Морской патрульный самолет ( MPA), также известный как патрульные самолеты, морской самолет - разведчик, или старшего американский термин патрульного бомбардировщика, является неподвижным крылом самолета рассчитан на работу в течение длительного времени из- за воды в морских патрульных ролей - в частности, анти -подводная война (ASW), противокорабельная война (AShW) и поисково-спасательные операции (SAR).
Среди других ресурсов морского наблюдения, таких как спутники, корабли, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и вертолеты, MPA является важным активом. Для выполнения операций противолодочной обороны MPA обычно несут гидролокаторы с воздушным развертыванием, а также торпеды и, как правило, способны выполнять продолжительный полет на малых высотах.
Первые самолеты, которые теперь будут идентифицированы как морские патрульные самолеты, использовались Королевскими военно-морскими авиалиниями и французскими авиалиниями Aéronautique Maritime во время Первой мировой войны, в первую очередь для противолодочного патрулирования. Франция, Италия и Австро-Венгрия использовали большое количество небольших патрульных самолетов для Средиземноморья, Адриатики и других прибрежных районов, в то время как немцы и британцы вели боевые действия над Северным морем. Поначалу дирижабли и дирижабли были единственными самолетами, способными оставаться в воздухе в течение более продолжительных десятичасовых патрулей, неся при этом полезную нагрузку, в то время как патрули меньшей дальности были оснащены наземными самолетами, такими как Sopwith 1½ Strutter. Было построено несколько специализированных патрульных аэростатов, в частности британцами, в том числе дирижабль класса SS, из которых было построено 158, включая подтипы.
По мере продолжения конфликта для этой роли было разработано множество самолетов, в том числе небольшие летающие лодки, такие как FBA Type C, а также большие гидросамолеты, такие как Short 184, или летающие лодки, такие как Felixstowe F.3. Разработки Felixstowe служили в Королевских ВВС до середины 20-х годов, а в ВМС США - в качестве Curtiss F5L и Naval Aircraft Factory PN, разработки которых находились на вооружении до 1938 года. Во время войны Дорнье проделал значительную новаторскую работу во всех алюминиевых конструкциях самолетов. во время работы на Luftschiffbau Zeppelin и построил четыре больших патрульных летающих лодки, последняя из которых, Zeppelin-Lindau Rs.IV, повлияла на развитие в других местах, что привело к замене деревянных корпусов металлическими, например, на Short Singapore. Успех патрульных самолетов дальнего действия привел к разработке истребителей, специально предназначенных для их перехвата, таких как Hansa-Brandenburg W.29.
Многие патрульные самолеты времен Второй мировой войны были переоборудованы из бомбардировщиков или авиалайнеров, таких как Lockheed Hudson, который начинался как Lockheed Model 14 Super Electra, а также из более старых конструкций бипланов, таких как Supermarine Stranraer, которые начали заменять. на монопланах незадолго до начала войны. Британцы, в частности, использовали устаревшие бомбардировщики в дополнение к специально созданным самолетам для морского патрулирования, таким как Vickers Wellington и Armstrong-Whitworth Whitley, в то время как США отводили Douglas B-18 Bolo на ту же роль до тех пор, пока не стали доступны лучшие самолеты. Дирижабли широко использовались ВМС США, особенно в более теплых и спокойных широтах Карибского моря, Багамских островов, Бермудских островов, Мексиканского залива, Пуэрто-Рико, Тринидада, а затем и Азорских островов.
В конфликте также использовалось несколько самолетов специального назначения, в том числе двухмоторные летающие лодки Consolidated PBY Catalina американского производства и большие четырехмоторные британские летающие лодки союзников Short Sunderland. В Тихоокеанском регионе Catalina постепенно вытеснялась летающей лодкой более дальнего действия Martin PBM Mariner. Для держав оси это были японские дальнемагистральные летающие лодки Kawanishi H6K и Kawanishi H8K, а также немецкая летающая лодка с дизельным двигателем Blohm amp; Voss BV 138, а также переоборудованный наземный авиалайнер Focke-Wulf Fw 200 Condor.
Для того, чтобы, наконец, закрыть зазор Срединно-Атлантического, или «Black Gap», пространство, в котором оси субмарины могли Хищные союзники судоходства исторически вне досягаемости МОР, британский Royal Air Force, то Королевская канадская ВВС и армейская авиация США силы представили американский Consolidated B-24 Liberator бомбардировщик, который имел очень длинный диапазон для той эпохи. B-24 также использовался в качестве основы для PB4Y-2 Privateer, специализированного варианта MPA, принятого в большом количестве ВМС США, который позднее был принят на вооружение на Тихоокеанском театре военных действий.
Во время конфликта было внесено несколько усовершенствований в радиолокационные станции класса " воздух-поверхность" и гидроакустические буи, которые повысили способность самолетов обнаруживать и уничтожать подводные лодки, особенно в ночное время и в плохую погоду. Еще одной областью прогресса стало принятие все более эффективных схем маскировки, что привело к широкому распространению схем белой окраски в Атлантике, чтобы уменьшить предупреждение, доступное для надводных подводных лодок, в то время как самолеты ВМС США перешли с верхних светло-сине-серых и от белого до темно-синего по всей поверхности из-за возрастающей угрозы японских войск в ночное время.
В течение десятилетий после Второй мировой войны миссии MPA частично выполнялись самолетами, полученными из гражданских авиалайнеров. У них были лучшая дальность полета и летно-технические характеристики, чем у большинства бомбардировщиков военного времени. Последние реактивные бомбардировщики 1950-х годов не обладали достаточной выносливостью, необходимой для длительного надводного патрулирования, и не обладали низкой скоростью барражирования, необходимой для противолодочных операций. Главной угрозой господству НАТО на море на протяжении 1960-х, 1970-х и 1980-х годов были подводные лодки ВМФ СССР и Варшавского договора. Им противодействовали флоты НАТО, патрульные самолеты НАТО, упомянутые выше, и современные системы подводного прослушивания. Они охватывают так называемый «GIUK Gap» в Северной Атлантике, который простирается от Гренландии до Исландии, Фарерских островов и Шотландии в Соединенном Королевстве. В этих районах также расположены авиабазы для патрульных самолетов НАТО: ВМС США и канадские самолеты базируются в Гренландии, Исландии и Ньюфаундленде; Британские самолеты базируются в Шотландии и Северной Ирландии ; а также норвежские, голландские и немецкие самолеты, базирующиеся в своих странах.
Интерьер французского военно-морского флота Breguet AtlanticВ конце 1940-х годов ВВС Великобритании представили Avro Shackleton - специализированный вариант MPA, производного от бомбардировщика Avro Lancaster - в ожидании быстрого расширения подводных сил ВМФ СССР. Была представлена улучшенная модель Shackleton MR 3 с различными конструктивными улучшениями, а также самонаводящиеся торпеды и ядерные глубинные бомбы Mk 101 Lulu. В конце 60-х годов прошлого века на смену авиалайнерам с реактивным двигателем пришел Hawker Siddeley Nimrod, производный от авиалайнера De Havilland Comet. В течение 2000-х улучшенная модель BAE Systems Nimrod MRA4 находилась в разработке, но была отменена и в конечном итоге заменена Boeing P-8 Poseidon.
ВМС США управляли несколькими МОР, включая наземный Lockheed P2V Neptune (P2V) и авианосный Grumman S-2 Tracker. В течение 1970-х годов P2V был полностью заменен на Lockheed P-3 Orion, который оставался на вооружении до начала двадцать первого века.
P-3, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями, заимствован из авиалайнера Lockheed Electra 1950-х годов. В дополнение к их противолодочным и поисково-спасательным возможностям, большинство P-3C были модифицированы для установки на них ракет Harpoon и Maverick для атаки надводных кораблей. Американские P-3 ранее были вооружены глубинными ядерными бомбами Lulu для противолодочной обороны, но они были сняты с арсенала и списаны несколько десятилетий назад. Произведенный в США, Японии и Канаде, P-3 эксплуатируется военно-воздушными силами и флотом США, Японии, Канады, Австралии, Бразилии, Германии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Испании и Тайваня. Канадская версия называется CP-140 Aurora.
В 1960-х годах в ответ на запрос предложений Организации Североатлантического договора (НАТО) на строительство нового MPA модель Breguet 1150 Atlantic была разработана многонациональным консорциумом под французским руководством Société d'Étude et de Construction de Breguet. Атлантический (SECBAT). Операторы типа включают ВМС Франции, на немецком военно - морской флот, в ВВС Италии, в ВМС Пакистана, и Королевский флот Нидерландов. В течение 1980 - х лет, обновленная версия, то Atlantic Nouvelle Génération или Атлантическая 2, с новым оборудованием и авионикой была введена, который включал в себя новый радар, сонар процессора, перспективная инфракрасную турель камеры, а также способность переносить Exocet анти-доставку ракета. К 2005 году французский производитель Dassault Aviation решил прекратить маркетинговые усилия в отношении Атлантики, продвигая вместо этого вариант MPA корпоративного самолета Dassault Falcon 900.
В течение этого периода Япония разработала несколько специально спроектированных МОР. Шин MEIWA PS-1 летающая лодка была разработана для удовлетворения японского требования к новому ASW платформы. Модернизированная производная от PS-1, амфибия ShinMaywa US-2, была представлена в начале двадцать первого века на смену PS-1. Наземного базирования Кавасаки Р-1 был введен в течение 2010 - х годов в морских сил самообороны Японии (JMSDF) в качестве замены для старения P-3C Orion.
И Royal Australian Air Force и Королевский австралийский флот встретили их ранние послевоенные потребности MPA через растянуто-фюзеляж модификацию Avro Lincoln бомбардировщика. Однако вскоре этот тип был дополнен и в конечном итоге заменен новыми самолетами, такими как P2V, а затем P-3C, который позже стал единственным противолодочным самолетом, эксплуатируемым этой службой.
Советский Союз разработал Ил-38 от гражданского авиалайнера. Точно так же Королевские ВВС Канады заимствовали Canadair CP-107 Argus с британского авиалайнера Bristol Britannia. На смену Argus пришла модель CP-140 Aurora, созданная на базе Lockheed Electra.
После окончания холодной войны угроза крупномасштабного нападения подводных лодок стала отдаленной, и многие военно-воздушные силы и флот сокращали свой парк патрульных самолетов. Те, которые все еще находятся в эксплуатации, все еще используются для поисково-спасательных операций, борьбы с контрабандой, пиратства, борьбы с браконьерством в отношении морской флоры и фауны, обеспечения соблюдения исключительных экономических зон и соблюдения морских законов.
Самые ранние патрульные самолеты несли бомбы и пулеметы. Между войнами англичане экспериментировали с оснащением своих патрульных самолетов 37-мм пушкой COW. Во время Второй мировой войны глубинные бомбы, которые можно было настроить на детонацию на определенной глубине, а затем и в непосредственной близости от крупных металлических предметов, заменили «противолодочные» бомбы, которые взорвались при контакте. Патрульные самолеты также несли оборонительное вооружение, которое было необходимо при патрулировании районов, близких к территории противника, таких как операции союзников в Бискайском заливе, нацеленные на подводные лодки, стартующие со своей базы.
В результате успехов союзников в использовании патрульных самолетов против подводных лодок, немцы ввели U- flak (подводные лодки, оснащенные большим количеством зенитного вооружения) для сопровождения подводных лодок с базы и призвали командиров оставаться на поверхности и вести ответный огонь по атакующим кораблям. вместо того, чтобы пытаться убежать, ныряя. Однако U-flak длился недолго, так как пилоты противника адаптировали свою тактику. Оснащение подводных лодок радиолокационными устройствами и трубкой затрудняло их поиск.
Чтобы противостоять немецким патрульным самолетам дальнего действия, нацеливавшимся на торговые конвои, Королевский флот представил « корабль САМ », который был торговым судном, оснащенным одиночным истребителем, который можно было запускать один раз для поражения вражеских самолетов. Позже для прикрытия океанских глубин стали доступны небольшие эскортные авианосцы времен Второй мировой войны, а в середине 1943 года из Португалии стали доступны наземные авиабазы на Азорских островах.
Морские патрульные самолеты обычно оснащены широким спектром датчиков:
Современный военный морской патрульный самолет обычно имеет на борту около дюжины членов экипажа, включая экипажи вспомогательных летных аппаратов, для эффективной работы оборудования в течение 12 часов или более одновременно.