Гвин ап Нудд (Валлийское произношение:, иногда встречается с устаревшим написанием Gwynn ap Nudd ) - валлийский мифологический персонаж, король Тилвит Тег или «светлый народ "и правитель валлийского Иного мира, Аннвн, чье имя означает« Гвин, сын Нудда ». Описанный позже как великий воин с «почерневшим лицом», Гвин тесно связан с потусторонним миром в средневековой валлийской литературе и связан с международной традицией дикой охоты.
Гвин ap Nudd тесно связан с Гластонбери Тор.Гвин - сын Нудда (вероятно, тот же персонаж в другом месте, известный как Ллуд ) и, таким образом, будет внуком Бели Маура и племянником Арианрод, Ллефелис , Пенарддун, Афаллах, Гофаннон и Касваллон. Основываясь на их общем отчестве (ап Нудд), его братьями и сестрами являются Эдерн, воин, который появляется в ряде текстов о короле Артуре, и Оуайн ап Нудд, который кратко упоминается в Герайнт и Энид. В Калхуч и Олвен Гвин - любовница Крейддилад, дочери Ллудда, которая, следовательно, может быть родной сестрой Гвина, хотя эта связь не была установлена средневековыми авторами. Калхуча и Олвена.
Гвин играет важную роль в ранней артурианской сказке Калхуч и Олвен, в которой он похищает свою сестру Крейддилад от ее жениха, Гвитир, сын Грейдола. В ответ Гвитир поднял большое войско против Гвина, что привело к ожесточенной битве между ними. Гвин победил и после конфликта захватил в плен несколько дворян Гвитира, включая Нвайтона и его сына Циледра. Позже Гвин убил Нвайтона и заставил Сайледра съесть сердце своего отца. В результате пыток от рук Гвина Цайледр сошел с ума, получив прозвище Уилт.
После вмешательства Артура, Гвин и Гвитр согласились сражаться за Крейддилад каждый Первомай до Судного Дня. Воин, победивший в этот последний день, наконец-то возьмет девушку. Этот бой может быть примером предполагаемого противостояния между летом и зимой, а также вариантом предполагаемого мифа о Холли Кинг, предложенного Робертом Грейвсом. По словам Калха и Олвена, Гвин был «поставлен над выводком дьяволов в Annwn, чтобы они не уничтожили нынешнюю расу».
Прежде чем он сможет выиграть руку Ольвен, Калхуч, сын Цилидд, должен выполнить ряд, казалось бы, невыполнимых задач, данных ему отцом Ольвен, великаном Исбаддаденом. Одна из этих задач - достать гребень и ножницы из головы злобного кабана, Twrch Trwyth. Поскольку без помощи Гвина невозможно охотиться на кабана, его призывают присоединиться к Артуру и его свите против Тврча Трвита. Во время охоты он садится на Ду-и-Мороэдд, единственную лошадь, которая может его нести. И Гвин, и Гвитир отправились с Артуром за кровью Ордду, ведьмы из нагорья ада.
Гвин фигурирует в средневековой поэме The Диалог Гвин ап Нудд и Гвиддно Гаранхир, найденный в Черной книге Кармартена. В этом повествовании Гвин, возвращаясь с битвы, встречает Гвидно, короля Кантре'р Гвэлода, и дает ему свою защиту. Затем Гвин рассказывает о своих подвигах на поле битвы и о своей роли психопомпа, таинственной фигуры, собирающей души павших британских воинов, таких как Бран Благословенный, Мейриг ап Карреян, Гвендоле, сын Сейда и Ллаче, сын Артура. В этом стихотворении превозносится его боевое мастерство; его описывают как «надежду армий» и «героя воинств», и когда его спрашивают, из какого региона он прибыл, он просто отвечает: «Я пришел из битв и конфликтов». Поэма заканчивается провозглашением Гвина:
Я был Я был там, где были убиты солдаты Британии
С востока на север
Я проводил в могилу.
Я был там, где были убиты солдаты Британии.
С востока на юг
Я жив, они в смерти!
Его роль психопомпа параллельна его более поздней традиции в качестве лидера Дикой Охоты, в которой он возглавляет стаю сверхъестественных псов, известных как Кон Аннун, для сбора человеческих душ. В уэльском фольклоре слышать лай собак Гвина было предзнаменованием неминуемой смерти в семье. В «Диалоге» Гвин также сопровождает гончая, а именно Дормарт с румяным носом.
Гвин, очевидно, был свидетелем «конфликта» перед Каэр Вандви, потусторонней крепостью, упомянутой в Прейддеу Аннуфн.
Со временем роль Гвина уменьшилась, и в более позднем фольклоре он считался королем Тилвит-Тег, фей Уэльса. Он появляется как более простая фигура в Бухедде Коллене (Жизнь Сент-Коллена ), в которой он и его свита побеждены с Гластонбери Тор с помощью святой воды. Согласно Speculum Christiani, рукописи против гадания четырнадцатого века, валлийские прорицатели призывали имя Гвина перед тем, как входить в леса, провозглашая: «Королю Духов и его королеве - Гвин ап Нудд, вы, что там в лесу, из любви к вашему другу, позвольте нам войти в ваше жилище. "
Знаменитый бард четырнадцатого века , Дафид ап Гвилим ссылается на Гвин в ряде текстов, предполагая, что персонаж был широко известен в Уэльсе в средневековый период. В Y Dylluan он описывает одноименного сову как «птицу Гвин ап Нудда», в то время как в Y Niwl он описывается как «обманщик людей с его темным лицом» и его талайт (семейный или племя, предположительно Тилвит Тег ) как talaith y gwynt, «нация ветра». Гвин снова упоминается в Y Pwll Mawn, в котором бард рассказывает неудачный автобиографический рассказ, в котором он и его лошадь почти утонули в озере, описанном как «рыбное озеро Гвин ап Нудд» и «дворец эльфов и эльфов». их дети."
Гвин часто ассоциируется с Дикой Охотой в роли, схожей с Воденом или Охотником Херном. Некоторые традиции называют главного охотника Гвина Иоло ап Хью, который каждый Хэллоуин «можно встретить аплодисментами Кон Аннуна над Кадером Идрисом ». В Черной книге Кармартена Гвин заявляет, что его лучшая собака - Дормарк.
Гвин означает «светлый, яркий, белый», родственный ирландскому фионн. Таким образом, он имеет некоторую связь с ирландским героем Фионном маком Кумхаилом, прадедом которого по материнской линии был Нуада. Имя отца Гвина, Надд, похоже, похоже на Нуада, чтобы быть родственным Бритоника божеству Ноденс.
Гвин в повседневной жизни используется как нарицательное и прилагательное: это также остается популярным личным именем. «Гвин», особенно в старом и среднем валлийском, также имеет значение «чистый, священный, святой».