Зеленый человек

редактировать
Скульптура или другое изображение лица, окруженное природой или сделанное из нее Лиственная голова в форме acanthus лист: выступ, поддерживающий Бамбергский всадник, Бамбергский собор, Германия, начало 13 века

Зеленый человек, а иногда и Зеленая женщина - легендарное существо, которое в первую очередь интерпретируется как символ возрождения, представляющий цикл нового роста, который происходит каждую весну. Зеленый человек чаще всего изображается в скульптуре или другом изображении лица, состоящего из листьев.

или полностью окруженного ими,.

Мотив Зеленого человека имеет множество вариаций. Ветви или лозы могут прорастать изо рта, ноздрей или других частей лица, и эти побеги могут приносить цветы или плоды. Встречаемый во многих культурах разных эпох по всему миру, Зеленый Человек часто связан с естественными растительными божествами. Зеленые люди, часто используемые в качестве декоративных архитектурных украшений, часто встречаются в резьбе как на светских, так и церковных зданиях. «Зеленый человек» также является популярным названием для английских публичных домов, и различные интерпретации этого имени появляются на вывесках гостиниц, которые иногда показывают полную фигуру, а не только лицо.

Некоторые предполагают, что мифология Зеленого Человека развивалась независимо в традициях отдельных древних культур и превратилась в множество примеров, найденных на протяжении всей истории.

Содержание

  • 1 Типы
  • 2 История
    • 2.1 В церквях
  • 3 Зеленолицые божества
  • 4 Родственные персонажи
  • 5 Популярная культура
    • 5.1 Литература
    • 5.2 Скульптура
    • 5.3 Музыка
    • 5.4 Театр и фестивали
    • 5.5 Кино и телевидение
    • 5.6 Современное язычество
  • 6 Галерея
  • 7 См. Также
  • 8 Цитаты
    • 8.1 Цитированные источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Типы

Мозаика Зеленого Человека позднего Рима VI века, представленная в Музее мозаики Большого дворца в Стамбуле

Обычно упоминается в работах по архитектуре В виде лиственных голов или лиственных масок резные фигурки Зеленого Человека могут принимать различные формы, натуралистические или декоративные. Проще всего изобразить лицо человека, выглядывающее из густой листвы. У некоторых могут быть листья вместо волос, возможно, с густой бородой. Часто из его открытого рта растут листья или лиственные побеги, а иногда даже из носа и глаз. В самых абстрактных примерах резьба на первый взгляд кажется просто стилизованной листвой, а лицевой элемент становится очевидным только при ближайшем рассмотрении. Лицо почти всегда мужское; зеленые женщины встречаются редко.

Джулия, леди Рэглан применила термин «Зеленый человек» к этому типу архитектурной особенности в своей статье 1939 года «Зеленый человек в церковной архитектуре» в The Folklore Journal. Считается, что ее интерес вызвал резные фигурки на Св. Церковь Джерома в Ллангвм, Монмутшир.

Зеленый Человек появляется во многих формах, три наиболее распространенных типа классифицируются как:

  • Лиственная голова: полностью покрыта зелеными листьями
  • Извергающая голова: извергает растительность изо рта
  • Голова кровососа: прорастает растительность из всех лицевых отверстий (например, слезных протоков, ноздрей, рта и ушей)

История

Скульптура Зеленого человека в руинах Хатры, современный Ирак, 2 век

В своей «Маленькой книге о зеленом человеке», а также на своем веб-сайте Майк Хардинг приводит примеры зеленого фигурки людей из Ливана и Ирака датируются II веком. Подобные цифры существуют в Борнео, Непале и Индии.

Ранний пример того, как зеленый человек извергает растительность изо рта, был из Сен-Абре, в Сент-Илер. -le-grand, c. 400 г. н.э.

Традиция изображения Зеленого Человека на христианских церквях существует по всей Европе, включая такие примеры, как Семь Зеленых Людей Никосии, вырезанных на фасаде тринадцатого века Церковь Святого Николая на Кипре. Хардинг ссылается на лиственные головы из 8-го века джайнского храма в Раджастхане.

. ​​В 11-м веке тамплиеров церкви Иерусалима. Хардинг предварительно предполагает, что символ, возможно, возник в Малой Азии и был доставлен в Европу путешествующими резчиками по камню.

Начиная с Ренессанса и далее, сложные вариации на тему Зеленого Человека, часто с головами животных, а не с человеческими лицами, появляются во многих средствах массовой информации, помимо резьбы (включая манускрипты, металлоконструкции, экслибрисы и витражи ). Похоже, они использовались для чисто декоративного эффекта, а не отражали какие-либо глубоко укоренившиеся убеждения. Швейцарский гравер Нума Гайо создал экслибрис, изображающий Зеленого Человека в мельчайших деталях. Он был завершен примерно в 1887 году.

В Британии образ Зеленого человека возродился в XIX веке, став популярным среди архитекторов во время готического возрождения и эпоха декоративно-прикладного искусства, когда он появился как декоративный мотив во многих зданиях, как религиозных, так и светских. Примерно в то же время американские архитекторы подхватили этот мотив. Зеленый Человек путешествовал с европейцами, когда они колонизировали мир. В неоготике викторианской архитектуры можно найти множество вариаций. Он был очень популярен среди австралийских каменщиков и его можно найти на многих светских и священных зданиях.

В церквях

На первый взгляд Зеленый Человек мог бы показаться язычником, возможно, фигура плодородия или дух природы, похожий на лесной лес (дикий лесной человек), и все же он часто появляется, вырезанный из дерева или камня в церкви, часовни, аббатства и соборы, примеры которых можно найти вплоть до 20 века.

Божества с зеленым лицом

Осирис, правитель подземного мира, возрождения и возрождения, обычно изображался с зеленым лицом. (Гробница Нефертари ), 1295–1253 гг. До н.э.

В одной из своих ролей древнеегипетский бог Осирис рассматривается как зерновое божество и обычно изображается с зеленым лицом представляющий растительность, возрождение и воскресение. Сосуды с почвой в форме Озириса, засеянного семенами («Кровати Осириса»), находятся в некоторых гробницах Нового царства. Прорастающее зерно означало воскресение умершего.

Хидр или аль-Хидр (арабский : الخضر al-Khir "Зеленый", также транскрибируется как Хидар, Хизр, Хизер, Хизар) является почитаемой фигурой в исламе, которого Коран описывает как праведного слугу Бога, который обладал великой мудростью или мистическим знанием. Чаще всего его называют современником Моисея, но в других вариантах его истории он жил в то же время, что и Авраам, мифологический персидский царь Афридун и Нашия бин Амус. 18-я сура («Пещера») представляет повествование, в котором Хидр сопровождает Моисея и проверяет его клятву не задавать никаких вопросов. Том Читам, специалист по исламскому мистицизму, отождествляет Хидра эзотерического суфизма с Зеленым Человеком. В своей книге о работе Генри Корбина и других, касающихся мусульманского святого XII века Ибн Араби, он развивает идею Зеленого Человека / Хидра как принципа посредника между воображаемыми царство и физический мир.

На аналогичную тему автор духовности и архитектуры Уильям Андерсон пишет:

О нем ходят легенды (Хидр ), в которых, как и Осирис, он расчленен и возрожден; и пророчества, связывающие его, как Зеленого Человека, с концом времени. Его имя означает «Зеленый» или «Зеленый», он - голос вдохновения для стремящегося и преданного художника. Он может исходить как белый свет или отблеск на травинке, но чаще как внутреннее настроение. Признаком его присутствия является способность работать или переживать с неутомимым энтузиазмом сверх обычных способностей. В этом может быть связь между культурами... Одной из причин энтузиазма средневековых скульпторов в отношении Зеленого Человека может быть то, что он был источником каждого вдохновения.

На санскрите Зеленый Человек родственен гана Киртимука или «Лик Славы », который связан с лилой из Шивы и Раху. Лик Славы часто встречается в Ваджраяне Буддийском Танка искусстве и иконографии, где он часто используется как облачная форма симулякр и изображается венчающий «Колесо становления» или Бхавачакра.

Другие боги, изображенные зеленым цветом, находятся в Тибете Амогха-сиддхи и в Мексике Тлалок.

Связанные персонажи

Великое Блюдо, или Большая плита Вакха из Сокровища Милденхолла, теперь хранящаяся в Британском музее Могильная плита на кладбище Шеббира в Девоне с изображением черепа

Некоторые комментаторы объединяют или связывают термин с «Джек в зеленом ». Встречаются также зеленые кошки, львы и демоны. На надгробиях и других мемориалах, человеческие черепа иногда изображены прорастающие виноградные лозы или другие растения, предположительно как символ воскрешение (как в Шеббер, Девон, Англия).

Персонаж, внешне похожий на Зеленого Человека, в форме частично лиственной маски, окруженной вакхическими фигурами, появляется в центр серебряного подноса 4-го века в сокровище Милденхолла, найденном на территории римской виллы в Суффолке, Англия; По общему мнению, маска представляет Нептун или Океан, а слоистость - водоросли.

В таких странах, как Германия, Исландия и Англия, изображения Зеленого Человека могли быть вдохновлены такими божествами, как Фрейр или Один, поскольку оба имеют много атрибутов позже Зеленые люди со всей Европы.

Гравюра трубочистов XVIII века Первомай Джек в зеленом в Лондоне

В маске Томаса Наше Последняя воля и завещание Лето (1592, напечатано 1600), персонаж, комментируя действия, после выхода «Сатиры и лесные нимфы», говорит: «У остальных зеленых человечков разумные голоса... ".

Были проведены параллели между Зеленым Человеком и различными божествами, включая британских кельтов Луд, также известного как Ноденс ; Осирис, Один, Дионис и даже Иисус. Дед Мороз, которого часто показывали увитая плющом в ранних изображениях, была предложена как подобный лесной дух.

Другое объяснение бестелесной головы состоит в том, что это голова Мимира из норвежского Мифология. Мимир - дядя Синна, бог знаний и мудрости. Его колодец находится в Йотунхейме, стране Ледяных гигантов. Боги Вана обезглавили его за контроль над Хениром, вождем богов Аса, после войны Аса-Вана. Затем отрубленная голова отправляется Оинну, который бальзамирует голову травами и специями, чтобы она не гнила. Затем он реанимирует голову и держит ее при себе, чтобы мудрость и знания Мимира не были потеряны. После эпохи викингов в Великобритании в некоторых церквях использовался мотив зеленого человека со ссылкой на знания и мудрость.

Популярная культура

Литература

Зеленый человек - повторяющаяся тема в литературе. Иногда фигуры Робина Гуда и Питера Пэна связаны с Зеленым Человеком, как, например, Зеленый Рыцарь в Сэре Гавейне и Зеленом Рыцаре. Зеленый рыцарь в этом стихотворении служит одновременно монстром-антагонистом и наставником сэра Гавейна, принадлежащего к дохристианскому миру, который кажется антагонистическим, но в конечном итоге гармоничным с ним. В послевоенную эпоху литературоведы интерпретировали Зеленого рыцаря как литературное изображение Зеленого человека леди Рэглан, как описано в ее статье «Зеленый человек в церковной архитектуре», опубликованной в журнале «Folklore» в марте 1939 года. помог укрепить веру в то, что Зеленый Человек был подлинной фигурой из средневекового фольклора.

Сэр Джеймс Фрейзер упоминает эту традицию в Золотой ветви. Роман Кингсли Эмиса Зеленый Человек (1969) - о современном воплощении Зеленого Человека, который в романе изображен как древнее языческое чудовище. Стивен Фрай написал стилизацию из стихотворения под названием «Зеленый человек» в рамках своего романа Бегемот. В книге Чарльза Олсона «Археолог утра» есть стихотворение «Зеленый человек». Рональд Джонсон также написал последовательность стихотворений длиной в книгу «Книга Зеленого Человека». Предпосылка даже проникла в комиксы, в первую очередь с персонажем Болотная тварь.

Зеленые люди, и варианты на эту тему, часто встречающиеся в современной фэнтези и научной фантастике. Том Бомбадил и энты из Властелина колец можно считать возможными примерами. В детской классике Кеннета Грэхема 1908 года Ветер в ивах изображение естественного божества, аналогичное Пану и легенде Зеленого Человека, появляется как кульминация мистического опыта в главе «Волынщик у Врат Зари». (Позже дебютный студийный альбом психоделической рок-группы Pink Floyd взял свое название из той главы.) В другом месте серия Роберта Джордана В Колесе Времени изображен персонаж по имени Сомешта, которого называют «Зеленым Человеком». Он единственный оставшийся в живых из расы под названием ним, которым изначально доверяли как садовников мира, и кто имел способность управлять жизнью и ростом растений вокруг них. Впервые он появляется в первой книге, Око мира, в главах 49 («Темный шевелится») и 50 («Встречи у Ока»). Позже он снова появляется в четвертой книге, The Shadow Rising, в главе 26 («Посвященный»), в тер'ангриале, расположенном в Руиде. Персонаж по имени "зеленый человек" также появляется в серии Джина Вулфа Книга Нового Солнца. В этой истории персонаж - путешественник во времени из возможного будущего Урса (то есть Земли), где человечество «изменило [прудовую нечисть] до тех пор, пока она не сможет жить в нашей крови, и своим вмешательством, наконец, сделало наш мир в человечестве. долгая борьба с солнцем. В нас крошечные растения живут и умирают, и наши тела питаются ими и их мертвыми и не нуждаются в другом питании. С голодом и всем трудом по выращиванию пищи пришел конец ».

корнуолл поэт Чарльз Козли, обладатель Золотой медали королевы за поэзию в 1967 г. написал стихотворение под названием «Зеленый человек в саду».

В последние годы 20 века и в начале 21 века появление Зеленого человека в детской литературе получило широкое распространение. Примерами таких романов, в которых Зеленый Человек является центральным персонажем, являются работы Бел Муни 1997 года «Зеленый человек» и «Присоединение к радуге», «Зеленый человек» Джейн Гардам 1998 года и Джеральдин МакКогриан 1998 «Камни вылупляются». Во многих из этих изображений фигура Зеленого Человека поглощает и вытесняет множество других диких людей и богов, в частности тех, которые связаны с сезонной смертью и возрождением. Трилогия Ротервейда Эндрю Колдекотта в значительной степени опирается на концепцию Зеленого Человека, воплощенную садовником Хейманом Солтом, который превращается в Зеленого человека в кульминации первой книги.

Скульптура

Образ Зеленого Человека возродился в наше время, когда художники со всего мира переплетали образы в различных стилях работы. Английский художник Пол Сивелл создал Зеленого Человека Уайтфилда, резьбу по дереву на мертвой части живого дуба; Дэвид Эвли, английский садовник, создал Лабиринт тысячелетия Зеленого Человека Пенпонта в Поуисе, Уэльс (по состоянию на 2006 год это крупнейшее изображение зеленого человека в мире); Замбийский скульптор Тоин Адамс создал 12-метрового Зеленого Человека в Бирмингеме, Великобритания, по состоянию на 2006 год, крупнейшую отдельно стоящую скульптуру Зеленого Человека в мире; и скульптор М. Дж. Андерсон создал мраморную скульптуру под названием «Зеленый человек» - «Первородный приморский абориген всех времен», откуда буш и вся природа прорастают из его пальцев. Среди других - Джейн Брайдсон, австралийская художница Марджори Басси, американская художница Моника Ричардс и английский художник фэнтези Питер Праковник, чьи работы появлялись в нескольких средствах массовой информации, включая татуировки всего тела.

Американский художник Роб Джушак взял тему Зеленый Человек как духовный защитник Земли, превративший ее в образ Зеленого Человека, держащего планету; Дороти Боуэн создала картину на шелке кимоно, названную «Зеленая женщина», как выражение женского аспекта легенды.

Музыка

Театрализованная битва между Зеленым человеком и Джеком Фростом на общественном фестивале в Йоркшире артист в костюме на Scarborough Faire (2007)

Джетро Талл исполнил трек Jack-in-the-Green на их 1977 альбом Songs from the Wood.

The Green Man - трек ранней английской эйсид-хаус группы Shut Up and Dance, который вошел в чарты Великобритании в 1992 году. Песня "Greenman" английской группы XTC вошли в их альбом Apple Venus Volume 1 (текст включал «See the Greenman пошлет воздушный поцелуй с высокой церковной стены»). Песня под названием "Green Man" входит в альбом американской хэви-метал группы Type O Negative October Rust. Зеленый человек является героем песни Роя Харпера «Зеленый человек», главной песни его одноименного альбома. В треке «Diadem» из альбома Уотерсона – Карти 2006 года Holy Heathens and the Old Green Man есть фразы, которые предполагают, что обожаемая фигура - это какой-то зеленый человек.

Театр и фестивали

Зеленый Человек показан в спектаклях, таких как фестиваль Имболк в Марсдене, Западный Йоркшир или Фестиваль Зеленого Человека в Брекон-Биконс, Уэльс, около Крикхоуэлла.

Кино и телевидение

Зеленый человек показан в нескольких фильмах, таких как первый эпизод Кентерберийские рассказы от Пьера Паоло Пазолини (1972) и Контракт рисовальщика от Питера Гринуэя (1982). В фильме ужасов 1973 года Плетеный человек местная таверна Саммеррайла под названием «Зеленый человек» является прибежищем группы языческих островитян. Дисней фильм Странная жизнь Тимоти Грина 2012 года, кажется, изображает фигуру Зеленого Человека в своем заглавном персонаже, волшебного ребенка, который однажды ночью появляется в саду бездетной пары. У него на ногах растут листья, он питается от солнечного света и возвращается на землю осенью, выполнив свое предназначение.

Зеленый Человек был изображен в сериале Леденящие кровь приключения Сабрины как старый языческий бог; он предназначен для того, чтобы положить конец человечеству, «Конец всякой плоти», где все люди будут опылены и убиты в жертву, чтобы вернуть Зеленого Человека.

Современное язычество

Для многих современных язычников Зеленый человек используется как символ сезонного обновления и экологического сознания.

В Викка, Зеленый Человек часто использовался как представление Рогатого Бога, синкретического божества, которое включает в себя аспекты, среди прочего, кельтского Чернуннос и греческий пан.

Галерея

См. Также

Цитаты

Цитированные источники

  • Басфорд, Кэтлин (1998) [1978]. Зеленый человек. Кембридж: Д. С. Брюэр. ISBN 978-0859914970. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Брамвелл, Питер (2009). Языческие темы в современной детской художественной литературе: Зеленый человек, Шаманизм, Тайны Земли. Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-230-21839-0. CS1 maint: ref = harv (link )

Дополнительная литература

  • Эмис, Кингсли. Зеленый человек, Винтаж, Лондон (2004) ISBN 0-09-946107-2 (Роман)
  • Андерсон, Уильям. Зеленый человек: архетип нашего единства с Землей, Харпер Коллинз (1990) ISBN 0-00-599252-4
  • Басфорд, Кэтлин. Зеленый человек, Д. С. Брюэр (2004) ISBN 0-85991-497-6 (Первая монография по этой теме, теперь переизданная в мягкой обложке)
  • Бир, Роберт. Энциклопедия тибетских символов и мотивов Шамбала. (1999) ISBN 1-57062-416-X, ISBN 978- 1-57062-416-2
  • Читем, Том. Зеленый человек, земной ангел: пророческие традиции и битва за душу мира, SUNY Press 2004 ISBN 0-7914-6270-6
  • Доэл, Фрэн и Доэл, Джефф. Зеленый человек в Великобритании, Tempus Publishing Ltd (май 2001 г.) ISBN 0-7524-1916-1
  • Хардинг, Майк. Маленькая книга зеленого человека, Aurium Press, Лондон (1998) ISBN 1-85410-563-9
  • Хикс, Клайв. Зеленый Человек: Полевое руководство, Compass Books (август 2000 г.) ISBN 0-9517038-2-X
  • МакДермотт, Мерсия. Explore Green Men, Explore Books, Heart of Albion Press (сентябрь 2003 г.) ISBN 1-872883-66-4
  • Мэтьюз, Джон. Поиски Зеленого Человека, Годсфилд Пресс Лтд. (Май 2004 г.) ISBN 1-84181-232-3
  • Нишем, Мэри. Дух Зеленого Человека, Зеленая Магия (декабрь 2003 г.) ISBN 0-9542963-7-0
  • Варнер, Гэри Р. Мифический лес, Зеленый человек и Spirit of Nature, Algora Publishing (4 марта 2006 г.) ISBN 0-87586-434-1

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Зеленый человек.
Последняя правка сделана 2021-05-22 09:44:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте