваны для взрыва на слишком небольшой глубине.

Различные ассоциации прессы сообщали о глубинной проблеме по своим проводам, и многие газеты (в том числе одна в Гонолулу, Гавайи ) опубликовали ее. Вскоре японские силы устанавливали свои глубинные бомбы для взрыва на более эффективной средней глубине 75 метров (250 футов) в ущерб американским подводникам. Вице-адмирал Чарльз А. Локвуд, командующий подводным флотом США в Тихом океане, позже подсчитал, что майское разоблачение стоило ВМС США десяти подводных лодок и 800 моряков , погибших в бою. Утечка стала известна как Майский инцидент.

Дальнейшие разработки

По причинам, изложенным выше, глубинная бомба была заменена на противолодочное оружие. Изначально это было оружие для метания вперед, такое как разработанный британцами Hedgehog, а затем Squid. Это оружие бросало ряд боеголовок перед атакующим судном, чтобы зафиксировать подводный контакт. У «Ежика» был контактный взрыватель, а «кальмар» выпустил серию из трех больших (200 кг) глубинных бомб с часовыми детонаторами. Более поздние разработки включали акустическую самонаводящуюся торпеду Mark 24 "Fido" (а позже и подобное оружие) и SUBROC, вооруженную глубинной ядерной бомбой. СССР, Соединенные Штаты и Великобритания разработали противолодочное оружие с использованием ядерных боеголовок, иногда называемое «ядерными глубинными бомбами ». По состоянию на 2018 год Королевский флот сохраняет глубинную бомбу с маркировкой Mk11 Mod 3, которую можно развернуть с вертолетов Wildcat и Merlin Mk2.

Сигнализация

Во время Холодная война, когда необходимо было сообщить подводным лодкам другой стороны, что они были обнаружены, но без фактического начала атаки, использовались маломощные «сигнальные глубинные бомбы» (также называемые «учебными глубинными бомбами»). иногда используются, достаточно мощные, чтобы их можно было обнаружить, когда никакие другие средства связи были невозможны, но не разрушительные.

Подводные взрывы

USS Agerholm (DD-826) запустили ASROC противолодочная ракета, вооруженная глубинной ядерной бомбой, во время испытания Swordfish 1962 года

Фугас в глубинной бомбе подвергается быстрой химической реакции с приблизительной скоростью 8000 метров в секунду ( 26000 фут / с). Газообразные продукты этой реакции на мгновение занимают объем, ранее занимаемый твердым взрывчатым веществом, но при очень высоком давлении. Это давление является источником повреждения и пропорционально плотности взрывчатого вещества и квадрату скорости детонации. Пузырь газа с глубинным зарядом расширяется, достигая давления окружающей воды.

Это расширение газа распространяет ударную волну. Разница в плотности расширяющегося пузырька газа от окружающей воды заставляет пузырь подниматься к поверхности. Если взрыв не будет достаточно мелким, чтобы выпустить газовый пузырек в атмосферу во время его первоначального расширения, импульс воды, удаляющийся от газового пузыря, создаст газовую пустоту с более низким давлением, чем окружающая вода. Затем давление окружающей воды сжимает газовый пузырь с движением внутрь, создавая избыточное давление внутри газового пузыря. Повторное расширение газового пузыря затем приводит к распространению другой потенциально опасной ударной волны. Циклическое расширение и сжатие может продолжаться в течение нескольких секунд, пока газовый пузырь не выйдет в атмосферу.

Следовательно, взрывы, при которых глубинный заряд детонирует на небольшой глубине, а газовый пузырь выходит в атмосферу очень скоро после детонации довольно неэффективны, хотя они более драматичны и поэтому предпочитаются в фильмах. Признаком эффективной глубины детонации является то, что поверхность лишь немного приподнимается и только через некоторое время впадает в водный прорыв.

Очень большие глубинные бомбы, включая ядерное оружие, могут быть взорваны на достаточной глубине, чтобы создать несколько разрушительных ударных волн. Такие глубинные бомбы могут также вызывать повреждения на больших расстояниях, если отраженные ударные волны от дна или поверхности океана сходятся, чтобы усилить радиальные ударные волны. Подводные лодки или надводные корабли могут быть повреждены при работе в зонах схождения взрывов собственных глубинных бомб.

Ущерб, который подводный взрыв наносит подводной лодке, исходит от первичной и вторичной ударной волны. Первичная ударная волна - это первоначальная ударная волна глубинной бомбы, которая может вызвать повреждение персонала и оборудования внутри подводной лодки, если взорваться достаточно близко. Вторичная ударная волна является результатом циклического расширения и сжатия газового пузыря и будет изгибать подводную лодку вперед и назад и вызывать катастрофическое повреждение корпуса, что можно сравнить с быстрым изгибом пластиковой линейки взад и вперед, пока она не сломается.. При испытаниях зафиксировано до шестнадцати циклов вторичной ударной волны. Эффект вторичной ударной волны может быть усилен, если другой глубинный заряд взорвется на другой стороне корпуса в непосредственной близости от первого взрыва, поэтому глубинные бомбы обычно запускаются парами с разной заранее заданной глубиной детонации.

Радиус поражения глубинной бомбы зависит от глубины детонации, близости детонации к подводной лодке, полезной нагрузки глубинной бомбы, а также размера и прочности корпуса подводной лодки. Глубинная бомба массой около 100 кг в тротиловом эквиваленте (400 МДж ) обычно имеет радиус поражения (пробитие корпуса) всего 3–4 метра (10–13 футов) против обычной 1000-тонной подводной лодки, в то время как радиус выведения из строя (если подводная лодка не потоплена, а выведена из строя) составит примерно 8–10 метров (26–33 фута). Чем больше полезный груз, тем меньше радиус увеличивается, потому что эффект подводного взрыва уменьшается как куб расстояния до цели.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Блэр младший, Клей (2001), Тихая победа: подводная война США против Японии, Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института
  • Кэмпбелл, Джон (1985), военно-морской Оружие Второй мировой войны, Нью-Йорк: Naval Institute Press, ISBN 0-87021-459-4
  • Джонс, Чарльз Р. (январь 1978 г.), «Учебник по воздействию оружия», Труды Военно-морского института США
  • Karhunen, Joppe (1980), Merilentäjät sodan taivaalla: meri-ilmailusta, suomalaisten merilentäjien vaiheista vv. Летчики Второй морской войны в небе: морская авиация, финские морские летчики, этапы вв. 1918–39, талви-я яткосодан тайстелуленноиста. 1918-39, Зимняя война и продолжение войны, боевые полеты] (на финском), Хельсинки, Финляндия: Отава, ISBN 951-1-05830-4
  • Кершоу, Алекс (2008), Побег из глубин, Da Capo Press, ISBN 978-0-306-81519-5
  • Макки, Фрейзер М. (Январь 1993 г.), «Взрывоопасная история: взлет и падение глубинного заряда», The Northern Mariner, Оттава, Онтарио, Канада: Канадское общество морских исследований совместно с Североамериканское общество океанической истории, III (1): 45–58, ISSN 1183-112X
  • Tarrant, VE (1989), The U-Boat Offensive 1914-1945, Нью-Йорк: Sterling Publishing Company, ISBN 1-85409-520-X

Внешние ссылки

Wikimedia Commons имеет средства массовой информации, связанные с глубинными обвинениями.
  • в деле Hermans, 48 F.2d 386, 388 (Таможенный и патентный апелляционный суд 15 апреля 1931 г.) («Между тем однако на морской торпедной станции в Ньюпорте был разработан тип гидростатического действовала глубинная бомба, которая оказалась не ниже даже последней британской разработки. Этим ударным механизмом в основном работал инженер Бюро по мин и взрывчатым веществам г-н К. Т. Минклер.... Американские и британские глубинные бомбы отличаются несколькими основными особенностями. Наши стреляют за счет гидростатического давления, в то время как британцы также используют принцип фильтрации ").
  • http://www.maritime.org/doc/depthcharge6/part2.htm иллюстрация и работа пистолета
Последняя правка сделана 2021-05-17 14:05:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте