Селки

редактировать

Селки
Фарерский штамп 585 the seal woman.jpg Фарерский штамп
ГруппировкаМифологический

В шотландской мифологии, селки (также пишется шелк, силки, селхи) или селки-фолк (шотландцы : селки-фаук), что означает «тюленький народ "являются мифологическими существами, способными к териантропии, превращаясь из печати в человеческую форму, сбрасывая кожу. Они встречаются в народных сказках и мифологии, происходящей с Северных островов в Шотландии.

В народных сказках часто вращаются вокруг селки-самок, которых кто-то воровал принуждал к отношениям с людьми. и скрывая свою тюленью шкуру, демонстрируя сказочный мотив типа лебединой девы.

В фарерском и исландском фольклоре есть аналоги, говорящие о тюленьих женщинах и тюленьих шкурах.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 Шотландская легенда
    • 2.1 Селки-жена и человеческий любовник
    • 2.2 Обязательные правила и греховное происхождение
    • 2.3 Суеверия
  • 3 Оркнейские сказки
  • 4 Шетландские сказки
  • 5 параллелей
  • 6 исландских народных сказок
  • 7 фарерских легенд
  • 8 ирландский фольклор
  • 9 детей селки
  • 10 теорий происхождения
  • 11 современных методов лечения
  • 12 популярных культура
  • 13 См. также
  • 14 Пояснительные примечания
  • 15 Ссылки
  • 16 Внешние ссылки
Терминология

В шотландском языке слово selkie является уменьшительным для слова selch, которое строго говоря, означает «серый тюлень» (Halichoerus grypus ). Альтернативные варианты написания уменьшительного лабиринта включают: selky, seilkie, sejlki, silkie, silkey, saelkie, sylkie и т. Д.

Термин «селки» в соответствии с ним следует трактовать как означающий любую печать с или без последствий преобразования в человеческую форму.

W. Трэйл Деннисон настаивал на том, что «селки» - это правильный термин, который следует применять к этим оборотням, чтобы отличать их от мерфолков, и что Самуэль Хибберт совершил ошибку, назвав их «водяными» и « русалки ». Однако, когда исследуются другие скандинавские культуры, исландские писатели также называют жен тюленя мерфолками (marmennlar).

Также, похоже, существует некоторая смешение между селками и финфолком. Это смешение существовало только на Шетландских островах, утверждал Деннисон, и что на Оркнейских островах селки отличаются от финфолков, а обиталище селков под водой - это не «финфолк-а-гем»; это мнение, хотя и поддерживается Эрнестом Марвиком, было оспорено.

Существует дальнейшая путаница с норвежским понятием финнов как оборотней, «финнов» ( синоним слова «финфолк») является шетландским диалектом названием обитателей моря, которые, по словам одного местного корреспондента, могут снимать шкуру тюленя и превращаться в людей.

Гэльские термины

на гэльском рассказы, конкретные термины для селки используются редко. Их редко отличают от русалок. Чаще всего их называют maighdeann-mhara на шотландском гэльском, maighdean mhara на ирландском и moidyn varrey на мэнском («дева моря», т.е. русалки) и явно имеют черты селки, похожие на тюленей. Единственный термин, который конкретно относится к селки, но который встречается редко, - это maighdeann-ròin, или «девушка-тюлень».

Шотландская легенда

Многие из сказок о селках имеют были собраны с Северных островов (Оркнейские и Шетландские).

В легендах Оркнейских островов сельки, как говорят, обозначают различные печати большего размера, чем серый тюлень; только этим большим тюленям приписывают способность превращаться в людей, и их называют «селки-народом». Типы больших тюленей, которые могли быть замечены на островах, включают гренландского тюленя (также известного как гренландский тюлень) и хохлатого тюленя (также известного как тюлень с капюшоном). Нечто подобное утверждается в Шетландской традиции, что русалки и русалки предпочитают принимать форму больших тюленей, именуемых «хааф-рыбой».

Жена сельки и любовница-человек

Типичная народная сказка - это история о мужчине, который крадет шкуру женщины-селки, находит ее обнаженной на берегу моря и заставляет ее стать его женой. Но жена будет проводить время в неволе, тоскуя по морю, своему истинному дому, и ее часто можно будет увидеть, с тоской глядя на океан. Она может родить нескольких детей от своего мужа-человека, но как только она обнаружит свою кожу, она немедленно вернется в море и бросит детей, которых любила. Иногда один из ее детей обнаруживает или знает местонахождение кожи. Иногда выясняется, что у нее уже был первый подобный муж. Хотя в некоторых версиях детских рассказов селки посещает свою семью на суше один раз в год, в типичной сказке они никогда больше не видят ее. По одной из версий, семья селки никогда больше не видела (по крайней мере, в человеческом обличье), но дети были свидетелями того, как большой тюлень приближался к ним и жалобно «приветствовал» их.

Мужчины селки описываются как они были очень красивы в своей человеческой форме и обладали большой соблазнительной властью над человеческими женщинами. Обычно они ищут тех, кто недоволен своей жизнью, например замужних женщин, ожидающих своих рыбаков мужей. В одной популярной болтливой версии о некой «Урсилле» с Оркнейских островов (псевдоним) ходили слухи, что, когда она хотела вступить в контакт со своим селки-самцом, она пролила семь слез в море.

Дети, рожденные между у человека и тюленя руки могли быть перепончатые руки, как в случае с шетландской русалкой, дети которой имели «своего рода паутину между пальцами», или «Урсилла», по слухам, родила детей от селки-самца, так что у детей была чтобы перепонки между пальцами рук и ног из рогового материала периодически срезались. У некоторых из потомков действительно были эти наследственные черты, согласно Уолтеру Трэйллу Деннисону, который был родственником семьи.

Связующие правила и греховное происхождение

Некоторые легенды говорят, что Селки могли превращаться в людей время от времени, когда условия приливов были правильными, но устные рассказчики расходились во мнениях относительно временного интервала. По слухам Урсиллы, селки-самец пообещал навестить ее на «седьмом ручье» или весной. В балладе «Великие шелковые» Суле Скерри муж тюленя обещал вернуться через семь лет; число «семь» является обычным явлением в балладах.

Согласно одной из версий, селки могли принимать человеческую форму только раз в семь лет, потому что это тела, в которых обитают осужденные души. Существует мнение, что это либо люди, совершившие греховные проступки, либо падшие ангелы.

Суеверия

Только в тяжелые времена люди Шотландских островов убивали тюленей, чтобы использование их кожи и жира. Считалось, что убийство тюленя обернется несчастьем для виновного.

Эрнест Марвик рассказывает историю фермеров, которые привели своих овец пастись на небольшую группу холмов на Оркнейских островах. Летом мужчина поместил семь овец на самый большой холм. По пути домой с пастбища овец мужчина убил тюленя. В ту ночь все овцы этого человека исчезли, однако другие крестьяне, которые не убивали тюленя, не потеряли своих овец.

Оркнейские сказки

В сказке о селках-жене есть свое версия практически для каждого острова Оркнейских островов согласно W. Трэйл Деннисон. В свое исследование он включил версию, собранную у жителя Северного Роналдсея, в которой «добрый человек Пустоты», убежденный холостяк, влюбляется в девушку из числа селки, чью кожу он захватывает. Она обыскивает дом в его отсутствие и находит свою тюленью шкуру благодаря своей младшей дочери, которая однажды видела, как она спрятана под крышей.

В "Селки Жена", версия из Дирнесс на Материке, Оркнейские острова, муж запер шкуру тюленя в морском пузыре (сундук ) и спрятал ключ, но женщина-тюлень, как говорят, согласилась к сокрытию, сказав, что «лучше не думать о ее селких днях». Однако, когда она обнаружила свою кожу, она поспешно уехала, оставив всю свою одежду разбросанной.

Рыбак по имени Алик якобы приобрел жену, украв шкуру тюленя у селки, в сказке, рассказанной Оркнейским жителем шкипер. Алик в сказке представлен как хороший знакомый отца рассказчика, Джона Хеддла из Стромнесса.

Шетландских сказок

Версия сказки о русалке, вынужденной стать женой некоего Человек, который крадет ее шкуру тюленя, локализованный в Unst, был опубликован Сэмюэлем Хиббертом в 1822 году. У нее уже был муж такого же типа в ее случае.

В некоторых историях из Шетландских островов есть селки, заманивающие островитян в море в разгар лета, а влюбленные люди никогда не возвращались на сушу.

Считалось, что на Шетландских островах морской народ принял человеческий облик и дышали воздухом в атмосфере на родине подводных лодок, но с их морской одеждой (шкурой тюленя) они обладали способностью превращаться в тюленей, чтобы перейти оттуда к рифам над морем. Тем не менее, каждый скин был уникальным и незаменимым.

Изменяющая облик природа селки в шетландских традициях подробно описана в шотландской балладе Великий шелк Суле Скерри

Я человек upo 'da. Я селки в море.. И я далеко от каждого берега,. Мое жилище находится в Шёл Скерри.

В сказке «Сын Джоги» группа тюленей, отдыхающих в Ве Скерри, попала в засаду и сдила шкуру Папа Стоур рыбаками, но поскольку они на самом деле были тюленями, пролитая кровь вызвала всплеск морской воды, и один рыбак остался брошенным. Жертвы народа тюленей выздоровели, приняв человеческий облик, но оплакивали потерю своей кожи, без которой они не могли вернуться в свой подводный дом. Оллавитин был особенно огорчен, поскольку теперь он был разлучен со своей женой; однако его мать Джога заключила сделку с брошенным моряком, предложив отнести его обратно в Папу Стоур при условии, что кожа будет возвращена. В другом повествовании той же сюжетной линии застрявшего человека зовут Герман Перк, а имя спасающего селки неизвестно.

Параллели

Рассказам о типе невесты-тюленя был присвоен номер ML 4080 в соответствии с системой классификации мигрирующих сказок Рейдара Торальфа Кристиансена. Известно, что эти рассказы о женах-селках принадлежат к типу мотивов девы-лебедя. Сейчас существуют сотни рассказов о типах невесты тюленя, которые были найдены от Ирландии до Исландии. Только один экземпляр был найден в Норвегии Кристиансеном.

На Фарерских островах существуют аналогичные верования у тюленей и тюленьих женщин.

Тюлень Оборотни, похожие на селки, существуют в фольклоре многих культур. Соответствующее существо существовало в шведской легенде, и люди чавычи в Северной Америке имеют похожую историю о мальчике, который превращается в тюленя.

Исландские народные сказки

Народная сказка «Селшамуринн» («Кожа тюленя»), опубликованная Йоном Арнасоном, предлагает исландский аналог сказки «селки». В легенде рассказывается, как мужчина из Мирдалура заставил женщину, превратившуюся из тюленя, выйти за него замуж после того, как завладел ее шкурой тюленя. Она обнаруживает ключ от сундука в обычной одежде своего мужа, когда он наряжается на рождественскую прогулку, и женщина-тюлень воссоединяется с мужчиной-тюленем, который был ее обрученным партнером.

Еще одна такая история была записана Йон Гудмундссон Образованный (в 1641 г.), и, по его словам, эти тюлени были морскими эльфами, которых называли марменнларами (водяные и русалки ). Его рассказ повествует о человеке, который встречает танцующих и празднующих эльфов в пещере у океана. Пещера выложена шкурами тюленей танцующих эльфов. Как только эльфы замечают человека, они бросаются одевать шкуры и ныряют обратно в океан. Однако мужчина может украсть самую маленькую из шкур, спрятав ее под одежду. Владелец шкуры пытается забрать ее шкуру у мужчины, но он быстро берет молодую эльфийку и берет ее к себе домой, чтобы стать его женой. Мужчина и эльф вместе уже два года, родив двоих детей, мальчика и девочку, но эльфийка не питает любви к этому человеку. В это время муж бывшей эльфийки плывет вдоль берега у дома пары. Однажды эльфийка находит свою шкуру и убегает, чтобы ее больше никогда не видели.

Более далекий отзвук сказок типа селки можно найти в средневековой истории о демонической женщине Селколла (чье имя означает «голова тюленя»).

Фарерские легенды
Статуя селки, «Копаконан», в Микладалуре.

Знаменитая сказка о селках из Фарерские острова - это легенда о Копаконане, что буквально означает «женщина-тюлень». История рассказывает о молодом фермере из деревни Микладалур, который, узнав о местной легенде о том, что тюлени могут выходить на берег и сбрасывать свои шкуры раз в год в Тринадцатую ночь, отправляется посмотреть сам. В засаде мужчина наблюдает, как многие тюлени подплывают к берегу, сбрасывая кожу, обнажая человеческий облик. Фермер снимает шкуру с молодой женщины-селки, которая не может вернуться в воду без шкуры и вынуждена последовать за молодым человеком обратно на его ферму и стать его женой. Эти двое остаются вместе много лет, даже родив нескольких детей. Мужчина запирает кожу селки-женщины в сундуке, всегда держа ключ от замка при себе, чтобы его жена никогда не могла получить доступ. Однако однажды мужчина забывает свой ключ дома, возвращается на свою ферму и обнаруживает, что его жена-селки взяла свою шкуру и вернулась в океан. Позже, когда фермер на охоте, мужчина убивает селки-мужа женщины-селки и двух ее сыновей. Разъяренная женщина-селки обещает отомстить за своих потерянных родственников. Она восклицает, что «некоторые утонут, некоторые упадут со скал и склонов, и так будет продолжаться до тех пор, пока не будет потеряно так много людей, что они смогут обнять весь остров Калсой. " Считается, что смерть на острове происходит из-за проклятия женщины-селки.

Питер Каган и ветер Гордон Бок рассказывает о рыбаке Кагане, который женился на женщине-тюленке. Вопреки желанию жены он отправился в опасное плавание в конце года и попал в ловушку ужасного шторма, не имея возможности вернуться домой. Его жена приняла форму печати и спасла его, хотя это означало, что она никогда не сможет вернуться в свое человеческое тело и, следовательно, в свой счастливый дом.

Ирландский фольклор

Русалка в ирландском фольклоре (иногда называемая «мерроу » на гиберно-английском языке) в некоторых случаях рассматривалась как женщина-тюлень. В некотором сборнике преданий в графстве Керри есть ономастический рассказ в Трали, в котором утверждается, что семья Ли произошла от человека, взявшего мурдуч ( русалка) для жены; Позже она сбежала и присоединилась к своему мужу-тюленю, предполагая, что она была из народа тюленя.

Существует также традиция, что клан Коннили из Коннемара был произошли от тюленей, и для них было табу убивать животных, чтобы это не принесло несчастья. А поскольку «коннели» стало прозвищем животного, многие сменили фамилию на Коннолли. В этой связи также упоминается, что есть Роанинский (Rón-inis, «остров тюленя») у Донегала, за пределами залива Гвибарра.

Сельские дети

Во многих версиях мифа о селках, дети, рожденные в результате сочетания селки и человека, рождаются с определенными физическими характеристиками, которые отличают их от нормальных детей.

В книге Дэвида Томсона «Люди моря», в которой рассказывается об обширных легендах, окружающих Серого тюленя в фольклоре сельских шотландских и ирландских общин, это дети мужчин-селки. и человеческие женщины с перепонками на пальцах рук и ног. Когда лямка перерезается, ее место занимает грубый и жесткий рост.

В книге «Фольклор Оркнейских и Шетландских островов» Эрнеста В. Марвика он цитирует рассказ о женщине, которая рожает сына с мордочкой тюленя после того, как влюбилась в селки-мужчину. Позже сон показывает местонахождение серебра, которое женщина нашла после рождения сына.

Группа потомков селки, также упомянутая Марвиком, имела зеленоватую, белую кожу и потрескавшуюся в ней кожу. определенные места на теле. Эти трещины источали рыбный запах.

Теории происхождения

До появления современной медицины многие физиологические состояния были неизлечимы. Когда дети рождались с аномалиями, обычно винили фей. Клан МакКодрумов Внешних Гебридских островов стал известен как «Маккодрумы тюленей», поскольку они утверждали, что произошли от союза рыбака и селки. Это было объяснением их синдактилии - роста кожи между пальцами, из-за чего руки напоминали ласты.

. Дети, рожденные с «чешуйчатой» кожей, также считались потомками селки. Это могло быть вызвано ихтиозом, генетическим заболеванием кожи, при котором участки кожи затвердевают и выглядят «чешуйчатыми». Это состояние может быть тяжелым, проявляться по всему телу, но чаще вызывает лишь легкое обезображивание. Наиболее распространенный тип, известный как вульгарный ихтиоз.

, дети Селки, рожденные с «головой тюленя», могли быть вызваны врожденным дефектом анэнцефалией.

шотландским фольклористом и антиквар, Дэвид МакРитчи полагал, что первые поселенцы в Шотландии, вероятно, встречали и даже женились на финских и саамских женщинах, которые были ошибочно идентифицированы как селки из-за их морская кожа каяки и одежда. Другие предположили, что традиции, касающиеся селки, могли быть связаны с неверно истолкованными наблюдениями финнов (инуитов из пролива Дэвиса ). Инуиты носили одежду и использовали каяки, которые были сделаны из шкур животных. И одежда, и каяки потеряют плавучесть при намокании, и их необходимо просушить. Считается, что появление инуитов, снимающих с себя одежду или лежащих рядом со шкурами на камнях, могло привести к вере в их способность превращаться из тюленя в человека.

Другое мнение состоит в том, что потерпевшие кораблекрушение Испанцы были выброшены на берег, и их угольно-черные волосы напоминали тюленей. Как отмечает антрополог А. Тем не менее, Асбьёрн Йон признал, что существует сильная база преданий, указывающая на то, что селки «считаются сверхъестественным сформированным из душ утонувших людей».

Современные методы лечения

Шотландский поэт Джордж Маккей Браун написал современный прозаический вариант рассказа под названием «Тюленья кожа».

Эрик Линклейтер «Брюки из тюленьей кожи».

Робин Робертсон "В Роане Хед".

В массовой культуре

Селки - или отсылки к ним - появлялись во многих романах, песнях и фильмах, хотя степень их отражения в традиционных историях сильно различается. Работы, в которых лор селки является центральной темой, включают:

  • Незнакомец вышел на берег, роман для молодых взрослых 1975 шотландского автора Молли Хантер. Действие происходит на Шетландских островах на севере Шотландии, сюжет вращается вокруг мальчика, который должен защитить свою сестру от Великого Селки.
  • Тайна Роана Иниша, американца / ирландца 1994 года независимый фильм по роману «Тайна Рона Мор Скерри» Розали К. Фрай. Сюжет фильма рассказывает о молодой девушке, которая раскрывает тайну селки-предков ее семьи и ее связь с потерянным братом.
  • Селки, австралиец 2000 года, созданный для телевидения. фильм.
  • Ундина, ирландский фильм 2009 года, в котором женщина, пойманная в рыболовную сеть, считается селки.
  • Песнь моря, ирландский анимационный фильм о мальчик, который должен иметь дело с исчезновением своей матери-селки и его обидой на сестру, рожденной, когда исчезла его мать.
См. также
  • портал мифологии
Пояснительные примечания
Ссылки
Библиография
Дополнительная литература
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Селкис.
  1. ^Ashliman (tr.) (2000)).
Последняя правка сделана 2021-06-07 09:31:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте